Научная статья на тему 'Правовые основы охраны и рационального использования животного мира'

Правовые основы охраны и рационального использования животного мира Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1305
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
экологическое право / природная среда / животный мир / правовая охрана животного мира / пользование животным миром / environmental law / natural environment / animal world / legal protection of the animal world / use of the animal world

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайцева В. С.

В статье рассматриваются актуальные в настоящее время вопросы правового регулирования охраны и пользования животным миром в Российской Федерации. Выявлена и обоснована необходимость внесения перечисленных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зайцева В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASES OF PROTECTION AND RATIONAL USE OF THE ANIMAL WORLD

The article deals with current issues of legal regulation of the protection and use of the animal world in the Russian Federation. The necessity of making these changes was identified and justified.

Текст научной работы на тему «Правовые основы охраны и рационального использования животного мира»

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНОГО МИРА

LEGAL BASES OF PROTECTION AND RATIONAL USE OF THE

ANIMAL WORLD

УДК 34.01

DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10018 Зайцева В.С., магистр 2 курс, направление «Охрана природы» Институт экологии и географии Россия, г. Красноярск Zaitseva V.S. verazaytseva@rambler.ru

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные в настоящее время вопросы правового регулирования охраны и пользования животным миром в Российской Федерации. Выявлена и обоснована необходимость внесения перечисленных изменений.

Summary

The article deals with current issues of legal regulation of the protection and use of the animal world in the Russian Federation. The necessity of making these changes was identified and justified.

Ключевые слова: экологическое право, природная среда, животный мир, правовая охрана животного мира, пользование животным миром.

Keywords: environmental law, natural environment, animal world, legal protection of the animal world, use of the animal world

Животный мир — это неотъемлемая часть природной среды и биологического многообразия окружающей среды. В Российской Федерации животный мир является достоянием проживающих на ее территории народов, используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации. Животный мир является возобновляемым природным ресурсом, выступает важным регулятором биосферы Земли, а также объектом, охраняемым законодательством Российской Федерации, где его рационально используют. Животный мир является также одним из основных элементов природной среды, относящийся к континентальному шельфу и исключительной экономической зоне Российской Федерации. Также

животный мир является объектом правовой охраны и представляет из себя систему живых организмов, различных видов животных, которые могут как постоянно, так и временно населять территории, принадлежащие Российской Федерации.

Следовательно, животный мир представляет собой важный регулирующий и стабилизирующий компонент биосферы, он подлежит всемерной охране и должен использоваться рационально для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан. Полное или хотя бы частичное игнорирование вышеуказанных положений, массовое убийство животных, вырубка лесов и других мест их обитания, приведёт к постепенной гибели всего живого на нашей планете. Для обеспечения охраны и рационального использования объектов животного мира в нашей стране осуществляются следующие виды деятельности: государственный учёт и ведение кадастра объектов животного мира, государственный мониторинг, государственный надзор в сфере охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также другие виды деятельности. Основными актами, которые осуществляют правовую защиту животного мира, являются:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»;

3. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

4. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

При этом система законодательства о животном мире обладает следующими специфическими чертами:

1. Сочетание федерального и регионального уровней правового регулирования отношений в сфере охраны и использования животного мира. В соответствии с Конституцией РФ вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому система законодательства о животном мире включает в себя не только федеральные законы и подзаконные нормативные акты, но и правовые акты регионального уровня. Нормотворческие полномочия органов государственной власти субъектов РФ выражаются в разработке и принятии ими нормативных правовых актов по вопросам использования и охраны животного мира. Например, роль регионального

экологического законодательства заключается в адаптации норм федеральных нормативных правовых актов к специфическим условиям конкретного региона, в упорядочении экологических отношений, складывающихся в отдельном субъекте». Однако, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны и использования животного мира не должны противоречить нормативным правовым актам, принятым на федеральном уровне.

2. В законодательстве о животном мире преобладают документы программного и стратегического характера. В целях сохранения и рационального использования животного мира осуществляется разработка и реализация специальных государственных программ, предусматривающих конкретные мероприятия, направленные на охрану объектов животного мира и среды их обитания. Например, на основании Распоряжением Минприроды России был утвержден План мероприятий по реализации Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных (дальневосточного леопарда, амурского тигра, снежного барса, зубра и других видов), растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года [7, 8]. Положения Стратегии определяют цели, задачи и основные направления государственной политики и деятельности в области сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, необходимые для повышения эффективности государственного управления в этой области. В соответствии с вышеуказанным Планом уполномоченные органы в установленные сроки обязаны выполнить мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы; совершенствованию государственного управления и государственного надзора в сфере охраны и использования объектов животного мира; экономическому и финансовому обеспечению деятельности по сохранению редких видов; ведению Красной книги Российской Федерации и красных книг субъектов Российской Федерации и ряд других мероприятий, направленных на реализацию Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года.

Анализ выполнения Стратегий по сохранению редких видов животных показал, что доля взятых под охрану местообитаний амурского тигра достигла 25%, дальневосточного леопарда - 75%, что в комплексе с другими мерами, предусмотренными соответствующими Стратегиями и Планами действий дало положительный эффект - численность этих видов стабильно растет. Реализация Стратегии по сохранению зубра позволила создать в России крупнейшую группировку - более 400 вольноживущих животных.

На уровне субъектов РФ, разрабатываются и реализуются региональные программы в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области действует программа Ленинградской области «Охрана окружающей среды Ленинградской области»; на основе Постановления Правительства Оренбургской области от 30 августа 2013 года N 732-пп реализуется программа «Воспроизводство и использование природных ресурсов Оренбургской области» на 2014 - 2020 годы. Однако, очень часто встает вопрос о финансовом обеспечении уже принятых программ. Так, из полусотни федеральных программ экологического характера выполняется из-за недостаточного бюджетного финансирования не более пяти. Как показывает анализ, «расходы на охрану окружающей среды, включая затраты на финансирование экологических программ, не являются приоритетными в региональном управлении. Прямой угрозой региону в целом является неадекватность финансирования природоохранных программ, так как недостаточно привлекаются частные и иностранные инвесторы. Некоторые экологические программы на территории Волгоградской области и города составляются под определенный набор намеченных мероприятий и не решают основные проблемы. Это противоречит программно-целевому методу управления региональным природопользованием. На стадии реализации программ большое значение должно отводится их мониторингу, особенно общественному, направленному на отбор тех программ, которые приносят наибольший положительный социо-эколого-экономический эффект от своей реализации. Действительно, от исполнения финансовой составляющей любой программы в сфере охраны и использования животного мира напрямую зависит исполнение всего комплекса мероприятий по охране объектов животного мира и среды их обитания. Поэтому, при реализации любого уровня программ целесообразно привлекать инвесторов, «средств загрязнителей, пользователей объектами животного мира и среды его обитания, а также осуществление комплексного, экосистемного подхода, обеспечивающего сохранение всех полезных объектов животного мира».

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Законодательство о животном мире представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере охраны и использования животного мира и среды его обитания. Фаунистическое право находит свое формальное выражение в законодательном массиве - законодательстве о животном мире. Федеральный закон «О животном мире» является базовым актом в системе законодательства о

животном мире. Наряду с ним существует довольно развитое законодательство о животном мире, направленное на использование и охрану животного мира и среду его обитания. Однако, не смотря на все виды деятельности государственных органов по охране животных, в России каждый день совершаются правонарушения в этой сфере. Охотники преследуют диких животных, ранят, ставят на них капканы и оставляют в них умирать. Многие животные умирают, выбившись из сил во время преследования, другие отгрызают себе лапы, пытаясь спасти свою жизнь и освободиться из капкана. Благодаря естественному отбору, в дикой природе умирают самые слабые, больные и старые особи. Охотники же убивают сильных, красивых и молодых животных - носителей генофонда вида; они истребляют тех особей, которые могли бы дать здоровое потомство.

Помимо всего прочего, свинец пуль загрязняет леса и водоёмы, поскольку очень токсичен. Очень часто по неосторожности охотников или в связи с тем, что они охотятся в состоянии алкогольного опьянения, при обращении с огнём и огнестрельным оружием, в лесу возникают пожары, и жертвами таких охотников становятся не только животные, но и люди.

К сожалению, угроза для существования животного мира существует и в лице человека. Так, в 2015 году на острове Врангеля повар-сотрудник компании «Русальянс» Евгений Югай решил развлечься и подбросил в еду белой медведицы взрывпакет. Доверчивая медведица, которую этот повар уже прикармливал, попыталась съесть «приманку», после чего устройство сработало. В Интернет попало видео, снятое очевидцами произошедшего, на котором было видно, как медведица корчилась от боли, её бросало из стороны в сторону, морда и передние лапы животного были в крови. Целых 3 часа животное металось от боли, только после чего приехали сотрудники заповедника и застрелили медведицу. Повар отделался штрафом в 3000 рублей. Жестокость по отношению к животным за последние десятилетия уже приобрела угрожающие масштабы, поскольку она остаётся практически безнаказанной. В большинстве случаев лица, издевающиеся над животными или убивающие их, получают за свои деяния в качестве наказания лишь штрафы, что создаёт ложное впечатление о незначительности совершённого преступления.

Разумеется, в Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность за экологические преступления, однако в них очень сложно доказать вину и привлечь гражданина к уголовной ответственности, если только, не поймать его с поличным на месте преступления, что зачастую сделать очень сложно. Для того чтобы сохранить на Земле такое разнообразие животного мира,

которое существует сейчас, нужно ужесточить наказание за убийство животных. Так, например, в санкции ч. 1 ст.258 УК РФ за незаконную охоту на данный момент хоть и предусмотрен такой вид наказания, как лишение свободы, однако применяется оно крайне редко. Рассмотрение и ужесточение санкций главы 26 УК РФ позволит обеспечить надёжную защиту объектов животного мира, ведь кто ещё защитит «братьев наших меньших», если не мы. Также в России следует принять закон о защите животных от жестокого обращения, такие законы в настоящее время уже существуют во всех цивилизованных странах. До сих пор в нашей стране есть лишь проект Федерального закона «О защите животных от жестокого обращения», который получил одобрение Совета Федерации ещё в 1999 году, однако с тех пор так и не вступил в силу.

В 2018 году в России был принят Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 498-ФЗ. Данный Федеральный закон призван регулировать отношения в области обращения с животными в целях их защиты, укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными. Однако положения ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не могут быть применены к отношениям в области охраны и использования животного мира, в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, следовательно, данный спектр отношений так и остаётся не урегулированным.

Именно поэтому наша страна нуждается в принятии Федерального закона «О защите животных от жестокого обращения», поскольку в проект данного ФЗ включены положения об обращении с дикими животными, об их содержании в неволе, о запрете охоты, отлова отдельных категорий животных, например, имеющих детенышей, не способных к самостоятельному существованию. С принятием Федерального закона «О защите животных от жестокого обращения» он распространит своё действие на животноводство, рыболовство, обращение с животными на территориях государственных природных заповедников и на иных особо охраняемых природных территориях, охоту, охотничье хозяйство и т.д. Все перечисленные положения могли бы применяться в нашей стране уже много лет, однако закон до сих пор не принят, из-за чего животные продолжают страдать.

Данные вопросы требуют скорейшего урегулирования, поскольку в условиях современной действительности охрана и рациональное

использование животного мира представляет собой важную государственную задачу, выполнение которой направлено на удовлетворение экономических, экологических и духовных потребностей общества, поскольку за последние годы многие виды животных оказались на грани исчезновения, а некоторые и вовсе исчезли.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием

12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 04.08.2014. - № 9. - Ст. 851.

2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от

07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020).

3. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: федеральный

закон Российской Федерации от 20 декабря 2004 №166: офиц. текст по состоянию на 26.07.2019 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - №52. - Ст. 5270.

4. О животном мире: федеральный закон Российской Федерации от 24 апреля

1995 №52: офиц. текст по состоянию на 01.01.2019 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №17. Ст. 1462.

5. Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 №209: офиц. текст по состоянию на 02.08.2019 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 30. - Ст. 3735.

6. Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

7. Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии сохранения

редких и находящихся под угрозой. Распоряжение Минприроды России от 01.12.2014 N 33-р (ред. от 16.03.2016) // http://www.consultant.ru/cons

8. О Стратегии сохранения дальневосточного леопарда в Российской

Федерации. Распоряжение Минприроды России от 19.11.2013 N 29-р // http: //www.consultant.ru/cons

9. Анализ выполнения задач государственной политики в области

экологического развития и соответствующих Поручений Президента

Российской Федерации — М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), Национальное информационное агентство «Природные ресурсы» (НИА-Природа), 2016. С. 25.

10. О государственной программе Ленинградской области "Охрана окружающей среды Ленинградской области. Постановление Правительства Ленинградской области от 31 октября 2013 года N 368 (с изменениями на 30 декабря 2015 года) // http://docs.cntd.ru/document/

11. Об утверждении государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов Оренбургской области" на 2014 -2020 годы. Постановление Правительства Оренбургской области от 30 августа 2013 года N 732-пп // http://docs.cntd.ru/document/

12. Грицай Т.С. Актуальные проблемы правовой охраны животного мира // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. -№3. - С. 183-185.

13. Иванова С.В. Правовая охрана животного мира: теория и практика // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2017. - №23(52). - С. 123127.

14. Кириллов С.Н., Матвеева А. А., Половинкина Ю.С., Холоденко А.В. Внедрение экологических оценок в систему регионального управления // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Серия 11: Естественные науки. 2011. № 2(6). С. 36.

15. Нецветаев А.Г. Животный мир как объект правовой охраны и пользования по законодательству Российской Федерации // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». - 2016. - №1. - С. 68-74.

16. Экологическое право: учебник под ред. С.А. Боголюбова. -М.: Проспект, 2009. С. 242-243.

Used sources:

1. The Constitution of the Russian Federation. Adopted by popular vote 12.12.1993 (subject to amendments introduced by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 No. 6-FKZ, dated December 30, 2008 No. 7-FKZ, dated February 5, 2014 No. 2-FKZ, dated July 21, 2014 .2014 No. 11-FKZ) // Meeting of the legislation of the Russian Federation. -08/04/2014. - No. 9. - Art. 851.

2. "The Criminal Code of the Russian Federation" dated 06/13/1996 N 63-ФЗ (as amended on 04/07/2020) (as amended and supplemented, entered into force on 04/12/2020).

3. On fishing and the conservation of aquatic biological resources: Federal Law of the Russian Federation of December 20, 2004 No. 166: officer. text as of July 26, 2019 // Collection of legislation of the Russian Federation. -2004. - No. 52. - Art. 5270.

4. On the animal kingdom: Federal Law of the Russian Federation of April 24, 1995 No. 52: officer. text as of 01.01.2019 // Collection of legislation of the Russian Federation. - 1995. - No. 17. Art. 1462.

5. On hunting and on the preservation of hunting resources, and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation of July 24, 2009 No. 209: officer. text as of August 2, 2019 // Collection of legislation of the Russian Federation. -2009. - No. 30. - Art. 3735.

6. On responsible handling of animals and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: Federal Law of December 27, 2018 No. 498-03 // ATP Consultant Plus.

7. On approval of the Action Plan for the implementation of the Strategy for the conservation of rare and endangered. Order of the Ministry of Natural Resources of Russia dated 01.12.2014 N 33-r (as amended on 03.16.2016) // http://www.consultant.ru/cons

8. About the Strategy for the conservation of the Far Eastern leopard in the Russian Federation. The order of the Ministry of Natural Resources of Russia dated November 19, 2013 N 29-r // http://www.consultant.ru/cons

9. Analysis of the implementation of the tasks of the state policy in the field of environmental development and the corresponding instructions of the President of the Russian Federation - M .: World Wide Fund for Nature (WWF), National Information Agency "Natural Resources" (NIA-Priroda), 2016. P. 25.

10. On the state program of the Leningrad Region "Environmental Protection of the Leningrad Region. Resolution of the Government of the Leningrad Region of October 31, 2013 N 368 (as amended on December 30, 2015) // http://docs.cntd.ru/document/

11. On approval of the state program "Reproduction and use of natural resources of the Orenburg region" for 2014 - 2020. Decree of the Government of the Orenburg Region dated August 30, 2013 N 732-pp // http://docs.cntd.ru/document/

12. Gritsay T.S. Actual problems of the legal protection of wildlife // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2019. - No. 3. - S. 183-185.

13. Ivanova S.V. Legal protection of the animal world: theory and practice // Bulletin of the Omsk University. Series "Law". - 2017. - No. 3 (52). - S. 123-127.

14. Kirillov S.N., Matveeva A.A., Polovinkina Yu.S., Kholodenko A.V. The introduction of environmental assessments in the system of regional management // Bulletin of the Volgograd state. un-that. Series 11: Natural Sciences. 2011. No. 2 (6). S. 36.

15. Netsvetaev A.G. Fauna as an object of legal protection and use according to the legislation of the Russian Federation // Bulletin of the Russian State Humanitarian University. Series "Economics. Control. Right". - 2016. - No. 1. - s. 68-74.

16. Environmental law: textbook, ed. S.A. Bogolyubov. -M .: Prospect, 2009.S. 242-243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.