Научная статья на тему 'Правовые основы международного таможенного сотрудничества'

Правовые основы международного таможенного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3532
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы международного таможенного сотрудничества»

Ж ПрдБоБал йигаррм

« ^ Тел. (4232) 20-76-55; 20-76-56

Адвокатские консультации

Правовые основы международного таможенного сотрудничества

Таможенное сотрудничество - это целый комплекс мероприятий по взаимодействию с органами государственной власти иностранных государств, международными организациями в сфере таможенного дела, процедур таможенного оформления и контроля. Сотрудничество РФ с другими странами строится на основе двухсторонних и многосторонних договоров. РФ участвует во многих международных договорах, которые образуют правовую систему межгосударственных отношений.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры являются частью правовой системы государства. Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимает Таможенный кодекс РФ. Национальная таможенная политика закрепляется государствами в их таможенном законодательстве. Основополагающими законодательными актами РФ в области таможенных взаимоотношений являются Таможенный кодекс РФ и Закон «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 (с изменениями). С 6 января 2009 г. также вступил в силу федеральный закон от 22.12.2008 «О ратификации соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании».

Таможенный кодекс РФ определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела, направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, развитие взаимодействия российской экономики с зарубежной, обеспечение защиты прав граждан, юридических лиц, государственных органов, соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Таможенное дело в РФ развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой. Международные таможенные конвенции и соглашения оказывают важное воздействие на отношение РФ с Всемирной таможенной организации (ВТО) - межправительственной организацией, основные задачи которой: повысить эффективность деятельности таможенных служб, гармонизировать и унифицировать таможенные системы, усовершенствовать таможенное законодательство и развивать международное сотрудничество.

Активное участие РФ в ВТО свидетельствует о нахождении нашей страны в системе международных отношений в области сотрудничества и взаимопо-

Рубрику ведет юрист адвокатского бюро «Правовая конструкция» Адвокатской палаты Приморского края Елена Викторовна ЗОЛОТУХИНА.

мощи при решении вопросов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции РФ создает совместно с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, составной частью правовой системы Российской Федерации. При этом, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным кодексом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

15 декабря 1950 г. в Брюсселе была подписана Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества, к которой Постановлением Верховного Совета СССР от 09.10.1990 № 1712-1 присоединилось Правительство СССР.

В 1988 г. вступила в силу новая Международная конвенция «О гармонизированной системе описания и кодирования товаров», к которой РФ присоединилась с 1 января 1997 г. Изменения в структуре международной торговли обусловили необходимость внесения существенных изменений в действующее законодательство.

«Гармонизированная система описания и кодирования товаров» - это номенклатура, включающая в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также основные правила классификации для толкования Гармонизированной системы. Основными целями создания

Гармонизированной системы описания и кодирования товаров являются содействие международной торговле, упрощение сбора, сопоставления и анализа статистических данных, относящихся к международной торговле, избежание расходов, связанных с повторным описанием, классификацией и кодированием товаров при переходе из одной системы классификации в другую в процессе международной торговли, использование Гармонизированной системы для транспортных тарифов и статистики грузоперевозок различными видами транспорта и иные цели.

Исходя из того, что участие в международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров дает РФ значительные внешнеторговые преимущества (таможенные, статистические, переговорные), 3 апреля 1996 г. Правительство РФ приняло предложение ГТК России о присоединении РФ к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июля 1983 г. Конвенция вступила в силу для РФ с 1 января 1997 г. Стандарты производства, принятые в РФ, были приведены в соответствие с нормами указанной Конвенции, чтобы обеспечить российской продукции конкурентоспособность на внешнем рынке. Присоединение к Конвенции означало для РФ принятие обязательств по использованию для таможенных, внешнеторговых и статистических целей принципов кодирования и наименования товаров, которые даны в Номенклатуре гармонизированной системы (НГС) и составляют ее неотъемлемую часть.

Таможенный режим временного ввоза (вывоза) товаров регулируется двумя международными Конвенциями -Конвенцией о КАРНЕТЕ А.Т.А. (Брюссель, 6 декабря 1961 г.) для временного ввоза товаров и Конвенцией о временном

26

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(47)/2009

ввозе от 26 июня 1990 г. Обе конвенции призваны облегчить ввоз товаров, которые разрешены для временного беспошлинного ввоза в присоединившиеся к этим конвенциям страны.

Одной из важнейших конвенций является Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 09.06.1977, к которой РФ присоединилась в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1215 по предложению Государственного таможенного комитета Российской Федерации, согласованному с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Согласно этой Конвенции договаривающиеся стороны берут на себя обязательство, что их таможенные службы будут оказывать друг другу взаимное содействие в целях предотвращения и расследования таможенных правонарушений. Таможенная служба договаривающейся стороны может обратиться с просьбой о взаимном содействии к другой договаривающейся стороне в ходе любого расследования или в связи с любым административным или судебным разбирательством, проводимым этой договаривающейся стороной. Если разбирательство проводится не таможенной службой, то просьба об оказании содействия должна быть ограничена рамками ее компетентности в данном разбирательстве. Соответственно, если расследование проводится в стране службы, к которой обращена просьба, то последняя оказывает содействие в пределах ее компетентности в данном разбирательстве. В случае, если договаривающаяся сторона считает, что запрашиваемое содействие наносит ущерб ее суверенитету, безопасности или другим важным национальным интересам либо наносит ущерб законным торговым интересам любого государственного

или частного предприятия, она может отказать в предоставлении содействия или оказать его, обусловив определенными условиями или требованиями.

Конвенция предусматривает, что связь между договаривающимися сторонами будет осуществляться непосредственно между таможенными службами. Таможенные службы договаривающихся сторон назначают подразделения или официальных лиц, ответственных за такую связь, и сообщают Генеральному секретарю Совета их фамилии и адреса. Генеральный секретарь Совета передает эту информацию другим договаривающимся сторонам. Срок действия Конвенции не ограничен, однако любая договаривающаяся сторона может денонсировать ее в любое время после того, как она войдет в силу. Денонсация осуществляется путем письменного извещения, которое сдается на хранение Генеральному секретарю Совета, и вступает в силу спустя шесть месяцев после получения Генеральным секретарем Совета извещения о денонсации. Постановлением № 215 от 03.11.1994 Правительства РФ «О присоединении к Конвенции» Россия приняла на себя обязательства по оказанию помощи в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ, обмен информацией между таможенными службами, помощь по запросу, относящаяся к наблюдению, расследование по запросу от имени другой договаривающейся стороны, действие таможенных служащих одной договаривающейся стороны на территории другой договаривающейся стороны, накопление информации.

27 июля 2006 г. Федеральной таможенной службой РФ был издан приказ № 703 «Об утверждении Инструкции о порядке подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведе-

нием оперативных проверок». Приказ был издан в целях установления единого порядка подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях в связи с проведением оперативных проверок и утвердил Инструкцию о порядке подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях в связи с проведением оперативных проверок по делам об административных правонарушениях. Инструкция определяет порядок применения ст. 26.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и статей 6, 7 и 14 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» должностными лицами таможенных органов РФ при производстве по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок.

Обмен международными запросами по вопросам правоохранительной деятельности осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации, Международной конвенцией о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 09.06.1977, межправительственными соглашениями о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, протоколами.

Прямой обмен правоохранительной информацией и международными запросами между региональными таможенными управлениями и таможнями Российской Федерации и правоохранительными органами таможенных служб зарубежных государств в рамках развития приграничного сотрудничества может осуществляться исключительно на основании действующих межгосударственных, межправительственных и меж-

ведомственных соглашений, определяющих порядок такого взаимодействия.

Важнейшим шагом развития международного сотрудничества и экономического развития для РФ будет вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Вступление в ВТО на правах его члена позволит РФ без заключения сложных двусторонних и многосторонних договоров участвовать в мировой торговле в рамках многостороннего Соглашения, предоставляющего льготы членам ВТО. Деятельность ВТО базируется на трех соглашениях: о торговле и тарифах, о торговле услугами, о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.

Главной целью ВТО является дальнейшая либерализация торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил. Главной задачей в области регулирования инвестиций является разработка многосторонних правил, подобно существующим многосторонним правилам в торговле. При этом РФ необходимо привести в соответствие с требованиями ВТО федеральные законы и иные нормативных акты с целью защиты своего внутреннего рынка перед вступлением в ВТО. Соглашение о Таможенном союзе было подписано РФ в октябре 2007 г. в рамках более широкого экономического объединения бывших стран СССР - ЕврАзЭс. Таможенный союз предполагает отсутствие таможни на границах между странами-участниками, а также общий таможенный тариф, который начнет действовать с 1 января 2010 г. ВТО, созданная в 1995 г., объединяет более 150 стран мира и призвана способствовать развитию международной торговли. Россия ведет переговоры о вступлении в ВТО с середины 1990-х годов, однако до настоящего времени договоренность не достигнута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.