нашем обществе и даже консервативные идеи, преобладающие веками, вынуждены сегодня уступить. Но, тем не менее, внедрение в мировую практику института прав человека требует новых подходов для регулирования государственно - конфессиональных отношений. Это значит, что каждый человек должен пользоваться правами и свободами независимо от типа государства, его формы и отношений с религиозными объединениями. Этот тот идеал, к которому наше общество должно стремиться сегодня - уважению и соблюдению прав других людей, их улучшению, а консервативные, конфессиональные ценности, которые ущемляют и ограничивают права человека, оставить позади.
Библиографический список:
1. Н.В. Спесивов: Сущность международных стандартов прав человека -Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2015, С. 3.
2. Л.Р. Сюкияйнен: Современные религиозные концепции прав человека: сопоставление теологического и юридического подходов - Право. Журнал Высшей школы экономики , 2012, С. 3-23.
УДК 34.03
Улендеева Наталия Ивановна Ulendeeva Natalia Ivanоvna
Кандидат педагогических наук, доцент Candidate of pedagogical sciences, associate professor Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний Sаmara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
LEGAL BASIS FOR THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES
IN THE PENAL SYSTEM
Аннотация, в работе обосновывается недостаточность единства технологий и терминологии в работе с информацией в уголовно-исполнительной системе, что позволяет констатировать отсутствием специального закона; рассматриваются пробелы в организации и регулировании обучения персонала базовым принципам безопасности в процессе работы с информацией в исправительных учреждениях; указывается на проблему отсутствия нормативного закрепления обучения указанных пользователей информационных систем требованиям безопасности, что обусловливает необходимость формирования единой системы подготовки и переподготовки персонала в сфере информационной безопасности и защиты информационных технологий в уголовно-исполнительной отрасли России.
Abstract, the work substantiates the failure of the unity technology and terminology for working with information in the criminal-Executive system, which allows to state the absence of a special law; addresses gaps in the organization and management of personnel training basic principles safety in the process of working with information in correctional institutions; indicated the lack of normative reinforcement specified users of information systems security requirements, necessitating the formation of a unified system of training and retraining of personnel in sphere of information security and information technology security in correctional industry
Ключевые слова, законодательство, правовое регулирование, информация, информационные технологии, исправительные учреждения, уголовно-исполнительная система.
Key words: legislation, legal regulation, information, information technology, correctional institutions, penal enforcement system.
Вопросы разработки собственной нормативной базы, регулирующей развитие технических средств и информационных технологий в уголовно-исполнительной системе, ведется на протяжении последних десяти лет очень активно [1, с. 183].
Актуальность данных мероприятий подтверждается при внесении изменений и дополнений в нормативные правовые документы по защите информации, по информации ограниченного доступа и регулирование внедрения цифровизации сфер исполнения наказаний.
Однако в современной нормативной базе отсутствует единая технология и терминология по работе с информацией в УИС, поэтому целесообразно рассмотреть необходимость в разработке специального закона, в котором будет представлено содержание понятия «служебная информация», «служебная тайна» и представлен процесс работы с информацией, касающейся основных направлений деятельности пенитенциарной системы. Действие данного закона будет вносить соответствующие изменения в Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральный закон «Об информации и информационных технологиях» и др.
Нормативное направление обеспечения работы с информацией также затронет профессиональную деятельность сотрудников отделов защиты информации, что обусловливает необходимость формирования единой системы подготовки и переподготовки персонала в сфере информационной безопасности и защиты информационных технологий в уголовно-исполнительной отрасли России [2, с. 12].
Большой объем научной и правовой литературы по проблеме исследования позволяет сделать выводы о том, что правовое обеспечение информационной безопасности в УИС целесообразно регулировать поэтапно и вносить изменения в соответствующие нормативные акты по следующим уровням:
1 уровень - регулирование в системе согласованных нормативных правовых актов, предназначенных для информационного обмена руководящих решений в сфере использования информационных технологий;
2 уровень - обоснование и представление объектов для защиты информации и способов ее реализации в действующих правовых нормах;
3 уровень - разработка нормативных актов, которые позволяют определять ответственность за информационную защиту.
В ведомственных правовых документах на данном этапе нет соответствующих документов, которые определяют «фиксацию» процессов функционирования автоматизированных систем и статистических процессов, которые позволяли бы четко определить ответственных за качество работы с информацией. Оптимизация касается функций информационно-аналитических подразделений, регулирующих вопросы получения и передачи информации.
В правовой литературе дано определение информационно-аналитической деятельности: «Это совокупность системных, научно обоснованных и апробированных практикой последовательно совершаемых действий в области сбора, обработки и анализа информации, а на их основе прогноза в целях повышения эффективности и производительности управленческого труда за счет повышения качества и уменьшения количества информации по данным статистической и другой информации, не носящей статистический характер, а также комплексной автоматизации указанных процессов» [3, с. 378].
Рассматривая вопросы регулирования статистической отчетности в органах и учреждениях УИС, можно рекомендовать внесение дополнений и изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а именно в статью 13 внести дополнения следующего содержания:
Статья 13. Обязанности учреждений, исполняющих наказания. «Учреждения, исполняющие наказания, обязаны:
1) предоставлять по окончании отчетного периода статистическую и бухгалтерскую отчетность и иные документы в электронном виде в Федеральный орган исполнительной власти, который наделен полномочиями по контролю в сфере исполнения наказаний;
2) вести работу по обработке информации о деятельности уголовно-исполнительной системы в систематизированных базах электронного учета.
Данные предложения будут способствовать более широкому использованию аппаратно-программах продуктов и сервисов при разработке, принятии, организации и контролю управленческих решений, что в свою очередь позволить оптимизировать систему нормативных правовых документов в информационно-аналитической деятельности.
В настоящей период развития все учреждения и органы пенитенциарной системы используют систему электронного документооборота для взаимодействия руководящей и регламентирующей информации, однако вопросы разработки перечня наличия правовых актов в исправительных учреждениях целесообразно урегулировать на федеральном уровне. Такой процесс позволит провести критический анализ состояния информационного пространства ФСИН России в области контроля учета информационных систем и ресурсов [4, с. 151].
Весьма актуален ведомственный нормативный правовой документ, содержащий положения, о регламентации применения информационных технологий в УИС, в который целесообразно включить обеспечение
систематизации средств информатизации и нормативно закрепить перечень функций, сроки и отчетность служб и отделов информатизации и технического обеспечения. В связи с данным предложением целесообразно внести дополнения в раздел №2 45 Приказа ФСИН России от 26.01.2012 в части закрепления каждого показателя отчетности за подразделением центрального аппарата ФСИН России, на которое возлагаются функции администратора данного показателя на все время цикла существования этого показателя в центральной базе данных ФСИН России.
Изучение практических материалов по предоставлению обязательной отчетности в территориальный орган исполнения наказаний позволяет выделить проблему разделения функций ответственных за заполнение данных в электронных отчетах и сведения о должностных обязанностях сотрудников отделов, которые отвечают за эксплуатацию программного обеспечения информационно-аналитической службы УИС.
Рассмотрев Положение управления инженерно-технического и информационного обеспечения, связи и вооружения ФСИН России [5] были выделены основные задачи руководителей инженерно-технических служб и обеспечения безопасности (см. рис 1):
Задачи управления к сфере инженерно-технического и информационного обеспечения
Формирование едино и технической политики по инженерно- техническому 1! информационному обеспечению служебной деятельности учреждений и органов уголовно -исполнительной систем ы «- -> Подготовка проектов нормативных правовых актов н сфере инженерно-технического и информационного обеспечения, связи, оборота оружия и специальных средств и учреждениях и органах УИС
Организация планирования м координация деятельности учреждений II органов УИС в сфере инженерно-технического п информационного обеспечения, связи и специальны* средств Организация внедрения а деятельность учреждений и органон УИС сов|)ем ен н ых и нформш 1 и он н ы х технологий, новейших образцов вооружения н специальных средств
Организация обеспечения учреждений н органов УИС инженерно-техническими средствами охраны и надзора, программным обеспечением, средствами вычислительной техники и свяэн и специальными средствами Организация контроля деятельности учреждений и органов УИС и ефере инженерно-технического и информационного обеспечения, спят
оборота оружия и специальных с ре дети
Рис.1. Задачи управления в сфере инженерно-технического и информационного обеспечения ФСИН
Данные рисунка позволяют констатировать, что в структуру организационного обеспечения управления рассматриваемого направления
целесообразно внести разработку Положения о информационно-аналитическом центре территориального органа ФСИН России, в котором представить цели, задачи и функции деятельности сотрудников соответствующих отделов и служб информатизации, в настоящий момент эти функции выполняют отдельные структурные подразделения в составе территориального органа.
Рассмотрев проблемы использования информационных технологий в уголовно-исполнительной системе, можно выделить направления деятельности, которые целесообразно обеспечить соответствующими нормативными правовыми актами:
а) деятельность и перечень работы с электронными документами;
б) должностные обязанности личного состава служб информационного сопровождения ФСИН и защите информационных потоков;
в) процедура оборудования техническими средствами защиты информации служебных помещений оперативных служб пенитенциарных учреждений;
г) перечень лицензированных программных продуктов и технических устройств, защищающие информационные потоки, транслирующие «закрытые» сведения.
Библиографический список:
1. Брылева Е. А. О проблемах обеспечения информационной безопасности учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний // Правовая система в Российской Федерации: история, содержание, применение норм, проблемы, пути решения: материалы Международной научно-практической конференции. - Пермь: Изд-во «От и До», 2016. - С. 183-189.
2. Ананьин П. А. Информационная безопасность в управленческой деятельности уголовно-исполнительной системы // Вестник Владимирского юридического института. - 2008. - № 1. - С. 11-13.
3. Улендеева Н. И., Герасимов К.И. Проблемы нормативно-правового обеспечения информационно-аналитической работы в пенитенциарной системе // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - № 4. - С.378-380.
4. Мамонтов Ю. А. О роли информации в информационно-аналитической работе по предупреждению преступлений против жизни в исправительных учреждениях // Теоретико-методологические и прикладные аспекты борьбы с преступностью: история и современность: материалы международной научно-практической конференции, УЮИ МВД РФ (17-18 марта 2005 г.): В 4-х ч. - Уфа, 2005. - Ч. 4. - С. 151-155.
5. Положение об управлении инженерно-технического и информационного обеспечения, связи и вооружения ФСИН России: приказ ФСИН: текст с изменениями и дополнениями на 01.09.2017 № 864 [принят 13 марта 2015 г. № 155] (неопубликованный акт).
6. Подъяблонский П. А. Информационно-аналитическая работа в уголовно-исполнительной системе: монография. - Рязань: Акад. ФСИН России, 2012. - 89 с.
7. Кириллов Д. И. Применение новых информационных технологий и уголовно-исполнительной системе// Уголовно-исполнительная система России в условиях реформирования: материалы межвузовской научно-практической конференции адъюнктов, курсантов, студентов и слушателей, Вологодский институт права и экономики (30 апреля 2015 г.). - Вологда, 2015. - С. 187-191.
УДК 32.019.51
Чернышева Алина Викторовна Chernysheva Alina Viktorovna
Студентка Student
Волгоградский государственный университет Volgograd State University
ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ: ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ POLITICAL MYTH: CONCEPT AND FUNCTIONS
Аннотация. Целью данной работы является уточнение основных функций политического мифа. В ходе исследования автор сопоставляет выделяемые другим исследователем функции с примерами их проявления в современном Российском обществе.
Abstract: The purpose of this work is to clarify the main functions of the political myth. In the course of the study, the author compares the functions identified by another researcher with examples of their manifestation in modern Russian society.
Ключевые слова. политический миф, функции, мифология, общество, власть.
Key words: political myth, functions, mythology, society, power.
Мифология всегда была и будет объектом постоянного интереса со стороны науки. Мифы, в том числе и политические, находятся в тесном взаимодействии с обществом, этим обуславливается необходимость исследований в области мифов, они являются помощниками в конструировании реальности.
Невозможно начать изучение любой темы без теоретической составляющей, поэтому вижу необходимым начать исследование с определения значения термина «политический миф». Кристофер Флад обозначает политический миф как «идеологически маркированное повествование, претендующее на статус истинного представления о событиях прошлого, настоящего и прогнозируемого будущего и воспринятое социальной группой как верное в основных чертах». [1;с. 43]
Говоря о функциях политического мифа можно обратиться к научной статье Целыковского А.А., где автор указывает четыре основные функции: онтологическую, гносеологическую, аксиологическую и праксиологическую.