Научная статья на тему 'Правовые основы информационного взаимодействия органов государственной власти и граждан при оказании публичных услуг'

Правовые основы информационного взаимодействия органов государственной власти и граждан при оказании публичных услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
429
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
государственное управление / административная реформа / государственные услуги / муниципальные услуги / информационное общество / цифровая экономика / public administration / administrative reform / public services / municipal services / information society / digital economy.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лариса Владимировна Магдилова, Ильяс Магомедгабибович Каркесов

Исследование затрагивает ряд вопросов, связанных с правовой регламентацией оказания государственных и муниципальных услуг на основе межведомственного информационного взаимодействия. Важное значение приобретает развитие правовых основ функционирования государственных информационных систем, а также установление ответственности должностных лиц за несвоевременное обслуживание запросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal bases of information interaction of state authorities and citizens when providing public services

The study addresses a number of issues related to the legal regulation of the provision of state and municipal services on the basis of interdepartmental information interaction. Of great importance is the development of the legal framework for the functioning of state information systems, as well as the establishment of the responsibility of officials for late service requests

Текст научной работы на тему «Правовые основы информационного взаимодействия органов государственной власти и граждан при оказании публичных услуг»

УДК 34; 352/354:002(470) ББК 67.51

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10488

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГРАЖДАН ПРИ ОКАЗАНИИ ПУБЛИЧНЫХ УСЛУГ

Лариса Владимировна МАГДИЛОВА, доцент кафедры информационного права и информатики Юридического института Дагестанского государственного университета, кандидат экономических наук

Реализация административной реформы предусматривает оказание государственных и муниципальных услуг в электронной форме на основе межведомственного информационного взаимодействия. Государственные и муниципальные услуги представляют собой деятельность, осуществляемую уполномоченными органами в рамках их компетенции и направленную на реализацию интересов и прав, а также на реализацию обязанностей должностных лиц, ее инициировавших.

Финансовое обеспечение государственных и муниципальных услуг осуществляется за счет средств бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального, муниципального). Модернизация механизма предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляется в результате реализации административной рефор-

Ильяс Магомедгабибович КАРКЕСОВ, магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: dgamalova@mail.ru

мы, предусматривающей информационное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления на основе юридически значимой системы межведомственного электронного взаимодействия, правовой основой функционирования которой является Федеральный закон № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В связи с этим государственные служащие не в праве требовать от граждан и юридических лиц документы, которые имеются в распоряжении государственных структур.

В настоящее время было направлено более 3 млн межведомственных запросов при оказании около 400 услуг1. Порядка 1400 документов государственные структуры не в праве требовать от физических и юридических лиц при оказании государственных и муниципальных услуг.

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.13 — информационное право

Аннотация. Исследование затрагивает ряд вопросов, связанных с правовой регламентацией оказания государственных и муниципальных услуг на основе межведомственного информационного взаимодействия. Важное значение приобретает развитие правовых основ функционирования государственных информационных систем, а также установление ответственности должностных лиц за несвоевременное обслуживание запросов.

Ключевые слова: государственное управление, административная реформа, государственные услуги, муниципальные услуги, информационное общество, цифровая экономика.

Annotation. The study addresses a number of issues related to the legal regulation of the provision of state and municipal services on the basis of interdepartmental information interaction. Of great importance is the development of the legal framework for the functioning of state information systems, as well as the establishment of the responsibility of officials for late service requests.

Keywords: public administration, administrative reform, public services, municipal services, information society, digital economy.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

Порядок электронного взаимодействия в настоящее время регулируется также федеральными законами «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об электронной подписи», «О персональных данных» и другими, иными нормативными актами органов государственной власти и в том числе административными регламентами, устанавливающими порядок и стандарты предоставления государственных или муниципальных услуг.

Совершенствование межведомственного информационного взаимодействия в процессе предоставления государственных услуг является неотъемлемым условием реализации идей концепции New Public Management.

Однако в настоящее время существует ряд нерешенных проблем в этом направлении, связанных как с низким уровнем координации государственных органов, участвующих в межведомственном взаимодействии, так и с несовершенством программных и технических средств2.

Важной составляющей государственного управления в сфере электронного взаимодействия являются государственные информационные системы, которые способствуют реализации прав и свобод человека, являются посредником между обществом и государством, а также инструментом, при помощи которого происходит электронное взаимодействие. От того, насколько качественно работают данные системы, зависит и качество работы государственного аппарата, и уровень государственного управления, и отношение рядовых граждан к государству.

Оптимизация процедур администрирования на государственном, региональном и муниципальном уровнях имеет важное значение в электронном государстве3.

В качестве примера необходимо отметить Портал государственных услуг Российской Федерации (https://www.gosuslugi.ru/), Государственную систему правовой информации (http:/ /pravo.gov.ru/), Единую систему идентификации и аутентификации (https://esia.gosuslugi.ru/), позволяющую обеспечить санкционированный доступ граждан к государственным информационным системам через Интернет для направления соответствующих запросов.

До недавнего время в России государственные информационные системы являлись лишь средством предоставления информации гражданам. В последние же годы произошли положительные изменения и появились предпосылки

формирования обратной связи с тем или иным органом, его должностным лицом.

Так, официальные сайты органов государственной власти стали использоваться в целях направления обращений, жалоб или заявлений согласно положениям Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ.

Процесс перехода на межведомственное информационное взаимодействие оказал влияние не только на техническую сторону деятельности уполномоченных структур. Применение новых правил позволило существенно оптимизировать внутренние операции, сформировать у сотрудников новые компетенции, устранить противоречия, существовавшие в требованиях. В частности, было выявлено более 260 избыточных документов, которые госструктуры запрашивали у граждан.

В 2013 г. Министерством экономического развития РФ была разработана Концепция оптимизации механизмов проектирования и реализации межведомственного информационного взаимодействия, оптимизации порядка разработки и утверждения административных регламентов в целях создания системы управления изменениями, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20 августа 2015 г. № 1616-р.

Основной целью Концепции выступает оптимизация механизмов планирования и реализации межведомственного взаимодействия государственных органов. В ней определены ключевые направления дальнейшего развития системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе:

■ увеличение количества участников межведомственного взаимодействия (включение в систему подведомственных структур, кредитных и прочих организаций);

■ повышение качества сведений, размещенных в Едином реестре;

■ распространение межведомственного взаимодействия на контрольно-надзорную сферу деятельности;

■ оптимизация правил разработки регламентов;

■ создание юридических оснований для взаимодействия государственных структур разных регионов.

Система межведомственного электронного взаимодействия призвана обеспечить взаимодействие информационных систем федеральных органов исполнительной власти субъектов Рос-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

сийской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров и иных организаций, используемых при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме4.

Для устранения препятствий в организации межведомственного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления были внесены изменения более чем в сто федеральных законов.

В качестве примера необходимо отметить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 3 ноября 2015 г. № 306-ФЗ, предусматривающий ограничение вмешательства государственных структур в бизнес-сферу, устранение излишнего регулирования и смягчение барьеров в экономической деятельности юридических и физических лиц.

В этом нормативном акте предусмотрено также распространение механизма информационного взаимодействия между ведомствами на реализацию контрольно-надзорных функций.

Необходимо отметить, что механизм информационного взаимодействия не предусматривает использование в электронном виде определенных документов личного хранения, так как потребители государственных и муниципальных услуг должны их предоставить лично. Наряду с этим регламент межведомственного взаимодействия органов государственной власти предусматривает перечень бумаг, которые заявитель вправе не предъявлять, например, для проведения государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней либо для осуществления кадастрового учета такого имущества.

Межведомственное взаимодействие, осуществляемое в целях получения и предоставления информации и документации, предусмотренных

в п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ № 210, в электронном виде, регламентируется Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 (ред. от 20.11.2018 г.) «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», а также нормативными актами, принятыми высшими исполнительными структурами региональной власти.

Правила получения / предоставления информации и документации могут устанавливаться актами субъекта РФ, органа территориального самоуправления с учетом положений ФЗ № 210.

Несвоевременное предоставление или непредоставление организацией / органом сведений и документов, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ № 210, по полученному запросу не выступает основанием для отказа заявителю в оказании ему муниципальной / госуслуги. Служащий, не представивший требуемого документа или информации, находящихся в распоряжении соответствующей организации / органа, несет дисциплинарную, административную или иную ответственность, предусмотренную нормативными актами РФ. Санкции также предусмотрены для лиц, несвоевременно направивших ответ на запрос.

1 Межведомственное взаимодействие в предоставлении государственных услуг // http://ar.gov.ru/ru-RU/menu/ default/view/22

2 Струкова Н.А. Проблемы межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг // Вопросы управления. 2018. № 2 (32). С. 25—29.

3 Васильева Ю.В. Реализация публичных полномочий посредством применения информационных технологий // Науч. тр. Северо-Западного ин-та управления. 2018. Т. 9. № 4 (36). С. 61—70.

4 Пономарева М.В. Основные особенности организации взаимодействия между поставщиками и потребителями информации в системе электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ) // Science Time. 2017. № 3 (39). С. 355—360.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.