Научная статья на тему 'Проблемы нормативно-правового обеспечения реализации стратегии развития информационного общества на региональном уровне'

Проблемы нормативно-правового обеспечения реализации стратегии развития информационного общества на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ / ELECTRONICAL GOVERNMENT / STATE AND MUNICIPAL SERVICE IN ELECTRONICAL FORM / IMPROVEMENT OF NORMATIVE-LEGAL ACTS IN SPHERE OF ELECTRONICAL SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маслова Наталья Рудегеровна

В статье рассматриваются проблемы правового обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде на уровне региона. Подчеркивается, что совершенствование правовой базы региона необходимо осуществлять с учетом методических рекомендаций органов власти федерального уровня в зависимости от этапов перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг. Представлен опыт Ханты-Мансийского автономного округа Югры по совершенствованию регионального законодательства в сфере электронных услуг, который может быть использован в других субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маслова Наталья Рудегеровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of normative-legal securing realization development strategy of informational society on a regional level

There are problems of normative-legal securing of state and municipal service in electronical form on a regional level considered in the article. It is underlined, that improvement of legal regional base is necessary to accomplish with methodical recommendations of federal level authority. It depends on stages of accordance state and municipal service. There is an experience of Khanty-Mansyisk Autonomus Okrug-Yugra of improvement regional legislation in sphere of electronical service represented in the article. It can be used in other subjects of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Проблемы нормативно-правового обеспечения реализации стратегии развития информационного общества на региональном уровне»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2011 г. Выпуск 4 (23). С. 76-83

УДК 342.9

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Н. Р. Маслова

«Правовые основы формирования информационного общества и электронного правительства в России закреплены на сегодняшний день рядом базовых федеральных законов. Но на этом направлении предвидится еще много работы». Из доклада министра массовых коммуникаций и связи РФ И. О. Щёголева на IX международной конференции «Государственное управление в 21 веке: традиции и инновации» [3].

Президент РФ Д. А. Медведев неоднократно указывал на необходимость добиться прозрачности, четкости и простоты в каждодневных отношениях государства и гражданина. Одним из важнейших направлений решения этой задачи является переход на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде. В соответствии со «Стратегией развития информационного общества в России» в 2015 г. 100 % государственных услуг должны оказываться в режиме он-лайн.

Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 1815-р от 20 октября 2010 г., закрепила этот приоритет, исходя из того, что применение информационнотелекоммуникационных технологий должно способствовать повышению качества государственного управления и качества жизни граждан. Целью программы является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.

Одной из самых острых проблем, без решения которой невозможен переход к электронному правительству, в программе «Информационное общество» названо отсутствие необходимой нормативной правовой базы, а также стандартов и регламентов предоставления органами государственной власти требуемой информации населению, организациям, а также в целях эффективного взаимодействия - и другим органам государственной власти.

На необходимость совершенствования законодательства по информационному праву, авторскому праву, защите интеллектуальной собственности и безопасности персональных данных обратил особое внимание Президент Российской Федерации Д. А. Медведев на встрече с представителями Интернет-сообщества 29 апреля 2011 г.

Развитие нормативно-правовой базы должно осуществляться с учетом необходимости формирования правового поля электронного правительства, представляющего совокупность взаимоувязанных нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию единой государственной политики при оказании электронных услуг. При разработке проектов нормативно-правовых актов необходимо также учитывать требования Стратегии развития информационного общества в России и международных документов, таких, как Конвенция Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и т. п. При этом должны соблюдаться требования единой терминологии и дефиниций, логической взаимоувязки положений НПА.

Нормативно-правовая база призвана обеспечить возможности для:

- формирования единого пространства доверия электронной цифровой подписи;

- развития системы межведомственного электронного взаимодействия;

- формирования и развития инфраструктуры универсальной электронной карты;

- создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;

- создания организационно-технологической инфраструктуры для осуществления электронных платежей за государственные услуги;

- создания единой системы учета записей актов гражданского состояния;

- развития защищенной системы межведомственного электронного документооборота;

- развития единой межведомственной информационно-статистической системы;

- реализации программы «Электронный регион» и др.

Таким образом, нормативно-правовая база создает условия для перехода к электронному правительству по всем основным выделяемым в мире направлениям: 020 (система межведомственного электронного взаимодействия, межведомственный электронный документооборот), 02С (государственные услуги для граждан) и 02В (государственные услуги для бизнеса). На ее основе становится возможным повышение эффективности государственного управления путем массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций с государственными органами власти при оказании последними государственных услуг.

В настоящее время основу законодательства в сфере электронного правительства составляет федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Он регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации. Закон направлен на создание необходимой правовой основы для реализации конституционных прав граждан, защиты общественных и государственных интересов, а также на решение таких актуальных проблем, как определение правового статуса различных категорий информации, регулирование создания и эксплуатации информационных систем, установление общих требований к использованию информационно-телекоммуникационных сетей и т. п.

Важным шагом на пути нормативно-правового обеспечения оказания государственных информационных услуг стало принятие федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который определил способы доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе и состав информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определил принципы и процедуру предоставления государственных и муниципальных услуг, условия и порядок их оплаты, права заявителей и обязанности органов власти. В соответствии с законом, граждане имеют право на полные, актуальные и достоверные сведения о государственных услугах, а также на их предоставление дистанционно в электронном виде. Органы, в свою очередь, должны оказывать их своевременно и согласно стандарту. Федеральный закон № 210-ФЗ реализует отношения по использованию ресурсов единого портала государственных услуг, с помощью которого заявитель может подать запрос и иные необходимые документы, узнать о ходе предоставления государственной услуги и получить ее результат, оплатить госпошлину.

Особую важность имеет норма закона, в соответствии с которой органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления (пункт 2, статья 7). Данная норма должна вступить в силу с 1 июля 2011 года, однако скорее всего, этот срок будет перенесен, поскольку становится очевидно, что пока органы власти не готовы к ее исполнению, система межведомственного электронного взаимодействия в достаточной степени еще не сформирована.

Кроме того, реализация данной нормы требует внесения серии изменений в целый ряд законодательных актов с целью уточнения требований к комплекту документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и предоставляемых заявителем лично, корректирования оснований для отказа в предоставлении государствен-

ных или муниципальных услуг и установления обязанности органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, запрашивать документы, отвечающие признакам, определенным пунктом 2 статьи 7 федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (проект соответствующего закона уже подготовлен). Также необходимо предусмотреть в законодательстве запрет на отказ в предоставлении услуги по причине неполучения (несвоевременного получения) документов и информации, предоставляемой с использованием межведомственного взаимодействия. Одновременно требуется закрепить право заявителя по своему усмотрению лично предоставить документы, которые должны быть запрошены межведомственно, и обязанность органа их принять и вынести на их основе решение. Все эти законодательные новеллы позволят облегчить получение гражданами государственных и муниципальных услуг, создавая полноценные условия для реализации принципа одного окна при предоставлении услуг.

Поправки, основанные на практическом опыте, приходится вносить и в другие законодательные акты, касающиеся перехода к электронному правительству. Так, в марте 2011 г. были внесены изменения в федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», который регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий. Дополнительно был принят федеральный закон от 06 апреля 2011 № 65-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электронной подписи». Распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2011 г. №1214-р утвержден план подготовки правовых актов в целях реализации данных федеральных законов, в рамках которого, в частности, запланировано определить виды электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, порядок использования простой электронной подписи при оказании данных услуг и т. п. Всего планируется принять 14 подзаконных актов, которые обеспечат идентификацию граждан и сотрудников органов власти в процессе оказания государственных услуг.

В июле 2011 г. были внесены поправки в федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»1. Поправки были основаны на практике правоприменения, которая показала, что № 152-ФЗ содержит целый ряд норм, выполнение которых либо крайне затруднительно, либо допускает различное толкование, либо связано с неадекватными затратами операторов персональных данных. Этими поправками уточняются основные принципы и условия обработки и передачи персональных данных, а также меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке, обязанности оператора при обращении к нему субъекта персональных данных, обязанности оператора по устранению нарушений законодательства, допущенных при обработке персональных данных (по уточнению, блокированию и уничтожению персональных данных). Однако и в новой редакции закон не в полной мере учитывает возможности и ресурсы различных групп организаций, осуществляющих деятельность определенного вида, что в дальнейшем может привести к формальному характеру его применения.

Последний пример свидетельствует о том, что обеспечение юридической значимости и законности электронного взаимодействия, требует постоянного анализа правоприменительной практики и учета мнений всех заинтересованных сторон. Эффективным механизмом такого анализа, на наш взгляд, являются парламентские слушания. Так, основные проблемы, связанные с применением федерального закона № 152-ФЗ, обсуждались на парламентских слушаниях на тему «Актуальные вопросы развития и применения законодательства о защите прав граждан при обработке персональных данных», состоявшихся в Государственной Думе ФС РФ 20 октября 2009 года и рекомендации слушаний были до определенной степени учтены разработчиками новой редакции закона.

1 Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2011 г. № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О персональных данных”».

Проблема совершенствования законодательства, направленного на развитие безопасных технологий «электронного правительства» в Российской Федерации, а также стимулирование разработки и применения отечественных ИКТ для оказания государственных услуг в электронном виде и осуществления защищенного электронного документооборота, рассматривалась на парламентских слушаниях, которые прошли в Государственной Думе 28 июня 2010 года. По итогам слушаний были выработаны рекомендации, в которых указывалось на необходимость при разработке нормативных правовых актов по вопросам использования ИКТ для оказания государственных услуг и осуществления межведомственного электронного документооборота обеспечить реализацию принципов единства используемых терминов, нормативно-справочной информации, системы показателей и единства стандартов технологий, форматов, протоколов взаимодействия участников создания и эксплуатации информационной системы.

Также участники слушаний обратили внимание на то, что при разработке и принятии законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в сфере электронного правительства, оказания государственных и муниципальных услуг, осуществления электронного документооборота нужно в обязательном порядке обеспечивать соблюдение норм федерального закона № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в части принадлежности прав на доменные имена официальных сайтов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления данным органам, а также размещения официальных сайтов на серверах, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Участники парламентских слушаний предложили Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность внесения дополнений в Положение о Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, определив в качестве одной из основных задач Комиссии выработку и реализацию мер, направленных на обеспечение информационной безопасности при использовании ИКТ для оказания государственных услуг и осуществления межведомственного электронного документооборота.

Дальнейшее использование механизма парламентских слушаний (который целесообразно дополнить механизмом общественного обсуждения) позволило бы решить актуальную задачу определения правового статуса электронного документа и связанных с ним процедур, так, чтобы электронный документ мог выполнять все функции традиционного документа (фиксация содержательной информации, фиксация лица, подписавшего документ, фиксация условий составления документа, доказательство в судебном разбирательстве, функция оригинала, обеспечиваемая его уникальностью), и содействовать принятию закона «Об электронном документе» [2]. Напомним, что закон «Об электронном документе» был внесен в Государственную Думу еще в декабре 2000 года (проект ФЗ № 39828-8), но до сих пор не вышел на стадию утверждения. Между тем аналогичный закон в Республике Беларусь был принят в 2009 году2, а в Республике Казахстан - в 2003 году3.

Точно также нуждается в организации экспертного обсуждения и скорейшем принятии закон «О служебной тайне», который впервые он был внесен в Государственную Думу ФС РФ в январе 2004 года. Между тем существует очевидная потребность в регулировании отношений, возникающих в связи с отнесением сведений к служебной тайне, их защитой и снятием ограничений на доступ к указанным сведениям в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, осуществления установленных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2 Закон Республики Беларусь № 113-3 от 4 декабря 2009 г. «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

3 Закон Республики Казахстан № 370 от 7 января 2003 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

В законодательстве имеются и другие значительные пробелы. Требуется устранить препятствия для межведомственного взаимодействия по запросу необходимых документов для предоставления государственных или муниципальных услуг в следующих сферах:

- при назначении государственных пособий и оказании государственной социальной помощи;

- при проведении землеустройства и образовании земельных участков;

- при кадастровом учете объектов недвижимости и регистрации прав на них;

- при приватизации государственного и муниципального имущества;

- в сфере жилищных отношений;

- при государственной регистрации актов гражданского состояния;

- в градостроительной сфере;

- в сфере природопользования;

- в сфере торговой деятельности;

- в сфере налогового учета и контроля;

- в сфере регистрационного учета граждан Российской Федерации и миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства;

- в сфере реализации пенсионных прав граждан;

- при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, некоммерческих организаций;

- при лицензировании отдельных видов деятельности.

(Проект соответствующего закона уже внесен в Государственную Думу ФС РФ).

Очень острой проблемой является отсутствие у органов местного самоуправления полномочий для перехода к оказанию услуг в электронном виде, что требует внесения поправок в федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В связи с этим Министерством экономического развития было внесено предложение закрепить полномочие по осуществлению органами местного самоуправления информатизации своей деятельности в целях решения вопросов местного значения, указанных в статьях 14, 15 и 16 Федерального закона № 131-ФЗ, в уставах муниципальных образований. На наш взгляд, такое решение является крайне трудоемким и, следовательно, малоэффективным. Учитывая, что в Российской Федерации свыше 25 000 муниципальных образований, процесс изменения их уставов может затянуться на неопределенное время. Гораздо целесообразнее внести необходимые изменения в №131-ФЗ, расширив полномочия муниципальных образований.

Наряду с законами, переход к электронному правительству требует принятия целой серии подзаконных актов. В 2009-2011 гг. был принят целый комплекс таких документов инструктивно-методического характера, обеспечивающих применение законодательства на практике. Важнейшими из них являются «План перехода федеральных органов исполнительной власти на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 1555-р), в который включены 73 базовые государственные услуги, которые к 2015 году планируется перевести в электронный вид, и «Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р).

Также следует выделить такие постановления и распоряжения Правительства РФ, как:

• Постановление от 22 сентября 2009 г. № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота».

• Постановление от 2 октября 2009 г. №779 «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)».

• Постановление от 3 октября 2009 г. №796 «О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг».

• Постановление от 24 мая 2010 г. № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных орга-

4

нов» .

• Постановление от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

• Постановление от 24 марта 2011 г. № 208 «О технических требованиях к универсальной электронной карте и федеральным электронным приложениям»5.

• Распоряжение от 2 октября 2009 г. № 1403-р, утверждающее технические требования к организации взаимодействия системы межведомственного электронного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти.

• Распоряжение от 1 июня 2010 г. № 894-р «О повышении качества и доступности предоставления государственных услуг и оптимизации государственных функций и процедур, связанных с регистрационным учетом граждан Российской Федерации».

• Распоряжение от 8 сентября 2010 г. № 1519-р «О внесении изменений в план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти».

• Распоряжение от 15 апреля 2011 года № 654-р «О базовых государственных информационных ресурсах».

• Распоряжение от 25 апреля 2011 года № 729-р «Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме» и др.

Для того чтобы успешно осуществить переход к электронному правительству, необходимо дополнить федеральные нормативно-правовые акты региональными. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра в данной сфере является одним из лидеров. Всего в Югре было принято около 200 постановлений, распоряжений Губернатора и Правительства по вопросам формирования, использования и защиты информационных ресурсов, а также формирования правового поля в области построения системы государственных информационных ресурсов и перехода к электронному правительству. В основе законодательной базы лежит Закон автономного округа № 18-оз «Об информационных ресурсах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (от 8 марта 1998 г., новая редакция - от 8 февраля 2005 г.) С 2006 по 2010 гг. в Югре была реализована окружная программа «Электронная Югра».

19 октября 2010 г Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. №265-п была принята целевая программа автономного округа «Информационное общество - Югра» на 2011-2013 гг.

4 Постановлением вводятся правила подготовки планов информатизации государственных органов, и, что еще более важно, правила проведения экспертной оценки документов, используемых в рамках планирования, создания и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов.

5 Постановлением установлены требования к форме и физическим характеристикам универсальной электронной карты, к размещению и использованию на ней информации, к ее интегральной схеме и операционной системе, к контактному интерфейсу на интегральных схемах и др. Также установлены общие требования к федеральным электронным приложениям универсальной электронной карты, к электронному идентификационному приложению (также правила работы с содержащимися в нем сведениями), к федеральным электронным приложениям в части предоставления доступа к содержащимся в них сведениям и др.

С учетом требований федерального законодательства и новой целевой программы в настоящее время необходимо продолжить работу над дальнейшим совершенствованием нормативно-правовой базы автономного округа. Уже подготовлен проект окружного закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и о государственных и муниципальных услугах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». Его цель - обеспечить порядок доступа к информации о деятельности государственных и муниципальных органов, а также правовой порядок организации предоставления государственных и муниципальных услуг физическим лицам и организациям субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Как показывает опыт законотворчества, совершенствование нормативно-правовых актов региона необходимо осуществлять с учетом методических рекомендаций органов власти федерального уровня в зависимости от этапов перехода на предоставление государственных услуг, определенных в перечнях, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р и распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 октября 2010 г. № 383-рп «Об организации перехода на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде».

В настоящее время большинство российских регионов находится на II этапе перехода к электронному правительству, который предполагает размещение на едином портале государственных и муниципальных услуг форм документов, необходимых для обеспечения доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде. На этом этапе необходимо осуществить следующие действия:

• Создание и доработку нормативных правовых актов в части установления возможности предварительного заполнения и печати форм документов для последующего их предоставления в целях получения услуги.

• Утверждение необходимых форм документов для обеспечения возможности их размещения на Едином портале государственных и на портале государственных услуг субъекта федерации.

• Доработка утвержденных форм документов для обеспечения возможности их заполнения без помощи работников органов исполнительной власти.

III этап перехода к электронному правительству, в ходе которого осуществляется обеспечение возможности представлять документы в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, требует:

• Доработки нормативных правовых актов в части установления возможности и порядка предоставления документов в электронном виде для получения услуги, в том числе с использованием средств ЭЦП.

• Разработки и утверждения требований к электронному виду документов, предоставляемых для получения услуги.

• Заключения соглашения об информационном обмене через Систему межведомственного электронного взаимодействия.

На IV этап перехода необходимо обеспечить возможность осуществлять мониторинг хода предоставления государственной услуги, что предполагает:

• Доработку нормативных правовых актов в части установления возможности электронного взаимодействия с заявителем в ходе всего процесса предоставления услуги.

• Доработку нормативных правовых актов в части установления возможности для заявителя получать информацию о ходе предоставления услуги с использованием инфраструктуры электронного правительства, в том числе при помощи Единого портала.

И, наконец, завершающий, V этап перехода, на котором граждане получают возможность получать результаты предоставления государственных услуг электронном виде на едином портале государственных и муниципальных услуг, потребует доработки нормативных правовых актов в части установления необходимости электронного межведомственного и межуровневого взаимодействия в процессе предоставления услуги, а также электронного

взаимодействия с заявителем и определения положений, в соответствии с которыми результат предоставления услуги должен выдаваться в электронном виде.

В Югре вся эта работа уже ведется. С 1 августа 2011 г. Ханты-Мансийский автономный округ переходит на III этап предоставления 19 первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

На сегодняшнем этапе, чтобы эффективно справиться с поставленной задачей, во всех муниципальных образованиях следует принять целый ряд обязательных нормативноправовых актов. Например, утвердить перечень документов и сведений, обмен которыми между органами и организациями при оказании муниципальных услуг и исполнении муниципальных функций осуществляется в электронном виде, а также перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами местного самоуправления. Исполнительные органы государственной власти региона должны самостоятельно заключить соглашения с учреждениями и организациями, в которых будут запрашиваться данные, необходимые для работы с обращениями граждан.

Как неоднократно отмечала губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Юг-ры Н. В. Комарова, получение электроных услуг должно быть максимально удобным. Выступая 6 июня 2011 г. на заседании Совета по развитию информационного общества, в частности, губернатор обратила внимание на важность унификации всех названий и используемой терминологии, в том числе через приведение в соответствие с федеральной номенклатурой. Описание услуг должно быть доступным и понятным для любого гражданина. «Важно, чтобы человеку при перемещении из одного субъекта Российской Федерации в другой не пришлось лихорадочно переналаживаться и с нуля изучать местное электронное наречие», -отметила Наталья Комарова. Другой мерой, которая сделает процесс получения электронных услуг более адаптированным, станет привлечение членов Общественной палаты Югры к публичному обсуждению административных регламентов их оказания. Сейчас многие из них находятся в стадии общественной оценки и дополнения, вносимые в них гражданским обществом, по мнению главы региона, должны существенно улучшить качество как документов, так и самих услуг [1].

Опыт Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по совершенствованию регионального законодательства может быть использован в других субъектах Российской Федерации. Осуществляемая в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре работа по формированию системы государственных информационных ресурсов и переходу к электронному правительству обеспечивает повышение качества государственного управления, тем самым способствуя повышению качества жизни граждан. В округе не просто внедряются ИКТ, а строится сложная, многофункциональная система, которая позволяет наладить обратную связь с населением, повысить открытость и прозрачность власти, а, значит, и укрепить доверие населения к ней.

ЛИТЕРАТУРА

1. Югорчане смогут подавать документы в электронном виде на 19 первоочередных государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://admhmao.rU/inform/news/2011/06_06.htm#1

2. Чубукова, С. Г. Основы правовой информатики [Текст] / С. Г. Чубукова, В. Д. Элькин. -М., 2004.

3. Щеголев, И. О. Тезисы доклада на IX международной конференции «Государственное управление в 21 веке : традиции и инновации». Москва, 25 мая 2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://minsvyaz.ru/ru/speak/index.php?id_4=42469

4. Волчинская, Е. К. Тезисы доклада на конференции «Электронный документооборот» [Текст] / Е. К. Волчинская. - М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.