ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2011 г. Выпуск 4 (23). С. 76-83
УДК 342.9
ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Н. Р. Маслова
«Правовые основы формирования информационного общества и электронного правительства в России закреплены на сегодняшний день рядом базовых федеральных законов. Но на этом направлении предвидится еще много работы». Из доклада министра массовых коммуникаций и связи РФ И. О. Щёголева на IX международной конференции «Государственное управление в 21 веке: традиции и инновации» [3].
Президент РФ Д. А. Медведев неоднократно указывал на необходимость добиться прозрачности, четкости и простоты в каждодневных отношениях государства и гражданина. Одним из важнейших направлений решения этой задачи является переход на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде. В соответствии со «Стратегией развития информационного общества в России» в 2015 г. 100 % государственных услуг должны оказываться в режиме он-лайн.
Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 1815-р от 20 октября 2010 г., закрепила этот приоритет, исходя из того, что применение информационнотелекоммуникационных технологий должно способствовать повышению качества государственного управления и качества жизни граждан. Целью программы является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.
Одной из самых острых проблем, без решения которой невозможен переход к электронному правительству, в программе «Информационное общество» названо отсутствие необходимой нормативной правовой базы, а также стандартов и регламентов предоставления органами государственной власти требуемой информации населению, организациям, а также в целях эффективного взаимодействия - и другим органам государственной власти.
На необходимость совершенствования законодательства по информационному праву, авторскому праву, защите интеллектуальной собственности и безопасности персональных данных обратил особое внимание Президент Российской Федерации Д. А. Медведев на встрече с представителями Интернет-сообщества 29 апреля 2011 г.
Развитие нормативно-правовой базы должно осуществляться с учетом необходимости формирования правового поля электронного правительства, представляющего совокупность взаимоувязанных нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию единой государственной политики при оказании электронных услуг. При разработке проектов нормативно-правовых актов необходимо также учитывать требования Стратегии развития информационного общества в России и международных документов, таких, как Конвенция Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и т. п. При этом должны соблюдаться требования единой терминологии и дефиниций, логической взаимоувязки положений НПА.
Нормативно-правовая база призвана обеспечить возможности для:
- формирования единого пространства доверия электронной цифровой подписи;
- развития системы межведомственного электронного взаимодействия;
- формирования и развития инфраструктуры универсальной электронной карты;
- создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;
- создания организационно-технологической инфраструктуры для осуществления электронных платежей за государственные услуги;
- создания единой системы учета записей актов гражданского состояния;
- развития защищенной системы межведомственного электронного документооборота;
- развития единой межведомственной информационно-статистической системы;
- реализации программы «Электронный регион» и др.
Таким образом, нормативно-правовая база создает условия для перехода к электронному правительству по всем основным выделяемым в мире направлениям: 020 (система межведомственного электронного взаимодействия, межведомственный электронный документооборот), 02С (государственные услуги для граждан) и 02В (государственные услуги для бизнеса). На ее основе становится возможным повышение эффективности государственного управления путем массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций с государственными органами власти при оказании последними государственных услуг.
В настоящее время основу законодательства в сфере электронного правительства составляет федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Он регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации. Закон направлен на создание необходимой правовой основы для реализации конституционных прав граждан, защиты общественных и государственных интересов, а также на решение таких актуальных проблем, как определение правового статуса различных категорий информации, регулирование создания и эксплуатации информационных систем, установление общих требований к использованию информационно-телекоммуникационных сетей и т. п.
Важным шагом на пути нормативно-правового обеспечения оказания государственных информационных услуг стало принятие федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который определил способы доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе и состав информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определил принципы и процедуру предоставления государственных и муниципальных услуг, условия и порядок их оплаты, права заявителей и обязанности органов власти. В соответствии с законом, граждане имеют право на полные, актуальные и достоверные сведения о государственных услугах, а также на их предоставление дистанционно в электронном виде. Органы, в свою очередь, должны оказывать их своевременно и согласно стандарту. Федеральный закон № 210-ФЗ реализует отношения по использованию ресурсов единого портала государственных услуг, с помощью которого заявитель может подать запрос и иные необходимые документы, узнать о ходе предоставления государственной услуги и получить ее результат, оплатить госпошлину.
Особую важность имеет норма закона, в соответствии с которой органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления (пункт 2, статья 7). Данная норма должна вступить в силу с 1 июля 2011 года, однако скорее всего, этот срок будет перенесен, поскольку становится очевидно, что пока органы власти не готовы к ее исполнению, система межведомственного электронного взаимодействия в достаточной степени еще не сформирована.
Кроме того, реализация данной нормы требует внесения серии изменений в целый ряд законодательных актов с целью уточнения требований к комплекту документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и предоставляемых заявителем лично, корректирования оснований для отказа в предоставлении государствен-
ных или муниципальных услуг и установления обязанности органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, запрашивать документы, отвечающие признакам, определенным пунктом 2 статьи 7 федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (проект соответствующего закона уже подготовлен). Также необходимо предусмотреть в законодательстве запрет на отказ в предоставлении услуги по причине неполучения (несвоевременного получения) документов и информации, предоставляемой с использованием межведомственного взаимодействия. Одновременно требуется закрепить право заявителя по своему усмотрению лично предоставить документы, которые должны быть запрошены межведомственно, и обязанность органа их принять и вынести на их основе решение. Все эти законодательные новеллы позволят облегчить получение гражданами государственных и муниципальных услуг, создавая полноценные условия для реализации принципа одного окна при предоставлении услуг.
Поправки, основанные на практическом опыте, приходится вносить и в другие законодательные акты, касающиеся перехода к электронному правительству. Так, в марте 2011 г. были внесены изменения в федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», который регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий. Дополнительно был принят федеральный закон от 06 апреля 2011 № 65-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электронной подписи». Распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2011 г. №1214-р утвержден план подготовки правовых актов в целях реализации данных федеральных законов, в рамках которого, в частности, запланировано определить виды электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, порядок использования простой электронной подписи при оказании данных услуг и т. п. Всего планируется принять 14 подзаконных актов, которые обеспечат идентификацию граждан и сотрудников органов власти в процессе оказания государственных услуг.
В июле 2011 г. были внесены поправки в федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»1. Поправки были основаны на практике правоприменения, которая показала, что № 152-ФЗ содержит целый ряд норм, выполнение которых либо крайне затруднительно, либо допускает различное толкование, либо связано с неадекватными затратами операторов персональных данных. Этими поправками уточняются основные принципы и условия обработки и передачи персональных данных, а также меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке, обязанности оператора при обращении к нему субъекта персональных данных, обязанности оператора по устранению нарушений законодательства, допущенных при обработке персональных данных (по уточнению, блокированию и уничтожению персональных данных). Однако и в новой редакции закон не в полной мере учитывает возможности и ресурсы различных групп организаций, осуществляющих деятельность определенного вида, что в дальнейшем может привести к формальному характеру его применения.
Последний пример свидетельствует о том, что обеспечение юридической значимости и законности электронного взаимодействия, требует постоянного анализа правоприменительной практики и учета мнений всех заинтересованных сторон. Эффективным механизмом такого анализа, на наш взгляд, являются парламентские слушания. Так, основные проблемы, связанные с применением федерального закона № 152-ФЗ, обсуждались на парламентских слушаниях на тему «Актуальные вопросы развития и применения законодательства о защите прав граждан при обработке персональных данных», состоявшихся в Государственной Думе ФС РФ 20 октября 2009 года и рекомендации слушаний были до определенной степени учтены разработчиками новой редакции закона.
1 Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2011 г. № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О персональных данных”».
Проблема совершенствования законодательства, направленного на развитие безопасных технологий «электронного правительства» в Российской Федерации, а также стимулирование разработки и применения отечественных ИКТ для оказания государственных услуг в электронном виде и осуществления защищенного электронного документооборота, рассматривалась на парламентских слушаниях, которые прошли в Государственной Думе 28 июня 2010 года. По итогам слушаний были выработаны рекомендации, в которых указывалось на необходимость при разработке нормативных правовых актов по вопросам использования ИКТ для оказания государственных услуг и осуществления межведомственного электронного документооборота обеспечить реализацию принципов единства используемых терминов, нормативно-справочной информации, системы показателей и единства стандартов технологий, форматов, протоколов взаимодействия участников создания и эксплуатации информационной системы.
Также участники слушаний обратили внимание на то, что при разработке и принятии законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в сфере электронного правительства, оказания государственных и муниципальных услуг, осуществления электронного документооборота нужно в обязательном порядке обеспечивать соблюдение норм федерального закона № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в части принадлежности прав на доменные имена официальных сайтов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления данным органам, а также размещения официальных сайтов на серверах, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Участники парламентских слушаний предложили Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность внесения дополнений в Положение о Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, определив в качестве одной из основных задач Комиссии выработку и реализацию мер, направленных на обеспечение информационной безопасности при использовании ИКТ для оказания государственных услуг и осуществления межведомственного электронного документооборота.
Дальнейшее использование механизма парламентских слушаний (который целесообразно дополнить механизмом общественного обсуждения) позволило бы решить актуальную задачу определения правового статуса электронного документа и связанных с ним процедур, так, чтобы электронный документ мог выполнять все функции традиционного документа (фиксация содержательной информации, фиксация лица, подписавшего документ, фиксация условий составления документа, доказательство в судебном разбирательстве, функция оригинала, обеспечиваемая его уникальностью), и содействовать принятию закона «Об электронном документе» [2]. Напомним, что закон «Об электронном документе» был внесен в Государственную Думу еще в декабре 2000 года (проект ФЗ № 39828-8), но до сих пор не вышел на стадию утверждения. Между тем аналогичный закон в Республике Беларусь был принят в 2009 году2, а в Республике Казахстан - в 2003 году3.
Точно также нуждается в организации экспертного обсуждения и скорейшем принятии закон «О служебной тайне», который впервые он был внесен в Государственную Думу ФС РФ в январе 2004 года. Между тем существует очевидная потребность в регулировании отношений, возникающих в связи с отнесением сведений к служебной тайне, их защитой и снятием ограничений на доступ к указанным сведениям в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, осуществления установленных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2 Закон Республики Беларусь № 113-3 от 4 декабря 2009 г. «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».
3 Закон Республики Казахстан № 370 от 7 января 2003 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».
В законодательстве имеются и другие значительные пробелы. Требуется устранить препятствия для межведомственного взаимодействия по запросу необходимых документов для предоставления государственных или муниципальных услуг в следующих сферах:
- при назначении государственных пособий и оказании государственной социальной помощи;
- при проведении землеустройства и образовании земельных участков;
- при кадастровом учете объектов недвижимости и регистрации прав на них;
- при приватизации государственного и муниципального имущества;
- в сфере жилищных отношений;
- при государственной регистрации актов гражданского состояния;
- в градостроительной сфере;
- в сфере природопользования;
- в сфере торговой деятельности;
- в сфере налогового учета и контроля;
- в сфере регистрационного учета граждан Российской Федерации и миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства;
- в сфере реализации пенсионных прав граждан;
- при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, некоммерческих организаций;
- при лицензировании отдельных видов деятельности.
(Проект соответствующего закона уже внесен в Государственную Думу ФС РФ).
Очень острой проблемой является отсутствие у органов местного самоуправления полномочий для перехода к оказанию услуг в электронном виде, что требует внесения поправок в федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В связи с этим Министерством экономического развития было внесено предложение закрепить полномочие по осуществлению органами местного самоуправления информатизации своей деятельности в целях решения вопросов местного значения, указанных в статьях 14, 15 и 16 Федерального закона № 131-ФЗ, в уставах муниципальных образований. На наш взгляд, такое решение является крайне трудоемким и, следовательно, малоэффективным. Учитывая, что в Российской Федерации свыше 25 000 муниципальных образований, процесс изменения их уставов может затянуться на неопределенное время. Гораздо целесообразнее внести необходимые изменения в №131-ФЗ, расширив полномочия муниципальных образований.
Наряду с законами, переход к электронному правительству требует принятия целой серии подзаконных актов. В 2009-2011 гг. был принят целый комплекс таких документов инструктивно-методического характера, обеспечивающих применение законодательства на практике. Важнейшими из них являются «План перехода федеральных органов исполнительной власти на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 1555-р), в который включены 73 базовые государственные услуги, которые к 2015 году планируется перевести в электронный вид, и «Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р).
Также следует выделить такие постановления и распоряжения Правительства РФ, как:
• Постановление от 22 сентября 2009 г. № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота».
• Постановление от 2 октября 2009 г. №779 «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)».
• Постановление от 3 октября 2009 г. №796 «О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг».
• Постановление от 24 мая 2010 г. № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных орга-
4
нов» .
• Постановление от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
• Постановление от 24 марта 2011 г. № 208 «О технических требованиях к универсальной электронной карте и федеральным электронным приложениям»5.
• Распоряжение от 2 октября 2009 г. № 1403-р, утверждающее технические требования к организации взаимодействия системы межведомственного электронного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти.
• Распоряжение от 1 июня 2010 г. № 894-р «О повышении качества и доступности предоставления государственных услуг и оптимизации государственных функций и процедур, связанных с регистрационным учетом граждан Российской Федерации».
• Распоряжение от 8 сентября 2010 г. № 1519-р «О внесении изменений в план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти».
• Распоряжение от 15 апреля 2011 года № 654-р «О базовых государственных информационных ресурсах».
• Распоряжение от 25 апреля 2011 года № 729-р «Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме» и др.
Для того чтобы успешно осуществить переход к электронному правительству, необходимо дополнить федеральные нормативно-правовые акты региональными. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра в данной сфере является одним из лидеров. Всего в Югре было принято около 200 постановлений, распоряжений Губернатора и Правительства по вопросам формирования, использования и защиты информационных ресурсов, а также формирования правового поля в области построения системы государственных информационных ресурсов и перехода к электронному правительству. В основе законодательной базы лежит Закон автономного округа № 18-оз «Об информационных ресурсах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (от 8 марта 1998 г., новая редакция - от 8 февраля 2005 г.) С 2006 по 2010 гг. в Югре была реализована окружная программа «Электронная Югра».
19 октября 2010 г Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. №265-п была принята целевая программа автономного округа «Информационное общество - Югра» на 2011-2013 гг.
4 Постановлением вводятся правила подготовки планов информатизации государственных органов, и, что еще более важно, правила проведения экспертной оценки документов, используемых в рамках планирования, создания и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов.
5 Постановлением установлены требования к форме и физическим характеристикам универсальной электронной карты, к размещению и использованию на ней информации, к ее интегральной схеме и операционной системе, к контактному интерфейсу на интегральных схемах и др. Также установлены общие требования к федеральным электронным приложениям универсальной электронной карты, к электронному идентификационному приложению (также правила работы с содержащимися в нем сведениями), к федеральным электронным приложениям в части предоставления доступа к содержащимся в них сведениям и др.
С учетом требований федерального законодательства и новой целевой программы в настоящее время необходимо продолжить работу над дальнейшим совершенствованием нормативно-правовой базы автономного округа. Уже подготовлен проект окружного закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и о государственных и муниципальных услугах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». Его цель - обеспечить порядок доступа к информации о деятельности государственных и муниципальных органов, а также правовой порядок организации предоставления государственных и муниципальных услуг физическим лицам и организациям субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Как показывает опыт законотворчества, совершенствование нормативно-правовых актов региона необходимо осуществлять с учетом методических рекомендаций органов власти федерального уровня в зависимости от этапов перехода на предоставление государственных услуг, определенных в перечнях, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р и распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 октября 2010 г. № 383-рп «Об организации перехода на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде».
В настоящее время большинство российских регионов находится на II этапе перехода к электронному правительству, который предполагает размещение на едином портале государственных и муниципальных услуг форм документов, необходимых для обеспечения доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде. На этом этапе необходимо осуществить следующие действия:
• Создание и доработку нормативных правовых актов в части установления возможности предварительного заполнения и печати форм документов для последующего их предоставления в целях получения услуги.
• Утверждение необходимых форм документов для обеспечения возможности их размещения на Едином портале государственных и на портале государственных услуг субъекта федерации.
• Доработка утвержденных форм документов для обеспечения возможности их заполнения без помощи работников органов исполнительной власти.
III этап перехода к электронному правительству, в ходе которого осуществляется обеспечение возможности представлять документы в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, требует:
• Доработки нормативных правовых актов в части установления возможности и порядка предоставления документов в электронном виде для получения услуги, в том числе с использованием средств ЭЦП.
• Разработки и утверждения требований к электронному виду документов, предоставляемых для получения услуги.
• Заключения соглашения об информационном обмене через Систему межведомственного электронного взаимодействия.
На IV этап перехода необходимо обеспечить возможность осуществлять мониторинг хода предоставления государственной услуги, что предполагает:
• Доработку нормативных правовых актов в части установления возможности электронного взаимодействия с заявителем в ходе всего процесса предоставления услуги.
• Доработку нормативных правовых актов в части установления возможности для заявителя получать информацию о ходе предоставления услуги с использованием инфраструктуры электронного правительства, в том числе при помощи Единого портала.
И, наконец, завершающий, V этап перехода, на котором граждане получают возможность получать результаты предоставления государственных услуг электронном виде на едином портале государственных и муниципальных услуг, потребует доработки нормативных правовых актов в части установления необходимости электронного межведомственного и межуровневого взаимодействия в процессе предоставления услуги, а также электронного
взаимодействия с заявителем и определения положений, в соответствии с которыми результат предоставления услуги должен выдаваться в электронном виде.
В Югре вся эта работа уже ведется. С 1 августа 2011 г. Ханты-Мансийский автономный округ переходит на III этап предоставления 19 первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
На сегодняшнем этапе, чтобы эффективно справиться с поставленной задачей, во всех муниципальных образованиях следует принять целый ряд обязательных нормативноправовых актов. Например, утвердить перечень документов и сведений, обмен которыми между органами и организациями при оказании муниципальных услуг и исполнении муниципальных функций осуществляется в электронном виде, а также перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами местного самоуправления. Исполнительные органы государственной власти региона должны самостоятельно заключить соглашения с учреждениями и организациями, в которых будут запрашиваться данные, необходимые для работы с обращениями граждан.
Как неоднократно отмечала губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Юг-ры Н. В. Комарова, получение электроных услуг должно быть максимально удобным. Выступая 6 июня 2011 г. на заседании Совета по развитию информационного общества, в частности, губернатор обратила внимание на важность унификации всех названий и используемой терминологии, в том числе через приведение в соответствие с федеральной номенклатурой. Описание услуг должно быть доступным и понятным для любого гражданина. «Важно, чтобы человеку при перемещении из одного субъекта Российской Федерации в другой не пришлось лихорадочно переналаживаться и с нуля изучать местное электронное наречие», -отметила Наталья Комарова. Другой мерой, которая сделает процесс получения электронных услуг более адаптированным, станет привлечение членов Общественной палаты Югры к публичному обсуждению административных регламентов их оказания. Сейчас многие из них находятся в стадии общественной оценки и дополнения, вносимые в них гражданским обществом, по мнению главы региона, должны существенно улучшить качество как документов, так и самих услуг [1].
Опыт Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по совершенствованию регионального законодательства может быть использован в других субъектах Российской Федерации. Осуществляемая в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре работа по формированию системы государственных информационных ресурсов и переходу к электронному правительству обеспечивает повышение качества государственного управления, тем самым способствуя повышению качества жизни граждан. В округе не просто внедряются ИКТ, а строится сложная, многофункциональная система, которая позволяет наладить обратную связь с населением, повысить открытость и прозрачность власти, а, значит, и укрепить доверие населения к ней.
ЛИТЕРАТУРА
1. Югорчане смогут подавать документы в электронном виде на 19 первоочередных государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://admhmao.rU/inform/news/2011/06_06.htm#1
2. Чубукова, С. Г. Основы правовой информатики [Текст] / С. Г. Чубукова, В. Д. Элькин. -М., 2004.
3. Щеголев, И. О. Тезисы доклада на IX международной конференции «Государственное управление в 21 веке : традиции и инновации». Москва, 25 мая 2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://minsvyaz.ru/ru/speak/index.php?id_4=42469
4. Волчинская, Е. К. Тезисы доклада на конференции «Электронный документооборот» [Текст] / Е. К. Волчинская. - М., 2011.