Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
720
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / РОССИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Манкиева Аза Вахидовна, Воропаев Иван Герасимович, Решетняк Сергей Романович

В статье рассматривается национальная безопасность в условиях трансформации российского законодательства. Государству для собственного обеспечения важна национальная безопасность, для которой основополагающим является суверенитет и интересы граждан проживающих в нем, а также целостность всего государства. Национальная безопасность ставит для себя приоритет стратегических целей и защиту интересов всего государства. Также проявление самостоятельности, где государство как отдельный субъект выступает в международных отношениях и определяет собственную внутреннюю и внушению политику. Главная цель исследования анализируется в обеспечении национальной безопасности, которая заключается в создании и поддержании определенного политического, экономического, военно-стратегического и международного положения государства, и которое бы позволяло создать благоприятные условия для развития общества, государства и личности, а также исключило бы опасность ослабления значения и роли Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать собственные национальные интересы на международной сцене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Манкиева Аза Вахидовна, Воропаев Иван Герасимович, Решетняк Сергей Романович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FOUNDATIONS AND PROBLEMS OF ENSURING NATIONAL SECURITY IN MODERN RUSSIA

The article discusses national security in the context of the transformation of Russian legislation. National security is important for any state to ensure its own security, for which sovereignty is fundamental and for the interests of citizens living in a particular state, as well as the integrity of the entire state. National security prioritizes strategic goals and the protection of the interests of the entire state. It is also a manifestation of independence, where the state as a separate entity acts in international relations and determines its own internal and suggestion policy. The main goal of ensuring national security is to create and maintain a certain political, economic, military-strategic and international position of the state, which would create favorable conditions for the development of society, the state and the individual, as well as eliminate the danger of weakening the importance and role of the Russian Federation as a subject of international law, undermining the ability of the state to realize its own national interests on the international stage.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ NATIONAL SECURITY OF RUSSIA

Правовое обеспечение национальной безопасности

Legal Support of National Security

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-4-188-194

Правовые основы и проблемы обеспечения национальной безопасности в современной России

А.В. Манкиеваа ©, И.Г. Воропаевb ©, С.Р. Решетняк ©

Северо-Кавказский институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы Российской Федерации,

г. Пятигорск, Ставропольский край, Российская Федерация a E-mail: Aza.mankieva@mail/ru b E-mail: i-voropaev@list.ru c E-mail: sergey.reshetnyak.85@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается национальная безопасность в условиях трансформации российского законодательства. Государству для собственного обеспечения важна национальная безопасность, для которой основополагающим является суверенитет и интересы граждан проживающих в нем, а также целостность всего государства. Национальная безопасность ставит для себя приоритет стратегических целей и защиту интересов всего государства. Также проявление самостоятельности, где государство как отдельный субъект выступает в международных отношениях и определяет собственную внутреннюю и внушению политику. Главная цель исследования анализируется в обеспечении национальной безопасности, которая заключается в создании и поддержании определенного политического, экономического, военно-стратегического и международного положения государства, и которое бы позволяло создать благоприятные условия для развития общества, государства и личности, а также исключило бы опасность ослабления значения и роли Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать собственные национальные интересы на международной сцене.

Ключевые слова: Безопасность, государство, Россия, национальные интересы

40.05.01

Манкиева А.В., Воропаев И.Г., Решетняк С.Р. -

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-4-188-194

Legal Foundations and Problems

of Ensuring National Security in Modern Russia

A.V. Mankieva3 ©, I.G. Voropaevb ©, S.R. Reshetnyakc ©

North Caucasus Institute Russian Academy of National Economy and Public Administration of the Russian Federation, Pyatigorsk, Stavropol region, Russian Federation

a E-mail: Aza.mankieva@mail/ru b E-mail: i-voropaev@list.ru c E-mail: sergey.reshetnyak.85@mail.ru

Abstract. The article discusses national security in the context of the transformation of Russian legislation. National security is important for any state to ensure its own security, for which sovereignty is fundamental and for the interests of citizens living in a particular state, as well as the integrity of the entire state. National security prioritizes strategic goals and the protection of the interests of the entire state. It is also a manifestation of independence, where the state as a separate entity acts in international relations and determines its own internal and suggestion policy. The main goal of ensuring national security is to create and maintain a certain political, economic, military-strategic and international position of the state, which would create favorable conditions for the development of society, the state and the individual, as well as eliminate the danger of weakening the importance and role of the Russian Federation as a subject of international law, undermining the ability of the state to realize its own national interests on the international stage.

Key words: Security, state, Russia, national interests

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях вопросы национальной безопасности выходят на первый план, приобретая все большее правовое и практическое значение. Такое положение связано, во-первых, с повышением значимости защиты национальных интересов России как от внешних, так и от внутренних угроз. Во-вторых, повышенный интерес к теме безопасности вызван существующим в нашей стране противоречием между складывающейся судебной практикой и действующим законодательством.

Национальная безопасность в РФ регламентируется целым комплексом нормативно-правовых актов, которые составляют правовую основу этой важной государственной сферы. Все документы взаимосвязаны и содержат юридические понятия, применяемые в отрасли, нормы и принципы, задействованные в работе. Их действие направлено в первую очередь на создание и закрепление на уровне государства условий, необходимых для полноценной деятельности России в условиях, сложившихся в современном обществе.

Самый первый из известных сегодня законодательных документов в сфере национальной безопасности был разработан и вступил в силу в 1947 г. в США - закон № 257 «О национальной безопасности». Здесь впервые прозвучало само понятие «национальная безопасность», которое вслед за американским законодатель-

ством распространилось в других странах мира, в том числе и в России.

Правда, в советское время это понятие в нашей стране имело несколько иное название - «государственная безопасность». Этот термин был зафиксирован в советской Конституции и регламентировал убежденность руководства СССР в том, что интересы государства должны быть выше интересов отдельного человека и даже всего общества в целом.

Современная законодательная основа национальной безопасности нашла подробное отражение в ст. 5 закона «О безопасности». В нее включены положения Конституции Российской Федерации, договоры и соглашения между Россией и иностранными государствами, где фигурируют понятия международного права, российские законы и нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, касающиеся их полномочий в сфере национальной безопасности.

Все законодательные документы дополняют друг друга. К примеру, в тексте Конституции нет даже упоминания понятия «национальная безопасность». В законе № 390 от 28 декабря 2010 г. «О безопасности» понятие встречается, но его расшифровки нет. Трактовка термина как состояния защищенности нации приводится в Указе Президента России № 683 от 31 декабря 2015 г., посвященном стратегии национальной безопасности страны. Если трактовать национальную

безопасность как защищенность, то под ней подразумевается отсутствие внешней и внутренней угрозы для народа и страны. Но насколько верна такая трактовка? Думаем, что правильнее под национальной безопасностью понимать такую организацию деятельности государственной власти, при которой обеспечивается полноценная защита граждан страны. Если же власть не в состоянии в полной мере выполнять свои обязательства и законодательно определенные полномочия, тогда будут возникать различные угрозы для безопасности граждан и страны в целом.

МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Во время исследования правовой составляющей реализации мер для обеспечения безопасности российской нации мы с удивлением обнаружили, что в главном документе государства - Конституции нет какой-либо отсылки к понятию «национальная безопасность», речь идет лишь об общем определении безопасности. Есть отсылки к государственной безопасности, она выступает в качестве синонима национальной безопасности, хотя это лишь одна из разновидностей ее форм [1]. Учитывая тот факт, что среди конституционных основ присутствует лишь общее определение термина «безопасность», считаем необходимым для законодательной ветви власти в нормативно-правовых документах дать его более конкретную расшифровку.

Если же анализировать текст Конституции России более детально, то можно отметить, что понятие безопасности употребляется в различных по содержанию главах. К примеру, оно фигурирует в разделе, посвященном декларированию прав и свобод гражданина страны. Употребляется термин «безопасность» применительно к экологии и охране окружающей среды (ст. 72). Но больше всего это понятие встречается применительно к обеспечению безопасности государства (ст. 55), сохранению целостности его территории (ст. 82). При этом следует отметить, что в документе есть разграничение понятий «безопасность» и «оборона» (ст. 55, 71 и 114).

Чтобы исключить из текста Конституции двоякое толкование термина «безопасность», считаем целесообразным при проведении следующей кампании по изменению положений теста документа дополнить его главой, посвященной именно национальной безопасности. В ней необходимо прописать толкование этого понятие, его значение и место в существующей конституционной структуре РФ, способы и механизмы достижения и обеспечения национальной безопасности.

Для исключения двоякого толкования понятия «национальная безопасность» следует законодательно закрепить его значение и взаимосвязь между теми, кто ее обеспечивает, - государством, человеком и обществом. Здесь же необходимо дать разъяснения касательно безопасности и угроз для нее применительно к основам, заложенным в Конституции России, определить комплекс мер на уровне государства, которые обеспечивают национальную безопасность и влияют на нее самым непосредственным образом.

При этом следует иметь в виду, что в главном законодательном документе России личность, ее права и свободы регламентируются как наивысшая ценность государства, и именно человек выступает основным объектом, на который направлено действие национальной безопасности.

В правовой системе безопасности, действующей в нашей стране, большое значение имеет международная документация. В частности:

• Всемирная декларация прав человека, принятая в 1948 г.;

• Международный пакт о политических и гражданских правах, датированный 23.02.1972;

• Факультативный протокол к Международному пакту о политических и гражданских правах от 1966 г.;

• Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах, утвержденный в 1976 г., и другие документы.

Нормы, зафиксированные в этих международных законодательных документах, стали базой, на основании которой разрабатывались положения российской Конституции и других нормативно-правовых актов, касающихся прав человека и обеспечения безопасности граждан.

Один из основных законодательных актов, где рассматриваются отношения между обществом и государством в вопросах национальной безопасности, - закон «О безопасности». Он был принят в 2010 г. и сменил закон с аналогичным наименованием, действующий с 1992 г. Однако вдумчивое его изучение позволяет обнаружить в тексте документа целый ряд существенных недостатков, свидетельствующих о наличии проблемных моментов в сфере национальной безопасности.

С другой стороны, этот закон в полной мере решает задачи, которые ставили перед собой его создатели, -регламентирование основ и содержания направлений работы, связанных с вопросами безопасности. Именно поэтому он является основным законодательным актом в данной отрасли и должен содержать перечень всех вопросов безопасности, в том числе определение основных понятий и терминов этой сферы, взаимосвязанность отраслевых документов между собой, расшифровку действующих параметров.

Но если рассматривать закон «О безопасности» в качестве основополагающего в этой сфере, то следует признать, что он не обладает всеми теми характеристиками, которые должны быть присущи документам такого уровня. В первую очередь наблюдается серьезное расхождение между названием закона и тем, что заложено в его текст, т.к. несколько разделов посвящено не самой безопасности, а структурам, контролирующим ее соблюдение. Следовательно, необходимо либо сменить название, либо привести в соответствие содержание.

Кроме рассматриваемого закона, национальной безопасности и ее обеспечению посвящены и другие документы, среди которых значительную часть составляют указы президента. К сожалению, они тоже не в полной мере отвечают требованиям и запросам общества и не соответствуют закону «О безопасности». К примеру, введение на территории страны режима военного или чрезвычайного положений регламентировано законами федерального уровня, но при этом

Манкиева А.В., Воропаев И.Г., Решетняк С.Р. -

рассматриваемый выше закон «О безопасности» не имеет статуса федерального или конституционного.

Возвращаясь к этому документу, следует особо подчеркнуть отсутствие в нем определения понятий, связанных с безопасностью. В то же время такого недостатка нет в аналогичном законе, распространяющемся на страны СНГ. Он был принят в октябре 1999 г. и стал основой для законодательных актов о безопасности, принятых во всех государствах СНГ. Кстати, в отличие от России большинство стран Содружества взяли из этого закона ключевое определение термина «безопасность».

Помимо официальной фиксации в правовом поле понятия «безопасность», требуется закрепить и термин «угроза». Он присутствует во многих законодательных документах, но его расшифровки нет ни в одном из них. Так, в законодательном блоке, посвященном экологии, используется понятие угрозы вымирания определенных разновидностей животных, птиц, растений и других организмов. В комплекте нормативно-правовых актов, регламентирующих экономическую деятельность, применяются термины «угроза экономической безопасности» и «угроза национальной экономике». Понятие «угроза» используется и в других сферах деятельности. В связи с такой популярностью термина можно говорить о том, что назрела необходимость расшифровки этого понятия и регламентации в правовых документах его связи с безопасностью.

Изучая российское законодательство о безопасности, недопустимо обходить вниманием Стратегию национальной безопасности, которая в 2021 г. № 400 была дополнена и приведена в актуальное состояние, соответствующее современным условиям. В основе правовой базы этого документа лежат Конституция России и два федеральных закона - № 390 от 28.12.2010 «О безопасности» и № 172 от 28.06.2014 «О стратегическом планировании в РФ».

Под стратегией национальной безопасности следует понимать официально разработанный комплекс целей и задач стратегического плана, а также выработанные во внешней и внутренней государственной политике приоритеты, определяющие степень развития государства на долгие годы и то, в каком состоянии находится национальная безопасность.

Стратегия была создана на основе действующей ранее Концепции национальной безопасности. Однако она не удовлетворяла всем требованиям, т.к. была рассчитана на небольшой период времени и включала ограниченный спектр вопросов. Стратегия стала более объемным, продуманным документом, представляю -щим развитие этого направления на долговременный период.

Текст документа разделен на пять глав:

1. Общие положения.

2. Россия в современном мире: тенденции и возможности.

3. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты.

4. Обеспечения национальной безопасности.

5. Организационные основы и механизмы реализации настоящей Стратегии.

Стратегия направлена на решение вопросов обеспечения безопасности государства и его граждан, раз-

витие обороноспособности России, повышение уровня жизни населения, укрепление экономики страны, развитие научного и технологического потенциала, национальной культуры, образования и здравоохранения, решение экологических задач, обеспечение стабильности в обществе. Задание на разработку такого документа было получено от правительства Российской Федерации, а работа над ним велась на протяжении 2011 г.

Следует отметить, что это уже вторая редакция Стратегии. Первая находилась в разработке на протяжении 2006-2007 гг. Однако современные условия жизни, обусловленные кризисом мировой экономики, сделали документ неактуальным и не соответствующим реалиям нового времени.

Разработчики второй редакции Стратегии опирались на новые модели экономики и социальной политики. Именно поэтому в ней регламентируется окончание экономического и политического кризисов, получивших развитие в конце ХХ в., большое значение уделено дальнейшему всестороннему развитию нашей страны и предотвращению угроз для нее. Россия выступает гарантом развития государственной экономической отрасли и переходит на реализацию политики, направленной на обеспечение безопасности общества.

В Стратегии представлены национальные приоритеты. Среди них - развитие гражданского общества, демократических основ государственной политики, народовластие, сохранение целостности России. В соответствии с документом ресурсы государства должны быть направлены на решение следующих задач:

• повышение уровня жизни граждан и обеспечение безопасности каждого человека;

• экономический рост через развитие инноваций и вложение инвестиций в человеческий потенциал;

• развитие российской науки, разработку и внедрение новых производственных технологий, развитие национальной культуры и здравоохранения;

• обеспечение экологической безопасности, бережное отношение к природе и рациональное использование природных ресурсов;

• развитие стратегии стабильности и равноправного партнерства между государством и обществом.

Следует особо подчеркнуть, что уровень развития национальной безопасности России напрямую связан с состоянием экономики страны и эффективностью реализации механизмов, направленных на ее обеспечение.

О СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стратегия выделяет несколько долгосрочных направлений политики государства в сфере обеспечения безопасности страны и общества. Это:

• развитие полномочий государства как гаранта создания безопасных условий жизни каждого гражданина;

• борьба с преступностью внутри страны, пресечение проявлений коррупции, экстремизма и терроризма, совершенствование правовой базы этой деятельности;

• всесторонняя защита прав и интересов граждан России как внутри страны, так и за ее пределами;

• развитие сотрудничества с иностранными государствами в вопросах правопорядка.

Если подробнее остановиться на целях Стратегии, касающихся повышения уровня жизни граждан, то необходимо отметить, что документ предполагает снижение социального и имущественного неравенства в обществе, улучшение ситуации с демографией, решение ряда других проблем, с которыми сталкивается население страны. В рамках этой деятельности структуры, отвечающие за безопасность, совместно с различными общественными институтами работают в следующих направлениях:

• совершенствуют судебную и законодательную системы с целью повышения качества правовой защиты граждан;

• разрабатывают меры по снижению уровня бедности и повышению благосостояния граждан;

• мотивируют население на ведение здорового образа жизни, принимают государственные программы и национальные проекты, направленные на повышение рождаемости, укрепление института семьи, поддержку молодых семей;

• совершенствуют дорожную и транспортную инфраструктуру, принимают меры для создания безопасных условий на российских дорогах;

• развивают системы занятости населения и борьбы с безработицей, принимают меры государственной поддержки нуждающихся категорий граждан.

Кроме того, Стратегия выделяет категории, по которым можно оценивать степень национальной безопасности. К ним относят уровень безработицы, рост цен, уровень доступности для населения образовательных услуг и медицинской помощи, степень обновления видов вооружения, стоящих на балансе страны, обеспеченность правоохранительных и военных структур кадрами.

Стратегию национальной безопасности дополняют (каждый по своему направлению) другие нормативно-правовые акты:

• Стратегия экономической безопасности, действие которой рассчитано до 2030 г.;

• Стратегия экологической безопасности сроком действия до 2025 года;

• Доктрина продовольственной безопасности;

• Доктрина информационной безопасности;

• Военная доктрина и целый ряд других документов.

Следует заметить, доктрина не имеет законодательного значения, а является лишь перечнем целей и задач, которые устанавливаются для всех структур исполнительной власти. Это своеобразная программа, в которой представлена основа, база для разрабатываемых документов стратегического значения. На основе доктрины формируется стратегия, из которой уже вырастают законы и другие нормативно-правовые акты.

Все перечисленные выше документы прошли согласование с высшей государственной властью и утверждены указами президента России. Только Стратегия экологической безопасности утверждена правительством РФ.

В настоящий момент идет активная работа над текстом Стратегии национальной безопасности, он дорабатывается и корректируется на федеральном и региональных уровнях с учетом требования обеспечения оперативного обнаружения угроз, которым может подвергаться государство, непосредственным образом влияющих на развитие социальной сферы и экономики России. В результате должен получиться документ,

где заложены меры, реализация которых позволит сделать государственное управление более эффективным. Такая корректировка Стратегии имеет важнейшее значение в условиях изменяющейся обстановки в мире и усиления влияния целого ряда факторов внутри страны, что в совокупности может привести к новым угрозам России как в ближайшие годы, так и в долгосрочной перспективе.

Подчеркнем, что уровень развития национальной безопасности находится в прямой зависимости от того, насколько эффективно реализуются стратегические приоритеты государства и функционируют структуры, в полномочия которых входит обеспечение национальной безопасности.

Еще большего внимания требует реализация механизмов безопасности в масштабах регионов. Этим вопросом занимаются недостаточно полноценно, ошибочно считая, что безопасность населения - прерогатива государства на федеральном уровне. Однако не следует забывать, что каждый гражданин является жителем конкретного региона, где и необходимо в первую очередь создавать условия для его жизнедеятельности и безопасности.

Если обратиться к научной публицистике, то здесь национальная безопасность рассматривается как общее, а региональная безопасность выступает как частное. Более того, понятие «региональная безопасность» не имеет законодательного закрепления. В той же Стратегии есть лишь намеки на ее существование, например, там, где речь идет о реализации национальной безопасности на уровне регионов (п. 64-65).

Однако в 2017 г. президент России подписал указ, утверждающий основы политики государства в области регионального развития сроком действия до 2025 г., где определены основные направления политического развития регионов России.

На практике часто оказывается, что региональные структуры не в полной мере используют собственные возможности для обеспечения различных видов безопасности, т.к. они ориентируются на установки, поступающие сверху - из федеральных центров. Кроме того, полноценному развитию региональной безопасности и формированию соответствующих структур в регионах препятствует дефицит местных бюджетов, где порой сложно выделить достаточное финансирование на подобные цели.

Сегодня ситуация начинает постепенно меняться в сторону вовлечения регионов в эту работу и обеспечения региональной безопасности граждан. Однако процесс идет медленно, что в первую очередь обусловлено отсутствием его законодательного подкрепления.

Анализ практической стороны обеспечения безопасности в регионах в основном сводится к поддержанию на должном уровне общественного порядка и к борьбе с преступностью. Для полноценного и всестороннего развития этого направления необходимо издание региональных нормативно-правовых документов с определением полномочий местных органов власти, а не федеральных.

В федеральном центре есть понимание необходимости в корне менять существующую сегодня систему и активизировать региональную безопасность. Об этом свидетельствуют и многочисленные обращения руководителей регионов по поводу отсутствия у них пол-

Манкиева А.В., Воропаев И.Г., Решетняк С.Р. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

номочий в данном вопросе. В связи с этим 11 декабря 2010 г. президент России подписал указ № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка», где предложил коренное преобразование существующих правовых и конституционных отношений, действующих в вопросах обеспечения безопасности, а также частично подчинил федеральные структуры безопасности губернаторам регионов. Эта мера позволит подстраивать безопасность каждого субъекта под существующую в регионе ситуацию [2].

При этом ни в коем случае нельзя говорить о принижении значения федеральных структур, отвечающих за безопасность. Ведь полноценное обеспечение безопасности в регионах непременно станет поддержкой и опорой для органов безопасности федерального значения в вопросах реализации их функций. А проблемы, с которыми приходится сталкиваться в регионах, прямым образом влияют в целом на безопасность государства. К примеру, изменения, которые происходят с границами одного или нескольких субъектов, могут привести к конфликту на территории страны, который может стать по-настоящему серьезной угрозой национальной безопасности.

Для России такой реальной угрозой является региональный сепаратизм. Определение этого явления дано в Шанхайской конвенции от 2001 г., посвященной борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. В соответствии с ней, сепаратизм - это идеология, направленная на разделение субъектов в рамках одного государства с целью формирования нового гособразования и приобретения большей самостоятельности. Сегодня проявления сепаратизма наблюдаются в основном в странах, расположенных на Евразийском континенте.

Если обратиться к истории России, то сепаратизм неоднократно проявлялся в нашей стране, приобретая различные формы - от быстро заканчивающихся претензий территориального характера до разжигания гражданской войны. В какой бы форме ни выступал сепаратизм, всегда он сопровождался умалением значения принципов самостоятельности и суверенности и, как следствие, экономическим кризисом, утратой исторически сложившихся взаимосвязей между субъектами [3].

Среди проблем регионов, связанных с обеспечением национальной безопасности, наиболее существенными являются следующие:

• правовые пробелы в законодательстве - отсутствие разграничений полномочий между федеральным центром и субъектами, споры из-за территорий и т.д.;

• недостаточно четкая и точная проработка механизмов реализации мер безопасности на региональном уровне, прописанных в нормативно-правовых документах федерального уровня;

• дефицит регионального бюджета.

Резюмируя сказанное выше, отметим, что в Российской Федерации принято достаточно много документов, направленных на обеспечение национальной безопасности государства, однако далеко не все из них имеют статус нормативно-правовых.

Более того, в системе государственного планирования нет понимания того, какие цели и задачи должны решать эти документы, зачем они нужны в принципе, как связаны между собой, в какой иерархии находятся. Исследование этой ситуации и отраслевых документов

позволяет сделать вывод о том, что законодательная власть не проработала системность подхода к решению этого вопроса. В результате правовые акты, принятые внутри ведомств, включенных в работу по обеспечению национальной безопасности, выступают в качестве механизма организации деятельности органов исполнительной власти, одновременно приводя к разрозненности и отсутствию единства позиции норм, регламентирующих подобные отношения. Вследствие этого возникают противоречия и своеобразная декларативность положений, отраженных в документах, что препятствует полноценному обеспечению национальной безопасности.

ВЫВОДЫ

На наш взгляд, основными направлениями в общей деятельности государства по обеспечению национальной безопасности на сегодняшний день могут быть:

1) навыками прогнозирования и абсолютный анализ угроз национальной безопасности во всех областях без каких либо исключений;

2) умение выделять критерии национальной безопасности и их значение, а также разработка комплексных мер и механизмов для обеспечение национальной безопасности во всех отраслях государства.

3) комплексный подход к организации законодательных и исполнительных органов государственной власти для осуществления защиты угроз национальным интересам.

Важно отметить, что в Основном Законе государства нет четкого определения понятия национальная безопасность, и на наш взгляд является необходимостью как раз таки о включении статей регулирующие национальной безопасности, которая определила бы ее место в системе конституционного строя России, а также определенные методы механизма для ее обеспечения.

Далее, хотим обратить внимание на Закон «О безопасности», где представляет собой область обеспечения национальной безопасности, и которая должна включать в себя взаимодействие других правовых актов в сфере безопасности.

Сегодня, содержание в Законе не соответствует самого наименования документа. Так как, в нем содержится только информация об органах государственной власти, которые обеспечивают непосредственную безопасность, мы считаем, что необходимо дополнить функции полномочий данных органов или вообще изменить формулировку данного документа.

Кроме указанных законов, необходимо указать Указы Президента России, которые уже на сегодняшний день имеются более 150. Последний «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» и Указ Президента Российской Федерации от 18 марта 2022 г. № 126 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования», или Федеральным законом предусматривается установление обязанности головного исполнителя, исполнителя по-

ставок продукции по государственному оборонному заказу и лиц, для которых принятие государственного оборонного заказа или заключение контракта обязательно, представлять по соответствующим запросам предложения о цене на продукцию по государственному оборонному заказу (в том числе обосновывающие такую цену документы), информацию о затратах по исполненным государственным контрактам, а также информацию, необходимую для изменения цены государственного контракта в соответствии с ч. 5 ст. 6 Федерального закона «О государственном оборонном заказе», включая обоснования ее изменения.

Исходя из выше изложенного, можно прийти к такому выводу, что проблема национальной безопасно-

ЛИТЕРАТУРА

1. Свистунов Д.Е. Национальная безопасность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. № 1 (9). C. 78-83.

2. Джафаров С.А. Национальная безопасность России. М.: ЦТМ-Пресс; Журнал «Российская миграция», 2018. 600 с.

3. Овчинников А.И. Конституционно-правовая сущность национальной безопасности и конституционная безопасность // ЮП. 2014. № 3 (64). С. 33-37.

4. Собищанский С.А., Литвиненко Н.М. К вопросу о системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Символ науки. 2021. № 6. С. 101-105.

5. Толстых В.В. Совет Безопасности Российской Федерации: правовые основы деятельности // Academy. 2018. № 9 (36). С. 8-14.

6. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 »О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: https://base.garant.rU/401425792/#friends

сти актуальна и нуждается в постоянной оптимизации законодательства, а также улучшения, развития защиты угроз как со стороны внутренних так и внешних конфликтов.

Также необходимо систематизировать законодательство в направлении обеспечения развития пакета нормативных актов, которые бы регулировали отдельные виды национальной безопасности.

Чтобы устранить названые недостатки, необходимо адаптировать законодательство к современным реалиям с учетом потребностей общества и государства в целом, а также опираясь на международные конфликты и проблемы мирового сообщества в вопросах безопасности.

REFERENCES

1. Svistunov D.E. National security in the Russian Federation: theoretical and legal research. Bulletin of the Mari State University. Series: Historical Sciences. Legal sciences. 2017. No. 1 (9). Pp. 78-83. (In Rus.)

2. Jafarov S.A. National Security of Russia. Moscow: CTM-Press; Journal "Russian Migration", 2018. 600 p.

3. Ovchinnikov A.I. Constitutional and legal essence of national security and constitutional security. Yu.P. 2014. No. 3 (64). Pp. 33-37. (In Rus.)

4. Sobeschansky S.A., Litvinenko N.M. On the issue of the system of ensuring national security of the Russian Federation. Symbol of Science. 2021. No. 6. Pp. 101-105. (In Rus.)

5. Tolstykh V.V. The Security Council of the Russian Federation: Legal bases of activity. Academy. 2018. No. 9 (36). Pp. 8-14. (In Rus.)

6. Decree of the President of the Russian Federation No. 400 of July 2, 2021 "On the National Security Strategy of the Russian Federation". URL: https://base.garant.ru/401425792/ff friends

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 76,89%

Рецензент: Кулиев Ф.М. оглы, доктор исторических наук, доцент; заведующий кафедрой истории, права и гуманитарных дисциплин, профессор

Статья поступила в редакцию 17.07.2022, принята к публикации 26.08.2022 The article was received on 17.07.2022, accepted for publication 26.08.2022

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Манкиева Аза Вахидовна, кандидат политических наук; доцент кафедры правового обеспечения деятельности органов власти Северо-Кавказского института Российской академии народного хозяйства и государственной службы Российской Федерации. Пятигорск, Ставропольский край, Российская Федерация. ORCID: 0000-0001-7617-3088; E-mail: Aza.mankieva@mail/ru

Воропаев Иван Герасимович, доцент кафедры правового обеспечения деятельности органов власти Северо-Кавказского института Российской академии народного хозяйства и государственной службы Российской Федерации. Пятигорск, Ставропольский край, Российская Федерация. E-mail: i-voropaev@list.ru

Решетняк Сергей Романович, старший преподаватель кафедры правового обеспечения деятельности органов власти Северо-Кавказского института Российской академии народного хозяйства и государственной службы Российской Федерации. Пятигорск, Ставропольский край, Российская Федерация. E-mail: sergey.reshet-nyak.85@mail.ru

ABOUT THE AUTHORS

Aza V. Mankieva, Cand. Sci. (Polit.); associate professor at the Department of Legal Support of Government Activities North Caucasus Institute Russian Academy of National Economy and Public Administration of the Russian Federation. Pyatigorsk, Stavropol region, Russian Federation. ORCID: 0000-0001-7617-3088; E-mail: Aza.mankieva@ mail/ru

Ivan G. Voropaev, associate professor at the Department of Legal Support of Government Activities North Caucasus Institute Russian Academy of National Economy and Public Administration of the Russian Federation. Pyatigorsk, Stavropol region, Russian Federation. E-mail: i-voropaev@ list.ru

Sergey R. Reshetnyak, senior lecturer at the Department of Legal Support of Government Activities North Caucasus Institute Russian Academy of National Economy and Public Administration of the Russian Federation. Pyatigorsk, Stavropol region, Russian Federation. E-mail: sergey. reshetnyak.85@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.