Научная статья на тему 'Правовые основы государственной молодежной политики СССР в области регулирования трудовой деятельности молодежи (первая половина 60-х - вторая половина 70-х годов ХХ века)'

Правовые основы государственной молодежной политики СССР в области регулирования трудовой деятельности молодежи (первая половина 60-х - вторая половина 70-х годов ХХ века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / LEGAL BASES / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТРУДЕ / LEGISLATION ON WORK / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / LABOR ACTIVITY OF YOUTH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трунова Альбина Фёдоровна

В настоящей статье анализируются правовые основы государственной политики в советский период в сфере регулирования трудовых отношений несовершеннолетних. Исследуется комплекс правовых норм, учитывающих специфику труда молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Bases of the State Youth Policy of the USSR in the Field of Regulation of Labor Activity of Youth (the First Half of the 60th - the Second Half of te 70th XX Century)

In the present article legal bases of the state youth policy of Soviet period are analyzed. The role of party activity in formations of legal bases of the youth is studied. Changes of the legislation on work, for this period are considered. The complex of the rules of law considering specifics of work of youth is investigated.

Текст научной работы на тему «Правовые основы государственной молодежной политики СССР в области регулирования трудовой деятельности молодежи (первая половина 60-х - вторая половина 70-х годов ХХ века)»

щийся в особом сочетании юридических средств, состоящих в дополнительных правах, запретах или обязываниях, направленных на упорядочение специфических процессов, явлений и отношений.

1 См.: Румянцев Н.В. Специальные административно-правовые режимы деятельности органов внутренних дел в современных условиях. М., 2010; Попова Н.Ф., Попова Н.Н. Специальные административно-правовые режимы. М., 2008; Ильин А.Ю. Специальные налоговые режимы: правовой механизм применения, развития и совершенствования // Финансовое право. 2011. № 3. С. 20-27; Терещенко Л.К. Специальные правовые режимы информации в законодательстве Российской Федерации и международных актах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2011. № 2. С. 69-75; Братановский С.Н. Сущность и виды специальных правовых режимов информации // Гражданин и право. 2012. № 9. С. 3-17; Рушайло В.Б. Законодательные и теоретические основы специальных административно-правовых режимов // Российский следователь. 2004. № 2. С. 39-41; Он же К вопросу о теории классификации специальных административно-правовых режимов в сфере обеспечения безопасности // Право и политика. 2003. № 10. С. 49-55.

2 См.: Попова НФ. О классификации специальных административно-правовых режимов // Вестник Российского гуманитарного ун-та. 2008. № 5. С. 41-42.

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 23, ст. 2277.

4 См.: Приказ Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 50.

В.А. Труханов

КАЗАЧЕСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье казачество рассматривается как специфическая социальная группа российского общества, принимающая активное участие в его социально-политической жизни, в общем ходе российской истории.

Ключевые слова: казачество, политическая роль, социальная роль, исторический аспект, этнос, социальная группа, власть.

V.A.Trukhanov

COSSACKS IN POLITICAL LIFE OF RUSSIA: HISTORICAL ASPECT

In article it is spoken about the Cossacks as to the specific social group of the Russian society taking active part in socio-political life in the general course of the Russian history.

Keywords: Cossacks, political role, social role, historical aspect, ethnos, social group, power.

Проблемы межнациональных отношений в современной России являются одними из актуальных и останутся таковыми еще долгое время. Причины этого лежат в исторических, культурных, психологических, ментальных и других особенностях возникновения и жизнедеятельности различных этносов и социальных групп в нашем полиэтническом и многоконфессиональном обществе. Все это требует комплексного и тщательного изучения с целью выявления возможного конфликтного потенциала в теле социума и последующей его нейтрализации. Одной из малоизученных проблем является участие казачества в политической жизни России. Используя исторический метод в изучении этнических и соци-

© Труханов Виктор Александрович, 2013

Доктор политических наук, профессор кафедры истории и социологии политики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: truhanov_viktor@mail.ru

альных сообществ, можно с большой степенью вероятности судить об их роли и участии в общественной и политической жизни страны. С таких позиций рефлексия казачества как специфического социального сообщества позволяет нам оценить его роль в современном политическом процессе.

Казачество в истории России оставило значительный след. И касается это не только участия казаков в бесчисленных войнах и походах, но и, как считают многие исследователи, в политической истории, т.к. казачество в дореволюционной России выполняло множество функций, в частности геополитическую, первопроходческую, культурную, социальную и собственно политическую. Для того чтобы понять это, а также ту роль, которую играет казачество в современной российской действительности, следует обратиться в прошлое.

Еще в исследованиях XIX в. наметились разные подходы к оценке роли казачества в жизни государства. Первый подход отражен в трудах, в которых превалировала тенденция абсолютизации заслуги казачества перед государством в обеспечении безопасности как внешней, так и внутренней (К.К. Абаза, И.Ф. Быкадоров, Ф.А. Щербина и др.). Так, В.М. Пудавов в 40-х г. XIX в. писал: «Почти все писатели русской истории, по темному понятию о первобытных донцах, несправедливо покрыли их тяжкою укоризною за участие в смутных событиях, начавшихся с царствования Годунова». А между тем у казаков, «людей царелюбивых и мужественных, не могло быть и не было замысла о мятеже»1. Изображали казаков «рыцарями без страха и упрека»2 В связи с 300-летием Дома Романовых были напечатаны брошюры о «Смутном времени». Их авторы С. Бояринов и М. Елкин показывают казаков как понесших немалые жертвы «на алтарь спасения веры, царя и отечества»3. ш

Второй подход представляют официальные историки Российского государства, н которые рассматривают соотношение этих двух сил, т.е. государства и казачества С

а

как борьбу порядка и анархии. Например, С.М. Соловьев писал по поводу такого т

о

противостояния: «...Государство, несмотря на все свое истощение, было сильнее к

о

казаков»4. Он же изображал казаков «людьми безземельными, бродячими людь- о' ми, которые разрознили свои интересы с интересами общества»5. Н.М. Карамзин | также видел в казаках, прежде всего, бродяг, искавших «дикой вольности и добы- О чи»6, а в сочинениях дворянского историка 30-х г. XIX в. В. Броневского казачья н

о

вольница «рисовалась "беззаконной и разбойной"»7. В. Корсаков в статье о Разине, Ю опубликованной в 1910 г., писал, что «народу приходилось тяжело не только от и

воевод», но и «от воровских казаков»8. с

к

Третий подход, самыми известными представителями которого являлись а Н.И. Костомаров и В.Б. Антонович, заключался в рассмотрении казачества не д

е

только как элемента социальной структуры, как военного сословия, но и более ши- | роко — в системе социально-политической жизни России. Наиболее четко данный № подход сформулирован в Энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона: 69 «Составляя пограничный оплот русской земли, созданной усилиями самого на- • рода, казацкие общины вместе с тем удовлетворяли стремлению народных масс к построить свою жизнь на излюбленных началах равенства и самоуправления, не нашедших себе осуществления в общих государственных порядках»9.

К казачеству как активной социальной силе, способной потрясти общество, в XIX в. обращались революционеры-демократы, призывая народ «к топору». В XX в. эта роль уже возлагалась на пролетариат; а в XIX в. революционеры, мечтавшие о потрясениях и переустройстве общества, обращали свой взор и на 125

казачество. Так, в одном из сочинений А.И. Герцена мы находим выражение его мечты о том времени, «когда к двенадцати миллионам рабов (т.е. крепостных крестьян) присоединятся казаки, глубоко обиженные потерей своих прав и вольностей» ибо тогда «будет о чем подумать ... жителям Зимнего дворца»10.

Революционные демократы В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов никогда не соглашались с представлениями о казаках как об «анархической силе». В истории казачества они видели, прежде всего, историю народа, побочную реку, впадающую в «большую реку русской истории»11. К участию казачества в гражданских войнах и восстаниях они подходили с революционных позиций, видя в этом в первую очередь выражение социального протеста угнетенных масс12.

В 70-х г. XIX в. вновь обострились социальные противоречия в стране. На арену политической борьбы вступили революционные народники, призывавшие к всенародному бунту, считавшие казаков и крестьян одной из главных сил революции, о которой мечтали.

«По нашему мнению, — писал В. Дебогорий-Мокриевич, — именно на Волге, Доне и Днепре сохранилось в народе более революционных традиций». В официальном документе-письме Исполнительного комитета «Народной воли» к «славному казачеству» Донского, Уральского и других казачьих войск от 3 сентября 1881 г. отмечалось, что казаки всегда вставали на защиту народных масс, начинали и возглавляли их восстания13.

Известный народник А.Д. Михайлов, по словам Г.В. Плеханова, верил, что на Волге и на Дону еще «жива память о Разине и Пугачеве», почему он и соби-а рался идти туда, «в народ»14. Плеханов также высоко оценивал революционные ? традиции казачества и мечтал о том времени, когда они снова вступят в борьбу а. с самодержавной властью.

| Таким образом, передовые умы XIX в. видели в казачестве активную силу,

1 способную разрушить существующую политическую систему.

| Слишком тяжелым испытанием стал для России ХХ в. Две революции 1917 г.

J и Гражданская война перечеркнули весь прошлый уклад жизни. Не осталось в § стороне от этих событий и казачество. Оно приняло активное участие в бурных | социально-политических процессах по обе стороны баррикад, разделившись на

2 «красных» и «белых». В самом начале революционных событий казачество как ° военно-служилое сословие, наделенное определенными привилегиями, отстаи-« вающее идеи государственности, порядка и закона, не поддержало в основной | своей массе революцию. Однако отречение царя большинство казаков встретили 2 достаточно спокойно и принялись, как и вся страна, искать новые формы госу-1 дарственного устройства. В казачьих областях началась работа по поиску путей

0

° самоуправления и самоопределения.

§ В начале июня 1917 г. в Петрограде прошел Всероссийский казачий съезд,

1 который сформировал в Петрограде «Совет Союза казачьих войск». В это время, | по инициативе революционной демократии, началась агитация с целью «расказачивания», но в общем эта идея успеха не имела. Наоборот, среди казачества усилилось стремление к обособленности. В 1917 г. они разделились на два лагеря: «самостийники» (идеологи: И.Л. и П.Л. Макаренко, И.А. Билый) и более умеренные «автономисты» (преобладали в органах управления казачьих областей)15. Появились казачьи правительства, выборные атаманы. В областях возникло

126

троевластие: атаман с правительством, комиссар Временного правительства,

Совет рабочих депутатов16. Организация общего областного управления не удалась. Началась внутренняя борьба, результатом которой стали два явления: а) атмосфера тяжелого отчуждения и вражды между казаками и иногородними. В ходе Гражданской войны это привело к взаимному истреблению; б) сепаратизм или самостийность.

Необходимо отметить, что казачество в 1917 г. являлось той силой, которая могла сыграть решающую роль в политической жизни страны. Однако с падением авторитета Временного правительства менялось отношение к нему и казачества. Если до июля оно оказывало поддержку и повиновение правительству, то позже вступило в резкую оппозицию по вопросам об устройстве казачьего управления и земства, против применения казаков для усмирения мятежных войск и районов. В сентябре после корниловского выступления Донское войско, поддержанное другими, становится на защиту атамана Каледина, объявленного Временным правительством мятежником, а в октябре Кубанская рада облекает себя учредительными правами и издает Конституцию Кубанского края.

В это время фронт рассыпался и никакими мерами нельзя было оградить казачьи войска от той участи, которая постигла всю армию, т.к. вся психологическая обстановка и все факторы разложения одинаково влияли и на казачью массу. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас документы за 1917 г. Так, из сообщения в штаб Юго-Западного фронта от 7 октября мы узнаем: «126-я пехотная дивизия отказалась выйти на позиции. 2-й Запорожский полк 1-й Кубанской казачьей дивизии не исполнил приказа прибыть в Ровно для поддержки порядка»17. 18 октября. Юго-Западный фронт. 1-й Волгский и 1-й Линейный казачьи полки 2-й сводной казачьей дивизии 4-го корпуса Особой армии, «считавшиеся с

т

ранее надежными, отказались исполнить боевой приказ». Их поддержали казаки К 1-й Кубанской дивизии18. р

а

В последние полтора месяца 1917 г. особенно после ликвидации 20 ноября с (3 декабря) ставки генерала Духонина происходит массовый отход с фронта всех | казачьих частей. Этому способствовали казачьи генералы и офицеры. Причем у

офицеры оставались во всех уходящих с фронта полках, даже в тех, где про- с

т

исходили выборы комиссаров19. Вот что писал по этому поводу В.А. Антонов- н Овсеенко: «...Почти все казачьи части сохранили во главе контрреволюционное й офицерство, и оно сумело так настроить фронтовые полки, что те, в большинстве, и недоверчиво относились к нам...»20. е

с

10 ноября 1917 г. был принят Декрет «Об уничтожении сословий и граж- | данских чинов», подписанный В.И. Лениным и Я.М. Свердловым, которым | упразднялись все существовавшие в старой России «сословия и сословные де- | ления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации • и учреждения...». По отношению к казачеству это означало безоговорочную (

9

отмену войсковой сословности, привилегии принудительной оседлости, основ • старой организации его военной службы. 33

Автор «Очерков русской смуты» А. Деникин уделял отношениям с казачеством Дона и Кубани в годы Гражданской войны большое внимание и связано это как раз с проблемой самостийности. Так, Кубанская рада провозгласила осенью 1918 г. «на время гражданской войны» самостоятельность Кубанского края, а в 1919 г. кубанцы послали свою делегацию в Париж, объявив об отторжении кубанской области от России21. Однако Деникин жестко пресек измену. Один 127

из главных зачинщиков Калабухов был повешен по приговору военнополевого суда, а деятельность Рады была приостановлена22.

На Дону пытался утвердиться атаман П.Н. Краснов, сотрудничавший с Германией. Однако после избрания на Большом круге атаманом А.П. Богаевского Донская область вошла в подчинение командования Вооруженными силами Юга России23.

Итоги Гражданской войны известны. Победа была достигнута во многом и за счет революционного террора, в т.ч и по отношению к казачеству, который был развернут на основании директивы ЦК РКП(б) от 29 января 1919 г. В ней говорилось: «Необходимо, учитывая опыт Гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления: 1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор, по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применить все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти»24.

В результате репрессий Дон обезлюдел. Вот что писал в сентябре 1920 г. в журнале «Голос трудового казачества» (№12) в статье «Кубань не поднялась» Л.Д. Троцкий: «Пример Дона пошел Кубани впрок ... И каждый раз от затеянной контрреволюционерами гражданской войны тяжко страдало рядовое донское казачество. Дон обезлюдел ... Если бы Кубань решила пойти по пути Дона, то есть по пути новых и новых восстаний, ее постигла бы та же участь. Массовый а рядовой кубанский казак понял, что с огнем не шутят»25.

? После завершения активных боевых действий еще несколько лет сохраня-

ем лось сопротивление казаков, ушедших в леса, недовольных новой властью и не | принявшей навязываемую идеологию. Это было т.н. бело-зеленое движение, по-I давленное с особой жестокостью. В станицах и хуторах, где оказывали помощь | повстанцам, прошли аресты, суды и расстрелы сообщников, родственников | повстанцев. Так, отчет Кубано-Черноморского облвоенсовещания зафиксиро-| вал: «За время с 20 сентября по 1 ноября политкомиссиями 22-й дивизии было | расстреляно 3112 человек (не имеется сведений о числе расстрелянных политой комиссиями 4-й Петроградской кавдивизии)»26.

° Организация массовых репрессий быстро дала свой результат, тем более что

ж в этой борьбе произошло и размежевание среди станичников. Большинство на-| селения казачьих областей устало от перманентного состояния войны, борьбы, I опасности, им хотелось спокойствия, стабильности, вновь вернуться к мирному 1 укладу жизни. Давали о себе знать и плоды новой экономической политики. На-

0

° званные причины сильно подорвали социальную базу повстанцев. На Кубани,

ат

¿5 к примеру, с бело-зеленым движением было покончено к концу 1925 г., о чем

1 констатировала 3-я Северо-Кавказская краевая партконференция27.

| Большевистские руководители, сделав главную ставку на насилие и револю-

ционную демагогию, выражаясь словами Троцкого, «заставить трудового казака почувствовать себя не казаком, а рабочим и крестьянином» и «расказачить казачество»28, все же не достигли своей цели. Нельзя было из сознания казаков вытравить тот уклад жизни, который формировался веками. Это отмечалось и в статистическом сборнике «Казачество Северо-Кавказского края», изданном 128 по итогам переписи в 1926 г. Его составители считали, что за годы революции и

социалистического строительства присущие казакам «особенности несколько нивелировались, но все же были достаточно характерны для конструирования самостоятельной позиции их изучения»29.

И только угроза Второй мировой войны вновь заставила правительство вспомнить о казачестве как о социальном слое, способном внести существенный вклад в обеспечение безопасности государства. В 1936 г. стали создавать казачьи ударные части и соединения. До этого по закону казакам даже запрещалось служить в Красной Армии. Однако Указом СНК от 1936 г. казаки допускались на действительную военную службу и из них формировались казачьи дивизии легкого типа (без артиллерийских и танковых полков)30. В годы Великой Отечественной войны на фронтах сражались против немецко-фашистских оккупантов несколько десятков соединений и частей, сформированных из казаков.

В период т.н. застоя о казачестве узнавали в основном из художественной литературы, кино, выступлений фольклорных ансамблей. Сама казачья проблема в науке объективно не рассматривалась, т.к. сусловско-брежневская идеология отводила казачеству в истории Отечества только роль бедняков, боровшихся против угнетателей за освобождение от царизма и не играющего никакой заметной роли в системе безопасности государства. Поэтому в послевоенной истории казачество в социальной структуре общества официально представлено не было, тем более что господствующая идеология не признавала наличие сословий и классов, кроме как рабочих, крестьян и интеллигенции. Тем не менее, казачество объективно существовало и выражалось это в культуре, быте, наконец, в особенностях психологии данного социального сообщества. Немалое значение в это время имела самоидентификация, что означало осознание и причисление себя к определенной социальной группе, объединенной общностью своего прошлого и настоящего.

Говоря о казачестве как субъекте социально-политического процесса, можно сделать вывод, что казацкие общины играли важную роль в общем ходе российской истории, оказывая порой мощное давление на внутренний строй и судьбу государства. Однако главный вывод заключается в том, что при сильной государственной власти казачество служило опорой этой власти, подчинялось ей. В эпоху смут, социальных потрясений и революций казачество служило источником дестабилизации, выступало на какой-либо стороне конфликта или отстаивало собственные интересы, но в любом случае являлось той социальной силой, с которой власти приходилось считаться.

1 См.: Пудавов В.М. История войска Донского и старобытность начал казачества. Новочеркасск, 1898. Ч.2. С. 277, 293.

2 См.: КрасновП.Н. Картины Тихого Дона. СПб., 1909; Попов П.Х. Герои Дона. СПб.,1911; Он же. Донские казаки и их заслуги перед Отечеством. СПб.,1912.

3 Бояринов С. Смутное время на Руси и донские казаки (1604-1613). Новочеркасск, 1912; Елкин М.В. Смутное время на Руси и донские казаки. Новочеркасск, 1913.

4 Соловьев С.М. Россия перед эпохою преобразований. Чтения и рассказы по истории России. М., 1990. С. 246.

5 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. СПб., 1851-1879. Т. 8. С. 731.

6 Карамзин Н.М. История государства Российского. 5-е изд. СПб., 1842. Кн. 2. Т. 8. С. 86.

7 Броневский В. История донского войска, описание Донской земли и Кавказских минеральных вод. СПб., 1834. Т. 1-4.

8 Корсаков В. Разин Степан Тимофеевич (Стенька). СПб., 1910.

9 Брокгауз Ф.А., Ефрон И.В. Энциклопедический словарь. СПб., 1895. С. 582.

10 Старый мир и Россия. Письма Искандера. Лондон,1858. С. 48.

11 Белинскнй В.Г. История Малороссии Николая Маркевича. Избранные философские произведения. М., 1948. Т. 1. С. 514.

12 См.: Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. Т. 1. М., 1939. С. 67; Т. 3. М., 1949. С. 154; Добролюбов НА. Соч. Т. 3. М. 1936. С. 128, 161, 198.

13 См.: Куклин Г.А. Итоги революционного движения в России за 40 лет (1862-1902). Женева, 1903. С. 40-44.

14 Плеханов Г.В. Соч. Т. 1. М., 1923. С. 157.

15 См.: Баранов А.В. Российская государственность и Северный Кавказ: критика идеологии самостийности // Кентавр. 1995. № 6. С. 35.

16 См.: Деникин А.И. Очерки русской смуты. Крушение власти и армии. Репринтное воспроизведение. М., 1991. С. 375.

17 Революционное движение в русской армии / под ред. Л.С. Гапоненко. 27 фев.-24 окт.1917 г.: сборник документов. М., 1968. С. 411.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 См.: Куценко И.Я. Кубанское казачество. М., 1990. С. 172.

19 См.: Там же. С. 173.

20 См.: Антонов-Овсеенко В.А. Записки о гражданской войне. М., 1924. Т. 1. С. 265.

21 См.: Деникин А.И. Очерки русской смуты. Вооруженные Силы Юга России. Берлин, 1926. Т. 5. С. 206.

22 См.: Там же. С. 213.

23 См.: Деникин А.И. Очерки русской смуты. Вооруженные Силы Юга России. Берлин, 1926. Т .4. С. 77.

24 Куценко И.Я. Указ. соч. С. 183.

25 Там же. С. 187.

26 Там же. С. 262.

27 Там же. С. 265.

28 Генис В.Л. Расказачивание в Советской России // Вопросы истории. 1994. № 1. С. 54.

29 См.: Куценко И.Я. Указ. соч. С. 267.

30 См.: Хроника 1936-1945 годов // Казачьи ведомости. 1995. № 1.

С.А. Мосин

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРЕЗУМПЦИИ В ОТРАСЛЕВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Статья посвящена исследованию взаимосвязи конституционно-правовых презумпций с т правовыми презумпциями в других отраслях права на примере налоговых правоотношений.

0 Рассматривается вопрос достаточности отраслевых презумпций для регулирования правоотношений в относящейся к такой презумпции отрасли права. Обосновывается необходимость

й, конституционно-правовых презумпций в презумптивных составах всех отраслей права.

^ Ключевые слова: правовой принцип, правовая презумпция, налоговые правоотношения,

■f презумптивный состав, конституционность, законность.

1 S.A. Mosin

го *

1 TONSTITUTIONALLY-LEGAL PRESUMPTIONS

1 IN BRANCH LEGISLATION

чи

s

2 The article is devoted to interconnection of constitutional and legal presumptions with is legal presumptions in other branches of law by example of tax legal relations. The question of

1 presumptions sufficiency within branch of law for legal relations regulation in such branch of Ж law is considered. The conclusion is made about an important role and necessity of constitutional

and legal presumptions for presumptuous compounds of all branches of law.

g: Key words: legal principle, legal presumption, tax legal relations, presumptuous compound,

2 constitutionality, legality.

55

О *

и CD

| Российское законодательство содержит множество принципов и презумпции,

^ которые являются крайне важными для отечественной правовой системы. При

:

£ этом из общего числа правовых принципов и презумпций следует выделить та-m кие, которые в свою очередь обеспечивают эффективность всей правовой системы. Это в т.ч. принцип и презумпция конституционности и законности деятельности участников правоотношений, принцип и презумпция конституционности и законности нормативных правовых актов, принцип и презумпция добросовест-

© Мосин Сергей Анатольевич, 2013

Кандидат юридических наук, докторант кафедры конституционного и муниципального права (Российская

130

правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации); e-mail: m-sa81@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.