Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМОЙ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМОЙ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / FREE LEGAL AID / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ / PUBLIC ADMINISTRATION BY A FREE LEGAL AID / СИСТЕМА БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / A FREE LEGAL AID IN THE RUSSIAN FEDERATION / БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ / A FREE LEGAL AID IN THE VOLGA FEDERAL DISTRICT / НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / NON-STATE SYSTEM OF A FREE LEGAL AID / THE NON-STATE CENTERS OF A FREE LEGAL AID / ЮРИДИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ / LEGAL CLINICS / SYSTEM OF A FREE LEGAL AID

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александров Андрей Юрьевич, Верещак Светлана Борисовна, Иванова Ольга Андреевна

Статья посвящена особенностям государственного управления негосударственной системой бесплатной юридической помощи в Российской Федерации. На основе анализа нормативно-правовой основы деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, статистических материалов выявлены проблемы развития негосударственной системы бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации и определены основные направления совершенствования государственно-управленческой деятельности в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASES OF A GOSUDARSTVENNOGOUPRAVLENIYE NON-STATE SYSTEM OF THE FREE LEGAL AID IN RUSSIAN FEDERASHION

The present article is devoted to features of public administration by non-state system of a free legal aid in the Russian Federation. On the basis of the analysis of a standard and legal basis of activity of federal and regional public authorities, local governments, statistical materials problems of development of non-state system of a free legal aid in subjects of the Russian Federation are revealed and the main directions of improvement of state and administrative activity in this area are defined.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМОЙ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

качественная реализация названной функции произойдет только в том случае если этому будет предшествовать результаты качественной аналитической деятельности. Эта функция контроля проявляется на каждой стадии процесса управления, и особенно на стадии анализа и оценки результатов деятельности по достижению поставленной цели.

Анализ функций государственного контроля и надзора [4] позволяет более четко урегулировать нормативными актами его организацию, формы взаимодействия, возникающие в процессе контрольной и надзорной деятельности, наметить пути совершенствования и повышения эффективности государственного контроля и надзора. Решение отмеченных задач требует, прежде всего, теоретико-правового осмысления проблемы в рамках анализа правовой политики государства в целом [5].

Литература и источники

1. См.: Богославский Е.А. Государственный контроль и надзор как форма реализации правовой политики // Современная научная мысль. 2015. №1. С.137 -146.

2. См.: Тарасов А.М. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние // Журнал российского права. 2002. № 1.

3. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. С. 125.

4. Богославский Е.А. Контроль и надзор как организационная форма реализации правовой политики // Право и практика. 2013. №1.

5. См.: Богославский Е.А., Эртель А.Г. Вопросы теоретико-правового понимания правовой политики // Право и практика. 2014. №1.

БОГОСЛАВСКИЙ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - аспирант кафедры «Теории и истории государства и права» Санкт-Петербургского юридического института (bogoslav@mail.ru)

BOGOSLAVSKY, EVGENY A. - PhD student, "Theory and History State and Law" Subdepartament St. Petersburg Law Institute.

УДК 347.921.8

АЛЕКСАНДРОВ А.Ю., ВЕРЕЩАК С.Б., ИВАНОВА О.А.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМОЙ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: бесплатная юридическая помощь, государственное управление бесплатной юридической помощью, система бесплатной

юридической помощи, бесплатная юридическая помощь в Российской Федерации, бесплатная юридическая помощь в Приволжском федеральном округе, негосударственная система бесплатной юридической помощи, негосударственные центры бесплатной юридической помощи, юридические клиники

Статья посвящена особенностям государственного управления негосударственной системой бесплатной юридической помощи в Российской Федерации. На основе анализа нормативно-правовой основы деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, статистических материалов выявлены проблемы развития негосударственной системы бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации и определены основные направления совершенствования государственно-управленческой деятельности в этой области.

ALEXANDROV, A.YU., VERESHCHAK, S.B., IVANOVA, O.A.

LEGAL BASES OF A GOSUDARSTVENNOGOUPRAVLENIYE NONSTATE SYSTEM OF THE FREE LEGAL AID IN RUSSIAN FEDERASHION

Keywords: a free legal aid, public administration by a free legal aid, system of a free legal aid, a free legal aid in the Russian Federation, a free legal aid in the Volga Federal District, non-state system of a free legal aid, the non-state centers of a free legal aid, legal clinics.

The present article is devoted to features of public administration by non-state system of a free legal aid in the Russian Federation. On the basis of the analysis of a standard and legal basis of activity of federal and regional public authorities, local governments, statistical materials problems of development of non-state system of a free legal aid in subjects of the Russian Federation are revealed and the main directions of improvement of state and administrative activity in this area are defined.

Федеральным законом от 21.11.2011 № Э24-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон о БЮП) [1] установлены основные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи (далее - БЮП) в рамках государственной и негосударственной систем.

Согласно статье 22 Закона о БЮП субъектами негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

Вместе с тем, существуют и некоммерческие организации, основными целями деятельности которых, является оказание правовой помощи и правовое

просвещение населения. Так, по сведениям территориальных органов Минюста России, на территории Приволжского федерального округа зарегистрировано более 300 таких организаций. Особенностью их деятельности является то, что они специализируются на защите прав определенных категорий населения (пенсионеры, ветераны труда, войны, военнослужащие и т.п.), либо на определенной категории дел (защита прав потребителей на конкретном сегменте рынка и т.п.).

Согласно статистическим данным количество обращений граждан за получением юридической помощи к участникам негосударственной системы БЮП значительно. Так, на территории Приволжского федерального округа, БЮП в течение года получают более 60 тыс. человек [2].

Развитие негосударственной системы БЮП невозможно без осуществления государственно-управленческой деятельности в этой области в определенных правовых пределах. При этом, вмешательство органов государства продиктовано необходимостью обеспечения качества предоставляемой юридической помощи, повышения эффективности функционирования данной системы с тем, чтобы обеспечить реализацию конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи в полной мере [3, с. 258]. Государственное управление системой БЮП осуществляется на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Так, Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, в том числе направлений развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи. Правительство Российской Федерации в числе прочих полномочий в области обеспечения граждан БЮП, принимает меры по обеспечению функционирования и развития как государственной, так и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

Правительственная комиссия, образованная постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1293 [4] как координационный орган обеспечивает согласованность действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выработке и реализации государственной политики в области обеспечения граждан БЮП, функционирования и развития государственной и негосударственной систем БЮП.

Министерство юстиции Российской Федерации как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти [5]:

- участвует в разработке проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, касающихся функционирования и развития негосударственной системы бесплатной юридической помощи;

- осуществляет методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, а также государственных юридических бюро и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения;

- проводит мониторинг деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения;

- осуществляет ежегодную подготовку и опубликование в средствах массовой информации доклада о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, о состоянии и развитии государственной системы бесплатной юридической помощи, об оценке эффективности функционирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и использовании соответствующих бюджетных ассигнований;

- разрабатывает и устанавливает единые требования к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, а также обеспечивает контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи;

- осуществляет иные установленные федеральными законами полномочия в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, а также правового информирования и правового просвещения населения.

Полномочия по оказанию содействия развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечению ее поддержки возложены непосредственно на органы государственной власти субъектов Российской Федерации [6].

Основными формами развития и поддержки негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются:

- принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов по регулированию порядка государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе оказывающих бесплатную юридическую помощь;

- принятие программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, которыми предусматривается выделение субсидий;

- предоставление некоммерческим организациям субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию программ повышения правовой культуры и оказание бесплатной юридической помощи;

- заключение соглашений о сотрудничестве с участниками негосударственной системы, в частности с юридическими клиниками и др.

Вместе с тем, необходимо отметить, что полномочия по содействию развитию негосударственной системы БЮП реализуются органами государственной власти субъектов Российской Федерации не в полной мере. По данным мониторинга по состоянию на 01.01.2014 г. в субъектах Российской Федерации создано всего 116 негосударственных центров БЮП, в ряде субъектов такие центры отсутствуют. Только в 19 субъектах Российской Федерации приняты решения по развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечению ее поддержки. Территориальными органами Минюста России заключено 11 соглашений о взаимодействии с негосударственными центрами БЮП [7 ].

В соответствии со статьей 14 Закона о БЮП органы местного самоуправления также могут оказывать содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечивать ее поддержку.

Реализуя государственную политику в области обеспечения граждан БЮП, органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии права граждан на получение бесплатной юридической помощи, участвовать в создании муниципальных юридических бюро, оказывать гражданам все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Кроме того, органы местного самоуправления могут осуществлять поддержку некоммерческих организаций, являющихся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи, в формах и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

Согласно мониторингу в 4 субъектах Российской Федерации органами местного самоуправления приняты решения по содействию развития негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечение ее поддержки [7].

Так, администрациями города г. Мурманска и муниципальных районов Иркутской области приняты программы развития, в которых предусмотрены меры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

В Чувашской Республике имеются решения администраций г. Чебоксары и г. Новочебоксарска по выделению помещений для негосударственных

центров бесплатной юридической помощи. Органами местного самоуправления Тамбовской области организуется проведение единых дней бесплатной юридической помощи с привлечением студентов юридических клиник.

Таким образом, дальнейшими направлениями совершенствования государственно-управленческой деятельности в области функционирования негосударственной системы оказания БЮП могут быть:

- содействие созданию негосударственных центров БЮП в субъектах Российской Федерации;

- активизация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части разработки и принятия законов и иных нормативных правовых актов по регулированию порядка государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе оказывающих бесплатную юридическую помощь;

- разработка и реализация программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций путем выделения субсидий из бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

- унификация требований к деятельности участников системы БЮП;

- совершенствование методического сопровождения деятельности субъектов негосударственной системы БЮП;

- расширение практики заключения соглашений о сотрудничестве с субъектами негосударственной системы БЮП.

Литература и источники

1. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 № 324-Ф3 // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6725.

2. Справочные материалы к заседанию Координационного совета при Главном управлении Минюста России по Нижегородской области «О реализации в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Проблемы и пути их решения». Чебоксары, 2013.

3. Верещак С.Б. Негосударственная система бесплатной юридической помощи: проблемы функционирования и основные направления развития // Вестник Чувашского университета. 2014. № 3. С. 257-261.

4. О Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»: постановление Правительства РФ от 12.12.12 № 1293 // СЗ РФ. 2012. № 51. Ст. 7228.

5. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4108.

6. См.: Александров А.Ю. Организационно-правовые проблемы финансирования адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи (на примере Приволжского федерального округа) // Современная научная мысль. 2014. №5. С.162-168.

7. Аналитическая справка о проведении мониторинга деятельности в сфере обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью за 2013 г. //http://minjust.ru/ru/node/105812

АЛЕКСАНДРОВ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой публичного права Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова (public_law@mail.ru)

ВЕРЕЩАК СВЕТЛАНА БОРИСОВНА - кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой финансового права Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова (public_law@mail.ru) ИВАНОВА ОЛЬГА АНДРЕЕВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова (public_law@mail.ru)

ALEXANDROV, ANDREY Yu. - PhD in Economic, Associate Professor, the department of public law The Chuvash state university of name I.N. Ulyanov. VERESHCHAK, SVETLANA B. - PhD in Law, Associate Professor of chair of the financial right The Chuvash state university of name I.N. Ulyanov. IVANOVA, OLGA A. - PhD in Law, Associate Professor of public law The Chuvash state university of name I.N. Ulyanov.

УДК 343.211.6

АПАРИНА И.В.

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА: ОБЕСПЕЧЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ

Ключевые слова: охрана общественного порядка, участие граждан в охране общественного порядка, народные дружины, внештатные сотрудники полиции

В статье анализируются некоторые аспекты федерального правового регулирования института добровольного участия граждан в охране общественного порядка, а также акцентируется внимание на проблемных вопросах, требующих своего разрешения. Автор настаивает на необходимости императивного закрепления на федеральном уровне перечня преференций для лиц, участвующих в охране общественного порядка, в частности, на установлении определенного минимума материального стимулирования граждан за их участие в розыске лиц, пропавших без вести, охране общественного порядка, распространении правовых знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.