Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГАРАНТИРОВАННОСТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ КАЗАХСТАНСКОГО ГРАЖДАНСТВА'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГАРАНТИРОВАННОСТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ КАЗАХСТАНСКОГО ГРАЖДАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО / ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА / ГАРАНТИРОВАННОСТЬ ГРАЖДАНСТВА / ПРАВО НА ГРАЖДАНСТВО / УТРАТА ГРАЖДАНСТВА / ЛИШЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА / КОНСТИТУЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидорова Н. В.

Целью настоящей статьи является исследование конституционных принципов гражданства и правовых инструментов их гарантирования согласно действующему праву Республики Казахстан. Основной акцент сделан на сравнительном анализе конституционных норм и норм иных правовых актов, отражающих воплощение основополагающего права человека - права на гражданство, а также их сопоставление с общепризнанными международными стандартами прав и свобод человека. Несмотря на то что система исследуемых принципов характеризуется стабильностью, изменения политической и общественной жизни страны обнажают проблемы гарантированности данных принципов. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что конституционные принципы казахстанского гражданства сформировались в процессе имплементации международных договоров, ратифицированных республикой. Однако система правовых гарантий отдельных конституционных принципов требует новации и устранения пробелов, что наиболее остро проявляется в современных условиях. Методологическую основу настоящей работы составляет системный подход к изучению отечественного законодательства о гражданстве, правовых актов иностранных государств и международных актов, их сравнительно-правовой анализ, а также общенаучные методы познания. Проведенное исследование позволило автору сформулировать выводы и предложения, направленные на совершенствование правовых основ гарантированности конституционных принципов казахстанского гражданства, устранение имеющихся пробелов в законодательстве, сформулировать авторский вариант предлагаемых поправок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сидорова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS OF GUARANTEEOF THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLESOF KAZAKHSTAN CITIZENSHIP

The purpose of this article is to study the constitutional principles of citizenship and legal instruments to guarantee them in accordance with the current law of the Republic of Kazakhstan. The main focus is on the comparative analysis of constitutional norms and norms of other legal acts that reflect the implementation of the fundamental human right-the right to citizenship, as well as their comparison with generally recognized international standards of human rights and freedoms. Despite the fact that the system of the studied principles is characterized by stability, changes in the political and social life of the country reveal the problems of guaranteeing these principles. The conducted research allowed us to conclude that the constitutional principles of Kazakhstan citizenship were formed in the process of implementation of international treaties ratified by our state. However, the system of legal guarantees of certain constitutional principles requires innovation and elimination of gaps, which is most acute in modern conditions. The methodological basis of this work is a systematic approach to the study of domestic legislation on citizenship, legal acts of foreign States and international acts, as well as General scientific methods of knowledge. The conducted research allowed the author to formulate conclusions and proposals aimed at improving the legal basis for guaranteeing the constitutional principles of Kazakhstan citizenship, eliminating existing gaps in the current legislation, and formulate the author's version of the proposed amendments.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГАРАНТИРОВАННОСТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ КАЗАХСТАНСКОГО ГРАЖДАНСТВА»

УДК 342.71 (574) DOI 10.25724/VAMVD.TJKL

ББК 67.400.31(5Каз)

Н. В. Сидорова

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ГАРАНТИРОВАННОСТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ

КАЗАХСТАНСКОГО ГРАЖДАНСТВА

Целью настоящей статьи является исследование конституционных принципов гражданства и правовых инструментов их гарантирования согласно действующему праву Республики Казахстан. Основной акцент сделан на сравнительном анализе конституционных норм и норм иных правовых актов, отражающих воплощение основополагающего права человека — права на гражданство, а также их сопоставление с общепризнанными международными стандартами прав и свобод человека. Несмотря на то что система исследуемых принципов характеризуется стабильностью, изменения политической и общественной жизни страны обнажают проблемы гарантированности данных принципов. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что конституционные принципы казахстанского гражданства сформировались в процессе имплементации международных договоров, ратифицированных республикой. Однако система правовых гарантий отдельных конституционных принципов требует новации и устранения пробелов, что наиболее остро проявляется в современных условиях. Методологическую основу настоящей работы составляет системный подход к изучению отечественного законодательства о гражданстве, правовых актов иностранных государств и международных актов, их сравнительно-правовой анализ, а также общенаучные методы познания. Проведенное исследование позволило автору сформулировать выводы и предложения, направленные на совершенствование правовых основ гарантированности конституционных принципов казахстанского гражданства, устранение имеющихся пробелов в законодательстве, сформулировать авторский вариант предлагаемых поправок.

Ключевые слова: гражданство, принципы гражданства, гарантированность гражданства, право на гражданство, утрата гражданства, лишение гражданства, конституция, международные стандарты, правовые акты, ограничения прав и свобод человека.

N. V. Sidorova

LEGAL BASIS OF GUARANTEE OF THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLES

OF KAZAKHSTAN CITIZENSHIP

The purpose of this article is to study the constitutional principles of citizenship and legal instruments to guarantee them in accordance with the current law of the Republic of Kazakhstan. The main focus is on the comparative analysis of constitutional norms and norms of other legal acts that reflect the implementation of the fundamental human right-the right to citizenship, as well as their comparison with generally recognized international standards of human rights and freedoms. Despite the fact that the system of the studied principles is characterized by stability, changes in the political and social life of the country reveal the problems of guaranteeing these principles. The conducted research allowed us to conclude that the constitutional principles of Kazakhstan citizenship were formed in the process of implementation of international treaties ratified by our state. However, the system of legal guarantees of certain constitutional principles requires innovation and elimination of gaps, which is most acute in modern conditions. The methodological basis of this work is a systematic approach to the study of domestic legislation on citizenship, legal acts of foreign States and international acts, as well as General scientific methods of knowledge. The conducted research allowed the author to formulate conclusions and proposals aimed at improving the legal basis for guaranteeing the constitutional principles of Kazakhstan citizenship, eliminating existing gaps in the current legislation, and formulate the author's version of the proposed amendments.

Key words: citizenship, principles of citizenship, guarantee of citizenship, right to citizenship, loss of citizenship, deprivation of citizenship, Constitution, international standards, legal acts, restrictions on human rights and freedoms.

Одно из основополагающих прав человека — это право на гражданство, признаваемое международным сообществом и закрепленное в международных актах о правах и свободах человека. Ратификация международных пактов 1966 г., а также важнейших конвенций в данной сфере налагает на Республику Казахстан обязательства по неукоснительному обеспечению их имплементации и приведению национального законодательства в соответствие с данными стандартами.

В Конституции Республики Казахстан (далее — Конституция) нет нормы, напрямую закрепляющей «право на гражданство». Однако в Законе Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан» в ст. 1 говорится, что «каждый человек имеет право на гражданство» [1], аналогичная норма содержится в Законе Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», согласно которой ребенок имеет право на гражданство с момента рождения [2]. В то же время конституционные принципы гражданства, закрепленные в Основном Законе страны и других правовых актах, гарантируют право человека на гражданство Республики Казахстан.

Провозглашение государственной независимости 1б декабря 1991 г. явилось базовой точкой опоры для развития отечественной модели государственно-правового института — гражданства. Конституционно-правовая основа гражданства — это нормы Конституции, а также Закона Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 г. (далее — Закон о гражданстве РК). Система принципов гражданства, закрепленных в отечественном законодательстве, представлена их большим количеством, превалирующее число которых имплементировано из международных актов, ратифицированных Казахстаном. Однако в настоящей статье не исследована вся система конституционных принципов гражданства, а лишь те, гарантированность которых сегодня имеет неоднозначный характер.

Важнейший конституционный принцип казахстанского гражданства — «гражданство Республики Казахстан является равным, независимо от оснований его приобретения» [3]. Безусловно, все нормы Конституции и отечественного законодательства пронизаны данным принципом. Однако в самой Конституции закрепляется ограничение этого принципа. Так, в соответствии со ст. 41 Конституции Президентом Республики Казахстан «может быть избран гражданин Республики Казахстан по рождению» [3]. Возникает резонный вопрос: нет ли противоречия в Основном Законе страны?

Отметим, что аналогичные требования к кандидату на пост Президента установлены и в других странах, например в США (ст. 11 Конституции США) [4, с. 292]. Конституция Российской Федерации в редакции от 1 июля 2020 г. закрепляет, что Президентом Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, «не имеющий

и не имевший ранее гражданства иностранного государства» [5].

В соответствии со ст. 39 Конституции ограничение прав и свобод человека допускается только законами и лишь в целях, обозначенных данной статьей. Требование ст. 41 Конституции о наличии у кандидата на пост Президента гражданства Республики Казахстан по рождению — это легитимное ограничение права «на равное гражданство, независимо от оснований его приобретения» в целях «защиты конституционного строя» (ст. 39 Конституции).

Тем не менее анализ ст. 41 Конституции и Закона о гражданстве РК все-таки позволяет нам сделать вывод о том, что имеются противоречия в этих правовых актах. В статье 3 рассматриваемого Закона говорится: «Гражданами Республики Казахстан являются лица, которые постоянно проживают в Республике Казахстан на день вступления в силу настоящего Закона», а в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Казахстан „О порядке введения в действие Закона Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан"» от 20 декабря 1991 г., последний вступил в силу 1 марта 1992 г. [6] Таким образом, за лицами, которые родились до 1 марта 1992 г., была признана «принадлежность к гражданству Республики Казахстан» (ст. 3 Закона), т. е. таких лиц мы не можем назвать «гражданами Республики Казахстан по рождению».

Посмотрим на данную норму с другой стороны. В соответствии со ст. 41 Конституции президентом может быть избран гражданин Республики Казахстан по рождению, не моложе сорока лет [3]. Следовательно, граждане, родившиеся в Республике Казахстан после 1 марта 1992 г., достигнут сорока лет после 1 марта 2031 г. Очевиден конституционный пробел, так как граждане Республики Казахстан старше 40 лет в настоящий момент и вплоть до 1 марта 2031 г. — это граждане страны, за которыми законодательно признана «принадлежность к гражданству Республики Казахстан» в соответствии со ст. 3 Закона о гражданстве РК от 20 декабря 1991 г.

В качестве альтернативных вариантов устранения данного пробела предлагаем рассмотреть формулировки двух зарубежных конституций, которые, как нам представляется, обошли проблему соотношения принадлежности к гражданству государства и приобретения гражданства государства по рождению:

— «Ни одно лицо, кроме гражданина по праву рождения, либо гражданина Соединенных Штатов на момент принятия настоящей Конституции, не может быть избрано на должность Президента...» (ст. 11 Конституции США) [4, с. 292];

— «Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, ... не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства» (ст. 81 Конституции РФ) [5].

Таким образом, выводом по данному вопросу является предлагаемая редакция п. 2 ст. 41 Конституции: «Президентом Республики Казахстан может быть избран гражданин Республики Казахстан по рождению, либо гражданин Республики Казахстан на момент принятия настоящей Конституции...».

Другой конституционный принцип гражданства — «гражданин Республики не может быть лишен гражданства» [3]. Нами отмечалось, что ст. 39 Конституции не содержит указания на ст. 10 Конституции, однако ссылка на эту статью была исключена относительно недавно в связи с конституционной реформой 2017 г. Полагаем, что современные глобальные угрозы и вызовы, посягающие на устои национальной безопасности и государственности, явились предпосылкой обозначенных изменений, посредством которых наше государство реагирует на возможные нарушения стабильности конституционного строя и незыблемости прав и свобод человека.

Одной из существенных мер такого реагирования является ограничение принципа на «запрет лишения гражданства». В частности, ст. 10 Конституции в 2017 г. дополнена нормой, согласно которой допускается лишение гражданства Республики Казахстан, но при соблюдении следующих условий:

— только по решению суда;

— только за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан.

В статье 15 Всеобщей декларации прав человека говорится, что «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства» [7]. Таким образом, с точки зрения соответствия международным стандартам данная поправка в Основной Закон страны является допустимой, так как лишение гражданства в этом случае не является произвольным, а регламентировано Конституцией и другими законами, а также носит исключительный характер.

Процедура назначения наказания в виде лишения гражданства определена в ст. 40, 50-1, 61 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее — УК РК) [8]. В УК РК дается определение террористических преступлений (пп. 30 ч. 1 ст. 3 УК РК), иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан (пп. 20-1 ч. 1 ст. 3 УК РК). Как вид наказания в Особенной части УК РК лишение гражданства предусмотрено статьями 160, 163, 164, 168—170, 173, 175, 177—182, 184, 255, 257, 261, 269, 270, 393, 405 [8].

Еще один конституционный принцип казахстанского гражданства, гарантированность которого хотелось бы рассмотреть — «гражданин Республики Казахстан не может быть лишен права изме-

нить гражданство» [3]. Данная конституционная норма получила свое развитие в Законе о гражданстве РК, в соответствии с которым гражданину Республики Казахстан предоставляется возможность выйти из казахстанского гражданства при условии отсутствия оснований для отказа в выходе из него. Кроме того, несмотря на то что за гражданином Республики Казахстан не признается гражданство иностранного государства, законодательство лояльно относится к фактам получения гражданами Республики Казахстан иностранного гражданства. В этом случае такие лица утрачивают гражданство Республики Казахстан без применения к ним каких-либо санкций, причем данная процедура является упрощенной (регистрационной). В то же время Закон о гражданстве РК устанавливает, что лицо, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и принявшее гражданство иностранного государства, обязано сообщить о данном факте в уполномоченные органы в течение 30 календарных дней, а также сдать паспорт и удостоверение Республики Казахстан (ст. 21). Несоблюдение указанного требования влечет ответственность по законодательству Республики Казахстан.

Анализ указанной статьи показывает, что ответственность в данном случае возникает не за факт получения иностранного гражданства лицом, состоящим в гражданстве Республики Казахстан, а за факт нарушения требований законодательства об утрате гражданства. Такая ответственность устанавливается ст. 496 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях и влечет за собой штраф в размере ста месячных расчетных показателей (291 700 тенге по состоянию на 10 февраля 2021 г.) за использование паспорта или удостоверения личности гражданина Республики Казахстан лицом, утратившим гражданство, а также за несообщение в установленные сроки о факте приобретения иностранного гражданства предусмотрен штраф в размере двухсот месячных расчетных показателей (583 400 тенге по состоянию на 10 февраля 2021 г.) [8].

В связи с объявленной Всемирной организацией здравоохранения пандемией коронавиру-са COVID-19 Президент Республики Казахстан с 16 марта 2020 г. ввел на всей территории Казахстана чрезвычайное положение [10]. Согласно законодательству режим чрезвычайного положения включает комплекс ограничительных мер, отдельные из которых затронули закрытие государственных границ, а также ограничение права человека на пересечение государственной границы (в том числе и иностранных граждан). Окончание режима чрезвычайного положения 11 мая 2020 г. не отменило ограничительные меры, связанные с пересечением государственной границы, в соответствии с которыми право пересекать государственную гра-

ницу Республики Казахстан предоставлено ограниченному кругу лиц и только в исключительных случаях. Кроме того, приостановлен безвизовый режим с 57 странами до 1 мая 2021 г. Усугубляется ситуация и тем, что приостановлено регулярное транспортное сообщение наземным транспортом с иностранными государствами, а в определенный период и авиасообщение.

В соответствии с законодательством регистрация утраты гражданства Республики Казахстан осуществляется:

— органами внутренних дел Республики Казахстан в отношении лиц, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан;

— загранучреждениями Республики Казахстан в отношении лиц, постоянно проживающих вне пределов Республики Казахстан (т. е. оформивших разрешение на выезд на постоянное место жительства за границу) [1].

В связи с тем что приобретение гражданства иностранного государства часто происходит непосредственно на территории данного государства (так как загранучреждения иностранных государств не выполняют функции приема в гражданство). Например, на сайте посольства Российской Федерации указано: «Прием в российское гражданство иностранных граждан старше 18 лет в консульском отделе Российской Федерации в Республике Казахстан прекращен. По данному вопросу надлежит обращаться в территориальные органы МВД Российской Федерации по месту проживания в России» [11].

Следовательно, на момент оформления иностранного гражданства гражданин Республики Казахстан в большинстве случаев находится вне пределов Республики Казахстан, при этом не всегда предварительно оформляется разрешение на выезд на постоянное место жительства на границу (так как это не требуется по законодательству иностранного государства, в особенности на пространстве ЕАЭС).

В то же время обстоятельства непреодолимой силы, такие как повсеместное закрытие границ и приостановление регулярного транспортного сообщения в связи с пандемией коронавируса COVID-19, не позволяют своевременно обратиться в органы внутренних дел Республики Казахстан по вопросам регистрации гражданства и сдачи паспорта и удостоверения личности.

До 29 мая 2020 г. имелась возможность в подобной ситуации обратиться в загранучре-ждения, сдать документы, а загранучреждения дипломатической почтой отправляли все материалы в органы внутренних дел Республики Казахстан, где и регистрировалась утрата казахстанского гражданства. Однако 29 мая 2020 г.

были внесены изменения и дополнения в приказ Министра иностранных дел Республики Казахстан от 15 сентября 2017 г. № 11-1-2/420 «Об утверждении Правил приема, оформления и рассмотрения загранучреждениями Республики Казахстан заявлений по вопросам гражданства Республики Казахстан, утраты и лишения гражданства Республики Казахстан и определения принадлежности к гражданству Республики Казахстан», в соответствии с которыми загранучреждения не принимают документы от граждан Республики Казахстан, получивших иностранное гражданство, не оформивших разрешение на выезд на постоянное место жительства за границу [12].

В такой ситуации данные лица остались в «заложниках» между требованиями закона о соблюдении 30-дневного календарного срока на оформление утраты гражданства (в том числе сдачи паспорта и удостоверения личности) и невозможностью пересечь границу и как законопослушному гражданину исполнить положения закона, в том числе избежать ответственности по законодательству Республики Казахстан. Полагаем, что могут быть и иные обстоятельства, не позволяющие соблюсти данный срок, например болезнь, задержание, арест и др.

В дополнение отметим, что отечественное административное законодательство не содержит оснований освобождения от административной ответственности в подобной ситуации. Полагаем, что проблема анализа состава административных правонарушений, предусмотренных ст. 496 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, их объективных и субъективных признаков требует самостоятельного исследования. Однако эта проблема выходит за рамки настоящего исследования.

В связи с изложенным считаем, что ст. 21 Закона о гражданстве РК следует дополнить положением следующего содержания: «В случаях, когда данный срок не может быть соблюден по независящим от лица причинам, течение 30-дневного календарного срока приостанавливается до устранения обстоятельств, послуживших препятствием к его соблюдению».

Реализация концепции «открытого государства», перевод большинства государственных услуг и функций государственных органов в цифровой формат, а также формирование «слышащего государства» позволяют сделать предложение о переносе в цифровой формат процедуры регистрации утраты гражданства через портал «Электронное правительство» (egov.kz). После регистрации утраты гражданства Республики Казахстан на портале egov.kz, в случаях, когда гражданин Республики Казахстан, получивший иностранное гражданство,

находится вне пределов территории Республики Казахстан, не оформил разрешение на постоянное место жительство за границей и, по независящим от него причинам, не может лично сдать в органы внутренних дел Казахстана казахстанский паспорт и удостоверение личности, ему должна быть предоставлена возможность отправки документов по почте. Безусловно, данное предложение требует дополнительной проработки и правового закрепления.

Проведенное исследование конституционных принципов казахстанского гражданства и правовых основ их гарантированности по законодательству Республики Казахстан позволили сформулировать следующие выводы:

— закрепленные в Конституции принципы казахстанского гражданства являются важнейшим конституционным императивом гарантирования основного права человека — права на гражданство;

— конституционные принципы казахстанского гражданства обладают стабильностью и императивностью, влияют на развитие отечественного законодательства по вопросам гражданства и соответствуют общепризнанным международным стандартам в области прав и свобод человека;

— ограничение конституционных принципов казахстанского гражданства допускается только на основании закона и только в целях защиты основополагающих ценностей государства и общества, перечисленных в ст. 39 Конституции;

— введение института лишения гражданства Республики Казахстан в 2017 г. не противоречит международным стандартам прав и свобод человека, так как данный институт носит исключительный характер, не является произвольным и предусмотрен Конституцией, уголовным законом Рес-

1. О гражданстве Республики Казахстан: закон Республики Казахстан от 20 декабря 1991 г. № 1017-XII (с изм. и доп. по состоянию на 2 января 2021 г.). Доступ из справочной системы «ИС Параграф». URL: https://online.zakon.kz/ document/?doc_id=1000816 (дата обращения: 10.02.2021).

2. О правах ребенка в Республике Казахстан: закон Республики Казахстан от 8 августа 2020 г. № 345-II (с изм. и доп. по состоянию на 7 июля 2020 г.). Доступ из справочной системы «ИС Параграф». URL: https://online.zakon.kz/document/ ?doc_id=1032460 (дата обращения: 10.02.2021).

3. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. (с изм. и доп. по состоянию на 23 марта 2019 г.). Доступ из справочной системы «ИС Параграф». URL: https://online. zakon.kz/document/?doc_id=1005029 (дата обращения: 10.02.2021).

4. Конституции 16 стран мира: сб. конституций стран — членов СНГ, Балтии и ряда других

публики Казахстан и Законом о гражданстве Республики Казахстан;

— имеются отдельные противоречия между нормами Основного закона страны по вопросам реализации конституционного принципа «равного гражданства независимо от оснований его приобретения» и положениями ст. 41 Конституции, содержащей требования к кандидату на должность Президента Республики.

Предложена авторская редакция данной части ст. 41 Конституции: «Президентом Республики Казахстан может быть избран гражданин Республики Казахстан по рождению, либо гражданин Республики Казахстан на момент принятия настоящей Конституции.»;

— требуется критический подход к системе законодательных гарантий конституционного принципа казахстанского гражданства — «никто не может быть лишен права изменить своего гражданства», так как современные условия показали несовершенство отдельных положений законодательства Республики Казахстан по вопросам регистрации утраты казахстанского гражданства.

Автором обосновано предложение ст. 21 Закона о гражданстве РК дополнить положением следующего содержания: «В случаях, когда данный срок не может быть соблюден по независящим от лица причинам, течение 30-дневного календарного срока приостанавливается до устранения обстоятельств, послуживших препятствием к его соблюдению»;

— необходимо рассмотреть возможность создания цифровых инструментов регистрации утраты гражданства Республики Казахстан через портал «Электронное правительство» (egov.kz) и проработать правовые основы их функционирования.

1. Law of the Republic of Kazakhstan No. 1017-XII on 20 December 1991. "On Citizenship of the Republic of Kazakhstan" (with amendments and additions as of 2 January 2021). Available from: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1000816. Accessed: 10 February 2021. (in Russian).

2. Law of the Republic of Kazakhstan No. 345-II on 8 August 2020. "On the Rights of the Child in the Republic of Kazakhstan" (with amendments and additions as of 7 July 2020). Available from: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1032460. Accessed: 10 February 2021.

3. Constitution of the Republic of Kazakhstan on 30 August 1995 (with amendments and additions as of 23 March 2019). Available from: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1005029. Accessed: 10 February 2021.

4. Constitutions of 16 countries of the world: Sat. constitutions of the member states of the CIS, the Baltic states and a number of other states of the world. Comp. Zh. Baishev, K. Shakirov. Almaty: Zheti zhargy; 1995: 576.

государств мира / сост. Ж. Баишев, К. Шакиров. Алматы: Жет жаргы, 1995. 576 с.

5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. по состоянию на 1 июля 2020 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 28399/ (дата обращения: 10.02.2021).

6. О порядке введения в действие Закона Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан»: постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 20 декабря 1991 г. Доступ из справочной системы «ИС Параграф». URL: https://onNne.zakon.kz/rn/document/ ?doc_id=1000817 (дата обращения: 10.02.2021).

7. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. Доступ из веб-сайта ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/declhr.shtml (дата обращения: 10.02.2021).

8. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. № 226-V (с изм. и доп. по состоянию на 30 декабря 2020 г.). Доступ из справочной системы «ИС Параграф». URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=315752 52 (дата обращения: 10.02.2021).

9. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. № 235-V (с изм. и доп. по состоянию на 26 января 2021 г.). Доступ из справочной системы «ИС Параграф». URL: https://online.zakon.kz/ document/?doc_id=31577399 (дата обращения: 10.02.2021).

10. О введении чрезвычайного положения в Республике Казахстан: указ Президента Республики Казахстан от 15 марта 2020 г. № 285. Доступ из справочной системы «ИС Параграф». URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id= 32648341 (дата обращения: 10.02.2021).

11. Посольство Российской Федерации в Республике Казахстан. Консульский отдел. Гражданство. URL: http://www.consular.rfembassy.ru/tm/ grazhdanstvo_rf/?cid=0&rid=157 (дата обращения: 10.02.2021).

12. Об утверждении Правил приема, оформления и рассмотрения загранучреждениями Республики Казахстан заявлений по вопросам гражданства Республики Казахстан, утраты и лишения гражданства Республики Казахстан и определения принадлежности к гражданству Республики Казахстан: приказ Министра иностранных дел Республики Казахстан от 15 сентября 2017 г. № 11-1-2/420. Доступ из справочной системы «ИС Параграф». URL: https://online.zakon.kz/rn/ document/?doc_id=32219596 (дата обращения: 10.02.2021).

© Сидорова Н. В., 2021

5. Constitution of the Russian Federation on 12 December 1993 (with amendments and additions as of 1 July 2020). Available from: reference and legal system "ConsultantPlus". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 28399/. Accessed: 10 February 2021.

6. By the Resolution of the Supreme Council of the Republic of Kazakhstan on 20 December 1991. "On the procedure for enactment of the Law of the Republic of Kazakhstan "On citizenship of the Republic of Kazakhstan". Available from: the IS Paragraph reference system. URL: https://online. zakon.kz/m/document/?doc_id=1000817. Accessed: 10 February 2021.

7. Universal Declaration of Human Rights on 10 December 1948. Available from: the UN website. URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/declhr.shtml. Accessed: 10 February 2021.

8. Criminal Code of the Republic of Kazakhstan No. 226-V on 3 July 2014 (with amendments and additions as of December 30, 2020). Available from: the IS Paragraph reference system. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31575252. Accessed: 10 February 2021.

9. Code of the Republic of Kazakhstan on Administrative Offenses No. 235-V on 5 July 2014 (with amendments and additions as on January 26, 2021). Available from: the IS Paragraph reference system. URL: https://online.zakon.kz/document/? doc_id=31577399. Accessed: 10 February 2021.

10. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan No. 285 on 15 March 2020. "On the introduction of a state of emergency in the Republic of Kazakhstan". Available from: the IS Paragraph reference system. URL: https://online. zakon.kz/document/?doc_id=32648341. Accessed: 10 February 2021.

11. Embassy of the Russian Federation in the Republic of Kazakhstan. The Consular Section. Citizenship. Available from: http://www.consular. rfembassy.ru/tm/grazhdanstvo_rf/?cid=0&rid=157. Accessed: 10 February 2021.

12. Order of the Minister of Foreign Affairs of the Republic of Kazakhstan No. 11-1-2/420 on 15 September 2017. "On approval of the Rules for the reception, registration and consideration by foreign institutions of the Republic of Kazakhstan of applications on issues of citizenship of the Republic of Kazakhstan, loss and deprivation of citizenship of the Republic of Kazakhstan and determination of belonging to the citizenship of the Republic of Kazakhstan". Available from: the IS Paragraph reference system. URL: https://online.zakon.kz/rn/ document/?doc_id=32219596. Accessed: 10 February 2021.

© Sidorova N. V., 2021

Сидорова Наталья Владимировна,

доцент кафедры правового регулирования экономических отношений Карагандинского университета Казпотребсоюза,

кандидат юридических наук, доцент; e-mail: [email protected].

Sidorova Natalia Vladimirovna,

associate professor at the department of legal regulation of economic relations of the Karaganda University Kazpotrebsoyuz, candidate of juridical sciences, docent; e-mail: [email protected].

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.