Научная статья на тему 'Правовые основы формирования вооружённых сил в нормах раннефеодального права'

Правовые основы формирования вооружённых сил в нормах раннефеодального права Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
167
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы формирования вооружённых сил в нормах раннефеодального права»

Д. А. Макаров, О. С. Аресова

Правовые основы формирования вооружённых сил в нормах раннефеодального права

В странах Европы в период, связанный с исчезновением Римской империи и возникновением на её периферии и в пределах бывших провинций, возникают варварские королевства. Древнеримские, византийские и варварские авторы оставили многочисленные описания политико-правового устройства подобных стран. Изменение систем комплектования войска было неразрывно связано с изменениями публичного и частного права, трансформацией политического и социального строя. Данные эволюции происходили крайне неравномерно в соответствии с различным историческим развитием народов Европы. Достаточно сложно определённо говорить о развитии сугубо «правовых» и «государственных» институтов комплектования вооружённых сил в рамках обществ варварских народов VI-VIII вв. по причине самого процесса появления государственности и права на смену родоплеменному обществу.

Большое значение имела политическая организация структур общества военной демократии. Народное собрание объединяло в себе всеобщее ополчение. Важнейшими принципами комплектования вооруженных сил являлись характеристики кровного родства. Военная организация была основана на сочетании принципов организации армии мирного и военного времени. Постоянную армию составляли дружины князей, являвшихся главами родов, племён или союзов племён. Призыв ополченцев был кратковременен и связан с непосредственной военной опасностью или предстоявшим походом в чужие земли. Например, Григорий Флоренци, епископ Турский в «Истории Франков» описывает проведение так называемых «Мартовских полей», всеобщего воинского смотра полноправных общинников франков. Обязанность постоянной военной готовности и экипирования проверялась королём под угрозой смерти, что и было лично продемонстрировано Хлодвигом, убившим нерадивого общинника [2]. Служба в вооруженных формированиях основывалась главным образом на соблюдении норм обычного права. Правовой основой соблюдения обязанности являлась личная кровная сплоченность членов племён, союзные договоры или наём. В основе организации ополчения лежала древняя десятичная система.

Конное войско составлялось из представителей племенной аристократии, при этом знатные и богатые роды выделяются из основной массы общинников. Пехота была представлена рядовыми членами племени. По данным исторических источников на полях сражений в период VI-VШ вв. пехотные и конные формирования

применялись с разным успехом, но в равной степени [5]. Отсутствие чёткого расслоения общества и появления государства как важнейшей доминирующей политической силы отражено в военной организации. Политическая власть неразрывно связана с военной системой - влияние народного собрания основано на системе всеобщего ополчения. Характерной чертой комплектования вооружённых сил с позиции права была мононорма - право и обязанность каждого полноправного общинника к службе в армии, сообразно -пехоте или кавалерии. Определяющим правовым фактором было то, что носитель и адресат исполнения обязанности во многом совпадали в одном лице. Ополченец служил всему роду или вождю, королю, который принципиально осуществлял свою власть от имени племени, народа. Исполнение службы было вопросом, в первую очередь рождения человека. Постоянная действительная служба для состоятельных лиц в дружине и в периоды всеобщих сборов для всех остальных. Командование также имело кровнородственную основу, но выдающиеся воины могли сделать карьеру. Наиболее длительное время в Европе армия как система всеобщего народного ополчения сохранялась в кантонах Швейцарии, что было обусловлено отставанием социально-политического развития и стремлением иных государств иметь постоянный источник найма профессиональных воинов, сохранивших основы кровной родовой дисциплины [4].

В период разложения остатков родоплеменного строя исчезает кровная сплоченность. Армия приобретает территориальные основы формирования. Наиболее рано данный процесс произошёл у франков и иных народов, чьи государства возникали на основе синтеза достижений римской политической системы. Основу войск Карла Великого составляли ополченцы, но с течением времени всё меньшее и меньшее число лиц привлекается к исполнению воинской повинности. Нормативно закрепляется политическое расслоение общества. Представители феодальной знати не были заинтересованы в сохранении политической роли народных собраний, чьё значение и было основано на системе всеобщего ополчения. Воинская служба постепенно из всеобщей обязанности заменяется на институт привилегии богатых и знатных представшей родов и служителей княжеской власти.

В 747 г. папа Захарий в письме к мажордому Пипину высказывал мысль, что миряне и воины должны защищать страну, а духовенство - давать советы и молиться. Но в начале IX в. военное дело стало уделом касты, народные массы были отодвинуты от военной службы и рыцарство заняло господствующее положение в военной системе и правящем классе общества. Сложилась формула: «народ должен работать, рыцари воевать, духовенство - молиться» [4]. При

этом следует отметить особенность политико-правовой доктрины средневековой Европы - в числе первого по социальной и политико-правовой значимости, как правило, формально всё же закрепляется духовное сословие.

Утверждаются отношения вассалитета и ленной системы. Выстраивается чёткая пирамидальная иерархия вассальных отношений. Важной особенностью военной организации государств средневековой Европы периода утверждения феодальных отношений и развитого феодализма являются не размеры контролируемой территории и численности населения, а число и качество вооружения феодалов - вассалов короля (непосредственных и опосредованных). Король предоставляет населенные земли, иногда и города, лицам за натуральное исполнение ими воинской повинности. Держащие лены непосредственно от короля - бароны, герцоги и т. п. предоставляют лены, как правило, на аналогичных условиях своим феодалам. Создается иерархия земельной собственности. Складывается класс профессиональных воинов, являющийся и правящим политическим классом государства.

Ленная система организации вооруженных сил отвечает условиям натурального хозяйства. Ставший вассалом, бывший свободный землевладелец, был обязан теперь военной службой своему сеньору, присягал на верность, в случае нарушения клятвы терял право на имение, но зато в других случаях ему была обеспечена защита со стороны сеньора. В IX веке «военный» стал синонимом «вассального». Эдиктом 847 г., каждый свободный обязывался иметь сеньора: «Пусть каждый найдёт себе господина». При этом господином для рыцарей должен был быть король, для непривилегированных слоёв - профессиональные воины [6]. Государство должна сковать дисциплина профессиональной армии. Сеньором для крестьянских общин становились рыцари. Герцоги, графы, бароны и т. п. были сеньорами для рыцарей. Верховным сеньором был король. Сеньоры с течением времени получили исполнительно-распорядительную, судебную и иную власть над подвластными лицами. Данная система аналогична организации тактического руководства армией на поле боя. Каждый руководитель должен иметь обозримое число непосредственных подчинённых. Комплектование вооружённых сил практически тождественно формированию социальной структуры общества.

В Средневековье одновременно действовали две схемы призыва - старая, по которой король призывал, посредством своих графов, всех свободных, и новая - король посредством сеньоров созывал их вассалов. Реальный государственный контроль был возможен только в отношении ленного войска [1]. Основой формирования вооружённых сил в IX—XI11 вв. в значительной мере было не принуждение, а

желание ленника. Призывы ополчения, во многом потерявшего военное значение, были формой принуждения к выплате выкупа от военной службы. Призывы ополчения были возможны только в армию военного времени. Государство не в состоянии содержать и экипировать многотысячные армии. В войсках Карла Великого каждый воин должен был иметь 3-месячный запас продовольствия. Армия, действующая по одной дороге и насчитывавшая свыше 10 тыс. воинов, фактически не могла существовать. Квалифицированный воин Средневековья нуждался в дорогом вооружении. Это бремя было непосильно лицу, жившему на личный заработок [8].

В XII в. окончательно сложился господствующий рыцарский класс, до этого времени имевший открытый характер - каждый рыцарь мог ударом меча посвятить в рыцари любого воина. С этого времени выдвигается требование, чтобы посвящаемый происходил от родителей-рыцарей. Рыцарское звание могло восприниматься и как тяжкое бремя. Стоимость вооружения, обязанность сформировать подразделение «копье» из 10-20 воинов не оправдывали выгоды от службы. Балдуин Фландрский в 1200 г. вёл борьбу с уклонением от рыцарского звания и издал декрет, по которому сыновья рыцарей, до 25 лет не добившиеся звания рыцаря, должны рассматриваться законом, как крестьяне. Во Франции и Англии были установлены штрафы за уклонение от рыцарского достоинства. Комплектование по вертикали было связанно с иерархией феодальной системы и соглашениями частноправового характера. Рыцарство представляло собой особое сословие, скелет в феодальной армии. Рядовые воины - бойцы подразделений поддержки - служили на основе личной зависимости как подвластные рыцарям люди либо были наёмниками.

Комплектование средневековых армий было связанно с исполнением обязанностей военно-податного надела. Правовой основой комплектования рыцарской армии был вечно-наследственный договор сюзерена с вассалом, нормы наследования и перехода феодов к иным владельцам, акты, устанавливающие объём и порядок исполнения военной обязанности. Первоначально вассальный договор заключался на срок жизни сторон, но в последующем закрепился как наследственный. Уплата рельефа (или иного аналогичного налога) при наследовании феода пролонгировала договор. Феодальные иммунитеты, в различных странах имевшие свои специфические особенности, отличало важное обстоятельство - военная служба является заменой несения большинства иных государственных податей. Например, Хартия английского короля Генриха I устанавливала: «рыцарям, которые служат за свои земли рыцарскую службу, собственным пожалованием даю согласие на то, что бы земли их доменов были свободны от всяких денежных взи-

маний и от всякой работы для того, чтобы они, облегчённые от такого большого обременения, были надёжным образом снабжены лошадьми и оружием, чтобы быть годными и готовыми для службы и для защиты королевства моего» [9].

Список литературы

1. Голицин Н. С. Всеобщая военная история новых времен в Восточной Европе и Азии. - СПб., 1848. - Ч. I. - 346 с.

2. Григорий Турский. История франков / пер. и коммент. Н.С. Неусыхин. - М., 1964. - С. 54-62.

3. Гуревич А. Я. Походы викингов. - М., 1966. - 258 с.

4. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. - Т. 2. - М., 1936. - 341 с.

5. Деннисон Г. История конницы. - СПб., 1897. - С. 354.

6. Ефимова Е. А. Рыцарство. - М., 1914. -284 с.

7. Медведев И. П. Правовая культура Византийской империи. - СПб.: Алетейя, 2001. - 284 с.

8. Редигер А. Комплектование и устройство вооружённой силы: в 2 т. -СПб., 1913. - Т. 1. - 321 с.

9. Хартия Генриха I п. 11 // Памятники истории Англии XI—XI11 вв. / пер. с лат. Д. М. Петрушевского. - М., 1936. - С. 44-52.

Д. А. Макаров, О. С. Аресова Правовые последствия Второй опиумной войны 1856-1860 гг.

Англо-французская эскадра во время Второй опиумной войны захватила порты Дагу и Гуанчжоу, города были разграблены и превращены в развалины. В июне 1858 г. китайское правительство вынуждено было капитулировать и подписать унизительный и неравноправный Тяньцзиньский договор, по которому были значительно расширены права дипломатов и купцов, открыты для торговли новые порты. Помимо этого, китайцам пришлось подписать договор, разрешающий торговлю наркотическим веществом, что стало еще одним шагом к превращению Китая в полуколонию [6].

Победы англо-французской коалиции, обеспокоили Россию, они могли изменить положение сил на Тихом океане. Граф Путятин был отправлен в Китай для установления таких же прав для России в Китае, как и для Великобритании и Франции. Кроме того, необходимо было решить вопрос о границе. Но китайским правительством ему было отказано в аудиенции. Путятину пришлось вместе с посланниками Англии, Франции и США отправиться в Тяньцзинь, где состоялись переговоры и подписание договоров. Россия была уравнена в правах с прочими державами в морской торговле, дипломатических сношениях и миссионерской деятельности, а также была

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.