Правовые основы дипломатии и дипломатических отношений
Киченина Виктория Сергеевна
к.ю.н., заведующий кафедрой правового обеспечения внешнеэкономической деятельности, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, [email protected]
В статье анализируются основные международные конвенции и соглашения, регулирующие порядок дипломатических отношений между государствами. Также исследуется национальное законодательство в данной сфере. Рассматривается структура МИД РФ, основные департаменты в рамках данного министерства и направления их деятельности. Особое внимание уделено таким явлениям как публичная дипломатия и публичная дипломатия 2.0. Указывается на основные перспективы развития дипломатии.
Ключевые слова. Дипломатические отношения, международные конвенции, МИД РФ, публичная дипломатия.
Дипломатическое право является одной из отраслей международного права, нормы которого регулируют деятельность субъектов внешних сношений государств.
Анализируя правовые основы данной сферы деятельности, можно сделать вывод о том, что дипломатическое право в основном кодифицировано, а источниками являются международно-правовые нормы, которые содержаться в международных соглашениях. Также не стоит забывать о таких важных источниках для данной отрасли как обычаи и регламенты. Каждое государство имеет свою законодательную базу, регулирующую право внешних сношений [1, с. 365].
Основными международно-правовыми актами являются Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Конвенция ООН о привилегиях и иммунитетах объединенных наций 1946 г.
Нормы национального законодательства закреплены в таких нормативных актах как ФЗ РФ «О системе государственной службы РФ», ФЗ РФ «О государственной гражданской службе РФ», ФЗ РФ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел РФ». Среди подзаконных нормативных актов, регулирующих данную сферу, можно выделить Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел РФ», Указ Президента РФ от 08.11.2011 № 1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел РФ в проведении единой внешнеполитической линии РФ», Постановление Правительства РФ от 23.10.1995 № 1029 «Вопросы финансового и материального положения МИД РФ», Постановление правительства РФ от 03.06.2011 № 438 «О порядке предоставления дополнительных гарантий сотрудникам дипломатической службы, работающим в иностранных государствах со сложной общественно-политической обстановкой и в государствах, которые находятся в условиях чрезвычайного положения или в состоянии вооруженного конфликта».
Также данную сферу деятельности регулируют ведомственные нормативно-правовые акты, такие как Приказ МИД России от 17.12.2018 N 24320 "Об утверждении единой методики расчета ставок сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий",
5'
-С
гп
о
а
Н
А У
т; А
Приказ МИД России от 04.10.2016 N 19180 "О порядке вступления в силу нормативных правовых актов Министерства иностранных дел Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации" , Приказ МИД России от 20.12.2018 N 24605 (ред. от 23.05.2019) "Об утверждении плана информатизации Министерства иностранных дел Российской Федерации на 2019 -2021 годы".
Основным международно-правовым документом, который определяет статус дипломатического представительства, является Венская конвенция о дипломатических сношениях и иммунитетах 1961 года. Состоит данная конвенция из 53 статей и двух факультативных протоколов об обязательной юрисдикции международного суда и о неприменении законов о гражданстве государства пребывания к сотрудникам дипломатического представительства.
Основные направления правового регулирования Венской конвенции заключаются в регламентации порядка установления и прекращения дипломатических отношений, учреждения функций дипломатического представительства, установления трех дипломатических классов, порядка аккредитации персонала и глав дипломатических представительств. Также в ней утвержден порядок объявления того или иного члена дипломатического представительства персоной нон грата.
Важную роль в конвенции играют нормы, касающиеся привилегий и иммунитетов, таких как неприкосновенность жилища, дипломатической почты и ряда других.
Участниками конвенции на сегодняшний день являются 190 государств. СССР ратифицировала ее в 1964 году.
Вся дипломатическая деятельность, связанная с консульскими представительствами регулируется Венской конвенцией 1963 года. Главой консульского представительства может вялятся генеральный консул, консул, вице консул и консульский агент. Порядок назначения консулов определяется национальным законодательством, но для назначения всегда требуется предварительное согласие принимающего государства - экзекватура.
Функции консулов заключаются в защите интересов своего государства и его граждан, содействие экономическому и социальному развитию, выполнению функций административного характера, выдача виз, предоставление правовой помощи [2, с. 276].
В РФ обеспечением функций внешней политики государства осуществляется центральным аппаратом МИД РФ, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ за рубежом, территориальными органами - предста-х вительствами МИД РФ на территории РФ. 2 Стоит отметить, что дипломатическая служба
оп является профессиональной деятельностью, кото© рая направлена на практическую реализацию ^ внешней политики и защиту национальных инте-2 ресов в сфере международных отношений. Данная
деятельность осуществляется через специальные органы государственного управления и уполномоченных специалистов.
Если говорить о структуре МИД В РФ, то в настоящий момент законодатель закрепляет возможность наличия 41 департамента по основным направлениям деятельности. Департаменты подразделяются на территориальные, занимающиеся вопросами, касающимися отношений с иностранными государствами, и функциональные, выполняющие определенные функции, закрепленные за ним. -
В структуре МИД РФ также существует 4 департамента стран СНГ. Развитие сотрудничества в рамках СНГ является приоритетным направлением для России. Органы отраслевого сотрудничества в СНГ развивают взаимоотношения в отраслях экономики, гуманитарного сотрудничества, борьбы с преступностью и терроризмом, а также в других сферах жизнедеятельности стран-участников [3].
Если подробнее говорить о сегодняшних тенденциях в развитии дипломатических отношений, стоит упомянуть понятие публичной дипломатии. Такой термин был впервые введен в 1965 г. Э. Галлионом и включает в себя средства, при помощи которых правительства, частные группы и отдельные лица стараются повлиять на установки и мнения других народов и правительств, разъяснения политики своей страны широкой общественности во всем мире [4, с. 48].
Использование такого подхода в целях влияния на общественное мнения является более эффективным, поскольку медийные технологии привлекают более широкую аудиторию. Публичная дипломатия является частью стратегии "мягкой силы", поскольку здесь используется подход направленный на привлечение общественного внимания к политики государства, а не борьбы за идеи и принципы. Вся деятельность в сфере публичной дипломатии осуществляется, в основном, через неправительственные организации, но также в такой деятельности участвуют и государства в лице их лидеров, обращающихся к общественности с неофициальными посланиями через СМИ.
Более того, в настоящее время появился новый термин "Публичная дипломатия 2.0", обозначающий способ коммуникативного влияния на зарубежную аудиторию посредством социальных сетей, блогов. С появлением соответствующих технологий, пользователи получили возможность не только читать информацию, которую содержат сайты, но и выражать свое отношение к ее содержанию [5, с. 187]. Также в литературе можно встретить следующее определение такому направлению как "цифровая дипломатия", "электронная дипломатия" или "интернет-дипломатия". Таким образом, уже на сегодняшний момент социальные сети активно используются в дипломатической практике.
В рамках "Дипломатии 2.0" можно выделить следующие характерные черты: учет общественного мнения, проведение информационных компа-
ний, направленных на формирование положительного или отрицательного общественного мнения, использование международного вещания, становление тесных связей между зарубежной аудиторией и собственным населением. Основными субъектами "Дипломатии 2.0" являются внешнеполитические ведомства и учреждения, отдельные политики, общественные деятели. Важную роль играют политические партии и общественные организации [6, с. 105].
Помимо положительных моментов подобного рода изменений в сфере дипломатических отношений, проявляются и негативные. Поскольку появления недостоверной информации способна подорвать авторитет соответствующих государственных структур, вовлеченных в реализацию "Дипломатии 2.0". Также в данной сфере отсутствуют общепризнанные критерии оценки ее эффективности.
Таким образом, публичная дипломатия является более широким понятием, чем обычные дипломатические отношения. Основными методами в этой сфере являются сотрудничество, поиск компромиссов, информационно-просветительская деятельность в СМИ, направленная на популяризацию политики. Важными целями являются формирование общественного мнения, позитивного представления о своей стране, защита и продвижение национальных интересов.
В настоящий момент отсутствует национальная стратегия публичной дипломатии на государственном уровне. Необходимость ее создания обусловлена потребностью проведением мониторинга оценки достигнутых результатов и проведением работ в соответствующих направлениях на постоянной основе.
Таким образом, дипломатические отношения имеют большую историю и правовое регулирование, но на сегодняшний момент нельзя однозначно сводить такую деятельность именно к международно-правовым актам и национальному законодательству. С учетом изменений в информационных технологиях, развитие дипломатических отношений также переходят на другой уровень, имеющий, в свою очередь, как плюсы, так и минусы. Поэтому только при грамотном подходе в использовании как нормативной базы, так и внедрения в сферу дипломатических отношений информационных ресурсов, возможно говорить об эффективном построении дипломатических отношений с другими странами и развитии дипломатии каждого отдельного государства.
Литература
1. Игнатенко Г.В. Международное право. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. 752 с.
2. Глебов И.Н. Международное право. М.: Дрофа. 2006. 368 с.
3. А.Н. Фомина Структура МИД РФ. URL:Режим доступа:Ьйр:/ЯЬ.ги/аг^с1е/413555/8^икШга-т^-rossiyskoy-federatsii (дата обращения 20.06.2019).
4. Василенко И.А. Значение публичной дипломатии в имиджевой политике России // Власть. № 2.2015 . С. 48
5. Никифорова Г.Ю. , Мазуренко А.В. Брендинг и публичная дипломатия как фактор устойчивого развития территории в условиях глобализации // Проблемы современной экономики. 4 (48). 2013. С.187.
6. Марчуков А.Н. Публичная дипломатия 2.0 как инструмент внешнеполитической деятельности // Вестник Волгоградского государственного Университета. Сер. 4. Ист. 2014 № 4 (28). С. 105.
7. Политические учения ХХ-ХХ1 вв. / Егоров В.Г., Абрамов А.В., Алексеев Р.А., Алябьева Т.К., Берез-кина О.С., Вититнев С.Ф., Козьякова Н.С., Лавренов С.Я., Синчук Ю.В., Федорченко С.Н. Москва, 2015
8. Егоров В.Г. Основания идентичности постсоветских политических режимов // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2013. № 11 (286). С. 014-037.
9. Адыгезалова Г.Э. Конфликтологические идеи в социологии права и правовом реализме США в ХХ веке // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 2. С. 46-48.
10.Адыгезалова Г.Э. Развитие российской системы права: строительное право как отрасль права // Юридическая наука. 2019. № 4. С. 3-6.
Legal basis of diplomacy and diplomatic relations Kichenina V.S.
Russian customs Academy
The article analyzes the main international conventions and agreements regulating the order of diplomatic relations between states. It also examines the national legislation in this area. The structure of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, the main departments within this ministry and the direction of their activities are considered. Special attention is paid to such phenomena as public diplomacy and public diplomacy 2.0. Indicates the main prospects for the development of diplomacy. Keywords. Diplomatic relations, international conventions, Ministry
of Foreign Affairs of the Russian Federation, public diplomacy. References
1. Ignatenko G.V. International law. 6th ed., Pererab. and add. M .:
Yur. Norm, SIC INFRA-M, 2019. 752 p.
2. Glebov I.N. International law. M .: Drofa. 2006. 368 p.
3. A.N. Fomina Structure of the Ministry of Foreign Affairs of the
Russian Federation. URL: Access mode: http: //fb.ru/article/413555/struktura-mid-rossiyskoy-federatsii (access date 06/20/2019).
4. Vasilenko I.A. The value of public diplomacy in the image policy
of Russia // Power. № 2. 2015. Pp. 48
5. Nikiforova G.Yu. , Mazurenko A.V. Branding and public diploma-
cy as a factor of sustainable development of the territory in the context of globalization // Problems of the modern economy. 4 (48). 2013. P.187.
6. Marchukov A.N. Public diplomacy 2.0 as an instrument of foreign
policy activity // Bulletin of Volgograd State University. Ser. 4. East 2014 № 4 (28). P. 105.
7. Political teachings of the XX-XXI centuries. / Egorov V.G., Abramov A.V., Alekseev R.A., Alyabyeva T.K., Berezkina O.S., Vititnev S.F., Kozyakova N.S., Lavrenov S.Ya., Sinchuk Yu.V., Fedorchenko S.N. Moscow, 2015
8. Egorov V.G. The foundations of the identity of post-Soviet politi-
cal regimes // Scientific and analytical journal Observer - Observer. 2013. No. 11 (286). S. 014-037.
9. Adygezalova G.E. Conflictological ideas in the sociology of law and
legal realism of the United States in the twentieth century // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2017. No. 2. P. 46-48.
10. Adygezalova G.E. The development of the Russian system of law: construction law as a branch of law // Legal Science. 2019.No 4.P. 3-6.
5'
-C
m
о
a
А У
т; А