5 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Академии наук (далее - ААЭ). Т. 1. СПб., 1836. № 284.
6 АИ. Т. 1. № 267. С. 498; № 261, С. 491.
7 См.: ААЭ. Т. 1. № 284. С. 331; АИ. Т. 1. № 109, С. 161.
8 См.: Массальский. Ассамблеи при Петре Великом // Русский художественный листок. 1861. № 1, 2.
9 Указ 26 ноября 1718 г. // Поли. Собр. Зак. № 3246.
10 См.: Либрович С.К. Петр Великий и женщины. Л., 1991. С. 65-68.
11 Русская женщина в старину // Живописное обозрение. 1874. № 18. С. 286.
12 Там же.
13 ПСЗ. Т. V. № 2789. Ст. 4.
14 ПСЗ. Т. VI. № 3937. П. 77.
15 ПСЗ. Т. XVII. № 12459. Гл. III. П. 4.
16 ПСЗ. Т. VI. № 3798.
Н.П. Маюров*
Правовые основы деятельности товарищеских судов (судов чести) рядового и начальствующего состава в советской милиции
Проблема научной разработки правовых основ деятельности товарищеских судов (судов чести) рядового и начальствующего состава в органах милиции (органах внутренних дел), повышения их роли и места в системе дисциплинарных отношений, совершенствования эффективности методов их работы в советский период освещена в многочисленных монографиях1, диссертациях2 и научных статьях3. При этом заметим, что среди всех этих научных публикаций работ по ретроспективному рассмотрению означенного вопроса практически не имеется.
Впервые правовой институт товарищеских судов (судов чести) рядового и начальствующего состава милиции в систему дисциплинарных отношений был введен Дисциплинарным уставом милиции, объявленным приказом МВД СССР № 269 от 7 июля 1948 г.4 В отличие от прежнего Дисциплинарного устава милиции (1931 г.)5 в нем имелась специальная глава XVI «О судах чести начальствующего состава милиции», которая регламентировала деятельность товарищеских судов (судов чести), но не всех категорий личного состава, а только среднего и старшего начальствующего состава.
Необходимо отметить, что введение данной главы в текст Дисциплинарного устава милиции (1948 г.), по нашему мнению, обусловливалось правовыми реалиями тех лет. Как известно, в этот период в систему МВД СССР наряду с органами милиции, учреждениями отбытия наказания, пожарными частями входили подразделения государственной безопасности, местной противовоздушной обороны, внутренние войска. И если в первых трех организационных структурах Министерства служили лица рядового и начальствующего состава, то в остальных - рядовые и сержанты срочной службы и офицерский состав, на которых в полном объеме распространялись уставы, наставления и положения Советской Армии, в том числе и воинский дисциплинарный устав. Последний регламентировал деятельность офицерских судов чести.
У начальствующего состава милиции подобного правового института (судов чести) не существовало. Восполнить данный пробел и была призвана глава о судах чести начальствующего состава милиции в новом Дисциплинарном уставе милиции (1948 г.)6.
Проведенные нами исследования показывают, что за основу содержания данной главы было взято Положение об офицерских товарищеских судах чести в Советской Армии и Военно-Морском Флоте. Новеллы содержания гл. XVI в основном отражали специфику прохождения службы начальствующим составом милиции. Подчеркнем, что существовавшая во время войны и послевоенный период военизация органов милиции, приближение ее правовых основ организации и деятельности к воинским подразделениям явно прослеживаются в нормативных документах этого периода, в т.ч. и в этой отдельной главе Дисциплинарного устава милиции.
Согласно норме Дисциплинарного устава милиции (п. 102), суды чести создавались для того, что бы «сохранять достоинство и честь звания начальствующего состава милиции», рассматривать поступки, «несовместимые с понятием нравственности»7.
Как следует из анализа целевых установок судов чести, их главным предназначением являлась охрана «чистоты мундира», разбор кляуз, и склок в служебных коллективах, аморальных и безнравственных поступков начальствующего состава как на службе, так и вне ее8.
* Докторант кафедры истории права и государства Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат исторических наук, доцент, полковник милиции.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005
Полагаем, что и наименование «суды чести» эти органы общественной самодеятельности получили в соответствии с названными целевыми установками.
Представляется, что законодатель (МВД СССР), вводя в текст Дисциплинарного устава специальную главу о деятельности судов чести начальствующего состава милиции, предпринял попытку в первую очередь превратить этот орган не в организационную форму коллективного морального осуждения лица, совершившего аморальный проступок, а в своего рода «меч» в руках руководителя, механизм реализации его дисциплинарных полномочий с помощью коллективного органа. Именно под этим углом зрения необходимо рассматривать норму п. 119 Дисциплинарного устава, которая предусматривала, что в случае неявки обвиняемого на суд (без уважительной причины) состав суда был в праве вынести заочный приговор.
Заметим, что, во-первых, суд чести выносил не решение по делу, а приговор, а лицо, привлекаемое к ответственности, именовалось «обвиняемый». Данные правовые термины явно подчеркивали карательную направленность деятельности суда чести.
Во-вторых, для товарищеских судов (а суды чести с 1958 г. стали именоваться товарищескими судами чести)9 проведение заседания без явки обвиняемого являлось нонсенсом, т.к. главная цель судебного разбирательства - индивидуально-психологическое воздействие на личность нарушителя, общая профилактика для остального личного состава.
Суды чести среднего и старшего начальствующего состава ежегодно тайным голосованием избирались во всех управлениях, отделах, частях и школах милиции при наличии не менее 30 человек среднего и 20 человек старшего начальствующего состава (при малочисленности личного состава они могли быть едиными для нескольких подразделений); их организация и руководство деятельностью возлагалось на первого руководителя подразделения. Из тех подразделений, в которых из-за малочисленности лиц среднего и старшего начальствующего состава суды чести не могли быть созданы, избиралось по одному человеку в состав суда, общего для нескольких подразделений, причем этот член суда в обязательном порядке должен был присутствовать при разбирательстве дела сотрудника из своего подразделения. Количественный состав суда нормативно устанавливался в пять или семь человек, которые из своего состава избирали председателя и заместителя председателя суда.
В деятельности этих судов прослеживается несколько тенденций.
Во-первых, жесткая централизация выборной компании. Существовала норма, согласно которой суды ежегодно избирались после принятия Главным управлением милиции МВД СССР нормативного акта, в соответствии с которым в каждом управлении милиции республики, области, города издавался приказ по этому поводу.
Во-вторых, процедура досудебного разбирательства и рассмотрения дел в судах чести по своему содержанию во многом соответствовали нормам уголовно-процессуального законодательства. Так, согласно п. 113 Дисциплинарного устава милиции (1948 г.), до рассмотрения дела в суде обязательным являлось проведение дознания «о предосудительных поступках обвиняемого», которое назначал начальник, в ведении которого находился суд. Причем характерной особенностью этого периода являлось то обстоятельство, что дознание проводил не член суда чести, а любой сотрудник, которого определял названный руководитель. При этом оно проводилось «по правилам, установленных для производства дознания», которое в соответствии с действующим в эти годы законодательством проводилось в отношении лиц, причастных к совершению либо подозреваемых в совершении конкретных правонарушений, и регламентировалось нормами УПК РСФСР и других союзных республик. О правомочности МВД СССР к законодательно установленным процессуальным нормам, кроме этого, свидетельствует анализ п. 116 Дисциплинарного устава, в котором регламентируется порядок отвода членов суда, ознакомления обвиняемого с материалами дела. Так, в случае отказа дознавателя вызвать новых свидетелей, затребовать документы и пр. последний был обязан вынести по этому вопросу постановление с указанием правовых оснований для отказа, что являлось процессуальной нормой, содержащейся в УПК РСФСР.
Рассмотрение дела в соответствии п. 117 Дисциплинарного устава милиции проходило, как правило, в открытом заседании суда чести, на котором присутствовали лица в звании не ниже обвиняемого.
Анализ этой нормы позволяет сделать вывод, что суд чести мог проводиться не только в открытом, но и в закрытом судебном заседании, причем на его заседании присутствовало ограниченное количество лиц, имеющих более высокое или равное с обвиняемым специальное звание.
Состав суда чести после рассмотрения дела в суде имел полномочия принять следующие меры взыскания:
- оправдать обвиняемого;
- сделать ему внушение;
- объявить выговор;
- объявить строгий выговор;
- возбудить ходатайство о снижении в должности или в звании; переводе в другой орган; увольнении из органов милиции.
Следующим этапом развития системы товарищеских судов (судов чести) в органах милиции явилось письмо начальника Главного управления милиции МВД СССР - комиссара милиции 2 ранга Барсукова министру внутренних дел СССР от 7 апреля 1957 г., в котором он просит «установить
единый порядок создания судов чести старшего и среднего начальствующего состава»10. На наш взгляд, результатом рассмотрения данного письма явилось издание приказа МВД СССР № 620 от 26 сентября 1958 г., которым было объявлено «Положение о товарищеских судах чести среднего и старшего начальствующего состава»11.
В данном правовом акте п. 1 устанавливалось, что «товарищеские суды чести... являются органам общественности». Таким образом, МВД СССР определило правовое положение этого органа. Оно, по мысли законодателя, должно не выполнять функции какого-то вспомогательного организационного инструмента в руках первого руководителя, а стать коллективным органом общественности подразделения (партийной, комсомольской и профсоюзной организации, других самодеятельных формирований сотрудников, советов отличников, наставников и т.д.), способствовать налаживанию в коллективе сотрудников здоровой морально-нравственной атмосферы, формировать взаимную требовательность, сознательную дисциплину и ответственность у каждого сотрудника.
Как и прежде, суды рассматривали не дисциплинарные проступки во время исполнения служебных обязанностей, а случаи недостойного поведения сотрудников, роняющие честь или несовместимые с понятием коммунистической нравственности.
Система товарищеских судов, работавших в аппаратах МВД республик и в УВД исполкомов областных (краевых) Советов, их руководителями применялась неоднозначно, вследствие чего те просили руководство МВД СССР «распространить действие приказа МВД СССР № 153 от 24 февраля 1957 г., объявляющего приказ министра обороны СССР от 19 декабря 1956 г. и Положение об офицерских товарищеских судах чести в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, на начальствующий состав милиции, равно как и на весь остальной начальствующий состав учреждений внутренних дел»12. Вскоре система судов была реорганизована.
Во-первых, вместо четырех судов (суды чести среднего начальствующего и среднего офицерского состава, суды чести старшего начальствующего состава и старшего офицерского состава) создавались единые товарищеские суды чести начальствующего и офицерского состава. Причем, если лицо относилось к начальствующему составу, то товарищеский суд руководствовался Положением о товарищеских судах чести среднего и старшего начальствующего состава МВД СССР13, а если к офицерскому составу, то Положением о товарищеских судах чести офицерского состава14.
Во-вторых, произошло сокращение численности лиц начальствующего состава для избрания товарищеского суда чести среднего начальствующего состава. Теперь он избирался при наличии 30 человек среднего и старшего начальствующего состава (ранее 30 человек среднего начсостава).
В-третьих, в составе товарищеских судов появились как основные, так и запасные члены судов. Запасными членами судов (два человека) становились лица, получившие меньше голосов, чем другие кандидаты.
В-четвертых, избранный состав суда объявлялся приказом начальника органа, при котором он был избран.
В-пятых, был решен вопрос об отзыве из состава суда его члена, если он вел себя недостойно. Решение принималось общим собранием начальствующего состава.
В-шестых, досудебная проверка материалов по проступку приводилась по указанию начальника органа не любым сотрудникам, а только членам суда (в звании не ниже привлекаемого).
В-седьмых, товарищеский суд чести получил правовые полномочия как на постановку вопроса перед первым руководителем о рассмотрении в суде проступка лица начальствующего состава, так и о снятии с наказанного (не ранее, чем через год) объявленного взыскания.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что автоматического погашения взыскания по истечении определенного срока (не менее одного года и в случае недопущения повторного проступка) Положение в этот период не предусматривало. Данная норма появилась лишь с принятием Положения о товарищеских судах рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (1971 г.)15.
Примечательно, что именно с этого момента к наименованию суда чести» добавляется слово «товарищеский». По нашему мнению, данное обстоятельство вытекало из самого содержания Положения. Доказательством могут служить следующие правовые нормы:
а) если ранее в соответствии с п. 106 Дисциплинарного устава милиции (1948 г.) суды чести среднего (выделено нами - Н.М.) начальствующего состава хотя и избирались на общих собраниях данной категории, но в их состав могли быть избраны только лица старшего (выделено нами -
Н.М.) начальствующего состава, а также капитаны (старшие в звании в среде лиц среднего начсостава), прослужившие в данном органе (части) не менее одного года, то по Положению 1958 г. в состав суда мог быть избран любой член коллектива, относящийся к среднему начальствующему составу (выделено нами - Н.М.) и прослуживший в этом органе не менее 6 месяцев.
Следовательно, суд чести состоял именно из товарищей по службе (выделено нами - Н.М.), а не из лиц, хотя и имеющих звание старшего начальствующего состава, но, как правило, работавших в другом подразделении, и не являвшихся членам данного коллектива. Действительно, новая норма предусматривала избрание в состав суда 1-2 лиц, имеющих звание старшего начальствующего состава, но принципиальных изменений подхода в этом вопросе явно не прослеживается. По нашему мнению, сохранение нормы о представительстве в составе суда лиц, имеющих звание старшего начальствующего
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005
состава, можно рассматривать как попытку МВД СССР сохранить в милиции остатки существовавших до этого воинских дисциплинарных отношений в той или иной правовой форме;
б) в соответствии с п. 117 Дисциплинарного устава милиции (1948 г.) на заседании суда чести могли присутствовать члены коллектива в звании не ниже обвиняемого. Получалось, что при рассмотрении дела капитана милиции, его товарищи в звании младшего лейтенанта, лейтенанта, старшего лейтенанта не могли присутствовать на заседании. Такой суд товарищеским трудно назвать. Данная норма была отменена в новом Положении (1958 г.)16.
Особо подчеркнем, что только после издания Приказа МВД СССР № 620 от 26 сентября 1958 г. распространение действия «Положения об офицерских товарищеских судах чести в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» было аннулировано как на офицерский, так и начальствующий состав системы МВД СССР.
Можно полагать, что именно с этого времени ликвидируются правовые основания применения воинских дисциплинарных норм в отношении лиц начальствующего состава МВД СССР, хотя отголоски многолетней военизации дисциплинарных отношений в милиции продолжали иметь место в последующих правовых актах. По нашему мнению, внесение в Дисциплинарный устав органов внутренних дел, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР 30 марта 1971 г., нормы, что «для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел устанавливается дисциплина применительно к воинской дисциплине»17 - убедительное подтверждение данного тезиса.
Представляется, что для глубокого исследования правовых основ деятельности товарищеских судов рядового и начальствующего состава органов внутренних дел необходимо выявить их отличия от товарищеских судов, работавших в так называемых гражданских организациях.
По нашему мнению, они заключаются в следующем.
1. Руководство деятельностью товарищеских судов рядового и начальствующего состава возлагалось на начальника учреждения (подразделения) внутренних дел, в котором создан суд. Во втором случае их деятельностью руководили фабрично-заводские местные комитеты (ФЗМК) профсоюзной организации.
Данный подход вполне объясним, т.к. в органах внутренних дел в тот период времени профсоюзные организации рядового и начальствующего состава не существовали, а правовые акты о прохождении службы сотрудниками не предусматривали возможности их создания (подобная норма появилась лишь после принятия Президиумом Верховного Совета РСФСР 23 декабря 1992 г. Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации)18.
2. В органах внутренних дел создавали суды для трех категорий сотрудников:
а) рядового и младшего начальствующего состава;
б) среднего начальствующего состава;
в) старшего начальствующего состава.
В гражданских организациях подобного разделения работающих не предусматривалось. На заседании товарищеского суда одновременно могли разбираться и лица руководящего состава (мастер, начальник смены, участка, цеха), и рабочий, служащий. С формальной правовой точки зрения данный суд мог рассматривать даже проступок первого руководителя организации, т.к. оговорки в Положении по этому случаю не имелось.
Представляет интерес, по нашему мнению рассмотрение ретроспективы этого подхода в органах внутренних дел. Как и в Дисциплинарном уставе милиции (1948 г.), так и в Положении о товарищеских судах чести среднего и старшего начальствующего состава (1958 г.) имелась норма, которая регламентировала порядок рассмотрения на суде дела начальника управления внутренних дел (милиции) исполнительного комитета областного (краевого) совета депутатов трудящихся (в звании до полковника включительно), т.е. первого руководителя коллектива. Суды чести для подобной категории не были постоянными, а их члены назначались (не избирались) министром внутренних дел союзной республики (для РСФСР - начальником Главного управления милиции) для каждого дела персонально.
Таким образом, принцип выборности членов суда чести (товарищеских судов чести) для подобной категории должностных лиц не реализовывался. Можно полагать, что однозначно назвать этих людей (назначенных приказом) членами суда чести проблематично. Скорее, это организационное объединение можно приравнять к составу оперативного совещания при соответствующем начальнике с правом предлагать руководителю меры дисциплинарного воздействия к лицу, нарушившему требования Положения о службе в органах внутренних дел в части соблюдения норм социалистического общежития.
3. Жалоба на решение товарищеского суда в органах внутренних дел подавалась непосредственно начальнику управления (подразделения), в котором создан суд, в течение трех дней со дня объявления решения. В гражданских организациях на основании ст. 10 Положения подобную жалобу рассматривал ФЗМК, который мог отменить данное решение, прекратить производство по делу либо направить материалы в тот же суд на повторное разбирательство.
Весьма примечательно, что в органах милиции (внутренних дел) как по Дисциплинарному уставу милиции (1948 г.), так и по Положению о товарищеских судах чести среднего и старшего начальствующего состава (1958г.) подача жалоб на решение товарищеского суда чести по существу не допускалась. Опротестовать можно было лишь нарушения процессуальных норм при проведении заседаний суда.
В положении о гражданских товарищеских судах подобной нормы не имелось, и обсужденное на заседании суда лицо могло жаловаться, как указано выше, местному профсоюзному комитету как на существо дела, так и на отступление от процессуальных норм при его проведении.
Вызывает интерес и метод избрания в товарищеские суды среднего и старшего начальствующего состава их членов тайным или открытым голосованием.
По нашему мнению, в подходах к этому вопросу можно выделить три этапа.
На первом этапе (1948-1965 гг.) в соответствии с Дисциплинарным уставом милиции (1948 г.) и Положением о товарищеских судах чести среднего и старшего начальствующего состава МВД СССР (1958 г.) как суды чести среднего и старшего начальствующего состава (1948-1958 гг.), так и товарищеские суды чести (1958-1971 гг.) избирали состав членов суда тайным голосованием, что по сути своей являлось мерой весьма демократичной. При этом в Положении о судах 1958 г. специально оговаривалось, что избранным членом суда может быть только тот, кто набрал не менее половины голосов участвовавших в выборах. Ранее подобной нормы не имелось19. Норма о тайном голосовании при выборе суда действовала с 1948 по 1965 гг. Специальным приказом МООП РСФСР № 734 от 20 октября 1965 г.20 было внесено коренное изменение в данную правовую норму. В дальнейшем состав судов избирался открытым голосованием.
Поэтому период 1965-1971 гг. можно определить как второй этап.
В 1971 г., после утверждения Указом Президиума Верховного Совета СССР Дисциплинарного устава органов внутренних дел и Положения о товарищеских судах рядового и начальствующего состава органов внутренних дел21, произошел возврат к норме о тайном голосовании при выборах состава суда. Поэтому период с 1971 по 1984 гг. можно обозначить как третий этап.
Четвертым этапом стал период (1984-1991 гг.). В принятом Указом Президиума Верховного Совета СССР 3 мая 1984 г. № 129-ХІ Положении о товарищеских судах рядового и начальствующего
состава органов внутренних дел закрепляется норма об открытом голосовании при выборе состава
22
товарищеского суда22 .
Возникает вопрос: почему законодатель отказывается в 1984 г. от более демократичной правовой нормы о тайном способе избрания состава суда в органах внутренних дел?
По нашему мнению, это обусловливалось тем обстоятельством, что несколько ранее (в 19711978 гг.) Указами Президиумов Верховных Советов союзных республик были приняты Положения о товарищеских судах в гражданских организациях и по месту жительства23, в которых выборы состава суда проводились открытым голосованием. Вероятнее всего, законодатель распространил подобную норму и на систему внутренних дел.
В этой связи отметим весьма характерную особенность товарищеских судов рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел. Хотя они впервые были образованы через год (1959 г.) после принятия МВД СССР Положения о товарищеских судах чести среднего и старшего начальствующего состава милиции (1958 г.) в правовых нормах Положения, которое регулировало их деятельность, изначально закреплялось открытое голосование при выборе состава суда.
Сравнительно-правовой анализ норм Положения о товарищеских судах рядового и младшего начальствующего состава МВД, объявленного приказом МВД СССР № 676 от 7 октября 1959 г.24 и Положения о товарищеских судах чести среднего и старшего начальствующего состава милиции25 позволил автору выявить главное концептуальное их отличие. Оно состоит в том, товарищеские суды рядового и младшего начальствующего состава в первую очередь предназначались для содействия «воспитанию личного состава в духе сознательного соблюдения служебной дисциплины (выделено нами - Н.М.), точного и своевременного исполнения приказов и распоряжений начальников, высокой ответственности за порученное дело, а также сознательного соблюдения правил социалистического общежития», в то время как товарищеские суды чести среднего и старшего начальствующего состава занимались разбором проступков, роняющих честь и достоинство этих лиц, т.е. рассмотрением проступков аморальных и безнравственных.
Полагаем, что это и проявилось в названиях судов: один - «товарищеский суд», другой -«товарищеский суд чести».
Следовательно, в системе МВД СССР в одно и то же время существовало три совершенно различных подхода к определению целевых установок товарищеских судов, способов формирования их состава и сроков деятельности.
Для рядового и младшего начальствующего состава товарищеские суды выполняли роль одного из субъектов дисциплинарных отношений в коллективе. Состав судов избирался открытым голосованием сроком два года.
Для среднего и старшего начальствующего состава МВД СССР товарищеские суды чести выступали как коллективный самодеятельный орган, стоящий на страже соблюдения морально этических норм начальствующим составом. Суд избирался тайным голосованием сроком на один год.
Для первых руководителей МВД союзных и автономных республик УВД крайоблгорисполкомов состав товарищеского суда чести персонально назначался министром внутренних дел СССР для разбора конкретного дела.
Все это позволяет сделать вывод, что, целевые установки, действовавшие в этот период в системе МВД СССР для товарищеских судов, не были едиными, а правовые нормы, регулирующие их деятельность, имели значительные различия, которые не вполне научно объяснимы.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005
Наряду с вышеуказанным концептуальным отличием в правовых основах деятельности этих судов имелись и другие:
1. Так, в состав товарищеского суда чести среднего начальствующего состава избирались лица, относящиеся как к среднему, так и к старшему начальствующему составу. Эти лица должны были прослужить в подразделении не менее 6 месяцев. В товарищеский же суд рядового и младшего начальствующего состава представители избирались только из этих категорий сотрудников, прослуживших в подразделении не менее одного года, причем Положение предписывало председателем суда избирать лицо младшего начсостава. Подобной нормы в Положении о судах среднего и старшего начальствующего состава не содержалось, и председателем суда мог быть избран сотрудник как старшего, так и среднего начальствующего состава.
По нашему мнению, норма, закрепляющая стаж службы не менее одного года в данном подразделении для лиц рядового и младшего начальствующего состава (в два раза выше, чем для суда чести среднего и старшего начсостава), говорит о том, что законодатель (МВД СССР) изначально категорию сотрудников рядового и младшего начальствующего состава рассматривал как менее дисциплинированную и морально устойчивую, вероятно, исходя из анализа состояния служебной дисциплины, количества нарушений норм законности и коммунистической нравственности в этот период. В подтверждение данного тезиса можно привести следующие статистические данные: за 1956 г. в МВД РСФСР в дисциплинарном порядке наказан 6231 сотрудник из них: руководящий состав
- 1266 человек; прочий начальствующий состав - 3027 человек; рядовой и сержантский состав -1938 человек26; привлечено к уголовной ответственности за различные преступления в 1956 г. по МВД РСФСР: офицерский и начальствующий состав - 147 человек; сержантский и рядовой состав
- 255 человек27.
Примерно такое же положение дел было и в других союзных республиках. Так, например, в Казахской ССР в 1956 г. работниками милиции допущено 1565 проступков, из них: рядовой и сержантский состав - 1060 человек, остальные (505 человек) подпадают под категорию лиц, имевших звания среднего и старшего начальствующего состава28.
2. В обоих судах в период проведения заседания суда проводилась проверка материалов. Если для судов среднего и старшего начальствующего состава она поручалась одному из членов суда (в звании не ниже привлекаемого к ответственности), то для суда рядового и младшего начсостава проверку мог проводить любой сотрудник, которому руководитель подразделения, при котором образован суд, поручил это сделать. Проверка должна была быть проведена в срок до десяти суток. Для первого суда срок проверки материалов не регулировался, а указывался срок проведения заседания суда - не позднее десяти суток.
Полагаем, что для судов чести норма о проведении служебной проверки лицом, в звании не ниже привлекаемого к ответственности, еще раз убедительно подтверждает наши предыдущие выводы о том, что даже после смерти И.В. Сталина руководство МВД СССР не отказалось от политической линии по формированию в общественном сознании позитивного образа сотрудника МВД, пропаганде преданности делу Коммунистической партии, верности чекистским традициям, заложенным Ф.Э. Дзержинским, моральной чистоты и неподкупности личного состава.
Именно под этим углом зрения нужно трактовать норму из Положения о судах чести среднего и старшего начальствующего состава МВД СССР о том, что «суть поступка... и решение по нему суда чести не выносится из среды начальствующего состава».
3. Существенные различия выявляются и при анализе целевых установок к вынесению решения суда. Так, суды чести среднего и старшего начальствующего состава должны были руководствоваться «исключительно целями коммунистического воспитания. и сознанием служебного долга». Для товарищеского суда рядового и младшего начальствующего состава -«сознанием своего общественного долга и своим внутренним убеждением, исходя из действующего законодательства и задач, возложенных на него настоящим Положением». Следовательно, только для товарищеских судов рядового и младшего начальствующего состава было предписано следовать норме закона и исходить из внутренней убежденности и осознания своего общественного долга (выделено нами - Н.М.). Для судов чести среднего и старшего начальствующего состава следовать букве закона не предписывалось, а предлагалось рассматривать проступок, исходя из норм социалистического общежития (это, как правило, моральные, а не законодательные нормы) и сознания служебного долга (выделено нами - Н.М.). Понятно, что служебный и общественный долг - разные понятия, содержание которых и предопределяет линию поведения членов товарищеских судов при разбирательстве дел их коллег по службе.
4. Имелись различия и в сроках, по истечению которых взыскания, объявленные товарищеским судом, могли быть сняты. Для судов чести среднего и старшего начальствующего состава - не ранее чем через год после вынесения решения, для товарищеских судов рядового и младшего начальствующего состава - не ранее 6 месяцев. В случае перевода лица, имеющего взыскание, наложенное судом, в другое подразделение, в первом случае оно могло быть снято не ранее чем через 6 месяцев пребывания в новом коллективе, во втором - не ранее, чем по прошествии трех месяцев.
Обращает на себя внимание тот факт, что в этот период правовая норма о погашении наложенного товарищеским судом взыскания по истечении определенного срока и в случае несовершения этим лицом других нарушений в обоих положениях отсутствовала. Данный подход был нормативно закреплен лишь в последующих Положениях о товарищеских судах в органах внутренних дел.
5. Ежегодный отчет товарищеского суда как органа общественной самодеятельности перед коллективом, его избравшим, предусматривало лишь Положение о товарищеских судах рядового и младшего начальствующего состава.
Полагаем, что это объясняется сроком полномочия судов. Так, суды чести среднего и старшего начсостава работали в течение одного года, а товарищеские суды рядового и младшего начальствующего состава - два года. Остальные правовые нормы этих двух Положений были либо идентичными, либо отличались незначительно, и отличия не затрагивали содержательной и организационной сути нормативного акта.
Следующим этапом в развитии системы товарищеских судов в органах внутренних дел явилось принятие Указом Президиума Верховного Совета СССР 3 0 марта 1971 г. Положения о товарищеских судах рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, объявленного приказом МВД СССР № 150 от 30 апреля 1971г.29
Отметим главную отличительную особенность данного Положения по сравнению с ранее действовавшими актами: впервые деятельность товарищеских судов в органах внутренних дел (милиции) регламентировалось законодательным, а не ведомственным нормативным актом.
Полагаем, что замена ведомственного нормативного акта законодательным обусловлена тем, что в соответствии с решением законодателя страны (Верховного Совета СССР и его Президиума) система товарищеских судов, построенных по территориально-производственному принципу, уже успешно работала в течение последних десяти лет. В этот же период как в армии, так и в МВД деятельность товарищеских судов (судов чести) регламентировалось ведомственными правовыми документами, в которых имелись нормы, входившие в противоречия с общесоюзным и республиканским законодательством. Ликвидировать эти противоречия и привести правовые нормы в соответствие с концептуальными общесоюзными (республиканскими) правовыми подходами в этой сфере общественной деятельности и было призвано Положение о товарищеских судах рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Впервые в Положении определяется содержание понятия «товарищеский суд»: это «выборный общественный орган». Ранее, в Положении о товарищеских судах чести среднего и старшего начальствующего состава МВД СССР (1958 г.), они определялись как «органы общественности начальствующего состава». В Положении о товарищеских судах рядового и младшего начальствующего состава (1959 г.) их определение вообще отсутствовало. Новое Положение только интегрировало целевые установки двух вышеназванных нормативных актов:
- содействовать сознательному соблюдению дисциплины, полному и своевременному выполнению приказов начальников (как в Положении о товарищеских судах рядового и начальствующего состава);
- содействовать воспитанию в духе требований Морального кодекса строителя коммунизма (ранее в Положении о товарищеских судах чести среднего и старшего начсостава предписывалось рассматривать проступки, «роняющие достоинство и честь», «несовместимые с понятием коммунистической нравственности»).
Кроме названного, отныне на суды возлагалась задача создавать обстановку нетерпимости к нарушителям дисциплины и антиобщественным поступкам.
Таким образом, в коллективах товарищеские суды должны были выступать в качестве, во-первых, одного из основных общественных институтов по укреплению сознательной служебной дисциплины; во-вторых, в роли активного проводника коммунистической идеологии и охранителя соблюдения норм коммунистического общежития; и, в-третьих, субъекта формирования общественного мнения коллектива, направленного на поддержание дисциплины, норм нравственности.
Расширялась компетенция товарищеского суда. Он должен был рассматривать на своих заседаниях не только проступки сотрудников, но и совершенные ими правонарушения (выделено нами - Н.М.), т.е. отступления от норм закона, за которые законодателем были предусмотрены те или иные санкции. Одновременно расширялась сеть товарищеских судов, т.к. они создавались в подразделениях с численностью не менее 15 лиц соответственно рядового и младшего начальствующего состава, среднего и старшего начсостава. Ранее для выбора суда минимальная численность составляла 30 человек соответствующей должностной категории. Подобные суды стали избираться и в учебных заведениях МВД СССР среди курсантов и слушателей.
Законодателем был сохранен ряд норм прежних нормативных актов, в частности, о выборах единого товарищеского суда для нескольких подразделений в случае недостаточной численности личного состава той или иной должностной категории, о численном составе суда, о возможности выбора в состав суда рядового и младшего начальствующего состава 1-2 лиц среднего или старшего начсостава, а в суды среднего начсостава - лиц старшего начсостава, о ежегодном отчете товарищеского суда перед коллективом подразделения.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005
Итак, можно сделать вывод, что в органах милиции (внутренних дел) система товарищеских судов (судов чести) создается в послевоенный период. В своем развитии эта система прошла несколько этапов. На первоначальном этапе (1948-1959 гг.) суды чести (товарищеские суды организовывались в среде среднего и старшего начальствующего состава и предназначались для создания в коллективах подразделений морально-нравственной атмосферы, осуждающей нарушения сотрудниками норм социалистической морали и этики.
Организация товарищеских судов рядового и младшего начальствующего состава в конце 50х гг. не только завершила строительство этой системы в масштабе Министерства внутренних дел СССР, но и изменила главную целевую установку их деятельности - от осуждения аморальных проступков норм и социалистического общежития сотрудниками к непосредственному участию в укреплении сознательной служебной дисциплины среди личного состава, формированию ответственности каждого за надлежащее исполнение служебного долга поддержание «чести мундира».
На заключительном этапе развития (1971-1991 гг.) произошла существенная корректировка правовых основ деятельности товарищеских судов. Ведомственные правовые акты, регулирующие их деятельность, были заменены на акты высших органов государственной власти.
1 См., напр.: Овсянко Д.М. Воспитательная роль офицерских товарищеских судов чести. М., 1962; Орловский Ю.П. Правовое регулирование служебной дисциплины лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Минск, 1983; Новиков В.В. Политико-воспитательная работа по укреплению дисциплины в советской милиции. М., 1970; Иванов В.А. Роль товарищеских судов в укреплении дисциплины среди личного состава подразделений милиции. Л., 1971; Поздняков А.Н. Дисциплина в органах МВД, правовые вопросы ее укрепления. Л., 1975; Гавриленко Д.А. Понятие, значение и способы укрепления служебной дисциплины в ОВД. М.,1975; Фролов А.Д. Правовые средства сокращения текучести кадров и укрепления дисциплины в органах внутренних дел. Караганда, 1986; Зыбин С.Ф. Аппараты по работе с личным составом в органах внутренних дел (историко-правовой аспект). Спб., 1996; Илясов С.Г. Дисциплинарная ответственность работников органов внутренних дел. М., 1974.; Минко Н.И. Педагогическая деятельность общественных формирований органов внутренних дел по воспитанию семейнонравственной культуры у сотрудников. СПб., 1994.
2 См., напр.: Богачев А.И. Добровольные дружины и товарищеские суды и их место в обеспечении социалистической законности и охране общественного порядка: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1972; Ведерников Л.М. Служебная дисциплина в органах внутренних дел и средства ее обеспечения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996; Лойт Х.Х. Государственная кадровая политика в России и ее реализация в органах внутренних дел (исторический и организационно-правовой аспект): Дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 1998; Зайченко В.С. Организационно-правовое обеспечение дисциплинарной практике в системе органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1988; Зыбин С.Ф. Кадровое обеспечение деятельности ОВД (историко-правовой и теоретико-правовой анализ): Дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 1997; Никифоров А.В. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 1998 .
3 См., напр.: Губарев А. И. Тенденции регулировании дисциплинарной ответственности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел // Проблемы теории и практики укрепления социалистической законности. М., 1978; Перфильев В.В. К вопросу о совершенствовании законодательства о служебной дисциплине в органах внутренних дел на современном этапе. // Правовые аспекты укрепления дисциплины в органах внутренних дел. Киев, 1985; Тиковенко А.Г. Служебная дисциплина и ответственность за выполнение незаконного приказа // Советское государство и право. 1981, № 7; Фатула А.В. Влияние коллектива органа внутренних дел на укрепление служебной дисциплины // Правовые аспекты укрепления дисциплины в органах внутренних дел. Киев, 1985; Свириденко Д. Суд товарищей, суд коллектива // Политико-воспитательная работа. 1970. № 5; Балабанов В. Товарищеские суды в действии // Политико-воспитательная работа. 1972. №6; Оськин В. Деятельности товарищеских судов - пристальное внимание // Политико-воспитательная работа. 1978. № 1; Филиппов Е. Правовые последствия решения товарищеского суда // Советская юстиция. 1985. № 4; Петренко О. Товарищеские суды в борьбе за укрепление дисциплины и правопорядка // Советская юстиция. 1985. № 22; Иванушкин Е. О некоторых недостатках в деятельности товарищеских судов / / Социалистическая законность. 1984. № 11.; Белов А., Лисицын В. Товарищеские суды и профилактика правонарушений // Советская юстиция. 1980. № 7.
4 См.: Архив ГУВД СПб и ЛО. Ф.2. Оп. 1. Д. 97. Л. 69-96; Сборник нормативных актов о прохождении службы в органах МООП СССР Омск, 1968. С. 264-271.
5 Объявлен Приказом Главного управления РКМ при СНК РСФСР № 40 от 22 июля 1931 г.; Архив ГУВД СПб и ЛО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 9. Л. 28-33; Сборник приказов и циркуляров Главного Управления рабоче-крестьянской милиции при СНК РСФСР 1931. № 4. С. 70-77.
6 См.: Дисциплинарный устав милиции. М., 1948. С. 28-33; Архив ГУВД СПб и ЛО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 97. Л. 89-94;Сборник нормативных актов о прохождении службы в органах МООП СССР Омск, 1968. С. 264-271.
7 См.: Дисциплинарный устав милиции. М., 1948. С.37; Архив ГУВД СПб и ЛО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 97. Л. 69;Сборник нормативных актов о прохождении службы в органах МООП СССР Омск, 1968. С. 264-265.
8 Поступки, связанные с прямым нарушением дисциплинарных норм, не являлись предметом обсуждения на заседаниях этих судов.
9 См.: Приложение к Приказу МВД СССР № 620 от 26 сентября 1958 г.; Архив ГУВД СПб и ЛО. Ф. 2.Оп. 1. Д. 227. Л.
204-209.
10 Государственный архив Российской Федерации. Ф. 9415. Оп. 1. Д. 16. Л. 132.
11 Архив ГУВД СПб и ЛО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 227. Л. 204-209.
12 ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 1. Д. 16. Л. 132.
13 См.: Приложение к Приказу МВД СССР № 620 от 26 сентября 1958 г.
14 См.: Приказ МВД СССР № 153 от 24 января 1957 г.
15 Архив ГУВД СПб и ЛО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 391. Л. 115-142; Сборник основных нормативных актов по административной деятельности милиции. Ташкент, 1975. С. 85-91.
16 См.: Приказ МВД СССР № 620 от 26 сентября 1958 г. «С объявлением Положения о товарищеских судах чести среднего и старшего начальствующего состава и о создании товарищеских судов чести начальствующего и офицерского состава»; Архив ГУВД СПб и ЛО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 227. Л. 204-209.
17 Архив ГУВД СПб и ЛО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 391. Л. 115-142; Сборник основных нормативных актов по административной деятельности милиции. Ташкент, 1975. С. 75-84.
18 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1993. № 2. Ст. 70.
19В Дисциплинарном уставе милиции (1948 г.) эта норма звучала так: «Семеро получивших наибольшее число голосов, считаются избранными в суд чести.». В этом случае можно предположить, что могли быть случаи, когда ни один кандидат в члены суда не получил более половины голосов, и в то же время он считался избранным, если относительно других за него проголосовало больше сотрудников.
20 Архив ГУВД СПб и ЛО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 312. Л. 75.
21 Ведомости Верховного Совета СССР 1971. № 14. Ст. 155; Сборник основных нормативных актов по административной деятельности милиции. Ташкент, 1975. С. 74-91.
22 Архив ГУВД СПб и ЛО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 597. Л. 208 об.-215.
23 Ведомости Верховного Совета РСФСР 1977. № 12. Ст. 254; Ведомости Верховного Совета УССР 1977. № 14. Ст. 132; и т.д.; Сборник нормативных актов СССР, РСФСР и УССР по вопросам борьбы с пьянством и алкоголизмом. Киев, 1973. С. 41-42.
24 Архив ГУВД СПб и ЛО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 242. Л. 90-94.
25 Там же. Д. 227. Л. 204-209.
26 Центральный архив МВД России (далее ЦА МВД России). Ф. 71. Оп. 1. Д. 42. Л. 38.
27 ЦА МВД России. Ф. 71. Оп. 1. Д. 42. Л. 37.
28 Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. 9415. Оп. 3. Д. 330. Л. 41.
29 Архив ГУВД СПб и ЛО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 391. Л. 115-142; Сборник основных нормативных актов по административной деятельности милиции. Ташкент, 1975. С. 75-84.
И.В. Петров*
Эволюция политических структур Южной Руси и расцвет Днепро-Деснинского денежного рынка (VIII - первая четверть IX вв.)
Установление гегемонии хазар в Причерноморье и прилегающих регионах относится византийскими источниками к правлению «Константина, пребывавшего на Западе, когда Кроват, господин упомянутой Булгарии и котрагов, завершил жизнь»1 (Констант II, 641-668 гг.). В «Бревиарии» Никифора сообщается, как «племя хазар... нападало... (на соседей) с величайшей безопасностью и достигло, подвергнув набегу все это, пространств земли над Евксинским Понтом и (самого) моря. Вместе со (всем) этим сделав и Баяна (старшего сына Куврата) подвластным себе, оно принудило (его) к уплате дани»2. Эти ценнейшие сведения подтверждаются «Хронографией» Феофана, согласно которому «выступил великий народ хазар. и овладел всей противолежащей землей вплоть до Понтийского моря.»3. Надо полагать, что именно в это время, согласно Повести временных лет, «наидоша я Козаре седящая на горах сихъ в лесехъ», т.е. на полян4. Термин «наидоша... Козари» русского свода очень напоминает фразу греческих летописцев «выступил великий народ хазар», так что не удивительно, если речь идет о практически одновременном покорении как полян, так и болгар. В пользу указанного мнения свидетельствует и прямое указание «Бревиария», что хазары достигли «пространств над Евксинским Понтом и (самого) моря»: ведь к этим пространствам легко отнести и Среднее Поднепровье - ареал расселения полян.
Хазары обложили восточных славян данью: «И реша Козари. платите намъ дань. съдумавше (же) Поляне и вдаша отъ дыма мечь». Требование уплаты дани не кажется удивительным - странным является решение полян выплачивать ее мечами. Однако летописный рассказ подтверждается арабским источником - Худуд ал-алам - где четко зафиксировано, что из «Куйабы» «вывозят различные меха и ценные мечи»5. Это значит, что важнейшими предметами экспорта в мирное время были меха и мечи, а в военное время они же могли из товара превратиться в натуральную форму дани. В эпоху хазарского владычества в Полянской земле существовало племенное княжение, представлявшее собой раннюю форму политической организации, что нашло отражение в Повести временных лет: «И по сихъ братьи держати почаша родъ ихъ княженье в Поляхъ». Верховная власть оставалась за народным собранием - вечем: когда кочевники подступили к «горам киевским» и потребовали дани, «съдумавше Поляне и вдаша отъ дыма мечь»6. Следовательно, инициатива принятия столь важного решения, как подчинение иноземцам, исходит не от князя, а от «полян» в целом.
* Кандидат юридических наук, доцент ГУ-ВШЭ.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005