Научная статья на тему 'Правовые основы деятельности органов дознания в Вооруженных силах РФ и иных воинских формированиях'

Правовые основы деятельности органов дознания в Вооруженных силах РФ и иных воинских формированиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2268
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы деятельности органов дознания в Вооруженных силах РФ и иных воинских формированиях»

15 См.: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных // Свод законов Российской империи. Т. 15. СПб., 1857. С. 501, 527, 533, 546.

16 См.: Остроумов С. С. Преступность и ее причины в дореволюционной России. М., 1980. С. 24-129.

17 Адельханян Р.А. Указ. соч. С. 27.

18 См.: Уголовный кодекс РСФСР: Комментарий / Под ред. И. Т. Голякова. М., 1944. С. 196-197.

19 См.: Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР / Под ред. Ю. Д. Северина. М., 1980. С. 15-16; 126.

20 Хартия прав человека: Всеобщая декларация прав человека (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1995. 5 апреля.

21 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Российская газета. 1995. 5 апреля.

22 Приводится по: Герасимов С. И. Концептуальные основы и научно-практические проблемы предупреждения преступности: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2001. С. 48.

23 Приводится по: Овчинский В. С. Указ. соч. С. 84.

24 См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

25 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 22. Ст. 789.

26 См.: Беляева Н., Орешкина Т. Квалификация преступлений, посягающих на личную свободу человека // Законность. 1994. № 11. С. 15.

27 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст / Вступ. ст. А.Н. Игнатова и Ю.А. Красикова. М.,

1996.

28 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 7. Ст. 871.

29 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2002.

30 Подробнее см.: Бородин С. В., Гаухман Л. Д. Преступления против личности по УК РФ. М., 1996. С. 42-45.

31 См. п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. № 1 «О судебной

практике по делам об убийстве» (ст. 105 УК РФ) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1999. № 3.

32 Криминология / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой Г. М. Миньковского. М., 1994. С. 136.

Т.Г. Николаева*

Правовые основы деятельности органов дознания в Вооруженных силах РФ и иных воинских формированиях

Правовыми актами, регламентирующими деятельность командиров воинских частей, соединений и начальников военных учреждений и гарнизонов как органов дознания являются Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ, Устав внутренней службы ВС РФ, утвержденная заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором 5 июня 2002 г., с изменениями и дополнениями, внесенными приказом от 1 октября 2003 г. № 186, Инструкция органам дознания Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба.

В Инструкции рассматриваются основные вопросы организации, функции и процессуальный порядок деятельности органов дознания Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба (за исключением воинских подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 «О воинской обязанности и военной службе» (с последующими изменениями и дополнениями) военная служба как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами РФ, кроме Вооруженных сил РФ, предусмотрена в пограничных войсках, во внутренних войсках МВД РФ, в Железнодорожных войсках РФ, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС РФ и создаваемых на военное время специальных формированиях.

На указанные органы дознания возлагается:

1) принятие необходимых розыскных, оперативно-розыскных и иных предусмотренных законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также для предупреждения и пресечения преступлений;

* Доцент кафедры прокурорского надзора и уголовного процесса Санкт-Петербургского юридического института Генеральной Прокуратуры РФ, советник юстиции.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (29) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (29) 2006

2) принятие и проверка сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принятие по нему процессуального решения;

3) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно;

4) производство отдельных следственных действий, оперативно-розыскных и розыскных мероприятий по поручению военного прокурора, следователя по уголовным делам, расследуемым органами военной прокуратуры;

5) в случае направления военному прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, принятие розыскных и оперативно-розыскных мер для установления лица, совершившего преступление.

Сразу бы хотелось обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, предварительное расследование в форме дознания в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК РФ, по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, органами дознания Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, не производится, как это было предусмотрено УПК РСФСР. Исключение составляют пограничные органы ФСБ и органы Государственной противопожарной безопасности МЧС РФ, чья подследственность определена ст. 151 УПК РФ. В соответствии с п. 7 ст. 151 УПК РФ дознание по уголовным делам в порядке, установленном гл. 32 УПК РФ, производится следователями военной прокуратуры. Кроме того, по письменному указанию военного прокурора уголовные дела, указанные в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, могут быть переданы следователю (прокурору) для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК РФ).

Во-вторых, несмотря на то, что на вышеуказанные органы дознания возлагается принятие оперативно-розыскных мер, следует учитывать, что командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений или гарнизонов полномочиями по осуществлению оперативнорозыскной деятельности не наделены. Данное положение вытекает из анализа ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в соответствии с которой оперативно-розыскные мероприятия проводятся оперативными подразделениями органов внутренних дел РФ, ФСБ, Федеральных органов государственной охраны, СВР РФ, таможенных органов РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, перечисленных выше.

Указанные функции органа дознания осуществляют:

- командиры воинских частей, соединений - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, гарнизона;

- начальники военных учреждений - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении учреждения;

- начальники гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, не проходящими службу в частях, соединениях и учреждениях данного гарнизона, но совершивших преступления в расположении гарнизона (ст. 20 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил РФ).

Дознаватели подразделений центрального аппарата ФСБ РФ, подразделений ФСБ России центрального подчинения, управлений (отделов) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности), управлений (отделов) ФСБ России в Вооруженных силах РФ, войсках и иных воинских формированиях и их органах управления (органы безопасности в войсках), учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций ФСБ России производят также неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ.

Таким образом, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и начальники гарнизонов являются органом дознания, обладающими полномочиями начальника органа дознания.

Очевидно, что самостоятельно и постоянно выполнять функции органа дознания указанные должностные лица не могут. Для непосредственного осуществления своих процессуальных функций орган дознания - командир воинской части1 назначает своим приказом из числа наиболее подготовленных подчиненных ему офицеров дознавателей, которые, являясь должностными лицами органа дознания, обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 41 УПК РФ. Один из них назначается старшим дознавателем. Старшим дознавателям поручается расследование наиболее сложных дел. Копия приказа о назначении дознавателей направляется военному прокурору.

Дознаватели назначаются, как правило, из расчета:

а) на полк (корабль 1 ранга) - 5-6 дознавателей;

б) на отдельный батальон (корабль 2 ранга) - 3-4 дознавателя;

в) на отдельную роту (корабль 3 ранга, дивизион кораблей 4 ранга) - 1-2 дознавателя;

г) на штаб (выше полка) и учреждение (военное образовательное учреждение профессионального образование) - 2-5 дознавателей.

В случае необходимости командир воинской части вправе назначить больше дознавателей.

Помимо штатных дознавателей, офицер может назначаться приказом командира воинской части дознавателем и для расследования конкретного уголовного дела.

Там, где имеются штатные дознаватели, производство процессуальных действий и принятие процессуальных решений в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, поручается, как правило, им.

Производство по уголовному делу в отношении офицеров поручается, как правило, дознавателю в должности и воинском звании не ниже должности и воинского звания лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления. Нарушение данного правила может служить основанием для отвода дознавателя. Ст. 13 указанной инструкции определяет, что орган дознания и дознаватель не может принимать участие в расследовании уголовного дела и подлежит отводу (помимо оснований, указанных в ст. 61 УПК РФ), если он является по своему служебному положению непосредственным начальником или подчиненным лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления.

На время исполнения дознавателем обязанностей по осуществлению уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства командир воинской части своим приказом освобождает его от выполнения других служебных обязанностей, обеспечивает автомобильным транспортом, средствами связи и помещением для работы.

Руководство процессуальной деятельностью дознавателей при производстве по уголовному делу осуществляет командир воинской части. В случае отсутствия последнего лицо, его замещающее, принимает (выполняет) процессуальные решения (действия) только в том случае, если оно занимает должность заместителя командира части. Заместители командира части осуществляют процессуальные полномочия только в случае возложения на них обязанностей командира воинской части.

Деятельность командиров воинских частей как органов дознания, а также деятельность дознавателей заключается в следующем:

а) принятии и проверке сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ;

б) производстве отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, до возбуждения уголовного дела;

в) принятии решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст. 145 (146) УПК РФ;

г) незамедлительном направлении военному прокурору постановления о возбуждении уголовного дела с приложением материалов проверки сообщения о преступлении либо соответствующих протоколов и постановлений.

Говоря о возможности проведения командирами воинских частей проверочных действий на стадии возбуждения уголовного дела, также хотелось бы обратить внимание на следующий факт.

Процессуальными средствами, предусмотренными ст. 144 УПК РФ, которыми могут воспользоваться органы дознания (дознаватели) при проверке сообщения о преступлении, могут быть требования производства документальных проверок, ревизий, привлечение к их участию специалистов. Органы дознания милиции могут использовать в качестве проверочных действий правовые средства, предусмотренные законом РФ «О милиции» и ФЗ «Об ОРД». Однако органы дознания - командиры воинских частей такими полномочиями не располагают, в их арсенале практически остаются лишь те возможности, которыми они располагают при проведении служебного разбирательства.

Конечно, можно говорить о том, что в случае необходимости проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий командиры воинских частей могут обратиться за содействием к органам, наделенным такими полномочиями, что при определенных условиях, в т.ч. и постоянной дислокации,

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (29) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (29) 2006

вполне допустимо. Но в условиях вооруженного конфликта во многих случаях командиры воинских частей, военные дознаватели не имеют возможности обратиться за содействием в милицию, военную прокуратуру и другие органы, обладающие необходимой компетенцией.

А это, в свою очередь, приводит к выводу о необходимости расширения полномочий командиров воинских частей как в сфере уголовно-процессуальной деятельности, так и в ведомственной сфере.

Некоторые авторы2 к числу действий военного дознавателя в рамках доследственной проверки, предлагают отнести также: производство личного досмотра военнослужащих, их личных вещей при наличии достаточных данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества; изъятие указанных предметов, средств или веществ при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения; получение от военнослужащих и должностных лиц необходимых сведений, объяснений, документов, справок (в т.ч. экспертных справок специалистов); наблюдение, отождествление личности, инвентаризации, ревизии и т.п.

При этом упомянутые авторы считают, что поскольку эти меры носят специфический характер и предназначены для использования только в воинских формированиях, то целесообразно разместить перечень этих мер, порядок и основания их применения в специальной главе «Порядок служебного разбирательства и доследственной проверки» нового Устава внутренней службы, проект которого разрабатывается.

Считаем вполне допустимой и разделяем позицию этих авторов. Убеждены, что данное положение должно найти отражение в ст. 144 УПК РФ, в которой должно быть указано, что при проверке сообщения о преступлении орган дознания вправе пользоваться полномочиями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными актами, регламентирующими их должностные права и обязанности.

Анализируемая инструкция, в отличие от УПК РФ, отдельной статьей (ст. 12) скомпоновала обязанности дознавателя, указав, что дознаватель обязан:

1) при осуществлении уголовного преследования по уголовным делам строго руководствоваться требованиями Конституции РФ, УПК РФ, УК РФ и положениями настоящей Инструкции;

2) по согласованию с командиром воинской части и надзирающим военным прокурором планировать производство неотложных следственных действий, определять их последовательность и принимать предусмотренные законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию;

3) разъяснять подозреваемому, потерпевшему, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности, ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав;

4) принимать меры попечения о детях, иждивенцах подозреваемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;

5) докладывать командиру воинской части обо всех выявленных в процессе предварительного расследования нарушениях законов, уставов, приказов, наставлений, а также других нарушениях, способствовавших совершению преступления или происшествия, для принятия мер по их устранению;

6) принимать активное участие в работе по предупреждению правонарушений среди военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также лиц гражданского персонала ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, разъяснять личному составу законы РФ;

7) исполнять письменные указания военного прокурора и командира воинской части, а также поручения военного прокурора и следователя по уголовным делам.

В перечне этих обязанностей определенное недоумение вызывает п. 2, который обязывает дознавателя согласовывать с командиром воинской части производство неотложных следственных действий и иные вопросы, т.е. перечень решений, подлежащих обязательному согласованию с начальником органа дознания, предусмотренный УПК РФ расширен. С одной стороны, данное положение не должно вызывать недоумения, поскольку ведомственный контроль при производстве по уголовному делу может быть шире указанного в УПК РФ. Но с другой стороны, ч. 2 ст. 12 этой же Инструкции утверждает, что дознаватель несет полную ответственность за обоснованность принимаемых им процессуальных решений, своевременное и законное производство процессуальных действий по уголовным делам, сохранность собранных материалов по делу. Учитывая строгую воинскую субординацию, включающую беспрекословное выполнение приказов, такое «согласование», скорее всего, понимается как приказ, подлежащий обязательному исполнению. Но ответственность за принятие этого решения возлагается при этом на дознавателя.

Анализ норм УПК РФ, регламентирующий уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, приводит к выводу о некоторых несоответствиях закона в этой области.

Так, ст. 40 УПК к органам дознания относит командиров воинских частей, соединений, воинских учреждений и гарнизонов, указывает в части второй, что помимо производства неотложных следственных действий по делам компетенции следователя, на органы дознания возлагается дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно.

Статья же 151 УПК РФ, в ч. 3 которой, разграничивающей подследственность преступлений различным органам дознания, командиры воинских частей, соединений, воинских учреждений и гарнизонов вообще не упомянуты. А это приводит к выводу, что командиры воинских частей как органы дознания фактически лишены полномочий производства дознания по каким-либо уголовным делам и могут производить лишь неотложные следственные действия.

Такое сужение полномочий командиров представляется неоправданным, т.к. не совсем ясна логика законодателя, разрешившего командиру (военному дознавателю) возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия, перечень которых законом не ограничен, в течение 10 суток по уголовным делам, представляющим определенную сложность в раскрытии и расследовании, но при этом отказал дознавателю в праве заканчивать уголовное дело обвинительным актом по истечении последующих 10 суток при условии очевидности как самого преступления, так и лица, совершившего его. На наш взгляд, некоторые составы преступлений, расследование которых предусмотрено законодателем в форме дознания, вполне могут производить военные дознаватели, например, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ч. 1 ст. 264 УК РФ), небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 224 УК РФ) и др.

Процессуалистами отмечается3 , что осуществление уголовно-процессуальной деятельности в действующей армии и других силовых структурах, в которых предусмотрена воинская служба, имеет определенные особенности, а именно:

- действия войск осуществляются, как правило, в отрыве от постоянно действующих правоохранительных органов (прокуратура, суды, адвокатура, милиция, экспертные учреждения и т.п.) в местностях, где этих органов либо вообще нет, либо они созданы на временной основе;

- войскам (особенно в условиях вооруженного конфликта) зачастую противостоит часть местного населения с его диверсионной и провокационной деятельностью, что создает опасность неадекватного применения силы в ответ на эти действия и требует незамедлительного реагирования с целью их предотвращения;

- военнослужащие имеют многократно возросшие по сравнению с деятельностью в местах постоянной дислокации возможности для использования оружия, в т.ч. и незаконного, как для действий против местного населения, так и при внутренних конфликтах в войсковых коллективах;

- следует учитывать и резко возросшие эмоционально-психологические нагрузки на личный состав при наличии свободного доступа к оружию и т.д.

Особенно резкие отличия видны в практической деятельности военных органов дознания в условиях вооруженных конфликтов, в частности при проведении контртеррористической операции на территории Чеченской Республики.

Современный УПК РФ абсолютно не учел особенности применения уголовно-процессуальных норм в условиях применения Вооруженных сил для ликвидации вооруженных конфликтов, при введении чрезвычайного положения, проведения контртеррористической операции.

Как уже упоминалось выше, определенные трудности возникают при проведении оперативнорозыскной работы по уголовным делам. Это связано с тем, что органов военной полиции в воинских формированиях нет; органы милиции, которые проводят такие мероприятия, в большинстве случаев находятся на значительном удалении от войсковых частей и по иным причинам не способны на их производство; органы военной контрразведки производят оперативно-розыскные мероприятия только по определенной группе преступлений, отнесенных к их подведомственности. Это становится проблемой не только для органа дознания, производящего неотложные следственные действия, но и для следователя военной прокуратуры.

Следующая проблема, с которой сталкиваются военные органы дознания, - требование закона о строгом соответствии правилам оформления протоколов тех или иных следственных действий.

Оформление протокола следственного действия не в строгом соответствии с законом превращает данный протокол в недопустимое доказательство. Но достаточно только представить военного дознавателя (следователя), скрупулезно оформляющего протокол осмотра места происшествия с участием криминалиста, военного врача, понятых на заминированном поле (в доме) под обстрелом или с борта вертолета, как становится понятным, что точное соответствие закону проводимого следственного действия просто невозможно. Поэтому основная роль в таких ситуациях должна отводится техническим средствам фиксации информации, а не протоколированию, что также должно учитываться законодателем. Причем производство неотложных следственных действий требует не только криминалистического и технического обеспечения, но и организации боевого охранения мест проведения этих действий, принятия специальных мер безопасности.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (29) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (29) 2006

Еще одна проблема, в числе прочих требующая законодательного урегулирования, - обязанность органа дознания обеспечить подозреваемому право на защиту, а именно обеспечить оказание квалифицированной юридической помощи, причем в достаточно короткое время - 24 часа с момента задержания подозреваемого, что в зоне вооруженного конфликта также представляется затруднительным. Не менее затруднительным представляется и получение разрешения суда на те процессуальные решения или действия, производство которых возможно только при этом условии.

Анализируя все вышесказанное, следует прийти к выводу, что организация и производство дознания в Вооруженных силах РФ и иных воинских формированиях несовершенны, что требует внесения изменений и дополнений как в уголовно-процессуальный кодекс РФ, так и в ведомственные нормативные акты.

1 Здесь и далее под командиром воинской части понимаются командиры соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов.

2 См., напр.: Соколов А.Н., Вишня Г.И. Проблемы компетенции военных органов дознания по УПК РФ в условиях вооруженного конфликта (в боевой обстановке) // Новое уголовно-процессуальное законодательство РФ: проблемы теории и практики: Материалы научно-практической конференции / Под ред. Т.С. Волчецкой. Калининград, 2003. С. 29-36.

3 См. там же.

М.Ю. Павлик*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отграничение захвата заложника от смежных с ним составов преступлений по УК РФ

В последние годы в России отмечен значительный рост преступности, которая дестабилизирует экономику, оказывает разрушительное влияние на политику и общественную жизнь, подрывает устои государства, становится угрозой для его безопасности.

Особую тревогу и беспокойство среди населения вызывает преступление, широко распространившееся в последние годы как в России, так и за ее пределами, — захват заложника.

Общественная опасность захвата заложника очень высока. Она определяется тем, что это деяние посягает на общественную безопасность, общественный порядок и личную свободу. Захват заложника опасен еще и потому, что получает быстрое распространение. Растет количество совершаемых в России различных преступлений, связанных с захватом заложника. Увеличение количества совершаемых захватов заложников отражает общую тенденцию роста насильственных преступлений в Российской Федерации.

Захват заложника - это своеобразный вид преступления, который может быть совершен и самостоятельно, и в совокупности с другими преступлениями с целью облегчить их подготовку и совершение. Развивающийся быстрыми темпами научно-технический прогресс обусловливает возрастающие с каждым годом возможности отдельных преступных элементов, преступных организаций для осуществления преступных целей. Так, оснащенность их современным оружием, взрывчатыми веществами, а также техническими средствами облегчает совершение захвата заложника, в т.ч. похищение людей.

Цели захвата заложников разнообразны: вымогательство (выкуп); побег из исправительных учреждений; сокрытие от преследования после совершения преступления; влияние на решение судьи, следователя, эксперта; выезд за границу; политические (террористические) акты и многие другие.

В связи с этим особую актуальность для науки уголовного права и правоприменительной деятельности правоохранительных органов приобретают проблемы повышения эффективности борьбы с захватом заложника посредством применения уголовно-правовых мер.

Участившиеся проявления этого опасного преступления в нашей стране вызвали значительный интерес со стороны ученых-юристов. Он обусловлен как характером и степенью общественной опасности самого преступления, так и сложностью его содержания.

Как показало исследование уголовных дел, в следственно-судебной практике нередко возникают проблемы при отграничении захвата заложника от смежных с ним составов преступлений по УК России.

* Кандидат юридических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.