Научная статья на тему 'Правовые основы деятельности медико-санитарных частей уголовно-исполнительной системы'

Правовые основы деятельности медико-санитарных частей уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
455
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / МЕДИКО-САНИТАРНЫЕ ЧАСТИ / LEGAL FRAMEWORK OF THE HEALTH / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / MEDICAL ASSISTANCE / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дерепаскин Дмитрий Иванович

Статья посвящена особенностям правового обеспечения деятельности медико-санитарных частей УИС. Рассмотрены понятия и проблемы правовых основ деятельности медико-санитарных частей УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дерепаскин Дмитрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal basis of medical units of the penal system

The article concerns the peculiarities of legal support health units of the penal system. The concepts and problems of the legal framework activities health units of the penal system.

Текст научной работы на тему «Правовые основы деятельности медико-санитарных частей уголовно-исполнительной системы»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Administrative law

УДК 342.951:351.82

Д. И. Дерепаскин

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИКО-САНИТАРНЫХ

ЧАСТЕЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

D. I. Derepaskin LEGAL BASIS OF MEDICAL UNITS OF THE PENAL SYSTEM

Статья посвящена особенностям правового обеспечения деятельности медико-санитарных частей УИС. Рассмотрены понятия и проблемы правовых основ деятельности медико-санитарных частей УИС.

The article concerns the peculiarities of legal support health units of the penal system. The concepts and problems of the legal framework activities health units of the penal system.

Ключевые слова: правовые основы; медико-санитарные части; медицинская помощь; уголовно-исполнительная система.

Keywords: legal framework of the health; medical assistance; the penal system.

Преобразования, происходящие в России, поставили перед обществом актуальную проблему - безопасность личности, общества и государства. Идея и принципы безопасности являются стратегически важной проблемой XXI в.

Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года1 определена стратегия развития и пути реформирования пенитенциарной системы, основная цель реформирования - в гуманизации системы исполнения наказаний и приближении к европейским стандартам. Особую роль в этом направлении играет улучшение качества оказания медицинской помощи осуждённым, подследственным и подозреваемым.

Медико-санитарное обеспечение в уголовно-исполнительной системе является в настоящее время одной из областей, влияющих как на процесс обеспечения режима содержания в исправительном учреждении, так и на гарантии обеспечения прав осуждённых и лиц, содержащихся под стражей. Она представляет собой государственную систему обеспечения осуждённых всеми видами профилактической и лечебной помощи, основанную на принципе доступности.

В царской России не было государственной системы организации здравоохранения. Различные ведомства и организации открывали больницы и другие лечебные учреждения в основном для нужд населения, не уделяя при этом внимание местам лишения свободы.

1 О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (в ред. от 31.05.2012) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

После 1917 г. Наркомат здравоохранения впервые в нашей стране разработал принципы и задачи советского здравоохранения.

В Программе Партии большевиков ВКП(б), принятой на VIII съезде в 1919 г., были сформулированы основные задачи партии и советской власти в области охраны здоровья народа. В этой Программе Партии были определены теоретические и организационные основы советского здравоохранения1.

На современном этапе правовую основу деятельности Уголовно-исполнительной системы составляют Конституция РФ , Закон РФ от 21.07.93 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»3 и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты Министерства юстиции РФ.

Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи.

Согласно п. 1 ч. «А» ст. I Рекомендаций Совета Европы № R (98) 7 «Об этических и организационным аспектам здравоохранения в тюрьмах» от 8 апреля 1998 г. при вводе тюрьму, а позже, находясь в заключении, заключённые должны иметь возможность в любой момент иметь доступ к врачу или компетентной медсестре, независимо от режима их содержания и без неоправданной задержки, если это требуется по состоянию здоровья. Все задержанные должны получать выгоду от соответствующих медицинских осмотров при поступлении. Особое внимание следует уделять скринингу психических расстройств, психологической адаптации к тюрьме, симптомов отмены в результате употребления наркотиков, лекарств или алкоголя, и инфекционных и хронических заболеваний.

Медицинская служба в местах лишения свободы должна по крайней мере быть в состоянии обеспечить амбулаторные консультации и скорую медицинскую помощь. Когда по состоянию здоровья заключённым требуется лечение, которое не может быть гарантирована в тюрьме, всё возможное должно быть сделано для того, чтобы лечение назначалось с применением необходимых мер безопасности в медицинских учреждениях за пределами тюрьмы.

1 Ишков Ю. В., Карамышев С. Г. Некоторые проблемы медицинской безопасности в местах лишения свободы // Право и безопасность. 2006. № 1-2.

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

3 Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (в ред. от 02.04.2014) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Несомненно, подозреваемые, обвиняемые и осуждённые, как и все граждане РФ, имеют право на этот вид помощи.

Уголовно-исполнительная политика российского государства направлена на проведение комплексных мероприятий, способных в значительной мере оградить осуждённых от болезней, которыми они не страдали до лишения свободы. В частности, УИК РФ регламентирует применение таких мер медицинского обслуживания осуждённых, как организация лечебно-профилактических учреждений (больниц, специальных психиатрических и туберкулёзных больниц) и медицинских частей, а для содержания и амбулаторного лечения осуждённых -лечебных исправительных учреждений. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях должны отбывать наказание осуждённые, которые больны открытой формой туберкулёза, алкоголизмом и наркоманией.

В соответствии с ч. 8 ст. 74, ч. 2 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осуждённых.

По норме ч. 3 ст. 101 УИК РФ ответственность за обеспечение охраны здоровья осуждённых и выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований несёт администрация исправительных учреждений.

Согласно п. «б», «в» ч. 1 и ч. 2 ст. 97 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)1 к лицам, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, если их психическое расстройство связано с возможностью причинения иного существенного вреда, либо с их опасностью для себя и для других лиц по решению суда может быть применены принудительные меры медицинского характера.

Ст. 26 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет права лиц, задержанных,

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (в ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

2 Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (в ред. от 22.10.2014) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

заключённых под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи. В ней отмечено, что лица, задержанные, заключённые под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с российским законодательством. Беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период из числа лиц, указанных в ч. 1 ст. 26 Закона № 323-ФЗ, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях охраны материнства и детства.

Совместный приказ Министерства здравоохранения и социального развития и Министерства юстиции РФ от 17.10.2005 г. № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключённым под стражу»1 базируется на «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. № 5487-1, Федеральном законе от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Уголовно-исполнительном кодексе РФ и регулирует вопросы, связанные с организацией медицинской помощи лицам отбывающим наказание в условиях изоляции. Этот приказ унифицирует нормы, касающиеся организации, обеспечения и деятельности медицинской части, организации лечебно-профилактической помощи при различных видах заболеваний.

Положение людей, нуждающихся в лечении, но находящихся при этом в условиях лишения свободы, во многом определяется правовыми рамками, определяемыми Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов и исправительных учреждений.

Предоставляемая в исправительном учреждении лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь оказывается по профилям медицинских специальностей состоящих в штате врачей медицинской части учреждения2.

В случаях, когда медицинская помощь не может быть оказана в медицинской части, лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях УИС, осуждённые могут получать

1 О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключённым под стражу: приказ Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005 (с изм. от 06.06.2014) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 46.

2 Ст. 121 приказа Минюста РФ от 03.11.2005 № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (в ред. от 12.02.2009, с изм. от 07.02.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 47.

необходимое лечение в лечебно-профилактических учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения1.

В ходе реорганизации системы пенитенциарной медицины многие специалисты предлагали полностью расформировать данную структуру ФСИН России, а медицинское обеспечение спецконтингента переложить на гражданские медучреждения.

К данной идее отнеслись серьёзно, но в итоге было принято решение не ликвидировать медицинский персонал «в погонах». Ведь во многих отдалённых учреждениях УИС надежда остаётся только на них. К тому же при ликвидации пенитенциарных медучреждений возникнет масса проблем как правового, так и социального плана. В результате этого принято решение создать отдельные медико-санитарные части, которые будут подчиняться напрямую центральному аппарату ФСИН России. Вначале была проведена экспериментальная апробация, по результатам которой опыт был признан удачным. На сегодня медико-санитарные части уже созданы по всей стране.

В ходе реформы в Федеральной службе исполнения наказаний появился научно-методический медицинский совет, который будет, в том числе, обобщать данные о смертности и болезнях в условиях изоляции от общества и готовить предложения по улучшению пенитенциарной медицины. Вице-премьер России О. Голодец дала ряд распоряжений правительству во исполнение поручения Президента по медико-санитарному обеспечению граждан, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. ФСИН России должна быть включена в состав соисполнителей государственной программы «Развитие здравоохранения». Министерству юстиции, Министерству труда и Министерству финансов предписано предусмотреть повышение оплаты труда медперсонала учреждений уголовно-исполнительной системы2.

Созданная модель функционирования медико-санитарных частей УИС позволила создать единую централизованную систему, которая включает в себя структурное подразделение ФСИН России, осуществляющее прямое руководство всем медико-санитарным обеспечением УИС. Помимо этого, в её состав входят и многопрофильные лечебно-профилактические учреждения, непосредственно подчинённые ФСИН России, действующие по территориальному принципу независимо от территориальных органов УИС. На базе этих учреждений объединены все медицинские подразделения, осуществляющие медико-санитарное обеспечение в следственных изоляторах и исправительных учреждениях. При этом медицинские подразделения выведены из подчинения начальников исправительных учреждений, где они дислоцированы, руководство их деятельностью осуществляется начальником территориальной медико-санитарной части.

1 Ст. 124 приказа Минюста РФ от 03.11.2005 № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

2 http://www.rg.ru/2013/09/11/fsin-site.html.

С начала функционирования медико-санитарных частей в штатном режиме наметилась чёткая тенденция к улучшению ряда целевых показателей медико-санитарного обеспечения спецконтингента. По итогам 2013 г. отмечается снижение общей заболеваемости, уровня первичной заболеваемости, заболеваемости впервые выявленным туберкулёзом среди осуждённых, смертность от туберкулёза, также отмечается тенденция к умению числа жалоб и обращений по поводу медико-санитарного обеспечения спецконтингента1.

За счёт проведённой работы была повышена доступность и уровень оказания медицинской помощи осуждённым и лицам, содержащимся под стражей. Материально-техническое оснащение ряда медицинских объектов уголовно-исполнительной системы приведено в соответствие с условиями и требованиями, установленными в сфере здравоохранения.

Таким образом целью медицинской безопасности уголовно-исполнительной системы является медицинская защита жизни и здоровья лиц, находящихся в местах лишения свободы, от медико-биологических угроз и опасностей в сфере пенитенциарной системы России и методы их нейтрализации.

В настоящее время продолжается реформа уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, которые являются важной составной частью правовой реформы в России. На сегодня уголовно-исполнительная система развивается в рамках Министерства юстиции РФ.

Пока ещё рано однозначно утверждать, что переподчинение стало панацеей для пенитенциарной медицины. Но руководство ФСИН России совместно с Правительством РФ осуществляют поиск пути решения проблем, при этом учитывая мнение правозащитных организаций.

Актуальные вопросы правового обеспечения деятельности медико-санитарных частей в пенитенциарных учреждениях нуждаются в дальнейшем совершенствовании, и эта проблема - не только ведомственная. Медицинская безопасность в этих учреждениях является делом не только уголовно-исполнительной системы или Министерства юстиции РФ, но и всего нашего общества. Государство для решения этой проблемы ещё не в полной мере использует свой потенциал.

Литература

1. Рекомендации Совета Европы № R (98) 7 «Об этических и организационным аспектам здравоохранения в тюрьмах» от 08.04.1998.

2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

1 http://www.fsin.su.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 23.06.2014) // Российская газета. 1997. 16 января.

4. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: приказ Минюста Российской Федерации от 03.11.2005 № 205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 07.02.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 47.

5. Ишков Ю. В., Карамышев С. Г. Некоторые проблемы медицинской безопасности в местах лишения свободы // Право и безопасность. 2006. № 1-2.

6. http://www.rg.ru/2013/09/11/fsin-site.html.

7. http://www. fsin.su.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.