Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании действующего законодательства в области пенитенциарной медицины'

К вопросу о совершенствовании действующего законодательства в области пенитенциарной медицины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ИСПРАВЛЕНИЕ / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕЛЕЧЕНИЕ / PRISONERS / LEGAL STATUS / CORRECTION / COMPULSORY TREATMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Датий Алексей Васильевич, Павленко Андрей Анатольевич

в статье рассматриваются проблемы применения средств исправления к осужденным при осуществлении их медико-санитарного обеспечения, анализируются нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в данной сфере, и предлагаются пути восполнения выявленных пробелов правового регулирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Датий Алексей Васильевич, Павленко Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THECURRENT LEGISLATIONONPRISONMEDICAL CARE

the article is devoted to the correction of prisoners during theirmedical treatment. The author analyzes regulations and current legislation concerning prison medical care and suggests ways of legal regulations development.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании действующего законодательства в области пенитенциарной медицины»

Уголовно-исполнительное право

A.V. DATIY*, A.A. PAVLENKO**

DEVELOPMENT OF THE CURRENT LEGISLATION ON PRISON MEDICAL CARE

УДК 343.8 ББК 67.409.13 Д20

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы применения средств исправления к осужденным при осуществленииих медико-санитарного обеспечение анализируются нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в данной сфере, и предлагаются пути восполнения выявленных пробелов правового регулирования

Ключевые слова: осужденные правовой статус, исправление, принудительноелечение

АЛЕКСЕЙ

ВАСИЛЬЕВИЧ

ДАТИЙ*,

АНДРЕЙ

АНАТОЛЬЕВИЧ

ПАВЛЕНКО**

КВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

Annotation: the article is devoted to the correction of prisoners during their medical treatment. The author analyzes regulations and current legislation concerning prison medical care and suggests ways of legal regulations development.

Key words: prisoners, legal status, correction, compulsory treatment.

Ситуация, складывающаяся с обеспечением права осужденных на охрану здоровья, в последнее время широко обсуждается в средствах массовой информации и вызывает серьезную озабоченность российского общества. Проблемы пенитенциарного здравоохранения, которые накапливались долгое время, требуют решения. Конкретные шаги в этом направлении уже предпринимаются, о чем свидетельствует значительное место, уделяемое вопросам охраны здоровья осужденных в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. В ней отмечается, что на 1 января 2010 г. более 90 % (около 800 тыс.) осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, состояло на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, 433,7 тыс. - больны социально значимыми заболеваниями, в том числе 72,46 тыс. -психическими расстройствами, 40,77 тыс. -активным туберкулезом 55,96 тыс. - ВИЧ-инфекцией, 42,47 тыс. - вирусным гепатитом, 62,04 тыс. - наркоманией, 26,32 тыс. - алкоголизмом. Более 25 тыс. осужденных являются инвалидами.

Решение указанных проблем необходимо начинать с совершенствования действующего законодательства в области пенитенциарной медицины. Предлагаем два основных направления, по которым должны развиваться изменения в правовом регулировании охраны здоровья осужденных: 1) совершенствование правового статуса пациентов - осужденных к лише-

* Доктор медицинских наук,

и.о. начальника лаборатории проблем работы с осужденными (НИИ ФСИН России)

E-mail: [email protected].

** Начальник кафедры уголовно-исполнительногоправа, исполненияуголовныхнаказаний и криминологии (Томский филиал Кузбасскогоинститута ФСИН России)

E-mail: [email protected].

нию свободы и применения к ним средств исправления; 2) повышение правового статуса медицинских работников мест лишения свободы и организации (порядка) оказания медицинской помощи заключенным.

По нашему мнению, в первую очередь нуждаются в совершенствовании правовые нормы, регулирующие правовой статус пациентов-осужденных и применение к ним средств исправления. Указанные нормы служат основой, на которой зиждется вся деятельность учреждений ФСИН России1, в том числе мероприятия, направленные на охрану здоровья осужденных. В связи с этим вызывает недоумение исключение Федеральным законом от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ ст. 2 «Задачи УИС» из Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5743-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В предыдущей редакции Закона РФ от 21 июля 1993 г. одной из задач УИС являлось обеспечение охраны здоровья осужденных.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными действующим законодательством. Специальный правовой статус заключенных отражен и в общеотраслевом законодательстве, регламентирующемохрану здоровья граждан в РФ2. Вместе с тем в правовом регулировании механизма реализации права осужденных на охрану здоровья имеется ряд пробелов и недочетов, которые выражаются в значительном количестве бланкетных и отсылочных норм. Подобная ситуация вызывает необходимость работы правоприменителей, в первую очередь медицинских работников исправительных учреждений, с большим количеством различных нормативных правовых актов, которые нередко не могут дать ответы на все возникающие на практике вопросы, а иногда и противоречат друг другу. Для разрешения указанных проблем предлагаем внести следующие изменения в действующее законодательства

1. Возродить в Законе РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» статью «Задачи УИС», предусмотрев одной из таких задач обеспечение охраны здоровья осужденных.

2. Изменить формулировку ч. 3 ст. 18, ч. 2 ст. 76, ч. 2 ст. 96, ч. 3 ст. 97, ч. 2 ст. 101 УИК РФ «открытая форма туберкулеза) на «заразная форма туберкулеза). Эти изменения при-

ведут к соответствию УИК РФ общеотраслевому законодательству - Федеральному закону от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулезав РФ»3, ст. 1 которого определяет, что «заразная форма туберкулеза - активная форма туберкулеза, при которой происходит выделение микобактерий туберкулеза» (термин «открытая форма туберкулеза» в Законе отсутствует), а также подчеркнута опасность осужденных, больных этой формой туберкулеза, для окружающих и необходимость применения в отношении их определенных правоограничений.

3. Изменить формулировку ч. 3 ст. 18 и ч. 1 ст. 116 УИК РФ «обязательное лечение» на «принудительное лечение». Существуетмнение, что статью «Принудительное лечение» следует предусмотреть в УК РФ4. Мы считаем, что закрепления принудительного лечения в УИК РФ будет вполне достаточно. В перечень оснований для применения принудительного лечения нужно включить заразную форму туберкулеза5. Этой точки зрения придерживается и руководство медицинскогоуправления ФСИН Рос-

сии6.

Необходимо отметить, что порядок обязательного лечения осужденных к лишению свободы в настоящее время нормативно не определен и на практике такое лечение не применяется. Инструкция по организации принудительного амбулаторноголечения от алкоголизма или наркомании осужденных, отбывающих наказания в учреждениях УИС, утвержденная приказом Минюста России от 3 августа 2001 г. № 229, отменена приказом Минюста России от 23 ноября 2006 г. № 340, а взамен ничего не предложено. Что касается ВИЧ-инфицированных осужденных, осужденных, больных открытой формой туберкулезаили не прошедших полного курса лечения венерического заболевания, то порядок их обязательного лечения и ранее не был регламентирован. В разделе X приказа Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17 октября 2005 г. № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу»7 определены только лечебно-профилактические мероприятия в отношении этих заболеваний.

4. Дополнить ст. 101 УИК РФ частью 31 в следующей редакции: «Осужденные к лишению свободы, больные заразной формой туберкулеза или не прошедшие полный курс лечения венерического заболевания, обязаны пройти принудительное лечение, назначенное решением

Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительное право

медицинской комиссии учреждения, исполняющего наказание». Закрепление обязанности таких осужденных пройти принудительное лечение в ст. 11 УИК РФ считаем нецелесообразным, так как эта обязанность в более общем виде уже закреплена в ч. 1 рассматриваемой статьи - «осужденные должны исполнять установленные законодательством РФ обязанности граждан РФ, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены». Возможность принудительного порядка исполнения обязанности пройти курс лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, граждан РФ закреплена в ст. 34 Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан и ст. 10 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ». В отдельных регионах РФ уже отработана практика принудительной госпитализации граждан (не осужденных), больных заразными формами туберкулеза и уклоняющихся от лечения8.

5. Дополнить п. 14 Правил внутреннего распорядка ИУ обязанностью осужденных пройти принудительное лечение, назначенное решением медицинской комиссии.

6. Дополнить п. 9 ст. 14 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правом учреждений, исполняющих наказания, «проводить принудительное лечение осужденных».

7. В ведомственном нормативно-правовом акте, регламентирующемпорядок оказания про-тивотуберкулезнойпомощи лицам, находящимся в местах содержания под стражей и отбывающим наказание в виде лишения свободы в учреждениях ФСИН России, необходимо определить правовой статус лица (права, обязанности, ответственность), проходящего принудительное лечение, назначенное решением медицинской комиссии учреждения УИС, и основания (критерии) окончания такого лечения. В этом же документе рассмотреть возможность принудительного лечения осужденных в колониях-поселениях.

8. Для осужденных, больных заразной формой туберкулеза или не прошедших полного курса лечения венерического заболевания, следует законодательно предусмотреть запрет на условно-досрочное освобождение и замену неотбытой части наказания более мягким видом

наказания до окончания курса принудительного лечения, дополнив ст. 79 и 80 УК РФ соответствующими положениями. Ответственность за уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии, формально предусмотрена в ч. 1 ст. 116 УИК РФ - признание осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Однако на практике эта норма не применяется.

9. Дополнить ст. 18 УИК РФ ч. 4, в которой определить добровольность лечения осужденных, больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. В этой же части заложить стимулирующую норму - «добровольное лечение... учитывается при определении степени исправления осужденных». В связи с исключением Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» этих заболеваний из перечня оснований для применения принудительных мер медицинского характера (ч. 1 ст. 97 УК РФ) считаем, что для недобровольного (обязательного, принудительного) лечения осужденных, больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, отсутствуют правовые основы.

10. Устранить необоснованные правоограниче-ния, предусмотренныеуголовно-исполнительным законодательствомв отношении ВИЧ-инфициро -ванных осужденных, исключив их из перечня лиц, которым не может быть предоставлено передвижение без конвоя или сопровождения за пределами ИУ (ч. 2 ст. 96 УИК РФ) и выезд за пределы ИУ (ч. 3 ст. 97 УИК РФ). Кроме того, ВИЧ-инфицированные осужденные при правопослушном поведении их самих и окружающих опасности для общества не представляют и, следовательно, для их недобровольного(обязательного или принудительного) лечения оснований нет. Более того, такие осужденные сами жизненно заинтересованы в своем лечении, поэтому необходимо исключение ВИЧ-инфицированных осужденных из перечня лиц, подлежащих недобровольному лечению, что автоматически снимет для них и запрет на возможность переводав колонию-поселение (п. «г»

ч. 3 ст. 78 УИК РФ).

Внесение предложенных изменений позволит, по нашему мнению, исключить отдельные противоречия в действующем законодательстве и оптимизировать деятельность медицинского персонала ИУ по охране здоровья осужденных.

1 См.: Об учреждениях и органах, исполняющихуголовные наказания в виде лишения свободы Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1. Ст. 13. Ч. 4 // ВедомостиСъезда народных депутатовРос. Федерации и Верховного Совета Рос. Федерации. 1993. № 33. Ст. 1316.

2 См.: Основы законодательстваРФ по охране здоровья граждан. Ст. 29 // Там же. Ст. 1318.

3 См.: Собрание законодательстваРоссийскойФедерации. 2001. № 26. Ст. 3613.

4 См.: Жарко Н.В. Проблемы совершенствования норм Общей части УК РФ о назначении и применении принудительныхмер медицинскогохарактера // Соответствие законодательстваРФ европейским стандартам в сфере медицинскогообслуживанияв УИС: сб. материалов круглогостола Рязань, 2005. С. 121-127.

5 См.: Преступление и наказание. 2009. № 2. С. 12.

6 Подробнее об этом см.: Павленко А.А. Совершенствование применения недобровольного лечения в отношении осужденных к лишению свободы // Правовые проблемы укрепления российской государственно сти: сб. ст. Ч. 44. Томск, 2009. С. 90-92.

7 См.: Бюллетень нормативныхактов федеральных органов исполнительнойвласти. М., 2005. № 46. С. 48-106.

8 См. Криштопова Т. Принудительнаягоспитализация лиц, страдающих заразными формами туберкулеза// Законность. 2007. № 7. С. 35-36.

Уголовно-исполнительное право

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.