Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ: ОПЫТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ: ОПЫТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
бюджетное выравнивание / блок-грант / деволюция / Великобритания. / budget equalization / block-grant / devolution / UK.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шестак Виктор Анатольевич, Гунько Варвара Юрьевна

В статье рассматриваются особенности организации бюджетного выравнивания в Великобритании. Сбалансированность бюджетной системы страны достигается при помощи вертикального бюджетного выравнивания, предполагающего выделение преимущественно межбюджетных трансфертов из центрального бюджета в бюджеты регионов. Авторы анализируют влияние расширения бюджетных полномочий регионов, переданных им в ходе процесса деволюции, на стабильность межбюджетных отношений и их устойчивость к проявлению внешних факторов и угроз. В работе исследуются основные механизмы и особенности бюджетного выравнивания применительно к каждому региону Великобритании: Уэльсу, Шотландии и Северной Ирландии, а также эффективность бюджетных мер, направленных на преодоление последствий пандемии, на основании статистики из официальных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL BASIS OF BUDGET EQUALIZATION: UK EXPERIENCE

This article underlines the peculiarities of budget equalization in the UK. The balance of the country’s budgetary system is achieved by means of vertical budgetary equalization which involves the allocation of inter-budgetary transfers from the central budget to the regional budgets. Considering the impact of budgetary powers devolution to the regions the authors carry out research on inter-budgetary relations stability and their sustainability to external factors and threats. The article examines the main mechanisms and features of budget equalization in relation to each region of the UK: Wales, Scotland and Northern Ireland as well as the effectiveness of budgetary measures aimed at overcoming the consequences of the pandemic based on statistics from official sources.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ: ОПЫТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ»

ШЕСТАК Виктор Анатольевич,

профессор 25 кафедры (военной администрации, административного и финансового права) Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, доктор юридических наук, e-mail: viktor_shestak@mail.ru

ГУНЬКО Варвара Юрьевна,

студент 2 курса магистратуры факультета международного финансового права

МГИМО МИД России, e-mail: gunko.v.yu@my.mgimo.ru

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ: ОПЫТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации бюджетного выравнивания в Великобритании. Сбалансированность бюджетной системы страны достигается при помощи вертикального бюджетного выравнивания, предполагающего выделение преимущественно межбюджетных трансфертов из центрального бюджета в бюджеты регионов. Авторы анализируют влияние расширения бюджетных полномочий регионов, переданных им в ходе процесса деволюции, на стабильность межбюджетных отношений и их устойчивость к проявлению внешних факторов и угроз. В работе исследуются основные механизмы и особенности бюджетного выравнивания применительно к каждому региону Великобритании: Уэльсу, Шотландии и Северной Ирландии, а также эффективность бюджетных мер, направленных на преодоление последствий пандемии, на основании статистики из официальных источников.

Ключевые слова: бюджетное выравнивание, блок-грант, деволюция, Великобритания.

SHESTAK Viktor Anatolyevich,

Professor of the 25th Department (Military Administration, administrative and financial law) of the Military University of the Prince Alexander Nevsky of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Doctor of Juridical Science, Moscow, Russian Federation

GUNKO Varvara Juryevna,

a second-year master-student of the International Financial Law Faculty of MGIMO University,

THE LEGAL BASIS OF BUDGET EQUALIZATION: UK EXPERIENCE

Annotation. This article underlines the peculiarities of budget equalization in the UK. The balance of the country's budgetary system is achieved by means of vertical budgetary equalization which involves the allocation of inter-budgetary transfers from the central budget to the regional budgets. Considering the impact of budgetary powers devolution to the regions the authors carry out research on inter-budgetary relations stability and their sustainability to external factors and threats. The article examines the main mechanisms and features of budget equalization in relation to each region of the UK: Wales, Scotland and Northern Ireland as well as the effectiveness of budgetary measures aimed at overcoming the consequences of the pandemic based on statistics from official sources.

Key words: budget equalization, block-grant, devolution, UK.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Актуальность выбранной темы объясняется ценностью опыта Великобритании по предоставлению бюджетных трансфертов: она является одним из лучших примеров мировой практики организации вертикального бюджетного выравнивания, особенности которого могут быть полезны при регулировании уровня бюджетной обеспеченности и в иных странах. Стабильность межбюджетных отношений в Великобритании, несмотря на внешнеполитические перемены в связи с выходом страны из Европейского Союза, последствия пандемии корона-вируса, которые привели к непредвиденному увеличению расходов регионов, их бюджетному дефициту и, как следствие, выделению дополнительного финансирования из Центра, делают исследуемую проблему наиболее острой.

Целью работы является выявление особенностей организации бюджетного выравнивания в Великобритании, которые помогают преодолеть кризисные ситуации и стабилизировать межбюджетные отношения.

Задачами исследования являются анализ законодательства, регулирующего бюджетный процесс в Великобритании; выявление особенностей предоставления бюджетных трансфертов каждой автономии и административно-территориальным единицам; рассмотрение статистических данных; заключение относительно предоставления бюджетных трансфертов и способов преодоления ситуаций тяжелого экономического упадка.

Методологическая основа включает в себя статистический метод, системный анализ, синтез, индукция, дедукция, исследование нормативно-правовых актов, учебной литературы по вопросам бюджетного выравнивания и бюджетного процесса в Великобритании, метод классификации и обобщения.

Великобритания - унитарное государство, которое включает следующие регионы: Уэльс, Северную Ирландию, Шотландию, различающиеся в своем административно-правовом статусе и предоставлении финансирования из Казначейства Ее Величества. При этом также выделяют саму Англию, принимающую ежегодно Билль о доходах и Билль о расходах, содержание которых распространяется исключительно на ее территорию (за исключением некоторых общих статей относительно обороны страны и т.д.). Великобритания расположена на более чем 5000 островах. Некоторые из них (остров Мэн, Нормандские острова и др.) являются самоуправляемой зависимой территорией Великобритании: они обладают собственными законодательными собраниями и системой законов, законодательство Великобритании не имеет прямого действия на их территории, действует собственная система

налогообложения, а Великобритания осуществляет лишь представительские функции и функции внешней защиты. Другая группа островов, такие как Британские Виргинские Острова и др., входят в состав Англии, и их финансирование осуществляется централизованно.

Процесс деволюции Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии начался в 1998 г. с принятия акта о Шотландии, Акта об Уэльсе и Акта о Северной Ирландии, которые предусматривали создание Парламента Шотландии, Национальной Ассамблеи Уэльса и Ассамблеи Северной Ирландии. Это не только расширило полномочия регионов, но и увеличило их ответственность: до 1999 г. значительный дисбаланс между расходами и налоговыми доходами в региональные бюджеты покрывался за счет финансирования со стороны Правительства Великобритании.

Объем налоговых полномочий разнится в каждом регионе Великобритании в зависимости от уровня развития экономики, поэтому их передача, хоть и направленная на поддержание баланса, может привести к усилению регионального неравенства. В Англии трудности с согласованием новой системы перераспределения доходов из более богатых районов в более бедные являются одной из причин задержки с внедрением реформ по установлению регионами налоговых ставок налога на деятельности крупного бизнеса. Также отметим, что уровень доходов от некоторых налогов (подоходный налог и гербовый сбор) может быть относительно нестабильным, что затрудняет планирование будущих расходов. Этот риск становится особенно острым, если регионы полагаются на небольшое количество источников доходов.

Доходная часть бюджета регионов практически полностью формируется за счет блок-гранта (рассчитывается по отношению к каждой отдельной территории на основе формулы Барнетта), предусматриваемого в ежегодном бюджете Великобритании. Уэльс и Северная Ирландия уполномочены лишь конкретизировать положения центрального законодательства, в то время как в отношении Северной Ирландии действует остаточный принцип - к ее ведению отнесены все вопросы, кроме тех, которые прямо закреплены за Парламентом Соединенного Королевства [1, Art.1(3) aa]. Выпадающая часть расходов покрывается за счет целевых грантов.

Так, на поддержку регионов в кризисные периоды были выделены целевые гранты: в 2021 г. целевой грант на обустройство городов (City and Growth deals) составил 2,9 млрд., сельскохозяйственный грант (Agriculture funding) - 3,7 млрд., грант на поддержку рыболовства (Fisheries funding) - 57,8 млн., целевой грант исполнитель-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

ной власти Северной Ирландии - 1 млрд. В общей сложности регионы получили 28,1 млрд. фунтов стерлингов дополнительного финансирования с начала пандемии Covid-19 (16,8 млрд. фунтов стерлингов в 2020-21 годах и 11,3 млрд. фунтов стерлингов в 2021-22 годах), помимо ежегодных базовых грантов в размере 60 млрд. фунтов стерлингов на каждый регион.

Шотландия

Бюджетный процесс Шотландии регулируется Актом о публичных финансах и отчетности 2000 г. (Public Finance and Accountability (Scotland) Act), который предусматривает издание ежегодного акта шотландского Парламента, предоставляющего полномочия шотландскому Правительству осуществлять исполнение бюджета. К бюджету также прилагаются детализированные отчеты о финансировании отдельных статей бюджета и о причинах финансирования, об изменениях налоговых ставок и разрядов некоторых налогов, об условиях получения социальных пособий и предложения по введению новых налогов. В течение финансового года Правительством Шотландии производятся две корректировки бюджета (весной и осенью) с учетом изменяющихся условий, что влияет на размер получения финансирования из центра. Взаимодействие властей на двух уровнях зиждется на принципе компенсации (обязанность возместить другому региону или Правительству Великобритании дополнительные расходы, либо получить перевод денежных средств от него, если есть экономия, в связи с принятием того или иного решения), принципе экономической ответственности, принципе расчета блок-гранта по формуле Барнетта и др. [8, Ann.A.]

В Шотландии, как и в других регионах, действует принцип остаточной компетенции - за Парламентом Шотландии сохраняется решение любых вопросов, кроме тех, что прямо закреплены за Парламентом Соединенного Королевства. Так, он самостоятельно утверждает бюджет, в состав расходной части которого входят расходы на министерства Шотландии, на образование и здравоохранение, при этом значительная часть расходов осуществляется за счет средств из Центрального бюджета (около 1/3 расходов финансируется из бюджета Шотландии). Помимо этого, также возможны ежегодные заимствования на сумму до 450 млн. фунтов стерлингов на непредвиденные чрезвычайные расходы. Общая сумма долга не может превышать 3 млрд. фунтов стерлингов. Также в случае профицита бюджета предусмотрена возможность по созданию резерва на сумму до 700 млн. фунтов стерлингов при ежегодном списании на расходы не более 250 млн.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

При этом стоит отметить, что доходными статьями консолидированного фонда Шотландии являются не только национальный налог на имущество для коммерческих целей и местный налог на жилое имущество физических лиц, но и некоторые налоги, доходы от которых полностью были переданы Шотландии как необходимый этап дево-люции с целью стимулирования политики роста налоговой базы в регионе и закрепления финансовой ответственности перед Центром. Такими налогами являются:

• гербовый сбор, земельный налог, налог на утилизацию мусора, право на установление ставок и разрядов подоходного налога;

• сбор с авиапассажиров и агрегатный сбор1 должны быть переданы в будущем. В обоих случаях передача полномочий задерживалась юридическими проблемами, связанными с предоставлением государственной помощи; налоги от нефтегазовой деятельности в Северном море;

• половина поступлений от НДС, собранных в Шотландии, также должна быть передана Правительству Шотландии, но принятие этого изменения было отложено до тех пор, пока Правительства Великобритании и Шотландии не смогут согласовать метод оценки доходов от НДС в Шотландии. Впервые изменения в доходах Шотландии от НДС окажут прямое влияние на размер бюджета Правительства Шотландии;

• Шотландия также получила право устанавливать свои сборы - сбор с кратковременных туристов (Transient Visitor Levy) [9];

• местные налоги и другие сборы и пошлины.

В 2020-2021 гг. доходы от переданных налогов составили 31% всех доходов Шотландии. При вступлении в силу всех налоговых деволюцион-ных мер они составят 41% от всех доходов. Нестабильность объема налоговых поступлений в бюджет Шотландии связана с колебанием доходов от оффшорной нефти и газа, а также кризисными ситуациями. Так, в результате пандемии 2020 г. поступления от налогов снизились более чем на 25%, что привело к необходимости внештатной компенсации потерь при помощи целевых грантов Правительства и блок-грантов [15]. Шотландия несколько раз обращалось в казначейство, в результате чего была выделена значительная помощь для поддержки в борьбе с пандемией на общую сумму в 440 млн. фунтов стерлингов, поло-

1 Налог на коммерческое использование песка, гравия, руды и т.п. Позволяет включать в цену производимой продукции ущерб, нанесенный окружающей среде и жителям, при ее производстве. Environmental taxes, reliefs and schemes for businesses // gov.uk URL: https://www.gov.uk/green-taxes-and-reNefs/aggre-gates-levy (дата обращения: 24.03.2023).

вину которых занимает целевой грант на здравоохранение [16].

Некоторые ученые и практикующие английские юристы считают, что даже с уходом последствий пандемии ситуация вряд ли вернется в свое русло: возрастающие потребности в сфере здравоохранения и социального обеспечения будут требовать увеличения финансирования, что прямо противоречит прогнозам бюджета на 20242025 гг. планового периода, в соответствии с которым размер блок-гранта в течение этого периода останется неизменным [10].

Уэльс

Основу бюджета Уэльса составляет блок-грант, предоставляемый Правительством Великобритании. Сумма блок-гранта определяется в рамках Всеобъемлющего обзора расходов Правительства Великобритании (the UK Government's Comprehensive Spending Review) в соответствии с политикой, изложенной в «Заявлении о политике финансирования» Министерства финансов Ее Величества для автономных администраций. Блок-грант так же, как и в других регионах, рассчитывается по формуле Барнетта (см. рис. 1), однако в фискальной структуре Правительства Уэльса было принято решение использовать в расчётах дополнительные факторы - коэффициент, основанный на потребностях (needs-based factor) [27].

Первоначально блок-грант выплачивается государственному секретарю Уэльса, который удерживает средства, необходимые для финансирования государственного аппарата Уэльса, и переводит остаток Правительству региона. Денежные средства помещаются в Консолидированный фонд Уэльса, и затем Правительство Уэльса должно подготовить свой проект бюджета, в котором будет указаны направления расходования средств. Комитеты Парламента Уэльса затем тщательно изучают и комментируют проект бюджета, прежде чем он будет доработан и утвержден в годовом бюджетном положении. Бюджет может быть изменен с помощью дополнительного бюджетного положения, утвержденного Парламентом Уэльса (Национальной ассамблеей). В Уэльсе ситуация немного иная, нежели чем в Шотландии: Парламент Уэльса осуществляет лишь конкретизирующее, вторичное правовое регулирование: он дополняет требования центрального законодательства с учетом характерных экономических и социальных особенностей региона.

Полная передача внутренних налоговых полномочий произошла в апреле 2015 года согласно Закону Уэльса 2014 года (The Wales Act 2014): региону передали право устанавливать, взимать и администрировать определенные налоги, поступление от которых идет на финансирование более 1/3 всех расходов региона:

• налог на сделки, связанные с земельными участками (замена гербового земельного сбора (Stamp Duty Land Tax));

• налог на утилизацию свалок (замена налога на свалки (landfill tax)), начал взиматься с 1 апреля 2018 года;

• частично передаются полномочия по подоходному налогу. Правительство Уэльса устанавливает свою собственную ставку подоходного налога в Уэльсе для каждого разряда;

• муниципальный налог (council tax);

• местные налоги и другие сборы и пошлины;

В 2020-21 году доход от переданных налоговых полномочий составил 20% всего дохода Уэльса. Соответственно, блок-грант из центрального бюджета составляет 80% всего бюджета Уэльса.

Закон также расширил полномочия Правительства Уэльса по заимствованию средств на основании принципов, установленных в Пруденциальном кодексе. Уэльсу предоставлена возможность занимать средства у Правительства Великобритании с целью покрытия временного дефицита Консолидированного фонда и капитальных расходов. Займ на покрытие капитальных расходов ограничен 1 миллиардом фунтов стерлингов, но госсекретарь может увеличить эту сумму (но не уменьшать ее) по своему усмотрению. Заимствования на иные расходы ограничены лимитом в 500 млн. фунтов стерлингов. Сумма займа должна быть возвращена Государственному секретарю. Любые проценты по таким суммам также должны выплачиваться Государственному секретарю на условиях, определяемых Казначейством.

Отметим на примере, что изменения в социально-экономическом положении региона вызывают необходимость выделения целевых грантов из центрального бюджета, а также корректирование показателей формулы Барнетта при составлении биллей о бюджете на очередной финансовый год. В 2020 г. Правительство Уэльса получило помощь в размере 270 млн. фунтов стерлингов, направленную на борьбу с пандемией Covid-19. Однако последствия от пандемии еще не прошли, и на 2022-23 финансовый год Центральное Правительство утвердило самый большой блок-грант Уэльсу с начала процесса деволюции. Он на 2,9 млрд. больше прошлогоднего, который составлял 15,9 млрд. В структуру гранта помимо прямых инвестиций в социально значимые проекты входят 0,9 миллиарда фунтов стерлингов для фермеров и землеустроителей и 6,2 миллиона фунтов стерлингов на поддержку рыболовства, 2,6 миллиарда фунтов стерлингов, направленные на помощь людям в трудоустройстве и поддержку

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

бизнеса [17]. Правительство также подтвердило выделение дополнительных 425 миллионов фунтов стерлингов. В совокупности это финансирование дает Правительству Уэльса достаточную финансовую определенность для планирования ежегодных расходов и обеспечения дополнительных будущих инвестиций в такие области, как здравоохранение, социальное обеспечение и образование.

Северная Ирландия

Доходы от делегированных налоговых полномочий в Северной Ирландии составляют не такую большую часть общих доходов по сравнению с подобной ситуацией в других регионах, однако ожидается, что процесс передачи полномочий продолжится и налоговые доходы, формирующие местный бюджет, возрастут. В связи с последствиями пандемии Covid-19 Центральное Правительство утвердило блок-грант Северной Ирландии на 2022-23 финансовый год в размере 15 млрд. фунтов стерлингов - самая большая сумма за последние 20 лет, также было выделено дополнительно 2 млрд. фунтов стерлингов. На поддержку фермеров регион получил целевой грант в размере 316 млн. фунтов стерлингов, на поддержание рыболовства - 3,1 млн. фунтов стерлингов.

Особо стоит отметить практику обмена бюджетными средствами в случае бюджетного профицита, что нехарактерно для Уэльса и Шотландии. Она предусматривает передачу неизрасходованных денежных средств в центральный бюджет (а не в резервный фонд) с последующим увеличением блок-гранта на очередной финансовый год на равнозначную сумму.

Определение уровня доступных доходов и направлений их инвестирования, является полномочием исполнительной власти Северной Ирландии и самих местных советов. С начала 2014 происходит постепенная передача все больших налоговых полномочий, доходы от которых, как ожидается, к 2026 г. достигнут показателя 20% совокупных доходов. Пока что они составляют 12%:

• сбор с пассажиров на авиаперевозки на дальние расстояния;

• определения налоговых ставок по налогу на прибыль организаций (corporate tax);

• местные налоги и другие сборы и пошлины.

Особо стоит отметить возможность привлечения средств посредством займов. Исполнительные министры Северной Ирландии могут занимать средства как для финансирования капитальных затрат, так и для определенного круга целей, не связанных с капитальными затратами. Заимствования, как и другие расходы в пределах Лими-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

тов расходов департамента или Ежегодных управляемых расходов, влияют на финансовое положение Великобритании и, следовательно, подлежат регулированию целым рядом законодательных и административных мер контроля.

Так, Закон о Северной Ирландии (The Northern Ireland (Loans) Act 1975) позволяет исполнительной власти Северной Ирландии занимать на капитальные цели в общем до 3 млрд. фунтов стерлингов. Заимствование капитала осуществляется Государственным секретарем Северной Ирландии от имени Исполнительной власти Северной Ирландии из Национального кредитного фонда. Годовые лимиты по займам определяются Казначейством Ее Величества. Годовой лимит обычно устанавливается на уровне 200 млн. фунтов стерлингов, но в ряде случаев он увеличивался (для определенных целей и конкретных периодов).

Закон о Северной Ирландии 1998 года позволяет министрам исполнительной власти Северной Ирландии занимать из Национального фонда займов средства на иные цели, помимо капитальных затрат, в размере в общем не более 250 млн. фунтов стерлингов. Цель кредита состоит в том, чтобы предоставить кредиторам Северной Ирландии возможность занимать средства на короткий срок в обстоятельствах, когда необходимо сохранить рабочие места или покрыть дефицит Консолидированного фонда Северной Ирландии.

Таким образом, система бюджетного выравнивания Великобритании показала себя достаточно жизнеспособной с учетом особенностей развития каждой из автономий: процесс деволю-ции регионов предоставляет бОльшую автономию в определении приоритетов расходования бюджетных средств и поиске новых источников пополнения бюджета регионов. Формула Барнетта наряду с целевыми и нецелевыми грантами способствует выравниванию доходов для защиты от временных в том числе и непредвиденных потрясений. Регионам в разных объемах также предоставлена возможность осуществлять заимствования для финансирования расходов для покрытия дефицита бюджета, а также пользоваться резервными средствами. Деволюция предусматривает и повышенную ответственность регионов, поскольку они самостоятельно несут риски от самофинансирования значительной части своих расходов, располагая при этом полномочиями по непосредственному изменению налоговых ставок и введению новых налогов.

Список литературы:

[1] Provisional collection of taxes act 1968 // parliament.uk URL: https://api.parliament.uk/histor-

ic-hansard/commons/1968/jan/19/provisional-collec-tion-of-taxes-bill (дата обращения: 20.03.2023).

[2] Scotland Act 1998 // worldofstuart URL: http://worldofstuart.excellentcontent.com/repository/ ScotlandAct1998.pdf (дата обращения: 20.03.2023).

[3] Scotland Act 2016 // parliament.uk URL: https://bills.parliament.uk/bills/1571 (дата обращения: 20.03.2023).

[4] The Wales Act 2014 // legislation.gov.uk URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2014/29/ contents/enacted (дата обращения: 20.03.2023).

[5] The Appropriation Bill 2021-2022 // legisla-tion.gov.uk URL: https://www.legislation.gov.uk/ ukpga/1982/30 (дата обращения: 06.02.2023).

[6] Wales Act 2014 // law.gov.wales URL: https:// law.gov.wales/constitution-and-government/constitu-tion-and-devolution/wales-act-2014 (дата обращения: 20.03.2023).

[7] Government of Wales Act 2006 // law.gov. wales URL: https://law.gov.wales/constitu-tion-and-government/constitution-and-devolution/ government-wales-act-2006 (дата обращения: 20.03.2023).

[8] The agreement between the Scottish Government and the United Kingdom Government on the Scottish Government's fiscal framework 2016 // legis-lation.gov.uk URL: https://assets.publishing.service. gov.uk/government/uploads/system/uploads/attach-ment_data/file/503481/fiscal_framework_agree-ment_25_feb_16_2.pdf (дата обращения: 05.02.2023).

[9] HM Treasury: Statement of Funding Policy. Funding the Scottish Government, Welsh Government and Northern Ireland Executive // assets.pub-lishing.service.gov.uk URL: https://assets.publishing. service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/1030043/Statement_of_Fund-ing_Policy_2021_-_FINAL.pdf (дата обращения: 15.03.2023).

[10] Scotland's Budget Report 2021 // frasero-fallander.org URL: https://fraserofallander.org/publi-cations/scotlands-budget-report-2021/ (дата обращения: 10.03.2023).

[11] Scottish-budget-guide // fraserofallander. org URL: https://fraserofallander.org/scottish-budget-guide/ (дата обращения: 25.02.2023).

[12] Essentials of the Fiscal_Framework David Eiser.pdf // archive2021.parliament.scot URL: https:// archive2021.parliament.scot/S5_Finance/Essen-tials_of_the_Fiscal_Framework_David_Eiser.pdf (дата обращения: 25.03.2023).

[13] Environmental taxes, reliefs and schemes for businesses // gov.uk URL: https://www.gov.uk/ green-taxes-and-reliefs/aggregates-levy (дата обращения: 24.03.2023).

[14] Tax and devolution // instituteforgovern-ment.org.uk URL: https://www.instituteforgovern-

ment.org.uk/explainers/tax-and-devolution (дата обращения: 15.03.2023).

[15] Institute for government analysis of tax policy announcements by the UK, Scottish and Welsh governments 2020 // instituteforgovernment.org.uk URL: https://www.instituteforgovernment.org.uk/ explainers/tax-and-devolution (дата обращения: 28.03.2023).

[16] UK-Scotland-Scotland-Politics // bbc.com URL: https://www.bbc.com/news/uk-scotland-scot-land-politics-59721197 (дата обращения: 01.03.2023).

[17] Chancellor delivers largest budget for Wales since the start of devolution // peterfox.uk URL: https://www.peterfox.uk/news/chancellor-deliv-ers-largest-budget-wales-start-devolution

[18] Research Briefing Budget Series 1: Funding Welsh devolution // senedd.wales URL: https:// senedd.wales/media/szlbouas/16-054-web-english. pdf (дата обращения: 10.03.2023).

[19] Scotland, Wales and Northern Ireland // obr.uk URL: https://obr.uk/topics/scotland-wales-and-northern-ireland/ (дата обращения: 10.02.2023).

[20] Grant to Northern Ireland Government, and Northern Ireland Office funding // parliament.uk URL: https://www.parliament.uk/globalassets/documents/ commons/Scrutiny/N-Ireland-supp-1819.pdf (дата обращения: 09.02.2023).

[21] Grant to Welsh Government, and Wales Office funding // parliament.uk URL: https://www.par-liament.uk/globalassets/documents/Scrutiny-Unit/ Main_est_Wales_18_19_webpagev.pdf (дата обращения: 08.02.2023).

[22] Gov.UK: Block Grant Transparency: December 2021 // gov.uk URL: https://www.gov.uk/ government/publications/block-grant-transparen-cy-december-2021 (дата обращения: 07.02.2023).

[23] HM Treasury Budget 2021 protecting the jobs and livelihoods of the british people // gov.uk URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/gov-ernment/uploads/system/uploads/attachment_data/ file/966869/Budget_2021_Print.pdf (дата обращения: 20.02.2023).

[24] Scottish budget 2022-2023 // scot URL: https://spice-spotlight.scot/2021/12/10/budget-2022-23-mind-the-block-grant-adjustment-gap/(дата обращения: 15.02.2023).

[25] Northern Ireland Assembly: Executive Budget 2021-2022 // gov.u URL: https://assets.pub-lishing.service.gov.uk/government/uploads/system/ uploads/attachment_data/file/1030043/Statement_ of_Funding_Policy_2021_-_FINAL.pdf (дата обращения: 01.02.2023).

[26] HM Treasury Block Grant Transparency June 2021 publication // gov.u URL: https://assets. publishing.service.gov.uk/government/uploads/sys-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

tem/uploads/attachment_data/file/995939/Block_ Grant_Transparency_2021_Explanatory_Note_.pdf (дата обращения: 01.02.2023).

[27] The agreement between the Welsh Government and the United Kingdom Government on the Welsh Government's fiscal framework 2016 // legisla-tion.gov.uk URL: https://assets.publishing.service. gov.uk/media/5a7f48aee5274a2e87db4ea4/Wales_ Fiscal_Framework_Agreement_Dec_2016_2. pdf(дата обращения: 05.02.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Spisok literatury:

[1] Provisional collection of taxes act 1968 // parliament.uk URL: https://api.parliament.uk/histor-ic-hansard/commons/1968/jan/19/provisional-collec-tion-of-taxes-bill (data obrashcheniya: 20.03.2023).

[2] Scotland Act 1998 // worldofstuart URL: http://worldofstuart.excellentcontent.com/repository/ ScotlandAct1998.pdf (data obrashcheniya: 20.03.2023).

[3] Scotland Act 2016 // parliament.uk URL: https://bills.parliament.uk/bills/1571 (data obrashcheniya: 20.03.2023).

[4] The Wales Act 2014 // legislation.gov.uk URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2014/29/ contents/enacted (data obrashcheniya: 20.03.2023).

[5] The Appropriation Bill 2021-2022 // legisla-tion.gov.uk URL: https://www.legislation.gov.uk/ ukpga/1982/30 (data obrashcheniya: 06.02.2023).

[6] Wales Act 2014 // law.gov.wales URL: https:// law.gov.wales/constitution-and-government/constitu-tion-and-devolution/wales-act-2014 (data obrashcheniya: 20.03.2023).

[7] Government of Wales Act 2006 // law.gov. wales URL: https://law.gov.wales/constitu-tion-and-government/constitution-and-devolution/ government-wales-act-2006 (data obrashcheniya: 20.03.2023).

[8] The agreement between the Scottish Government and the United Kingdom Government on the Scottish Government's fiscal framework 2016 // legis-lation.gov.uk URL: https://assets.publishing.service. gov.uk/government/uploads/system/uploads/attach-ment_data/file/503481/fiscal_framework_agree-ment_25_feb_16_2.pdf (data obrashcheniya: 05.02.2023).

[9] HM Treasury: Statement of Funding Policy. Funding the Scottish Government, Welsh Government and Northern Ireland Executive // assets.pub-lishing.service.gov.uk URL: https://assets.publishing. service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/1030043/Statement_of_Fund-ing_Policy_2021_-_FINAL.pdf (data obrashcheniya: 15.03.2023).

[10] Scotland's Budget Report 2021 // frasero-fallander.org URL: https://fraserofallander.org/publi-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

cations/scotlands-budget-report-2021/ (data obrashcheniya: 10.03.2023).

[11] Scottish-budget-guide // fraserofallander. org URL: https://fraserofallander.org/scottish-budget-guide/ (data obrashcheniya: 25.02.2023).

[12] Essentials of the Fiscal_Framework David Eiser.pdf // archive2021.parliament.scot URL: https:// archive2021.parliament.scot/S5_Finance/Essen-tials_of_the_Fiscal_Framework_David_Eiser.pdf (data obrashcheniya: 25.03.2023).

[13] Environmental taxes, reliefs and schemes for businesses // gov.uk URL: https://www.gov.uk/ green-taxes-and-reliefs/aggregates-levy (data obrashcheniya: 24.03.2023).

[14] Tax and devolution // instituteforgovern-ment.org.uk URL: https://www.instituteforgovern-ment.org.uk/explainers/tax-and-devolution (data obrashcheniya: 15.03.2023).

[15] Institute for government analysis of tax policy announcements by the UK, Scottish and Welsh governments 2020 // instituteforgovernment.org.uk URL: https://www.instituteforgovernment.org.uk/ explainers/tax-and-devolution (data obrashcheniya: 28.03.2023).

[16] UK-Scotland-Scotland-Politics // bbc.com URL: https://www.bbc.com/news/uk-scotland-scot-land-politics-59721197 (data obrashcheniya: 01.03.2023).

[17] Chancellor delivers largest budget for Wales since the start of devolution // peterfox.uk URL: https://www.peterfox.uk/news/chancellor-deliv-ers-largest-budget-wales-start-devolution

[18] Research Briefing Budget Series 1: Funding Welsh devolution // senedd.wales URL: https:// senedd.wales/media/szlbouas/16-054-web-english. pdf (data obrashcheniya: 10.03.2023).

[19] Scotland, Wales and Northern Ireland // obr.uk URL: https://obr.uk/topics/scotland-wales-and-northern-ireland/ (data obrashcheniya: 10.02.2023).

[20] Grant to Northern Ireland Government, and Northern Ireland Office funding // parliament.uk URL: https://www.parliament.uk/globalassets/documents/ commons/Scrutiny/N-Ireland-supp-1819.pdf (data obrashcheniya: 09.02.2023).

[21] Grant to Welsh Government, and Wales Office funding // parliament.uk URL: https://www.par-liament.uk/globalassets/documents/Scrutiny-Unit/ Main_est_Wales_18_19_webpagev.pdf (data obrashcheniya: 08.02.2023).

[22] Gov.UK: Block Grant Transparency: December 2021 // gov.uk URL: https://www.gov.uk/ government/publications/block-grant-transparen-cy-december-2021 (data obrashcheniya: 07.02.2023).

[23] HM Treasury Budget 2021 protecting the jobs and livelihoods of the british people // gov.uk URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/gov-

ernment/uploads/system/uploads/attachment_data/ file/966869/Budget_2021_Print.pdf (data obrash-cheniya: 20.02.2023).

[24] Scottish budget 2022-2023 // scot URL: https://spice-spotlight.scot/2021/12/10/budget-2022-23-mind-the-block-grant-adjustment-gap/(data obrashcheniya: 15.02.2023).

[25] Northern Ireland Assembly: Executive Budget 2021-2022 // gov.u URL: https://assets.pub-lishing.service.gov.uk/government/uploads/system/ uploads/attachment_data/file/1030043/Statement_ of_Funding_Policy_2021_-_FINAL.pdf (data obrashcheniya: 01.02.2023).

[26] HM Treasury Block Grant Transparency June 2021 publication // gov.u URL: https://assets. publishing.service.gov.uk/government/uploads/sys-tem/uploads/attachment_data/file/995939/Block_ Grant_Transparency_2021_Explanatory_Note_.pdf (data obrashcheniya: 01.02.2023).

[27] The agreement between the Welsh Government and the United Kingdom Government on the Welsh Government's fiscal framework 2016 // legisla-tion.gov.uk URL: https://assets.publishing.service. gov.uk/media/5a7f48aee5274a2e87db4ea4/Wales_ Fiscal_Framework_Agreement_Dec_2016_2.pdf(-data obrashcheniya: 05.02.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.