Научная статья на тему 'Правовые основы борьбы с загрязнением морей балластными водами'

Правовые основы борьбы с загрязнением морей балластными водами Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY-ND
401
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛАСТНЫЕ ВОДЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН О СОХРАНЕНИИ ЭКОЛОГИИ АКВАТОРИЙ МОРЕЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Водяницкая Светлана Юрьевна, Арутюнов Ю. И., Лях О. В.

Изучена динамика развития законодательства стран о сохранении экологии акваторий морей и рассмотрение современных требований к порядку смены и обработки балластных вод. В работе приводятся выдержки из национальных, региональных и международных правил, регламентирующих действия капитанов судов по ликвидации отходов и смене балластных вод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Водяницкая Светлана Юрьевна, Арутюнов Ю. И., Лях О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal basis for the control of sea contamination with ballast waters

The aim of this paper is to study the dynamics of development of state legislative norms pertaining to preservation of sea aquatorium ecology, as well as to consider modern requirements imposed on the order of ballast water exchange and processing. This work includes abstracts from national, regional and international rules regulating actions to be performed by ship captain in the process of wastes elimination and ballast water exchange.

Текст научной работы на тему «Правовые основы борьбы с загрязнением морей балластными водами»

ДЕКАБРЬ №12 (237) ЗНифО

7

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ МОРЕЙ БАЛЛАСТНЫМИ ВОДАМИ

С.Ю. Водяницкая1, Ю.И. Арутюнов1, О.В. Лях2 LEGAL BASIS FOR THE CONTROL OF SEA CONTAMINATION WITH BALLAST WATERS

S.Yu. Vodyanitskaya, Yu.I. Arutyunov, O.V. Lyakh 'ФКУЗ «Ростовский-на-Дону противочумный институт» Роспотребнадзора, г. Ростов-на-Дону; ^Управление Роспотребнадзора по Ростовской области

Изучена динамика развития законодательства стран о сохранении экологии акваторий морей и рассмотрение современных требований к порядку смены и обработки балластных вод. В работе приводятся выдержки из национальных, региональных и международных правил, регламентирующих действия капитанов судов по ликвидации отходов и смене балластных вод. Ключевые слова: балластные воды, законодательства стран о сохранении экологии акваторий морей. The aim of this paper is to study the dynamics of development of state legislative norms pertaining to preservation of sea aquatorium ecology, as well as to consider modern requirements imposed on the order of ballast water exchange and processing. This work includes abstracts from national, regional and international rules regulating actions to be performed by ship captain in the process of wastes elimination and ballast water exchange.

Keywords: ballast water, legislation of the countries on the conservation ecology of marine waters.

Одна из актуальных проблем антропогенного воздействия на экологию водных экосистем — перенос и сброс судами в акваторию морей балластных вод (БВ). Ряд экологических катастроф, которые привели к крупным экономическим ущербам, связаны с переносом БВ видов-вселенцев. Загрязнение акватории порта нефтепродуктами, твёрдыми отбросами и сточными водами судов требует более пристального внимания к проблеме экологии моря. Растущий суммарный тоннаж мирового гражданского флота, переносящий ежегодно до 10 млрд тонн водяного балласта, в котором обитает более 7 тыс. видов морских животных и растений, заставляет обратить внимание на проблему, связанную с БВ. Общий объем отходов с судов, заходящих в порты Чёрного моря, можно приравнять к объему отходов города с населением 250 тыс. человек [1].

Задача настоящей работы — изучение динамики развития законодательства по сохранению экологии акваторий морей и рассмотрение современных требований к порядку смены и обработки БВ.

Хронология введения в некоторых странах национальных правил по смене БВ.

1989 г. — Канада ввела стандарты по смене БВ перед входом в Великие озёра и р. Св. Лаврентия; в СССР введены в действие правила обязательной смены балласта в водах Чёрного моря при следовании в порт Одесса и запрещение сброса БВ в портах Николаев и Херсон.

1990 г. — США приняли закон о предотвращении ущерба, вызванного водными организмами неместного происхождения. Введены обязательные требования по смене балласта в открытом океане для судов, следующих в Великие озёра и вверх по р. Гудзон; создана комиссия по оценке ущерба от водных организмов — вселенцев.

1992 г. — Австралия установила правила обязательных донесений по выполнению требований обработки балласта.

1994 г. — Израиль выдвинул условия, согласно которым суда, производящие операции по смене БВ вблизи его берегов и в портах, должны перед этим произвести смену балласта в открытом океане вне пределов Средиземного или Красного морей. Для судов, плавающих под флагом России, введено «Наставление по предотвращению загрязнения моря с судов».

1995 г. — в Чили введено правило по смене балласта для судов, заходящих в чилийские порты.

1996 г. — нефтяные танкеры, вывозящие экспортную нефть из портов Аляски за пределы США, обязаны производить сме-

ну балласта в открытом океане на обратном балластном переходе; Конгресс США принял Национальный акт о вредных организмах, в связи с чем был введён режим обязательной смены балласта — закон №8А-96. По данному закону в предоставляемом Береговой охране документе должны содержаться точные географические координаты и описание проведенной операции с балластом. Разработана методика проведения анализа БВ, позволяющего идентифицировать место взятия балласта (прибрежная зона или открытый океан).

1997 г. — в РФ введены «Правила регистрации операций с нефтью, нефтепродуктами и другими веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря».

1998 г. — Новая Зеландия обязала все суда, сбрасывающие балласт в её территориальных водах, производить смену БВ в открытом океане.

1999 г. — Вступление в силу временных требований, введённых Береговой Охраной США на основании закона №8А-96. Требования, относящиеся к экосистеме Великих озёр, распространяются на все воды США и включают составление донесений о смене балласта. Принята Директива президента Клинтона № 13112 «О видах — вселенцах». Украина установила правила смены балласта в водах Чёрного моря при следовании в порты Украины, запрещение сброса БВ в портах Николаев и Херсон.

2000 г. — в Калифорнии вступил в силу закон в отношении БВ. В штате Вашингтон вступил в силу закон о балластной воде, в соответствии с которым все суда обязаны производить смену балласта не ближе 50 миль от берега.

2001 г. — в Калифорнии введено дополнение, по которому, в частности, с каждого судна взимается «балластный сбор» 400$ США за каждый рейс. В Австралии введено документирование всех операций с БВ и удаление осадков из балластных танков. Сброс балласта можно производить только по письменному разрешению карантинной службы [3; 4].

Вопросы о предотвращении загрязнения вод Мирового океана начали подниматься в 60-е гг. прошлого века в рамках Международной морской организации (ИМО) при ООН. По инициативе ИМО были приняты конвенции об открытом море, территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, рыболовстве и охране живых ресурсов моря. На международных конференциях совершенствовались правовые основы охраны морской среды от загрязнения, что нашло отражение в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов (МАРПОЛ-73/78). Конвенция послужила стимулом для реализации путей технического решения индикации и ранжи-

0

ЗНиСО ДЕКАБРЬ №12 (237)

рования источников загрязнения, разработки и внедрения установок и систем очистки и обеззараживания сточных вод на судах (УООСВ).

В 1991 г. разработано «Руководство по предотвращению внесения опасных и патогенных водных организмов в результате сброса с судов водяного балласта и осадков». Резолюция 50. В 1992 г. документ был дополнен резолюцией А 774. В 1997 г. Ассамблея ИМО приняла резолюцию А 868 «Руководство по контролю водяного балласта судов и управления ими для сведения к минимуму переноса вредных водных и патогенных микроорганизмов», установив механизм замены БВ в море и процедуры контроля их движения [4; 3].

До 2004 г. отсутствовали строгие международные правила контроля за переносом БВ и внесением вредных и патогенных организмов в акваторию морей. В феврале 2004 г. ИМО провела Международную конференцию по управлению балластными водами судов, где была одобрена Конвенция «О контроле судовых балластных вод и осадков и управления ими». Новая Конвенция (BW Convention, 2004) дополняет существующую Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов (1973), изменённую протоколом в 1978 г. (МАРПОЛ 73/78). Конвенция вступит в силу через 12 месяцев с того момента, как её признают не менее 30 стран, общая валовая вместимость торговых судов которых составляет не менее 35 % валовой вместимости судов мирового торгового флота.

Правилами D-1 и D-2 Конвенции определены следующие стандарты замены БВ судов:

Правило D-1. Суда, производящие балластировку, выполняют ее с эффективностью замены (95 % от объёма). Прокачка трёхкратного объёма каждого танка БВ считается равноценной указанному стандарту.

Правило D-2. Суда, осуществляющие управление БВ, имеют право сбрасывать на 1 м3 менее 10 жизнеспособных организмов размерами более 50 мкм и на 1 мл менее 10 жизнеспособных организмов размерами 10—50 мкм. Данное правило будет рассматриваться перед вступлением в силу Конвенции с целью анализа достаточности и доступности имеющихся к тому времени технологий обработки судовых БВ.

Для выполнения требуемых стандартов правилом D-2 суда, по возможности, производят смену БВ на расстоянии не менее 200 морских миль от ближайшего берега и глубине — не менее 200 м. При невозможности выполнения указанных требований замена должна быть произведена настолько далеко от берега, как только возможно, но не менее 50 морских миль от ближайшего берега при глубине не менее 200 м. Если установленные расстояния от ближайшего берега или глубина не могут быть соблюдены, государство порта назначает районы для замены балласта.

Согласно статье 5 Конвенции, каждая сторона обязуется обеспечить порты и терминалы, где производится очистка или ремонт балластных танков, достаточными приёмными сооружениями для осадков. Все суда, попадающие под действие Конвенции, должны иметь планы управления БВ и журналы операций с ними. В обязанности специалиста порта

государства входит осуществление проверок судов —р на соответствие требованиям Конвенции. ^

В данной статье представлен далеко не полный перечень национальных и международных доку- з= ментов по экологии морей. Важность вопроса под- 1— тверждается тем, что впервые в Международные медико-санитарные правила (ММСП, 2005) ^ включён раздел надзора за условиями сброса БВ. Статья 22, пункт F ММСП (2005) регламентирует ^ необходимость действия санитарной службы по ^^ контролю за БВ. сэ

Проблема загрязнения Чёрного и Азовского морей является не только национальной, но и международной. Регламентирующие документы для морей совместного водопользования при- г^ граничных государств должны разрабатываться в единой концепции. Э

Так, Украина приступила к разработке новых ^ Санитарных правил охраны прибрежных вод морей. В настоящее время в Украине действуют — следующие нормативные документы по предотвращению загрязнения моря [2]: ^^

— Государственные санитарные правила и = нормы сброса с судов сточных, нефтесодержа- ^ щих, балластных вод и мусора. Приложение IV к Конвенции МАРПОЛ 73/78, пункты а, в, с;

— Государственные санитарные правила для морских судов Украины;

— «Санитарные правила и нормы охраны прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения» СанПиН 4631—88;

— Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения;

— Правила охраны внутренних морских вод и территориального моря Украины от загрязнения и замусоривания, утверждённые Постановлением Кабинета Министров Украины.

В РФ в 2010 г. утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения», по которым зона санитарной охраны района водопользования ограничена в сторону моря границами территориальных морских вод (22 км, 12 морских миль) [5]. Акватория морского порта Новороссийск как реципиент БВ судов (более 37 млн т/год), является местом высокого риска биологических инвазий, поэтому для минимизации негативных последствий и региональному сотрудничеству стран Азово-Черноморского бассейна администрацией порта (в соответствии с Конвенцией 2004 г.) принят «План контроля и управления балластными водами судов в порту Новороссийск».

Особого внимания требуют операции с БВ в портах Таганрог и Азов. Особенность Азовского моря заключается в его транзитности для части судов при следовании через Волго-Донской канал в центральные регионы страны и Каспийское море. В порту Таганрог в 1998 г. принято «Обязательное постановление по Таганрогскому морскому торговому порту», в соответствии с которым суда обязаны производить смену балласта в Чёрном и Азовском морях, если ими был принят балласт в портах Азии и Африки. Аналогичный документ издан по Азовскому морскому порту, по которому

ДЕКАБРЬ №12 (237) ЗНифО

9

суда, приходящие в порт с моря, должны производить полную смену балласта в Азовском море до подхода к приёмному бую. При заходе судна в порт Ростова-на-Дону из Азовского моря «морской» балласт должен быть заменён на «речной» до 14 км р. Дон. О всех проведенных операциях необходимо предоставлять выписку из судового журнала в соответствующие санитарно-карантинные отделы или в Воднадзор Госкомэкологии Ростовской области.

Таким образом, обеспокоенность государств вопросами благополучия акваторий, входящих в юрисдикцию каждой страны, привела к разработке национальных, региональных и международных правил, регламентирующих действия капитанов судов по ликвидации отходов и смене БВ. Международные конвенции и национальные правила направлены на предупреждение и устранение существующего загрязнения морской среды, несоблюдение которых может привести к нарушению экологии водных экосистем и гидросферы в целом, переносу возбудителей и возникновению инфекционных и паразитарных болезней человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голубятников Н.И., Болдескул И.П., Зуб С.А. Санитарная охрана территории Украины. Современные особенности //Международ. мед.-сан. правила и реализация глобальной стратегии борьбы с инф.

2.

бол. в гос. — участн. СНГ: Матер. VIII Межгос. науч.-практ. конф. гос. — участн. СНГ. Саратов, 2007. С. 29—31.

Голубятников Н.И., Болдескул И.П. Совершенствование эпидемиологического надзора и контроля за чрезвычайными ситуациями международного значения в Украине в свете принятия Международных медико-санитарных правил //Современ. технол. в реализац. глобальной стратегии борьбы с инф. бол. на территории госуд. — участ. СНГ: Матер. IX Межгос. науч.-практ. конф. Волгоград, 2008. С. 189—191.

Меланин В. Мировой океан спасёт конвенция / В. Меланин //Морские вести России. 2009. № 8—9.

Сагайдак А.И. Проблема водяного балласта и пути её решения //Первый науч.-практ. семинар по пробл. управления судовыми балласт. водами. Одесса, 2003. С. 1—35.

Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения: СанПиН 2.1.5.2582—10. Роспотребнадзор. М.: ФЦГиЭ Роспотребнадзора, 2010 11 с.

Контактная информация:

Водяницкая Светлана Юрьевна, тел.: 8 (863) 240-91-24

4.

5.

Contact information:

\bdyanitskaya 8уейапа, рИопе: 8 (863) 240-91-24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.