Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАКОПЛЕННЫЙ ВРЕД ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ / НАКОПЛЕННЫЕ ОТХОДЫ / НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СУБСИДИЯ / ПРИРОДООХРАННЫЕ ПРОЕКТЫ / ACCUMULATED ENVIRONMENTAL DAMAGE / POLLUTION / THE ACCUMULATED WASTE / NEGATIVE IMPACT / SUBSIDY / ENVIRONMENTAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гафаров Наиль Рустамович

Статья посвящена проблемам правового регулирования накопленного экологического вреда и функционирования механизма возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате прошлой хозяйственной деятельности. Рассмотрены условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на поддержку региональных проектов в области ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL GROUNDS AND CONDITIONS OF FINANCING OF MEASURES TO ELIMINATE ACCUMULATED HARM TO THE ENVIRONMENT

The article is devoted to the problems of legal regulation of accumulated environmental harm and the functioning of the mechanism for compensation for harm caused to the environment as a result of past economic activities. The conditions of granting subsidies from the federal budget to the budgets of the constituent entities of the Russian Federation to support regional projects in the field of eliminating accumulated environmental damage are considered.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ»

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ЛИКВИДАЦИИ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

ГАФАРОВ Наиль Рустамович,

аспирант кафедры финансового и экологического права

Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа). E-mail: naillian@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена проблемам правового регулирования накопленного экологического вреда и функционирования механизма возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате прошлой хозяйственной деятельности. Рассмотрены условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на поддержку региональных проектов в области ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Abstract: The article is devoted to the problems of legal regulation of accumulated environmental harm and the functioning of the mechanism for compensation for harm caused to the environment as a result of past economic activities. The conditions of granting subsidies from the federal budget to the budgets of the constituent entities of the Russian Federation to support regional projects in the field of eliminating accumulated environmental damage are considered.

Ключевые слова: Накопленный вред окружающей среде, загрязнение, накопленные отходы, негативное воздействие, субсидия, природоохранные проекты.

Keywords: Accumulated environmental damage, pollution, the accumulated waste, negative impact, subsidy, environmental

projects.

На современном этапе развития общества все более актуальным становится вопрос обеспечения и защиты провозглашенного ст. 42 Конституции Российской Федерации права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду. Благоприятная окружающая среда является универсальным критерием экологической составляющей достойной жизни человека [1]. Поэтому конституционное признание права на благоприятную окружающую среду предполагает и определение правовых средств, с помощью которых государство будет гарантировать реализацию и защиту названного права.

Несмотря на то, что одной из целей государства, реализующих право каждого на благоприятную окружающую среду, является осуществление деятельности по охране окружающей среды, обеспечению рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности человека, общества, государства, ежедневно мы сталкиваемся с негативными последствиями накопленного экологического вреда. Его проявления не дислоцируются в одном месте. Происходит постоянное распространение загрязнения, которое выражается в происходящих химических реакциях объектов-загрязнителей: попадание в почву, грунтовые воды, атмосферный воздух, и вот оказывается, что место хранения загрязняющего вещества - агента уже не единственное подвергшееся загрязнению [2].

Одним из необходимых условий обеспечения государством права человека на благоприятную окружающую среду является ликвидация накопленного вреда окружающей среде.

Обострение проблемы прошлых загрязнений окружающей среды в нашей стране, обусловленное длительным периодом отсутствия ее эффективного решения, дало толчок развитию правового регулирования накопленного вреда окружающей среде, которое отражено в федераль-

ном законе об охране окружающей среды [3]. Данным законом определены понятия «накопленный вред окружающей среде» и «объекты накопленного вреда окружающей среде», права и обязанности участников отношений, складывающихся в процессе выявления, оценки, учета и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, общие требования к организации работ по выявлению, оценке, учету и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.

Финансирование деятельности по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в основном решается посредством применения механизма субсидирования региональных проектов из федерального бюджета. Субсидии предоставляются в целях оказания софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию предусмотренных государственными программами субъектов Российской Федерации мероприятий, направленных на ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде. Значительное количество таких мероприятий реализовано в рамках комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности [4]. Проблемы поиска средств на финансово емкие работы по ликвидации накопленного вреда на уровне органов местного самоуправления в настоящее время остаются открытыми.

На сегодняшний день, основная часть мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде реализуется в рамках федерального проекта «Чистая страна», направленного на достижение целей и показателей национального проекта «Экология» [5].

Федеральное субсидирование субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направлен-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020 № 7(187)

ных на ликвидацию накопленного вреда окружающей среде в рамках федерального проекта «Чистая страна», осуществляется в соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку региональных проектов в области ликвидации накопленного вреда окружающей среде [6].

Субсидии предоставляются при выполнении субъектами Российской Федерации следующих условий:

- наличие государственной программы субъекта Российской Федерации либо подпрограммы такой государственной программы, утверждающих перечень мероприятий, которые направлены на ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде;

- наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета;

- заключение соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с правилами предоставления субсидий [7].

Отбор субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий осуществляется на основании заявок на предоставление субсидий, представленных субъектами Российской Федерации в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в которых должна содержаться информация, позволяющая провести оценку соответствия затрат на реализацию природоохранного проекта следующим критериям:

- на земельных участках, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, загрязненных в результате хозяйственной и иной деятельности, не осуществляется хозяйственная или иная деятельность;

- земельные участки и объекты капитального строительства, отнесенные к объектам накопленного вреда окружающей среде, находятся в собственности субъекта Российской Федерации и (или) муниципальной собственности;

- наличие проектно-сметной документации, утвержденной в установленном порядке, приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об экологической экспертизе», а также заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости природоохранных проектов.

Оценка эффективности использования субсидий осуществляется Министерством природных ресурсов и

экологии Российской Федерации на основании отчета о достижении субъектами Российской Федерации значений следующих показателей результативности (результатов) использования субсидий:

- численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда (тыс. человек);

- общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных, земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде (тыс. гектаров).

Организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации [8]. Следует отметить отсутствие в указанных правилах правового механизма ликвидации негативных экологических последствий прошлой хозяйственной и иной деятельности, устанавливающего требования к средствам, способам и технологиям ликвидации накопленного экологического вреда, а также к оценке эффективности мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Проблеме финансирования мероприятий по ликвидацию накопленного вреда окружающей среде в настоящее время уделяется достаточно большое внимание, однако в теории экологического права, а также в правоприменительной практике еще не сформировано единого методологического подхода к пониманию сущности и специфики данного вреда, а также унифицированного подхода к его измерению и оценке. Если вещи материального мира имеют свою цену и могут быть исчислены, то оценка, например, биоразнообразия или чистого воздуха может быть только экспертной. К сожалению, современные методики оценки экологического ущерба от объектов накопленного вреда окружающей среде настолько несовершенны, что в качестве основы для возмещения ущерба в стоимостном виде применяться фактически не могут. Таким образом, современное законодательство в области возмещения накопленного вреда окружающей среде не позволяет оперативно решать текущие проблемы, связанные как с обеспечением благоприятного состояния окружающей среды в целом, так и с восстановлением отдельных компонентов природной среды, нарушенных или загрязненных в результате хозяйственной деятельности.

Одним из упущений современного законодательства в части финансирования мероприятий по ликвидацию накопленного вреда окружающей среде является отсутст-

вие правового механизма привлечения частного бизнеса к ликвидации объектов накопленного вреда окружающей. В качестве такого механизма можно предложить представление преимущественного права лицам, которые за счет собственных средств выполнили работы по ликвидации накопленного экологического вреда, на использование рекультивированных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данный механизм фактически является единственным инст-

Библиография:

рументом экономического стимулирования к проведению работ по ликвидации накопленного экологического вреда. Восстановление большей части таких участков выглядит малопривлекательным с коммерческой точки зрения, но определенная часть загрязненных участков, особенно в крупных городах страны, действительно представляет интерес для восстановления с целью их использования под промышленные зоны или общественно-деловую и жилую застройку.

Бринчук М.М. Охрана окружающей среды в социальном государстве // Социально-правовые проблемы охраны окружающей среды в современных условиях. Материалы Международной научно - практической конференции. Уфа: РИО БашГУ, 2005. С. 250. Боголюбов С.А., Болтанова Е.С., Бринчук М.М. [и др.]; отв. ред. Н.В. Кичигин. Правовое регулирование возмещения экологического вреда: науч.-практич. пособие / — М.: ИНФРА-М: ИЗиСП, 2017. С. 368;

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2, ст. 133.

Комплекс первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.12.2014 № 2462-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 50, ст. 7229.

Паспорт национального проекта «Экология», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минприроды России, URL: http://www.mnr.gov.ru/activity/direciions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18, ст. 2171.

Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 41, ст. 5536.

Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4.05.2018 № 542 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 20, ст. 2836.

4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.