Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОТ ОБЪЕКТОВ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ'

ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОТ ОБЪЕКТОВ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАКОПЛЕННЫЙ ВРЕД ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ / НАКОПЛЕННЫЕ ОТХОДЫ / НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ОБЪЕКТЫ ПРОШЛОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА / ПРИРОДООХРАННЫЕ ПРОЕКТЫ / ACCUMULATED ENVIRONMENTAL DAMAGE / POLLUTION / THE ACCUMULATED WASTE / NEGATIVE IMPACT / OBJECTS OF PAST ENVIRONMENTAL DAMAGE / ENVIRONMENTAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гафаров Наиль Рустамович

Статья посвящена вопросам выявления и оценки вреда, причиненного окружающей среде в результате прошлой хозяйственной деятельности. Проведен анализ критериев оценки прошлого экологического ущерба, предусмотренных современным законодательством. По итогам проведенного анализа сделан вывод, что предусмотренные действующим законодательством критерии оценки объектов накопленного вреда окружающей среде не позволяют в полной мере оценить реальное воздействие таких объектов на состояние окружающей среды и экономическую эффективность от их ликвидации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROCEDURE OF IDENTIFICATION AND EVALUATION OF NEGATIVE IMPACT FROM OBJECTS OF ACCUMULATED HARM TO THE ENVIRONMENT

The article is devoted to the issues of identification and assessment of damage caused to the environment as a result of past economic activities. The analysis of criteria for assessing past environmental damage provided for by modern legislation is carried out. Based on the results of the analysis, it is concluded that the criteria for evaluating objects of accumulated environmental damage provided for by the current legislation do not allow to fully assess the real impact of such objects on the environment and the economic efficiency of their elimination.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОТ ОБЪЕКТОВ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ»

ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОТ ОБЪЕКТОВ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

ГАФАРОВ Наиль Рустамович,

аспирант кафедры финансового и экологического права

Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа). E-mail: naillian@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена вопросам выявления и оценки вреда, причиненного окружающей среде в результате прошлой хозяйственной деятельности. Проведен анализ критериев оценки прошлого экологического ущерба, предусмотренных современным законодательством. По итогам проведенного анализа сделан вывод, что предусмотренные действующим законодательством критерии оценки объектов накопленного вреда окружающей среде не позволяют в полной мере оценить реальное воздействие таких объектов на состояние окружающей среды и экономическую эффективность от их ликвидации.

Abstract: The article is devoted to the issues of identification and assessment of damage caused to the environment as a re-

sult of past economic activities. The analysis of criteria for assessing past environmental damage provided for by modern legislation is carried out. Based on the results of the analysis, it is concluded that the criteria for evaluating objects of accumulated environmental damage provided for by the current legislation do not allow to fully assess the real impact of such objects on the environment and the economic efficiency of their elimination.

Ключевые слова: Накопленный вред окружающей среде, загрязнение, накопленные отходы, негативное воздействие, объекты прошлого экологического ущерба, природоохранные проекты.

Keywords: Accumulated environmental damage, pollution, the accumulated waste, negative impact, objects of past environmental damage, environmental projects.

Одной из центральных задач государственной политики в области экологического развития является восстановление нарушенных естественных экологических систем. Решение данной задачи предусматривает использование различных механизмов, в том числе, реализацию программ, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и ликвидацию экологического ущерба, связанного с прошлой экономической деятельностью [1].

Обострение проблемы прошлых загрязнений окружающей среды в нашей стране, обусловленное длительным периодом отсутствия ее эффективного решения, дало толчок развитию правового регулирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде, которое отражено в федеральном законе об охране окружающей среды (далее - Закон об охране окружающей среды) [2]. Данным законом определены понятия «накопленный вред окружающей среде» и «объекты накопленного вреда окружающей среде», права и обязанности участников отношений, складывающихся в процессе выявления, оценки, учета и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, общие требования к организации работ по выявлению, оценке, учету и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.

Под «накопленным вредом окружающей среде» понимается вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены, либо были выполнены не в полном объеме. «Объекты накопленного вреда окружающей среде» - территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

Значительная доля накопленного вреда окружаю-

ленного вреда окружающей среде в настоящее время уделяется достаточно большое внимание, ежедневно мы сталкиваемся с его последствиями. Проявления накопленного вреда не дислоцируются в одном месте, происходит постоянное распространение загрязнения, которое выражается в химических реакциях объектов-загрязнителей: попадание в почву, грунтовые воды, атмосферный воздух, и вот оказывается, что место хранения загрязняющего вещества -агента уже не единственное подвергшееся загрязнению [6].

щей среде, оставшаяся в основном после повсеместно происходивших в ХХ в. процессов интенсивной индустриализации и экстенсивной добычи природных ресурсов, относится к советскому периоду, когда собственником объектов являлось государство. Однако при приватизации проблемы прошлого экологического ущерба не учитывались, поэтому нынешние владельцы предприятий (территорий) не могут быть привлечены к ответственности и на них не может быть возложена обязанность по ликвидации этих объектов [3].

экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России), в результате проведенной инвентаризации объектов прошлого экологического ущерба выявлено 340 крупных объектов, на которых накоплено около 400 млн тонн загрязнений [4]. Итогом влияния объектов накопленного вреда окружающей среде являются снижение качества жизни и среды обитания, повышение заболеваемости и смертности населения, снижение темпов экономического роста. По предварительным оценкам, проблема накопленного экологического ущерба является одним из факторов ухудшения качества экологических условий проживания более чем для 17 миллионов россиян, в том числе для миллиона россиян, проживающих в зоне экологического кризиса [5].

По данным Министерства природных ресурсов и

Несмотря на то, что проблеме ликвидации накоп-

Земельное право; природоресурсное право; экологическое

право; аграрное право

Выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.

Объекты накопленного вреда окружающей среде, выявленные по результатам проведения инвентаризации и обследования, подлежат включению в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (ГРОНВОС), ответственным за ведение которого является Минприроды России [7].

Порядок ликвидации накопленного вреда окружающей среде, регламентированный специальными правилами (далее - Правила) [8], включает в себя следующие этапы:

- проведение необходимых обследований объекта, в том числе инженерных изысканий;

- разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда (далее - Проект);

- согласование и утверждение Проекта;

- проведение работ по ликвидации накопленного

вреда;

- осуществление контроля и приемку проведенных работ по ликвидации накопленного вреда.

Обследование объектов накопленного вреда и разработка проектов их ликвидации осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, на территории которых расположены такие объекты. Правовой механизм привлечения средств из федерального бюджета на данные работы в настоящее время отсутствует.

Из-за высокой стоимости работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, подавляющее большинство органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не могут себе позволить реализацию таких работ в полном объеме только за счет собственного бюджета. В таких случаях возможно применение субъектами Российской Федерации механизма субсидирования проектов по ликвидации накопленного вреда окружающей среде из федерального бюджета в рамках федерального проекта «Чистая страна», направленного на достижение целей и показателей национального проекта «Экология» [9]. Государственным распределителем средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде является Минприроды России.

В целях установления очередности проведения ра-

бот по ликвидации накопленного вреда окружающей среде Минприроды России, на основании материалов оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, проводится их категорирование [10]. Анализ понятий, связанных с накопленным вредом окружающей среде, позволил сформировать два подхода к оценке накопленного вреда окружающей среде на микро- и макроуровне. На микроэкономическом уровне оценка ликвидации накопленного вреда окружающей среде представляет собой затраты, необходимые на подготовку и реализацию инвестиционных проектов по ликвидации загрязненных земель в результате прошлой хозяйственной деятельности. На макроуровне, кроме затрат на ликвидацию последствий загрязнения окружающей среды от влияния объектов накопленного вреда окружающей среде, следует учитывать также компенсации природной среде и населению, а также собственникам имущества [11].

В Российской Федерации оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводится уполномоченными на их выявление органами власти и включает в себя установление:

- объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности;

- площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель;

- уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков;

- наличия на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация;

- количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой испытывает негативное воздействие вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде;

- количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде.

На основе суммирования значений по всем критериям выводится общий критерий, обозначающий общее влияние объекта на состояние экологической безопасности. Соответственно, на объектах, оказывающих наибольшее негативное воздействие на состояние окружающей среды,

ликвидация накопленного вреда производится в первоочередном порядке.

В зависимости от своих характеристик, каждый объект накопленного вреда окружающей среде оказывает различное негативное воздействие на состояние окружающей среды. В такой ситуации вопрос очередности проведения работ по ликвидация накопленного вреда на том или ином объекте становится особенно актуальным. Предусмотренные действующим законодательством критерии оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, кроме того, что не отражают социально-экономические издержки от таких объектов, но также не позволяют оценить реальное воздействие таких объектов на состояние окружающей среды и экономическую эффективность от их ликвидации.

Если объекты материального мира имеют свою цену и могут быть исчислены, то оценка, например, биоразнообразия или чистого воздуха может быть только экспертной. Такие оценки могут быть выполнены на основе потерь природного капитала, потерь природных ресурсов (например, источников питьевой воды, земель, загрязненных и нарушенных деятельностью, например, горнодобывающей промышленности). Такие оценки могут быть выполнены на основе концепции экономической стоимости природы, экономической оценки экосистемных услуг природного капитала [12].

С целью развития механизмов оценки воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на состояние окружающей среды, при их оценке необходимо учитывать, помимо предусмотренных действующим законодательством, следующие критерии:

1. Уровень негативного воздействия от объектов накопленного вреда окружающей среде на здоровье проживающего вблизи (в данном регионе) населения в результате воздействия неблагоприятных факторов загрязнения воздушной и водной среды, почвы, потребления загрязненных продуктов питания;

Библиография:

1. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Утверждены Президентом РФ 30.04.2012;

2. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Утверждены Президентом РФ 30.04.2012;

3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2, ст. 133;

4. Соловьянов А.А. О подходах к решению проблем накопленного экологического ущерба в российской федерации // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. М.: Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина. 2015. № 8. С. 6;

5. Официальный сайт Минприроды России [Электронный ресурс], http://www.mnr.gov.ru/press/news/o_razmeshchenii_svedeniy_ob_obektakh_nakoplennogo_vreda_ okruzhayushchey_srede/?special_ version=Y (дата обращения: 29.11.2019);

6. Пинаев В.Е, Чернышев Д.А. Ликвидация накопленного экологического ущерба - организационные и правовые аспекты // Монография М.: Мир науки, 2017. С. 30;

7. Боголюбов С.А., Болтанова Е.С., Бринчук М.М. [и др.]; отв. ред. Н.В. Кичигин. Правовое регулирование возмещения экологического вреда: науч.-практич. пособие / — М.: ИНФРА-М: ИЗиСП, 2017. С. 368;

8. Правила ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 445 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 17, ст. 2568;

9. Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4.05.2018 № 542 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 20, ст. 2836;

10. Паспорт национального проекта «Экология», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минприроды России, 11Р1_: http://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/;

11. Критерии категорирования объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке, утвержденные приказом Минприроды России от 04.08.2017 № 435 [Электронный ресурс] // URL: https://ppt.ru/docs/prikaz/minprirody/n-435-189464;

12. Генгут И.Б. Экономические механизмы управления ликвидацией накопленного экологического ущерба. Дис. на соискан. ...д-ра эконом. наук. М. 2016. С. 90;

13. Бобылев С.Н. Экономика природопользования. Учебник. 2-е изд. М.: Инфра-М, 2014. С. 400; Экологический аудит. Теория и практика. Учебник/ И.М. Потравный и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 583.

2. Степень распространения источников загрязнения, деградации почв и земель на соседние земельные участки. Изменение химического состава природных компонентов (почв, вод, воздуха), вызывающее снижение ее качества ниже установленных санитарно-экологических норм, в результате прямого или косвенного воздействия;

3. Наличие риска негативного воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на компоненты природной среды, которые могут иметь хозяйственное значение (включает ущерб собственникам (потеря продукции, упущенная выгода);

4. Возможность использования отходов, размещенных на объектах накопленного вреда окружающей среде, в качестве вторичных ресурсов;

5. Наличие неблагоприятных природных условий, способствующих распространению вредных химических веществ с объектов накопленного вреда окружающей среде в зону проживания людей (например, распространение химических веществ с пылью по воздуху или в грязевых потоках во время дождей);

6. Риск возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах накопленного вреда окружающей среде (возникновение аварийных ситуаций, сбросов и выбросов загрязняющих веществ);

7. Риски, связанные с проведением рекуль-тивационных работ. Сюда могут относиться риски, обусловленные негативным воздействием на окружающую среду, и риски, связанные с негативным воздействием на здоровье работников, в ходе восстановительных мероприятий;

8. Стоимость реализации проектов по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и рекультивации земель;

9. Возможность перспективного использования территорий после ликвидации накопленного вреда окружающей среде (использование под зоны рекреации или общественно-деловую, жилую, промышленную застройку).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.