Научная статья на тему 'Правовые новеллы Договора о Евразийском экономическом союзе'

Правовые новеллы Договора о Евразийском экономическом союзе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2398
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / КОДИФИКАЦИЯ / EURASIAN ECONOMIC UNION / EURASIAN INTEGRATION / CODIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шумилов Владимир Михайлович, Боклан Дарья Сергеевна, Лифшиц Илья Михайлович

Предметом настоящей статьи является анализ текста Договора о Евразийском экономическом союзе 2014 года с целью оценки качества его структуры и содержания, возможной эффективности как механизма интеграции на постсоветском пространстве, выявления проблемных зон и выработки рекомендаций по совершенствованию институционально-правового обеспечения функционирования Союза и его органов. Рассмотрены основныеновеллы Договора, а также объем кодификации ранее действовавших международных договоров. Сделан вывод, что с созданием ЕАЭС правовое регулирование экономической интеграции на постсоветском пространстве приобрело комплексный, многосторонний и системный характер. Заложены предпосылки для расширения предметного и субъектногосостава «системы ЕАЭС» как экономической основы одного из центров силы в многополярном мироустройстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Novel legal agreement on the Eurasian Economic Union

The article analyzes the provisions of the Treaty on Eurasian Economic Union with a view to estimating the quality of its structure and content, its effectiveness as a tool of integration in the post-soviet space, revealing the problem areas and elaborating recommendation aiming to improve legal and institutional development of the Union. The authors outline the main novels of the Treaty and research the scope of codification of the existing international treaties. The authors conclude that creation of the EAEU marked a new stage in economic integration in the post-soviet space: comprehensive, multilateral and systemic regulation. A basis for enlargement of the regulatory scope of the ‘EAEU system’ as one of the centers of power in a multipolar world has been established.

Текст научной работы на тему «Правовые новеллы Договора о Евразийском экономическом союзе»

Правовые новеллы договора о Евразийском экономическом союзе

В.М. Шумилов, Д.С. Боклан, И.М. Лифшиц

УДК 339.924(4) ББК 65.5 (4) Ш-962

К ИСТОРИИ ВОПРОСА

Для государств, участвующих в региональной интеграции, интеграционное объединение представляет собой не только насущную необходимость, не только способ не отстать в международной конкуренции; каждое такое интеграционное объединение, по сути, предстает как механизм сохранения и развития определенного цивилизационного пространства1, как региональный центр экономической силы. Конкуренция государств в международной экономической системе переросла в конкуренцию региональных интеграционных объединений2.

К созданию интеграционного объединения приступили и постсоветские государства, составляющие общее цивилизаци-онное пространство. Началом пути можно считать образование в 1991 году Содружества независимых государств (СНГ)3 - объединения, очень мягкого по правовой сути4, но широкого по охвату участников. В 2000 году ряд государств-членов СНГ (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) учредил «второй этаж» постсоветской интеграции - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Оно оказалось более эффективным: в его рамках было принято около 200 международных договоров; государства-участники смогли унифицировать внутренние правовые системы в части торговли и экономики в целом. В то же время произошел определенный перекос в их правах и обязательствах: отдельные государства

1 Шумилов В.М. О периодизации международного права в контексте цивилизационного подхода: Россия и Запад//Евразийский юридический журнал. №10. 2014. С. 44-50

2 Основы интеграционного права. Учебное пособие. С.Ю. Каш-кин, А.О. Четвериков. М. 2014.

3 Государства-члены СНГ: Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина и Узбекистан.

4 По мнению некоторых исследователей, «на начальном этапе создания и деятельности СНГ интеграционные устремления больше декларировались, чем выполнялись на деле». См. Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза. К.А. Бекяшев и др. М. Проспект. 2015. С. 138

^ 88

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2015

не ратифицировали те или иные договоры, не исполняли их. Проблема оказалась в методе принятия и реализации решений, поэтому Россия, Белоруссия и Казахстан как наиболее подготовленные государства решили изменить метод - передать некоторую часть компетенции на наднациональный уровень. В 2010 году был создан Таможенный союз трёх стран, а в качестве его главного органа - Комиссия Таможенного союза с наднациональными полномочиями. Позднее Таможенный союз был дополнен проектом Единого экономического пространства; вместо Комиссии Таможенного союза была создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). В 2014 году три государства подписали Договор, учреждающий Евразийский экономический союз - следующий «этаж» интеграции5. ЕврАзЭС, выполнившее свою задачу, было упразднено. Произошла оптимизация системы управления интеграцией посредством международно-правового инструментария, устранена «множественность» интеграционных структур, на которую обращали внимание специалисты6.

НОВЕЛЛЫ В ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ЧАСТЯХ ДОГОВОРА

Экспертный проект Договора о ЕАЭС готовился для переговорного межправительственного процесса командой юристов Всероссийской академии внешней торговли с учетом опыта всех основных интеграционных объединений современности и специфики постсоветского цивилизационного пространства, но, тем не менее, был заметно скорректирован сторонами переговоров. Подписанный Договор включает 4 части: Учреждение Евразийского экономического союза; Таможенный союз; Единое экономическое пространство; Переходные и заключительные положения, а также 33 приложения. При разработке проекта Договора были кодифицированы многие договоры, подписанные в рамках СНГ, ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Выделим то новое, что было привнесено в Договор по сравнению с кодифицированными в нем договорами. В первой Части Договора закреплен термин «Право Союза» (Статья 6); это важная терминологическая новелла в договорной практике России7. Создан новый орган - Межправительственный совет (ст. 14-17), опре-

5 Договор о Евразийском Экономическом Союзе от 29 мая 2014 г. Полный текст с печатями депозитария: см.: URL: https://docs.eaeunion.org/sites/storage0/ Lists/Documents/a089f4c6-02da-4461-b033-3f5d122e0020/e57db9f2-9589-4b26-be1e-b1a43862c6ed_635375701449140007.pdf. (Дата обращения: 24.03.2015)

6 Международно-правовые аспекты реализации интересов Российской Федерации в связи с формированием Единого экономического пространства. Н.Г. Доронина и др. М. 2012. С.27

7 До этого термин «Право ЕврАзЭС» присутствовал в п. 1 и 2 Регламента суда ЕврАзЭС, утвержденного его же решением от 12.07.2012 №21. см.: URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/635100972680996833.pdf. (Дата обращения: 24.03.2015)

4 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

89 Q

делены порядок его работы, полномочия. Статьей 21 предусмотрено проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов Союза; указано, что ЕЭК отвечает за составление бюджета Союза и подготовку отчета о его исполнении, является распорядителем средств бюджетной сметы Комиссии (Приложение № 1 к Договору, п.9).

В Статуте Суда ЕАЭС (Приложение № 2 к Договору) указано, что Суд при осуществлении правосудия применяет, среди прочего, «международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы» (п. 50), а также закреплено право Суда «запрашивать необходимые для рассмотрения материалы (п. 55), уточнены детали и процедуры судопроизводства. Предусмотрено, что Суд ежегодно представляет Высшему Евразийскому экономическому совету отчет о своей деятельности (п.120). В Договоре расширен диапазон актов, принимаемых Комиссией: в Договоре о ЕЭК 2011 года были предусмотрены решения и рекомендации; в подписанном Договоре о ЕАЭС - решения, распоряжения и рекомендации (Приложение № 1 к Договору; пп. 13, 29, 43/2).

Не проведена идея разграничения полномочий Союза и государств-членов: компетенция «привязана» к видам политики - скоординированной, согласованной, единой. Эти виды политики проводятся «в пределах и объемах», установленных Договором и международными договорами в рамках Союза. В иных сферах государства-члены - «стремятся» к осуществлению скоординированной или согласованной политики в соответствии с основными принципами и целями Союза.

В части Второй Договора имеют место некоторые структурно-содержательные изменения по сравнению с кодифицированными соглашениями/актами. Они связаны, главным образом, с перераспределением регулирующей нагрузки между статьями собственно Договора и приложениями к нему. По-новому определен набор регулирующих средств в Таможенном союзе (ст. 32): единое таможенное регулирование осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Союза, договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора; в состав мер нетарифного регулирования включаются запреты и ограничения экономического и неэкономического характера (ст.46). Исключен Раздел, посвященный мерам экспортного контроля и мерам в отношении продукции военного назначения.

Появились новые статьи: например, статья 27 о создании и функционировании свободных (специальных, особых) экономических зон и свободных складов; статьи 28, 29, посвященные внутреннему рынку; статья 38 о внешней торговля услугами. Добавлены разделы об информационном взаимодействии и статистике, о регулировании обращения лекарственных средств и медицинских изделий, о внешнеторговой политике, раздел о защите прав потребителей.

^ 90

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2015

НОВЕЛЛЫ В ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ ДОГОВОРА

В Третьей Части Договора кодифицированы соглашения, составлявшие основу Единого экономического пространства. Так, Раздел XIII (вместе с примыкающим к нему Приложением № 14) вобрал в себя нормы бывшего Соглашения «О согласованной макроэкономической политике» 2010 года. Но есть и новеллы: в Соглашении предусматривалась обязанность определять направления проведения согласованной макроэкономической политики, в Договоре - проводить согласованную макроэкономическую политику. Договор идет дальше Соглашения. Увеличен понятийный аппарат: добавлены определения некоторых специфических понятий. Предусмотрено, что Россия будет предоставлять информацию (в порядке, утверждаемом ЕЭК), касающуюся внутренней цены на газ, для формирования официальных прогнозов социально-экономического развития государств-членов.

Раздел XIV Договора (с примыкающим к нему Приложением 15) посвящены согласованной валютной политике. Они воспроизводят положения трех ранее действовавших договоров 2010-2011 гг.: о согласованных принципах валютной политики; о согласованной валютной политике государств-участников Соглашения о согласованных принципах валютной политики; о взаимодействии уполномоченных органов государств-участников Соглашения о согласованных принципах валютной политики, осуществляющих валютный контроль. Из Соглашения ЕврАзЭС 2006 года о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка было заимствовано понятие «интегрированный валютный рынок» (Приложение 15, п. 2). Координация курсовой политики по Договору (п. 3 ст. 64) возложена на «отдельный орган», в состав которого входят руководители национальных (центральных) банков государств-членов; порядок деятельности такого органа должен быть определен международным договором в рамках Союза.

В Разделе XV (и примыкающем к нему Приложении № 16) были кодифицированы два Соглашения: о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках Единого экономического пространства (2010); о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества (2008). В Договоре предусмотрена более совершенная система регулирования торговли услугами и осуществления инвестиционной деятельности. Вот некоторые отличия: в Соглашении 2010 года указывались только два способа поставки услуг: трансграничная поставка и поставка на своей территории лицам другого государства, а в Договоре - четыре способа поставки услуг (п. 6 пп.22), как в ГАТС; предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования услугам и поставщикам услуг других государств-членов осуществляется как в части оказания услуг, так и в части учреждения и деятельности предприятий. Презюмируется, что национальный режим и режим наибольшего благоприятствования предоставляются во всех секторах услуг; ограничения предусматриваются в

4 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

91 ^

перечне горизонтальных ограничений, приложенном к Договору, и национальных перечнях, утверждаемых Высшим советом, т.е. принимаемых консенсусом8. Введены принципы либерализации торговли услугами, осуществления инвестиций. К таким принципам отнесены: оптимизация внутреннего регулирования, пропорциональность, взаимовыгодность, последовательность и экономическая целесообразность (ст. 67).

Статья 68 Договора предусмотрела порядок и направления сотрудничества компетентных органов по вопросам торговли услугами и инвестиций. Предусмотрено право запрашивать и получать информацию о лицах, поставляющих услуги, о имеющихся у них разрешениях, административных мерах и уголовно-правовых санкциях, применявшихся к таким лицам. ЕЭК имеет право содействовать в создании и участвовать в процессе формирования информационных систем Союза по вопросам торговли услугами и инвестиций.

Расширен понятийный аппарат. В Приложении № 16 (раздел 2) содержится определение 27 понятий, в том числе таких, как: «государство-реципиент», «инвестиции», «компетентный орган», «разрешение», «разрешительные процедуры», «разрешительные требования», «тест на экономическую целесообразность» и др.; использована терминология ВТО. Введено важное положение о запрете на ограничения для персонала, участвующего в поставке услуг четвертым (по терминологии ВТО) способом - путем присутствия физических лиц на территории другого государства-члена (п. 37).

Впервые сформулированы положения, предусматривающие создание нового института евразийского интеграционного права - «единого рынка услуг». Под «единым рынком услуг» понимается такое состояние рынка, когда действуют только горизонтальные ограничения, указанные в Договоре, а национальные списки ограничений не действуют; не требуется учреждения в государстве-члене для оказания услуг; разрешение выдается только в государстве-члене по месту регистрации поставщика услуг (таким образом, вводится принцип «единого паспорта» и признается профессиональная квалификация персонала поставщика услуги). Единый рынок вводится посекторно; порядок и этапы его формирования предусматриваются специфическими документами Союза - планами либерализации (п. 42). Исключена компетенция Союза в рамках торговли услугами и осуществления инвестиций (п. 48). Введено положение о запрете на ограничение потребления услуги, которая оказывается поставщиком другого государства-члена (п.49). Предусмотрен недискриминационный доступ к экзамену для допуска к профессиональной деятельности.

8 Такие перечни были утверждены Высшим евразийским экономическим советом в конце 2014 г.. См. Решение от 23.12.2014 г. №112. Доступно на официальном сайте Евразийского Экономического Союза URL: http://www.eaeunion.org (Дата обращения: 24.03.2015)

^ 92

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2015

Существенной новеллой Договора является введение полноценного режима защиты иностранных инвестиций, предусматривающего: предоставление справедливого и равного режима (п. 68), национального режима (п. 69) и режима наибольшего благоприятствования (п. 70-71), репатриацию доходов (п.75), возмещение ущерба (пп. 78-79), быструю и адекватную компенсацию при экспроприации (пп.79-81), суброгацию прав инвестора государству-члену (пп. 82-83). Инвестору предоставляется право выбрать для разрешения спора как суд государства-реципиента, так и арбитраж при торговой палате ad hoc по регламенту ЮНСИТРАЛ или МЦУИС (п.85). Вместе с тем, Договором закреплено право государств-членов ограничивать деятельность инвесторов других государств-членов, вводить изъятия из национального режима, что может затруднить создание единого инвестиционного пространства.

Содержание Раздела XVI «Регулирование финансовых рынков» практически совпадает с кодифицированными договорами 2010 года: о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала; о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках Единого экономического пространства9. В Договоре предусмотрено заключение международного договора, направленного на гармонизацию в сфере финансового рынка; учреждение наднационального органа по регулированию финансового рынка (к 2025 году).

Раздел XVII «Налоги и налогообложение» (и Приложении № 18) предусматривает гармонизацию налогового законодательства - в части налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю (т.е. прежде всего косвенных налогов), а также сближение ставок акцизов по наиболее чувствительным товарам. По аналогии с Договором о функционировании ЕС, введена норма о национальном режиме налогообложения по отношению к товарам, импортируемым из других государств-членов. Урегулированы вопросы налогообложения доходов физических лиц, работающих по найму: ставка должна быть одинаковой. Новизна отдельных формулировок Раздела и Приложения сводится к «технике» взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (выполнении работ, оказании услуг) в ситуациях, которые ранее не упоминались в кодифицированных соглашениях. Предусмотрен, например, порядок определения места реализации товара, если его перевозка начата за пределами государств-членов, а закончена на территории одного из государств-членов. Определено, по какому курсу следует пересчитывать стоимость товаров, выраженную в иностранной валюте, для целей определения налоговой базы. Появились нормы, позволяющие налогоплательщикам представлять документы в электронном виде (Приложение № 18, пп. 3 п. 4 Раздела II; пп. 1 п. 20 и абзац 2 пп. 8 п. 20 Раздела III).

9 Международно-правовое регулирование финансовых рынков в Едином экономическом пространстве ЕврАзЭС рассмотрено в следующей работе: Лифшиц И.М. Проблемы и перспективы международно-правового регулирования финансовых рынков в Едином экономическом пространстве ЕврАзЭС//Евразийский юридический журнал. №12. 2013. С. 22-25

4 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

93 Q

Действовавшее ранее Соглашение «О единых принципах и правилах конкуренции» 2010 г. нашло отражение в Разделе XVIII и примыкающем к нему Приложении № 19. Преобладающая часть положений Соглашения вошла в текст Договора. Новеллы Раздела: в Соглашении было предусмотрено установление единых принципов и правил; в Договоре - общих принципов и правил конкуренции. ЕЭК получила полномочия в области контроля за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках; предусмотрен порядок обжалования решений Комиссии в Суд ЕАЭС; введен порядок взаимодействия Комиссии и уполномоченных органов государств-членов при осуществлении контроля за соблюдением общих правил конкуренции. Закреплено исключение для табачных изделий: к ним не применяются правила конкуренции.

В Разделе XIX Договора и примыкающем к нему Приложении №20 кодифицирована преобладающая часть Соглашения «О единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий» 2010 года - без каких-либо серьезных изменений.

В Разделе XX «Энергетика» и Приложениях №№21-23 практически дословно воспроизведены нормы Соглашений 2010 г.: о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации; о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики; об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики. Отдельные отличия сводятся к следующему. Во-первых, в Соглашении о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов были предусмотрены равные тарифы на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов для хозяйствующих субъектов; в Договоре о ЕАЭС - тарифы на уровне, не превышающем тарифы, установленные для хозяйствующих субъектов государства-члена, по территории которого осуществляется транспортировка нефти и нефтепродуктов.

Во-вторых, в Договор о ЕАЭС состав принципов, на основании которых формируется общий электроэнергетический рынок, дополнен двумя принципами: соблюдения баланса экономических интересов производителей и потребителей электрической энергии; осуществления торговли электрической энергией между субъектами государств-членов с учетом энергетической безопасности государств-членов. Из Договора были исключены содержавшиеся в проекте положения о внутреннем и совместном балансе электрической энергии (мощности).

В-третьих, за пределами кодифицированного в Договоре правового поля оказалось Соглашение о совместной разработке топливно-энергетического баланса государств-членов Евразийского экономического сообщества 2005 г. Оно содержало

^ 94

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2015

нормы о совместном и внутреннем балансе электрической энергии (мощности). В текст подписанного Договора статьи данного Соглашения не вошли.

В Разделе XXI «Транспорт» (и примыкающем к нему Приложении № 24) кодифицировано соответствующее Соглашение 2010 года - с незначительными коррективами, которые объясняются стремлением Сторон к уточнению, конкретизации и актуализации обязательств. Но если предметом Соглашения 2010 года был доступ к услугам железнодорожного транспорта, то предметом Договора о ЕАЭС - доступ к услугам не только железнодорожного, но и автомобильного, воздушного и водного видов транспорта. В качестве задачи и основного приоритета политики государств-членов в сфере транспорта названо создание единого рынка транспортных услуг и формирование единого транспортного пространства (ст. 86). В соответствии с Договором, международные автомобильные перевозки грузов, выполняемые перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов, осуществляются на «безразрешительной основе» (ст. 4 Приложения). Тем самым устранена существенная проблема организации автомобильных превозок.

В Приложении к Договору детализирована проблематика доступа к услугам железнодорожного транспорта: урегулированы отношения перевозчиков и операторов инфраструктуры; порядок и условия оказания услуг в рамках планирования и организации перевозочной деятельности; единые принципы диспетчеризации и распределения пропускной способности инфраструктуры; существенные условия договоров на оказание услуг инфраструктуры; права, обязанности и ответственность оператора инфраструктуры и самих перевозчиков. Не были включены в Договор нормы об исключительных тарифах на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов; в то же время организациям железнодорожного транспорта предоставляется право изменять уровня тарифов в рамках предельных уровней (ценовых пределов), которые должны устанавливаться или согласовываться уполномоченными органами в соответствии с законодательством государств-членов. Тем самым сохраняется способность уполномоченных органов государств-членов влиять на тарифы.

В Разделе XXII и Приложении № 25 к нему кодифицирована преобладающая часть Соглашения «О государственных (муниципальных) закупках» 2010 г. Новеллы сводятся к следующему:

□ предусмотрена новая цель регулирования в сфере государственных (муниципальных) закупок: обеспечение наличия уполномоченных регулирующих и контролирующих органов власти государства-члена Союза в сфере закупок;

□ указывается, что Договор не распространяет свое действие на закупки, осуществляемые национальными (центральными) банками государств-членов. При этом положение о закупках национальными (центральными) банками не должно противоречить целям и принципам, закрепленным в Договоре;

4 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

95 ^

□ в качестве обеспечения заявки на участие в закупке принимаются гарантийный денежный взнос и банковская гарантия;

□ в документацию о закупке не включаются требования на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара, производителя или поставщика. Исключением является несовместимость закупаемого товара с товаром, используемым заказчиком;

□ заказчик вправе устанавливать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, определенных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством государства-члена;

□ допускается заключение договора о закупке с несколькими поставщиками;

□ устанавливается компетенция Евразийской экономической комиссии в указанных вопросах;

□ предусмотрены положения об обеспечении мер, повышающих эффективность закупок и направленных на реализацию социальных функций;

□ добавлен перечень случаев осуществления закупок путем проведения запроса предложений;

□ сокращен перечень товаров, работ и услуг, по которым закупки осуществляются путем проведения аукциона.

В Разделе XXIII Договора кодифицировано Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности 2010 г. В Договоре нашла отражение идея ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (пп. 6 п. 2 ст. 89 Договора). Эта идея присутствует и в Соглашении о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза 2010 г., однако само Соглашение оказалось за пределами правового поля соглашений, кодифицированных в Договоре, поскольку, как можно предположить, имеет слишком «технический характер».

В Договоре применительно к объектам интеллектуальной собственности предусмотрено изъятие из национального режима в отношении судебных и административных процедур; в Соглашении такого изъятия не было. Имеются различия в вопросах правовой охраны специального товарного знака - товарного знака ЕАЭС и знака обслуживания ЕАЭС.

В Разделе XXIV «Промышленность» и Приложениях №№ 27-28 к Договору кодифицировано, без существенных изменений, Соглашение «О единых правилах предоставления промышленных субсидий» 2010 г. Некоторые новые положения Раздела и Приложений сводятся к следующему:

^ 96

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2015

□ раскрывается содержание промышленной политики и сотрудничества. Государства-члены самостоятельно разрабатывают, формируют и реализуют национальные промышленные политики. В отношении чувствительных товаров государства-члены перед приятием мер промышленной политики проводят консультации для взаимного учета позиций;

□ сформулированы положения о промышленном сотрудничестве. Введен целый ряд новых понятий, таких как: «приоритетные виды экономической деятельности»; «промышленная кооперация»; «промышленная политика в рамках Союза»; «промышленность»; «промышленный кластер»; «технологическая платформа»; «компенсирующая мера». Установлены полномочия ЕЭК в сфере промышленного сотрудничества;

□ предусмотрен порядок утверждения и заполнения форм уведомлений о субсидиях государств-членов.

В Разделе XXV «Агропромышленный комплекс» и Приложении № 29 к Договору кодифицировано Соглашение «О единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства» 2010 г. Преобладающая часть Соглашения вошла в текст Договора. Договор отличается от кодифицированного в нем Соглашения следующим:

□ предусматривается проведение согласованной (скоординированной) агропромышленной политики и взаимное предоставление государствами-членами друг другу и в Евразийскую экономическую комиссию планов (программ) развития производства по каждому из чувствительных сельскохозяйственных товаров;

□ предусмотрено в целях проведения согласованной (скоординированной) агропромышленной политики использование механизмов межгосударственного взаимодействия, среди которых, в частности, регулирование общего аграрного рынка; единые требования в сфере производства и обращения продукции; интегрированное информационного обеспечение агропромышленного комплекса. По результатам консультаций разрабатываются рекомендации по реализации согласованной агропромышленной политики;

□ сформулирована компетенция ЕЭК в сфере агропромышленной политики;

□ предусмотрено, что методология расчета разрешенного уровня мер, оказывающих искажающее воздействие на торговлю, разрабатывается государствами-членами с учетом международного опыта и утверждается Советом Комиссии. Обязательства государств-членов по мерам, оказывающим искажающее воздействие на торговлю, устанавливаются в соответствии с указанной методологией и утверждаются Высшим советом;

□ предусмотрено, что после вступления государства-члена в ВТО обязательства данного государства-члена в отношении мер, оказывающих искажающее воздействие на торговлю, принятые в качестве условия присоединения к ВТО, становятся его обязательствами в рамках Союза. Отметим в связи с этим, что отдельные

4 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

97 0

зарубежные юристы считают проблематичным формирование таможенных союзов, если отдельные государства-члены являются членами ВТО, а другие - нет10.

В Разделе XXVI «Трудовая миграция» и Приложении № 30 к нему кодифицированы Соглашения: о взаимном предоставлении гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи (1998); о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств (2010); о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (2010). Однако положения Договора настолько существенно отличаются от текстов этих Соглашений, что можно говорить лишь о концептуальной преемственности.

НОВЕЛЛЫ В ЧЕТВЕРТОЙ ЧАСТИ ДОГОВОРА

В Части Четвертой Договора о ЕАЭС содержатся нормы, традиционно включаемые в заключительные части договоров. Можно обратить внимание на следующие положения:

□ детализированы процедуры выхода из Договора (ст. 118);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ в Статье 111 предусмотрено опубликование на официальном сайте Союза международных договоров, решений органов Союза, что является свидетельством информационной открытости в Союзе. Получила развитие Статья 5 действовавшего ранее Договора о ЕЭК 2011 года, предусматривавшего публикацию решений ЕЭК;

□ в Статье 114 Договора предусмотрено, что Договор не препятствует заключению государствами-членами международных договоров, не противоречащих целям и принципам Договора. Разрешаются двусторонние международные договоры между государствами-членами, предусматривающие более глубокий уровень интеграции или предоставляющие дополнительные преимущества в пользу их физических и/или юридических лиц.

ВЫВОДЫ

По итогам анализа текста нового Договора можно сделать ряд выводов:

Поставленная задача кодификации большого пакета договоров была успешно выполнена. Переключение в целенаправленном управлении процессами экономической интеграции на постсоветском пространстве с методов двустороннего и группового регулирования на системное многостороннее регулирование - состоялось. Заложены предпосылки для расширения предметного и субъектного состава «системы ЕАЭС» как экономической основы одного из центров силы в многопо-

10 См., например, Sherzod Shadikhodjaev. Trade integration in the CIS Region: A Thorny Path towards a Customs Union,' JIEL 12 (3) 2009. P.555-578; Won-Mog Choi. Legal problems of making regional trade agreements with non-WTO-member states. JIEL 8 (4) 2005. P. 825-860.

^ 98

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2015

лярном мироустройстве. Недавнее присоединение Республики Армения к Союзу11 и подписание договора о присоединении с Кыргызской Республикой12 подтверждает это.

Структуру, внутреннюю логику, качество содержательной части и понятийного аппарата подписанного Договора можно оценить как достаточно хорошие. Отступления в тексте Договора от формулировок кодифицированных соглашений объясняются, по большей части, необходимостью уточнений, конкретизации, актуализации соответствующих положений Договора; стремлением сделать Договор работающим и эффективным механизмом развития интеграции, приблизить правовой режим Договора к правовому режиму в системе ВТО. Многие отступления и новеллы, имеющие место в Договоре были обусловлены логикой интеграции и были предложены экспертами (расширение набора актов, принимаемых Комиссией; введение понятия «права Союза»; защита прав потребителей и др.).

В Договор заложено большое число новелл, в том числе имеющих существенное значение для функционирования всей конструкции «системы ЕАЭС». К таким заметным и примечательным новеллам можно отнести: процедурные нормы, уточнившие статус Суда ЕАЭС и возможность применения Судом международного обычая как доказательства всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; уточнение прав и обязанностей Комиссии (ЕЭК); введение понятия «право Союза»; появление нового органа - Межправительственного совета; закрепление принципа «уважения особенностей политического устройства государств-членов»; разделы, касающиеся свободных экономических зон и защиты прав потребителей; задачу создания «единого рынка услуг»; положения об осуществлении и защите инвестиций; нормы о доступе к услугам субъектов естественных монополий; задачу формирования «единого транспортного пространства» и расширение сферы регулирования в области транспорта с железнодорожного до других видов транспорта: автомобильного, воздушного и водного; закрепление идеи ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; вопросы промышленной политики; обязательство проводить согласованную (скоординированную) агропромышленную политику; положения о трудовой миграции.

По тексту Договора ощущается, что государства-члены в отдельных аспектах не стремились к определенности и четкости в обязательствах, сроках, механизмах реализации норм и т.п. Примером может служить Раздел XIV, в который не вошло положение о создании валютного союза как цели валютной политики Союза.

11 См. Договор от 10.10.2014 г. о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Текст договора доступен на правовом портале ЕАЭС. URL https://docs.eaeunion.org/ru-ru/ (Дата обращения 24.03.15)

12 См. Договор от 23.12.2014 о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Текст договора доступен на правовом портале ЕАЭС. URL https://docs.eaeunion.org/ru-ru/ (Дата обращения 24.03.15)

4 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

99 Q

В экспертном проекте Договора были предложены положения, касающиеся Евразийской Межпарламентской ассамблеи, однако в подписанном тексте Договора этих положений не оказалось. Это означает, что интеграция в рамках Союза держится на усилиях исполнительной ветви власти государств-участников и не подкреплена поддержкой представительных институтов. Более того, судя по полномочиям Высшего совета, состоящего из глав государств, вся конструкция Союза (а, следовательно, и судьба интеграции) слишком сильно зависит от персонального состава Высшего совета, т.е. от конкретных высших должностных лиц.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Основы интеграционного права. Учебное пособие. С.Ю. Кашкин, А.О. Четвериков. М. Проспект. 2014. 224 с. (Osnovy integracionnogo prava. Uchebnoe posobie. S.Ju. Kashkin, A.O. Chetverikov. M. Prospekt. 2014. 224 s.)

Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза. К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев, С.Ю. Кашкин [и др.]; отв. ред. Е.Г. Моисеев. М. Проспект. 2015. 176 с. (Mezhdunarodno-pravovye osnovy sozdanija i funkcionirovanija Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza. K.A. Bekjashev, D.K. Bekjashev, S.Ju. Kashkin [i dr.]; otv. red. E.G. Moiseev. M. Prospekt. 2015. 176 s.)

Международно-правовые аспекты реализации интересов Российской Федерации в связи с формированием Единого экономического пространства. Н.Г. Доронина, В.Ю. Лукьянова, Н.Г.Семилютина, О.И. Тиунов. М. ИЗИСП: Контракт. 2012. 72 с. (Mezhdunarodno-pravovye aspekty realizacii interesov Rossijskoj Federacii v svjazi s formirovaniem Edinogo jekonomicheskogo prostranstva. N.G. Doronina, V.Ju. Luk'janova, N.G.Semiljutina, O.I. Tiunov. M. IZISP: Kontrakt. 2012. 72 s.)

Лифшиц И.М. Проблемы и перспективы международно-правового регулирования финансовых рынков в Едином экономическом пространстве ЕврАзЭС//Евразийский юридический журнал. №12. 2013. С. 22-25 (Lifshic I.M. Problemy i perspektivy mezhdunarodno-pravovogo regulirovanija finansovyh rynkov v Edinom jekonomicheskom prostranstve EvrAzJeS//Evrazijskij juridicheskij zhurnal. №12. 2013. S. 22-25)

Шумилов В.М. О периодизации международного права в контексте цивилизацион-ного подхода: Россия и Запад//Евразийский юридический журнал. №10. 2014. С. 44-50 (Shumilov V.M. O periodizacii mezhdunarodnogo prava v kontekste civilizacionnogo podhoda: Rossija i Zapad//Evrazijskij juridicheskij zhurnal. №10. 2014. S. 44-50)

Sherzod Shadikhodjaev. Trade integration in the CIS Region: A Thorny Path towards a Customs Union. Journal of International Economic Law 12 (3) 2009. P.555-578.

Won-Mog Choi. Legal problems of making regional trade agreements with non-WTO-member states. Journal of International Economic Law 8 (4) 2005. P. 825-860.

^ 100

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.