21. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 мая 2011 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Костенко» // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 22. — Ст. 3237.
22. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июня 2011 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 7 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и части первой статьи 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в связи с жалобой гражданина И.В. Аносова» // Собрание законодательства РФ. — 2011. - № 26. - Ст. 3858.
23. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
24. Аелор, Жак. Образование: сокрытое сокровище // Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века URL: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf (дата обращения: 30.10.2011).
25. Основы психологии и педагогики. — Минск: Изд-во МИУ, 2010. — 441 с.
26. Хромов, А. В. Конституционное право граждан на профессиональное образование и особенности его реализации военнослужащими : автореф. дис... канд. юрид. наук. — М., 2007. — 18 с.
27. Карпухина, Е. А., Гаяичин, В. А. Академическая мобильность в условиях интернационализации образования. — М.: Университетская книга, 2009. — 460 с.
28. Пасешникова,Л. А. Конституционно-правовые основы академической свободы в современной России : автореф. дис...канд. юрид наук. — СПб., 2011. — 26 с.
29. Конституции государств Европейского Союза. — М.: Норма, Инфра-М, 1997. — 816 с.
30. Сухочев, В. М. Право на образование и обеспечение его доступности — конституционная норма или жизненно важная потребность индивидов? // Право и образование. — 2011. — № 1. — С. 4-16.
31. Геворкян, Е. Н. E-learning в экономике, основанной на знаниях // Высшее образование в России. — 2006. — № 1. — С. 114-118.
32. Всеобщая декларация прав человека: Принята на третьей сессии Еенеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.) резолюцией 217 А (III) // Российская газета. — 1998. — 10 декабря.
33. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Международное гуманитарное право в документах. — М.: МНИМП, 1996. — 555 с.
34. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры: Исполнительный совет, Сто пятьдесят девятая сессия // 159 ЕХ/41, Париж, 16 мая 2000 г.
35. Европейский Суд по правам человека: порядок обращения. — М.: Памятники исторической мысли, 1999. — 24 с.
УДК 34.342 И.С. Мамеева*
Правовые методы по созданию нормативно-правовой базы в сфере обеспечения пожарной безопасности
Рассматриваются вопросы, касающиеся правовых методов по созданию нормативно-правовой базы в сфере обеспечения пожарной безопасности. Раскрыто понятие «метод» с точки зрения различных авторов. Приведено несколько классификаций методов. Проанализированы такие явления, как юридическая техника, законодательная техника, юридические термины, конструкции, символы, правовая презумпция, правовая фикция и их роль в формировании правовой базы МЧС России.
Ключевые слова: метод, юридическая техника, законодательная техника, юридические термины, юридические конструкции, правовые символы, правовая презумпция, правовая фикция.
I.S. Mameeva*. The legal methods for the establishment of the legal fire safety base. The
article deals the legal methods for the establishment of the legal fire safety base. A concept of method is discovered in terms of various authors. The classifications of a few methods are leaded. Such phenomena as
* Мамеева, Ирина Сергеевна, старший юрисконсульт Государственного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Владимирской области», Государственное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Владимирской области», старший лейтенант внутренней службы. Почтовый адрес: Россия, 600023, г. Владимир, ул. Песочная, 19-13. Телефон: +7920-620-8189. E-mail: [email protected].
* Mameyeva, Irina Sergeevna, senior legal adviser of the State agency «The Center for crisis management of the Russian Federation Ministry of Emergency Situations for the Vladimir region», the State agency «The Center for crisis management of the Russian Federation Ministry of Emergency Situations for the Vladimir region», senior lieutenant of internal service. Post address: 600023, Russia, Vladimir, Pesochnaya str., 19-13. Telephone: +7920-620-8189. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 22 ноября 2011 года.
© Мамеева И.С., 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011
Конституционное право
the legal technology, the legislative technology, the legal terms, the designs, the symbols, the legal presumption, the legal fiction and their role in establishing of the legal fire safety base were analyzed.
Keywords: a method, the legal technology, the legislative technology, the legal terms, the legal designs, the legal symbols, the legal presumption, the legal fiction.
Прежде чем говорить о правовых методах по созданию нормативно-правовой базы, необходимо начать с основополагающих понятий.
«Под методом понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых обучающийся постигает предмет, получает новые знания» [6].
Существует много методов, которые используются в юридической науке. Как правило, они разделяются на три группы. В частности, А.С. Пиголкин выделяет философский (общемировоззренческий) метод, а также общенаучные и частнонаучные (специальные) методы.
Автор рассматривает всеобщий философский метод как метод диалектического материализма. Данный метод используется во всех науках, а также на всех этапах, стадиях научного исследования.
Философский метод исходит из основных идей, суть которых заключается в том, что мир в целом, а также государство и право, материальны. Мир существует независимо от воли и сознания людей, т.е. существует объективно.
«Общенаучные методы — это те, которые используются во всех либо во многих отраслях науки и распространяются на все стороны, разделы соответствующей науки» [8].
Среди них автор выделяет следующие методы: логический, исторический, системноструктурный, сравнительный, методы конкретно-социологических исследований.
Частнонаучные (специальные) методы исследования свойственны конкретным отраслям научного познания. Они позволяют достичь углубленного познания государственно-правовых явлений. «Частнонаучные методы призваны обогащать всеобщий и общенаучные методы с помощью конкретизации их в соответствии с особенностям изучения юридической действительности». Среди частнонаучных методов можно выделить метод социального эксперимента и статистический метод.
Н.И. Матузов, А.В. Малько также разделяют методы на всеобщие, общенаучные и частные.
Однако среди всеобщих методов авторы выделяют метафизику и диалектику.
Метафизика рассматривает государство и право как неизменные институты, которые не связаны ни друг с другом, ни с другими общественными явлениями. Диалектика представляется, по мнению авторов, материалистической и идеалистической.
К числу общенаучных методов ученые относят: анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента. К частнонаучным относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д. Кроме того, в числе частнонаучных методов авторы выделяют сугубо юридические: формально-юридический и сравнительно-правовой методы [6].
Н.А. Власенко приводит свою классификацию методов научного познания.
В первую очередь он выделяет диалектику, под которой подразумевает универсальный принцип познания. Этот принцип заключается в выработанных человечеством систематизированных правилах познания мира. Поскольку более конкретные знания наука получает с помощью общенаучных знаний, то в их числе ученый выделяет теоретический, аксиологический методы и системный подход.
К частнонаучным методам юридических наук Н.А. Власенко относит формально-логический метод, конкретно-социологический, сравнительного правоведения (государствоведения) и др. [2]
Как видно, методы научного познания государства и права многообразны. В совокупности они складываются в некое образование, которое можно назвать общим методом юридической науки. «Все методы тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга и лишь в совокупности, тесном взаимодействии позволяют успешно и эффективно решать теоретические проблемы государства и права» [8].
Одним из методов по созданию нормативно-правовой базы является юридическая техника. Ее уровень свидетельствует о существующей правовой культуре.
«Юридическая техника — совокупность методов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства» [15].
При определении юридической техники В.Н. Карташов выделяет два подхода: широкий и узкий [4, с. 111].
При широком подходе юридическая техника в целом отождествляется с правом либо лежит в его основе. Юридическая техника при таком подходе может отражать более одного аспекта правовой действительности.
Узкий подход предполагает, что юридическая техника присутствует сугубо в законодательной сфере права.
Ученый Ж. Дабен, который исследовал проблему юридической техники, классифицировал взгляды ученых на несколько групп. Представители первой группы (И. Колер, Ж. Рипер и др.) противопоставляют юридическую науку и юридическую технику.
К сфере юридической техники они относят правотворчество и судопроизводство, при котором нормы, выработанные наукой, находят свое толкование и применение.
Вторая группа авторов (В. Штаммлер, Р. Салейль и др.) рассматривает юридическую технику таким образом, при котором право приобретает научное выражение.
Юридическая техника отождествляется с некой разновидностью правотворчества. Одновременно с этим под ней понимают работу по систематизации правовых норм, которая осуществляется совместными усилиями.
Авторы третьей группы (А. Дюги, Р. Демог и др.) под юридической техникой склонны понимать совокупность средств и процедур, необходимых для обеспечения реализации целей права.
Четвертая группа авторов (Р. Иеринг, Ф. Жени и др.) в юридической технике находит «средство перевода социальных потребностей на язык права, конструирование обязательных норм для поддержания порядка в обществе» [10, с. 213].
Не меньший интерес представляет определение юридической техники, которое было дано отечественными учеными-юристами в различных научных изданиях.
Так, Н.А. Власенко, Д.А. Керимов, А.С. Пиголкин, А.Ф. Черданцев и другие исследователи с некоторыми нововведениями и особенностями понимания под юридической техникой, полагают «совокупность (систему) соответствующих средств, приемов, методов и правил подготовки и изложения правовых актов» [5, с. 233].
С.С. Алексеев определяет юридическую технику как «совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми приемами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства» [1, с. 150]. Автор связывает данное понятие с организацией правового материала и его внешним изложением.
Надо отметить, что юридическая техника касается нормативных документов, а также документов индивидуального значения. Основное в этих документах, конечно, составляет их содержание, т.е. соответствие юридических норм требованиям жизни, т.е. содержание соответствует экономическому и нравственному состоянию общества, его готовности к нововведениям. Немаловажна и сама суть экономических, социальных, политических решений.
Приёмы юридической техники представляют собой операции разработчиков в отношении текста создаваемого правового акта, которые направлены на использование в соответствии с установленными правилами средств юридической техники.
Также существует такое понятие, как законодательная техника, которая является важнейшей составной частью юридической техники.
«Законодательная техника — совокупность правил, методов, средств и приемов (инструментов), используемых субъектами законодательного процесса для организации и осуществления законодательной деятельности» [3].
Законодательная техника включает в себя:
а) выражение воли законодателя. В данном случае речь идет о терминах, конструкциях, символах, презумпциях, а также фикциях.
Например, в ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «О требованиях пожарной безопасности» законодателем приведено несколько основных понятий в области пожарной безопасности [12];
б) построение норм права и нормативных правовых актов. Норма права, как известно, включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. Законы, действующие в области пожарной безопасности, как правило, делятся на статьи, а те, в свою очередь, на части; иные нормативные правовые акты — на пункты;
в) процедуру принятия законопроектов. Данный момент включает в себя стадии нормотворческой деятельности, в частности стадии принятия правовых актов в области пожарной безопасности;
г) опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов.
Элементом юридической техники, а также методом по созданию нормативно — правовой базы выступает терминология.
«Юридические термины (лат. — terminus — предел, граница) — словесные обозначения государственно-правовых понятий, с помощью которых выражается и закрепляется содержание нормативно-правовых предписаний государства» [14].
Юридические термины можно разделить на три группы.
1. Общеупотребительные термины — слова, которые широко употребляются в литературном языке («аварийный выход», «пожар», «эвакуационный выход» и др.). Без таких слов законодателю невозможно было бы сделать законодательство и юриспруденцию доступными для понимания.
2. Специальные юридические термины — это термины, которые отражают особенности государства и права, возникающие в процессе правотворческой деятельности. В качестве примера можно привести такие, как «правоотношения», «иск», «правоспособность» и др.
3. Специальные неюридические термины — это термины, которые принадлежат другим наукам, но используются в законодательстве и юридической науке («система противодымной защиты», «пожарный оповещатель», «окислители» и др.).
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011
Конституционное право
Для уяснения их смысла необходимо обращаться к тем отраслям знаний, в область которых они входят.
Юридическая терминология должна отвечать следующим требованиям:
1) точность в обозначении того или иного понятия;
2) однозначность (когда термин имеет одно, а не несколько значений);
3) краткость;
4) простота.
Языку закона необходимо быть наиболее выразительным и лишенным эмоциональной окраски. «В законе нужен ровный, спокойный тон изложения, не окрашенный субъективным переживанием, не зависящий от характера трактуемого предмета, без пышной торжественности, нервной взволнованности, романтической приподнятости или бытовой заземленности» [17].
Например, законодатель употребляет термин «государство», однако не употребляет близкие ему по смыслу слова «отечество», «родина», «держава». Он также использует термин «пожар», но не использует слова «огниво», «зарево» и т.д.
Следующим элементом юридической техники выступает юридическая конструкция.
«Юридическая конструкция — один из элементов юридической техники, представляющий собой такое структурное расположение правового материала, которое характеризуется внутренним единством прав, обязанностей и форм ответственности соответствующих лиц» [13].
Юридические конструкции необходимы для моделирования общественных отношений с помощью специальных правовых средств. В результате данной работы упрощается и стабилизируется процесс правового регулирования возникающих общественных отношений.
Например, в случае расследования дел по пожарам дознаватель исходит из конструкции состава административного правонарушения или преступления: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Эта конструкция определяет четкий порядок действий дознавателя, помогает ему избавиться от работы, не имеющей никакого отношения к делу.
Применяя юридические конструкции к тем или иным общественным отношениям, люди упорядочивают свою жизнь, удовлетворяют возникающие интересы.
В результате грамотного применения юридических конструкций нормализуется общественный порядок. Кроме того, хорошо продуманные юридические конструкции обеспечивают стабильность правовой системы в целом.
Правовые символы являются своеобразным элементом, который выступает связующим звеном между общей культурой и юридической.
Правовые символы являются одним из средств государственного общения, а также общения на международном уровне. Они выступают своеобразной формой понимания друг друга людей, разделенными государственными границами и языками.
Изначально правовые символы играли немаловажную роль в регулировании поведения людей в период так называемого предправа. Свое значение они не потеряли и до настоящего времени. Правовые символы достаточно широко используются практически во всех отраслях действующего российского права.
Символы часто являются наиболее доступным и удобным средством регулирования общественных отношений. Правовые символы отличает лаконичность, краткость и наглядность. «Если символы понятны и укоренились в сознании рядовых граждан, то государственно-властное веление, внешне выраженное в виде символа, будет реализовываться даже на подсознательном уровне» [7].
На уровне государства правовыми символами являются флаг, гимн. В судебном производстве, например, правовым символом может выступать тот факт, что присутствующие в суде встают в ходе судебного заседания. Это является своего рода символом уважения к государству.
В системе МЧС России правовым символом может выступать флаг и эмблема МЧС России, которая учреждена Указом Президента Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. № 1231 «О флаге и геральдическом знаке-эмблеме министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [11].
Использование в законодательстве символики освобождает от необходимости повторять описание возникающих правовых явлений, также придает законодательству образность, наряду со строгостью и лаконичностью.
«Правовая презумпция — это закрепленное в законе правило, предполагающее наличие или отсутствие фактов до представления доказательств противного (опровержимая презумпция) или запрещающее их опровержение (неопровержимая презумпция)» [9].
Предположительный характер является основным признаком правовой презумпции, при этом её составляют не достоверные, а вероятные обобщения. Степень их вероятности основывается на связи повторяемости повседневных явлений с объективным миром.
Безусловно, презумпция играет большую роль в праве. Некоторые правовые презумпции приобрели значимость на уровне правовых принципов.
Среди таких правовых презумпций стоит отметить презумпцию знания закона, добропорядочности гражданина, невиновности обвиняемого, которые также берутся за основу при создании нормативной базы МЧС России.
«Правовая фикция — правовой приём, заключающийся в предположении факта вопреки его действительности. Суть приёма заключается в том, что известный несуществующий факт признаётся существующим, либо наоборот» [16].
Правовые фикции применялись уже в древних правовых системах. Такой, в частности, была фикция римского права о признании «по вымыслу» иностранца римским гражданином, если он выступал истцом или ответчиком в гражданских сделках.
Необходимость фикций в существующем отечественном праве и в других правовых системах необходима потому, что они создают четкость и определенность при регулировании общественных отношений, а также при определении правового положения личности.
С правовой фикцией связано возникновение, изменение или прекращение субъективных прав и юридических обязанностей. Поэтому фиктивное установление и закрепление таких положений является не только оправданным, но и необходимым, в т.ч. и при создании правовой базы МЧС России.
Как видно, существует большое количество методов по созданию нормативно — правовой базы МЧС России. От качества проводимой работы зависит развитие системы в целом, отсутствие в нормативно-правовых актах пробелов и двойных трактовок.
Список литерятуры1
1. Алексеев, С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. — М.: Издательская группа Норма — Инфра-М, 2003. С. 150.
2. Власенко, Н. А. Теория государства и права : учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2011. [Доступ из справ.-правовой системы «Гарант»].
3. Законодательная техника // Юридический словарь // Словари и энциклопедии на «Академике».
— [Электронный документ]. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/14790 (дата обращения 28.07.2011).
4. Карташов, В. Н. Юридическая техника, тактика, стратегия и технология (к вопросу о соотношении) // Проблемы юридической техники : сб. статей / В.М. Баранов. — Н. Новгород, 2005. — С. 111.
5. Каманина, Т. В. Юридическая техника: учебник. — М.: Эксмо, 2007. — С. 233.
6. Матузов, Н. И., Малько, А. В. Теория государства и права : учебник. — М.: Юристъ, 2004. [Доступ из справ.-правовой системы «Гарант»].
7. Никитин, А. В. Правовые символы: дис. ... канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 1999. — 241 c. // Научная электронная библиотека «Веда». — [Электронный документ]. — Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/100146.html (дата обращения 28.07.2011).
8. Пиголкин, А. С. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. — М.: Городец, 2003. — Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
9. Понятие правовой презумпции // Законодательство России. [Электронный документ]. — Режим доступа: http://www.labex.ru/page/theory_dokaz_204.html (дата обращения 28.07.2011).
10. Прянишников, Е. А. Законодательная техника : научно-практическое пособие. — М.: Инфра-М, 2006. - С. 213.
11. Указ Президента РФ от 15 ноября 1997 г. № 1231 «О флаге и геральдическом знаке-эмблеме Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (с изменениями и дополнениями) // Гарант : информационно-правовой портал. [Электронный документ]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/ 1570120/ (дата рецепции — 28.07.2011).
12. Федеральный Закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (раздел 1) // МСЧ России. — [Электронный документ]. — Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/law/ index.php?ID=11679 (дата обращения 8.07.2011).
13. Юридическая конструкция / / Энциклопедический словарь экономики и права, 2005 // Словари и энциклопедии на «Академике». — [Электронный документ]. — Режим доступа: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/18455/ (дата обращения 28.07.2011).
14. Юридическая наука // Глоссарий.ш. — [Электронный документ]. — Режим доступа: http:// www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?Rewoko,lxqol!ylwsot: (дата обращения 28.07.2011).
15. Юридическая техника // Википедия : свободная энциклопедия. [Электронный документ].
— Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Юридическая_техника (дата обращения 27.07.2011).
16. Юридическая фикция // Википедия : свободная энциклопедия. [Электронный документ]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Юридическая_фикция (дата обращения 28.07.2011).
17. Язык закона / А.С. Пиголкин. — М., 1990. [Доступ из справ.-правовой системы «Гарант»].
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011