Территория науки. 2015. № 3
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
8. Источник [электронный ресурс], Режим доступа:
http://base.garant.ru/58024599/
9. Источник [электронный ресурс], Режим доступа:
http://www.cikrf.ru/news/relevant/2014/11/24/01 .html
10. Макаров Б.А. Выпускной бал Президента. - Источник:
[электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.yurclub.ru/docs/izbir/article5.html.
Павлов Р.Г.
ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Воронежский экономико-правовой институт, Воронежская областная коллегия адвокатов
Ключевые слова: Преступление, половая свобода
несовершеннолетних, педофилия, преступления сексуального характера
Key Words Crime, sexual freedom of minors, pedophilia, sexual offenses
Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы
возникновения и противодействия преступлений против половой свободы несовершеннолетних, а также меры предотвращения данных преступлений.
Abstract: This article discusses the problem of the origin and combating crimes against sexual freedom of minors, as well as measures to prevent these crimes.
Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением. Вред, причиняемый ребенку в результате насильственных преступлений, приводит к отклонениям в нравственном и психофизическом развитии несовершеннолетних и представляет угрозу будущему государства и общества.
Одной из сложных социальных задач общества является предупреждение и профилактика преступлений против половой свободы несовершеннолетних. Успешность данного мероприятия
168
Территория науки. 2015. № 3
весьма сильно осложняется множеством обстоятельств. Перечислим основные:
• особенности организма несовершеннолетних - их психология и физиология. Дети зачастую просто не в состоянии осознать, что над ними было совершено насилие, либо скрывают это всеми возможными способами, боясь отрицательной реакции со стороны родителей;
• значительное число потерпевших несовершеннолетних напрямую зависит от преступника. Это, как мы указывали выше, могут быть родители, педагоги, близкие знакомые. Субъекты преступления в этом случае могут выступать блокирующим фактором - использовать все возможные средства для того, чтобы о преступлении никто не узнал.
Остальные факторы мы уже перечисляли выше, отмечая при этом, что современное российское общество также обладает огромным количеством проблем, напрямую влияющих на рост преступности в отношении несовершеннолетних. Отметим, что данные факторы хоть и влияют на общую статистику раскрываемости и предупреждение данных правонарушений, но все же не оказывает сильного влияния на всю политику предупреждения в целом [1].
Еще в 2009 году Президент Российской Федерации Д. Медведев акцентировал внимание на необходимости принятия дополнительных мер законодательного порядка, направленных на обеспечение защиты и безопасности детей и подростков. Последние 5 лет стали годами кардинальных изменений в национальном законодательстве в данной сфере. Приняты меры, усиливающие уголовную ответственность за совершение преступных сексуальных посягательств в отношении несовершеннолетних, а также устанавливающие запрет на работу с детьми для лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. Законодателем предусмотрено установление административного надзора за лицами, имеющими непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления в отношении несовершеннолетнего, и освобожденных из мест лишения свободы. Кроме того, в 2012-ом году в Государственную Думу РФ был внесен законопроект об ужесточении наказания за педофилию. За принятие президентского законопроекта проголосовали 354 депутата, против -один. Новеллой в законодательстве стало то, что впервые официально в уголовное законодательство введен термин «педофилия». Кроме того, впервые предусмотрено применение принудительных мер медицинского характера, включая химическую кастрацию, для педофилов, совершивших преступления в отношении детей младше 14
169
Территория науки. 2015. № 3
лет. Кроме принудительного, устанавливается добровольный порядок химической кастрации при наличии ходатайства или согласия осужденного, который сможет попросить об этом при рассмотрении условно-досрочного освобождения или замене неотбытой части наказания более мягким.
Также ужесточились положения о применении условно-досрочного освобождения для педофилов и смягчения наказания виновному, который его уже отбывает. Ходатайства рассматриваются лишь от заключенных, уже отбывших не менее 80% срока своего наказания. Отсрочка отбывания наказания для лиц, совершивших сексуальное преступление в отношении детей до 14 лет, применяться не будет.
При этом, согласно статистике, за последние 2 года, процедура химической кастрации к осужденным за сексуальные преступления против детей в РФ пока не применялась. Это наводит на мысль о том, что подобные меры вряд ли поспособствуют снижению числа преступлений против половой свободы несовершеннолетних. Возможно, на законодательном уровне необходимо более емко проработать либо процедуру химической кастрации, либо пойти по пути ужесточения закона [4] .
Изучая систему противодействия преступлениям, отметим, что в криминологии выделяют общие и индивидуальные комплексы мер. В отличие от средств общей профилактики, действующих в отношении определенных социальных групп, меры индивидуальной профилактики представляют собой применение обще социальных и специальных криминологических мер в отношении отдельного человека с целью предотвращения преступления.
Данный подход включает средства общей и индивидуальной профилактики. Указанные средства распространяются на взрослых лиц, склонных к совершению подобных преступлений; несовершеннолетних и малолетних - возможных жертвах преступления.
К общим средствам профилактики рассматриваемых преступлений, реализуемым в отношении взрослых, относятся, прежде всего, правовые средства и социальный контроль. Рассмотрим их более подробно.
Меры уголовно-правового воздействия, указанные в главе 18 УК РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности», непосредственно направлены на предупреждение сексуальных преступлений против несовершеннолетних. Наличие в уголовном законе норм, предусматривающих ответственность за сексуальные посягательства против несовершеннолетних, служит
170
Территория науки. 2015. № 3
важным сдерживающим фактором совершения данных преступлений. Кроме «карательных процедур», предусмотренных в уголовном законе, профилактику осуществляют и международные правовые договоры, к которым присоединилась Российская Федерация.
В 1966 году был принят Международный пакт о гражданских и политических правах. Статья 24 этого пакта посвящена мерам защиты детей от различного рода посягательств [2].
В 1989 году была принята Конвенция ООН «О правах ребенка» [3]. Она содержит немало положений, имеющих криминологическую и практическую значимость. В данном документе отмечается ответственность родителей и других членов семьи за ненадлежащее осуществление предусмотренных законом прав и обязанностей по отношению к ребенку.
Как видим, социальный контроль за лицами, осуществляющими заботу о несовершеннолетних в силу своих родственных либо профессиональных отношений, вытекает из содержания международно-правовых норм.
Кроме того, все чаще в криминологической литературе исследуется не механизм социального отклонения, а механизм приверженности определенным правилам, изучаются не столько причины совершения преступлений, сколько причины воздержания от их совершения. При этом делается обоснованный, на наш взгляд, вывод о том, что наиболее надежным путем контроля преступности оказывается укрепление таких общественных институтов, как семья, школа, организация труда в условиях конкретного рабочего места.
К числу общих профилактических мероприятий по предотвращению сексуальных преступлений против
несовершеннолетних принадлежат меры, направленные на выявление лиц, страдающих различными сексуальными заболеваниями, прежде всего, педофилией и эксгибиционизмом. Речь в данном случае идет об анализе материалов проверок, уголовных дел, протоколов о совершении административных правонарушений с целью выявления лиц с признаками таких заболеваний. Если по ст. ст. 134, 135 УК РФ возбуждено уголовное дело и проводится расследование, следователь должен принять меры к установлению не только психического состояния и вменяемости обвиняемого, но и особенностей его сексуальной сферы. Такие «сексологические экспертизы» получают распространение в зарубежной практике и, в целом, одобрительно воспринимаются отечественными специалистами.
В то же время основная нагрузка в деле выявление указанных лиц, безусловно, должна быть возложена на психологов и психиатров. Как
171
Территория науки. 2015. № 3
отмечалось ранее, все нарушения в области сексуальной сферы носят интимный характер. Сотни людей, страдающих сексуальными перверзиями, не обращаются к психологам и психиатрам, так как боятся позорящей огласки. В результате указанные отклонения усиливаются, что «подталкивает» таких лиц к совершению сексуальных преступлений. Излишнее администрирование в данном случае не принесет достаточного эффекта.
Необходимо шире практиковать анонимные меры оказания психолого-психиатрической помощи лицам, которые страдают педофилией либо эксгибиционизмом, и сами обратились в лечебные учреждения либо психологические службы. Информация об этих лицах должна сообщаться в правоохранительные органы лишь в тех случаях, когда, по мнению психологов и психиатров, они являются реальными «кандидатами» на совершение сексуальных преступлений, и их поведение не поддается устойчивой психокоррекции.
Кроме того, выявление таких лиц в случае, если они не совершили правонарушений, не должно влечь за собой каких-либо карательных санкций, и проводиться оно должно в условиях строгой конфиденциальности. Такое выявление необходимо, в первую очередь, для того, чтобы в дальнейшем проводить с такими лицами индивидуальную работу, применять меры индивидуальной профилактики. Основу таких мер должны составлять медикопсихологические средства. Работники же правоохранительных органов должны в корректной форме предостеречь указанных лиц о недопустимости совершения правонарушений в области сексуальной сферы.
Особое внимание должно быть уделено выявлению лиц, страдающих сексуальными заболеваниями, среди работников воспитательных и образовательных учреждений. Вполне вероятна необходимость на законодательном уровне ввести обязательное тестирование опытными психологами и психиатрами всех педагогических работников, занимающихся воспитанием и обучением детей и подростков, независимо от того, принимается ли работник на постоянную или временную работу. К сожалению, судебная и следственная практика знает немало случаев, когда на работу с детьми беспрепятственно принимали лиц, страдающих подобного рода отклонениями.
В этой связи представляется весьма актуальным внесение изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации в части ограничения на занятие
172
Территория науки. 2015. № 3
трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних». Однако механизм реализации принятых законодательных норм до настоящего времени не разработан. Так, лицо, принимаемое на работу по вышеуказанной деятельности должно предъявить работодателю наряду с другими документами и справку о судимости и фактах уголовного преследования, в том числе и прекращенного, однако форма такой справки не утверждена Министерством внутренних дел России, в настоящее время действует только документ, утвердивший форму справки о наличии (отсутствии) у граждан судимости, которая выдается им по их заявлениям. Также предусмотрено ограничение по наличию заболеваний, но до настоящего времени Минздравсоцразвития России не утвердило указанный перечень заболеваний.
Список литературы
1. Сахаров А.Б. Социальная система предупреждения преступлений // Государство и право. - 2008. - № 11. - С.66.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах,
принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года — URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения: 10.04.14)
3. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года — URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 10.04.14)
4. Мани Д. Судебная сексология: Серийные изнасилования и сладострастные убийства // Сексуальные преступники. - М., - 2002. -С. 12-22.
173