Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ (СРЕДСТВА) ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ'

ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ (СРЕДСТВА) ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
246
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ / НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тагибов К. А.

Основной предмет исследования статьи - недобросовестная конкуренция, которая не только угрожает работе ответственных субъектов хозяйствования, но и подрывает их деловую активность, снижает уровень качества продукции, деятельности и сервиса в торговом пространстве. Данное явление остается проблемой для большинства экономических субъектов. Действия, ведущие к причинению репутационного и финансового ущерба, всегда ориентированы против определенного конкурента. Последствия нарушений общепринятых правил и норм ведения бизнеса отражаются на конкретном товарном рынке, однако не достигают основной цели по снятию с повестки дня вопроса конкурентной борьбы. В статье рассматривается проблема противодействия недобросовестной конкуренции; репрезентируется понятие, виды и особенности данного явления; описываются основные гражданско-правовые механизмы (средства) борьбы с ним. В результате проведенного исследования формулируются несколько практически значимых выводов, ориентированных на нивелирование проявлений недобросовестного соперничества в конкурентной среде предпринимательства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL MECHANISMS (MEANS) OF COUNTERING UNFAIR COMPETITION

The main subject of the article is unfair competition, which threatens not only bona fide business entities, but also their work in general, which undermines their business activity, reduces the quality of goods, works and services on the market. This phenomenon remains a problem for most economic actors. Actions leading to reputational and financial damage are always oriented against a certain competitor. The consequences of violations of generally accepted rules and norms of doing business are reflected in a particular commodity market, but do not achieve the main goal of removing the issue of competitive struggle from the agenda. Despite the active activity of the Federal Antimonopoly Service, unfair competition remains a common problem. The article considers the problem of counteracting unfair competition; the concept, types and peculiarities of this phenomenon are represented; the main civil law mechanisms (means) of its counteraction are described. As a result of the conducted research, several practically significant conclusions are formulated, focused on leveling the manifestations of unfair competition in the competitive environment of entrepreneurship in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ (СРЕДСТВА) ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ»

Научная статья УДК 346.14

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.7.43

Правовые механизмы (средства) противодействия недобросовестной конкуренции

Казбек Ахмедович Тагибов

Российская государственная академия интеллектуальной собственности (РГАИС), Москва, Россия, kazbektagibov@gmail.com, https://orcid.org/0009-0003-7533-809X

Аннотация. Основной предмет исследования статьи - недобросовестная конкуренция, которая не только угрожает работе ответственных субъектов хозяйствования, но и подрывает их деловую активность, снижает уровень качества продукции, деятельности и сервиса в торговом пространстве. Данное явление остается проблемой для большинства экономических субъектов. Действия, ведущие к причинению репутационного и финансового ущерба, всегда ориентированы против определенного конкурента. Последствия нарушений общепринятых правил и норм ведения бизнеса отражаются на конкретном товарном рынке, однако не достигают основной цели по снятию с повестки дня вопроса конкурентной борьбы. В статье рассматривается проблема противодействия недобросовестной конкуренции; репрезентируется понятие, виды и особенности данного явления; описываются основные гражданско-правовые механизмы (средства) борьбы с ним. В результате проведенного исследования формулируются несколько практически значимых выводов, ориентированных на нивелирование проявлений недобросовестного соперничества в конкурентной среде предпринимательства Российской Федерации.

Ключевые слова: субъекты хозяйствования, конкуренция, добросовестность, недобросовестная конкуренция, противодействие

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Тагибов К.А. Правовые механизмы (средства) противодействия недобросовестной конкуренции // Теория и практика общественного развития. 2023. № 7. С. 304-310. https://doi.org/10.24158/ti-por.2023.7.43.

Original article

Legal Mechanisms (Means) of Countering Unfair Competition Kazbek A. Tagibov

Russian State Academy of Intellectual Property (RSAIP), Moscow, Russia, kazbektagibov@gmail.com, https://orcid.org/0009-0003-7533-809X

Abstract. The main subject of the article is unfair competition, which threatens not only bona fide business entities, but also their work in general, which undermines their business activity, reduces the quality of goods, works and services on the market. This phenomenon remains a problem for most economic actors. Actions leading to repu-tational and financial damage are always oriented against a certain competitor. The consequences of violations of generally accepted rules and norms of doing business are reflected in a particular commodity market, but do not achieve the main goal of removing the issue of competitive struggle from the agenda. Despite the active activity of the Federal Antimonopoly Service, unfair competition remains a common problem. The article considers the problem of counteracting unfair competition; the concept, types and peculiarities of this phenomenon are represented; the main civil law mechanisms (means) of its counteraction are described. As a result of the conducted research, several practically significant conclusions are formulated, focused on leveling the manifestations of unfair competition in the competitive environment of entrepreneurship in the Russian Federation.

Keywords: business entities, competition, integrity, unfair competition, counteraction

Funding: Independent work.

For citation: Tagibov, K.A. (2023) Legal Mechanisms (Means) of Countering Unfair Competition. Theory and Practice of Social Development. (7), 304-310. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.7.43 (In Russian)

Государство регулирует формирование бизнес-среды и поощряет конкурентную борьбу в необходимых для общества направлениях, применяя различные методы и механизмы формирования соответствующих отношений и противодействия недобросовестным проявлениям. Рыночная конкуренция представляет собой борьбу экономических субъектов за увеличение продаж товаров и получение прибыли от реализуемой продукции. Она оказывает выраженное влияние на экономику страны.

© Тагибов К. А., 2023

ПРАВО \-A\N

Безопасность, обеспечиваемая в рамках конкурентного рынка, ориентирована на противодействие недобросовестным дельцам. Именно защита признается базовой задачей правового контроля рыночной среды в рамках любой страны, в том числе и в России. Необходимость в ней обуславливается способностью нечестных предпринимателей в рамках конкурентной борьбы на определенном рынке вводить покупателей в заблуждение, вредить здоровью и причинять ущерб имуществу граждан, природе либо чести, достоинству и деловой репутации предпринимателей, общественному развитию, представлениям о гуманности и морали. Требуется серьезное внимание к созданию условий, способствующих росту результативности организаций на фоне приемлемого уровня конкуренции. На данные факты находим ссылки в Стратегии развития конкуренции и антимонопольного контроля в Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной Президиумом Федеральной антимонопольной службы от 3 июля 2019 года № 611.

Проблема настоящего исследования состоит в следующем. Появление новых видов недобросовестной конкуренции требует совершенствования правовых механизмов противодействия ей. На современном этапе по рассматриваемой проблематике имеется серьезный опыт работы - как отечественный, так и международный. Однако это не мешает проявлениям преступной конкуренции в рамках товарных рынков трансформироваться. В данной связи требуются усилия по поиску новых способов борьбы с негативными тенденциями, отвечающих актуальным условиям ведения бизнеса.

Цель исследования заключается в выработке конкретных предложений, направленных на совершенствование инструментов правового контроля действий, ориентированных на противодействие нечестным приемам в рамках предпринимательской борьбы.

Конкурентные отношения в обществе регулируются Федеральным законом «О защите конкуренции»2. Статья 4 данного документа представляет правовое понятие рассматриваемого феномена - «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке»3.

Конкуренция как явление обладает собственными признаками. Первый -как социальный регулятор, она реализуется благодаря устанавливающему нормы поведения содержанию. Второй -конкуренция предполагает необходимость свободы деятельности в рамках экономических отношений. Понятие такой свободы отражено в Конституции РФ4. Она находится под защитой законодательства (антимонопольное, гражданское, уголовное, административное). Третий признак затрагивает сферу претворения в жизнь прав и интересов потребителей. В этом свете конкуренция должна отвечать критериям нормальности и свободы. Только в таком формате она становится реальным обеспечивающим механизмом. Четвертый признак заключается в том, что конкуренцию признают основным гарантирующим инструментом объективности участников рынка и их состязательности. Пятый - указывает на запрещенность в рамках конкуренции отступлений от традиций делового оборота и злоупотребления картельными договоренностями (Пахаруков, Файзиева, 2022).

Конкуренция как категория представляется совокупностью взаимосвязанных элементов и обладает предметом правового регулирования. В этой роли выступают отношения в социуме. При этом происходит обозначение последовательностей правового регулирования «покупатель» - «продавец», «агент» - «агент», «кооперация» - «рынок» в рамках создания, распределения, владения и обмена благами.

Беря за основу рассмотренное понятие и рассматривая конкуренцию с позиции теории права и законодателя, приходим к выводу о том, что важнейший признак сдерживания предпринимательской борьбы признается реальной возможностью одностороннего влияния на общие положения товарообмена.

В то же время понятие общих положений товарообмена в законе отсутствует. Данный факт приводит к сложностям в судебной практике. В ходе оценки определенных действий он предполагает возникновение «привязки» к отклонениям от норм правового регулирования (Городов, 2007).

Кстати, термин «воздействие» в рамках определенного законом понятия конкуренции не аналогичен основополагающим экономическим теориям, так как участники отношений в экономике по умолчанию способны и должны влиять на процесс обращения товаров (Тотьев, 2011).

1 Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года (утв. протоколом Президиума ФАС России от 03.07.2019 № 6) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 О защите конкуренции : Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Там же.

4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Итак, термин «конкуренция» обладает своими особенностями. Принимая данный факт во внимание, можно обозначить особенности конкурентных отношений. Здесь стоит вспомнить, что природа конкуренции отражена в сфере предпринимательства. Значит, соответствующие ей отношения возникают не только между субъектами предпринимательской деятельности.

Конкуренция - базовая мотивация роста показателей качества создаваемого товара и оказываемых услуг. Благодаря ей осуществляется рост объемов производства, генерируются наиболее разумные цены на товары, развивается и модернизируется рынок их сбыта. В рамках современного общества признается правильной мысль о том, чтобы в предпринимательской среде соперничество не вело к использованию нелегальных вариантов рыночной борьбы. Последние носят название недобросовестной конкуренции1. Деятельность государства в данном направлении выявляет его неспособность препятствовать подобным нарушениям. Вероятным следствием подобного положения дел становится снижение скорости развития экономики, ее спад и иные отрицательные тенденции.

В различные периоды развития общества ученые изучали и анализировали вопросы недобросовестной конкуренции. Особое внимание уделялось процессам формулировки определений. Выводы проводимых анализов обобщались в трудах современников (Серебруев, 2016). Зафиксированная информация говорит в пользу многообразия изучаемого понятия, что приводит к невозможности осуществления однозначного выбора в отношении определенной позиции без принятия во внимание правил действующего законодательства.

Если рассматривать нормы Гражданского кодекса Российской Федерации2 (далее - ГК РФ) с точки зрения регулирования понятия «недобросовестная конкуренция», то можно найти подтверждение нашей мысли о том, что обозначенные нормы права его не раскрывают.

Кратко рассмотрим историю развития законодательства РФ о защите от недобросовестной конкуренции, так как анализ правовых ошибок прошлых поколений или применение их опыта позволят избежать недочетов в формировании новых правовых инструментов.

В России в рамках правления династии Романовых еще до революции предпринимались усилия по формированию правовых норм защиты конкуренции. Однако разработанные проекты обладали незначительной областью использования. Профессор права В.Н. Шретер обращал внимание на существовавшую тогда правовую базу. В своем ориентировании на упорядочение вопросов недобросовестной конкуренции она была «...не в состоянии удовлетворять даже самые скромные запросы: защита только зарегистрированного товарного знака, несколько более расширенная защита фирмы, если ею пользуются в качестве товарного знака, и общее признание практикой исключительного права на фирму - этим почти исчерпан перечень специальных норм, затрудняющих некоторые проделки недобросовестных конкурентов» (Шретер, 2005: 580).

После революции и дальнейшего развития общества происходило изменение политической идеологии, сопровождавшееся поддержкой командно-плановой экономики. В этих условиях Правительство СССР, по сути, «заморозило» направление рыночных отношений, свободного предпринимательства и конкуренции. Кроме того, произошла замена частной собственности на государственную. Результатом такого подхода стало снятие с повестки дня вопроса формирования правовой защиты от нечестной конкуренции.

Переход к рыночной экономике начался в начале 90-х гг. XX века. Именно этот период связывается с попытками введения и закрепления в законодательстве страны норм, сопряженных с вопросами конкуренции и ее защиты. В исследованиях Д.И. Серегина сообщается о направленности обозначенных норм на демонополизацию экономики. Это связывалось с существованием в советском государстве значительной разницы в численности государственных и мелких предприятий (кооперативов). В данном контексте формирование равных условий для развития конкуренции стало задачей номер один для руководства страны (Серегин, 2017: 35).

В 1990 г. было ратифицировано Постановление № 835 «О мерах по демонополизации народного хозяйства»3. В этом документе Совет Министров СССР рассматривал положения об обеспечении правовой защиты от рыночного монополизма, о создании условий, в которых нечестная конкуренция не сможет найти почву для развития. Негативными проявлениями данного явления признавалось введение в заблуждение, нелегальное использование товарного знака,

1 Паращук С.А. Недобросовестная конкуренция: содержание и правовые средства её пресечения : ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996. 21 с.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 О мерах по демонополизации народного хозяйства : Постановление Совмина СССР от 16.08.1990 № 835 (с изм. от 06.09.1990) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

применение конфиденциальной информации без разрешения собственника. При Совмине СССР был создан антимонопольный комитет, работа которого была ориентирована на реализацию мероприятий контроля со стороны государства в сфере развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности.

Кроме Постановления, аспекты недобросовестной конкуренции рассматривались в документе «Основы гражданского законодательства ССР и республик»1. Этот документ был утвержден ВС СССР 31.05.1991 г. В ст. 5 были перечислены условия недопущения совершения нечестных действий, ориентированных на ограничение законных интересов лица, осуществляющего коммерческую деятельность, и потребителей через действия, вводящие их в заблуждение, через грубые сравнения, благодаря имитации внешних форм чужого товара и иными способами.

Закон РСФСР № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»2 - очередной юридический документ, координировавший сферу конкуренции с 22.03.1991 г. Особенностью его является наличие отдельного III раздела (ст. 10), который рассматривает мероприятия по недопущению нечестной конкуренции. Здесь же представлены новые пункты перечня форм недобросовестной конкуренции, численность которых увеличилась до пяти. Документ закреплял аспекты проявления недобросовестной конкуренции в виде распространения искаженных сведений, обмана, бестактного сравнения, нелегального применения результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, огласки секретов производства без ведома владельца. В данном законе отражалась правовая база антимонополизма и защиты от нечестной соревновательности, обозначалась степень ответственности за их отступления от правовых норм. Кроме того, конкретизировались полномочия представителей антимонопольных структур, ориентированные на реализацию политики государства в отношении рынка товаров и конкуренции в направлении их поддержки и развития.

Распад СССР активизировал роль частного предпринимательства. Конкурентные возможности расширились. Следствием указанных явлений стало возникновение иных видов нечестного поведения. Основная их направленность - приобретение в рамках конкурентной борьбы новых возможностей. Масштабность явления стала очевидна по итогам экономического кризиса 1998 г., а также в результате смены в стране правящей «верхушки». Сложившаяся ситуация стала основой упадка социальной ответственности населения. Это порождало новые формы нечестной конкуренции, которыми стали: хищение сведений промышленной тайны, формирование корпораций, незаконное установление контроля над предприятием, «пиратство» и др.

Спад экономического развития России и непорядочные методы предпринимательской борьбы на отечественном рынке товаров и услуг стали факторами, обусловившими потребность в формировании результативного законодательства в области защиты конкуренции. Кроме того, они определили необходимость повышения качества уже имеющихся механизмов правового контроля противодействия нечестной конкуренции.

В настоящее время на территории страны действуют несколько законов и нормативно-правовых актов, координирующих сферу конкуренции. Речь идет о Конвенции по охране промышленной собственности3, Конституции РФ4, ГК РФ5, ФЗ от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции»6.

Согласно п. 9 ст. 4 последнего из указанных документов7 недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из представленного определения можно выделить следующие характеристики действия в рамках недобросовестной конкуренции:

1 Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31.05.1991 № 2211-1) (ред. от 26.11.2001) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках : Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

3 Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883) (ред. от 02.10.1979) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) ...

5 Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 № 51-ФЗ ...

6 О защите конкуренции : Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (последняя редакция) ...

7 Там же.

- факт существования хозяйствующего субъекта или группы лиц;

- направленность действия на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

- противоречие действия законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- выявление реальных или возможных потерь у хозяйствующего субъекта - конкурента по итогам предпринятых действий;

- очевидность возникшего или потенциального ущерба, нанесенного деловой репутации конкурента в ходе реализованных мероприятий.

Определение форм и способов защиты от нечестной конкуренции находится в сфере постоянного наблюдения и изучения специалистов. Изучение литературных источников дает возможность прийти к выводам о том, что в науке сегодня отсутствует согласованность подходов и действий к феномену конкуренции, а анализ проблемы обеспечения ее справедливых условий проводится в рамках различных контекстов.

Рассмотрим позицию К.Ю. Тотьева. Определяющими критериями он называет выбираемые средства защиты и ожидаемые результаты. Исходя из этих аспектов, ученый определяет три вида противодействия нечестной конкуренции: защиту судебную, административно-правовую и иные ее варианты1.

По мнению С.Н. Кондратовской, существует два правовых варианта купирования нечестной конкуренции: юрисдикционный и неюрисдикционный2.

Останавливаясь на проблематике мер защиты конкуренции, А.Н. Варламова считает достаточным использование трех видов санкций: административно-правовых, гражданско-правовых и уголовно-правовых (Варламова, 2008: 392).

По нашему мнению, очевидна неясность и сомнительность подходов к пониманию инструментов, видов, путей, норм защиты и ответственности в контексте конкурентной борьбы. Причиной такого положения дел, на наш взгляд, является несовершенство существующего законодательства - гражданского и непосредственно касающегося защиты конкуренции. В нем отсутствуют четкие правовые положения в отношении форм и способов противодействия нечестной предпринимательской борьбе.

Обратимся к нормам Конвенции по охране промышленной собственности3. В ней отражено понятие недобросовестной конкуренции, которое трактуется как акт, идущий в разрез с честными традициями ведения дел в рамках промышленного производства и торговли. Указанный международный акт ратифицировали многие страны, а значит, они обязались обеспечивать субъектов права работающими механизмами защиты от нечестных видов конкуренции. В Конвенции по охране промышленной собственности отмечены отдельные частные случаи подобного явления4.

Все это говорит о том, что законодатель рассматривает действия, нарушающие положения конкуренции, как формальный состав правонарушения, так как объективная сторона его локализована действиями, не предполагающими обязательность наступления определенных последствий для субъекта хозяйствования - потерпевшей стороны. В рамках указанной конвенции5 государство обязуется защищать конкуренцию от нечестных действий нарушителей права. При этом не учитывается наличие или отсутствие определенных отрицательных последствий для пострадавших. Следовательно, отношения по итогу выявления факта нечестной конкуренции должны обладать публичным характером.

В ГК РФ6 прописаны условия защиты от нечестной конкуренции. Ст. 10 ГК РФ отражает важнейшее положение, которое предполагает организацию мероприятия по недопущению реализации гражданских прав, нацеленных на нанесение урона другому лицу, а также иного злоупотребления правом. Кроме того, предполагается, что лица должны демонстрировать добросовестное поведение и трезвость действий. Право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции или ограничения предпринимательской борьбы, контролируется ст. 1222 ч. 3 ГК РФ7. В разделе VII ч. 4 ГК РФ «О правах на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации» отражены правила противодействия нечестной конкуренции8.

1 Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополий) : учебник для вузов. М., 2003. 603 с.

2 Кондратовская С.Н. Правовые проблемы пресечения недобросовестной конкуренции на товарных рынках : дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. 211 с.

3 Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883) (ред. от 02.10.1979) ...

4 Там же.

5 Там же.

6 Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 № 51-ФЗ ...

7 Там же.

8 Там же.

Приведем несколько примеров. Право на защиту попранного исключительного права, если нарушение отнесено к категориям нечестной конкуренции, закреплено в ст. 1252 ГК РФ1, которая рассматривает аспект несоответствия организации правовой защиты товарному знаку. При этом указывается на обеспечение для него правовой охраны со стороны одной из стран-участниц Парижской конвенции по охране промышленной собственности2. Особый аспект - наличие нарушений положений обозначенной конвенции.

Стоит помнить, что трансформация рынка товаров и услуг постоянна и непрерывна. Этому способствуют новейшие научные разработки, использование инновационных технологий и т.д. В данной связи первостепенной задачей для законодательства становится процесс совершенствования правовых механизмов сферы защиты от нечестной конкуренции. В рамках совершенствования особо выделяется Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»3. В этом документе оформлена отдельная глава 2.1, посвященная аспектам нечестной конкуренции; содержится более полный список ее форм. Благодаря детализированному перечню судебные и контролирующие структуры получили возможность четко и ясно типо-логизировать действия или бездействия субъектов хозяйствования с точки зрения добросовестности или недобросовестности.

Обобщим сказанное. В настоящем исследовании нами была реализована попытка анализа правовых механизмов (средства) защиты от недобросовестной конкуренции. Итогом проведенной работы стали следующие выводы.

В России используются различные варианты защиты предпринимателей от актов нечестного соперничества. Противодействия организуются с целью прекращения и недопущения явления. Кроме того, они предполагают возмещение ущерба, нанесенного в результате недобросовестной конкуренции.

Очевидна неясность и сомнительность подходов к пониманию инструментов, видов, путей, норм защиты и ответственности. Причиной такого положения дел мы считаем несовершенство существующего законодательства. В нем отсутствуют четкие правовые положения в отношении форм и способов противодействия нечестной конкуренции.

Очевидно несовершенство законов. Данный факт обуславливает допустимость различных махинаций с ними. Все это не облегчает деятельность правоприменителей. Кроме того, страдают механизмы законности и правопорядка.

Совершенствование нормативных правовых актов, по нашему мнению, требует расширения перечня форм недобросовестной конкуренции. Выявление ранее незафиксированных видов недобросовестной конкуренции наводит на очевидную мысль о том, что отраженный в ст. 14 ФЗ № 135 «О защите конкуренции»4 перечень, отнюдь не исчерпывающий. Кроме того, мы предлагаем фиксирование его обновленной версии в законах Российской Федерации.

Список источников:

Варламова А.Н. Конкурентное право России. М., 2008. 411 с.

Городов О.А. К понятию недобросовестной конкуренции // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2007. № 6 (275). С. 29-40.

Пахаруков А.А., Файзиева К.А. Теоретические аспекты понятия «конкуренция» // Социальная компетентность. 2022. Т. 7, № 2-3. C. 164-171.

Серебруев И.В. Недобросовестная конкуренция: подходы к определению понятия // Известия вузов Кыргызстана. 2016. № 12. С. 49-51.

Серегин Д.И. Становление законодательства о защите конкуренции в России // Вестник университета имени О.Е. Ку-тафина (МГЮА). 2017. № 9 (37). С. 29-37. https://doi.Org/10.17803/2311-5998.2017.37.9.029-037.

Тотьев К.Ю. Понятие «конкуренция» в антимонопольном законодательстве // Хозяйство и право. 2011. № 2 (409). С. 60-68.

Шретер В. Недобросовестная конкуренция // Сборник статей по гражданскому и торговому праву : памяти профессора Г.Ф. Шершеневича. М., 2005. С. 548-582.

References:

Gorodov, O. A. (2007) On the Concept of Unfair Competition. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Pravovedenie. (6 (275)), 29-40. (In Russian).

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 № 51-ФЗ ...

2 Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883) (ред. от 02.10.1979) ...

3 О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 О защите конкуренции : Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (последняя редакция) ...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pakharukov, A. A. & Faizieva, K. A. Theoretical Aspects of the Concept of "Competition". Social Competence. 7 (2-3), 164-171. (In Russian).

Serebruev, I. V. (2016) Unfair Competition: Approaches to the Definition. Izvestiya vuzovKyrgyzstana. (12), 49-51. (In Russian). Seregin, D. I. (2017) The Formation of the Legislation for Protection of Competition in Russia. Courier of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL). (9 (37)), 29-37. Available from: doi:10.17803/2311-5998.2017.37.9.029-037. (In Russian).

Shreter, V. (2005) Nedobrosovestnaya konkurentsiya [Unfair competition]. In: Sbornik stateipo grazhdanskomu i torgovomu pravu : pamyati professora G.F. Shershenevicha. Moscow, рр. 548-582. (In Russian).

Tot'ev, K. Yu. (2011) Ponyatie «konkurentsiya» v antimonopol'nom zakonodatel'stve [The Concept of «Competition» in An-timonopoly Legislation]. Khozyaistvo ipravo. (2 (409)), 60-68. (In Russian).

Varlamova, A. N. (2008) Konkurentnoe pravo Rossii [Competition law of Russia]. Moscow. 411 p. (In Russian).

Информация об авторе К.А. Тагибов - Российская государственная академия интеллектуальной собственности (РГАИС), Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1194895

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author K.A. Tagibov - Russian State Academy of Intellectual Property (RSAIP), Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1194895

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 20.04.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 27.06.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 25.07.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.