сфере исключительных прав на средства индивидуализации и иные объекты промышленной собственности: монография. М.:ИНФРА-М, 2014, С.
5. Гукасян Л.Е., Залесов А.В., Серегин Д.И. Законодательство о защите от недобросовестной конкуренции: пути совершенствования // М.: Патенты и лицензии, 2004. № 5. С. 19.
6. Маркварт Э. Сравнительный анализ регулирования недобросовестной конкуренции в законодательствах ФРГ, Европейского Союза и Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 48.
УДК 34. 346
Кулагина Ю. С. студент магистратуры Самарский государственный экономический университет
Российская Федерация, г. Самара ПОНЯТИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Аннотация: Понятие недобросовестной конкуренции. Проблемы характеристики недобросовестной конкуренции.
Ключевые слова: недобросовестная конкуренция, права на средства индивидуализации
Kulagina Y.S., student magistracy Samara state university of economics Russian Federation, Samara THE CONCEPT OF UNFAIR COMPETITION IN THE RUSSIAN
LEGISLATION
Abstract: The concept of unfair competition. Problems characteristics of unfair competition
Key words: unfair competition, rights to means of unfair competition В современной экономике, как Российского государства, так и зарубежных стран конкуренция носит противоречивый характер. Наряду с прогрессивным влиянием интенсивно развиваются ее негативные проявления, которые выражаются в нецивилизованных и недобросовестных методах ведения конкурентной борьбы, наносящих вред предпринимателям, потребителям, обществу и государству в целом.
1. Одной из основ конституционного строя Российской Федерации является единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ [СЗ РФ, № 31 ст. 4398]). Данное положение Конституции гарантирует каждому участнику рыночных отношений возможность самостоятельной деятельности, вид и пределы которой определяет только он сам. Вмешательство государства, необоснованно ограничивающее самостоятельность участника рыночных отношений, не допускается.
Для реализации указанного принципа ст. 34 Конституции РФ гарантирует право каждого свободно использовать свои способности и имущество в предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Следовательно, в России сформирована правовая основа, гарантирующая свободу экономической деятельности и невмешательство в нее государства.
Провозглашая экономическую и правовую свободу участников рыночных отношений, государство запрещает экономическую деятельность, направленную на недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ). Таким образом, свобода экономической деятельности хозяйствующих субъектов не должна приводить к недобросовестной конкуренции.
В правовой доктрине не выработано единообразного взгляда на понятие недобросовестной конкуренции. Вопрос о том, что такое недобросовестная конкуренция, и на сегодняшний день продолжает оставаться достаточно дискуссионным.
Дореволюционные юристы, как правило, не давали точных определений понятию недобросовестной конкуренции. «Недобросовестная конкуренция, - отмечал А. И. Каминка, - это вид конкуренции в общем... И если, в общем, и в настоящее время признание конкуренции как необходимого элемента хозяйственной деятельности может казаться бесспорным, то в такой же мере, бесспорно, что недобросовестная конкуренция является злом, которое не должно быть терпимо» [Каминка А.И. Очерки торгового права. М.: Волтер Кловер, 2002. С. 270 - 271].
Другой видный специалист в области хозяйственного права В. Н. Шретер утверждал, что «недобросовестная конкуренция - явление космополитическое, проделки в этой области отличаются чрезвычайным однообразием во всех странах, где процветает торговля» [Шретер В. Недобросовестная конкуренция // Сборник статей по гражданскому и торговому праву. Памяти профессора Габриэля Феликсовича Шершеневича. М.: Юрист, 2005. С. 552.].
Современные ученые более определенны в изложении своих взглядов на недобросовестную конкуренцию. Так, по мнению В. А. Дозорцева, недобросовестная конкуренция представляет собой «сообщение потребителю (потенциальному потребителю) вопреки обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости данных (ложных или соответствующих действительности), способных вызвать у него неправильные представления, дискредитирующие конкурента, его деятельность и (или) товар (в том числе способных вызвать заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара), либо вызвать смешение с конкурентом, его деятельностью и (или) товаром» [Дозорцев В. А. Недобросовестная конкуренция или несправедливая? // М.: Юридический мир, 1997. № 4. С. 33].
Ю. Касьянов считает, что недобросовестная конкуренция представляет
собой «состязательность независимых хозяйствующих субъектов на товарном рынке с целью получения каких либо экономических преимуществ или выгод посредством формирования негативного мнения потребителя по отношению к товару своих конкурентов или формирования мнения потребителя по отношению к своему товару, не соответствующего действительности» [Касьянов Ю. Проблемы российского антимонопольного законодательства // Законодательство и экономика. 2000. № 6. С. 37].
Следовательно, можно констатировать, что в настоящее время единого подхода к определению понятия недобросовестной конкуренции в юридической литературе не существует.
Обратимся к легальному определению понятия недобросовестной конкуренции. Основы правового определения понятия недобросовестной конкуренции были заложены в международном праве. В соответствии с п. 2 ст. 10 Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года [Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883) (ред. от 02.10.1979) // Закон. 1999. № 7] (далее -Парижская конвенция) актом недобросовестной конкуренции признается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Российское законодательство развивает указанную дефиницию. В настоящее время легальное определение понятия недобросовестной конкуренции закреплено в п. 9 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в соответствии с которым недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (групп лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации [СЗ РФ от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3434].
Указанное определение понятия недобросовестной конкуренции позволяет выделить следующие основные признаки данного явления:
1. Активность хозяйствующего субъекта, выраженная в форме действия.
2. Действия хозяйствующего субъекта противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
3. Цель действий заключается в приобретении преимуществ в предпринимательской деятельности.
4. Действия хозяйствующего субъекта причинили или могли причинить убытки конкурентам либо нанесли или могли нанести вред их деловой репутации.
Обратим внимание на то, что недобросовестной конкуренцией могут
быть признаны действия хозяйствующего субъекта, в отношении которых подтверждены все четыре обозначенных ранее признака.
Указанный Закон, по мнению И. В. Серебруева, не содержит исчерпывающих критериев для однозначного определения акта недобросовестной конкуренции и указания на вину правонарушителя. Вместе с тем вина в публичном праве является необходимым условием наступления юридической ответственности [Серебруев И.В. Правовая природа недобросовестной конкуренции: понятие, признаки, формы. М., 2015. С. 54].
Общее определение понятия недобросовестной конкуренции дополняется закрепленными в законе формами ее проявления. Так, ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции», конкретизируя общий запрет недобросовестной конкуренции, выделяет для удобства правоприменения следующие формы:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, связанные с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг;
5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
6) недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
На основе действующего международного и национального законодательства можно так же выделить следующие формы недобросовестной конкуренции в отношении товарных знаков, фирменных наименований и являющихся актами недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. Детальное рассмотрение всех видов неразумно, остановимся лишь на некоторых из них, особенно значимых.
Это следующие виды:
1) подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;
2) выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента
путем шпионажа или подкупа его служащих;
3) неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;
4) побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву их контрактов с нанимателем;
5) угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли;
6) бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции;
7) демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;
8) создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет;
9) намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;
10) поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;
11) выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов;
12) нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.
Детальное рассмотрение всех видов неразумно, остановимся лишь на некоторых из них, особенно значимых.
В Парижской конвенции, участником которой является Российская Федерация как правопреемник СССР, закреплено, что актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. Таким образом, законодательное понятие недобросовестной конкуренции нашло свое применение в нашей стране задолго до принятия Закона о защите конкуренции. Возникает вопрос: на каком основании российский законодатель более узко, по сравнению с международным правовым актом, определил понятие недобросовестной конкуренции?
Кроме того, существующее определение понятия недобросовестной конкуренции сложно признать корректным потому, что оно не позволяет абсолютно точно определить ее границы.
Как уже отмечалось ранее, в Законе о защите конкуренции содержатся шесть форм недобросовестной конкуренции, однако современный бизнес гораздо сложнее, а формы недобросовестной конкуренции гораздо разнообразнее предусмотренных законодателем. Возможно, поэтому законодатель, предвидя это, оставил перечень форм недобросовестной конкуренции открытым. Исходя из этого, перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в ст. 14, в любой момент может быть расширен. Иными словами, действия конкурента могут быть признаны
недобросовестными, даже если эти действия в настоящее время не подпадают под предусмотренные в ст. 14 формы.
Заметим также, что в определении понятия недобросовестной конкуренции упоминаются требования добропорядочности, разумности и справедливости. Использование данных критериев для оценки добросовестности конкуренции связано с принципом добросовестности, который ведет свое происхождение от римской формулы Bona fides. Это означает, что действия, противоречащие требованиям добропорядочности, невозможно определить без определения понятия добра. Можно сказать, что римское частное право пропитано духом категорий морали, добра и нравственности, которые в результате исторического процесса его рецепции нашли свое место в законодательстве большинства европейских государств. Так, известный юрист классического периода Цельс определял право как «искусство доброго и справедливого», а когда речь шла о договорных отношениях, то и в этих случаях римляне руководствовались известным афоризмом: «Договор, заключенный с дурной целью или против добрых нравов, ничтожен».
Однако важно учитывать, что существующие понятия «добропорядочности» и «справедливости» не что иное, как отражение морально-этических принципов общества, которые могут резко отличаться друг от друга не только в различные времена в разных странах, но и внутри одной страны. Ссылки на обычаи делового оборота, добропорядочность, разумность и справедливость при определении понятия недобросовестной конкуренции связывают действия хозяйствующего субъекта исключительно с этикой предпринимательской деятельности, а не строгими правовыми категориями и конструкциями [Гаврилов Д. А. Правовая защита от недобросовестной конкуренции в сфере исключительных прав на средства индивидуализации и иные объекты промышленной собственности Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2013. С. 161].
Подводя итог, следует отметить, что в настоящее время понятие недобросовестной конкуренции не может быть определено однозначно, что создает определенные трудности в правоприменительной практике. В связи с этим законодателю, возможно, следует исключить из действующего законодательства определение недобросовестной конкуренции, оставив лишь открытый перечень ее форм, что позволит законодателю вносить необходимые дополнения. Кроме того, требуется разработать и ввести систему критериев, позволяющих однозначно квалифицировать действия конкурирующих субъектов как проявления недобросовестной конкуренции, однако формулировка этих критериев выходит за рамки данной работы.
Использованные источники:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание Законодательства РФ, № 31 ст. 4398.
2. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (последняя редакция) // СЗ РФ от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3434.
3. Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883) (ред. от 02.10.1979) // Закон. 1999. № 7.
4. Каминка А.И. Очерки торгового права. М.: Волтер Кловер, 2002. С. 270 -271.
5. Шретер В. Недобросовестная конкуренция // Сборник статей по гражданскому и торговому праву. Памяти профессора Габриэля Феликсовича Шершеневича. М.: Юрист, 2005. С. 552.
6. Дозорцев В. А. Недобросовестная конкуренция или несправедливая? // М.: Юридический мир, 1997. № 4. С. 33.
7. Касьянов Ю. Проблемы российского антимонопольного законодательства // Законодательство и экономика. 2000. № 6. С. 37.
8. Серебруев И.В. Правовая природа недобросовестной конкуренции: понятие, признаки, формы. 2015.
9. Гаврилов Д. А. Правовая защита от недобросовестной конкуренции в сфере исключительных прав на средства индивидуализации и иные объекты промышленной собственности Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Волгоград, 2013. С. 161.
УДК 347
Куренева Н.Р. студент магистратуры 2 курса юридический факультет ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»
Россия, г. Рязань
Kureneva N.R.
Ryazan State University named after S.A. Esenin faculty of law, graduate student Russia, Ryazan ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Аннотация. В статье рассматривается институт телемедицины. С внесением значительных изменений в Закон «Об основах охраны здоровья... » оказание телемедицинских услуг вышло на новый уровень, в связи с чем требуется проанализировать основные требования, предъявляемые законодателем к данному виду деятельности, а также рассмотреть перспективы развития телемедицины.
Ключевые слова: телемедицина, оказание медицинских услуг, пациент, консультирование.
LEGAL REGULATION OF TELEMEDICAL SERVICES
Annotation. The article considers the institute of telemedicine. In connection with the introduction of significant changes to the Law "On the basics of health