УДК - 347
Кабак С.В. студент
Новосибирский государственный университет экономики и управления
НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АНАЛИЗ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: недобросовестная конкуренция в сфере предпринимательской деятельности является актуальной проблемой в Российской Федерации, которая оказывает серьезное негативное влияние на экономику, потребителей и честных предпринимателей. В данной научной статье рассматривается недобросовестная конкуренция в соответствии с законодательством России и приводятся примеры недобросовестных практик, а также рассматриваются примеры недобросовестной конкуренции, включая нарушение антимонопольного законодательства, подделку товаров, нарушение авторских прав и другие формы недобросовестной практики. Законодательство регулирует конкурентные отношения и предусматривает меры ответственности за недобросовестную конкуренцию. Для эффективной борьбы с недобросовестной конкуренцией предлагается комплексный подход, включающий совершенствование антимонопольной политики, повышение информированности и образования, усиление контроля и наказания, сотрудничество с бизнес-сообществом и развитие этических стандартов. Дальнейшие исследования и меры по содействию развитию конкуренции необходимы для обеспечения более справедливой и здоровой конкуренции в предпринимательской среде Российской Федерации.
Ключевые слова: недобросовестная конкуренция,
предпринимательская деятельность, законодательство, Российская Федерация, примеры, антимонопольная политика, информированность, экономический рост, потребители.
Kabak S.V. student
Novosibirsk State University of Economics and Management
UNFAIR COMPETITION IN BUSINESS ACTIVITIES: ANALYSIS OF LEGISLATION AND COUNTERMEASURES IN THE RUSSIAN
FEDERATION
Annotation: unfair competition in the field of entrepreneurial activity is an actual problem in the Russian Federation, which has a serious negative impact on the economy, consumers and honest entrepreneurs. This scientific article examines unfair competition under Russian law and provides examples of unfair practices, as well as examples of unfair competition, including antitrust violations, counterfeit goods, copyright infringement and other forms of unfair practices. Legislation regulates competitive relations and provides for liability for unfair competition. To effectively combat unfair competition, a comprehensive approach is proposed, including improving antimonopoly policy, raising awareness and education, strengthening control and punishment, cooperation with the business community and developing ethical standards. Further research and measures to promote competition are needed to ensure fairer and healthier competition in the business environment of the Russian Federation.
Key words: unfair competition, entrepreneurial activity, legislation, Russian Federation, examples, antimonopoly policy, awareness, economic growth, consumers.
В современных условиях экономической глобализации и развития рыночных отношений недобросовестная конкуренция становится актуальной проблемой в предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Недобросовестные методы конкуренции, такие как нарушение законодательства, злоупотребление доминирующим положением на рынке, подделка товаров и другие недобросовестные практики, имеют серьезное негативное влияние на экономику страны, потребителей и честных предпринимателей.
Недобросовестная конкуренция является проблемой большинства государств, и поэтому запрет на нее установлен не только на национальном уровне в рамках каждой страны, но и на международном уровне. Так, Парижская конвенция по охране промышленной собственности в статье 10-bis актом недобросовестной конкуренции признает всякий акт конкуренции, который противоречит честным обычаям в промышленных и торговых делах.110
Исходя из доступного на данный момент доклада ФАС России о состоянии конкуренции за 2020-2021 годы, лидирующее положение по количеству поступивших заявлений и выявленных по ним фактов нарушений занимает введение в заблуждение 915 заявлений в 2020 году (в 2021 году произошло снижение количества заявлений, и составило 869), 211 выданных предупреждений в 2020 году (в 2021 году также произошло снижение предупреждений, всего 85 предупреждений), 26 решений о
110 Парижская конвенция по охране промышленной собственности (подписана в Париже 20 марта 1883 года, пересмотренная в Брюсселе 14 декабря 1900 года, в Вашингтоне 2 июня 1911 года, в Гааге 6 ноября 1925 года, в Лондоне 2 июня 1934 года, в Лиссабоне 31 октября 1958 года, в Стокгольме 14 июля 1967 года и измененная 2 октября 1979 года) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1968. - № 40.
наличии нарушения за 2020 год (для сравнения в 2021 году данный показатель также снизился и составил 20 решений о наличии нарушения), смешение (746 заявлений в 2020 (также произошло уменьшение до 655 заявлений за 2021 год), 98 решений о наличии нарушения за 2020 год, а в 2021 году всего 75 решений о наличии нарушений), дискредитация (287 заявлений в 2020 году, а в 2021 году произошло увеличение данных заявлений до 306, 48 выданных предупреждений в 2020 году и всего 8 таких предупреждений за 2021 год, 6 решений о наличии нарушения в 2020 году, и рост до 7 решений о наличии нарушения за 2021 год). Кроме того, произошло снижение, по сравнению с 2020 годом, количества поступивших заявлений о некорректном сравнении (139 заявлений в 2021 году и 250 в 2020 году, 59 выданных предупреждений в 2021 году и 150 выданных предупреждений в 2020 году, 3 решения о наличии нарушения в 2020 году и рост данного показателя в 2021 году до 10 решений). Преобладающее количество заявлений имеют «прочие нарушения» (1029 заявлений, 149 выданных предупреждений, 34 решения о наличии нарушения), что свидетельствует о многообразии форм недобросовестной конкуренции как за 2021, так и за 2020 годы111.
Законодательство России: В Российской Федерации недобросовестная конкуренция регулируется законодательством, включая следующие основные акты:
1. Федеральный закон "О защите конкуренции"112 - основной закон, который регулирует конкурентные отношения и запрещает недобросовестные методы конкуренции.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации - содержит положения о защите прав потребителей и ответственности за недобросовестную конкуренцию.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации - включает нормы, предусматривающие уголовную ответственность за некоторые формы недобросовестной конкуренции, такие как подделка товаров или нарушение авторских прав.
4. Административный кодекс Российской Федерации - содержит нормы, предусматривающие административную ответственность за недобросовестную конкуренцию (Ст. 14.33 КоАП РФ «Недобросовестная конкуренция»)
Примеры недобросовестной конкуренции:
1. Нарушение антимонопольного законодательства: формирование монопольного положения на рынке, злоупотребление доминирующим
111 Доклад ФАС России о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2021 год // Официальный сайт ФАС России [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/documents/688431.
112 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102108256.
положением, создание вертикальных или горизонтальных картелей, ценового давления на конкурентов и т.д.
2. Подделка товаров: производство или распространение поддельных товаров, включая фальсификацию товарных знаков, логотипов и упаковки.
3. Несоблюдение авторских прав: пиратство программного обеспечения, музыки, фильмов и других интеллектуальных продуктов.
4. Разрушение деловой репутации конкурента: распространение ложной информации, клевета, компрометирующие материалы и т.д.
5. Нарушение прав потребителей: предоставление некачественных товаров или услуг, введение в заблуждение потребителей, недостоверная реклама и т.д.
Кроме законодательных мер, для эффективной борьбы с недобросовестной конкуренцией в предпринимательской деятельности в Российской Федерации могут применяться следующие подходы:
1. Совершенствование антимонопольной политики: Российская Федерация должна продолжать развивать свою антимонопольную политику, сосредотачиваясь на предупреждении и пресечении недобросовестных методов конкуренции. Важно обеспечить более эффективную работу антимонопольных органов и обеспечить справедливую конкуренцию на рынке, а также необходимо усилить контроль со стороны государственных органов, особенно в отношении компаний, подозреваемых в недобросовестной конкуренции.
2. Повышение информированности и образования: Часто недобросовестные практики возникают из-за незнания законодательства и недостатка информированности предпринимателей. Поэтому важно проводить образовательные программы, семинары и консультации, которые помогут предпринимателям понять принципы честной конкуренции и последствия недобросовестных действий.
3. Сотрудничество с бизнес-сообществом: Сотрудничество между государственными органами и бизнес-сообществом играет важную роль в борьбе с недобросовестной конкуренцией. Необходимо создать платформы для активного взаимодействия и обмена информацией между государственными органами, ассоциациями предпринимателей и другими заинтересованными сторонами, на мой взгляд необходимо проводить почаще конгрессы, позволяющие сотрудничать государству и бизнесу, одним из таких конгрессов является Невский международный экологический конгресс. Круглый стол «Объединение усилий государства и бизнеса как залог экологического благополучия». Как пример создание и работа Хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции - это документ, разработанный участниками рынка зерна под эгидой Национальной ассоциации экспортеров сельхозпродукции (НАЭСП) совместно с Федеральной налоговой службой. Цель его в том, чтобы экспортеры зерна работали напрямую с его производителями или их
агентами и избегали сотрудничества с недобросовестными посредниками, которые сейчас, зачастую, уходят от уплаты 10% НДС.
4. Содействие развитию этических стандартов: Важно поддерживать и содействовать развитию этических стандартов в предпринимательской деятельности. Этический кодекс и саморегулирующиеся организации могут помочь формированию честной конкуренции и отвергнуть недобросовестные методы.
5. Содействие развитию конкуренции: Поддержка малых и средних предприятий, стимулирование инноваций и разнообразия на рынке могут сыграть важную роль в преодолении недобросовестной конкуренции. Предоставление льгот и государственной поддержки для стартапов и новых предприятий помогает создать условия для более справедливой конкуренции. В данном случае можно отметить Федеральную корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства «Корпорация МСП»113.
Как пример поддержки можно отметить Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2022 № 1420 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по
"114
льготной ставке .
1. Повышение прозрачности рынка: Развитие электронной торговли и онлайн-платформ способствует более прозрачной конкуренции и предотвращает некоторые формы недобросовестной практики, такие как скрытые ценовые сговоры или манипуляции с информацией о товарах и услугах. В настоящий момент внедрены такие программы как ЕГАИС, Честный знак, ФГИС Зерно, Сатурн, Цербер и т.д., позволяющие прослеживать всю цепочку от производителя до конечного потребителя товара, работ, услуг и как следствие повышение прозрачности рынка.
Однако следует отметить, что борьба с недобросовестной конкуренцией — это постоянный процесс, требующий постоянного
113 Сайт Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства «Корпорация МСП» [Электронный ресурс] - https://corpmsp.ru/.
114 Постановление Правительства РФ от 16.08.2022 № 1420 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке» // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. № 34 ст. 5975. // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202208170038.
усовершенствования законодательства, контроля и механизмов реагирования на новые формы недобросовестной практики.
Проблемы:
1. Недостаточное соблюдение антимонопольного законодательства: Некоторые предприниматели нарушают антимонопольное законодательство, включая запрет на ценовые сговоры, монополистическую деятельность и иные ограничения конкуренции.
2. Подделка товаров и контрафактная продукция: Недобросовестные предприниматели производят и распространяют поддельные товары, что приводит к ущербу для потребителей и оригинальных производителей, а также в целом для государства - снижение налогов, угроза жизни и здоровья граждан (при подделке продуктов питания, лекарств и т.д.).
3. Нарушение прав интеллектуальной собственности: Недобросовестные предприниматели нарушают авторские права, патенты и товарные знаки, используя чужие интеллектуальные продукты без разрешения.
4. Распространение ложной информации и компрометирующих материалов: Конкуренты могут распространять ложные сведения, клевету и компрометирующие материалы о других предпринимателях для разрушения их деловой репутации.
5. Нарушение прав потребителей: Некоторые предприниматели предоставляют некачественные товары и услуги, вводят потребителей в заблуждение или не соблюдают их права.
Решить данные проблемы можно:
1. Усовершенствовав антимонопольную политику, повысив эффективность работы антимонопольных органов.
2. Усилив контроль над производством и торговлей подделками, повысив информированность потребителей о методах и признаках подделки, а также проведением информационных кампаний.
3. Улучшив правовую защиту интеллектуальной собственности, повысив осведомленность предпринимателей о правовых аспектах интеллектуальной собственности, проведением патентных экспертиз.
4. Усилением законодательства в сфере ложной информации, усилив реагирование на распространение ложной информации и применение мер наказания за клевету и дискредитацию.
5. Повысив информированность потребителей о их правах и способах защиты, усилив контроль со стороны государственных органов и предоставление механизмов компенсации и возврата денежных средств при нарушении прав потребителей.
6. Ужесточив контроль со стороны государства, усилив наказания за нарушения здоровой конкуренции в предпринимательской деятельности, внедрив новые программы, позволяющие обеспечить максимальную прозрачность ведения любого бизнеса.
Решение указанных проблем требует комплексного подхода, включающего совершенствование законодательства, усиление антимонопольной политики, повышение контроля и наказания за нарушения, улучшение информированности предпринимателей и потребителей о своих правах и обязанностях, повышение юридической грамотности, а также активное сотрудничество между государственными органами, бизнес-сообществом и общественностью.
В заключение, недобросовестная конкуренция в предпринимательской деятельности представляет достаточно серьезную проблему в Российской Федерации, которая требует внимания и действий. Так как нарушение антимонопольного законодательства, подделка товаров, нарушение прав интеллектуальной собственности и распространение ложной информации, оказывают негативное влияние на экономику, конкурентоспособность и т.д.
Государственные органы, бизнес-сообщество и общественность должны активно сотрудничать, чтобы создать условия для справедливой конкуренции и защиты интересов потребителей.
Только через совместные усилия и постоянную работу можно достичь снижения недобросовестной конкуренции и создать благоприятную среду для развития предпринимательства, экономического роста и защиты прав потребителей в Российской Федерации.
Использованные источники:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] // URL: http://pravo.gov.ra/proxy/ips/?doc_itself=&nd=102027595#I0 (дата обращения: 27.05.2023).
2. Парижская конвенция по охране промышленной собственности (подписана в Париже 20 марта 1883 года, пересмотренная в Брюсселе 14 декабря 1900 года, в Вашингтоне 2 июня 1911 года, в Гааге 6 ноября 1925 года, в Лондоне 2 июня 1934 года, в Лиссабоне 31 октября 1958 года, в Стокгольме 14 июля 1967 года и измененная 2 октября 1979 года) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1968. - № 40.
3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] // URL: http://pravo.gov.ra/proxy/ips/?docbody=&nd=102108256 (дата обращения: 25.05.2023).
4. Постановление Правительства РФ от 16.08.2022 № 1420 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего
предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке» // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. № 34 ст. 5975. // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] // URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202208170038 (дата обращения 26.05.2023)
5. Доклад ФАС России о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2021 год // Официальный сайт ФАС России [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/documents/688431 (дата обращения: 26.05.2023).
6. Сайт Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства «Корпорация МСП» [Электронный ресурс] -https://corpmsp.ru/ (Дата обращения: 23.05.2023)