Научная статья на тему 'Правовые механизмы привлечения высококвалифицированных иностранных работников в Россию'

Правовые механизмы привлечения высококвалифицированных иностранных работников в Россию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранные граждане / миграционная политика / высококвалифицированные специалисты / трудовая миграция / квалификация / востребованные профессии / заработная плата / foreigners / migration policy / highly qualified specialists / qualification / labor migration / demanded professions / salary

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Екатерина Никитична Егорова, Наталия Дмитриевна Нещадина

Рассматриваются процессы интенсификации миграционных потоков, в том числе и рост показателей в области трудовой миграции. В России активно разрабатывается селективный подход к трудовым мигрантам. Он представляет собой систему правовых инструментов, направленных на разделение входящих миграционных потоков на категории и отбор среди них тех, сотрудничество с которыми более выгодно для страны. Центральной идеей этого подхода в России является детализация правового регулирования статуса высококвалифицированных иностранных специалистов, способных внести ценный вклад в экономику и демографию страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal mechanisms of attracting highly qualified foreign workers in Russia

In recent years, there has been an intensification of migration flows, including an increase in indicators in the field of labor migration. In the last few years Russia has been actively developing a selective approach towards migrant workers, which means dividing immigrant flows into categories and selecting those, who the country will benefit the most of cooperating with. The main idea of such an approach in Russia is intensifying cooperation with highqualified foreign specialists, who can add valuable contribution to the country’s economy and demographic situation.

Текст научной работы на тему «Правовые механизмы привлечения высококвалифицированных иностранных работников в Россию»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-103-107 EDN: https://elibrary.ru/tjmtry NIION: 2003-0059-4/23-735 MOSURED: 77/27-003-2023-04-934

Правовые механизмы привлечения высококвалифицированных иностранных работников в Россию

Екатерина Никитична Егорова1, Наталия Дмитриевна Нещадина2

1,2 Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России), Москва, Россия

1 katemgimo@gmail.com

2 natalia.neshch@gmail.com

Аннотация. Рассматриваются процессы интенсификации миграционных потоков, в том числе и рост показателей в области трудовой миграции. В России активно разрабатывается селективный подход к трудовым мигрантам. Он представляет собой систему правовых инструментов, направленных на разделение входящих миграционных потоков на категории и отбор среди них тех, сотрудничество с которыми более выгодно для страны. Центральной идеей этого подхода в России является детализация правового регулирования статуса высококвалифицированных иностранных специалистов, способных внести ценный вклад в экономику и демографию страны.

Ключевые слова: иностранные граждане, миграционная политика, высококвалифицированные специалисты, трудовая миграция, квалификация, востребованные профессии, заработная плата

Для цитирования: Егорова Е. Н., Нещадина Н. Д. Правовые механизмы привлечения высококвалифицированных иностранных работников в Россию // Вестник Московского университета МВД Россию. 2023. № 4. С. 103-107. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-103-107. EDN: TJMTRY.

Original article

Legal mechanisms of attracting highly qualified foreign workers in Russia

Ekaterina N. Egorova1, Natalia D. Neshchadina2

1,2 Moscow State Institute of International Relations under the Ministry of International Affairs of Russia

(MGIMO University), Moscow, Russia

1 katemgimo@gmail.com

2 natalia.neshch@gmail.com

Abstract. In recent years, there has been an intensification of migration flows, including an increase in indicators in the field of labor migration. In the last few years Russia has been actively developing a selective approach towards migrant workers, which means dividing immigrant flows into categories and selecting those, who the country will benefit the most of cooperating with. The main idea of such an approach in Russia is intensifying cooperation with high-qualified foreign specialists, who can add valuable contribution to the country's economy and demographic situation.

Keywords: foreigners, migration policy, highly qualified specialists, qualification, labor migration, demanded professions, salary

For citation: Egorova E. N., Neshchadina N. D. Legal mechanisms of attracting highly qualified foreign workers in Russia. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(4):103-107. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-103-107. EDN: TJMTRY.

На сегодняшний день привлечение иностранных специалистов с высокой квалификацией является одной из основных целей миграционной политики России. Об этом напрямую свидетельствует действующий

Указ Президента РФ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» [4]. В соответствии с Указом, одна из целей развития российского миграционного законода-

© Егорова Е. Н., Нещадина Н. Д., 2023

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

тельства заключается в том, чтобы обеспечить «въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории иностранных граждан, желающих развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи, изучать язык, историю и культуру нашей страны, способных благодаря своей трудовой деятельности, знаниям и компетенциям содействовать экономическому, социальному и культурному развитию России».

Следует отметить, что в национальном законодательстве России отсутствует отдельный нормативный акт, который регулировал бы положение высококвалифицированных специалистов из иностранных государств на территории страны. Положения, касающиеся их правового статуса и порядка взаимодействия с ними со стороны российских работодателей и государственных органов, содержатся в ряде нормативно-правовых актов, в частности:

Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ [2];

Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ [1];

ряде приказов Министерства труда и социальной защиты РФ.

Особый интерес представляет ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [2], а именно ст. 13.2, введенная в текст акта еще в 2010 г. Данная статья содержит широкий спектр норм, касающихся объема правового статуса высококвалифицированных иностранных специалистов, находящихся на территории РФ, а также их прав и обязанностей. Так, например, п. 1 ст. 13.2 рассматриваемого акта содержит определение термина «высококвалифицированный специалист», устанавливающее два основных критерия, на основании которых надлежит делать вывод о возможности причислить иностранного работника к данной категории: 1) его опыт работы, навыки и компетенции в конкретной области; 2) предлагаемый ему уровень заработной платы на территории РФ.

Примечательно, что оценку навыков и компетенций иностранного специалиста предлагается проводить непосредственно работодателю - на законодательном уровне эта процедура не определена. Окончательное решение о признании специалиста высококвалифицированным остается на усмотрение работодателя, что прямо прописано в п. 3 ст. 13.2 рассматриваемого Закона. Для того, чтобы иметь возможность принять такое решение, работодатель может запросить у иностранного специалиста подтверждения его квалификации, например: диплом, сведения о результатах интеллектуальной деятельности, профессиональные награды, отзывы и благодарности от других работодателей, рекомендательные письма и т. д.

Иной информации относительно оценки квалификации иностранных специалистов Закон не содержит, оставляя данный критерий несколько расплывчатым и сохраняя за работодателем не только право самостоя-

тельного выбора, но и ответственность за все возможные риски.

Вопрос о рисках работодателя целесообразно рассматривать в связи с наличием в Законе второго критерия отнесения иностранного специалиста к категории высококвалифицированных — зарплатного. Ст. 13.2 рассматриваемого Закона устанавливает определенный уровень месячных либо годовых заработных плат для иностранных работников, позволяющий признать их высококвалифицированными. Так, для большинства сфер деятельности этот уровень начинается с отметки в 167 тыс. рублей в месяц, что существенно превышает средний размер заработной платы не только в регионах, но и в столице страны (по данным Росстат, среднемесячная зарплата в Москве в 2022 г. составляла 122.823,6 руб. [9]). В этой связи, желание работодателя трудоустроить иностранного работника в качестве высококвалифицированного специалиста связано с определенными финансовыми рисками, наступающими в случаях, если уровень квалификации работника был изначально оценен неверно.

Тем не менее, привлечение иностранца к работе на территории РФ в качестве высококвалифицированного специалиста предусматривает ряд льгот как для работника, так и для работодателя. Рассмотрим их подробнее.

В общем порядке, чтобы пригласить на работу гражданина другого государства, необходимо сперва получить соответствующее разрешение от Главного управления по вопросам миграции МВД России. Эта процедура является многоступенчатой. За месяц до обращения в МВД России работодатель должен разместить информацию об открытой вакансии в Центре занятости, который, в свою очередь, может предложить кандидатов-граждан РФ на указанную должность. Это необходимо для того, чтобы удостовериться в отсутствии подходящих работников среди граждан страны, и лишь после этого привлекать иностранных сотрудников. В случае с высококвалифицированными специалистами такая длительная процедура не требуется, для них достаточно иметь на руках предложение о работе от российской компании.

Порядок въезда высококвалифицированных специалистов-иностранцев в РФ зависит от страны их гражданской принадлежности. Если эта страна имеет с Россией визовый режим, то для получения въездных документов требуется оформленное работодателем приглашение, которое представляется в посольство/ консульство РФ вместе с иными документами. По итогам рассмотрения предоставленного пакета документов заявитель получает краткосрочную российскую визу (сроком действия до 30 дней), и лишь после въезда на территорию РФ иностранный специалист сможет оформить и получить остальные документы — разрешение на работу, вид на жительство и другие. Для специалистов из тех стран, в отношении которых в РФ действует безвизовый режим, предварительное оформление приглашения от работодателя не является обязательным.

Трудоустройство иностранца в качестве высоко-

квалифицированного специалиста предоставляет не только определенные льготы и послабления для работодателя, но и имеет ряд неоспоримых преимуществ для самого работника. Среди них можно выделить следующие:

• существенное сокращение срока оформления въездных документов в сравнении с другими трудовыми мигрантами;

• предоставление разрешения на работу в РФ на весь срок действия трудового договора с возможностью продления;

• возможность привезти с собой членов семьи (которые, в свою очередь, также могут получить разрешение на работу и осуществлять трудовую деятельность);

• возможность быстро получить в РФ вид на жительство и в дальнейшем — претендовать на гражданство;

• возможность быстро и легально въехать на территорию РФ при закрытых границах (например, во время пандемии был прекращен допуск иностранцев из ряда стран на территорию РФ в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции; однако вероятность их успешного въезда возрастала, если работодатель подавал ходатайство об их привлечении как высококвалифицированных специалистов).

В качестве особого преимущества следует выделить тот факт, что на многих высококвалифицированных иностранных специалистов в РФ не распространяются квоты, определяющие допустимое количество выдаваемых иностранцам разрешений на работу. Они проходят «вне конкурса» в тех случаях, если являются представителями особо востребованных в РФ профессий, перечень которых устанавливается приказом Министерства труда и социальной защиты РФ [5] и регулярно обновляется с учетом текущих потребностей российского рынка труда. Последнее обновление имело место в феврале 2022 г., после чего в перечень оказались включены около 100 профессий в тринадцати различных отраслях, например: медицинские работники, работники организаций атомной энергетики, работники культуры и искусства, журналисты и литературные работники, работники в сфере строительства, работники добывающей промышленности и металлургии, работники в спортивной сфере и другие.

Представители многих из вышеуказанных профессий имеют право не только работать на территории РФ вне квоты, предусмотренной для иностранцев, но и претендовать на российское гражданство в упрощенном порядке. Перечень профессий, предоставляющих это уникальное право, также опубликован Министерством труда и социальной защиты РФ; он также был обновлен в 2022 г. и на сегодняшний день включает в себя 173 профессии [6]. Высококвалифицированные иностранные работники, занятые в профессиональных областях, включенных в перечень, могут рассчитывать на получение российского гражданства

уже через 3-6 месяцев после подачи необходимого пакета документов, в то время как в общем порядке срок рассмотрения документов может составлять до одного года.

Таким образом, проанализировав российское законодательство по вопросу привлечения высококвалифицированных работников из зарубежных стран, можно сделать вывод о том, что в РФ созданы для них весьма благоприятные условия. В качестве основных инструментов привлечения иностранных специалистов в России выступают:

• высокие заработные платы;

• возможность получения гражданства РФ в упрощенном порядке;

• отсутствие квот, предусмотренных для иностранных работников иных категорий;

• возможности для карьерного роста и развития.

Однако, несмотря на наличие этих неоспоримых

преимуществ для высококвалифицированных иностранных специалистов, российское законодательство по данной проблематике, тем не менее, имеет ряд пробелов и нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Как уже отмечалось выше, зарплатный критерий выделяется российским законодателем как ключевой для определения иностранного гражданина как высококвалифицированного специалиста. Таким образом, российский законодатель исходит, преимущественно, не из самой сущности данного понятия (то есть высокой квалификации работника, его профессионализма, подготовленности и опыта), а руководствуется размером заработной платы. Некоторые исследователи отмечают, что такой подход не в полной мере справедлив, т.к. справка о размере заработной платы является формальным документом и подтверждает лишь готовность работодателя заплатить указанную сумму, но не отражает наличие у потенциального работника необходимых знаний, навыков и умений [8].

Извлечь максимальную выгоду в части роста инноваций, интеллектуального потенциала и технологического развития от вышеуказанной категории иностранных граждан будет возможно только в том случае, если именно интеллектуальный фактор будет являться ключевым критерием в отнесении иностранных граждан к категории «высококвалифицированный специалист». При грамотном подходе в решении данного вопроса, Россия могла бы стать площадкой для привлечения интеллектуальных сил из разных стран мира [7].

Министерство экономического развития РФ выступило с инициативой переработки законодательных норм, касающихся положения высококвалифицированных специалистов на территории России.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» редактировался в 2022 г. и в 2023 г. Последние редакции позволяют выделить в нем две основные новеллы. Прежде всего, сокращается количество требуемых документов для высококвалифицированных специалистов и сроки их оформления (раньше при поступлении на работу

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

необходимо было представлять документы с оригинальной подписью или лично приезжать в Россию; после принятия законопроекта можно будет оформить 3. документы, направив их по электронной почте, что позволит соискателям экономить время и средства).

Помимо этого, вводится новый документ — разрешение на временное проживание в целях получения образования (далее — РВПО), которое предоставляется иностранным гражданам, проходящим обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, 4. ординатуры, ассистентуры-стажировки или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). РВПО выдается в упрощенном порядке по заявлению иностранного гражданина на весь срок обучения и последующие 180 календарных дней после его завершения [3].

Поскольку наличие права на временное прожива- 5. ние в РФ позволяет иностранным работникам трудоустраиваться вне квоты, для привлечения к работе в РФ держателей РВПО не потребуется разрешение от МВД. Это дает возможность иностранцам приступать к трудовой деятельности на территории РФ незамедлительно после завершения обучения или еще в ходе получения образования, избавляя их от необходимости возвращаться сперва в страну гражданской принадлежности. Возможность не прерывать пребывание на территории страны после завершения обучения предоставляет молодым специалистам больше карьерных перспектив, т. к. они получают возможность начать работу еще в годы учебы и развивать карьеру, 6 не отвлекаясь на дополнительные поездки или оформление дополнительных документов. Помимо этого, после оформления РВПО они также смогут получить в РФ вид на жительство, а затем, в более отдаленной перспективе — гражданство. Таким образом, создаются необходимые условия, предоставляющие иностранным специалистам комфортные условия для карьерного роста, и повышающие, таким образом, их желание жить и работать в России.

На основании проведенного исследования авто- 7. ры делают вывод о том, что Россия демонстрирует значительную заинтересованность в привлечении высококвалифицированных специалистов из-за рубе- 8

жа, осознавая их вклад в экономику и развитие государства. Несмотря на то, что правовое регулирование данного вопроса в РФ имеет ряд пробелов, оно, несомненно, обладает большим потенциалом, а проведенные реформы являются лишь одними из первых шагов на пути к его расширению и интенсификации привле- 9. чения высококвалифицированных работников из зарубежных стран.

Список источников

1. Федеральный Закон от 31 апреля 2002 г. № 62-

ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // 1.

Российская газета, 05.06.2002 г. № 104.

2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №

115-ФЗ «О правовом положении иностранных 2.

граждан в Российской Федерации» // Российская газета, 31.07.2002 г. № 140.

Федеральный Закон от 14 июля 2022 г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации, 14.07.2022 г., № опубликования 0001202207140110.

Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации, 31.10.2018 г., № опубликования 0001201810310046.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 февраля 2022 г. № 58н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу не распространяются» // Официальный интернет-портал правовой информации, 18.03.2022 г., № опубликования 0001202203180021.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 апреля 2022 г. № 199н «Об утверждении Перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства — квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» // Официальный интернет-портал правовой информации, 13.05.2022 г., № опубликования 0001202205130013.

Егорова Е. Н. Правовое регулирование миграционных потоков в Европейском союзе : монография. М. : МГИМО-Университет, 2018.

Курбанов Д. К. О совершенствовании правовых критериев отнесения иностранных граждан к высококвалифицированным специалистам в России // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2018. № 3.

Шадрина Т. В. Высококвалифицированные иностранцы: нюансы трудоустройства // Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения. 2017. № 5.

References

1. Federal Law № 62-FZ of April 31, 2002 «On Citizenship of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta, 05.06.2002 № 104.

2. Federal Law № 115-FZ of July 25, 2002 «On the

Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta, 31.07.2002 № 140.

3. 3. Federal Law № 357-FZ of July 14, 2022 «On Amendments to the Federal Law «On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation» and Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // Official Internet Portal of Legal Information, 14.07.2022, Publication № 0001202207140110.

4. 4. Decree of the President of the Russian Federation of October 31, 2018 № 622 «On the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025» // Official Internet Portal of Legal Information, 31.10.2018, Publication № 0001201810310046.

5. 5. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation № 58n dated February 14, 2022 «On approval of the list of professions (specialties, positions) of foreign citizens — qualified specialists employed in their Existing profession (specialty), for which quotas for issuing permits to foreign citizens arriving in the Russian Federation on the basis of a visa the work is not distributed» // Official Internet portal of legal information, 18.03.2022, Publication № 0001202203180021.

6. 6. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation № 199n dated April 5, 2022 «On approval of the List of professions (specialties, positions) of foreign citizens and stateless persons — qualified specialists eligible for admission to citizenship of the Russian Federation in a simplified manner» // Official Internet Portal of Legal Information, 13.05.2022, Publication № 0001202205130013.

7. 7. Egorova E. N. Legal regulation of migration flows in the European Union : monograph. Moscow : MGIMO University, 2018.

8. 8. Kurbanov D. K. On improving the legal criteria for classifying foreign citizens as highly qualified specialists in Russia // Legal Bulletin of Dagestan State University. 2018. № 3.

9. 9. Shadrina T. V. Highly qualified foreigners: nuances of employment // The personnel department of the state (municipal) institution. 2017. № 5.

Библиографический список / Bibliographic list

1. URL: Мосстат — Среднемесячная начисленная заработная плата (gks.ru). (1. URL: Mosstat — Average monthly accrued salary Мос-стат — Среднемесячная начисленная заработная плата (gks.ru)).

Информация об авторах

Е. Н. Егорова — доцент кафедры интеграционного права и прав человека Московского государственного института международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России), кандидат юридических наук, доцент;

Н. Д. Нещадина — соискатель ученой степени кандидата наук кафедры интеграционного права и прав человека Московского государственного института международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России).

Information about the authors

E. N. Egorova — Associate Professor of the Department of Integration Law and Human Rights Law of the Moscow State Institute of International Relations under the Ministry of Foreign Affairs of Russia (MGIMO University), Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

N. D. Neshchadina — Seeker of Candidate of Sciences Degree of the Department of Integration Law and Human Rights of the Moscow State Institute of International Relations under the Ministry of Foreign Affairs of Russia (MGIMO University).

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 12.04.2023; одобрена после рецензирования 29.05.2023; принята к публикации 13.07.2023.

The article was submitted 12.04.2023; approved after reviewing 29.05.2023; accepted for publication 13.07.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.