С® ЦИФРОВОЕ ПРАВО
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-414-419 NIION: 2018-0076-11/23-921 MOSURED: 77/27-023-2023-11-921
СОЛОМЯНЫЙ Андрей Вячеславович,
аспирант кафедры теории и истории государства и права Частного образовательного учреждения высшего образования «Юридический институт» (Санкт-Петербург), адвокат, e-mail: andrey.solomyany@mail.ru
Научный руководитель: МАМИТОВА Наталия Викторовна,
профессор кафедры государствоведения Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, e-mail: nvmamitova@mail.ru
ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ КРИПТОВАЛЮТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В изложенной статье, автор анализирует преимущественные перспективы от внедрения цифрового рубля, а также дает анализ правовых основ организации по внедрению цифрового рубля. В статье рассмотрена история вопроса и предпосылки появления криптовалюты в России; уделяется внимание анализу правовых актов, регламентирующих цифровой рубль; дается авторское понятие цифрового рубля, а также цели внедрения данной формы национальной валюты. Цифровой рубль на сегодняшний день выступает как один из видов криптовалюты, «автором» которой является Банк России. В отличие от других валют, основанных на блокчейн-технологиях, цифровой рубль имеет ряд особенностей, которые при правильной политике, проводимой Банком России могут обернуться в преимуществоданной валюты.
Автором выделяются ключевые механизмы, которые должны повлиять на эффективность внедрения криптовлюты в России и особенно цифрового рубля. В завершении статьи, автор считает, что проводимые меры по внедрению криптовалюты, должны находить отклик у граждан, а действия государства, направленные на поддержание положений Конституции РФ характеризуют Россию как социальное государство.
Ключевые слова: криптовалюта, цифровой рубль, правовое регулирование, биткоин, Банк России, блокчейн-технология.
SOLOMYANYAndrey Vyacheslavovich,
Postgraduate student of the Department of Theory and History of State and Law of the Private Educational Institution of Higher Education "Law Institute" (St. Petersburg), lawyer
Supervisor: MAMITOVA Natalia Viktorovna,
Professor of the Department of State Studies of the Institute public service and management of the Russian Academy of National Economy and State services under the President of the Russian Federation,
Doctor of Law, Professor.
LEGAL MECHANISMS TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF CRYPTOCURRENCY INTRODUCTION IN THE RUSSIAN FEDERATION
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023
Annotation. In the article presented, the author analyzes the preferential prospects from the introduction of the digital ruble, and also gives an analysis of the legal basis of the organization for the introduction of the digital ruble. The article considers the history of the issue and the prerequisites for the emergence of cryptocurrency in Russia; attention is paid to the analysis of legal acts governing the digital ruble; the author's concept of the digital ruble is given, as well as the purpose of introducing this form of the national currency. The digital ruble today acts as one of the types of cryptocurrency, the "author" of which is the Bank of Russia. Unlike other currencies based on blockchain technologies, the digital ruble has a number of features that, with the correct policy pursued by the Bank of Russia, can turn into a preferential currency.
The author highlights the key mechanisms that should affect the effectiveness of the introduction of crypto-currency in Russia and especially the digital ruble. At the end of the article, the author believes that the measures taken to introduce cryptocurrency should find a response from citizens, and the actions of the state aimed at maintaining the provisions of the Constitution of the Russian Federation characterize Russia as a social state.
Key words: cryptocurrency, digital ruble, legal regulation, bitcoin, Bank of Russia, blockchain technology.
Начиная с 2008 года в мире, была реализована идея создания и прообраза, некой универсальной мировой валюты под названием биткоин (BTK), который, по мнению анонимных разработчиков (до поделено неизвестно, кто же является автором данной валюты) должен был стать альтернативой существующей финансовой системе с ее двумя формами -наличными и безналичными расчетами. Биткоин, стал первой криптовалютой как инвестиционный, расчетный, торговый инструмент, что дало мощный толчок развития мирового и региональных рынков криптовалюты. Вслед за биткоином появилось понятие «альткоин», который представляет собой комбинацию двух слов: «alt» и «coin», где alt означает «альтернатива», а coin - «криптова-люта», т.е. альтернативные валюты возникшие после биткоина. Начиная с 2010 года в мире стали возникать все новые и новые криптовалюты, например Litecoin (LTC), Namecoin, Bytecoin, Peercoin, Feathercoin и множество других, при этом каждая криптовалюта создавалась для определенных целей, например, Ripple служит для осуществления расчетов в реальном времени, а Bytecoin, для осуществления расчетов на анонимной основе, когда создатели Litecoin приследо-вали цель сократить время на транзакцию, до одной минуты.
Мировой рынок криптовалюты на начала 2023 года насчитывает порядка 14000 разных наименований криптовалют, а с учетом региональных и местных рынков, по оценкам экспертов в мире существует порядка 25000 разных видов криптовалют.
Развитие рынка цифровых финансовых активов безусловно имеет положительный эффект для инвесторов, компаний, бизнеса, однако отсутствие должного контроля со стороны государств, порождает и негативные тенденции, связанные не только с финансовыми кризисными явлениями
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023
мирового масштабы, но и с осуществлением незаконных финансовых действий.
Правительства многих стран стали вводить соответствующие меры государственного регулирования принимая правовые акты и внедряя цифровые финансовые технологии в свои платежные финансовые системы, как альтернативы никем не контролируемых криптовалют (биткоина и альтко-инов). В Российской Федерации идея создания цифровых финансовых активов возникла еще в 2018 году, а в правовом закреплении выразилась только лишь в 2020 году с принятием Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1], при этом в Федеральном законе от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» [2] содержались общие понятия: «электронные денежные средства», «электронные средства платежа» и другие.
Введенные в отношении России санкции в банковской сфере, а именно отключение от Swift ухудшило бизнес-климат. Невозможность оперативно проводить трансферы, риск что переведенные деньги могут «зависнуть» где-то на транзитных счетах, затруднительным для населения ближайших стран проводить банковские переводы, все это в конечном итоге привело к напряженности на финансовом рынке. Тем не менее, как показала практика, сегодняшняя эволюция IT сферы, цифровые решения, позволили умело смягчить санкционную нагрузку на Россию, и создало условия для популяризации криптовалюты и запуск национальной цифровой валюты - цифрового рубля. Принятый летом 2023 года Федеральный закон от 24.07.2023 № 340-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] ввел понятие «цифровой рубль», который согласно информации Центрального Банка России [4] является видом безналич-
ных денежных средств и третьей формы национальной валюты, при этом Банк России «планирует выпускать цифровой рубль в дополнение к уже существующим наличным и безналичным средствам» [4].
В отношении нормативно-правового регулирования цифрового рубля, его продвижение и внедрение связывается с деятельностью Центрального Банка РФ, как органа публичной власти, основная функция которого - защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2 ст. 75 Конституции РФ). Банк России является мегорегулятором, который будет иметь исключительную компетенцию по выпуску цифрового рубля и контроль платформы. В России понятие мегарегулятор нормативно не закреплено, вместе с тем введено в оборот самим ЦБ РФ, который на своем официальном сайте определяет, что «Банк России — мегарегулятор финансового рынка. Это означает, что Банк России отвечает за надзор, регулирование и развитие во всех секторах финансового рынка: банковской системы, страхового сектора, коллективных инвестиций и пенсионных накоплений, рынке ценных бумаг, микрофинансировании. А также отвечает за инфраструктуру финансового рынка — деятельность рейтинговых агентств, бирж, депозитариев и других участников» [5].
Создание каждой цифровой валюты связывается с определенной достаточно узкой целью, для решения конкретных задач, как ранее было указано в статье, поэтому цель создания цифрового рубля так же определяется задачами, стоящими в системе государственного управления финансовыми институтами, а именно - как средство для платежей и переводов. Поэтому в законе закреплено, что в цифровых рублях нельзя будет открыть вклад и получить кредит, а проценты на остатки средств в цифровых кошельках начисляться не будут. Такая цель, по мнению законодателя, будет способствовать поддержке и развитию конкуренции и инноваций на финансовом рынке.
Среди ученных и практиков ведутся дискуссии в отношении понимания цифровой валюты и в частности цифрового рубля, выгод от введения его как платежного средства, а также опасностей и проблем, которые могут возникнуть в связи с его введением. Наиболее распространенными причинами введения цифрового рубля называют «повышение доступности финансовых услуг, улучшение эффективности платежей, развитие трансграничных платежных систем» а так же «в контексте внедрения цифровой валюты, расчеты облегчатся и возможно станут дешевле, потому что их оператором будет Центральный банк, а не коммерческий банк, исчезнут комиссии» [6]. По мнению Карля-вина И.Ю. «по своей природе цифровой рубль есть ни что иное как разновидность криптова-
люты» [7, C.33]. Отмечу, что цифровая валюта признается совокупностью электронных данных, содержащихся в определенной информационной системе, а цифровой рубль обладает следующими признаками: обращается в рамках цифровой платформы, организатором которой является Банк России, а также платежной денежной единицей, обеспеченной и защищаемой Россией в качестве своей национальной валюты.
Таким образом, под цифровым рублем следует понимать законно закрепленное на законодательном уровне и обеспечиваемое золотовалютными резервами России, средства платежа, выражаемое в уникальном электронном коде. Отмечу, что как такового легального определения «цифрового рубля» в законодательстве нет, а принятый Федеральный закон от 24.07.2023 № 340-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3], не носит названия «О цифровом рубле», в связи с чем, законодательное регулирования данного вопроса находится только на начальном своем этапе формирования. Отмечу и тот факт, что электронный рубль, хоть и обеспечивается государством, а Банк России является оператором платформы цифрового рубля, организует и обеспечивает бесперебойность ее функционирования, а также устанавливает правила платформы цифрового рубля, все же, цифровой рубль является средством платежа на ряду с другими цифровыми валютами, признаваемыми совокупностью электронных данных. Исходя из ч. 3 ст. 1 ФЗ от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1], цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа.
Таким образом, получается, что цифровой рубль существует как одна из приводимых выше многочисленных видов криптовалюты, «автором» которой является Банк России. В отличии от других валют, основанных на блокчейн-технология, цифровой рубль имеет ряд особенностей, которые при правильной политике проводимой Банком России могут обернутся в преимущества введенного средства платежа. Остановлюсь более подробно на тех ключевых механизмах, которые должны повлиять на эффективность внедрения криптовлюты в России и особенно цифрового рубля.
Принятый летом 2023 года Федеральный закон № 340-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023
ции» [3] содержит цель развивать российскую платежную систему, а так же всю инфраструктуру, что по мнению Банка России, должно способствовать «расширению применения цифровых технологий гражданами, бизнесом и государством, повышения доступности, скорости, удобства и безопасности расчетов при снижении издержек посредством законодательного закрепления подходов к осуществлению перевода цифровых рублей» [8]. Безусловно данная цель имеет под собой обоснованную правовую базу, однако следует вспомнить причины появления криптовалют, в частности биткоена - основная причина появления которого стало проведение действий по децентрализации финансовых активов, создание объективных механизмов ценообразования на свободном от государственного воздействия рынки, а также минимализация затрат на проведение финансовых операций.
Интерес к цифровому рублю, в свете вышеназванного обстоятельства будет только тогда, когда условия пользования данным активом, будут такие же как иными криптовалютами, с условием поддержки и защиты со стороны государства. По моему мнению, цифровой рубль должен быть «свободной валютой» с отсутствием активного контроля со стороны государственных органов. К сожалению, есть большая вероятность того, что цифровой рубль может стать цифровой валютой «государственных органов», но не как объективно существующим финансовым активом интерес, к которому есть не только у российских граждан, но и среди иных лиц, в том числе иностранных. Будучи «свободной валютой» цифровой рубль привлечет внимание и доверие инвесторов, и иных сторонников криптовалюты.
Вторым ключевым механизмом повышения эффективности криптовалюты в целом и цифрового рубля в частности должны стать разработки блокчейн-технологий. Данные технологии вызвали всеобщую заинтересованность в обществе и активно адаптируется для решения различных экономических задач. Например, «применение технологии блокчейн способствует распространению информации, позволяет отслеживать цифровые активы, подтверждать их аутентичность, но ограничивает возможности ее копирования. Сегодня технология блокчейн успешно применятся в поддержании рынка криптовалют, в частности биткойна. Однако благодаря возможности обмениваться с ее помощью и другими цифровыми ценностями, контрактами и другим подтвержденным имуществом, многие правительства стран и руководства компаний дают прогнозы, что в скором времени проникновение блойкчена в нашу жизнь станет более глубоким. Возможности применения блокчейн по сути безграничны» [9, C.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023
35]. С данным подходом приходится согласиться полностью. Добавлю, что за последние 10-15 лет восприимчивость населения России к новым технологиям показало положительную динамику, здесь нужно отметить одновременный рост на рынке смартфонов, качество и скорость интернета, благодаря технологиям 3G, 4G, соответствующий интерес со стороны населения. На ряду с этим своевременно развернули государственную программу предоставления услуг «одного окна», запуск платформы сайта Госуслуги и др.
Совершенствование технологий блокчейн имеет бесспорный приоритет для российской экономики, банковской сферы, защиты персональных данных, а также снижению нагрузки в виде оплаты процентов разного рода посредникам. Фактически технологии блокчеин создают возможность прямого и мгновенного перевода любых цифровых активов и совершения любых транзакций между продавцов и покупателем. Например, для банковской сферы, при осуществлении платежей с помощью блокчейн для проведения платежа по мнению экспертов «необходимо иметь минимум информации о плательщике, т. е. достаточно ли средств на его счете». Верно отмечается Аксенов Д.А., использования «блокчейн в финансовой практике приводят к необходимости объединения крупных финансовых учреждений и государственных структур» [9. C. 33]. Мы видим такие объединения как Сбербанк и сайт Госуслуг, пока в России это два крупнейшие проекта реализация которых проходит с применением технологий блокчейн. Третьим проектов стал «цифровой рубль», поэтому правовые основы организации данных технологий требуют пристального внимания законодателя.
По моему мнению, необходимо принять закон, регламентирующий процедуры и действия, связанные с применением блокчейн-технологий, ввести в правовой оборот данное понятие, закрепив его теоретические и практические стороны. Все эти действия должны повысить привлекательность и интерес среди населения страны в части использования цифрового рубля по средствам технологий бокчейн.
Третьим, на мой взгляд, ключевым направлением, для популяризации внедрения криптовалюты в России должно стать обеспечение гарантий защиты данных клиентов, которое тесно переплетено с проработанностью нормативно-правовой базы в России. Действующее законодательство содержит развернутую правовую основу, направленную на защиту персональных данных, информации, защиту государственных и иных данных, однако цифровые технологии тем и отличаются, что подверженных атаки и взломам, а также утечки и мошенническим действиям, и иным неблагопри-
ятным последствиям для лиц, являющихся собственниками цифровых активов. Поэтому вопросы обеспечения правовой безопасности, должны тесным образом переплетаться с институтом юридической ответственности, операторов информационной системы и иных субъектов права, которые участвуют в деятельности по обеспечению устойчивого функционирования криптовалюты.
По мнению Гиреева Д.Т. «Российское законодательство современного периода не полностью регулирует круг общественных отношений, возникающих в цифровой среде. В связи с этим, развитие «цифровых отношений» и их правовое регулирование должны дорабатываться с учетом практики ее применения, в том числе в направлении повышения адресности результатов, учета всех негативных отзывов» [10]. Обеспечения вопросов безопасности в правовом закреплении, в том числе для цифрового рубля, должно иметь больше значения чем, для традиционных платежных систем.
Отмечу, что в принятом Федеральном законе от 24.07.2023 № 340-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи», однако они затронули не подходы к внедрению мер и средств информационной безопасности при осуществлении операций цифровыми рублями в целом, а вопросы безопасности между российскими банками использующих цифровую валюту России и иностранных банков, а также подходы к учету цифровых валют центральных банков.
Отмечу что вопросы цифровой безопасности, по мнению, Соколовой Е.Ю. «повлияли на разработку цифрового рубля, а также необходимость контроля сомнительных транзакций. Поскольку цифровой рубль будет иметь «цифровой след», то Банк России будет располагать сведениями о проведенных транзакциях, и, таким образом, будет возможно вести работу по предотвращению отмывания денежных средств и финансирования терроризма согласно законодательству Российской Федерации, а также борьбе с коррупцией» [11]. В концепции цифрового рубля описывается 6 преимуществ, как третьей формы рубля: 1. Доступ к цифровому кошельку на платформе через инфраструктуру организации, в которой открыты счета; 2. Снижение затрат при использовании цифрового рубля; 3. Возможность офф-лайн транзакции без доступа в интернет; 4. Высокий уровень сохранить средства; 5. Расши-
рение сервисов при реализации проекта цифрового рубля; 6. Повышение уровня безопасности.
Рассматривая с практической точки зрения выше выведенные преимущества, совершенно обоснованно, например, Нестерова В.А. подвергает сомнению 4 из 6 преимуществ. К примеру, офф-лайн переводов, они доступны с использованием технологии беспроводной передачи данных малого радиуса (Bluetooth, NFC), что соответственно переводы возможны для находящихся в близи друг от друга устройств, тогда как производить расчеты не представляется возможным если получатель средств не находится в непосредственной близости от плательщика. Подводя итог, отмечу, что внедрения криптовалюты, в частности цифрового рубля, является мощным экономическим инструментов для взаимодействия между бизнес средой, государством, и межгосударственным сотрудничеством. Однако, данное взаимодействие не может развиваться хаотично, оно требует своего правового регулирования, при этом Российская Федерация на начало 2021 года вошла в 10 стран лидеров индекса цифровизации страны, а принятие в России программы цифрови-зации, активное ее развитие позволяют говорить о быстром внедрении криптовалют, что обернулась безусловным плюсом для государства. В первую очередь это мгновенные социальные выплаты, доходящего до каждого адресата, налоговая прозрачность, сокращение расходов на проекты, сокращение теневых доходов.
Все проводимые реформы в рамках цифро-визации государства, внедрении криптовалюты, создании правовых основ должно находить отклик у граждан, обратная связь важна для оценки и принятия решения со стороны государства в запуске того или иного социального проекта, коем автор считает, проект цифровой рубль. Российская Федерация характеризует себя, как социальное государство и проекты, связанные с цифрови-зацией в конечном итоге должны быть направлены на подъем благосостояния граждан.
Список литературы:
[1] Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.07.2020
[2] Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О национальной платежной системе» // Собрание законодательства РФ», 04.07.2011, № 27, ст. 3872.
[3] Федеральный закон от 24.07.2023 № 340-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законо-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023
дательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 24.07.2023.
[4] Информация Банка России от 11 июля 2023 г. «Принят закон о цифровом рубле» Опубликование: сайт Банка России (cbr.ru) 11 июля 2023 г.
[5] Официалльный сайт Банка России Электронный ресурс. https://cbr.ru/develop/ Дата обращения 12.05.2022 г.
[6] А.Ю. Михалишин «ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ И МИРОВОЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ВАЛЮТ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес» Электронный ресурс: https://www. forbes.ru/finansy/482033-sistema-oplaty-po-kartam-mir-s-qr-kodom-v-smartfone-stanet-obazatel-noj-dla-bankov
[7] Карлявин, И. Ю. Конституционный статус Центрального банка Российской Федерации и его роль в эмиссии цифровой национальной валюты / И. Ю. Карлявин // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. - 2021. - № 1. - С. 32-38.
[8] Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля» // https://sozd.duma.gov.ru/bill/270838-8. Дата обращения 08.09.2023 г.
[9] Аксенов Д.А., КуприковА.П. Саакян П.А. Напавления и особенности применения блок-чейн-технологий в экономике / Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. Том 11, - № 1,- 2018 - С. 33-42
[10] Гиреев Д.Т. Автореферат диссертации Нормативно-правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина в условиях формирования цифровой среды в российской Федерации Луганск 2022 г. Электронный ресурс: https://edu. lpr-reg.ru/attcom/obyavleniya-o-zaschite-dissertaciy/13955-gireev-dzhafar-temirlanovich.html Дата обращения 08.09.2023.
[11] Соколова Е.Ю. О некоторых аспектах эмиссии цифровых валют // Инновации и инвестиции. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ o-nekotoryh-aspektah-emissii-tsifrovyh-valyut (дата обращения: 09.09.2023).
Spisok literatury:
[1] Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 259-FZ (red. ot 14.07.2022) «O cifrovyh finansovyh aktivah, cifrovoj valyute i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii».
Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http:// pravo.gov.ru, 31.07.2020
[2] Federal'nyj zakon ot 27.06.2011 № 161-FZ (red. ot 24.07.2023) «O nacional'noj platezhnoj sisteme» // Sobranie zakonodatel'stva RF", 04.07.2011, № 27, st. 3872.
[3] Federal'nyj zakon ot 24.07.2023 № 340-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://pravo.gov.ru, 24.07.2023.
[4] Informaciya Banka Rossii ot 11 iyulya 2023 g. "Prinyat zakon o cifrovom ruble" Opublikovanie: sajt Banka Rossii (cbr.ru) 11 iyulya 2023 g.
[5] Oficiall'nyj sajt Banka Rossii Elektronnyj resurs. https://cbr.ru/develop/ Data obrashcheniya
12.05.2022 g.
[6] A.YU. Mihalishin «PREDPOSYLKI POYAV-LENIYA I MIROVOJ OPYT VNEDRENIYA CIFROVYH VALYUT CENTRAL'NYH BANKOV» Tekst nauchnoj stat'i po special'nosti «Ekonomika i biznes» Elektronnyj resurs: https://www.forbes.ru/finansy/482033-sistema-oplaty-po-kartam-mir-s-qr-kodom-v-smart-fone-stanet-obazatel-noj-dla-bankov
[7] Karlyavin, I. YU. Konstitucionnyj status Central'nogo banka Rossijskoj Federacii i ego rol' v emissii cifrovoj nacional'noj valyuty / I. YU. Karlyavin // Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Seriya: Estestvennye, obshchestvennye nauki.
- 2021. - № 1. - S. 32-38.
[8] Poyasnitel'naya zapiska k proektu federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v svyazi s vnedreniem cifrovogo rublya» // https://sozd. duma.gov.ru/bill/270838-8. Data obrashcheniya
08.09.2023 g.
[9] Aksenov D.A., KuprikovA.P. Saakyan P.A. Napavleniya i osobennosti primeneniya blokchejn-tekhnologij v ekonomike / Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki. Tom 11,
- № 1,- 2018 - S. 33-42
[10] Gireev D.T. Avtoreferat dissertacii Norma-tivno-pravovoe regulirovanie prav i svobod cheloveka i grazhdanina v usloviyah formirovaniya cifrovoj sredy v rossijskoj Federacii Lugansk 2022 g. Elektronnyj resurs: https://edu.lpr-reg.ru/attcom/obyavleniya-o-zaschite-dissertaciy/13955-gireev-dzhafar-temirla-novich.html Data obrashcheniya 08.09.2023.
[11] Sokolova E.YU. O nekotoryh aspektah emissii cifrovyh valyut // Innovacii i investicii. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-aspektah-emissii-tsifrovyh-valyut (data obrashcheniya: 09.09.2023).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023