4. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 27.11.2020) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1791).
5. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1790).
6. Петрушкевич Е.Н. Международная инвестиционная деятельность: учебное пособие / Е.Н. Петрушкевич и др. - Минкс: Белорусский государственный экономический университет, 2021. - 344 с.
References:
1. International Financial Reporting Standard (IAS) 40 "Investment Real Estate" (put into effect on the territory of the Russian Federation by Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated December 28, 2015 N 217n) (as amended on 06/04/2018).
2. International Financial Reporting Standard (IFRS) 16 "Lease" (put into effect on the territory of the Russian Federation by Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation from 11.06.2016 N 111n) (ed. from 20.08.2021).
3. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 17.09.2020 N 204n "On approval of Federal Accounting Standards FSB 6/2020 "Fixed Assets" and FSB 26/2020 "Capital Investments" (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 15.10.2020 N 60399).
4. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 06.05.1999 N 32n (ed. of 27.11.2020) "On approval of Accounting Regulations "Incomes of the organization" PBU 9/99" (Registered with the Ministry of Justice of Russia on 31.05.1999 N 1791).
5. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 06.05.1999 N 33n (ed. dated 06.04.2015) "On approval of the Accounting Regulations "Expenses of the organization"PBU 10/99" (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 31.05.1999 N 1790).
6. Petrushkevich E.N. International investment activity: textbook / E.N. Petrushkevich et al. - Minks: Belarusian State University of Economics, 2021. - 344 p.
EDN: TKLVFR
И.Ю. Поташова - к.э.н., доцент кафедры экономики и финансов, Сочинский государственный университет, Сочи, Россия, [email protected],
I.Yu. Potashova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics and finance, Sochi state university, Sochi, Russia;
С.Н. Гонта - обучающийся факультета экономики и права, Сочинский государственный университет, Сочи, Россиия, [email protected],
S.N. Gonta - student of economics and law faculty, Sochi state university, Sochi, Russia.
КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ БАНКА РОССИИ CRITICAL ANALYSIS OF THE INTRODUCTION OF THE DIGITAL RUBLE OF THE BANK OF RUSSIA
Аннотация. Данная статья посвящена теме цифровых валют центральных банков. Библиографический список работы состоит из актуальных исследований по теме исследования, в частности цифровых валют, теневой экономики и цифрового рубля. Источники аналитических материалов, которые были использованы в работе представлены: CBDC Tracker, Международный валютный фонд, официальный сайт Банка России. В работе авторами проведена попытка критического анализ внедрения цифрового рубля в России. Также приводится анализ опыта функционирования уже существующих на сегодняшний день цифровых валют. В заключении делаются выводы, о влиянии криптовалют на развитие цифровых валют центральных банков, о важности традиционных форм денег, а также о негативном опыте внедрения цифровых валют в других странах.
Abstract. This article is devoted to the topic of digital currencies of central banks. The bibliographic list of the work consists of current research on the research topic, in particular digital currencies, the shadow economy and the digital ruble. Sources of analytical materials that were used in the work are presented: CBDC Tracker, International Monetary Fund, official website of the Bank of Russia. In the work, the authors attempted a critical analysis of the introduction of the digital ruble in Russia. It also provides an analysis of the experience of functioning of digital currencies that already exist today. In conclusion, conclusions are drawn about the impact of cryptocurrencies on the development of digital currencies of central banks, the importance of traditional forms of money, as well as the negative experience of introducing digital currencies in other countries.
Ключевые слова. Экономика России, цифровизация, цифровая экономика, криптовалюты, цифровая валюта центрального банка, цифровые финансовые активы, цифровой рубль, цифровая форма денег.
Keywords. Russian economy, digitalization, digital economy, cryptocurrencies, central bank digital currency, digital financial assets, digital ruble, digital form of money.
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что за последние два десятка лет по всему миру (в том числе и в России) произошли значительные изменения в платежном рынке и сфере платежей. Появление и дальнейшее развитие безналичных платежей составило значительную конкуренцию «традиционным» наличным деньгам.
В настоящее время тенденция к цифровизации в экономике привела к тому, что большинство центральных банков стран мира активно проводят исследования в области внедрения цифровых валют, а некоторые из них уже находятся на стадии пилотных проектов и даже тестирования. Не обошла стороной данная сфера и нашу страну, где Центральный банк уже активно ведет тестирование прототипа платформы цифрового рубля и разработку законодательства для внедрения цифрового рубля в экономическую жизнь.
Цель исследования - рассмотреть сущность цифрового рубля и проанализировать возможность будущего внедрения в качестве еще одного вида денег в России.
Данная работа представляет собой попытку авторов комплексно изучить вопрос введения цифрового рубля в России, а также рассмотреть и проанализировать возможные негативные стороны, которые могут сопровождать функционирование цифровых валют и цифрового рубля.
Материалы и методы исследования
В данной статье авторами используются основные научные методы исследования: анализ, синтез, системный подход, индукция, дедукция. Также в работе используются вспомогательные методы исследования - это метод описания и нарративный метод.
База материалов в данном исследовании состоит из актуальных исследований по теме цифровых валют и цифрового рубля, а также официальных материалов Центрального банка России, статистические и аналитические материалы представлены: CBDC Tracker, Международный валютный фонд, официальный сайт ЦБ РФ.
Результаты исследования и их обсуждение
По всему миру, на сегодняшний день, идет активная работа над внедрением в экономическую жизнь стран т.н. «цифровых валют центральных банков» (далее ЦВЦБ). В англоязычной среде принят и используется следующий термин: «Central bank digital currency» (сокращенно CBDC).
Здесь, для широкого понимания вопроса, рассматриваемого в данной работе, приведем определение цифровых валют из ежеквартального журнала Международного валютного фонда (МВФ) «Финансы и развитие», которое по мнению авторов, наилучшим образом отражает их сущность в контексте данной работы: «Цифровые валюты центрального банка (CBDC) - это цифровые версии наличных денег, которые выпускаются и регулируются центральными банками» [1].
Цифровые валюты центральных банков по сути являются аналогами существующих на сегодняшний день криптовалют. В представленном анализе виртуальных валютных схем Европейского центрального банка криптовалюты определены как «электронное представление ценности, не используемое центральным банком, кредитным учреждением или эмитентом электронных денег, которое при определенных обстоятельствах может быть использовано как альтернатива деньгам» [2].
Исходя из этого отметим, что не стоит путать цифровые валюты центральных банков (ЦВЦБ) с существующими на сегодняшний день криптовалютами. Поскольку, хотя они и имеют общую концепцию и свойства, но криптовалюты по своей сути являются частными денежными суррогатами, с полностью децентрализованными и независимыми от каких-либо регуляторов платежными инфраструктурами.
В свою очередь цифровые валюты центральных банков имеют конечного и единственного регулятора, который полностью их контролирует и регулирует. Эти диаметральные различия определяют две противоположные системы расчетов, а именно: официальные цифровые валюты центральных банков (которые будут полностью прозрачны и подконтрольны государственным органам) и децентрализованные криптовалюты, которые уже сегодня позволяют своим держателям оставаться анонимными и неподконтрольными для государств. Здесь стоит отметить, что в силу объективных обстоятельств конкуренция т.н. «официальных» цифровых валют и «частных» криптовалют, в обозримом будущем будет только возрастать.
Отдельно стоит упомянуть вопрос законодательного определения цифровой валюты в Российской Федерации (РФ). В настоящее время, с точки зрения закона (ФЗ №259 от 31.07.2020), цифровая валюта - это совокупность электронных данных, которые могут быть приняты кем-либо в качестве средства платежа, но при этом такая валюта не является официальной денежной единицей РФ или любого другого государства. Поэтому как отмечают юристы, исходя из этого данное понятие о цифровой валюте должно быть пересмотрено, в случае дальнейшего развития законодательства в русле концепции цифрового рубля (например в случае принятия закона о цифровом рубле и признании его законным платежным средством) [3].
Данные о стадиях рассмотрения функционирования CBDC в странах мира представлены на рисунке 1. Исходя из данных о стадиях распространения CBDC в мире, можно сделать вывод о том, что абсолютное большинство стран мира занимается разработкой своей собственной цифровой валюты:
1) синим цветом отмечены страны, в которых проходят первые испытания будущих цифровых валют;
2) голубым цветом отмечены страны, в которых ведется активное изучение и разработка будущих цифровых валют;
3) оранжевым отмечены страны, которые уже так или иначе запустили пилотную работу цифровых валют.
'-Щ
Рисунок 1 - Стадии распространения CBDC в мире
(Источник: https://cbdctracker.org/)
В Российской действительности, центральному банку еще только предстоит внедрить цифровой рубль в экономику, но определенные выводы и предположения можно делать уже сегодня.
На сегодняшний день реализация проекта цифрового рубля находится на этапе тестирования. Как заявила СМИ первый зампред Центробанка Ольга Скоробогатова: «пилотную стадию проекта планируют запустить 1 апреля 2023 года с операциями между физическими лицами и платежами в торгово-сервисных предприятиях» [4].
Согласно концепции цифрового рубля, разработанной Центральным банком РФ, цифровой рубль «станет третьей формой российской национальной валюты и будет использоваться наравне с наличными и безналичными рублями» [5].
Также планируется, что цифровой рубль будет иметь форму уникального цифрового кода, который будет храниться на индивидуальных электронных кошельках, открытых непосредственно в платежной системе Банка России и являющихся его обязательствами. Передача цифрового рубля от одного пользователя к другому будет происходить в виде перемещения цифрового кода с одного электронного кошелька на другой [6].
Выглядит данная концепция достаточно перспективно и современно, поскольку они действительно имеет в себе определенные плюсы, приведем основные из них в качестве примера.
С точки зрения бизнеса и граждан:
1) цифровой рубль позволяет предоставить высокий уровень сохранности и безопасности средств;
2) все операции в цифровых рублях будут проходить по единым тарифам, которые позволят снизить издержки на их проведение.
С точки зрения государства:
1) позволит иметь полный и прозрачный контроль за расходованием средств из бюджета;
2) несет в себе потенциал для упрощения проведения трансграничных платежей.
Кроме этого, от сторонников внедрения цифрового рубля звучат мнения о том, что якобы «использование и хранение наличных и безналичных средств больше не представляется для людей безопасным с точки зрения финансов и здоровья», приводится в пример «успех криптовалют, таких как Биткоин, Эфириум и Лайткоин» [7]. Отмечается, что «цифровой рубль является инновационным инструментом, актуальность использования которого продиктована глобальными тенденциями, которые сопровождаются рядом трансформационных процессов» [8].
Также имеются общие мнения о том, что «цифровой рубль будет способствовать развитию новой цифровой экономики, создавая необходимые условия для финансовых и цифровых инноваций как в реальном, так и в финансовом секторе. Это будет способствовать повышению конкуренции, производительности труда и эффективности экономической деятельности в целом» [9]. Но так ли все однозначно на самом деле?
Итак, начнем критический анализ, который для удобства разобьем на отдельные пункты с подробным изучением каждого.
1. Первый пункт касается утверждений о пользе повсеместного внедрения цифровых валют и соответственно отмену наличных денег, как якобы «пережитка прошлого», сторонники отмены наличных денег, заявляют, что данный шаг поможет усилить эффективность денежно-кредитной политики.
Такая ситуация особо актуальна для Европейского банковского сектора, где существуют отрицательные процентные ставки и специальная плата за размещение депозита в банке (в качестве примера приведем швейцарский банк UBS, который вводил плату 0,6 % годовых на каждый вклад свыше 500 тыс. евро. Еще один банк, Credit Suisse, установил отрицательную ставку в 0,4 % для депозитов более 1 млн. евро). Естественно при таких условиях простое население посчитало выгодным хранить свои сбережения в наличной форме. Анализируя ситуацию в России, стоит отметить, что хо-
тя у нас и отсутствует практика отрицательных ставок, тем не менее популярность наличных денег растет с каждым годом. О чем свидетельствует статистика ЦБ РФ, по данным которой на 1 января 2023 года пришелся исторический максимум количества наличных денег в обороте (рисунок 2).
Рисунок 2 - Наличные деньги в обороте.
(Источник: https://www.cbr.ru/)
Также отметим общемировую тенденцию, которая связана с наличными деньгами, а именно т.н. «парадокс наличных денег». Парадокс наличных денег означает такую ситуацию, при которой снижение доли наличных платежей сопровождается ростом наличной денежной массы (иначе говоря население оплачивает товары и услуги в безналичной форме, при этом храня свои сбережения в наличной форме). Данный процесс наблюдается во многих странах мира: в Еврозоне, США, Канаде, Бразилии, России, Казахстане и т.д.
Естественно такая ситуация не устраивает банковскую сферу во главе с регулятором, поскольку большой объем наличности просто лежит «мертвым грузом» и не участвует в экономике или еще хуже, занимается обслуживанием теневого сектора экономики. В связи с этим авторы данной работы считают внедрение цифрового рубля фактором увеличение контроля за денежной системой со стороны регулятора (из-за его функциональных возможностей, внимание которым будет уделено во втором пункте).
Таким образом критику наличных денег с точки зрения сторонников внедрения цифровых валют можно считать необоснованной. Безусловно наличные деньги сегодня прочно стали частью теневой экономики в России, но учитывая Российскую специфику причиной этому являются в первую очередь коррупция и несовершенство системы государственных институтов [10]. Наличные деньги же являются здесь не причиной, а всего-лишь инструментом.
2. Второй пункт касается непосредственно концепции цифрового рубля и неоднозначных возможностей регулятора, которые вытекают из его характеристик. Опасность, которую таит в себе цифровой рубль, это его так называемая «программируемость», регулятор цифрового рубля (то есть ЦБ) имеет возможность ограничить платежеспособность цифровой валюты только отдельными категориями услуг или товаров (простыми словами, одним нажатием кнопки превратить цифровую валюту в подобие талонов, которые можно потратить только на покупку определенных вещей). Конечно, такой сценарий является скорее является невозможным в сегодняшних реалиях, но технически вполне реализуемым.
Программируемость цифровых валют позволяет не только ограничивать платежеспособность, но и например ограничивать географию применения цифровой валюты (иначе говоря цифровую валюту можно будет потратить только в определенном месте).
Подобный пример программирования цифровой валюты уже имел место в Китайской Народной Республике (КНР), где народный банк китая применил систему эмиссии цифрового юаня с «ограничением срока годности» (по истечении которого цифровые деньги просто сгорают), о чем в апреле 2021 года написал The Wall Street Journal [11].
Но здесь стоит отметить, что такая программируемость цифровой валюты может играть и положительную роль, особенно в определенных сферах, где требуется повышенный контроль за движением средств. Возможность контроля за целевым расходованием средств при использовании цифровых валют возможна благодаря «окрашиванию» денег (отслеживание денег благодаря уникальному идентификационному коду). По мнению авторов, такая возможность особенно актуальна для расчетов в проблемных сферах, где традиционно высокая сфера теневой экономики (например, строительная и производственная сферы, которые составляют совокупную долю в 41 % от всей теневой экономики [12]), а также в бюджетной сфере, где производят выплаты получателю, государство может отследить целевое расходование средств (пособия, материнский капитал и т.д.).
Таким образом, критически анализируя возможности функционирования цифровых валют в целом и цифрового рубля в частности, становится очевидным тот факт, что цифровые валюты являются по своей сути технически модифицируемыми инструментами, которые могут лишать пользователей определенной экономической свободы.
Безусловно критический анализ чего-либо не может существовать без анализа и положительных сторон, современные экономические реалии продемонстрировали, что в настоящее время, в связи с беспрецедентными экономическими санкциями, Россия вынуждена выстраивать альтернативные системы международных расчетов [13]. В данной связи, по мнению авторов, цифровой рубль имеет главное и самое важное преимущество - трансграничность и возможность использовать его по всему миру. Такая свобода платежной инфраструктуры позволяет исключить всевозможные варианты политического давления с помощью инструментов ограничения экономических расчетов.
Очевидно, что в настоящее время происходит глобальный сдвиг экономик большинства стран мира в сторону еще большей цифровизации. Поэтому страны по всему миру пытаются сформулировать стратегию цифровой трансформации своей экономики как на национальном, там и на международном уровне, стратегия цифрового развития затрагивает не только торговлю, инновации, экономический рост, но и такие вопросы как распределение выгод от цифровизации, права человека, безопасность [14]. Исходя из этого, разработку государственных цифровых валют по всему миру можно расценивать как новый этап построения глобальной цифровой экономики.
В настоящее время сложно оценивать перспективы официальных государственных цифровых валют, поскольку большая часть населения во многих странах мира продолжает активно использовать привычные формы денег (наличные и безналичные), которые вполне удовлетворяют их потребности. Здесь также стоит отметить, что внедрение цифрового рубля, сопровождаемое принуждением со стороны государства может вызвать резкое неприятие любых нововведений в этой сфере. В подтверждение данного тезиса приведем опыт функционирования цифровой валюты в Нигерии (eNaira), которая была запущена в конце ноября 2021 года и спустя год оказалась абсолютно невостребованной у населения (только 0,5 % населения активно пользовалось eNaira). После такого провала, государство стало популяризировать цифровую найру методами принуждения - 6 декабря 2022 года Центральный банк Нигерии выпустил директиву для финансовых организаций, где был введен лимит на снятие наличной валюты в банкоматах для физических и юридических лиц (100 тыс. найр и 500 тыс. найр соответственно) [15].
В этой связи, особо актуальными становятся слова американского экономиста Милтона Фридмана: «...То, что невозможно по политическим причинам сегодня, может стать возможным завтра...» [16]. Поэтому, по мнению авторов, внедрение цифрового рубля должно быть основано на принципе добровольности, при котором ЦБ РФ будет обеспечивать взаимное равенство между всеми формами государственной валюты. Заключение
Подводя итог исследования, можно сделать вывод о том, что в настоящее время активное внедрение цифровых валют центральных банков находится еще только на начальном этапе, поскольку большинство стран пока находится на стадии тестирования цифровых платформ.
Абсолютное большинство центральных банков мира осознало растущую потребность в официальных цифровых валютах, чему способствовало активное развитие финансовых отношений с помощью криптовалют. Криптовалюты по своей сути стали прообразом цифровых валют центральных банков. Но также здесь стоит отметить важность традиционных форм денег (прежде всего наличных), которые, как показало исследование, не теряют своей актуальности в современном мире.
Отдельно отметим, что как показало исследование, внедрение цифровых валют не всегда может носить добровольный характер, что показал негативный прецедент в Нигерии. Поэтому, как уже было сказано выше, внедрение цифрового рубля должно быть основано на принципе добровольности, при котором регулятор (Банк России) будет обеспечивать взаимное равенство между всеми формами государственной валюты.
Источники:
1. Stanley A. The Ascent of CBDCs // Finance and Development. - 2022. Vol. 59. no. 3. p. 48-49. URL: https://www.imf.org/en/Publications/fandd/issues/2022/09/Picture-this-The-ascent-of-CBDCs (дата обращения: 02.03.2023).
2. Жигас М. Г., Кузьмина С. Н. Природа и сущность криптовалюты // Известия БГУ. 2018. №2, с. 201-207.
3. Шапсугова М. Д. Анализ модели цифрового рубля, предложенной в Концепции цифрового рубля Банка России // Право и цифровая экономика. 2022. № 2(16), с. 5-9.
4. ЦБ запустит пилотный проект по операциям с цифровым рублем. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.ru/news/245330/ (дата обращения: 02.03.2023).
5. Концепция цифрового рубля. - М.: Департамент финансовых технологий Банка России, 2021. 30 с. URL: https: // www.cbr.ru/ Content/ Document/ File/ 120075/ concept_08042021.pdf (дата обращения: 02.03.2023).
6. Запорожан А. Я. Цифровой рубль ЦБ РФ // Управленческое консультирование. 2021. № 6(150), с. 32-39.
7. Аджиева А. Ю., Токарев К. К. Цифровая валюта. Перспективы введения в обращение цифрового рубля // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. N° 44(6), с. 352-354.
8. Усова Н. В., Логинов М. П. Обеспечение макроэкономической устойчивости на основе цифрового рубля // Экономический вестник Донбасского государственного технического института. 2022. № 14, с. 36-42.
9. Зиниша О.С., Нестеренко O. Н., Мкртумян А. А. Цифровой рубль: перспективы, потенциал, применение // Аспирант. 2021. № 4(61), с. 85-89.
10. Тертышный С. А. Институциональные основы теневой экономики современной России // Проблемы современной экономики. 2011. № 4(40), с. 67-72.
11. James T. Areddy China Creates Its Own Digital Currency, a First for Major Economy. [Электронный ресурс] URL: https://www.wsj.com/articles/china-creates-its-own-digital-currency-a-first-for-major-economy-11617634118 (дата обращения: 06.03.2023).
12. Левшукова О. А., Петров Н.Р., Копнина А.И. Анализ масштабов развития теневой экономики в России // Вестник Академии знаний. 2019. №3 (32), с. 162-167.
13. Гонта С. Н., Поташова И. Ю. История МБЭС и переводного рубля в контексте современной экономической реальности России // Управленческий учет. 2022. № 12-3, с. 772-777. DOI 10.25806/uu12-32022772-777.
14. Воронько М, с. Генезис цифровизации и цифровой экономики в России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 3(135), с. 164-168.
15. Central Bank of Nigeria. December 6, 2022. BSD/DIR/PUB/LAB/015/069. «Letter to All Deposit Money Banks (DMBS) and Other Financial Institutions (Payment Service Banks (PSBs), Primary Mortgage Banks (PMBs) and Microfinance Banks (MFBs)» [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbn.gov.ng/0ut/2022/CCD/RevisedCashWithdrawal.pdf (дата обращения: 08.03.2023).
16. Фридман М., Фридман Р, свобода выбирать: Наша позиция / Пер, с англ. М.: Новое издательство, 2007. 356 с. (Библиотека Фонда «Либеральная миссия»).
References:
1. Stanley A. The Ascent of CBDCs // Finance and Development. - 2022. Vol. 59. No. 3. p. 48-49. URL: https://www.imf.org/en/ Publica-tions/fandd/issues/2022/09/Picture-this-The-ascent-of-CBDCs (date of circulation: 02.03.2023).
2. Zhigas M. G., Kuzmina S. N. The nature and essence of cryptocurrency // Izvestiya BSU. 2018. No. 2, pp. 201-207.
3. Shapsugova M. D. Analysis of the digital ruble model proposed in the Concept of the digital ruble of the Bank of Russia // Law and Digital Economy. 2022. No. 2(16), pp. 5-9.
4. The Central Bank will launch a pilot project on operations with the digital ruble. [electronic resource]. URL: https://pravo.ru/news/245330 / (accessed: 02.03.2023).
5. The concept of the digital ruble. - Moscow: Department of Financial Technologies of the Bank of Russia, 2021. 30 p. URL: https: // www.cbr.ru / Content/ Document/ File/ 120075/ concept_08042021.pdf (accessed: 02.03.2023).
6. Zaporozhan A. Ya. Digital ruble of the Central Bank RF // Management consulting. 2021. No. 6(150), pp. 32-39.
7. Adzhieva A. Yu., Tokarev K. K. Digital currency. Prospects for the introduction of the digital ruble into circulation // Natural sciences and humanities research. 2022. No. 44(6), pp. 352-354.
8. Usova N. V., Loginov M. P. Ensuring macroeconomic stability based on the digital ruble // Economic Bulletin of the Donbass State Technical Institute. 2022. No. 14, pp. 36-42.
9. Zinisha O.S., Nesterenko O. N., Mkrtumyan A. A. Digital Ruble: prospects, potential, application // Postgraduate student. 2021. No. 4(61), pp. 85-89.
10. Tertyshny S. A. Institutional foundations of the shadow economy of modern Russia // Problems of modern economics. 2011. No. 4(40), pp. 67-72.
11. James T. Areddy China Creates Its Own Digital Currency, a First for Major Economy. [Electronic resource] URL: https://www.wsj.com/articles/china-creates-its-own-digital-currency-a-first-for-major-economy-11617634118 (accessed: 06.03.2023).
12. Levshukova O. A., Petrov N.R., Kopnina A.I. Analysis of the scale of development of the shadow economy in Russia // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. No. 3 (32), pp. 162-167.
13. Gonta S. N., Potashova I. Yu. The history of the MBEC and the transferable ruble in the context of the modern economic reality of Russia // Managerial accounting. 2022. No. 12-3, pp. 772-777. DOI 10.25806/uu12-32022772-777.
14. Voronko M., S. Genesis of digitalization and digital economy in Russia // Izvestiya of St. Petersburg State University of Economics. 2022. No. 3(135), pp. 164-168.
15. Central Bank of Nigeria. December 6, 2022. BSD/DIR/PUB/LAB/015/069. "Letter to All Deposit Money Banks (DMBS) and Other Financial Institutions (Payment Service Banks (PSBs), Primary Mortgage Banks (PMBs) and Microfinance Banks (MFBs)" [Electronic resource]. URL: https://www.cbn.gov.ng/Out/2022/CCD/RevisedCashWithdrawal.pdf (date of address: 08.03.2023).
16. Friedman M., Friedman R, freedom to choose: Our position / Trans, from English. M.: New Publishing house, 2007. 356 p. (Library of the Liberal Mission Foundation).