Научная статья на тему 'Правовые механизмы обеспечения жилыми помещениями беженцев и вынужденных переселенцев: пути совершенствования'

Правовые механизмы обеспечения жилыми помещениями беженцев и вынужденных переселенцев: пути совершенствования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1289
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЖЕНЕЦ / ВЫНУЖДЕННЫЙ ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Феронов А.С.

В данной статье рассматривается актуальная проблема специализированного жилищного фонда для лиц, имеющих статус беженца, и вынужденных переселенцев. Предлагаются нововведения, касающиеся редакции современного законодательства, а также разработка новых механизмов стимулирования увеличения удельной доли соответствующего специализированного жилищного фонда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые механизмы обеспечения жилыми помещениями беженцев и вынужденных переселенцев: пути совершенствования»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

«следственной тайны», препятствуя тем самым привлечению к делу независимых специалистов по делам, требующим использования специальных познаний, и т.п.

Решение указанных проблем должно носить системный характер, основным вектором которого будет являться ориентирование деятельности как следственных, так и контролирующих и надзорных органов на применение норм уголовно-процессуального закона в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в их конституционно-правовом смысле, выявляемом в необходимых случаях Конституционным Судом Российской Федерации.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что наша страна проходит непростой путь освоения закрепленных Конституцией 1993 г. демократических ценностей. Прошедшие 20 лет законодательных преобразований постепенно сформировали для этого необходимую базу. Однако в правоприменительной практике глобальных изменений пока не произошло.

Положения ст. 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», - по-прежнему воспринимаются многими скорее как доброе пожелание, нежели руководство к действию. Одной из причин этого является объективная невозможность мгновенного изменения принципов построения и работы государственных органов, выработанных за десятилетия подходов к их взаимодействию с гражданами. При этом общественные отношения постоянно развиваются, появляются новые угрозы, требующие адекватных мер реагирования со стороны государства.

Изменение законов и совершенствование правового регулирования в этой связи не являются самоцелью. Основным ориентиром в этой работе должна быть выработка справедливых «правил игры», при которых достигался бы оптимальный баланс личных и государственных интересов.

Безусловное следование демократическим идеалам - стержень любых преобразований. Поэтому сегодня первоочередная задача заключается не только в изменении существующего законодательства, но, возможно, в первую очередь, - в налаживании эффективной работы государственных органов, нацеленной на действительное обеспечение прав и свобод граждан.

Список использованной литературы: 1.Обращение от 6 июня 2013 г. З-202 // Архив Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

2. Обращение от 16 апр. 2013 г. Р-3 // Архив Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

3. Обращения от 24 дек. 2015 г. КЛ-3122 и от 24 дек. 2015 г. К-1717 // Архив Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

© Ступакова Е.Н., 2017

УДК 347.1

А. С. Феронов,

Студент 3 курса юридического факультета ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», г.

Краснодар, Российская Федерация

ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье рассматривается актуальная проблема специализированного жилищного фонда для лиц, имеющих статус беженца, и вынужденных переселенцев. Предлагаются нововведения, касающиеся редакции современного законодательства, а также разработка новых механизмов стимулирования

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

увеличения удельной доли соответствующего специализированного жилищного фонда.

Ключевые слова

Беженец, вынужденный переселенец, специализированный жилищный фонд, жилое помещение.

В современных условиях, когда миграционные потоки начинают активизироваться под воздействием таких внешних факторов, как войны, внутриполитические конфликты, увеличение разницы жизненного обеспечения стран третьего мира и стран «севера», массовая безработица, все острее стоит вопрос о социализации мигрантов. Правовой статус беженца, вынужденного переселенца последнее время все чаще являются предметом правовой регламентации не только международного права, но и права национального. Проблемы, связанные с беженцами и переселенцами в современных геополитических условиях, являются весьма актуальными для Российской Федерации [5, с.80]. Конституционное закрепление различных форм собственности в Российской Федерации и переход к рыночной экономике создали социально-экономическую основу формирования наемного рынка труда с участием граждан других государств [8, с.4]. Рассматривая данную тематику, необходимо отметить, что Российская Федерация стала активным и цивилизованным участником международного трудового обмена [6, с.158]. Грамотная миграционная политика - не только один из залогов внутриполитической стабильности, но и хорошая возможность для увеличения численности населения и стимулирования развития экономики Российской Федерации.

Правовой статус беженца или вынужденного переселенца в части обеспечения его правом пользования жилым помещением регламентируется Конституцией РФ, которая закрепляет право на жилище, и такими законами, как Федеральный закон «О беженцах», Федеральный закон «О вынужденных переселенцах», Жилищный кодекс РФ, постановление Правительства РФ «О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами», постановление Правительства РФ «О предоставлении вынужденным переселенцам и членам их семей жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев» и т.д. [1]. Вышеперечисленные нормативно-правовые определяют не только статус соответствующих категорий лиц, но и закрепляют механизмы предоставления жилых помещений из специализированного жилищного фонда. Согласно ст. 19 Жилищного кодекса специализированный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, предназначенных для проживания отдельных категорий граждан принадлежащих на праве собственности РФ, субъектам РФ, и муниципальным образованиям [2].

Основанием для вселения в специализированный жилищный фонд будет являться наличие статуса беженца или вынужденного переселенца. Наличие такого статуса де-факто без юридического закрепления не позволит указанным лицам рассматриваться как субъектам жилищных правоотношений в части обеспечения жилыми помещениями вынужденных переселенцев и беженцев. Также характерной особенностью механизма обеспечения жилыми помещениям таких категорий лиц является срочность предоставления такого жилья, а именно такой срок составляет не более 3-х или 5-ти лет - действие статуса беженца или вынужденного переселенца. Специализированный жилищный фонд находится в ведении, как федеральных органов государственной власти, так и в ведении муниципалитетов. Однако распоряжение данным имуществом осуществляется при содействии с территориальными органами миграционного учета. Именно данные территориальные органы формируют списки указанных категорий граждан, определяют их правовой статус на территории Российской Федерации, выдают документы установленного образца, а также осуществляют расселение беженцев и вынужденных переселенцев с учетом возможностей региона и потребностью людей [3], [4]. Стоит отметить, что расселение происходит в порядке очередности.

При выделении жилого помещения данным лицам учитывается их возраст, наличие семье и количество ее членов, национальность и другие признаки, имеющие значение для вида помещение, его квадратуры, района расположения и т.д. К специализированному фонду жилья относятся общежития, квартиры, дома и другие жилые помещения, однако находятся они, по общему правилу, в собственности Российской Федерации. Могут быть переданы в собственность органов местного самоуправления, однако важным условием такого соглашения является сохранение за территориальным органом миграционной службы права заселять данное жилье вынужденными переселенцами и беженцами. Распоряжение жилым фондом предусмотренное для миграционной службы имеет форму оперативного управления.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

Вселение беженцев и вынужденных переселенцев происходит на основе договора аренды жилого помещения, однако за арендатором закреплено только право пользования и владения, в то время как за арендодателем устанавливается право распоряжения. Одной из сторон данного договора является беженец, вынужденный переселенец, с другой стороны - территориальный орган миграционной службы. Ограничения, возлагающиеся на арендатора, заключаются в невозможности приватизировать данное жилое помещение, отсутствии прав обменять данное жилье, сдать в поднаем, разделить жилую площадь, вселять временных жильцов.

Кроме того, хотелось бы отметить, что не вся законодательная база в Российской Федерации полностью работает в этой сфере [7, с.112]. Данный институт жилищного права на данный момент, на наш взгляд, требует законодательного совершенствования с точки зрения улучшения механизмов обеспечения жилыми помещениями мигрантов, увеличения специализированного жилищного фонда, улучшения его качества.

Так, статья 97 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет сам факт наличия жилых помещений фондов для указанных категорий лиц, однако не раскрывает содержание данного специализированного жилищного фонда, а именно не содержит перечень видов жилых помещений специализированного жилищного фонда, предусмотренного для лиц, признанных беженцами, и вынужденных переселенцев [2]. Поэтому считаем целесообразным в статье 97 вторым абзацем раскрыть содержание данного специализированного фонда, а именно перечислить виды жилых помещений уже предусмотренные жилищным кодексом и дополнить такими, как дома-интернаты, приюты, специализированные центры размещения. Таким образом, абзац 2 статьи 97 Жилищного кодекса РФ будет раскрывать содержание первого абзаца и иметь следующую формулировку: «К жилым помещениям фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, относятся жилые дома, квартиры, общежития, приюты, дома-интернаты, специализированные центры размещения». Данный шаг позволит расширить потенциальный объем жилых помещений и отчасти снизить количество лиц, нуждающихся в таковых помещениях.

Также с учетом возросшей миграции из стран СНГ и, в частности, Украины, считаем необходимым, создать механизм совместного обеспечения беженцев и вынужденных переселенцев жилыми помещениями. Такой механизм должен базироваться на основе софинансирования нескольких государств, между которыми осуществляется миграция соответствующих лиц. Данный механизм должен обеспечиваться на основе международного договора между государствами. Данный договор может включать такие средства стимулирования, как:

- налоговые льготы для привлекаемых другой стороной договора строительных компаний на территории государства для пополнения специализированного жилищного фонда;

- создание особых миграционных зон, где национальные компании беженцев и вынужденных переселенцев преимущественно одной национальной и государственной принадлежности могли бы осуществлять свою предпринимательскую, благотворительную и иную деятельность на льготных условиях;

- софинансирование совместных проектов по строительству, улучшению инфраструктуры, трудоустройству указанных категорий лиц;

Также необходимо развивать социальное предпринимательство и некоммерческий сектор, который имеет множество преимуществ перед государственными структурами. Он заинтересован не только в материальной стороне данного процесса, но и занимается этим по «воле сердца», из морально-этических соображений. Также вследствие минимизации расходов и оптимизации собственного бюджета для оказания более качественных услуг, многие некоммерческие организации и предприниматели более основательно подходят к оказываемым услугам и приобретаемым ими товарам.

Таким образом, обеспечение лиц, признанных беженцами, и вынужденных переселенцев жилыми помещениями достаточно актуальный вопрос, который необходимо решать в кратчайшие сроки в условиях дестабилизации соседних регионов и, возможно, новой волны вышеуказанных категорий граждан. Для этого необходимо не только улучшать правовые механизмы работы данного института, но и работать над стимулированием такого развития при участии, как субъектов международного права, так и при

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

непосредственном вовлечении в данный процесс представителей бизнеса, волонтеров, социальных предпринимателей и некоммерческие организации. Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации Принята 12 декабря 1993 г. (с поправками от 21 июля 2014) //Российская Газета. - 1993. - № 237.

2. Жилищный кодекс от 29 декабря 2004 года (в ред. 361-ФЗ от 03.07.2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 1. Ст. 14.

3. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» (в ред. 446-ФЗ от 22.12.2014 г.) // Ведомости Съезда Народных Депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №12. Ст. 425.

4. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (в ред. 467-ФЗ от 30.12.2015) // Ведомости Съезда Народных Депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №12. Ст. 427.

5. Кудрявцева Л.В., Афисов В.В. К вопросу о необходимости совершенствования законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах. //Евразийский союз ученых. - 2015. - №10-6 (19). - С.80.

6. Кудрявцева Л.В. Правовые меры привлечения высококвалифицированной рабочей силы в Россию из стран ближнего и дальнего зарубежья. //Проблемы экономики и юридической практики. - 2011. - №2. - С.158.

7. Кудрявцева Л.В. Проблемы реализации прав иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. //Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2010. - №7. - С.112.

8. Карасева Л.В. Значение норм международного частного права в регулировании трудовых отношений мигрантов из стран СНГ в Российской Федерации [Текст] /Карасева Л.В. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2007. - С.4.

© Феронов А.С., 2017

УДК 340.15

Филиппова К.В.

Юридический факультет Ростовский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОСУДИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Аннотация

Автор анализирует историю международного правосудия на примере судов амфиктоний. Последние, по мнению автора, оказывают существеннее влияние на развитие идей международного правосудия в Европе.

Ключевые слова

Правосудие, судебная власть, судья, личность судьи, личность юриста, уголовный процесс.

В наши дни существует великое множество международно-правовых отношений и правовых процедур. Одной из причин такого явления является значительное усложнение социальных отношений в сравнении с предыдущими веками. Высокая дифференцированность международных отношений приводит и к большому разнообразию подходов к пониманию международного правосудия. Нет и единого мнения по поводу различных процессуальных вопросов.[6, С.597-600]

Некоторые вопросы можно попытаться снять, если применить сравнительно-исторический метод исследования. С этой целью стоит обратитьсья к истории развития международного правосудия.

Таковой анализ международного правосудия как ведущего способа мирного разрешения международно-правовых споров и конфликтов можно начать с определения хронологических рамок исторического исследования. Нижняя граница исследования соответствует моменту возникновения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.