Информационное право
DOI 10.47643/1815-1337_2022_1 _153
ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ LEGAL MECHANISMS FOR ENSURING INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY
СМИРНОВ Александр Александрович,
кандидат юридических наук, доцент, ответственный секретарь
Научно-консультативного совета при Антитеррористическом центре государств - участников СНГ. 119034, Россия, г. Москва, Хрущёвский пер, 5. E-mail: smirnovsng@yandex.ru;
SMIRNOV Aleksandr Alexandrovich,
Candidate of Juridical Sciences, Associate professor, Executive Secretary of the Scientific and Advisory Council at the Commonwealth of Independent States Anti-Terrorism Center, 5 Khrushchevsky Pereulok, Bld. 3, Moscow, Russian Federation, 119034. E-mail: smirnovsng@yandex.ru
Краткая аннотация: В статье изучаются вопросы правового обеспечения информационно-психологической безопасности. Анализируются методы и способы правового регулирования отношений в рассматриваемой сфере. Определяются правовые механизмы обеспечения информационно-психологической безопасности, регламентированные действующим законодательством Российской Федерации.
Abstract: The article examines the issues of legal provision of information and psychological security. The methods and methods of legal regulation of relations in the field under consideration are analyzed. The legal mechanisms for ensuring information and psychological security regulated by the current legislation of the Russian Federation are determined.
Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность, правовое обеспечение, правовые средства, правовые механизмы, информационное право.
Keywords: information and psychological security, legal support, legal means, legal mechanisms, information law.
Дата направления статьи в редакцию: 12.11.2021
Дата публикации: 31.01.2022
Развитие глобального информационного общества и процессов цифровой трансформации обусловило формирование рисков, связанных с увелечением «уязвимости общественных процессов от информационного воздействия» [3, с. 6]. Происходит резкий рост количества и степени опасности информационных угроз, причем данная тенденция усиливается по мере развертывания научно-технического прогресса в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Как отмечает В.Б. Наумов, «в эпоху глобального информационного общества и цифровой трансформации цели и задачи обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан, а также национальной безопасности Российской Федерации, включая информационную безопасность, связаны с научно-технологической динамикой, проявлением новых вызовов и угроз цифровизации, рисками распространения новой коро-навирусной инфекции COVID-19» [6, с. 358].
В этих условиях возрастает значимость системной модернизации правового регулирования защиты личности, общества и государства от информационных угроз [4; 8]. Такая задача вытекает из положений новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [9], в которой информационная безопасность определена в качестве одного из стратегических национальных приоритетов.
Информационно-психологическая безопасность (далее - ИПБ) рассматривается нами как часть системы информационной безопасности, представляющая собой состояние защищенности личности, социальных групп и общества от деструктивного информационно-психологического воздействия. ИПБ обладает общими признаками, присущими информационной безопасности, важнейшими из которых являются информационный характер угроз безопасности и информационная сфера как область проявления данных угроз.
Важнейшую роль в механизме обеспечения ИПБ играет правовое обеспечение, которое определяется нами как деятельность по разработке и реализации системы правовых средств, направленных на обеспечение защищенности личности, социальных групп и общества от деструктивного информационно-психологического воздействия.
Как подчеркивает Л.А. Морозова, «изучение механизма правового регулирования важно для того, чтобы установить, как, с помощью каких правовых средств достигаются цели упорядочения общественных отношений» [5, с. 293]. Поэтому для исследования системы правового обеспечения ИПБ автором был проведен анализ основных правовых средств и механизмов, используемых информационным и иными отраслями российского права для защиты личности и общества от деструктивного ИПВ. Изложим основные полученные результаты.
Методы и способы правового регулирования обеспечения информационно-психологической безопасности В теории права методы правового регулирования определяются как совокупность приемов, способов правового воздействия на общественные отношения [10, с. 399]. Выделяют два базовых метода правового регулирования: императивный, основанный на обязательных властных предписаниях и соподчинении одних участников другим, и диспозитивный, характеризующийся автономией и равноправием сторон, предоставлением субъектам возможность выбора вариантов поведения [10, с. 401].
С.С. Алексеев отмечал, что в отраслях права данные первичные методы правового регулирования выступают в различных вариациях
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 1(205)
и сочетаниях в зависимости от характера регулируемых отношений и иных социальных факторов [2, с. 224]. Информационное право относится к отраслям публичного права, что предопределяет доминирование императивного метода правового регулирования. И.Л. Бачило называет его «государственно-правовым», подчеркивая при этом, что «здесь реализуются свойства властности и первенства государственной воли, которые свойственны административно-правовым отношениям» [1, с. 40]. Это особенно характерно для отношений в сфере обеспечения информационной безопасности, где государство преимущественно действует через установление жестких правил, обязанностей и запретов, подкрепленных мерами юридической ответственности.
Большинство норм информационного законодательства содержат властные предписания, связанные с осуществлением государственными органами определенных мер обеспечения ИПБ, а также соблюдением запретов и выполнением обязанностей физическими и юридическими лицами, некоммерческими организациями. Так, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [12] (далее - Закон об информации) установлены алгоритмы ограничения доступа к интернет-ресурсам, содержащим противоправный контент (ст. 15.1-15.9). При этом четко регламентируются правила действий государственных структур и иных вовлеченных на каждом этапе процедуры.
Вместе с тем в правовом регулировании ИПБ применяются и методы диспозитивного регулирования. Например, ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [13] (далее - Закон о защите детей от информации) закрепляет диспозитивную норму, согласно которой интернет-сайт, не зарегистрированный как СМИ, может содержать знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей, соответствующие одной из установленных законом категорий информационной продукции. При этом возрастная классификация сайтов осуществляется их владельцами самостоятельно в соответствии с требованиями данного Федерального закона.
Метод правового регулирования как более общая правовая категория включает в себя комплекс элементов, коими выступают способы правового регулирования. Основными способами правового регулирования выступают: а) дозволение - предоставление лицам права на свои собственные действия; б) запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; в) позитивное связывание (обязывание) - возложение на лиц обязанности к активному поведению [2, с. 225]. В.И. Червонюк в качестве дополнительных способов называет поощрение и рекомендации [14, с. 315].
Все они активно применяются в механизме правового регулирования обеспечения ИПБ, однако наиболее важную роль играют запрещение и обязывание. Фундаментальное значение в механизме правового обеспечения ИПБ имеет закрепленный Законом об информации запрет распространения противоправной информации. В нем проявляется межотраслевая природа рассматриваемого правового института и прослеживается отраслевые взаимосвязи информационного, административного и уголовного права. Обязывание в рассматриваемой сфере чаще всего выражается в закреплении обязанностей определенных субъектов информационной сферы по обеспечению ИПБ в рамках регламентации их правового статуса. Такие обязанности Законом об информации установлены, в частности, для различных информационных посредников: организатора распространения информации в сети «Интернет» (ст. 10.1); оператора поисковой системы; новостного агрегатора (ст. 10.4); владельца аудиовизуального сервиса (ст. 10.5); владельца социальной сети (ст. 10.6).
Правовые механизмы обеспечения информационно-психологической безопасности
Правовые механизмы обеспечения ИПБ включают определенные правовые средства и методы или их комплекс. Проведенный анализ информационного и иного отраслевого законодательства позволил отнести к ним следующие механизмы:
1) установление правовых запретов и иных ограничений на распространение определенных видов негативной информации (пример: запрет оборота информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в местах, доступных для детей, без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от такой информации в соответствии со ст. 11 Закона о защите детей);
2) закрепление специальных правил оборота информационной продукции определенных видов (пример: применение звукового сообщения о недопустимости или об ограничении присутствия детей соответствующих возрастных категорий на зрелищном мероприятии, где демонстрируется информация, причиняющая вред здоровью и развитию детей согласно ст. 11 Закона о защите детей);
3) закрепление обязанностей субъектов информационных правоотношений по обеспечению ИПБ (пример: установление обязанности владельца социальной сети осуществлять ее мониторинг в целях выявления противоправного контента и принимать меры по ограничению доступа к ней в ст. 10.6 Закона об информации);
4) возрастная классификация и маркировка информационной продукции (пример: возрастная классификация информационной продукции по пяти категориям (0+, 6+, 12+, 16+, 18+), установленная ст. 6-10 Закона о защите детей от информации);
5) экспертиза информационной продукции (пример: экспертиза информационной продукции, предусмотренная ст. 16-19 Закона о защите детей от информации);
6) идентификация (пример: обязанность идентификации пользователей сети «Интернет» организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями, установленная ст. 10.1 Закона об информации);
7) удаление или ограничение доступа к противоправному контенту (пример: механизмы ограничения доступа к информации, предусмотренные ст. 15.1 -15.3 Закона об информации);
8) установление юридической ответственности за правонарушения в сфере ИПБ (пример: уголовная ответственность за склонение
Информационное право
к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства - ст. 110.1 УК РФ);
9) применение методов контрпропаганды (пример: проведение информационно-пропагандистских мероприятий по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма согласно ст. 5.1 Федерального закона «О противодействии терроризму» [11]);
10) правовое стимулирование развития информационной грамотности и формирования культуры информационной безопасности (пример: проведение Единого урока безопасности в сети Интернет в соответствии с п. 6 Плана мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, на 2021-2027 годы [7]).
Таким образом, действующее российское законодательство закрепляет достаточно широкий перечень правовых механизмов обеспечения ИПБ. Большая их часть регламентирована нормами информационным законодательства, однако имеются также механизмы административно-правового и уголовно-правового характера, что свидетельствует о межотраслевой природе правового института обеспечения ИПБ. В настоящее время законодатель делает акцент на механизмах блокировки противоправного контента и возложении дополнительных обязанностей на информационных посредников. Не оспаривая значимости данных направлений, полагаем, что в дальнейшем системном развитии нуждаются правовые механизмы контрпропаганды и формирования культуры информационной безопасности, предполагающие альтернативные методы противостоянии угрозам цифровой среды.
Библиогра фия:
1. A^en^b^ проблемы информационного права: учебник / кол. авт.; под ред. И.Л. Бачило, M.A. Лапиной. -M.: ЮСТИЦИЯ, 2016. - 534 с.
2. Aлексеев G.G. Теория права. -M.: Издательство БЕК, 1995. -320 с.
3. Информационная безопасность России / Ю.С. Уфимцев, ЕА Ерофеев и др. - M.: Издательство Экзамен, 2003. -55S с.
4. Mодели правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе: монография / под общ. ред. I.A. Поляковой. - Саратов: Aмирит, 2020. - 254 с.
б. Mорозова ЛА Теория государства и права: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - M.: Эксмо, 2010. - 510 с.
6. Наумов В.Б. Институт идентификации в информационном праве: Дис. ... докт. юрид. наук. M.., 2020.
7. План мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, на 2021 - 2027 годы (утв. приказ Mинцифрb России от 1 декабря 2020 г № 644) // Вестник образования России. 2021. № 1.
5. Полякова ТА. Aктуальные проблемы развития правового обеспечения информационной безопасности в цифровую эпоху и юридическое образование // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (MTOA). 2019. № 12. G. 37-44.
9. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ 2 июля 2021 г. № 400) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL://http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001 (дата обращения: 12.10.2021).
10. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Mатузова и A^. Mалько. 2-е изд., перераб. и доп. - M.: Юрист, 2003. - 776 с.
11. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
12. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. №
31. Ст. 3448.
13. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 48.
14. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. - M.: ИНФРA-M, 2006. - 704 с.
References (transliterated):
1. Aktual'nye problemy informacionnogo prava: uchebnik / kol. avt.; pod red. I.L. Bachilo, M.A. Lapinoj. -M.: YUSTICIYA, 201б. - 534 s.
2. Alekseev S.S. Teoriya prava. -M.: Izdatel'stvo BEK, 1995. -320 s.
3. Informacionnaya bezopasnost' Rossii / YU.S. Ufimcev, E.A. Erofeev i dr. - M.: Izdatel'stvo Ekzamen, 2003. -55S с.
4. Modeli pravovogo regulirovaniya obespecheniya informacionnoj bezopasnosti v usloviyah bol'shih vyzovov v global'nom informacionnom obshchestve: monografiya / pod obshch. red. T.A. Polyakovoj. - Saratov: Amirit, 2020. - 254 s.
6. Morozova L.A. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik. - 4-e izd., pererab. i dop. - M.: Eksmo, 2010. - 510 s.
6. Naumov V.B. Institut identifikacii v informacionnom prave: Dis. ... dokt. yurid. nauk. M.., 2020.
7. Plan meropriyatij, napravlennyh na obespechenie informacionnoj bezopasnosti detej, na 2021 - 2027 gody (utv. prikaz Mincifry Rossii ot 1 dekabrya 2020 g № 644) // Vestnik obrazovaniya Rossii. 2021. № 1.
5. Polyakova T.A. Aktual'nye problemy razvitiya pravovogo obespecheniya informacionnoj bezopasnosti v cifrovuyu epohu i yuridicheskoe obra-zovanie // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYUA). 2019. № 12. S. 37-44.
9. Strategiya nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii (utv. Ukazom Prezidenta RF 2 iyulya 2021 g. № 400) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj infor-macii. URL://http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001 (data obrashcheniya: 12.10.2021).
10. Teoriya gosudarstva i prava: Kurs lekcij / Pod red. N.I. Matuzova i A.V. Mal'ko. 2-e izd., pererab. i dop. - M.: YUrist, 2003. - 77б s.
11. Federal'nyj zakon ot 6 marta 2006 g. № 35-FZ «O protivodejstvii terrorizmu» // SZ RF. 2006. № 11. St. 1146.
12. Federal'nyj zakon ot 27 iyulya 2006 g. № 149-FZ «Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii» // SZ RF. 2006. № 31. St. 3448.
13. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2010 g. № 436-FZ «O zashchite detej ot informacii, prichinyayushchej vred ih zdorov'yu i razvitiyu» // SZ RF. 2011. № 1.
St. 4S.
14. CHervonyuk V.I. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik. - M.: INFRA-M, 200б. - 704 s.