Г. И. Немирова, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой таможенного дела финансово-экономического факультета, Оренбургский государственный университет e-mail: [email protected]
ПРАВОВЫЕ КОЛЛИЗИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья публикуется при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-32-01011 «Совершенствование финансового механизма организации местного самоуправления как основа обеспечения устойчивого роста российской экономики»
Правовые аспекты регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях развития Таможенного союза выступают ключевым звеном создания условий конкурентоспособности экономики и снижения правонарушений. Нормы права становятся объектом исследований учёных, направленных на выявление неурегулированных экономических отношений.
Правильно сформированная нормативно-правовая база позволяет снизить риски как в таможенном деле, так и в других сферах деятельности и отраслях экономики. Условия развития экономики в едином таможенном пространстве обусловливают значимость правового регулирования совершаемых таможенных операций.
На основе анализа единых норм таможенного права, согласно таможенному кодексу Таможенного союза, а также норм административного, уголовного и таможенного права, действующих в Российской Федерации, Республике Казахстан, Республике Беларусь, автор выявил определенную несогласованность законодательства. Действие таких норм права на территории Таможенного союза вызывает применение неравнозначных мер ответственности за одинаковые преступления и правонарушения, т.е. различную правовую регламентацию административных правонарушений и уголовных преступлений в таможенной сфере, искажение в статистике таможенных правонарушений.
Результаты исследования показали, что различие национальных законодательств создаёт и неодинаковые условия развития внешнеэкономической деятельности. Имеются различия и в наказаниях за уклонение от уплаты таможенных платежей. Существенно отличается величина крупного размера причиненного государству ущерба в соответствии с Уголовными кодексами государств.
В статье рассмотрены наиболее важные разногласия правового регулирования таможенных преступлений и правонарушений в государствах членах Таможенного союза. Проведён факторный анализ выявленных нарушений и преступлений в сфере таможенного дела.
Автор в данной статье научно обосновывает необходимость унификации и единообразия, в части привлечения к уголовной и административной ответственности, соблюдения равенства защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном и административном процессах на территории Таможенного союза.
Предложены методы устранения правовых коллизий. Изложенные автором предложения позволят снизить правонарушения и преступления в Таможенном союзе.
Ключевые слова: таможенные правонарушения, таможенные преступления, Таможенный союз, унификация законодательства, ответственность.
В условиях расширения Таможенного союза возрастает роль и значение правового регулирования таможенной системы и таможенного дела в едином таможенном пространстве. Правильно сформированная нормативно-правовая база позволяет снизить риски как в таможен-
ном деле, так и в других сферах деятельности и отраслях экономики.
Не принижая важности фискальной и регулирующей функции, акцентируем внимание в данной статье на наиболее актуальную функцию таможенных органов - контрольную. К
тому же в мировой практике таможенные органы в большей степени выполняют контрольную функцию, нежели фискальную, в отличие от Российской Федерации. В зарубежной практике таможенные платежи в доходах государственного бюджета составляют от 1 до 5 процентов, к примеру, в США и Великобритании
- 1 процент, Японии - 2 процента, Германии
- 4 процента, в России - 50 процентов. Считаем неоправданным преимущественную заинтересованность Правительства РФ в фискальной функции, поскольку отвлекается внимание от снижения таможенных правонарушений.
Между государствами-членами Таможенного союза отсутствует таможенный, фитосанитарный, ветеринарный контроль, что вызвало в период становления Таможенного союза увеличение числа административных правонарушений и уголовных преступлений в таможенной сфере.
В правоприменительной деятельности органов административной и уголовной юрисдикции особую актуальность приобретают и вопросы квалификации уголовных преступлений и административных правонарушений, проблемы законности привлечения лиц к административной и уголовной ответственности.
При наличии единого таможенного законодательства в области таможенного регулирования, действия Таможенного кодекса Таможенного союза, административные и уголовные правонарушения регулируются законодательством государств - членов Таможенного союза. Следует заметить, что интеграционные процессы Таможенного союза пока существенно не затронули правоохранительную систему. Согласно статье 7 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенные органы государств-членов Таможенного союза привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с национальным законодательством государств [1].
Поскольку законодательство государств-членов Таможенного союза полностью не приведено к единообразию в части решения правовых вопросов, это вызывает различную правовую регламентацию административных правонарушений и уголовных преступлений в таможенной сфере, искажение в статистике таможенных правонарушений.
Квалификация административной ответственности в сфере таможенного дела на территории Российской Федерации осуществляется согласно Кодексу об административных
правонарушениях Российской Федерации (Ко-АП РФ) от 30.12.2001 г. (с измен.) № 195-ФЗ [2]. Названный документ определяет:
- систему административных наказаний и принципы их применения;
- составы административных проступков в сфере таможенного дела;
- круг субъектов, уполномоченных привлекать виновных лиц к административной ответственности;
- порядок привлечения к административной ответственности и её процессуальную форму.
Уголовные преступления в сфере таможенного дела квалифицируются в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ). Согласно статье 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания [3].
К таможенным преступлениям в России относятся:
а) незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);
б) невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);
в) невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);
г) уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ);
д) контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей (226.1 УК РФ);
е) контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или ана-
логов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (229.1 УК РФ).
Правоохранительная деятельность таможенных органов Таможенного союза направлена на дальнейшее усиление борьбы с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости, контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, на противодействие контрабанде оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Статистика отражает, что таможенными органами Таможенного союза за 2010-2012 годы выявлено 326 464 таможенных правонарушения, из которых 311 230 (95,3%) составило количество выявленных нарушений таможенных правил и 15 234 (4,7%) количество выявленных преступлений, о чём свидетельствуют данные таблицы 1.
Как видно из таблицы 1, наибольшее количество административных правонарушений в области таможенного дела совершается на территории Российской Федерации - 75%, далее на территории Республики Беларусь - 14% и наименьшее на территории Республики Казахстан - 11%. У стран-союзниц наблюдаются различные тенденции количества выявленных таможенных правонарушений.
С целью точности статистического анализа следует внести пояснения, что на изменение,
в частности снижение, количества возбуждаемых дел об административных правонарушениях повлияла либерализация таможенного законодательства Таможенного союза:
- повышение норм ввоза товаров, предназначенных для личного пользования физическими лицами без уплаты таможенных платежей;
- увеличение размера суммы наличной валюты, разрешенной к вывозу без таможенного декларирования;
- снятие экономических барьеров во взаимной торговле (отмена лицензирования и количественных ограничений);
- сокращение объемов таможенных операций, связанных с выпуском товаров;
- приобретение казахстанскими, российскими, белорусскими товарами статуса товаров Таможенного союза и возможность их свободного перемещения на таможенной территории Таможенного союза.
Согласно содержанию статьи 18 федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», одним из критериев оценки качества работы таможенных органов является эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям, поэтому изложим далее результаты анализа проведенных мероприятий таможенными органами различных стран [7].
Структура возбужденных дел об административных правонарушениях выглядит следующим образом:
- по фактам недекларирования либо недостоверного декларирования товаров - 27% от общего количества возбужденных дел;
Таблица 1
Количество выявленных нарушений таможенных правил и таможенных преступлений
в Таможенном союзе [4], [5], [6]
Страна-участница Таможенного союза Количество выявленных нарушений таможенных правил (количество дел) Количество выявленных преступлений (количество дел)
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2010 г 2011 г. 2012 г.
Российская Федерация 72 701 72 591 79 170 4116 4539 4612
Темп прироста к предыдущему году, в % - 98,85 109,06 - 110,28 101,61
Республика Беларусь 20 306 19 043 15 131 63 91 66
Темп прироста к предыдущему году, в % - 93,87 79,46 - 144,4 72,53
Республика Казахстан 9 959 10 128 12 201 703 507 537
Темп прироста к предыдущему году, в % - 101,7 120,47 - 72,12 105,92
Всего 102966 101762 106502 4882 5137 5215
Темп прироста к предыдущему году, в % - 98,83 104,66 - 105,2 101,52
- в связи с нарушением валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования - 13%;
- несоблюдения запретов или ограничений
- 11%;
- недекларирования либо недостоверного декларирования физическими лицами иностранной валюты - 8%.
Предметами административных правонарушений чаще всего являлись алкогольная продукция, валюта, табак и промышленный заменитель табака, текстильные материалы и изделия из них, автотранспортные средства, электрические машины и оборудование, древесина и изделия из неё.
Из общего количества дел, возбужденных в рассматриваемый период, 56% приходится на физических лиц, 38% - на юридических лиц, 5% - на должностных лиц, 1% - на неустановленных лиц.
Определенным фактором, существенно повлиявшим на статистику административных правонарушений в России, послужило также принятие решения Конституционного суда Российской Федерации (Постановление от
13.07.2010 № 15-П) в части изменения порядка исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности. Если ранее возбуждались дела, совершенные физическими лицами по фактам незаконных валютных операций, то в настоящее время дела указанной категории таможенными органами не возбуждаются.
Эффективным методом организации борьбы с таможенными правонарушениями является назначение наказания виновным. Анализ видов наказаний позволяет определить и тенденции изменения отношений таможенных органов к правонарушениям. За период действия Таможенного союза на территории Российской Федерации назначено наказаний по 209468 делам об административных правонарушениях на общую сумму 384,4 млрд рублей, в том числе таможенными органами по 128325 делам (6,2 млрд рублей), судом и органом исполнительной власти по 81143 делам (378,2 млрд рублей) [4].
Порядок наказаний расположился в следующей градации: количество административных штрафов составило 155 514 на сумму 380,5 млрд рублей; 32494 случая конфискации орудий совершения или предметов административных правонарушений (2712,8 млрд рублей); 16730 предупреждений; 3 200 дел, по которым применено наказание в виде штрафа и конфискаций (1159,7 млрд рублей); 76 административных арестов. Наиболее распространенным наказанием являлся административный штраф (рис. 1).
Сравнительный анализ таможенных правонарушений в разрезе государств-членов Таможенного союза позволяет обнажить проблемы каждого государства. Так, динамика возбуждаемых дел по административным правонарушениям в Республике Казахстан отражает устойчивую тенденцию к их увеличению. Нагрузка
ев
И
ев
Я
X
о
к
60000
50000
40000
30000
*
§
1 20000
о
(О
§ 10000
предупреждение
ЕЯ
административный
штраф
конфискация орудий совершения и\или предметов АП
административный штраф с конфискацией орудий совершения и\или предметов АП
2010
2011
2012
годы
0
Рис. 1. Количество видов назначенных наказаний по административным правонарушениям
на территории Российской Федерации
по правонарушениям усилилась в условиях расширения таможенных границ по Республике Казахстан. Таможенными органами Республики Казахстан за период действия Таможенного союза возбуждено 32228 дел об административных правонарушениях (в 2010 году - 9959 дел, в 2011 году - 10128 дел, в 2012 году - 12201 дело). Количество возбужденных в 2011 году по сравнению с 2010 годом дел увеличилось на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилось на 20,5%, а по сравнению с 2010 годом на 22,5% [6].
Основными правонарушениями, совершаемыми участниками внешнеэкономической деятельности в сфере таможенного дела, явились:
- нарушение срока доставки товаров и транспортных средств и документов на них (статья 405 КоАП РК) - 8635 дел (33% от общего числа правонарушений);
- нарушение сроков представления таможенному органу таможенной декларации, документов и дополнительных сведений (статья 414 КоАП РК) - 5 345 дела (28% правонарушений);
- нарушение сроков уплаты таможенных платежей и налогов (статья 434 КоАП РК) - 2 128 дел (12% правонарушений).
Ситуация может быть расценена двояко. С одной стороны, перенесение таможенного контроля с российско-казахстанской границы на казахстанскую в результате формирования единой таможенной территории увеличило нагрузку на таможенные органы Республики Казахстан, с другой стороны, зафиксированные нарушения в основном характерны по срокам предоставления таможенных документов и срокам доставки товаров, что отражает усиление предупредительных мероприятий.
Статистический анализ таможенных правонарушений в Республике Беларусь имеет несколько иную тенденцию, выражается она в снижении административных правонарушений. Таможенными органами Республики Беларусь за рассматриваемый период возбуждено 54480 дел об административных правонарушениях (в 2010 году - 20306 дел, в 2011 году - 19043 дела, в 2012 году - 15131 дело). Наибольшее количество административных правонарушений возбуждается в Республике Беларусь по статьям 14.5 «Недекларирование товаров», 14.1 «Незаконное перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь», 14.13 «Из-
менение, удаление, уничтожение, повреждение или утрата средств идентификации» [5], [9].
Причины устойчивого снижения таможенных правонарушений в Республике Беларусь кроются в перенесении акцента в деятельности правоохранительных органов на предупредительные меры и на более строгие меры наказания. Приоритетами правоохранительной работы таможенных органов выдвинуто усиление взаимодействия на межведомственном и межгосударственном уровнях, развитие кинологической службы, работа мобильных групп.
Причиной снижения количества административных правонарушений послужили и значительные различия в величине административных штрафов. Их размеры в Республике Беларусь значительно выше, чем в России и Казахстане. Так, минимальный размер штрафа за перемещение товаров через таможенную границу на физическое лицо составляет в Казахстане
- 5 минимальных размеров прожиточного минимума, около 1350 российских рублей (ч.1 ст. 421 КоАП Республики Казахстан), в Российской Федерации - около 1500 российских рублей (ч.1 ст. 16.18 КоАП Российской Федерации), в Беларуси - 20 базовых величин или примерно 7780 российских рублей (ст. 14.2 КоАП Республики Беларусь) [2], [8], [9].
С целью выявления определенных проблем и предложения методов их разрешения, сравним в разрезе государств-членов Таможенного союза преступления в сфере таможенного дела. За период с 2010 по 2012 годы должностными лицами таможенных органов Таможенного союза возбуждено 12 234 уголовных дел (в 2010 году - 4 882 дела, в 2011 году - 5 137 дел, в 2012 году -2 215 дел).
Факторный анализ выявленных нарушений и преступлений в сфере таможенного дела показывает устойчивую тенденцию попыток совершения контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности. Предметами преступлений преимущественно послужили наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, автотранспортные средства, товары народного потребления (одежда и обувь), продукты питания.
При вступлении в Таможенный союз сложилась неординарная ситуация: у Казахстана уголовная ответственность за экономическую контрабанду имеется, у Республики Беларусь
отсутствует. К тому же нередко для уяснения содержания и правильной квалификации того или иного деяния по признакам конкретного состава таможенного преступления приходится использовать дополнительно целый ряд иных законов.
Уголовные кодексы стран Таможенного союза содержат разные перечни предметов контрабанды, соответственно, различна и ответственность. Так, в России предусмотрена уголовная ответственность за «Незаконный экспорт или передачу сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание слуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружений, военной техники» [3]. В Уголовном кодексе Республики Беларусь за аналогичное преступление предусмотрена ответственность в трактовке «Незаконный экспорт или передача в целях экспорта объектов экспортного контроля» [10]. В Уголовном кодексе Республики Казахстан уголовная ответственность за данное деяние не предусмотрена [11].
Есть различия и в наказаниях за уклонение от уплаты таможенных платежей. Существенно отличается также величина крупного размера причиненного государству ущерба в соответствии с Уголовными кодексами государств. В Республике Казахстан к крупному размеру относится 270 тыс. российских рублей, в Российской Федерации 500 тыс. российских рублей, в Республике Беларусь 776 тыс. российских рублей.
Таким образом, результаты статистического анализа и проведенного исследования нормативно-правовой базы регулирования таможенных правонарушений и преступлений позволили выявить, что основной проблемой требующей разрешения в области пресечения таможенных правонарушений и преступлений в Таможенном союзе выступает национальное административное и уголовное законодательство стран.
Следует отметить, что условием эффективного правоприменения законодательства Таможенного союза при сложившихся условиях выступает унификация уголовного и административного законодательства государства-членов Таможенного союза в части незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Необходимо привести таможенное законодательство стран Таможенного союза к единообразию, в части привлечения к уголовной и административной ответственности, соблюдения принципов равенства перед законом, равенства защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном и административном процессах на территории Таможенного союза. Это позволит перейти к единому общему правовому регулированию и правомерно определять статистику таможенных правонарушений и преступлений.
Важным инструментом в борьбе с таможенными правонарушениями выступает и взаимодействие таможенных органов. Так, таможенные органы Таможенного союза осуществляют тесное взаимодействие согласно Решению Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 05.07.2010 года № 50 «О международных договорах в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам» [12].
1 января 2012 года стартует важнейший интеграционный проект — Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. Проект, являющийся, без преувеличения, исторической вехой не только для трех наших стран, но и для всех государств на постсоветском пространстве [13].
Перспективы расширения интеграционного объединения нацеливают также на необходимость разработки общей стратегии и тактики противодействия криминальным проявлениям и таможенным правонарушениям.
Литература
1. Таможенный кодекс таможенного союза. Решение Межгосударственного Совета Европейского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.09 № 17 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - М. : КонсультантПлюс, 1997-2013. - иЯЪ: http://www.consultant.ru.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 10.05.2007 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - М.: КонсультантПлюс, 1997-2013.- иЯЪ: http://www.consultant.ru.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20.03.2012 г.). - М. : Юрайт-Из-дат, 2012. - 174 с.
4. Сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. - иЯЕ: http://www.customs.
т.
5. Официальный сайт Государственного Таможенного Комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - иЯЕ: htth://gtk.gov.by.ru.
6. Официальный сайт таможенной системы Республики Казахстан [Электронный ресурс]. -иЯЕ: http://www.keden.kz.ru
7. Федеральный закон № 311-ФЗ от 27.11.2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации». - М. : Проспект, 2012. - 256 с.
8. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30.01.2013 г. №155-11.
9. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 г. № 194-З.
10. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16.07.2006 № 167-1. (по состоянию на 01.01.2012 г).
11. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9.07.2008 № 275-36 (по состоянию на 01.01.2012 г.)
12. Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от
05.07.2010 № 50 «О международных договорах в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам» // РЖД-Партнер - Документы. - 2011. - № 9.
13. Путин, В. В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня [Электронный ресурс] / В. В. Путин // Известия. - 2011. - иЯЕ: http://www.izvestia.ru/ news/502761. - Дата доступа: 28.02.2012.