Власов Михаил Михайлович
Правовые и технические вопросы выявления административных правонарушений в области дорожного движения
В статье рассматриваются правовые и технические вопросы выявления и фиксации административных правонарушений в области дорожного движения. Проводится анализ действующего административного законодательства и практической деятельности подразделений ГИБДД, предлагаются пути решения существующих проблем по выявлению административных правонарушений в области дорожного движения.
Ключевые слова: аварийность на дорогах, профилактика дорожно-транспортных происшествий, выявление административных правонарушений, системы видеонаблюдения, технические средства фиксации правонарушений.
Legal and technical issues of detection of administrative violations in road traffic
The article deals with legal and technical issues of detection and registration of administrative offences in the field of road traffic. An analysis of the current administrative legislation and practical activities of traffic police units is being carried out, and ways are being proposed to solve existing problems in the detection of administrative offences in the field of road traffic.
Keywords: traffic accidents, prevention of accidents, detection of administrative violations, video surveillance, technical means of fixing of offences.
В российской публично-правовой доктрине безопасность дорожного движения рассматривается как один из компонентов общественной безопасности. Кроме того, существует весьма разветвленная система нормативных правовых актов, регламентирующих так называемые универсальные объекты полицейской охраны, представляющие собой виды общественной безопасности [1]. К подобным правовым конструкциям, составляющим систему общественной безопасности, относятся: социальная безопасность (защищенность граждан, их имущества, а также любого имущества, независимо от форм собственности, институтов государственной власти и порядка управления от противоправных посягательств уголовного и административно-правового характера); пожарная безопасность; санитарная безопасность; техногенная безопасность; безопасность от угроз природного характера; безопасность дорожного движения [2, с. 266].
Несмотря на то что по значимости для населения основным объектом полицейской охраны является социальная безопасность, предполагающая, по мнению К.С. Бельского, «защиту государством одного человека от другого» [2, с. 268], аварийность на дорогах расценивается российским обществом как национальное бедствие. По числу погибших
на 100 пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) данные по России в 4-6 раз превышают аналогичные показатели в зарубежных государствах с высоким и средним уровнями автомобилизации. Ежегодно в нашей стране происходит более 100 тыс. ДТП, в которых травмируется свыше 250 тыс. человек, в том числе около 35 тыс. погибают. Так, согласно данным статистики управления ГИБДД Главного управления МВД России по Краснодарскому краю, в 2019 г. зарегистрировано 6 977 ДТП, в которых 1 045 человек погибли и 8 636 получили ранения. Данные показатели свидетельствуют об осложнении обстановки, связанной с аварийностью в этом регионе. Количество ДТП увеличилось на 8,8%, на 11,6% возросло число раненых, количество погибших людей сократилось незначительно - на 0,8% [3].
Как показывает анализ ДТП, большинство аварий произошло вследствие административных правонарушений, допущенных участниками дорожного движения. В связи с этим основным инструментом профилактического воздействия должна выступать деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения по выявлению и пресечению административных правонарушений, непосредственно находящихся в причинно-следственной связи с ДТП.
90
Большинство административных правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ [4] (например, пересечение сплошной линии разметки с выездом на полосу встречного движения (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ), превышение установленной скорости движения (ст. 12.9 КоАП РФ), непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами (ст. 12.17 КоАП РФ) и др.), выявляются с помощью автоматических средств фото- и видеофиксации и иных технических устройств.
На вооружении Госавтоинспекции находятся различные технические средства для выявления вышеперечисленных и иных административных правонарушений в области дорожного движения, однако, как показывает практика, сегодня имеются значительные правовые и технические проблемы, связанные с их использованием.
В соответствии с приказом Главного управления МВД России по Краснодарскому краю от 25 апреля 2016 г. № 448 «О порядке эксплуатации систем видеонаблюдения за наружной обстановкой и обстановкой внутри автомобиля с записью на внешний носитель, эксплуатируемых в подразделениях ГИБДД» в каждом патрульном автомобиле ДПС ГИБДД края, использующемся для осуществления надзора за дорожным движением, должна быть установлена система фиксации обстановки внутри и снаружи транспортного средства для выявления и регистрации административных правонарушений в области дорожного движения [5]. Данная система представляет собой бортовые камеры видеонаблюдения RVEI в количестве 4 штук, две из которых фиксируют обстановку спереди и сзади патрульного автомобиля. Главным ее преимуществом является возможность ведения непрерывной записи происходящих событий с автоматическим сохранением файлов на встроенную карту памяти, а также защита их от удаления.
Однако, несмотря на перечисленные достоинства данной системы видеонаблюдения, практика выявила существенные недостатки в ходе ее использования. Так, далеко не в каждом патрульном автомобиле установлена аппаратура для просмотра зафиксированной видеокамерами информации. Отсюда вытекают следующие проблемы:
инспектор ДПС при выявлении противоправного деяния с помощью вышеуказанных камер видеонаблюдения не может на месте убедиться, было ли зафиксировано событие
административного правонарушения, т. к. момент его совершения не всегда попадает в их угол обзора. Таким образом, в ходе производства по делу об административном правонарушении должностное лицо Госавтоинспекции не может в полной мере установить подлежащие выяснению обстоятельства, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ. Кроме того, по техническим причинам у инспектора ДПС отсутствует возможность проверить на месте работоспособность системы видеонаблюдения. В связи с этим существует вероятность, что в момент выявления административного правонарушения произойдет ее самоотключение, которое приведет к несохранению файла, содержащего информацию о фиксации события правонарушения, а следовательно, к отмене составленного административного материала по причине отсутствия доказательств по делу;
отсутствие возможности на месте просмотреть выявленное административное правонарушение также не позволяет в полной мере выполнить требования ст. 25.1 КоАП РФ, которая гласит, что «лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела», что влечет нарушение его прав, охраняемых законом.
На наш взгляд, помимо встроенных в патрульный автомобиль систем видеонаблюдения, инспектор ДПС при выявлении административных правонарушений должен пользоваться иными техническими средствами фото- и видеофиксации (видеокамерами и т. п.). Данное положение закреплено в новом Административном регламенте исполнения Министерством внутренних дел РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения (далее -Административный регламент), утвержденном приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664. Так, п. 76 Административного регламента гласит, что «при надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи» [6]. Использование иных технических средств в ходе выявления административных правонарушений в области дорожного движе-
91
ния позволит решить вышеуказанные проблемы.
Однако следует не забывать о том, что дорожно-патрульная служба ГИБДД связана с повышенным коррупционным риском и бесконтрольное использование иных технических средств (видеокамер) может побудить сотрудника к незаконным действиям, связанным с получением денежных средств за несоставление административного материала, ответственность за которые предусмотрена ст. 290 УК РФ.
Полагаем, что использование иных технических средств, в том числе и видеокамер, с помощью которых выявляются административные правонарушения в области дорожного движения, должно быть строго регламентировано. В связи с этим для решения данной проблемы представляется необходимым внести изменения в п. 76 Административного регламента, дополнив его п.п. 76.1: «иные технические средства, используемые для выявления и фиксации административных правонарушений, должны состоять на балансе подразделения ГИБДД».
Кроме того, при использовании видеокамеры (например, для выявления административных правонарушений) запись информации должна происходить на внутреннюю память устройства либо на флеш-накопитель, разъем для установки которого должен быть опечатан. Это позволит исключить возможность его извлечения и замены на другой. Должностные регламенты (инструкции) руководителей подразделений ГИБДД (ДПС) должна предусматривать обязанность ежемесячно проводить проверки видеокамер, в ходе которых сверять имеющиеся записи административных правонарушений с составленными материалами. При выявлении факта несоставления административного материала в отношении нарушителя Правил дорожного движения России [7] при имеющейся видеозаписи противоправного деяния в соответствии с п. 13 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД России, утвержденного ведомственным приказом от 26 марта 2013 г. № 161 [8], руководитель обязан назначить служебную проверку с целью выяснения всех обстоятельств дела. Кроме того, в соответствии с приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлени-
ях, об административных правонарушениях, о происшествиях» он должен зарегистрировать материал в КУСП дежурной части отдела МВД России для принятия решения о возбуждении административного расследования и дальнейшего привлечения к ответственности виновного лица [9]. С целью проверки на предмет удаления сотрудниками ДПС с видеокамер файлов, содержащих информацию о фиксации административных правонарушений, руководитель подразделения должен будет не менее двух раз в месяц проверять аппаратуру с помощью программ для восстановления удаленных файлов (R.saver).
Таким образом, при внесении вышеуказанных изменений, с одной стороны, инспектор ДПС в ходе составления административного материала по выявленному правонарушению будет действовать в рамках правового поля, соблюдая положения ст. 25.1, 26.1 КоАП РФ, а с другой - появится эффективный способ профилактики нарушений служебной дисциплины и законности среди личного состава ГИБДД.
Следует отметить, что характерным признаком всех административных правонарушений в области дорожного движения является их общественная опасность. Однако административные правонарушения, связанные с управлением транспортными средствами в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ), а также вождением без прав (ст. 12.7 КоАП РФ), являются наиболее опасными, т. к. несут в себе потенциальную угрозу жизни и здоровью других участников дорожного движения и зачастую приводят к ДТП. Единственным способом профилактики данных правонарушений считаем выявление и привлечение к административной ответственности лиц, их допустивших. Однако если состояние опьянения водителя в большинстве случаев можно определить визуально в ходе общения с ним после остановки транспортного средства (запах алкоголя изо рта, несвязная речь) либо по неустойчивой манере вождения, то водителя транспортного средства, не имеющего права управления, возможно выявить только при проверке документов.
Сотрудники Госавтоинспекции ежедневно регистрируют более 200 фактов управления транспортными средствами без права управления. Данные сведения говорят о том, что меры профилактики правонарушений в сфере дорожного движения недостаточно эффективны и требуют дальнейшего совершенствования.
92
Ранее Административный регламент, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185, позволял останавливать водителей транспортных средств для проверки документов на право управления только на стационарных постах ДПС. Однако в 2008 г. они были практически полностью ликвидированы, а следовательно, законное основание для проверки необходимых документов у водителей в случае их остановки вне данных постов отсутствовало.
Принятый в 2017 г. Административный регламент позволил сотрудникам ДПС останавливать транспортные средства для проверки документов на право пользования и управления ими вне стационарных постов ГИБДД (п.п. 84.13). Однако для осуществления этой процедуры необходимы основания, указанные в п. 106 Административного регламента: выявление признаков нарушения правил дорожного движения; наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске; проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
Ограниченный список оснований для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, не позволяет в полной мере выполнять функции и задачи, возложенные на подразделения ДПС ГИБДД, а также дает право водителям вступать в полемику с сотрудниками Госавтоинспекции в случае несогласия с предъявляемыми причинами и основаниями для остановки их транспортных средств, что приводит к значительным временным затратам при проведении административных процедур.
Таким образом, при отсутствии оснований,
указанных в п. 106 Административного регламента, инспектор ДПС не имеет законного права на остановку транспортного средства с целью дальнейшей проверки водителя на предмет наличия права управления им, что, в свою очередь, снижает эффективность профилактики нарушений, предусмотренных ст. 12.7 КоАП РФ.
В связи с этим с целью решения вышеуказанной проблемы необходимо внести дополнение в п. 106 Административного регламента, расширив основания проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении: «проверка документов по оперативно-справочным учетам ГИБДД на наличие неоплаченных штрафов и нахождения в розыске». Данное изменение позволит сотруднику ДПС при проверке документов действовать в рамках правового поля, т.е. на законных основаниях не только устанавливать фактическое наличие права на управление транспортным средством, но и осуществлять мониторинг по оперативно-справочным учетам ГИБДД. Кроме того, введение данного изменения минимизирует возможность возникновения спорных ситуаций между сотрудником ГИБДД и участником дорожного движения, а следовательно, приведет к уменьшению временных затрат при проведении административных процедур.
В заключение следует отметить, что существующие правовые и технические проблемы, связанные с выявлением административных правонарушений в области дорожного движения, требуют однозначного регулирования на законодательном уровне. Подход к их решению должен быть комплексным, т. к. решение одной проблемы неумолимо порождает другую, однако их урегулирование позволит значительно повысить эффективность выявления и профилактики административных правонарушений в области дорожного движения.
1. О безопасности дорожного движения: федер. закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 50. Ст. 4873.
2. Вельский К. С. Полицейское право: лекционный курс / под ред. А. В. Куракина. М., 2004.
3. Статистические данные Управления ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю. URL: https://гибдд.рф/r/23/divisions/20 (дата обращения: 20.04.2020).
1. About road safety: fed. law d.d. Dec. 10, 1995 № 196-FL // Coll. of legislation of Russian Federation. 1995. № 50. Art. 4873.
2. Belsky K.S. Police law: course of lecture / ed. byA.V. Kurakin. Moscow, 2004.
3. Statistics of the Traffic Police Department of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on the Krasnodar region. URL: https://gibdd.rf/r/23/divisions/20 (date of access: 20.04.2020).
93
4. Правила дорожного движения РФ: постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
6. О порядке эксплуатации систем видеонаблюдения за наружной обстановкой и обстановкой внутри автомобиля с записью на внешний носитель, эксплуатируемых в подразделениях ГИБДД: приказ ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 25 апр. 2016 г. № 448. URL: Мфз://23.ыюд.рф/ЬШгеп5/ legal_information/1/1.4 (дата обращения: 20.04.2020).
7. Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 23 авг. 2017 г. № 664. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LA W (дата обращения: 20.04.2020).
8. Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД России: приказ МВД России от 26 марта 2013 г. № 161. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW (дата обращения: 20.04.2020).
9. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: приказ МВД России от 29 авг. 2014 г. № 736. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW (дата обращения: 20.04.2020).
4. Rules of Road Traffic of the Russian Federation: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Oct. 23, 1993 № 1090 // Coll. of acts of the President of the Russian Federation and the Government of the Russian Federation. 1993. № 47. Art. 4531.
5. Code of Administrative Offences of the Russian Federation: fed. law d.d. Dec. 30, 2001 № 30 195-FL // Coll. of legislations of Russian Federation. 2002. № 1 (pt. 1). Art. 1.
6. On the procedure of operation of video surveillance systems for the external situation and the situation inside the car with recording on the external carrier, operated in traffic police units: order of the State Department of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on the Krasnodar Region d.d. Apr. 25, 2016 № 448. URL: https://23.mvd.rf/citizens/legal_information/1/1.4 (date of access: 20.04.2020).
7. On the approval of the Administrative regulations for the execution by the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of the State Function for the Implementation of Federal State Supervision of Compliance by road users with the requirements of the legislation of the Russian Federation in the field of Road Traffic Safety: order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation d.d. Aug. 23, 2017 № 664. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_ doc_LAW (date of access: 20.04.2020).
8. On the approval of the Procedure for conducting an official inspection in the bodies, organizations and divisions of the Ministry of Internal Affairs: order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation d.d. March 26, 2013 № 161. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW (date of access: 20.04.2020).
9. On the approval the instructions on the procedure for receiving, registering and authorizing applications and reports of crimes, administrative offences and incidents in the Territorial Bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation d.d. Aug. 29, 2014 № 736. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW (date of access: 20.04.2020).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Власов Михаил Михайлович, адъюнкт кафедры административной деятельности органов внутренних дел Краснодарского университета МВД России; тел.: +79180810310.
INFORMATION ABOUT AUTHOR
M.M. Vlasov, Adjunct of the Chair of Administrative Activity law-enforcement bodies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +79180810310._
_ 94