Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ '

ПРАВОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контрафактная продукция / технические экспертизы / counterfeit products / technical expertise

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.С. Максютин, Г.М. Гринберг

Рассмотрены современные способы борьбы с контрафактной продукцией. Выявлены основные проблемы правовых и технических аспектов защиты от контрафактного товара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAWFUL AND TECHNICAL ASPECTS OF PROTECTION AGAINST COUNTERFEIT PRODUCTS

In the work was considered modern methods of combating counterfeit products. The main problems of legal and technical aspects of protection against counterfeit goods are revealed.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ »

УДК 338.23

ПРАВОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОНТРАФАКТНОЙ

ПРОДУКЦИИ

*

А. С. Максютин Научный руководитель - Г. М. Гринберг

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Ellis1998@yandex.ru

Рассмотрены современные способы борьбы с контрафактной продукцией. Выявлены основные проблемы правовых и технических аспектов защиты от контрафактного товара.

Ключевые слова: контрафактная продукция, технические экспертизы.

LAWFUL AND TECHNICAL ASPECTS OF PROTECTION AGAINST

COUNTERFEIT PRODUCTS

*

A. S. Maksyutin Scientific supervisor - G. M. Grinberg

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: Ellis1998@yandex.ru

In the work was considered modern methods of combating counterfeit products. The main problems of legal and technical aspects ofprotection against counterfeit goods are revealed.

Keywords: counterfeit products, technical expertise.

Контрафакцией называют незаконное использование отдельными организациями известных на рынке фирменных товарных знаков с целью получения доходов от производства и реализации товаров, схожих с товарами известных фирм-производителей, в целях введения в заблуждение покупателя, ведения "дела" под чужим именем, незаконное использование чужого патента при изготовлении и продаже различного рода товаров.

В законодательстве Российской Федерации предусмотрены механизмы защиты прав в данной сфере, в том числе уголовная ответственность за мошенничество (ст. 159 УК РФ), производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 171.1 УК РФ), незаконное использование чужого товарного знака (ст. 180 УК РФ), производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ. Однако данные общие нормы в полной мере не позволяют эффективно бороться с оборотом в России контрафактной и фальсифицированной продукции производителям, потребителям и правообладателям [1].

На сегодняшний день в российской экономике наблюдается увеличение числа контрафактного товара, рост недобросовестной конкуренции, снижение инвестиционной привлекательности отечественного производства аналогов «иностранных» видов товаров, зависимость от импортных поставок [2]. Доля контрафакта на различных рынках в России на апрель 2019 года составляла: 30% для легкой промышленности; 50% для одежды и обуви из

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

кожи; 30% для топливного рынка; 20% для автомобильной промышленности; 30% для сельскохозяйственной техники [3].

Для снижения числа контрафактного товара в стране необходимо принять ряд мер, которые бы смогли осложнить его распространение на прилавках. Подобные меры уже принимаются - одной из них стало введение нового закона: 487-ФЗ - основной закон, регулирующий маркировку товаров средствами идентификации. Он был подписан 31 декабря 2017 года и вступил в силу 1 января 2019 года.

Закон вводит основные положения процесса маркировки, а также вносит запреты на оборот немаркированной продукции. В нем указано, что оператора маркировки товаров выбирает Правительство РФ. Однако списка маркированных товаров в нем нет [4].

Также планируется создание сквозной системы маркировки товаров контрольными идентификационными знаками. Но для этого необходимо, чтобы большая часть потребительских товаров, которая продается, производится или импортируется в страну, была промаркирована в единой системе. Осуществление такой маркировки и вхождение сквозной системы в силу планируется к 2024 году.

По словам Андрея Кириллова, занимающего должность операционного директора Центра развития перспективных технологий, основной задачей, которую ставит перед собой государство в рамках этого проекта, является защита жизни и здоровья граждан, а также повышение уровня их безопасности. Единая система маркировки должна обеспечить достоверность того, что продаваемый продукт был произведен на конкретной фабрике, был доставлен через конкретные каналы товародвижения и был продан в конкретном магазине.

Планируется, что в результате внедрения данной системы маркировки с рынка уйдут предприятия, которые уклоняются от уплаты налогов и имеющие дело с контрафактом. Честные производители в свою очередь, наоборот, увеличат свою долю за счет повышения прозрачности рынка [5].

Хотелось бы рассмотреть еще один из способов решения данной проблемы. Таким способом могло бы стать закрепление административно-правовой ответственности самих потребителей контрафактной продукции. Ведь когда потребитель покупает тот или иной товар за цену, которая в разы ниже, чем она должна была бы стоить по своим потребительским качествам, он осознает, что приобретает контрафактную продукцию. Однако следует с уверенностью сказать, что такие меры вызовут острое неодобрение среди граждан. Около 86% россиян лояльны к покупкам контрафактных товаров, а 75% готовы приобретать их в подарок. Москвичи более избирательны: 20% жителей столицы готовы покупать исключительно оригинальные товары. Об этом говорится в исследовании юридической компании ВгапёМопЦог. В онлайн-опросе, подготовленном этой компанией, участвовали 10 тыс. человек в возрасте от 18 до 55 лет [6].

Если же рассматривать непосредственное выявление контрафактной продукции, то здесь существует целый ряд экспертиз, которые товар должен пройти, прежде чем попасть на рынок. В зависимости от вида товара, подлежащего анализу экспертиза контрафактной продукции требует целого комплекса экспертных исследований: товароведческое (потребительские характеристики продукции, соответствие стандартам), экспертиза веществ и материалов (для определения, из каких материалов изготовлен), документарная экспертиза (инструкции к товару, сопроводительные документы, гарантийные талоны, сертификаты и пр.). В случаях, когда продукция связана с информационными технологиями, то следует добавлять ещё и компьютерно-техническую экспертизу (для проверки и анализа программных продуктов) [7].

Следует отметить то, что существует ряд компаний, занимающихся борьбой с контрафактной продукцией. Одной из таких компаний является СЬесЙоСавЬир, основанная в 2012 году. Компания ведет активное сотрудничество с Бюро по борьбе с контрафактной продукцией при международной торговой палате. Организация имеет собственную систему защиты, которая действует по принципу сравнения кодов. Каждому товару присваивается

проверочный код, представляющий собой специальную маркировку, который потребитель в последствии сможет сравнить с эталоном. Само сравнение проводится в интернете. Если коды совпали, то товар является аутентичным. Если же код не совпал или вовсе отсутствует, то можно говорить о том, что товар является контрафактом [8].

Если касаться отдельно технических аспектов защиты от контрафактной продукции, то тут возникает неоднозначность. Дело в том, что такая продукция может вовсе не уступать по характеристикам оригинальной продукции. И в таком случае контрафакт может ее пройти. Примером могут послужить различные датчики на АО «Красмаш»: техническая экспертиза проводится в ходе их сборки. Это связано с тем, что такую продукцию очень тяжело подделать и в случае корректной сборки и нормальной работы датчика контрафактом может являться лишь металл, из которого компоненты датчика изготовлены. Образцы металла в ходе экспертизы проверяется на целый ряд показателей, таких как твердость, пластичность, хрупкость и другие. Но даже после ряда экспертиз может быть установлено, что металл обладает всеми необходимыми качествами. Тем не менее металл может быть контрафактным и в этом случае. Дело в том, что контрафактным признается любой металл нероссийского производства. Таким образом, на этапе технической экспертизы не всегда возможно определить контрафакт. Для того чтобы убедиться в том, что металл не является контрафактом нужно далее отправить запрос фирме изготовителю и узнать, действительно ли они производили эту партию товара.

Может случиться и обратная ситуация, когда фирма-производитель действительно изготовила товар, но, например, в ходе транспортировки он был подменен на контрафактную продукцию, которая с высокой степенью вероятности будет выявлена на этапе технической экспертизы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости работы различного типа экспертиз в комплексе для более достоверного определения контрафактной продукции. Однако по числу контрафакта на российском рынке можно сделать вывод о том, что такое происходит не всегда.

Библиографические ссылки

1. Погосян, Т.Ю. Уголовно-правовые аспекты защиты потребителя от контрафактной и фальсифицированной продукции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://justicemaker.ru/view-article.php?id=21&art=3681 (дата обращения: 27.08.2019).

2. Семин, А.Н. Контрафактная продукция на потребительском рынке: экономические и правовые аспекты. Вестник уральского юридического института МВД России / А.Н. Семин, Н.С. Михайлова, A.B. Сосенков. 2018.

3. Кулешов Л.Н. Доля фальсификата и контрафакта на разных рынках, %. Минпромторг и отраслевые ассоциации. А.Н. Семин, Е.В. Березина.

4. Маркировка товаров с 2019 года: последние новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://online.business.ru/markirovka-tovarov-2019/ (дата обращения: 30.08.2019).

5. Все о маркировке товаров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kontur.ru/articles/5365 (дата обращения: 02.09.2019).

6. Демидова A.B. Более 80% россиян согласились покупать контрафакт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/08/03/2018/5a9fb9929a7947569afe785a (дата обращения: 05.09.2019).

7. Экспертиза контрафактной продукции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.centrekspertiza.ru/kinds/ekspertiza-kontafaktnoi-produkcii/ (дата обращения: 16.09.2019).

8. Проверка подлинности и защита от контрафактного товара. ChecktoCashup [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://checktocashup.ru/ (дата обращения: 30.08.2019).

© Максютин А. С., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.