УДК 338.23
ПРАВОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОНТРАФАКТНОЙ
ПРОДУКЦИИ
*
А. С. Максютин Научный руководитель - Г. М. Гринберг
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: Ellis1998@yandex.ru
Рассмотрены современные способы борьбы с контрафактной продукцией. Выявлены основные проблемы правовых и технических аспектов защиты от контрафактного товара.
Ключевые слова: контрафактная продукция, технические экспертизы.
LAWFUL AND TECHNICAL ASPECTS OF PROTECTION AGAINST
COUNTERFEIT PRODUCTS
*
A. S. Maksyutin Scientific supervisor - G. M. Grinberg
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: Ellis1998@yandex.ru
In the work was considered modern methods of combating counterfeit products. The main problems of legal and technical aspects ofprotection against counterfeit goods are revealed.
Keywords: counterfeit products, technical expertise.
Контрафакцией называют незаконное использование отдельными организациями известных на рынке фирменных товарных знаков с целью получения доходов от производства и реализации товаров, схожих с товарами известных фирм-производителей, в целях введения в заблуждение покупателя, ведения "дела" под чужим именем, незаконное использование чужого патента при изготовлении и продаже различного рода товаров.
В законодательстве Российской Федерации предусмотрены механизмы защиты прав в данной сфере, в том числе уголовная ответственность за мошенничество (ст. 159 УК РФ), производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 171.1 УК РФ), незаконное использование чужого товарного знака (ст. 180 УК РФ), производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ. Однако данные общие нормы в полной мере не позволяют эффективно бороться с оборотом в России контрафактной и фальсифицированной продукции производителям, потребителям и правообладателям [1].
На сегодняшний день в российской экономике наблюдается увеличение числа контрафактного товара, рост недобросовестной конкуренции, снижение инвестиционной привлекательности отечественного производства аналогов «иностранных» видов товаров, зависимость от импортных поставок [2]. Доля контрафакта на различных рынках в России на апрель 2019 года составляла: 30% для легкой промышленности; 50% для одежды и обуви из
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
кожи; 30% для топливного рынка; 20% для автомобильной промышленности; 30% для сельскохозяйственной техники [3].
Для снижения числа контрафактного товара в стране необходимо принять ряд мер, которые бы смогли осложнить его распространение на прилавках. Подобные меры уже принимаются - одной из них стало введение нового закона: 487-ФЗ - основной закон, регулирующий маркировку товаров средствами идентификации. Он был подписан 31 декабря 2017 года и вступил в силу 1 января 2019 года.
Закон вводит основные положения процесса маркировки, а также вносит запреты на оборот немаркированной продукции. В нем указано, что оператора маркировки товаров выбирает Правительство РФ. Однако списка маркированных товаров в нем нет [4].
Также планируется создание сквозной системы маркировки товаров контрольными идентификационными знаками. Но для этого необходимо, чтобы большая часть потребительских товаров, которая продается, производится или импортируется в страну, была промаркирована в единой системе. Осуществление такой маркировки и вхождение сквозной системы в силу планируется к 2024 году.
По словам Андрея Кириллова, занимающего должность операционного директора Центра развития перспективных технологий, основной задачей, которую ставит перед собой государство в рамках этого проекта, является защита жизни и здоровья граждан, а также повышение уровня их безопасности. Единая система маркировки должна обеспечить достоверность того, что продаваемый продукт был произведен на конкретной фабрике, был доставлен через конкретные каналы товародвижения и был продан в конкретном магазине.
Планируется, что в результате внедрения данной системы маркировки с рынка уйдут предприятия, которые уклоняются от уплаты налогов и имеющие дело с контрафактом. Честные производители в свою очередь, наоборот, увеличат свою долю за счет повышения прозрачности рынка [5].
Хотелось бы рассмотреть еще один из способов решения данной проблемы. Таким способом могло бы стать закрепление административно-правовой ответственности самих потребителей контрафактной продукции. Ведь когда потребитель покупает тот или иной товар за цену, которая в разы ниже, чем она должна была бы стоить по своим потребительским качествам, он осознает, что приобретает контрафактную продукцию. Однако следует с уверенностью сказать, что такие меры вызовут острое неодобрение среди граждан. Около 86% россиян лояльны к покупкам контрафактных товаров, а 75% готовы приобретать их в подарок. Москвичи более избирательны: 20% жителей столицы готовы покупать исключительно оригинальные товары. Об этом говорится в исследовании юридической компании ВгапёМопЦог. В онлайн-опросе, подготовленном этой компанией, участвовали 10 тыс. человек в возрасте от 18 до 55 лет [6].
Если же рассматривать непосредственное выявление контрафактной продукции, то здесь существует целый ряд экспертиз, которые товар должен пройти, прежде чем попасть на рынок. В зависимости от вида товара, подлежащего анализу экспертиза контрафактной продукции требует целого комплекса экспертных исследований: товароведческое (потребительские характеристики продукции, соответствие стандартам), экспертиза веществ и материалов (для определения, из каких материалов изготовлен), документарная экспертиза (инструкции к товару, сопроводительные документы, гарантийные талоны, сертификаты и пр.). В случаях, когда продукция связана с информационными технологиями, то следует добавлять ещё и компьютерно-техническую экспертизу (для проверки и анализа программных продуктов) [7].
Следует отметить то, что существует ряд компаний, занимающихся борьбой с контрафактной продукцией. Одной из таких компаний является СЬесЙоСавЬир, основанная в 2012 году. Компания ведет активное сотрудничество с Бюро по борьбе с контрафактной продукцией при международной торговой палате. Организация имеет собственную систему защиты, которая действует по принципу сравнения кодов. Каждому товару присваивается
проверочный код, представляющий собой специальную маркировку, который потребитель в последствии сможет сравнить с эталоном. Само сравнение проводится в интернете. Если коды совпали, то товар является аутентичным. Если же код не совпал или вовсе отсутствует, то можно говорить о том, что товар является контрафактом [8].
Если касаться отдельно технических аспектов защиты от контрафактной продукции, то тут возникает неоднозначность. Дело в том, что такая продукция может вовсе не уступать по характеристикам оригинальной продукции. И в таком случае контрафакт может ее пройти. Примером могут послужить различные датчики на АО «Красмаш»: техническая экспертиза проводится в ходе их сборки. Это связано с тем, что такую продукцию очень тяжело подделать и в случае корректной сборки и нормальной работы датчика контрафактом может являться лишь металл, из которого компоненты датчика изготовлены. Образцы металла в ходе экспертизы проверяется на целый ряд показателей, таких как твердость, пластичность, хрупкость и другие. Но даже после ряда экспертиз может быть установлено, что металл обладает всеми необходимыми качествами. Тем не менее металл может быть контрафактным и в этом случае. Дело в том, что контрафактным признается любой металл нероссийского производства. Таким образом, на этапе технической экспертизы не всегда возможно определить контрафакт. Для того чтобы убедиться в том, что металл не является контрафактом нужно далее отправить запрос фирме изготовителю и узнать, действительно ли они производили эту партию товара.
Может случиться и обратная ситуация, когда фирма-производитель действительно изготовила товар, но, например, в ходе транспортировки он был подменен на контрафактную продукцию, которая с высокой степенью вероятности будет выявлена на этапе технической экспертизы.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости работы различного типа экспертиз в комплексе для более достоверного определения контрафактной продукции. Однако по числу контрафакта на российском рынке можно сделать вывод о том, что такое происходит не всегда.
Библиографические ссылки
1. Погосян, Т.Ю. Уголовно-правовые аспекты защиты потребителя от контрафактной и фальсифицированной продукции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://justicemaker.ru/view-article.php?id=21&art=3681 (дата обращения: 27.08.2019).
2. Семин, А.Н. Контрафактная продукция на потребительском рынке: экономические и правовые аспекты. Вестник уральского юридического института МВД России / А.Н. Семин, Н.С. Михайлова, A.B. Сосенков. 2018.
3. Кулешов Л.Н. Доля фальсификата и контрафакта на разных рынках, %. Минпромторг и отраслевые ассоциации. А.Н. Семин, Е.В. Березина.
4. Маркировка товаров с 2019 года: последние новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://online.business.ru/markirovka-tovarov-2019/ (дата обращения: 30.08.2019).
5. Все о маркировке товаров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kontur.ru/articles/5365 (дата обращения: 02.09.2019).
6. Демидова A.B. Более 80% россиян согласились покупать контрафакт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/08/03/2018/5a9fb9929a7947569afe785a (дата обращения: 05.09.2019).
7. Экспертиза контрафактной продукции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.centrekspertiza.ru/kinds/ekspertiza-kontafaktnoi-produkcii/ (дата обращения: 16.09.2019).
8. Проверка подлинности и защита от контрафактного товара. ChecktoCashup [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://checktocashup.ru/ (дата обращения: 30.08.2019).
© Максютин А. С., 2020