Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННОЙ ТОРГОВЛЕЙ'

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННОЙ ТОРГОВЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАФАКТ / КОНТРАФАКТНАЯ ПРОДУКЦИЯ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абросимова Е.А., Пальцева М.В.

В статье рассматривается понятие контрафактной продукции, а также ее формы и виды. Отмечается важность саморегулирования в сфере защиты российского рынка от контрафактной продукции, а также участие саморегулируемых организаций в борьбе с контрафактной продукцией на товарном рынке. Авторы отмечают определяющие функции СРО, направленные на предотвращение распространения контрафактной продукции, а также проводят сравнительный анализ деятельности различных ассоциаций, которые в наибольшей степени преуспели в предотвращении распространения контрафактной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННОЙ ТОРГОВЛЕЙ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2020. № 5

проблемы частного права

Е. А. Абросимова, доктор юридических наук, заведующая кафедрой коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ*

м. в. пальцева, ассистент кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ**

функциональные особенности саморегулируемых организаций и отраслевых ассоциаций в борьбе с незаконной торговлей

В статье рассматривается понятие контрафактной продукции, а также ее формы и виды. Отмечается важность саморегулирования в сфере защиты российского рынка от контрафактной продукции, а также участие саморегулируемых организаций в борьбе с контрафактной продукцией на товарном рынке. Авторы отмечают определяющие функции СРО, направленные на предотвращение распространения контрафактной продукции, а также проводят сравнительный анализ деятельности различных ассоциаций, которые в наибольшей степени преуспели в предотвращении распространения контрафактной продукции.

Ключевые слова: контрафакт, контрафактная продукция, саморегулирование, негосударственное регулирование, саморегулируемые организации.

The importance of self-regulation in the field of protection of the Russian market from counterfeit products is noted, as well as the participation of self-regulatory organizations in the fight against counterfeit products on the commodity market. The authors underline the defining functions of self-regulatory organizations aimed at preventing the spread of counterfeit products, and make a comparative analysis of the activities of various associations, which have been most successful in preventing the spread of counterfeit products.

Keywords: counterfeiting, counterfeit goods, self-regulation, nongovernmental regulation, self-regulatory organizations.

Современное общество потребления с неизбежностью влечет за собой повышение потребительского спроса на товары и как факт негативных последствий такого спроса — появление такого явления, как торговля контрафактной продукцией, что оказывает негативное влияние на развитие торговых отношений, в том числе в нашей стране.

* e_abrosimova@law.msu.ru

** mv.paltseva@gmail.com

Ежегодно по данным таможенных органов разных стран публикуется в открытых источниках информация об объеме конфискованных товаров, которая позволяет сделать выводы о мировом обороте кон-трафакта. По данным Организации экономического сотрудничества, торговый оборот контрафактными товарами и пиратской продукцией составляет от 200 до 461 млрд долл. в год1. Несмотря на имеющуюся статистику, можно привести слова министра промышленности и торговли РФ Д. В. Мантурова, который отмечает: «Сегодня незаконный оборот промышленной продукции относится к числу ключевых проблем российской экономики. При этом точно оценить объемы незаконного оборота невозможно, поскольку недобросовестные участники рынка стараются оставлять как можно меньше следов и работают без регистрации, сертификации, без уплаты обязательных таможенных и налоговых платежей»2.

Прежде чем приступить к анализу функциональных особенностей организаций, которые ведут активную борьбу с контрафактным товарооборотом, необходимо определить само понятие контрафактного товара. Понятие контрафакта закреплено в п. 4 ст. 1252 Гражданского кодекса РФ (далее — Гк РФ): контрафактными считаются любые материальные носители, использование которых приводит к нарушению исключительного права. Другими словами, контрафактными признаются материальные носители, изготовление и обращение которых приводит к нарушению исключительного права. Данная трактовка считается широкой, поскольку охватывает не только производство с нарушением нормы интеллектуального права, но и недобросовестный импорт, перевозку и хранение товаров3. контрафак-том может быть признан как дефектный и даже явно некачественный товар, так и, напротив, высококлассный с точки зрения качества продукт, отвечающий всем установленным правилами, стандартам, требованиям, которые обычно предъявляются к соответствующему виду товара.

Так, широкое определение контрафакции дает Е. А. Суханов: «контрафактными признаются такие материальные носители результатов творческой деятельности, изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка и хранение которых приводят к нарушению исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, выражен-

1 Информационная справка ОЭСР 2016 г.(http://www.oecd.org/governanceДrade-in-counterfbit-and-pirated-goods-9789264252653 -en.htm).

2 Риа Новости. 2019. 18 дек.

3 См.: комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части четвертой (постатейный) / Отв. ред. Л. А. Трахтенгерц. М., 2009. С. 67.

ных в материальных носителях»4. В соответствии с п. 1 ст. 1515 Гк РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, также являются контрафактными.

На основании вышеизложенного, предлагается выделить следующие виды контрафакта:

1. Товары с чужим логотипом или максимально схожим, когда логотип целенаправленно создается как имитация.

2. Товар с подделкой внешнего вида товара. Наиболее распространенные товарные группы, подверженные этому виду контрафак-та мебель, одежда, наручные часы (код 46.4 ОкВЭД 2)5.

3. Товар, произведенный с нарушением авторского права, когда имеет место незаконное использование мультимедийной продукции, книг, приложений и т. д.

4. Товар, при производстве которого имело место незаконное использование запатентованных технических решений.

5. Товар, являющиеся объектом недобросовестного импорта, перевозки или хранения.

Более подробно останавливаться на этих видах в данной статье нам не представляется возможным в силу известных ограничений объема. Тем не менее следует подчеркнуть, что при исследовании контрафакта целесообразно различать товар-имитацию и фальсифицированный товар. Такое разделение уже нашло отражение в научной литературе6. Так, товар-имитация традиционно определяется как сходный до степени смешения с оригинальной продукцией товаропроизводителя, выпущенный с копированием или стилевым заимствованием отдельных элементов товарных фирменных знаков и нарушением исключительных прав собственников зарегистрированных товарных знаков. Тогда как фальсифицированный товар — товар, сопровождаемый неполной, недостоверной (ложной) информацией о его составе, характеристиках, свойствах в целях введения потребителей в заблуждение.

Понятие фальсифицированной продукции шире, поскольку контрафактная продукция всегда является фальсифицированной, однако фальсифицированная не обязательно является контрафакт-

4 См.: Российское гражданское право: Учеб.: В 2 т. Т. 1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2011. С. 713.

5 Приказ Росстандарта от 12.02.2020 г. № 58-ст (www.gks.ru/metod/classifiers.html).

6 См.: Сальникова А. В. Многоликий контрафакт // ИС. Промышленная собственность. 2019. № 5.

ной, например если речь идет о продукции с сознательно измененным составом, когда описание товара не соответствует действительности.

Контрафактным становится товар, который произведен с нарушением процедур оценки соответствия продукции, т. е. при изготовлении и использовании заведомо ложных документов, подтверждающих соблюдение обязательных требований и качества продукции (санитарные сопроводительные документы, декларации и сертификаты соответствия)7.

В юридической доктрине предлагается понимать под контрафактной продукцией такую, которая выпущена с неправомочным размещением на ней (подделкой) товарных фирменных знаков в целях введения потребителей в заблуждение8. Данное определение основывается на том, что для всех видов контрафакции присуще неправомерное использование товарных знаков, которое может иметь различное воплощение.

Еще одно определение содержится в Федеральном законе «Об обращении лекарственных средств», где под контрафактным понимается лекарственное средство, находящееся в обороте с нарушением гражданского законодательства9.

Наличие противоположных точек зрения в отношении понятия контрафакции и, как следствие, отсутствие единого определения в нормативных правовых актах порождают новые дискуссии.

В связи с этим мы попробуем предложить обобщенное понятие контрафакта, которое бы объединяло его принципиальные особенности, указанные в различных нормативно-правовых актах и авторских подходах: контрафактная продукция — это любой товар, являющийся результатом интеллектуальной деятельности и (или) приравненные к нему объекты, которые были изготовлены, использованы и распространены при отсутствии необходимого разрешения обладателя исключительного права на эти объекты.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2018 г. № 533-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по реализации Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в РФ на период до 2020 г. и плановый период до 2025 г.» утвержден план первоочередных мероприятий по реализации Стратегии по противодействию незаконному обороту

7 См.: Радаев В.В. Основные формы незаконного оборота продукции на потребительских рынках России и меры противодействия. М., 2017. С. 22—23.

8 См.: Легализация параллельного импорта и ее влияние на товарные рынки России: аналит. отчет / Отв. ред. В. В. Радаев. М., 2011. С. 13.

9 Федеральный закон от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) «Об обращении лекарственных средств» // Российская газета. 2010. № 78.

промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 г. и плановый период до 2025 г.10

В настоящее время к одним из способов защиты от контрафак-та относятся: физическая защита от копирования продукта с помощью голограмм, лазерной, био- и химической маркировки, штрих-кодирования, радио-частотное кодирования, эксклюзивного дизайна, тары нестандартной формы. Также предотвращает распространение контрафактной продукции использование сопроводительной документации с помощью использования специальных сортов бумаги, методов печати, включения специальных волокон, видимых только в ультрафиолетовых или инфракрасных лучах. Наконец, важнейшим направлением является информирование потребителей и производителей об особенностях продукции и правилах выявления ее подделки, основанное на предупредительных и защитных мерах саморегулируемых организаций (далее — СРО) в области борьбы с контрафактом. Правила выявления подделки достаточно разнообразны, они могут включать в себя разработку и распространение методических рекомендаций по выявлению контрафактной продукции и противодействию ее распространения, организацию выставок для демонстрации продукции и т. д.

Наряду с тем, что борьба с незаконной торговлей и, в частности, с распространением контрафактной продукции является прежде всего задачей государственного уровня, большую помощь в решении этой задачи оказывают саморегулируемые организации, которым в соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон о СРО)11 делегированы государственно-властные полномочия. В конце января 2020 г. министр Д. В. Мантуров провел совещание, посвященное развитию торговой деятельности в России, в ходе которого представители отраслевых ассоциаций и крупнейшие ритейлеры России обсудили развитие саморегулирования в сфере торговой деятельности12.

Саморегулирование в торговле имеет ряд полезных преимуществ по сравнению с государственным регулированием торговой отрасли. к ним можно отнести более гибкие в сравнении с нормами, устанавливаемыми государством, правила и нормы саморегулирования, которые легче адаптируются к изменяющимся условиям торгового оборота. Члены саморегулирующихся организаций имеют больше

10 СЗ РФ. 2016. № 50. Ст. 7159.

11 Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» // Там же. 2007. № 49. Ст. 6076.

12 В минпромторге обсудили развитие торговой деятельности в России: Официальный сайт Министерства промышленности и торговли (http://minpromtorg.gov.ru/ press-centre/news/#!v_minpromtorge_obsudili_razvitie_torgovoy_deyatelnosti_v_rossii).

возможностей участвовать в нормотворческой деятельности. Наличие органов контроля за деятельностью членов СРО создает действенные механизмы профессионального воздействия и применения к членам СРО административных и экономических санкций, вызывающих меньшее отторжение среди участников рынка, чем санкции, применяемые государством13. Механизмы, используемые СРО, предусматривают досудебное разрешение споров между потребителями и производителями товаров, что, безусловно, влечет за собой меньшие затраты сторон, нежели участие в судебном процессе.

Следует отметить, что саморегулирование является не только способом защиты коммерческими и производственными структурами своих прав в рамках рыночных отношений, но также способом упорядочения своей профессиональной деятельности, при котором устанавливаются собственные стандарты деятельности, а также осуществляется контроль над их исполнением со стороны других участников рынка. Стандарты и правила СРО играют активную регулирующую роль в упорядочивании предпринимательских отношений. Они не просто регламентируют внутреннюю деятельность СРО, но и устанавливают правила поведения субъектов предпринимательской деятельности на рынке, зачастую даже более строгие, чем установленные в законодательстве, и одновременно с этим они непосредственно затрагивают интересы потребителей, так как субъекты предпринимательской или профессиональной деятельности обязаны руководствоваться их содержанием при осуществлении регулируемой деятельности14. Поэтому на данном этапе развития современной экономики очень важным является развитие добровольных СРО — это своего рода индикатор готовности участников торгового оборота к самостоятельной выработке требований к качеству и гарантий соблюдения этих стандартов перед потребителем.

Государственное и негосударственное регулирование являются предметом исследования в современной научной литературе15. Одна из существующих точек может быть сформулирована следующим образом: «саморегулирование не может быть отнесено за рамки госу-

13 См.: Предпринимательство как стратегический ресурс развития хозяйственной системы / Под ред. В. А. Гневко. СПб., 2009. С. 245.

14 См.: Загускин Н.Н. Нормативно-правовая база функционирования саморегулируемых организаций в Российской Федерации и ее особенности в ИСК // Юридический мир. 2013. № 3. С. 25.

15 Об актах негосударственной унификации подробнее см.: Муратова О.В. Роль актов «мягкого права» при регулировании коммерческих отношений в Европейском союзе // Коммерческое право. 2014. № 1; Алимова Я. О. Соотношение механизмов государственного (правового) и негосударственного (неправового) регулирования отношений, складывающихся в сфере международной торговли // Актуальные проблемы российского права. 2011. № 1.

дарственного регулирования. Государственное регулирование может осуществляться не только органами исполнительной власти, но и некоммерческими организациями, которым переданы государственно-властные полномочия»16.

Целями деятельности саморегулируемых организаций Закон о СРО определил реализацию экономической инициативы ее членов, а также и защиту и представление их интересов в органах государственной власти и организациях. Статья 6 Закона о СРО устанавливает функции, права и обязанности СРО и ее членов. Среди обязательных для исполнения функции СРО в любой сфере особый интерес представляют следующие:

1) применение мер дисциплинарного воздействия к своим членам — СРО наделены данной функцией для предотвращения членами СРО причинения вреда своим контрагентам под страхом применения к ним различных мер ответственности, включая принуждение к устранению нарушений, возмещение вреда и другое;

2) анализ деятельности членов СРО, для чего каждый член организации в определенный промежуток времени с периодичностью представляет в СРО информацию (отчет, документацию) о своей деятельности;

3) осуществление контроля за деятельностью своих членов по соблюдению требований правил и стандартов, установленных СРО;

4) каждая СРО обязана принимать жалобы от всех потерпевших от действий членов СРО, а также СРО рассматривает дела обо всех нарушениях членами условий членства и установленных организацией правил и стандартов.

Интересным представляется тот факт, что организации, которые участвуют в процессе предотвращения распространения контрафактной продукции, как правило, в большинстве своем не относятся к числу СРО (не зарегистрированы с учетом требований Закона о СРО), а признаются отраслевыми ассоциациями. Единственным на сегодняшний день исключением является СРО «СОПкОР», которая ориентирована на организацию противодействия поставкам контрафактного оборудования, материалов и изделий17.

16 См.: Алгазина А. Ф. к вопросу о соотношении саморегулирования и государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации // Актуальные проблемы права: материалы Междунар. науч. конф. М., 2014. С. 36.

17 Саморегулируемая организация Ассоциация содействия в реализации инновационных программ в области противокоррозионной защиты и технической диагностики (http://www.sopcor.ru).

Известная Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) является одной из наиболее успешных отраслевых организаций, которые работают по предотвращению оборота контрафактных товаров. Она активно работает над тем, чтобы участвовать в корректировании правил ввоза и вывоза продукции, содержащей криптографическую защиту информации, обязательную маркировку товаров и документарную прослеживаемость товаров18.

Для усиления борьбы с контрафактной продукцией и повышения ее продуктивности необходимы совместные действия государства и саморегулируемых организаций, созданных усилиями коммерсантов, а также дальнейшее изучение роли этих организаций в борьбе с контрафактом.

Анализируя деятельность различных ассоциаций, которые в наибольшей степени преуспели в предотвращении распространения контрафактной продукции, можно выделить их общие функциональные особенности. Например, «Руспродсоюз», Союз независимых сетей России, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) эффективно реализуют регулятивную, контрольную и дисциплинарную функции, а также мониторинг различных товарных категорий на предмет выявления фальсификата. Указанные организации инициируют проверки в розничных сетях и в традиционной несетевой рознице, на открытых рынках. Предметом их оценки являются безопасность продукции, соответствие состава на этикетке содержанию самого продукта, наличие разрешительных документов у производителя на его выпуск. Результаты данных проверок предоставляются товаропроизводителям, руководству торговой организации и государственным органам.

Ассоциации со своей стороны способствуют оперативному разрешению возникающих спорных ситуаций, принимая участие в качестве консультанта и медиатора, который разъясняет сторонам их права, нарушения, обозначает альтернативные способы урегулирования конфликта. Это направление деятельности СРО способствует созданию определенной практики разрешения споров, которая особенно ценится в рамках отдельных отраслей. Создание документов, закрепляющих консенсусное решение большинства предприятий отрасли, поставщиков и представителей розницы по условиям делового оборота, позволяет предотвратить множество судебных разбирательств. Одним из наиболее интересных и эффективных документов в этом отношении является Кодекс добросовестных практик взаимоотно-

18 Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК (http://ratek.org).

шений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров19.

Отдельного внимания заслуживают реестры поставщиков контрафактной продукции («черный список»), которые ведут некоторые отраслевые бизнес-ассоциации и союзы. В основном это появляется в виде публикации на сайте ассоциации списка поставщиков контрафактной продукции, реестра добросовестных производителей и реестра самой контрафактной продукции. Данные реестры содержат следующую информацию: организация, которая поставила контрафактную продукцию; потребитель контрафактной продукции; название самой продукции; период поставки. Так, в отношении борьбы с контрафактом «Руспродсоюз» поддерживает проект «каталог-Портал продуктов питания для потребителей и профессионалов», при помощи которого каждый покупатель может, отсканировав штрих-код, получить на мобильное устройство состав, сертификат качества и данные о производителе. «Руспродсоюзом» учреждена система сертификации и контроля качества продуктов питания «Высокое качество», система самостоятельно разрабатывает стандарты, которые существенно выше требований технических регламентов и ГОСТов20.

Существуют также перспективы роста эффективности СРО. Например, полезной может быть их активность в вопросах выявления производителей фальсифицированных товаров, поскольку они, являясь экспертами в вопросах производства своей продукции, имеют самые широкие представления о способах экономного производства подделок, использовании технологического инструментария, также СРО могут совершенствовать способы защиты продукции от подделок и имитаций. Они же могут быть эффективными в вопросах взаимодействия с потребителями, информировать их об особенностях своей продукции. СРО могут стать инициатором вовлечения в процесс информирования потребителей распространителей продукции с помощью предоставления им максимально широкого перечня сведений об уникальности своего продукта, его оформления и т. д. Распространитель может проходить аттестацию и получать не только право на реализацию продукции, но и обязанность информирования покупателей. Вовлечение в процесс предотвращения распространения контрафактной продукции помимо производителей и посредников, и потребителей существенно повышает эффективность мероприятий, поскольку этой цели начинает служить вся цепь «производитель-распространитель-потребитель». Важно, что информация о товаре

19 См.: кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров (https://codeofconduct.ru/desicion/).

20 См.: Протасов М. А. кодекс добросовестных практик // Молочная промышленность. 2013. № 5. С. 6.

должна, с одной стороны, точно отражать особенности подлинной продукции, ее потребительские свойства, оформление упаковки и т. д., с другой стороны, должна содержать четкие и запоминающиеся критерии отличия оригинала от подделки, наконец включать сведения о том, кто из производителей и распространителей продукции работает с контрафактной продукцией. Доступность этой информации существенно ограничит возможности недобросовестных производителей по сбыту своих товаров, а добросовестным производителям позволит стать более привлекательными в глазах потребителей.

Следует отметить, что суть деятельности отдельных ассоциаций в области борьбы с контрафактной продукцией, направлена в первую очередь на предупреждение появления контрафактной продукции, а также создание системы мер по ее выявлению. Можно заметить, что ассоциации товаропроизводителей используют и другие методы борьбы с контрафактом, которые ориентированы не столько на защиту непосредственно продукции, сколько на развитие методов выявления недобросовестных производителей, нарушающих права входящих в ассоциацию юридических лиц, а также развитие и поддержание отношений с органами государственной власти, которые способны оказать поддержку ассоциации.

В своей деятельности СРО НП «СОПКОР» делает больше акцент на совершенствовании методов защиты самой продукции, в то время как Ассоциация «СИЗ», работающая преимущественно с производителями и поставщиками средств индивидуальной защиты, — на защите прав своих членов посредством выстраивания отношений с государственными органами, занимающимися пресечением производства и распространения контрафакта, а также на информировании потребителей и других участников рынка об особенностях своих товаров. С нашей точки зрения, вне зависимости от особенностей потребительской аудитории особое внимание в борьбе с контра-фактом должно в равной степени уделяться как совершенствованию голограмм и иным способам защиты продукции от подделок, так и информированию потребителей и других участников рынка о том, по каким признакам, как именно можно обнаружить контрафактную продукцию. Это объясняется двумя причинами: во-первых, если присутствует контрафакт на отдельном сегменте товарного рынка, то должны быть использованы все возможные методы борьбы с его производством и распространением, во-вторых, наличие защитных знаков при отсутствии у потребителей знаний об их существовании само по себе не решает проблему определения потребителем контрафакта.

Обобщая вышеизложенное, можно выделить следующие определяющие функции СРО в предотвращении распространения контрафактных товаров.

Во-первых, СРО может выступать площадкой для альтернативного рассмотрения споров с участием профессиональных медиаторов, что позволяет решить большинство разногласий в отношении организации законного оборота продукции членов СРО в досудебном порядке.

Во-вторых, СРО ведет реестры поставщиков контрафактных товаров, что исключает участие недобросовестных лиц в торговой деятельности.

В-третьих, СРО разрабатывает нормативные акты в конкретных отраслях экономики в целях установления для участников основных правил ведения торговой деятельности.

Необходимо отметить, что контроль со стороны СРО дисциплинирует членов этих организаций, что напрямую влияет на сокращение оборота контрафактной продукции.

СРО также проводит работу с потребителями товаров в части информирования их об особенностях продукции, производимой членами этой организации, и предупреждения приобретения контрафактного товара.

Подводя итог, можно сказать, что саморегулируемые организации играют важную роль в борьбе за качественную продукцию. Они могут выступать связующим звеном между производителями и потребителем, выступать гарантом качественной продукции, производимой членами саморегулируемой организации, а также использовать широкий арсенал методов борьбы с контрафактом. Саморегулируемые организации должны в своей деятельности использовать как методы совершенствования отличительных знаков своих членов, так и методы информирования потребителей и распространителей об этих отличительных признаках. Кроме того, необходимо ведение реестра недобросовестных производителей, распространителей продукции, для пресечения незаконной деятельности указанных организаций.

В целом, создаваемые в России саморегулируемые организации сегодня не только становятся мощной движущей силой экономического роста, но и обеспечивают повышение эффективности и конкурентоспособности экономики страны, согласование интересов всех хозяйствующих субъектов и населения в целом при выработке и реализации общегосударственной социально-экономической политики. Поэтому видится необходимым создание правовых условий для развития как СРО, объединяющих товаропроизводителей жизненно важной продукции, например таких, как пищевая продукция, лекарственные средства, электронная продукция и т. д., так и СРО, членами которых являются торговые дома, дистрибьютеры и торговые сети. Такой подход к формированию и деятельности СРО даст возможность контролировать обороты незаконной торговли, предот-

вращать торговлю контрафактом, а также позволит повысить ответственность товаропроизводителей и гарантировать соблюдение всех стандартов перед потребителями и другими участниками рынка.

Список литературы

1. Алгазина А. Ф. к вопросу о соотношении саморегулирования и государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации // Актуальные проблемы права: материалы Междунар. науч. конф. М., 2014.

2. Алимова Я. О. Соотношение механизмов государственного (правового) и негосударственного (неправового) регулирования отношений, складывающихся в сфере международной торговли // Актуальные проблемы российского права. 2011. № 1.

3. Загускин Н. Н.Нормативно-правовая база функционирования саморегулируемых организаций в Российской Федерации и ее особенности в ИСк // Юридический мир. 2013. № 3.

4. комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части четвертой (постатейный) / Отв. ред. Л. А. Трахтенгерц. М., 2009.

5. Легализация параллельного импорта и ее влияние на товарные рынки России: аналит. отчет / Отв. ред. В. В. Радаев. М., 2011.

6. Муратова О. В. Роль актов «мягкого права» при регулировании коммерческих отношений в Европейском союзе // коммерческое право. 2014. № 1.

7. Предпринимательство как стратегический ресурс развития хозяйственной системы / Под ред. В. А. Гневко. СПб., 2009.

8. Протасов М. А. кодекс добросовестных практик // Молочная промышленность. 2013. № 5.

9. Радаев В. В. Основные формы незаконного оборота продукции на потребительских рынках России и меры противодействия. М., 2017.

10. Сальникова А. В. Многоликий контрафакт // Промышленная собственность. 2019. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.