Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОКУМЕНТИРОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ПРАВОВЫЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОКУМЕНТИРОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Интернет / оперативно-розыскная деятельность / документирование преступлений / уголовный процесс / Internet / operational-search activity / documentation of crimes / criminal process

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виктор Валерьевич Стрельченко

В статье рассматриваются дискуссионные вопросы, связанные с особенностью получения и использования в уголовном процессе информации, полученной в сети Интернет в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий; проблемы научного и правового обеспечения такой деятельности; современное состояние и перспективы развития данного направления в практической деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal and tactical features of the use of Internet sources of information in operational and investigative activities and documenting crimes of economic and corruption orientation

The article deals with debatable issues related to the peculiarity of obtaining and using in criminal proceedings information obtained on the Internet as a result of operational search activities, the problems of scientific and legal support for such activities, the current state and prospects for the development of this area in the practical activities of operational units of internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОКУМЕНТИРОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-9-183-188

ПРАВОВЫЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОКУМЕНТИРОВАНИИ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Виктор Валерьевич СТРЕЛЬЧЕНКО, адъюнкт кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии управления МВД России vstrelchenko3@ mvd.ru ую^г!389@ mail.ru

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Научный руководитель: А.Н. Поздняков, кандидат юридических наук, доцент, доцент

кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии управления МВД России

Аннотация. В статье рассматриваются дискуссионные вопросы, связанные с особенностью получения и использования в уголовном процессе информации, полученной в сети Интернет в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий; проблемы научного и правового обеспечения такой деятельности; современное состояние и перспективы развития данного направления в практической деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел.

Ключевые слова: Интернет, оперативно-розыскная деятельность, документирование преступлений, уголовный процесс.

Annotation. The article deals with debatable issues related to the peculiarity of obtaining and using in criminal proceedings information obtained on the Internet as a result of operational search activities, the problems of scientific and legal support for such activities, the current state and prospects for the development of this area in the practical activities of operational units of internal affairs bodies.

Keywords: Internet, operational-search activity, documentation of crimes, criminal process.

К началу XXI в. информация стала не только источником знаний об окружающем нас мире, но и в определенной степени «залогом успешности» человека. «Тот, кто владеет информацией, тот владеет миром», — данная фраза была актуальна в средневековье и приобрела новое звучание в современном мире, в условиях цифровой трансформации бытия человека1. При этом абсолютным выражением данного феномена становится Интернет как универсальная площадка для реализации любых решений, как социальных, личных, экономических,

научных, т.е. как объективных и полезных, так и негативных с точки зрения общества — совершение преступлений, незаконное получение или разглашение информации, незаконное обогащение и т.д.

В таких условиях информация, содержащаяся в сети Интернет либо в иных источниках, базой для которых служит Интернет, может и просто обязана быть использована правоохранительными органами в целях решения задач борьбы с преступностью, в том числе для выявления и раскрытия преступлений.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

Следует, к сожалению, отметить тот факт, что в настоящее время информационные возможности сети Интернет не только используются правоохранителями без соответствующей правовой основы, но даже и без единой понятной и детально проработанной научной концепции правового регулирования информационных правоотношений, связанных с получением информации из компьютерных сетей и ее использованием. Оперативно-розыскная деятельность на сегодняшнем этапе лишь делает, и, к сожалению, это не преувеличение, довольно скромные попытки использовать в своих целях эти новые источники потенциально значимой оперативной информации.

С точки зрения современного законодательства и судебно-следственной практики, представляется крайне затруднительным использование такой информации в качестве доказательств в уголовном процессе, поскольку ее статус не определен и, более того, не предусмотрены и не регламентированы способы ее вовлечения в процесс доказывания по уголовным делам. Все это в целом крайне негативно влияет на результативность современной правоприменительной деятельности органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Многими учеными и исследователями указывается, что «...интернет-пространство становится местом, где совершаются миллионы незаконных сделок, продаются наркотики, человеческие органы, дети, рекламируется педофилия и происходит растление малолетних, на сайтах свободно предоставляются персональные данные граждан, адреса нелегальных казино»2. Учитывая, что практически большинство финансово-хозяйственных операций, в том числе незаконных, совершаются с использованием различных интернет-ресурсов, осведомленность оперативных подразделений, умение грамотно и быстро получить нужные сведения, не нарушая при этом права и законные интересы граждан и организаций, становится ключевым фактором в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации и нашего общества.

Использование в настоящее время иных, прежде всего информационно-аналитических технологий в деятельности органов внутренних дел (ОВД), является крайне редким, а учет и регистрация этих случаев вообще не ведется3. Поэтому чрезвычайно остро стоит проблема разработки и внедрения в практику информа-

ционно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности ОВД новых инновационных технологий предупреждения и раскрытия преступлений, специального методического инструментария и программного обес-печения4.

С определенной степенью уверенности можно констатировать, что сегодня нет единой и четко определенной концепции по получению и использованию информации из интернет-источников в процессе осуществления оперативно -розыскной деятельности и документирования преступлений. Иными словами, как, каким образом это делать, в принципе понятно и ясно, но законность и научная обоснованность таких действий все же нуждается в обосновании.

В данной статье на основе проведенного анализа действующих нормативных актов, регламентирующих правовую основу уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, существующих подходов как среди специалистов в области научного обеспечения оперативно-розыскной деятельности, так и ученых-криминалистов, а также имеющегося практического опыта исследователя мы попытаемся сформулировать позицию и предложения по вопросу о правовых и тактических особенностях использования интернет-источников информации в оперативно-розыскной деятельности и, в частности, в документировании криминальной деятельности лиц, причастных к совершению преступлений экономической и коррупционной направленности.

Распространение любой информации, в том числе в рамках обеспечения оперативно-розыскной деятельности (ОРД), осуществляется в форме предоставления заинтересованным подразделениям или сотрудникам необходимых им сведений5.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от «Об оперативно-розыскной деятельности» 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (далее — Закон «Об ОРД») в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде. То есть, Закон допускает использование сведений, содержащихся в сети Интернет при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Аналогичную позицию можно встретить и в ст. 10 Закона «Об ОРД», которая

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

посвящена вопросам информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности.

Более детально к данному вопросу законодатели подошли при разработке положений Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3.

Часть 4 ст. 11 Закона «О полиции» определяет, что федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.

Здесь необходимо обратить внимание на уголовно-процессуальное законодательство, которое очень скрупулезно подходит к вопросам получения и использования доказательств. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 84 УПК РФ в качестве доказательств используются иные документы, которые могут содержать сведения, зафиксированные как в письменном, так и в ином виде. К ним могут относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном ст. 86 данного Кодекса.

В качестве развития данного направления обратимся к мнению ведущих отечественных исследователей в области криминалистики, предложивших для использования в практической деятельности термин «компьютерная информация», под которой применительно к процессу доказывания компьютерная информация может быть определена как фактические данные, обработанные компьютерной системой и (или) передающиеся по телекоммуникационным каналам, а также доступные для восприятия, на основе которых в определенном законе порядке устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела6.

Таким образом, вначале необходимо провести анализ способов совершения противоправных деяний в Интернете, что позволит сформулировать систему признаков совершения преступлений тем или иным способом. Со своей стороны, признаки совершения преступного деяния укажут на источники информации, свидетельствующие о наличии соответствующего признака7.

Современная тенденция к совершению преступлений, как в Интернете, так и с его использованием (например, скачивание «пиратского

программного обеспечения», хищение персональных данных и т.д.), существенно затрудняет анализ важнейшей проблемы — источников фигурирующей в сети информации о подготовке и совершении преступления.

Мы видим, что законодательство предоставляет нам право использовать Интернет как источник не только оперативно-розыскной, на и процессуальной информации. Однако фактически никаких детальных регламентаций на этот счет пока не разработано.

Тем не менее нам бы хотелось обратить внимание на возможность процессуального оформления сведений, полученных с использованием интернет-источников с применением нормы, закрепленной в ст. 143 УПК РФ, а именно, как сообщение о преступлении, полученное из иных источников.

В соответствии с УПК РФ в данном случае поводом для возбуждения уголовного дела может выступать не само сообщение о совершенном или готовящемся преступлении (ст. 141 УПК РФ), полученное из интернет-источника, а рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ), оформленный оперативным сотрудником ОВД по результатам проведения оперативно-розыскных мероприятий в рамках проверки указанных сведений. Данный подход также содержится в межведомственной инструкции, регламентирующей порядок направления результатов ОРД следователю или в суд8.

В качестве подтверждения данного тезиса следует привести пример указанного подхода в деятельности органов прокуратуры.

В соответствии с п. 3.8 Инструкции о порядке рассмотрения уведомлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, утвержденной приказом Генпрокуратуры России от 26 августа 2019 г. № 596, при установлении в ходе рассмотрения уведомлений достаточных данных, указывающих на наличие признаков преступления, прокурор направляет соответствующие материалы в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании9.

Напомним, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании является одним из процессуальных поводов для возбуждения уголовного дела.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

Хотелось бы также обратить внимание на тот факт, что в деятельности не только органов прокуратуры, но и органов внутренних дел все чаще используется термин «мониторинг сети Интернет». Причем результатом этого мониторинга зачастую и являются сведения о преступлении, которые оформляются по правилам ст. 143 УПК РФ в виде рапорта об обнаружении признаков преступления либо информационных писем уполномоченных прокуроров (должностных лиц прокуратуры), которые направляются для принятия решения в порядке действующего законодательства или, чаще всего, для использования в оперативно-розыскной деятельности в качестве ориентирующей информации.

И здесь мы подошли ко второй части вопроса, а именно, о тактических особенностях использования интернет-источников информации в оперативно-розыскной деятельности и в особенности в процессе документирования преступлений экономической и коррупционной направленности.

Как уже ранее было сказано, закон допускает использование сведений, содержащихся в сети Интернет и полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Учитывая, что в силу ст. 10 Закона «Об ОРД» документирование ОРД осуществляется в рамках соответствующих дел оперативного учета (далее — ДОУ), логично предположить, что проверка указанной информации должна быть начата с заведения соответствующего ДОУ.

При этом на данном этапе следует определиться как с порядком оформления полученных сведений, так и с перечнем ОРМ, направленных на ее проверку и последующую реализацию.

Для органов внутренних дел Российской Федерации, а также иных оперативных подразделений, уполномоченных на осуществление ОРД, указанные вопросы регламентированы соответствующими нормативными актами закрытого характера.

Применительно к деятельности оперативных подразделений ОВД по выявлению и документированию преступлений экономической и коррупционной направленности при проведении такой проверки однозначно следует сочетать как традиционные методы, основанные на проведении комплекса гласных и негласных ОРМ, так и повсеместное использование информационных ресурсов, в том числе работающих с использованием интернет-технологий.

Сюда без всяких исключений следует отнести:

■ официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — официальный сайт ЕИС), который предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации.

Порядок размещения информации на официальном сайте ЕИС (URL: https://zakupki.gov. ru) и ее содержание регламентируются Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3, а также соответствующими подзаконными актами;

■ Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства «ГИС «ЖКХ» (URL: https://dom.gosuslugi. ru), функционирующую в рамках электронного ресурса предоставления государственных и муниципальных услуг. Для подразделений ЭБиПК представляют интерес следующие возможности указанной информационной системы:

♦ мониторинг состояния объектов государственного учета жилищного фонда;

♦ ведение информации об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведе-ния, газоснабжения, электроснабжения, используемых для производства и поставки коммунальных ресурсов, предоставления коммунальных услуг;

♦ формирование единого реестра управляющих организаций и других организаций жилищно-коммунального комплекса;

♦ контроль деятельности управляющих организаций;

♦ планирование и анализ инспекторской деятельности;

♦ ведение информации о региональных адресных программах по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных программах капитального ремонта, краткосрочных планах реа-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

лизации региональных программ капитального ремонта, региональных адресных программах по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, региональных программах по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, получение отчетов о ходе реализации указанных программ и планов;

♦ ведение информации о совершенных операциях по списанию и зачислению денежных средств на счета, в том числе специальные счета, которые открыты в целях формирования фонда капитального ремонта, а также об остатке денежных средств на таких счетах;

♦ сбор и анализ форм статистической отчетности;

♦ анализ полученных данных, формирование отчетов с последующей публикацией и их распространением;

♦ повышение эффективности взаимодействия ведомственных информационных систем, информационных систем участников рынка ЖКУ.

Указанные системы позволяют без направления официальных запросов и расшифровки проводимых мероприятий получать актуальную информацию о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации, изучать сотрудниками подразделений по БЭПиПК размещенную документацию, проводить мониторинг с целью оперативного принятия мер реагирования и снижения рисков криминального ха-рактера10.

В качестве подтверждения данного вывода можно привести позицию A.C. Овчинского, согласно которой «применение нетрадиционных подходов в борьбе с преступностью (в данном случае перенос этой борьбы в информационные сферы) позволит решать те задачи, которые в настоящее время не удается эффективно решать в рамках сложившейся системы и практики применения уголовного законодательства. Перед правоохранительными органами стоит задача в полной мере овладеть технологиями применения «информационного оружия», включая технологии нанесения информационных ударов с использованием как средств массовой информации, так и компьютерных сетей, радиоэфира и теле-коммуникаций»11.

Как уже отмечалось, глобальная компьютерная сеть Интернет, вобравшая в себя практически все известные пороки современного обще-

ства, являясь как средой, так и инструментом преступной деятельности и уже генерируя новые виды преступлений, одновременно представляет собой еще далеко не оцененную и практически не освоенную «кладовую оперативно-розыскной информации и, таким образом, один из важнейших ее ресурсов12.

Хотелось бы также отметить возможности так называемого «непроцессуального» использования интернет-источников информации в виде профилактического воздействия на потенциального преступника либо на распад организованных преступных групп.

Таким образом, потенциальные тактические аспекты использования указанного рода информации будут зависеть как от вида преступлений, на документирование которого используются силы и средства ОРД, так и от других задач, предусмотренных ст. 2 Закона «Об ОРД».

В заключение следует подчеркнуть, что решение поставленных вопросов является далеко идущей стратегической задачей, которая может быть решена только совместными усилиями представителей практических органов, научного сообщества и законодателей, непосредственно занимающихся вопросами совершенствования форм и методов борьбы с преступностью. Причем решение должно носить комплексный характер и включать как меры, разработанные на законодательном уровне, так и меры, содержащиеся в ведомственных и межведомственных нормативных правовых актах.

1 Богданов Д.Е. Технодетерминизм в частном праве: влияние биопринтинга на развитие концепции защиты права на цифровой образ // Вестник Пермского ун-та. Сер.: Юрид. науки. 2020. № 4. С. 685. С. 678—704.

2 Паламарчук A.B. Правовое регулирование правоотношений в сети Интернет // URL: http: // genproc.gov.ru/ documents/nauka/document-72010

3 Вязовец Р.Н. Использование информационных технологий в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2010. С. 3.

4 Информационные технологии в деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции: Монография / A.A. Крылов, В.Н. Ани-щенко, Э.А. Васильев, С.В. Дегтярев, Е.Н. Зарубина, С.В. Маликов, Р.С. Мацкевич, В.О. Морар, А.Л. Сит-ковский. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2015. С. 2.

5 Стрельченко В.В. О необходимости изменения подхода к правовому регулированию информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

внутренних дел Российской Федерации // Закон и право. 2021. № 1. С. 159. С. 157—161.

6 Аверьянова Т.В., Белкин P.C., Корухов Ю.Г., Российская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Белкина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2006. С. 948.

7 Шаров В.И. Интернет как источник оперативно-розыскной и процессуальной информации // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 3 (35). С. 112. С. 111—114.

8 Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_155629/7b4b74e38f87270ed5f9b8065718f040 c30ed687/ (Дата обращения: 17.05.2021)

9 Приказ Генпрокуратуры России от 26.08.2019 № 596 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения уведомлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет» // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_332385/ (Дата обращения: 17.05.2021)

10 Стрельченко В.В., Поздняков А.Н. О роли информационных ресурсов в деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции системы Министерства внутренних дел Российской Федерации // Закон и право. 2020. № 9. С. 142. С. 138 — 145.

11 ОвчинскийА.С. Информация и оперативно-розыскная деятельность: Монография / Под ред В.И. Попова. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 75.

12 Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синило-ва. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 694.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

i. \ Московская академия ® Следственного комитета Ту Российской Федерации

Международное право

Схемы и определения

Ю.А. Цветков

Цветков, Юрий Анатольевич. Международное право. Схемы и определения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / Ю.А. Цветков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 167 с.

ISBN 978-5-238-03325-9

В учебном пособии в схематическом виде представлены все основные разделы учебной дисциплины «Международное (публичное) право», даны определения основных институтов и понятий.

Для студентов юридических вузов.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.