УДК 343.85+323.2](519)
DOI dx.doi.org/10.24866/1813-3274/2017-2-3/117-128
А.А. Мальцев1
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия
E-mail: [email protected]
ПРАВОВЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
ДЕЛИНКВЕНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В
РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ*
Статья посвящена современному состоянию уголовной политики Республики Корея в сфере противодействия подростковой преступности. Рассматривается структура законодательства Республики Корея об уголовной ответственности несовершеннолетних преступников. Автор подтверждает тезис о том, что законодательство Республики Корея, направленное на борьбу с преступностью несовершеннолетних и её предотвращение, в достаточной мере обособлено от общего уголовного законодательства и представляет собой формирующуюся отрасль ювенального права и правосудия. Выделяются основные начала уголовного права несовершеннолетних: ориентация на делинквента; особое внимание к проблемам воспитания подростка; связь правовых мер воздействия с комплексом мер социальной профилактики и реабилитации. Проанализированы последние изменения в корейском законодательстве, касающиеся правонарушений подростков и их защиты от противоправного поведения: снижение, согласно специальному закону, возраста ответственности подростков до 10 лет, введение комплекса мер безопасности (защитных мер, применяемых к делинквентам в дополнение или взамен уголовно-правового воздействия). Особое внимание уделяется сложившемуся в стране гуманистическому подходу в воздействии на подростковую преступность (судебные отделы по делам несовершеннолетних и Семейный суд, защитные меры, социальный кон-
1 Мальцев Александр Анатольевич, кандидат юридических наук, магистр международного уголовного права и правосудия, доцент кафедры уголовного права и криминологии Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия.
* Работа выполнена в рамках программы «Поддержка корееведения в ведущих зарубежных вузах» Министерства образования Республики Корея и Академии корейских исследований (Academy of Korean Studies) (AKS-2015-OLU-2250003).
Для цитирования: Мальцев, А. А. Правовые и политические аспекты противодействия делинквентному поведению несовершеннолетних в Республике Корея // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2017. № 2-3. С. 117-128.
© Мальцев А. А., 2017
троль и т.п.). Проанализирован комплекс законодательных норм, направленных на профилактику подростковой преступности, в особенности деятельности общественных формирований в данной сфере, а также виктимологической профилактики. Автор полагает, что внедрение в российскую практику широко апробированного в Республике Корея института пробации, формирование общественных организаций в сфере предотвращения преступности несовершеннолетних является необходимым и закономерным. На основе проведённого анализа сделан вывод о наличии позитивного опыта Республики Корея, полезного как для российского законодателя, так и для правоприменителя.
Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, Корея, Республика Корея, делинквентное поведение, преступление, наказание, пробация, социальный контроль, защитные меры, служба пробации, профилактика подростковой преступности, система ювенальной юстиции.
A. A. Maltsev1
Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia
E-mail: [email protected]
LEGAL AND POLITICAL ASPECTS OF COUNTERACTING JUVENILE DELINQUENT BEHAVIOR IN THE REPUBLIC OF KOREA*
Abstract. The article covers the current legal policy of the Republic of Korea aimed at counteracting the delinquent behavior of adolescents. The author confirms the thesis that the legislation of the Republic of Korea aimed at combating and preventing juvenile delinquency is sufficiently isolated from general criminal legislation and represents an emerging branch of juvenile law and justice. The basic principles of Juvenile Criminal Justice are singled out as orientation to delinquent; specific attention to the problems of teenager education; combination of legal measures with a mechanism of social prevention and rehabilitation. The latest changes in the Korean legislation concerning delinquency of adolescents and their protection from such behavior are analyzed: i.e. the age of responsibility of adolescents is reduced to 10 years old, and a set of security measures (protective
'Alexandr A. Maltsev, Cand. Sci (Law) LL.M. in International Crime and Justice, Associate professor, Department of Criminal Law and Criminology FEFU, Vladivostok, Russia.
* This work was supported by the Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2015-OLU-2250003).
For citing: Maltsev, A. A. Legal and political aspects of counteracting juvenile delinquent behavior in the Republic of Korea // ASIA-PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2017. № 2-3. P. 117-128.
measures) applied to delinquents in addition or in exchange for criminal justice measures is introduced. The structure of legislation in the Republic of Korea in the area of the criminal liability of juvenile offenders is examined and the basic principles of the Juvenile Law are singled out. The latest changes in the Korean legislation, dealing with juvenile delinquency and their protection from unlawful behavior, are analyzed and special attention is paid to the humanistic approach to juvenile delinquency that has developed in South Korea in the last two decades (juvenile justice departments, Family court, protective measures, etc.). The complex of legislative norms aimed at prevention of juvenile delinquency, in particular, the activities of public groups in this sphere, as well as victimization prevention, has been analyzed. The author believes that introduction of widely-approved probation institute into Russian practice, and the formation of public organizations in the field of preventing juvenile delinquency is necessary and reasonable. On the basis of the analysis, it was concluded that there is a positive experience of the Republic of Korea, useful both for legislative and for law-enforcement authorities of Russia.
Keywords: juvenile delinquency, Korea, Republic of Korea, delinquency, crime, punishment, probation, social control, protective measures, probation service, juvenile delinquency prevention, juvenile justice.
Долгое время Республика Корея являлась полицейским государством (19611987 гг.), но в настоящее время полицейские функции органов власти несколько ослаблены, главенствующую роль играют общесоциальные меры воздействия на преступность. Современная наука уголовного права Кореи не содержит такого понятия, как «уголовная политика». Тем не менее данное словосочетание иногда используется для характеристики всего комплекса мер, предпринимаемых государством, политических установок и законодательных предписаний, направленных на предотвращение преступности.
Сама по себе уголовная политика никогда не являлась объектом пристального изучения корейских исследователей. Отдельные публикации, датированные чаще периодом 60-70-х годов прошлого века, употребляют это словосочетание. Зачастую такие публикации посвящены реализации уголовной политики в отношении несовершеннолетних [1]. В современный же период уголовная политика Республики Корея преобразовалась в своего рода полисистемный комплекс, объединяющий в себе всю совокупность того, что в российской науке принято именовать данным понятием. Каждый элемент такого комплекса направлен на решение своих узких вопросов, которые в совокупности нацелены на предотвращение и (или) борьбу с преступностью в стране.
Основами уголовной политики Кореи в отношении несовершеннолетних являются соответствующие международно-правовые документы и национальное за-
конодательство. В связи с ратификацией международных договоров Республикой Корея в национальное законодательство о несовершеннолетних вносились многочисленные изменения, и сейчас можно сделать вывод о том, что в большинстве своих положений корейские нормативные правовые акты в целом соответствуют международно-правовым предписаниям.
Стоит заметить, что корейская уголовная политика в отношении несовершеннолетних не является замкнутой системой, абсолютно обособленной от уголовной политики государства в целом. Вместе с тем она обособлена в той мере, которая дает основания сделать вывод о её относительной самостоятельности, выделении её в самостоятельное направление уголовной политики государства. При этом уголовная политика в отношении несовершеннолетних обладает своими специальными целями, задачами и принципами. Содержание этих целей, задач и принципов раскрывается в реализации отдельных направлений уголовной политики в отношении несовершеннолетних.
Специфическими элементами корейской уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних следует считать:
о определение и законодательное закрепление основных принципов законодательного регулирования воздействия на преступность несовершеннолетних;
о определение и установление характера и пределов наказуемости общественно опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними, а также условий освобождения от наказания и иных мер некарательного воздействия;
о установление мер некарательного воздействия, альтернативных уголовному наказанию или применяемых совместно с уголовным наказанием («защитные меры», меры исправления и безопасности).
Криминализация и декриминализация общественно опасных деяний к специфическим элементам уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних не относится ввиду того, что корейское законодательство не предусматривает специальных составов преступлений, субъектом которых могут быть только несовершеннолетние. Хотя уголовное законодательство и содержит перечень преступлений, субъектом которых несовершеннолетний быть не может, но это относится к объективным условиям, не связанным с частичной декриминализацией таких преступлений по признакам несовершеннолетнего возраста субъекта преступления.
Особенностью уголовно-правовой политики Республики Корея является, в первую очередь, специфичность законодательного воздействия на преступность. Наряду с Уголовным кодексом в этой стране по-прежнему действует целый ряд специальных законов.
Законодательство Республики Корея, направленное на борьбу и предотвращение преступности несовершеннолетних, в достаточной мере обособлено от общего уголовного законодательства. Основой нормативной базы борьбы с преступностью
120
несовершеннолетних является общее уголовное законодательство - Уголовный кодекс Республики Корея (hyeong-beopjeon3), а также специальное - Закон о несовершеннолетних [2] (so-nyeonbeop). Последний вступил в силу одновременно с Законом об исправительных учреждениях для несовершеннолетних (so-nyeonweonbeop) [3]. Порядок и особенности реализации этих законов устанавливаются соответствующими указами президента. В конце 2007 г. в Закон о несовершеннолетних второй раз за год внесены существенные изменения, затронувшие абсолютно все статьи нормативного акта. Фактически, можно говорить о реформировании уголовного законодательства несовершеннолетних, поскольку нормотворец видоизменил не только положения о минимальном и максимальном возрасте, в пределах которого лицо считается несовершеннолетним, но и сама система правового воздействия на несовершеннолетних делинквентов существенно изменилась.
Закон о несовершеннолетних вступил в силу с момента его принятия в 1958 г. В 1987 г. Министерство юстиции провело серию консультаций со специалистами по ювенальной юстиции. На основе поступивших предложений от теоретиков и правоприменителей в середине 1988 г. была принята новая редакция закона [4, р. 215]. Закон о несовершеннолетних содержит ряд предписаний, регламентирующих применение к подросткам защитных мер, способствующих установлению благоприятной обстановки в окружении несовершеннолетних, а также коррекции личности несовершеннолетних, отличающихся антисоциальным поведением.
Уголовный кодекс Республики Корея устанавливает возраст уголовной ответственности, равный 14 годам. В кодексе не содержится никаких исключений из данного правила. Также не предусматривается и специальных видов наказаний для несовершеннолетних, как, например, в российском законодательстве. Более детально данный вопрос урегулирован специальными законами.
С 22 июня 2008 г. Законом о несовершеннолетних термин «несовершеннолетний» определен как лицо в возрасте до 19 лет. Ранее верхняя планка несовершеннолетнего возраста была установлена на уровне 20 лет. Изменения в Закон о несовершеннолетних были внесены законом № 8722 от 21.12.2007 г., вступившим в силу в июне. Законодатель, по всей видимости, посчитал 20-летний рубеж не соответствующим подростковому возрасту и снизил его на один год. Возможно, этому способствовало то обстоятельство, что удельный вес 20-летних преступников за последние пять лет снизился более чем на 10 процентов.
Определяя в Уголовном кодексе минимальный возраст ответственности за совершение преступления, корейский законодатель имеет в виду лишь уголовное наказание. В то же время Закон о несовершеннолетних предусматривает примене-
3Транслитерация корейской письменности приводится в соответствии с нормами, принятыми Международной организацией по стандартизации // ISO TR 11941:1996.
ние мер некарательного воздействия к подросткам в возрасте менее 14 лет. Исходя из смысла Закона о несовершеннолетних, всех подростков-делинквентов можно разделить на три группы:
1) преступники - лица в возрасте от 14 до 19 лет, совершившие преступление;
2) правонарушители - лица в возрасте от 10 до 14 лет, совершившие деяние, нарушающее законы, предусматривающие уголовное наказание;
3) потенциальные преступники и правонарушители - лица в возрасте от 10 до 1 9 лет.
Преследуемая мерами безопасности цель превенции достигается посредством социальной нейтрализации индивида. Мера безопасности не ограничивается точно определенным сроком, как применение наказания. Это позволяет изменять срок её применения в сторону уменьшения или увеличения с учётом установленного максимума в соответствии с развитием «опасного состояния» индивида [5, с. 159].
В современном виде в Корее применяются 10 видов мер безопасности (защитных мер) в отношении подростков: 1) помещение несовершеннолетнего на попечение покровителя; 2) посещение центра присутствия (лекции); 3) общественные работы; 4) кратковременная пробация (помещение под надзор на срок до одного года); 5) пробация (помещение под надзор на срок до двух лет); 6) помещение несовершеннолетнего на попечение специализированного социального учреждения для детей; 7) помещение в специальное лечебное учреждение; 8) помещение в исправительное учреждение для несовершеннолетних на срок до одного месяца; 9) помещение в исправительное учреждение для несовершеннолетних на срок до шести месяцев; 10) помещение в исправительное учреждение для несовершеннолетних на срок до двух лет.
В системе воздействия на преступность в Республике Корея широко востребован институт пробации. История этого института в Корее берёт своё начало в 1942 г., когда в стране были созданы органы судебной защиты. В 1963 г. пробация впервые введена в прежнюю редакцию Закона о несовершеннолетних. В современном виде пробация применяется с 1 июля 1989 г.: именно в этот день по всей стране были открыты 12 офисов и шесть филиалов службы пробации.
Рассматривать пробацию можно в двух контекстах: узком и широком. Сам термин «пробация» (или «пробация и надзор») в узком смысле слова понимается как деятельность офицера службы пробации по руководству лицом, отбывающим пробацию, в целях его социализации. Хотя на практике более часто «пробация» используется в широком значении, с включением в данное понятие дополнительных мер: общественных работ, посещения лекций, расследования, предшествующего назначению наказания, а также различных образовательных программ, реализуемых волонтерами - участниками системы пробации. При более широком рассмотрении система именуется «пробация и надзор» и включает в себя, кроме прочего,
122
осуществление надзора за досрочно освобожденными преступниками, отбывавшими наказание в виде лишения свободы.
Данный комплекс мер реализуется в целях специальной превенции: корректировки неправомерного поведения несовершеннолетнего, защиты общества от такого поведения, а также воспрепятствования повторному совершению правонарушений. Сверхзадачей пробации является взаимное «примирение» подростка и общества, достижение такого состояния, когда несовершеннолетний не воспринимает общество как чужеродную и враждебную среду, а общество не воспринимает подростка как социально опасный элемент, не стигматизирует его как преступника.
Корейский институт пробации близок российскому институту условного осуждения, но отличается от последнего прежде всего тем, что пробация при её применении к несовершеннолетним не является мерой наказания и не влечёт судимость.
Среди лиц, в отношении которых применяется пробация, несовершеннолетние занимают лидирующие позиции. Из всего массива применения пробации ко взрослым правонарушителям пробация применяется приблизительно в 40 % случаев, остальные 60 % составляют несовершеннолетние. При этом из всех дел о пробации 25 % составляет краткосрочная пробация несовершеннолетних, 30 % - долгосрочная пробация несовершеннолетних, 5 % - пробационный надзор за несовершеннолетними, досрочно освобожденными из исправительных школ или тюрем.
Одновременно с приказом о пробации зачастую суд назначает дополнительные меры воспитательного воздействия (условия пробации): общественные работы и (или) посещение специальных лекций. При этом посещение лекций не должно в общем объёме превышать 100 часов, а общественных работ - 200 часов.
Как и другие специальные уголовные законы, Закон о несовершеннолетних содержит целый ряд процессуальных норм, устанавливающих порядок возбуждения и расследования уголовного дела, полномочия прокурора, cуда для несовершеннолетних, порядок применения к подростку мер пресечения и т.д. Являясь частью уголовного права, данный комплекс правовых норм об ответственности подростков охватывает всё же и материальные, и процессуальные нормы, по существу представляя собой и уголовное, и уголовно-процессуальное, и даже судоустроительное право.
Основными началами уголовного права несовершеннолетних являются:
а) ориентация на деятеля, в отличие от «взрослого» уголовного права, ориентирующегося на деяние;
б) внимание к проблемам осуществления воспитания субъекта; то есть наказание сопрягается не столько с тяжестью деяния (хотя это также учитывается), сколько с превентивными целями.
в) связь с различными мерами социальной профилактики [6, с. 335-340].
Как известно, Республика Корея во многом тяготеет к немецкому праву. Именно немецкий УК стал прототипом Уголовного кодекса Японии, который, в
свою очередь, положил начало современному корейскому уголовному праву в период аннексии Кореи Японией.
Как отмечают исследователи, специальная превенция немецкого уголовного права несовершеннолетних предполагает наличие специфических принципов назначения уголовно-правовых мер подросткам. Среди таких принципов автор выделяет: принцип субсидиарности (предпочтение наиболее мягкой меры), принцип соразмерности (мера реагирования должна быть необходимой и эффективной в плане предотвращения рецидива и в то же время не выходить за рамки отношения к совершенному преступлению), принцип единой санкции (при наличии совокупности преступлений назначению подлежит только одна уголовно-правовая мера), принцип сочетания и замены различных видов уголовно-правовых мер [7]. Корейское законодательство в отношении несовершеннолетних, а также практика его исполнения в полной мере соответствуют данным принципам.
Ежегодно уголовному преследованию в Республике Корея подвергается около миллиона человек. Несовершеннолетние в этом массиве составляют немногим более 1 %. Причем тенденция сокращения карательной политики государства в отношении несовершеннолетних наблюдается на протяжении уже более чем пятнадцати лет. Если в 1993 г. уголовное преследование осуществлялось в отношении почти 40 % от общего числа выявленных подростков, совершивших преступления, то в 2015 г. это соотношение сократилось почти в шесть раз, до 11,2 % (6252 чел.).
В Республике Корея действует специальный Семейный суд, в котором выделен отдел по делам несовершеннолетних. В настоящее время Семейный суд существует только в г. Сеуле, но, в соответствии с Законом о несовершеннолетних, на территории других провинций правосудие в отношении несовершеннолетних отправляется отделами по делам несовершеннолетних, созданными при районных судах. При некоторых районных судах создаются филиалы по семейным вопросам.
Именно отделам по делам несовершеннолетних подсудны дела с участием подростков, совершивших преступления незначительной степени тяжести, наказуемых не более чем штрафом, а также дела с участием несовершеннолетних в возрасте от 10 до 14 лет, не подлежащих уголовной ответственности в силу малолетства, но совершивших деяния, подпадающие под признаки преступления. Дела, рассматриваемые отделами по делам несовершеннолетних, относятся к категории дел о защите. Объектом защиты в данном случае является сам несовершеннолетний.
В штат отделов по делам несовершеннолетних включен сотрудник, в чьи обязанности входит проведение расследования обстоятельств совершения подростком противоправного деяния, причин и условий, способствовавших делинквентному поведению. Результатом такого расследования становится доклад, на котором судья будет основывать свое решение о применении к подростку тех или иных «защитных мер». Такая практика позволяет более объективно и всесторонне рассмот-
124
реть дело и вынести оправданное и справедливое решение. При этом в задачи суда входит не наказание подростка, а защита его от негативного воздействия неблагоприятного окружения, а также способствование возвращению в общество.
Уголовное судопроизводство в РК возможно в двух видах: формальное производство, при котором обвиняемый обязан явиться в суд (в данном случае судопроизводство осуществляется в классическом его виде, с исследованием доказательств, опросом свидетелей, привлечением защитника и т.д.); вторым вариантом является упрощенное производство (ст.ст. 448-458 УПК РК), которое не предусматривает исследования доказательств, опроса свидетелей и т.д. (что более существенно, такая процедура не предусматривает обязательной явки обвиняемого в судебное заседание).
Практика назначения наказания судами при рассмотрении дел в суде первой инстанции в рамках формального судопроизводства характеризуется общим смягчением карательной политики, что находит своё отражение и в пенитенциарной статистике. Если в период 80-х - 90-х годов прошлого столетия наказание в виде лишения свободы назначалось в 14-16 % всех дел формального производства в отношении несовершеннолетних, то к 2015 г. этот показатель сокращается до 5%.
В последние годы правоприменитель стремится по возможности отказаться от назначения уголовного наказания несовершеннолетним, предпочитая карательным мерам меры исправления и безопасности, всё чаще реальный срок лишения свободы заменяется отсрочкой назначения или отбывания наказания, более широко применяются штрафы в качестве альтернативы лишению свободы, снижается число применений бессрочного лишения свободы.
В начале нового столетия в Республике Корея реализуется широкомасштабная программа по реформированию учреждений для несовершеннолетних. Сейчас во время отбывания «защитной меры», связанной с изоляцией от общества, подросткам предлагается большой выбор образовательных программ (иностранные языки, компьютерная графика, единоборства, парикмахерское дело и т.д.).
С 1961 г. в РК действует система общественного контроля над преступностью, широко развита деятельность офицеров-добровольцев службы пробации. Их официальное название - «член комитета добровольцев по предотвращению преступности». Изначально в этой стране существовало три добровольческих организации в данной сфере: Комитет реабилитационной помощи, созданный в 1961 г., Комитет помощи несовершеннолетним, созданный в 1981 г., и Комитет по защите, созданный в 1981 г. В 1996 г. три добровольческие группы были объединены в Комитет добровольцев по предотвращению преступности. Новая организация была передана под контроль заместителя генерального прокурора Верховной прокуратуры.
К деятельности волонтеров комитета относятся: 1) организация мер предупреждения школьного насилия путем установления шефства над несовершеннолетни-
ми делинквентами; 2) предоставление рекомендаций и помощи подросткам, в отношении которых приостановлено предъявление обвинения; 3) помощь офицерам службы пробации в наблюдении, координации исполнения приказов об общественных работах, в расследовании, проводимом отделами по делам несовершеннолетних семейного и районных судов, сборе информации; 4) содействие в поиске работы, профессиональной подготовке и поиске финансовой помощи лицам, находящимся на пробации, условном освобождении и т.п.
С момента окончательного становления системы пробации несовершеннолетних в 1989 г. и с введением данной меры в отношении взрослых лиц в 1997 г. волонтёры принимают участие в реабилитации преступников, оказывая помощь офицерам службы пробации. При сравнительно небольшой численности офицеров службы пробации помощь волонтёров имеет большое значение.
Как правило, в качестве волонтёров выступают граждане в возрасте от 30 лет, в основном 40-59 лет, 85 % из которых - мужчины. При отборе волонтеров в Министерстве юстиции учитывают как физические качества (прежде всего состояние здоровья), так и моральные. После отбора волонтёры проходят обучающие курсы, куда включены компоненты по системе законодательства о пробации, уголовного права, уголовного права несовершеннолетних, а также курсы психотерапии и т.п.
Связующим звеном между общественными формированиями, реализующими основные направления уголовной политики страны, является Корейское общество предотвращения преступности, основанное в декабре 1994 г.
В Корее действует широкая сеть организаций помощи жертвам преступлений. Таких организаций в настоящее время насчитывается около ста. Одной из универсальных организаций помощи потерпевшим является Центр помощи жертвам преступлений, который функционирует при содействии органов прокуратуры и предоставляет профессиональную поддержку жертвам преступлений: консультационную и финансовую.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о наличии в Республике Корея системы ювенальной юстиции. Являясь частью общегосударственного комплекса предупреждения преступности, система ювенальной юстиции представляется достаточно эффективной и соответствующей международным стандартам.
Как видно из проведенного в рамках нашего исследования статистического анализа, несмотря на увеличение количественного показателя подростковой преступности в 2007-2009 гг., государство не отказалось от гуманистического подхода в уголовно-правовом воздействии на подростковую преступность, при этом число уголовных дел в рамках формального судопроизводства сохраняется ниже отметки в пять процентов.
Современная уголовная политика Кореи в отношении несовершеннолетних характеризуется развитием гуманистического подхода к назначению и реализации мер ответственности для подростков. Следует полагать, что наиболее востребованным в настоящее время является принцип экономии репрессии, который заключа-
126
ется в выборе таких средств воздействия на подростка, которые с наименьшим вредом для последнего могут привести несовершеннолетнего делинквента к исправлению, примирению его с обществом и правомерному поведению в будущем.
Для России, только становящейся на путь реформирования системы правосудия в отношении несовершеннолетних, такой опыт представляется весьма полезным. Причем формирование системы ювенальной юстиции должно носить комплексный характер, с созданием не только подсистемы пробации, но и эффективного механизма её осуществления в отношении подростков (ювенальных судов). Судебные составы по делам несовершеннолетних в рамках системы судов общей юрисдикции представляются наименее затратным и быстрым способом введения ювенальной юстиции в судебную систему. К тому же в нашей стране такой опыт уже имеется [9]. Для его реализации не требуется внесение изменений в федеральное законодательство, достаточно соответствующей воли Верховного Суда РФ.
Внедрение в российскую практику института пробации, формирование общественных организаций в сфере предотвращения общей преступности и преступности несовершеннолетних в частности является шагом необходимым и закономерным. Наиболее простым и действенным вариантом создания службы пробации на нынешнем (начальном) этапе развития системы ювенальной юстиции представляется создание такой службы в виде отдельного подразделения в системе Федеральной службы исполнения наказаний. Именно так действует система пробации в Республике Корея.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Suh, Y. Обращение с несовершеннолетними преступниками с точки зрения уголовной политики Кореи // Журнал Кёнсанского национального университета. -[1975]. - Т. 14. - С. 275-297. - Кор.
2. Закон о несовершеннолетних : принят 31 декабря 1988 г., с изм. и доп. законом от 1 декабря 2015 г. [Электронный ресурс] / Korea Ministry of Government Legislation. - Режим доступа: http://www.moleg.go.kr. - Кор.
3. Закон об исправительных учреждениях для несовершеннолетних [Электронный ресурс] : [принят 31 декабря 1988 г., с изм. и доп. законом от 21 декабря 2007 г.] / Korea Ministry of Government Legislation. - Режим доступа: http://www.moleg.go.kr. - Кор.
4. Chung, W. The community service order in Korea // UNAFEI Resource : material series. - 2002 - №. 61. Р. 212-226.
5. Крылова, Н. Е. Уголовное право современных зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии) : учеб. пособие / Н. Е. Крылова, А. В. Серебренникова. -М. : Зерцало, 1997. - 197 с.
6. Жалинский, А. Э. Современное немецкое уголовное право / А. Э. Жалинский. -М., 2004. - 560 с.
7. Пергатая, А. А. Уголовная ответственность несовершеннолетних по законодательству Федеративной Республики Германии : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. А. Пергатая. - Омск, 2000. - 24 с.
8. Korea Crime Prevention Foundation [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kcpf.co.kr. - Кор.
9. О создании судебного состава по делам семьи и несовершеннолетних [Электронный ресурс] : постановление Президиума Ростовского областного суда № 4 от 04.02.2008 г. - Режим доступа: http://oblsud.ros.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep& op=1&did=59.
REFERENCES
1. Suh Y. A Study on the Treatment of Juvenile Delinquency from the View point of Criminal Policy in Korea. Journal of Gyongsang National University, [1975], vol. 14, p. 275297. (In Korean).
2. Juvenile Act [adopted Dec. 31, 1988, as amended Dec, 1, 2015]. Korea Ministry of Government Legislation. Available at: http://www.moleg.go.kr (accessed 15 Febrary 2009). (In Korean).
3. Juvenile Reformatory Act [adopted Dec. 31, 1988, as amended Dec. 21, 2007]. Korea Ministry of Government Legislation. Available at: http://www.moleg.go.kr (accessed 15 Febrary 2009). (In Korean).
4. Chung W. The community service order in Korea // UNAFEI Resource. Material series, 2002, no. 61, pp. 212-226.
5. Krylova N.E., Serebrennikova A.V. Ugolovnoe pravo sovremennykh zarubezhnykh stran (Anglii, SShA, Frantsii, Germanii) [Criminal law of modern foreign countries (England, USA, France, Germany)]. Help. Moscow: Zertsalo Publ., 1997. 197 p.
6. Zhalinskii A.E. Sovremennoe nemetskoe ugolovnoe pravo [Modern German criminal law]. Moscow, 2004. 560 p.
7. Pergataya A.A. Ugolovnaya otvetstvennost' nesovershennoletnikhpo zakonodatel'stvu Federativnoi Respubliki Germanii [Criminal liability of minors under the legislation of the Federal Republic of Germany]. Cand. diss. (Legal Sci.). Synopsis. Omsk, 2000. 24 p.
8. Korea Crime Prevention Foundation. Available at: http://www.kcpf.co.kr/ (accessed 19 August 2017). (In Korean).
9. On the establishment of a court structure for family and juvenile affairs. Decree of the Presidium of the Rostov Regional Court no. 4 of 04.02.2008. Available at: http://oblsud.ros.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=1&did=59. (accessed 19 August 2017). (In Russian).