ОПРОСЫ
российской юстиции
УДК 343.9
Гамиров Алмаз Гаязович Казанский (Приволжский) Федеральный
университет Юридический факультет Россия, Казань alm. gamirov@mail.ru Gamirov Almaz Kazan (Volga region) Federal University
Law faculty
Russia, Kazan
ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И ВОЗРАСТ УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ Аннотация: статья посвящена проблеме подростковой преступности и возрасту, с которого наступает уголовная ответственность. Рассматриваются изменения законодательства в России, а также зарубежный опыт решения проблемы подростковой преступности. Анализируются причины делинквентного поведения несовершеннолетних.
Ключевые слова: возраст уголовной ответственности, уголовная ответственность несовершеннолетних, несовершеннолетий, преступность, преступность несовершеннолетних.
JUVENILE DELINQUENCY AND AGE OF CRIMINAL RESPONSIBILITY Annotation: the article is devoted to the problem of juvenile delinquency and the age at which criminal responsibility begins. We consider changes in legislation in Russia, as well as foreign experience in solving the problem of juvenile crime. The reasons for delinquent behavior of minors are analyzed.
Key words: age of criminal responsibility, criminal liability of juvenile, juvenile, crime, juvenile delinquency.
В Российской Федерации, по общему правилу, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Считается, что в этом возрасте человек способен понимать суть происходящего и предвидеть общественно опасные последствия своего поведения. Вместе с тем к уголовной ответственности могут привлекаться лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста: за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112) и за другие тяжкие и особо тяжкие преступления [1].
В 2009, 2012 и 2017 годах в Государственную думу трижды вносили законопроект о снижении возраста уголовной ответственности. Парламентарии предлагают снизить возраст уголовной ответственности по общему правилу с 16 до 14 лет, а за тяжкие и особо тяжкие преступления с 14 до 12 лет. Появление этих законопроектов связано с увеличением количества тяжких и особо тяжких преступлений, совершённых малолетними. Об этом говорит и официальная статистика.
По статистике Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры РФ, в 2017 году выявлено 42 504 преступления, совершенные подростками. Это на 12,5% ниже, чем в 2016 году. Однако на протяжении нескольких лет замечается тенденция по росту числа таких преступлений, как убийство, изнасилование, разбой [2].
У этих законопроектов есть свои защитники и противники. Сторонники утверждают, что для борьбы с преступностью необходимо изолировать малолетних преступников от общества. Их оппоненты считают, что подростки в таком возрасте не могут осознавать опасности своих действий, и что такие меры могут навредить психике малолетнего, помешать ему развиваться как личности.
Так, например, Скуратов Ю.И, Генеральный прокурор РФ с 1995 по 1998 год, считает, что снижение возраста уголовной ответственности - необходимая мера для стабилизации криминогенной ситуации. Скуратов также отмечает тот факт, что в силу большого информационного потока взросление подростков происходит раньше, поэтому они могут отвечать за совершённые тяжкие преступления с более раннего возраста.
Иную точку зрения высказывает президент Ассоциации детских психологов Александр Кузнецов: «Этого делать нельзя до тех пор, пока не созданы учреждения ювенальной юстиции. Пока нет специальных исправительных учреждений. Понижение возраста приведёт к росту преступности и к закреплению уголовного сознания у подростков». Вопрос очень сложный и требует детального изучения.
Рассмотрим историю развития и изменения законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних в нашей стране. До 1860-х годов в России отсутствовали исправительные учреждения для содержания несовершеннолетних преступников. Подростки отбывали наказание в исправительных учреждениях вместе со взрослыми преступниками, подвергались таким же телесным наказаниям и т.д. Ситуация меняется, когда Александр II издаёт закон «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников». Согласно этому закону малолетние преступники начали отбывать наказание в отдельных исправительных учреждениях.
После революции 1917 года в ювенальной юстиции России произошли изменения. В 1919 году появляется первый систематизированный акт нового Советского государства - «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР». Этот закон установил возраст уголовной ответственности - с 14 лет. К лицам, не достигшим этого возраста, а также лицам от 14 до 18 лет, действовавшим «без разумения», применялись меры воспитательного характера. А несовершеннолетние от 14 до 18 лет, действовавшие осознанно, несли ответственность на общих основаниях [3].
В 1929 году ВЦИКом и СНК РСФСР были внесены изменения, направленные на гуманизацию уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних. Однако это привело к росту преступности среди несовершеннолетних, и власть была вынуждена ужесточить законодательство. 7 апреля 1935 года ЦИК и Совнарком СССР вынесли постановление «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», которое устанавливало возраст уголовной ответственности с 12 лет за тяжкие и особо тяжкие преступления, такие как кража, причинение насилия, телесных повреждений, увечий, убийство или попытка убийства. К малолетним преступникам применялись все меры уголовного наказания (включая смертную казнь). Известен случай применения высшей меры наказания подростку по этому постановлению. В 1940 году был казнён 17-летний Владимир Винничевский, совершивший 18 нападений на детей в возрасте от 2 до 4 лет, восемь из которых завершились убийствами [4].
Ещё одним этапом развития уголовного законодательства было утверждение «Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик», который повысил возраст уголовной ответственности по общему правилу с 14 до 16, а за тяжкие преступления - с 12 до 14 лет. С тех пор возраст уголовной ответственности не менялся по сей день.
Также стоит обратиться к зарубежному опыту решения этой проблемы. Минимальный возраст уголовной ответственности в Ирландии - 7 лет, в Шотландии - 8 лет, в Англии - 10 лет, в Германии -14 лет, в Финляндии - 15 лет. В этих странах установлен самый жёсткий подход к уголовной ответственности несовершеннолетних. Подростки, совершившие преступления и осужденные к реальному сроку, отбывают наказание не в общей тюрьме, а в специальных учреждениях, где менее жёсткий режим и меры репрессивного характера применяются только в крайних случаях [6].
В частности, в Англии снижение возраста уголовной ответственности -вынужденная мера, так как на протяжении нескольких десятилетий наблюдается устойчивый рост преступности среди несовершеннолетних. В
отдельные периоды уровень преступности снижается, однако общая тенденция к росту девиаций сохраняется. Отличительной чертой ювенальной юстиции является то, что даже в случаях незначительных проступков подростков комиссия по делам несовершеннолетних принимает меры воспитательного характера. Объясняется это тем, что зачастую такие правонарушения совершают дети из неблагополучных семей, и, если не пресечь отклонения у таких подростков на начальном этапе, есть риск, что они в будущем могут совершить более опасные преступления. В тех случаях, когда подростки совершают серьёзные преступления, их помещают в учреждения для молодых преступников. Такая мера наказания применяется к молодым людям в возрасте от 15 лет до 21 года за особо тяжкие преступления, за которые взрослые преступники подлежат тюремному заключению. Несовершеннолетние, отбывающие наказание, получают трудовые навыки и образование, готовятся к освобождению. Ещё одной мерой, применяемой к несовершеннолетнему преступнику и не связанной с ограничением свободы, являются бесплатные работы лицами, достигшими 16-летнего возраста. Следует заметить, что данная мера может применяться только с согласия самого подсудимого. Сроки предоставления услуг обществу по приказу составляют от 40 до 120 часов. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в Англии очень большое внимание уделяется проблеме подростковой преступности, все меры воздействия на подростков продуманы и постоянно совершенствуются.
По статистике Главного информационно-аналитического центра МВД РФ, только за январь-август текущего года несовершеннолетними совершено 26 117 преступлений, это хоть и на 2,2% ниже, чем за аналогичный период прошлого года, но уровень преступности остаётся высоким. Ещё одной опасной тенденцией является то, что все больше совершают преступления малолетние, не достигшие 14-летнего возраста. Они в силу действующего законодательства РФ, совершая опасные преступления, остаются безнаказанными.
Первой причиной можно назвать социально-экономическую нестабильность в стране. Из-за финансового кризиса растёт количество
неблагополучных семей, где зачастую не хватает средств к существованию. Поэтому растёт численность преступлений против собственности среди несовершеннолетних. Из этой причины вытекает проблема безнадзорности несовершеннолетних - это одна из главных причин роста преступности. Особенно часто отмечается безнадзорность в неблагополучных семьях, где процветают пьянство, разврат, употребление наркотиков (зачастую с такими проблемами сталкиваются семьи с низким уровнем дохода). Наблюдая с малых лет сцены безобразного поведения родителей, дети начинают воспринимать его как нечто нормальное и копируют их поведение.
Также делинквентное поведение может вызвать излишняя строгость и опека родителей. Взрослые, относясь к детям чересчур жёстко, навязывают им определённые модели поведения. И подростки, желая противостоять этому, идут на противоправные действия.
Культивация криминальной субкультуры среди подростков является одной из причин, обуславливающих их антиобщественное и криминальное поведение. Криминальный мир распространяет своё влияние на определенную часть подрастающего поколения для использования их в своих преступных целях. А малолетние, в силу своей неустойчивой психики и нехватки жизненного опыта, легко поддаются этому. Носители криминальной субкультуры романтизируют преступный образ жизни. Именно поэтому в настоящее время активное развитие получило движение «А.У.Е». Это движение активно пропагандирует воровские понятия российской криминальной среды, и тюремные понятия требуют соблюдения «воровского кодекса», сбора денег для отправки в места лишения свободы. Участники таких группировок активно совершают преступления: кражи, убийства, разбой, беспорядки, мошенничество и др. Движение «А.У.Е» было не так распространено до конца 2000-х годов, но развитие Интернета катализировало данный процесс. Если в 2010 году участниками данного движения были подростки из Забайкальского края, то на текущий 2018 год это движение охватило всю Россию. Так, например, в августе 2018 года компания из 15 подростков в Санкт-Петербурге в
течение двух часов ходили и избивали прохожих. Жертвами банды стали 16 человек. Возбуждены уголовные дела по статьям «Побои» и «Умышленное причинение средний тяжести вреда здоровью».
Интернет, как было уже сказано, способен негативно воздействовать не только на подростков, но и на взрослых. В сети распространяются материалы, демонстрирующие сцены насилия, убийств, жестокости, которые резко негативно влияют на неустойчивую и несформировавшуюся психику несовершеннолетних.
С распространением мирового терроризма Интернет стал активно использоваться террористами для вербовки людей, в большинстве своём молодых людей от 15 до 25 лет. Ярким примером этого является история 18 -летней Марии Погореловой из Санкт-Петербурга, которая была завербована, приняла Ислам и уехала в Сирию воевать за запрещённую в России организацию ИГИЛ. В интернете распространяются также материалы порнографического характера, и это, по мнению некоторых экспертов, является причиной роста преступлений против половой неприкосновенности среди несовершеннолетних. И, наконец, компьютерные игры, где основная задача игрока - это убить вымышленного противника, травмируют психику ребёнка, ведь зачастую дети начинают играть с раннего возраста (4-5 лет), и убийства, хоть и в виртуальном мире, становятся для них нормальным явлением. Современные игры становятся всё более реалистичнее и все сильнее способны влиять на человека, настолько, что некоторые пытаются смоделировать сюжет компьютерных игр в реальной жизни. Примером является убийство 21 -летней студентки в Кузьминках 15-летним подростком. По словам самого подростка, он хотел воплотить в жизнь сюжет компьютерной игры.
Подростковая преступность представляет огромную угрозу для развития общества, т.к. среди российских несовершеннолетних уровень преступности в 15 раз превышает уровень преступности взрослых. В организованной преступности участвует больше молодёжи: несовершеннолетние составляют 1/3 уголовных банд. Подростковые банды отличаются сплочённостью и особой
жестокостью. В конце 1970-х годов в юридической литературе появляется термин «Казанский феномен». Термин означал подростковые группировки, которые объединялись по территориальному принципу, и эти группировки получали название улиц и районов, где проживали их члены - «Хади-Такташ» и другие. Подростки занимались грабежами, разбоями, совершали жестокие убийства. Также группировки боролись за сферы влияния, делили территорию, и к середине 1990-х годов город был поделён между группировками. В 2000-х годах члены многих группировок были привлечены к уголовной ответственности, и ситуация была стабилизирована. Однако в настоящее время преступные группировки вновь активизировались.
В начале 2017 года прокурор РТ Илдус Нафиков выступил с докладом об итогах 2016 года. Он заявил, что в республике вновь создаются преступные группировки, в которые вовлекаются всё больше несовершеннолетние. Причиной этого, по мнению прокурора, является то, что работа оперативных служб по борьбе с организованной преступностью не отвечает «современным реалиям». И поэтому, считает прокурор РТ, нужно активизировать работу, не дожидаясь пока у молодых людей сформируется негативное отношение к правопорядку.
Ещё одной опасностью подростковой преступности является то, что около 45% (официальная статистика МВД) взрослых преступников -рецидивистов совершают своё первое преступление в подростковом возрасте.
Именно поэтому снижение возраста уголовной ответственности -необходимая мера для стабилизации криминогенной ситуации в стране. Безусловно, нужно понимать, что при этом в приоритет должны ставиться воспитательные меры над применением наказания. Нужно учитывать особенности подростков. Но за особо тяжкие преступления применять такие же суровые меры, как и к взрослым.
За совершение убийств, террористических актов, изнасилований, захват заложников, за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов следует
применять такую меру наказания, как лишение свободы на определённый срок с 12 лет, т.к. любой преступник, совершивший такого рода преступление, представляет угрозу для общества, и его нужно изолировать от общества.
Также необходимо содержать отдельно друг от друга разные категории преступников. Так, например, убийцы должны быть отделены от насильников и т.д. Психология насильников и убийц особенная, и любой контакт друг с другом может усугубить проблему и негативно сказаться на исправлении осужденных.
За совершение тяжких преступлений следует установить возраст уголовной ответственности также с 12 лет. Помещать таких преступников нужно в учебно-исправительные учреждения закрытого типа, где с ними будут работать педагоги, психологи. Они будут получать образование, заниматься трудовой деятельностью. За полгода до окончания срока пребывания в таких учреждениях нужно начинать процесс ресоциализации, т.к. именно из-за того, что отбывшие наказания не могут найти своё место в обществе, они совершают повторные преступления, а эта мера может снизить количество рецидивных преступлений примерно в два раза [7].
За преступления средней тяжести следует привлекать к уголовной ответственности с 14 лет. Меры наказания должны быть преимущественно воспитательного характера. До достижения 14-летнего возраста подростков за совершение таких преступлений следует направлять в специализированные школы-интернаты или в кадетские корпуса.
За преступления небольшой тяжести стоит применять меры исключительно воспитательного характера, т. к. наказание в этом случае может крайне негативно сказаться на развитии и становлении подростка как личности. Любой контакт с преступным сообществом будет приводить к десоциализации.
Безусловно, нужно понимать, что необходимо заниматься профилактикой правонарушений и большое внимание уделять социальной политике. Нужно создавать учреждения для досуга молодёжи, спортивные школы, т.к. молодёжь должна быть занята и должна развиваться.
Также необходимо вести воспитательную работу по примеру советской системы, когда были детские, подростковые организации (октябрята, пионеры и т. д.). В этих организациях дети и подростки получали первоначальный опыт общения со сверстниками, им прививали моральные нормы, контролировали их поведение и занимали их досуг. По этому примеру нужно создавать детские и подростковые организации в настоящее время.
Если обратиться к статистике преступности по регионам, то мы увидим, что самая большая подростковая преступность в тех регионах, где в меньшей степени уделяется внимание социальной политике: Забайкальском крае, Свердловской области, Пермском крае, Челябинской области. В этих субъектах недостаточное финансирование молодёжной инфраструктуры. Молодые люди не заняты и не видят перспектив своего развития. Также эти регионы - лидеры по употреблению алкоголя и наркотиков. Всё это в совокупности является причиной самых высоких показателей преступности в нашей стране.
Положительным примером является Чеченская Республика, где подростковая преступность сведена к минимуму. Здесь много спортивных школ, культурных учреждений, пропагандируется здоровый образ жизни, запрещена продажа алкоголя. Также Чечня - это республика, где уделяется большое внимание религии, и с ранних лет дети получают религиозное воспитание. Это даёт положительный результат. Если сравнить подростковую преступность в Чеченской Республике и в Свердловской области, то в Чечне этот показатель в 52 раза ниже.
Нужно также повышать правовую культуру граждан, с детства приучать людей уважать закон.
Таким образом, мы видим, что проблема возраста уголовной ответственности очень актуальна в настоящее время. Подростковая преступность растёт, и если с этим не бороться, то в ближайшие 5-10 лет наша страна будет вновь криминализирована, как в 90-х годах прошлого столетия. Нужно заниматься профилактикой правонарушений среди подростков, пропагандой здорового образа жизни, развивать у них правосознание. Все
институты общества - школа, семья, правоохранительные органы - должны взаимодействовать, и тогда профилактика правонарушений будет эффективной.
Список литературы:
1. Уголовный Кодекс РФ // СПС «Консультант Плюс»
2. Карпец И. И. Кримининологи о неформальных молоденых объединениях. М.:"Юридическая литература". 1990.
3. Кудрявцев В. Н. Криминальная мотивация. М.: Наука. 1986.
4. Сундуров Ф. Р и Тарханов И. А. Уголовное право. Общая часть. М.: Статут, 2016.
5. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб «Питер»: 2009.
6. Третьяков В. И. Организованная преступность в России: понятие, признаки / В. И. Третьяков // Российский следователь. — 2013 г. — № 7. — С. 31-32.
7. Корнилов А. В. Понятие и сущность организованной преступности: криминологический и уголовно-правовой аспекты / А. В. Корнилов // Вестник МГУ. - 2013 г.