Научная статья на тему 'Правовые и педагогические особенности реализации права на образование в ходе подготовки кадров для правоохранительных органов Великобритании'

Правовые и педагогические особенности реализации права на образование в ходе подготовки кадров для правоохранительных органов Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / обучение / право на образование / полиция / профессиональное полицейское образование / профессиональная полицейская подготовка / education / training / right to education / police / police education / police training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамиль Магомедович Нурадинов, Максим Николаевич Касаткин

Дается характеристика основных видов профессионального образования сотрудников полиции в Великобритании. Выделены особенности и достоинства системы подготовки кадров для полиции Великобритании. Рассмотрены возможности заимствования британского опыта для расширения практического компонента российского образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF THE IMPLEMENTATION THE RIGHT TO EDUCATION DURING TRAINING LAW ENFORCEMENT OFFICERS IN THE UK

The main types of professional training of police officers in the UK are described. The features and merits of the UK police training system are highlighted. Possibilities of borrowing British experience to expand practical component of Russian education are considered.

Текст научной работы на тему «Правовые и педагогические особенности реализации права на образование в ходе подготовки кадров для правоохранительных органов Великобритании»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2073-0454-2020-10005 © Ш.М. Нурадинов, М.Н. Касаткин, 2020

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

ПРАВОВЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Шамиль Магомедович Нурадинов, профессор кафедры конституционного и муниципального права, Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Максим Николаевич Касаткин, оперуполномоченный Управления уголовного розыска УМВД России по Тульской области

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: 55-vector-77@mail.ru

Аннотация. Дается характеристика основных видов профессионального образования сотрудников полиции в Великобритании. Выделены особенности и достоинства системы подготовки кадров для полиции Великобритании. Рассмотрены возможности заимствования британского опыта для расширения практического компонента российского образования.

Ключевые слова: образование, обучение, право на образование, полиция, профессиональное полицейское образование, профессиональная полицейская подготовка.

LEGAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF THE IMPLEMENTATION THE RIGHT TO EDUCATION DURING TRAINING LAW ENFORCEMENT OFFICERS IN THE UK

Shamil M. Nuradinov, professor of the department of constitutional and municipal law, Honored officer of the Internal affairs bodies of the Russian Federation, doctor of legal sciences, professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Maxim N. Kasatkin, operative officer of the Criminal investigation department of the Ministry of Internal affairs of Russia in the Tula region

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: 55-vector-77@mail.ru

Abstract. The main types of professional training of police officers in the UK are described. The features and merits of the UK police training system are highlighted. Possibilities of borrowing British experience to expand practical component of Russian education are considered.

Keywords: education, training, right to education, police, police education, police training.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Нурадинов Ш.М., Касаткин М.Н. Правовые и педагогические особенности реализации права на образование в ходе подготовки кадров для правоохранительных органов Великобритании. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(1):27—31.

Одна из приоритетных задач нашей страны, заявленных в ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации1, состоит в максимальном приближении к стандартам правового государства. Место и роль правоохранительных органов в правовом государстве заключается в том, что они стоят на страже прав и свобод граждан, находятся под контролем общества и пользуются его доверием, профессия сотрудника полиции уважаема и престижна. В этой связи значительный интерес представляет обраще-

ние к опыту Великобритании как одной из передовых стран Западной Европы

В Великобритании функционирует достаточно отлаженная и эффективная система, позволяющая удовлетворять социальную потребность в кадрах для правоохранительных органов и рекрутировать на службу сотрудников, которые способны осу-

1 Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993, 25 дек.

ществлять высокопродуктивную профессиональную деятельность и непрерывное личностно-профессио-нальное развитие. Кандидаты в кадровые сотрудники полицейской службы Англии и Уэльса, отвечающие предъявляемым к ним требованиям и успешно прошедшие конкурсный отбор, принимаются на должность констебля с двухлетним испытательным сроком. В течение этого срока они проходят профессиональное обучение по программе подготовки полицейских.

Британское законодательство гарантирует каждому возможность получения на конкурсной основе профессионального образования, необходимого для службы в полиции. Государство финансирует профильные полицейские учебные заведения (Полицейский колледж руководящего состава в Брэмшилле, Центр подготовки им. Р. Пила (Peel Centre), Полицейский колледж Северной Ирландии, Шотландский полицейский колледж и др.) и оказывает материальную поддержку обучающимся за счет средств государственного бюджета.

Подавляющее большинство британских высших учебных заведений предоставляют образовательные услуги на платной основе. Обучаясь в ведомственных полицейских образовательных учреждениях, слушатели и курсанты получают дополнительные гарантии реализации права на образование:

♦ обучаться не за счет собственных средств, а за счет средств государственного бюджета;

♦ получать стипендии и иные формы материальной поддержки;

♦ на безвозмездной основе использовать библиотечные и иные информационные фонды;

♦ бесплатно пользоваться инфраструктурой высших учебных заведений (учебными кабинетами, физкультурно-спортивными сооружениями, лабораториями, концертными залами, оздоровительными учреждениями и др.);

♦ бесплатно, либо на льготной основе использовать для проживания жилые площади в общежитиях учебных заведений.

В программах профессиональной подготовки сотрудников полиции, разрабатываемых Национальным агентством совершенствования полицейской деятельности особо подчеркивается, что главная задача полиции состоит, прежде всего, в служении гражданам и обществу и уже затем — правительству и государству. По своему содержанию, учебные про-

граммы в максимальной степени приближены к учебным программам гражданских образовательных учреждений. Наряду с изучением юриспруденции, предусматривается изучение таких дисциплин, как социология, экономика, всеобщая история, литература и иностранные языки.

Помимо двухгодичной начальной подготовки, предусмотренной для принятых на должность констебля сотрудников, в полиции Великобритании существуют следующие виды подготовки личного состава:

♦ специальная подготовка сотрудников для прохождения службы в дорожной полиции, в службе уголовного сыска и в иных полицейских службах;

♦ подготовка сотрудников, назначаемых на должности сержантов и инспекторов полиции;

♦ подготовка кадров для высших руководящих должностей полиции.

Программа начальной профессиональной подготовки констеблей, начиная с 2006 г., унифицирована для всех полицейских служб и подразделений Великобритании. Ранее профессиональная подготовка британских полицейских была децентрализована. Образовательные процессы координировались непосредственно в регионах. Отсутствие эффективного управления системой подготовки кадров для правоохранительных органов на общенациональном уровне негативно сказывалось на качестве подготовки специалистов.

В настоящее время обучение по «Начальной программе полицейского обучения и развития» (Initial Police Leaming and Development Programme, IPLDP) осуществляется центрами первоначальной подготовки (учебными центрами и полицейскими колледжами), созданными непосредственно в территориальных полицейских управлениях, в подразделениях которых проходят службу слушатели. Общий контроль за центрами первоначальной подготовки, а также оценка качества подготовки сотрудников осуществляются Национальным агентством совершенствования полицейской деятельности.

В качестве важнейшей черты начальной профессиональной подготовки констеблей выступает ориентация программы на практическую деятельность сотрудников, занимающую до трех четвертей всего учебного времени. Констебли обучаются непосредственно в подразделениях полиции, осуществляют патрулирование как совместное со

специально подготовленными сотрудниками полиции, так и, впоследствии, самостоятельно, под руководством и наблюдением опытных наставников. Тем самым, констебли одновременно проходят и обучение, и испытательный срок. Соответственно, по завершении обучения по программе начальной профессиональной подготовки констеблей учитываются результаты квалификационных экзаменов и результаты практической деятельности сотрудников, фиксируемые в специальном досье на протяжении всего срока обучения.

Несомненные преимущества подобного подхода к профессиональной подготовке кадров для системы правоохранительных органов состоят в том, что:

♦ сотрудники полиции получают широкий набор профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых им в процессе службы;

♦ изначально знакомятся с оперативной обстановкой и особенностями службы в конкретном территориальном полицейском подразделении;

♦ на стадии практически ориентированного обучения происходит дополнительный отсев кандидатов, прошедших первоначальный отбор, но оказавшихся по тем или иным причинам не готовыми к прохождению службы в полиции;

♦ происходит взаимосвязанное личностное и профессиональное развитие молодых специалистов.

Значительное внимание, которое уделяется в процессе обучения британских полицейских их участию в непосредственной правоприменительной деятельности, позволяет снять объективно существующее противоречие между теорией подготовки сотрудников и конкретной полицейской работой на практике. С одной стороны, как в Великобритании, так и в России, перед сотрудниками стоит широчайший спектр служебно-боевых задач, решаемых в обширной сфере деятельности различных служб и подразделений полиции. Поэтому даже базовая подготовка полицейских должна быть весьма объемной по изучаемому правовому, общегуманитарному, криминалистическому и иному материалу. С другой стороны, курсанты и слушатели должны четко понимать, какие именно из полученных знаний и в каких служебных обстоятельствах им потребуются. Так, с точки зрения С.А. Волостных, в России «на сегодняшний день профессиональная подготовка организуется без учета детализации специфики работы, а значит большая часть учебного

материала, используемого на занятиях, является совершенно не пригодной относительно практики, что не допустимо» [6, с. 23]. Преодолению этого недостатка отечественного ведомственного образования полицейских может способствовать внедрение британского опыта расширения практического компонента образования.

Дальнейшее обучение сотрудников полиции Великобритании направлено на их специальную подготовку для прохождения службы в том или ином подразделении: в службе уголовного сыска; в дорожной, морской или речной полиции; в кинологической службе и в иных подразделениях; т.е. к профильному обучению приступает только сотрудник, обладающий необходимым для констебля минимальным набором знаний и имеющий двухлетний опыт службы в полиции. Данный подход следует признать отвечающим современным потребностям системы образования, развитие которой, как справедливо отмечает А.П. Косоротов, «зависит от того, насколько успешно будут решены две достаточно противоречивые посылки. Во-первых, необходимо обеспечить приближение качеств (компетенций) выпускника к реальным особенностям современной профессиональной деятельности, т.е. сформировать «узкого специалиста» — это, прежде всего, направлено на решение сиюминутных проблем по комплектованию профессиональными кадрами действующих структур. Во-вторых, следует в каждом выпускнике сформировать его профессиональную мобильность («широкого специалиста») — способность выполнять профессиональные обязанности на высоком уровне в течение всего трудового периода и в условиях постоянно изменяющейся окружающей среды, а при необходимости без серьезных издержек приступить к выполнению трудовых обязанностей в смежной области» [4, с. 80].

Претендовать на получение должности сержанта и, соответственно, прохождение связанного с этим профессионального обучения вправе констебли, успешно сдавшие квалификационный экзамен и имеющие опыт службы не менее трех лет (из которых за последние два года в их послужном списке должны отсутствовать факты нарушения дисциплины). Для получения должности инспектора полиции кандидат должен обладать не менее чем пятилетним опытом службы, не иметь должностных взысканий за последние два года и также успешно сдать квалификацион-

ный экзамен. Прошедшие подобную подготовку сотрудники задействуются не только в оперативно-служебной, но и в организационно-управленческой деятельности, а также входят в командно-руководящий состав строевых подразделений.

Подготовка руководящих кадров полиции Великобритании осуществляется по программе, именуемой Схема развития высокого потенциала (High PotentiaDevelopment Scheme, HPDS). Обучение строится на основе компетентностного подхода по блочно-модульной системе организации учебного процесса. Как характерные особенности обучения руководящих кадров можно рассматривать:

♦ акцент на самостоятельную учебную деятельность и личную ответственность обучаемых;

♦ активное использование уже имеющихся у обучаемых опыта и знаний;

♦ системный подход к усвоению материала и установлению межпредметных связей [5, с. 185-191].

Как справедливо подчеркивает И.Ф. Колонтаев-ская, «специфика, сложность и высокая ответственность полицейской деятельности, а также широкое внедрение в практику управления достижений науки, техники и информационных технологий делают недостаточным наличие у руководителя лишь практического опыта работы и определенных личных качеств. Большие требования предъявляются к знаниям законодательства, правовых и других общественных наук, теории и методов организации и управления полицейской деятельностью» [3, с. 44].

Тем самым, если для характеристики деятельности на более высоких ступенях обучения кадров для правоохранительных органов Великобритании правомерно использовать словосочетание «профессиональное полицейское образование» (police education), то начальную профессиональную подготовку констеблей в большей степени описывает термин «профессиональная полицейская подготовка» (police training) [2, с. 44].

Под профессиональным полицейским образованием (police education) понимается фундаментальная подготовка, в процессе которой обучаемым приобретаются не только частные, но и общие знания, имеющие отношение к службе в полиции. Обучение по полицейским образовательным программам длится несколько лет и завершается присвоением обучаемому дипломированной степени. В свою очередь, основная особенность профессиональной полицей-

ской подготовки (police training) заключается в ее прикладном характере, в ориентированности передаваемых обучаемому знаний, умений и навыков на практическую полицейскую работу. Итогом обучения по программам профессиональной полицейской подготовки, как правило, является присвоение обучаемому сертификата установленной формы.

В Великобритании, как в целом «в странах Европы сложились ведомственные трехуровневые системы профессиональной подготовки, включающие не только подготовку, но и образование (диплом) путем постепенного наращивания и усложнения знаний, умений, навыков по мере продвижения по службе и необходимости реагирования на меняющиеся условия служебной деятельности» [3, с. 46].

Базовая профессиональная подготовка (basic training) осуществляется на трех уровнях и направлена на усвоение сотрудниками основных знаний, умений и навыков полицейской деятельности, которые соответствуют их должностным обязанностям и положению. Обучение на уровне первоначальной подготовки (base training) ведется по программе начальной профессиональной подготовки констеблей и имеет своей целью усвоение поступившими на службу в полицию новобранцами первичных навыков полицейской службы, а также знаний, необходимых для выполнения основных полицейских функций. К дальнейшему обучению сотрудников особенностям работы в тех или иных полицейских службах и подразделениях применим термин специализированная подготовка (specialized training). Что касается обучения руководящих кадров полиции (Схема развития высокого потенциала (High PotentiaDevelopment Scheme, HPDS)), то ее можно обозначить как управленческую подготовку (обучение менеджменту) (management training) [1, с. 100-101].

Можно заключить, что в Великобритании функционирует развитая и многоуровневая ведомственная система подготовки кадров для правоохранительных органов. При этом, сотрудники полиции могут реализовать принадлежащее им право на образование в общегражданских университетах, институтах и колледжах. Соответственно, на службу в полиции могут быть приняты и лица, получившие высшее образование и академические степени до начала прохождения службы в правоохранительных органах.

Также, следует отметить, что британская ведомственная система профессиональной подготовки

кадров полиции интегрирована в общенациональное и международное, прежде всего, европейское, образовательные пространство посредством институтов государственной аттестации, аккредитации и лицензирования.

Таким образом, в числе особенностей подготовки кадров для полиции Великобритании можно назвать:

♦ ориентацию программ на начальную профессиональную подготовку констеблей на практическую деятельность полиции;

♦ сравнительно раннюю узко профилированную подготовку сотрудников для работы в подразделениях и службах полиции;

♦ взаимосвязь ведомственного полицейского и общегражданского профессионального образования.

Литература

1. Закатов В.В. Педагогические особенности первоначальной подготовки полицейских в европейских странах // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 3. С. 99-103.

2. КолонтаевскаяИ.Ф. Организационные и нормативные основы регулирования профессиональной подготовки управленческих кадров полиции за рубежом // Таможенное дело. 2006. № 3. С. 41-46.

3. Колонтаевская И.Ф. Профессиональная подготовка управленческих кадров полиции за рубежом (теоретические и организационно-правовые аспекты) // Административное право и процесс. 2007. № 3. С. 42-47.

4. Косоротов А.П. Перспективы развития системы образования // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: Мат. 21-й всерос. науч.-метод. конф. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016.

5. Полиция зарубежных стран: система организации и опыт профессиональной подготовки кадров: Учеб. пособие / А.С. Якубов, С.В. Асямов,

А.А. Таджиев, Д.М. Миразов. Т.: Академия МВД Республики Узбекистан, 2010.

6. Волостных С.А. Приоритетные направления развития системы образования и особенности профессиональной подготовки специалистов для силовых структур России в современных условиях // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: Мат. 21-й всерос. науч.-метод. конф. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016.

References

1. Zakatov V.V. Pedagogicheskiye osobennosti per-vonachal'noy podgotovki politseyskikh v evropeyskikh stranakh // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2015. № 3. S. 99-103.

2. Kolontayevskaya I.F. Organizatsionnye i norma-tivnye osnovy regulirovaniya professional'noy podgo-tovki upravlencheskikh kadrov politsii za rubezhom // Tamozhennoye delo. 2006. № 3. S. 41-46.

3. Kolontayevskaya I.F. Professional'naya podgo-tovka upravlencheskikh kadrov politsii za rubezhom (teoreticheskie i organizatsionno-pravovye aspekty) // Administrativnoe pravo i protsess. 2007. № 3. S. 42-47.

4. Kosorotov A.P. Perspektivy razvitiya sistemy ob-razovaniya // Podgotovka kadrov dlya silovykh struktur: sovremennye napravleniya i obrazovatel'nye tekhnolo-gii: Mat. 21-y vseros. nauch.-metod. konf. Irkutsk: FGKOU VO VSI MVD Rossii, 2016.

5. Politsiya zarubezhnykh stran: sistema organizatsii i opyt professional'noy podgotovki kadrov: Ucheb. po-sobiye / A.S. Yakubov, S.V. Asyamov, A.A. Tadzhiev, D.M. Mirazov. T.: Akademiya MVD Respubliki Uzbekistan, 2010.

6. Volostnykh S.A. Prioritetnyye napravleniya razvitiya sistemy obrazovaniya i osobennosti professional'noy podgotovki spetsialistov dlya silovykh struktur Rossii v sovremennykh usloviyakh // Podgotovka kadrov dlya silovykh struktur: sovremennye napravleniya i obrazova-tel'ne tekhnologii: Mat. 21-1 vseros. nauch.-metod. konf. Irkutsk: FGKOU VO VSI MVD Rossii, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.