Научная статья на тему 'Правовые и организационные вопросы предупреждения насильственных преступлений органами внутренних дел (полиции)'

Правовые и организационные вопросы предупреждения насильственных преступлений органами внутренних дел (полиции) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
998
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / ФОРМАЛИЗМ / VIOLENT CRIMES / THE PREVENTION OF VIOLENT CRIMES / THE LEGAL FRAMEWORK FOR PREVENTION / THE ORGANIZATIONAL FRAMEWORK FOR PREVENTION / FORMALISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рываев Владимир Александрович

В данной статье рассматриваются правовые и организационные вопросы предупреждения насильственных преступлений органами внутренних дел. В статье подчеркиваются как дискуссионные вопросы, так и существующие проблемы предупреждения насильственной преступности. Актуальность проблематики предупреждения насильственных общественно опасных деяний обуславливается необходимостью четкости правового регулирования, а также эффективности предупредительных мер, осуществляемых сотрудниками полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рываев Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND ORGANIZATIONAL MATTERS OF PREVENTION OF FORCED CRIMES BY THE BODIES OF THE INTERNAL AFFAIRS (POLICE)

This article are being studied legal and organizational issues of preventing violent crimes by internal affairs bodies are considered. The article emphasizes both debatable issues and the existing problems of preventing violent crime. The urgency of the problem of preventing violent socially dangerous acts is determined by the need for clarity of legal regulation, as well as the effectiveness of preventive measures carried out by police officers.

Текст научной работы на тему «Правовые и организационные вопросы предупреждения насильственных преступлений органами внутренних дел (полиции)»

Правовые и организационные вопросы предупреждения насильственных преступлений органами внутренних дел (полиции)

Рываев Владимир Александрович,

подполковник полиции, заместитель начальника полиции, ОМВД России по району Дорогомилово E-mail: rivaev197777@mail.ru

В данной статье рассматриваются правовые и организационные вопросы предупреждения насильственных преступлений органами внутренних дел. В статье подчеркиваются как дискуссионные вопросы, так и существующие проблемы предупреждения насильственной преступности. Актуальность проблематики предупреждения насильственных общественно опасных деяний обуславливается необходимостью четкости правового регулирования, а также эффективности предупредительных мер, осуществляемых сотрудниками полиции.

Ключевые слова: насильственные преступления, предупреждение насильственных преступлений, правовые основы предупреждения, организационные основы предупреждения, формализм.

S2

сэ см о см со

В современных условиях развития, все больше исследователей, представителей общественных и политических сил страны обращают внимание на проблему насильственной преступности. Это обусловлено тем, что существует множество вопросов и дискуссий противодействия насильственным общественно опасным деяниям.

На сегодняшний день, можно констатировать, что разработаны и действуют нормативно-правовые и институциональные основы предупреждения преступности. В теоретическом плане также написано множество работ, посвященных проблемам предупреждения насильственных преступлений. При всем при этом, за последние два года в сравнении с прежними периодами отмечается динамика роста преступлений в целом. Так, если в 2018 г. зарегистрировано 1 991 532 преступления, то в 2019 г. зарегистрировано 2 024 337 преступлений, прирост составил 1,6% [15], [16].

Насильственная преступность является частью общей структуры общественно опасных деяний. Однако в структуре статистики данная группа общественно опасных деяний отдельно не анализируется, поскольку Уголовный кодекс Российской Федерации не выделяет данную группу общественно опасных деяний. Понятие насильственной преступности, в большей степени является условным и используется как в доктрине уголовного права, так и в криминологии. Понятие насильственных преступлений, прежде всего, связано с применением насилия физического или психического [10; с. 66]. Именно применение насилия подчеркивает повышенный уровень социальной опасности данных преступлений, что связано с посягательством на жизнь, здоровье, половую свободу граждан.

Отражение проблемы предупреждения насильственной преступности на сегодняшний день, носит с одной стороны неоднозначный, а с другой многоаспектный характер, затрагивающий как тенденции государственной политики, нормативно-правового регулирования, организационных мер в деятельности органов внутренних дел (далее по тексту ОВД).

«Основой предупреждения насильственной преступности является ее общесоциальная профилактика» [9; с. 64], которая во многом зависит от последовательной работы и поэтапного проведения мер профилактики.

За последние годы, государство уделяет повышенное внимание развитию и функционированию правоохранительных органов в области предупреждения насильственной преступности, что во многом связано с проводимыми реформами,

которые были направлены на: совершенствование нормативно-правовой базы, организационных основ деятельности правоохранительных органов.

Место ОВД в системе правоохранительных органов (органов управления) и их специфика определяется установленной законом компетенцией, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций управления, а также объемом конкретных обязанностей и прав того или иного органа внутренних дел. Прежде всего, в своей деятельности в предупреждении насильственной преступности ОВД руководствуются Конституцией Российской Федерации [1], федеральными и иными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями.

Первостепенное значение в правовом регулировании предупреждения насильственной преступности имеют акты, устанавливающие правовой статус ОВД, Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. «Вопросы Министерства внутренних дел» [5] вместе с Положением о МВД. Положение о МВД закрепляет правовой статус территориальных органов их подведомственность МВД России; определяет полномочия ОВД [6]. Ключевое значение имеет Федеральный закон от 07.02.2011 г. «О полиции» [2]. ФЗ «О полиции» определяет основные принципы деятельности сотрудников полиции.

В рамках осуществления различных мер предупреждения стоит указать на Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [3], который предусматривает систему профилактики правонарушений.

Правовые основы предупреждения насильственных преступлений тесно связаны с организационными основами. Во главе иерархии управления предупреждением насильственных преступлений находится МВД России, которое координирует и контролирует деятельность региональных органов субъектов РФ.

Главные управления МВД России по субъектам Российской Федерации имеют разветвленную структуру органов - подразделений, в том числе и в рамках осуществления предупредительной деятельности в конкретных муниципальных образованиях. В структуре отделов МВД муниципального уровня имеется отдел участковых уполномоченных полиции, которые непосредственно осуществляют предупредительную и профилактическую деятельность.

В правовом регулировании предупредительной деятельности имеет значение также применение положений Федерального закона Российской Федерации от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [4].

Стоит назвать, и акты ведомственного уровня, в частности, Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 8 июля 2011 г. № 818 г. Москва «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожден-

ными из мест лишения свободы» [7]. Данный приказ устанавливает систему взаимодействия ОВД и правовой статус подразделений МВД, осуществляющих административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Кроме этого, Приказ МВД от 29 марта 2019 г. «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организация этой деятельности», устанавливает полномочия участковых уполномоченных полиции в рамках зоны территориального действия участковых [8] по предупреждению насильственных преступлений.

Кроме указанных нормативных актов, в правовом регулировании, значение также имеют административные регламенты, которые утверждены приказами МВД России, в которых прописывается порядок осуществления действий сотрудников полиции [11; с. 7].

Эффективность деятельности территориальных органов по предупреждению насильственной преступности в рамках конкретной территории оценивается на основе принятых ведомственных критериев. Так, например, при совершении общественно опасного деяния, совершенного поднадзорным лицом, которое уже совершало насильственные преступления, ведет к негативной оценке деятельности территориальных органов [12; с. 41].

Деятельность по предупреждению насильственной преступности осуществляется на основе плана, а также в рамках рейдовых мероприятий, проводимых ОВД.

Основной задачей системы предупреждения, является недопущение совершения новых насильственных преступлений путем оказания профилактического воздействия на тех лиц, кто ранее уже нарушил уголовный закон и понес за это наказание, путем бесед с лицами, ведущими антисоциальный образ жизни, путем предупреждения готовящихся преступлений.

Таким образом, сформированы как правовые, так и организационные основы предупреждения насильственной преступности. Однако в практике применения до сих пор остаются нерешенные вопросы, которые активно обсуждаются в научных кругах. К одним из них следует отнести недостатки в осуществлении индивидуально-профилактического воздействия, а также мягкость уголовно-правовых норм. Так, например, исследователи отмечают, что «наказание за насильственные преступления небольшой тяжести является достаточно мягким, что обусловливает рост тяжких и особо тяжких насильственных преступлений, а лица, в отношении которых не применяются меры исправления со стороны государства, как правило, совершают более тяжкие преступле- р ния» [13; с. 8]. При этом, большая часть насиль- Д ственных преступлений возникают вследствие Е семейно-бытовых конфликтов, злоупотребления К спиртными напитками, наркотическими и иными ё психоактивными веществами и требуют комплекс- у ного подхода к их профилактике. А

При всем при этом, несмотря на предпринимаемые ОВД меры по предупреждению насильственной преступности, в большей степени, система предупреждения носит формальный характер, что во многом связано и с нагрузкой на сотрудников ОВД, которые в большей степени занимаются расследованием, розыском преступников.

Проблема формального подхода к планированию и осуществлению предупреждения насильственных преступлений редко поднимается в научной литературе, а, тем не менее, наличие формализма, напрямую влияет на эффективность не только безопасности и правопорядка в целом, но защиты прав конкретных граждан.

Формой проявления формализма выступает поверхностное отношение к предупреждению сотрудниками ОВД, слабость индивидуально-профилактической работы, степени воздействия на субъектов. Последствием формального подхода является рост преступности, повторное совершение преступлений уже осужденными лицами за насильственные преступления.

В данном случае, в рамках проблемы формализма стоит выделять два направления, формальный подход в осуществлении практики предупреждения насильственных преступлений и формализм подхода документационного обеспечения. Так, например, по мнению ряда исследователей в подразделения дознания представляются материалы, в которых отсутствуют необходимые документы из дела административного надзора (заключение о заведении дела, график прибытия на отметку, регистрационный лист поднадзорного лица, предупреждение поднадзорного лица об уголовной ответственности по чч. 1 и 2 ст. 3141 УК РФ); решение суда об установлении решение суда об установлении административного надзора; решения о привлечении поднадзорных лиц к административной ответственности по чч. 1 и 3 ст. 19.24 КоАП РФ; объяснения поднадзорного лица; приобщены нечитаемые копии документов [14; с. 21].

Система предупреждения насильственной преступности требует комплексного подхода, включающего не только выявление и расследование криминальных деяний, но и реализацию мер, направленных на их предупреждение, в том числе профилактику на системной основе не формального характера. Одним из криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений, является высокий уровень насильственных преступлений в социально-бытовой среде, а также совершение преступлений лицами, уже отбывавшими наказание.

Система предупреждения должна быть реальной, а не формальной. В качестве мер совершенствования предлагается систематическое наблю-— дение, регулярность проверок по месту житель-2 ства (пребывания), месту работы. А также на нормативном уровне стоит принять соответствующий ° приказ МВД о предупреждении насильственной ав преступности в рамках той или иной территории

с учетом специфики региона, муниципального образования.

Литература

1. Конституция Российской Федерации // Принята всенародным голосованием - Российская газета 1993-25 декабря

2. Указ Президента от 1 марта 2011 г. «Вопросы Министерства внутренних дел» (ред. от 24.12.2018) //СЗ РФ 2011. № 10, ст. 1334.

3. Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 (ред. от 25.12.2019) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // СЗ РФ 2016. № 52 (Часть V), ст. 7614.

4. Федеральный закон от 07.02.2011 N3^3 (ред. от 02.12.2019) «О полиции» // СЗ РФ 2011. № 7. ст. 900.

5. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СЗ РФ 2016. № 26 (Часть I), ст. 3851.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (ред. от 01.10.2019) // СЗ РФ 2011. № 15. ст. 2037.

7. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 8 июля 2011 г. № 818 г. Москва «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Российская газета 2011. - 26 августа.

8. Приказ МВД от 29 марта 2019 г. «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организация этой деятельности» // сПс Консультант плюс 2020

9. Аулов С.В. Общесоциальная профилактика предупреждения насильственных преступлений //В сборнике: Наука сегодня: проблемы и пути решения: материалы международной научно-практической конференции. Материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 63-65.

10. Ондар Ю.О. Насильственная преступность: понятие, причины и условия //Студенческий форум. 2019. № 28 (79). С. 66-67.

11. Чекашкин Г.Ф. Правовая основа контрольно-надзорной деятельности полиции на современном этапе//Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 3. С. 6-13.

12. Катаева О.В., Шапошников В.Л. Деятельность территориальных органов МВД России по осуществлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: современные проблемы //Проблемы

правоохранительной деятельности. 2019. № 2. С.38-42.

13. Гриценко Т.В., Диденко Н.С. Актуальные проблемы предупреждения насильственной преступности в России //Вестник Краснодарского университета МВД России. 2019. № 3 (45). С. 7-13.

14. Ларин Е.Г., Смирнова С.Д. Проблемы производства по уголовному делу о преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 314.1 УК РФ // Законодательство и практика. 2019. № 1 (42). С. 20-26.

15. Состояние преступности за январь-декабрь

2018 г. // [Электронный ресурс]: https://xn -b1aew.xn - p1ai/reports/item/16053092/

16. Состояние преступности за январь-декабрь

2019 г. // [Электронный ресурс]: https://xn -b1aew.xn - p1ai/reports/item/19412450/

LEGAL AND ORGANIZATIONAL MATTERS OF PREVENTION OF FORCED CRIMES BY THE BODIES OF THE INTERNAL AFFAIRS (POLICE)

Ryvaev V.A.

Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Dorogomilovo district

This article are being studied legal and organizational issues of preventing violent crimes by internal affairs bodies are considered. The article emphasizes both debatable issues and the existing problems of preventing violent crime. The urgency of the problem of preventing violent socially dangerous acts is determined by the need for clarity of legal regulation, as well as the effectiveness of preventive measures carried out by police officers.

Keywords: violent crimes, the prevention of violent crimes, the legal framework for prevention, the organizational framework for prevention, formalism.

References

1. The Constitution of the Russian Federation // Adopted by popular vote - Rossiyskaya Gazeta 1993 - December 25

2. Decree of the President of March 1, 2011 "Issues of the Ministry of the Interior" (as amended on 12.24.2018) // SZ RF 2011. No. 10, Art. 1334.

3. Decree of the President of the Russian Federation dated December 21, 2016 No. 699 (as amended on December 25, 2019) "On approval of the Regulation on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Model Regulation on the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for a constituent entity of the Russian Federation" // SZ RF 2016 No. 52 (Part V), Art. 7614.

4. Federal Law of February 7, 2011 N3-03 (as amended on December 2, 2019) "On the Police" // SZ RF 2011. No. 7. Art. 900.

5. Federal Law of June 23, 2016 No. 182-03 "On the Basics of the System for the Prevention of Offenses in the Russian Federation" // SZ RF 2016. No. 26 (Part I), Art. 3851.

6. Federal Law of the Russian Federation dated 06.04.2011 No. 64-FZ "On administrative supervision of persons released from places of deprivation of liberty" (as amended on 01.10.2019) // SZ RF 2011. No. 15. Art. 2037.

7. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of July 8, 2011 No. 818 Moscow "On the Procedure for the Administrative Supervision of Persons Released from Prisons" // Russian Newspaper 2011. - August 26.

8. Order of the Ministry of Internal Affairs of March 29, 2019 "On the performance of service by the district authorized police in the serviced administrative section and the organization of this activity" // ATP Consultant plus 2020

9. Aulov S.V. General social prevention of violent crime prevention // In the collection: Science today: problems and solutions: materials of an international scientific and practical conference. Materials of the international scientific-practical conference. 2019. P. 63-65.

10. Ondar Yu.O. Violent crime: concept, causes and conditions // Student forum. 2019.No 28 (79). P. 66-67.

11. Chekashkin G.F. The legal basis of the control and supervision of the police at the present stage // Problems of law enforcement. 2019.No 3.P. 6-13.

12. Kataev O. V., Shaposhnikov V.L. The activities of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the implementation of administrative supervision of persons released from places of deprivation of liberty: current problems // Problems of law enforcement. 2019.No 2. P. 38-42.

13. Gritsenko T.V., Didenko N.S. Actual problems of preventing violent crime in Russia // Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019.No 3 (45). P. 7-13.

14. Larin E.G., Smirnova S.D. Problems of criminal proceedings on a crime under Part 2 of Art. 314.1 of the Criminal Code // Legislation and practice. 2019.No 1 (42). P. 20-26.

15. The state of crime for January-December 2018 // [Electronic resource]: https: //xn - b1aew.xn - p1ai/reports/item/16053092/

16. The state of crime for January-December 2019 // // [Electronic resource]: https: //xn - b1aew.xn - p1ai/reports/item/19412450/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.