Правовые и организационные проблемы деятельности участковых уполномоченных милиции общественной безопасности *
© в. Н. туякбаев, 2008
Широкий спектр полномочий службы участковых уполномоченных обусловливает необходимость разрешения множества юридических, организационных и материально-технических вопросов. Помощники участкового уполномоченного присутствуют не на каждом опорном пункте, оформление помещений затрудняет реализацию права посетителей на обжалование, законодательством недостаточно четко урегулированы вопросы деятельности этой службы, связанные с режимом хранения и ношения гражданами оружия, производства по делам об административных правонарушениях и т. п.
Ключевые слова: участковый уполномоченный, оборот оружия, производство по делам об административных правонарушениях.
Участковый уполномоченный является представителем милиции общественной безопасности, выполняющим возложенные на него задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной за ним в установленном порядке части территории, обслуживаемой органом внутренних дел.
Традиционно службе участковых уполномоченных уделяется особое внимание как руководителями практических органов, так и специалистами в работах научно-прикладного характера. Это объясняется чрезвычайно широким спектром задач, возложенных на службу, ее уникальностью, выражающейся в непосредственном контакте с населением определенных территориальных единиц, а в некоторых случаях сотрудники этой службы являются единственными представителями милиции на территории. Объективная необходимость сохранения за службой широкого спектра полномочий обусловливает необходимость разрешения
множества вопросов юридического, организационного и материально-технического характера.
Можно назвать отрицательным тот факт, что помощники участкового уполномоченного присутствуют не на каждом опорном пункте. На наш взгляд, привлечение сотрудников, занимающих должности рядового и младшего начальствующего состава (особенно в подразделениях ППС), в качестве помощников позволит замещать должности участковых уполномоченных лицами, хорошо знающими территорию обслуживания и приемы работы по надзору за соблюдением законности и правопорядка.
Служебное помещение, где осуществляется прием граждан, должно быть оформлено в соответствии с требованиями раздела 3 приложения № 5 к Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции. Вместе с тем перечисленные в нем требования о сведениях, размещаемых там, не позволяют полностью реализо-
* Призовое место на конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России (2007 г.).
вать право посетителей на обжалование действий участковых уполномоченных. В связи с этим считаем необходимым включить в перечень размещаемых сведений фамилии, имена и отчества, адреса и телефоны руководителей органов внутренних дел, надзорных органов, куда в случае несогласия граждан по факту рассмотрения их жалоб и заявлений они могли бы обратиться.
Несмотря на прямой запрет, обыденным является использование участковых уполномоченных милиции на службе вне закрепленных за ними административных участков, что негативно влияет на качество их работы по месту постоянной дислокации.
Деятельность службы остается закрытой для широкой общественности, поэтому нужно обеспечивать ежегодное доведение до населения порядка деятельности участковых уполномоченных милиции через средства массовой информации.
Осуществление надзора участковыми уполномоченными за соблюдением правил хранения оружия
Законом «Об оружии» не предусматривается возможность аннулирования разрешений на хранение или хранение и ношение оружия в случае невыполнения владельцем законного требования лица, осуществляющего надзорные функции в отношении предметов и веществ, подпадающих под лицензионно-разрешительную систему в сфере оборота оружия и патронов к нему. Этот недостаток не позволяет сотрудникам милиции эффективно предупреждать нарушения оборота оружия, поэтому его законодательное устранение необходимо.
Не все ясно с порядком документального оформления результатов проверки правил хранения оружия, если порядок осмотра нормативными правовыми актами регламентируется, то процессуальное оформление осмотра не уточнено. Большим плюсом для реализации прав граждан стало бы установление временных рамок осмотра. Инструкцией не указывается, каким документом нужно оформлять осмотр места хранения при отсутствии нарушений. Таковым может стать акт осмотра места хранения оружия и патронов к нему, копия которого вручается владельцу оружия. При выявлении нарушений установленных правил сотрудник милиции имеет право повторно проверить место хранения оружия в течение года.
Производство по делам об административных правонарушениях
Одной из проблем организационного характера является установление плана выявления административных правонарушений (около 30 в месяц). Во-первых, нормативно такие показатели не определены, во-вторых, приводят к злоупотреблениям.
В некоторых случаях для достижения поставленных показателей участковые вынуждены фальсифицировать протоколы об административных правонарушениях.
Распространенной практикой является нарушение установленного порядка документального оформления применения мер обеспечения. Наиболее часто, по словам опрошенных сотрудников, применяется доставление. Основанием для применения этой меры обеспечения является, как правило, необходимость установления личности для последующего составления протокола. В случае решения вопроса о последующем применении административного задержания практически невозможно точно установить время доставления для исчисления срока задержания. Если же после установления личности и выяснения необходимых для разрешения дела обстоятельств принимается решение не привлекать лицо к административной ответственности или не применять иные меры принуждения (доставление в медицинский вытрезвитель), протоколы доставления практически не составляются, хотя фактически имело место применение меры обеспечения. На наш взгляд, в описанном случае для экономии служебного времени, при отсутствии претензий к участковому, применившему данную меру принуждения, составление протокола нецелесообразно.
Административное задержание, согласно ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ, может быть применено, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. В деятельности участковых уполномоченных задержание наиболее часто применяется в связи с привлечением лиц к административной ответственности по ст. 20.1 КоАП РФ. В нарушение требований ст. 27.6 КоАП РФ задержанные не помещаются дежурным в специализированные помещения, а находятся перед дежурной частью под наблюдением сотрудника, охраняющего вход. Этим не обеспечивается надлежащая охрана задержанных, так как в этом же помещении могут находиться другие граждане, обратившиеся в дежурную часть. Имеет место нерациональное применение сроков задержания, установленных ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ, когда лицо, совершившее мелкое хулиганство, освобождается через три часа. Тем самым создаются препятствия для своевременного рассмотрения дела судьей.
Некоторые проблемы напрямую не связаны с деятельностью участковых уполномоченных, но оказывают существенное влияние на эффективность их работы. Так, на участках мировых судей в Кировском административном округе Омска сложилась практика не рассматривать дела по существу, если личность привлекаемого к администра-
Предвестник
69
тивной ответственности подтверждается только справкой формы № 1 (при отсутствии по разным причинам паспорта или временного удостоверения личности). На наш взгляд, это неверно, ведь сведения, содержащиеся в форме № 1, позволяют установить личность правонарушителя, что требуется ст. 26.1 КоАП РФ, а ссылка на то, что данный документ не входит в перечень документов, удостоверяющих личность, способствует лишь затягиванию производства и необоснованному освобождению лица от ответственности.
Неприменение судьями административного ареста за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 20.25 КоАП РФ, особенно к лицам, которые неоднократно не уплачивают административный штраф, оказывает отрицательное влияние на авторитет службы участковых уполномоченных. В основном, неплательщиками являются лица, ведущие антиобщественный образ жизни (страдающие алкоголизмом, наркоманией, не работающие по субъективным причинам). У этих лиц, как правило, отсутствует имущество, которое может быть изъято в счет уплаты долга, поэтому такой подход судей не оставляет участковому никаких существенных способов воздействия на обозначенную категорию правонарушителей.
Информационное обеспечение деятельности участкового уполномоченного
В инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного не учтен ряд требований, вытекающих из опыта практической деятельности по организации этой службы. В частности, вопросы информационного обеспечения.
Перечень документов, которые должны находиться в участковом пункте, в настоящее время ведется на бумажных носителях. Это, на наш взгляд, не вполне удовлетворяет современные потребности сотрудников органов внутренних дел в информации. В частности весьма сложно осуществить поиск сведений о лицах, фактах и событиях, например, в случае сдачи использованного паспорта участка или паспорта на дом. Однако поиск конкретного лица в паспортах на дома, на участки — в городах весьма длительное занятие, а если необходимо охватить
несколько участков, то практически неэффективное. Эти проблемы могут быть решены посредством использования современных информационных технологий. Так, в паспорте на участок должны содержаться данные о лицах, находящихся в розыске, автомототранспорте, похищенном с территории органа внутренних дел. Вместе с тем перечисленные сведения содержатся в действующих информационных системах АИПС «ФР Оповещение» и АИПС «Розыск», но прямого доступа к этим системам участковый уполномоченный не имеет.
Кроме того, необходимо решение вопроса об организации на участковых пунктах доступа к базе данных АИПС «Оружие», так как в числе прочих задач на участковых уполномоченных возложена обязанность вести надзор за оборотом гражданского и служебного оружия. Создание автоматизированной информационно-поисковой системы участковых уполномоченных (включающей возможности ведения паспорта на участок, на дом, контрольных карточек) позволит, на наш взгляд, не только сократить временные затраты на поиск нужной информации, но и отказаться от некоторых избыточных требований по сбору и документированию сведений.
Установление критериев для распределения территории обслуживания между участковыми
При определении границ административного участка, кроме численности населения, должны учитываться и иные критерии, в частности состояние оперативной обстановки, характеристика проживающего населения, особенности территории и административного деления района, города. Это нужно для того, чтобы каждый участковый имел примерно равный объем работы, однако в действующей Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции этот аспект не учтен.
В нашей статье мы обозначили только отдельные проблемы, возникающие в административноюрисдикционной деятельности участковых уполномоченных. Анализ показал, что большинство проблем так или иначе решаются, вместе с тем сами сотрудники неохотно делятся информацией о них, предпочитая разрешать самостоятельно.