Научная статья на тему 'Правовые и организационные пробелы в медицинском освидетельствовании на состояние опьянения в Украине'

Правовые и организационные пробелы в медицинском освидетельствовании на состояние опьянения в Украине Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1210
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ / ОПЬЯНЕНИЕ / ЭКСПЕРТИЗА / АЛКОГОЛЬ / НАРКОТИКИ / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ / МЕДИЧНИЙ ОГЛЯД / СП’ЯНіННЯ / ЕКСПЕРТИЗА / ПСИХОТРОПНі РЕЧОВИНИ / ТОКСИКОЛОГіЧНі ЛАБОРАТОРії / MEDICAL EXAMINATION / INTOXICATION / ALCOHOL / ILLICIT DRUGS / PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / TOXICOLOGICAL LABORATORIES

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Петюнин Г. П., Кривобок В. И., Чубенко А. В.

Рассмотрены правовые и организационные аспекты медицинского освидетельствования на состояние опьянения в Украине. Показано, что положения действующей Инструкции по освидетельствованию находятся в противоречии не только с международными актами, но и с отечественным законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Петюнин Г. П., Кривобок В. И., Чубенко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MEDICAL EXAMINATION IN THE STATE OF ALCOHOL INTOXICATION IN UKRAINE

Legal and organizational aspects of physical examination in the state of alcohol intoxication in Ukraine are considered. It is shown that the provisions of the operating Instruction on survey are in contradiction not only with the International certificates, but also with the domestic legislation.

Текст научной работы на тему «Правовые и организационные пробелы в медицинском освидетельствовании на состояние опьянения в Украине»

УДК 621.863.2

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЕЛЫ В МЕДИЦИНСКОМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ В УКРАИНЕ Г.П. Петюнин, профессор, д.фарм.н., В.И. Кривобок, доцент, к.мед.н.,

А.В. Чубенко, доцент, к.фарм.н., Харьковская медицинская академия последипломного образования

Аннотация. Рассмотрены правовые и организационные аспекты медицинского освидетельствования на состояние опьянения в Украине. Показано, что положения действующей Инструкции по освидетельствованию находятся в противоречии не только с международными актами, но и с отечественным законодательством.

Ключевые слова: медицинское освидетельствование, опьянение, экспертиза, алкоголь, наркотики, психотропные вещества, токсикологические лаборатории.

ПРАВОВІ ТА ОРГАНІЗАЦІЙНІ ПРОГАЛИНИ У МЕДИЧНОМУ ОГЛЯДІ НА СТАИ СП’ЯНІННЯ В УКРАЇНІ Г.П. Петюнін, професор, д.фарм.н., В.І. Кривобок, доцент, к.мед.н.,

О.В. Чубенко, доцент, к.фарм.н., Харківська медична академія післядипломної

освіти

Анотація. Розглянуто правові та організаційні аспекти медичного огляду на стан сп ’яніння в Україні. Показано, що положення чинної Інструкції з огляду суперечать не тільки міжнародним актам, але і вітчизняному законодавству.

Ключові слова: медичний огляд, сп ’яніння, експертиза, алкоголь, наркотики, психотропні речовини, токсикологічні лабораторії.

THE PROBLEM OF MEDICAL EXAMINATION IN THE STATE OF ALCOHOL INTOXICATION IN UKRAINE G. Petyunin, Professor, Doctor of Pharmaceutical Science,

V. Krivobok, Associate Professor, Candidate of Medical Science,

A. Chubenko, Associate Professor, Candidate of Pharmaceutical Science, Kharkiv Medical Academy of Postgraduate Education

Abstract. Legal and organizational aspects ofphysical examination in the state of alcohol intoxication in Ukraine are considered. It is shown that the provisions of the operating Instruction on survey are in contradiction not only with the International certificates, but also with the domestic legislation.

Key words: medical examination, intoxication, alcohol, illicit drugs, psychotropic substances, toxico-logical laboratories.

Введение

Высокий травматизм вследствие дорожнотранспортных происшествий (ДТП) является одной из актуальнейших проблем современности. Особое место среди них занимают

аварии, совершенные водителями в состоянии алкогольного опьянения. Несмотря на то, что, по данным ГАИ, такие аварии в 2012 году составили всего 8 % от общего числа зарегистрированных ДТП, общественность будоражит каждое сообщение СМИ о новом

случае гибели людей по вине водителя, управлявшего автомобилем в нетрезвом виде. На самом высоком уровне предлагаются внесения изменений в законодательство, ужесточающих ответственность пьяных водителей. Вместе с тем проблема установления состояния опьянения водителей остается на сегодня наиболее противоречивой. Причины этого кроются не столько в собственно технических сложностях определения алкоголя или наркотиков в организме человека, сколько в законодательных пробелах. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения - процедура, несомненно, правовая. Ее цель состоит в получении доказательств вины либо невиновности освидетель-ствуемого. Поэтому важно, на основании каких нормативных документов, как и кто проводит медицинское освидетельствование (МО).

Анализ публикаций

Единственным нормативным документом в Украине, регламентирующим порядок проведения МО, является совместный приказ МВД и МОЗ Украины от 09.09.2009 г. №400/666 «Про затвердження Інструкції про виявлення у водіїв транспортних засобів ознак алкогольного, наркотичного чи іншого сп’яніння або перебування під впливом лікарських препаратів, що знижують увагу та швидкість реакції» (далее - Инструкция) [1]. Попытки какого-либо анализа этого документа как в правовом, так и в организационном отношении в литературе отсутствуют.

Цель и постановка задачи

Целью работы является изучение нормативно-правовой базы экспертизы алкогольного и наркотического опьянения в Украине и формирование рекомендаций по её совершенствованию.

Нормативно-правовое регулирование экспертизы алкогольного и наркотического опьянения в Украине

Следует сказать, что существует два принципиальных подхода к МО. Первый - принят во всем мире и основан на положениях Конвенции о дорожном движении (которую Украина подписала и вынуждена выполнять). Согласно Конвенции, диагноз «алкогольное опьянение» выносится при превы-

шении установленного на законодательном уровне предела допустимой концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе или крови независимо от наличия или отсутствия клинической симптоматики. В нашей стране до настоящего времени применяется клиническое определение состояния опьянения, являющееся субъективным и не использующееся в других странах.

Второй принципиальный вопрос, требующий правового разрешения, - кто может проводить медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Действующим совместным приказом МВД и М3 Украины [1] установлено, что медицинское освидетельствование проводится врачом (в сельской местности разрешается проводить его фельдшеру фельдшерско-акушерского пункта), прошедшим тематическое усовершенствование по соответствующей программе (п. 3.3). Таким образом, проводить ОСО могут только лица, обладающие специальными познаниями в медицине и прошедшие специальную подготовку. Следует отметить, что в Инструкции [1] нет указания на специальность врача и характер специальной подготовки. Кроме того, совершенно очевидно, что объем познаний в области медицины у врача и фельдшера существенно различается.

Несколько слов о состоянии опьянения. Международная классификация болезней (МКБ-10) относит интоксикацию психоактивными веществами (алкоголь, наркотические и одурманивающие средства, психотропные вещества) к психическим расстройствам [2]. А согласно ст. 7 Закона Украины «О психиатрической помощи» [3] обследование психического здоровья граждан относится к оказанию психиатрической помощи, т.е. диагностика опьянения (МО) является одним из видов психиатрической помощи. Та же статья 7 устанавливает, что психиатрическая помощь предоставляется исключительно врачами-психиатрами, имеющими лицензию, полученную в соответствии с законодательством. Таким образом, из положений указанного Закона следует, что проводить МО имеет право только врач-психиатр. Допустимость установления факта алкогольного или наркотического опьянения фельдшером вызывает сомнения и на других основаниях. Во-первых, установление диагноза психического расстройства, согласно действующему в Украине законодательству в

сфере здравоохранения, - исключительно компетенция врача-психиатра, имеющего сертификат специалиста в соответствующей области. Особенно строго это положение должно соблюдаться в тех случаях, когда установление диагноза влечет неблагоприятные правовые последствия (в нашем случае -административное наказание). Во-вторых, диагностика опьянения связана со значительными трудностями, например, при необходимости провести дифференциальный диагноз с другими психическими расстройствами, динамическим нарушением мозгового кровообращения, а также в случаях оценки состояния, возникшего после приема малых доз алкоголя в сочетании с приемом назначенных врачом лекарственных средств. В связи с последним возникает вопрос о специальности врача, привлекаемого для производства МО. Приказом М3 Украины [4] утверждена Номенклатура врачебных специальностей, в которой в качестве самостоятельных врачебных специальностей выделены психиатрия (86) и наркология (63). Согласно «Справочнику квалификационных характеристик профессий работников» [5] занимать должность психиатра-нарколога может только лицо, прошедшее интернатуру по специальности «Психиатрия», а затем специализацию по специальности «Наркология». Таким образом, врачи-психиатры и врачи-наркологи обладают необходимыми специальными познаниями (подтвержденными соответствующими сертификатами) для проведения МО. Врачи других специальностей, не имеющие сертификатов психиатра или нарколога, не могут проводить МО. Таким образом, положение п. 3.3 Инструкции [1], согласно которому медицинское освидетельствование проводится врачом (в сельской местности - фельдшером), прошедшим тематическое усовершенствование, является неправомерным.

Результаты клинического осмотра на состояние опьянения являются лишь косвенными признаками наличия состояния алкогольного, наркотического или иного опьянения. Прямым же доказательством нахождения лица в состоянии опьянения является только обнаружение и определение уровня алкоголя и (или) обнаружение иных психоактивных веществ и их метаболитов в биологических средах.

В соответствии с ДСТУ 2293-99 [6] медицинский осмотр предполагает проведение

обязательных лабораторных исследований. Однако в Инструкции [1] только при установлении наркотического опьянения предусмотрены обязательные токсикологические исследования, а решение вопроса об алкогольном опьянении отдано на откуп врачу-наркологу, хотя известно, что первые признаки опьянения можно заметить начиная с

0,3 промилле алкоголя в крови, а весь симп-томокомплекс (врач имеет право поставить диагноз «опьянение» только при наличии всего комплекса) - около 0,8-1 промилле. В диапазоне между этими цифрами следует руководствоваться лабораторными исследованиями.

Во всех странах лабораторная служба в установлении состояния опьянения рассматривается как действенный инструмент государства в борьбе с алкоголизмом и наркоманией и играет решающую роль в установлении состояния опьянения. Хорошо налаженная аналитическая служба позволяет контролировать все уголовно наказуемые действия, способствует эффективной диагностике и лечению больных наркоманией.

В связи с изложенным следует остановиться на состоянии токсиологической службы в Украине.

Существующие химико-токсикологические лаборатории создавались в СССР при наркологических диспансерах как самостоятельные структурные подразделения и только (!) для определения алкоголя, наркотиков и других контролируемых веществ. В последующих же приказах М3, уже независимой Украины, такие лаборатории не значатся. И лишь в приказе [7] упоминаются уже не самостоятельные токсикологические лаборатории, а структуры с пространным названием «лаборатории, на которые органами охраны здоровья возложены функции аналитической диагностики наличия алкоголя, наркотиков и др. одурманивающих веществ в биологических жидкостях человека». В подавляющем большинстве областей ввели токсикологические лаборатории в состав клинико-диагностических лабораторий наркодиспансеров. Вместе с тем, организация проведения исследований биологических образцов на наличие алкоголя и наркотиков имеет свои специфические особенности, определяемые юридической значимостью выдаваемых заключений - за ними часто стоит суд и возможное наказание, вплоть до уголовного. В

итоге всех этих пертурбаций служба аналитической диагностики в Украине фактически перестала существовать. На сегодняшний день она не имеет ни организационного, ни методического, ни научного, ни кадрового обеспечения. За годы существования независимой Украины не вышло ни одного нормативного документа, который бы регламентировал работу токсикологических лабораторий, ни научно-методических материалов по обнаружению и определению алкоголя и наркотиков. До сих пор установление алкогольного опьянения проводится по Методическим рекомендациям М3 СССР 1988 года, а определение наркотиков - по Методическим рекомендациям М3 СССР 1987 года, когда современных наркотиков еще не существовало.

При осуществлении токсикологических исследований необходимо учитывать не только сложность самой аналитической задачи, но и важность строгой регламентации всего процесса - от отбора, маркировки, упаковки, транспортировки и хранения образцов к месту проведения исследований, организации самих исследований и вплоть до оформления полученных результатов. Поэтому самое главное в работе токсикологических лабораторий - качество получаемых результатов.

Серьезным проблемным моментом токсикологических исследований является отсутствие в Украине стандартных образцов алкоголя и наркотиков, без которых любые исследования не имеют никакой доказательности и, в соответствии с Законом Украины «Про метрологію та метрологічну діяльність» [8], никем не могут быть использованы даже в Украине.

Желательно, чтобы наша нормативно-правовая база хотя бы не противоречила международным стандартам. Украина, подписав международную конвенцию о дорожном движении, должна выполнять ее требования и, как все европейские страны, отказаться от освидетельствования состояния алкогольного и наркотического опьянения, основанного не на результатах лабораторных исследований, а на клинической оценке состояния тестируемого. Также необходимо на государственном уровне установить допустимый предел содержания алкоголя, превышение которого ведет к появлению правовых последствий.

Но самой большой проблемой службы аналитической токсикологии являются кадры. В настоящее время Министерство здравоохранения возлагает выполнение токсикологических анализов на врачей-лаборантов, которые по приказу того же Министерства здравоохранения № 117 от 29.03.2002 этим заниматься не имеют права.

Отличительной особенностью работы специалистов, выполняющих эти исследования, является то, что им приходится иметь дело со все расширяющимся списком контролируемых средств, включая кустарно изготовленные, на которые приходится, в лучшем случае, искать, а то и самим разрабатывать методики анализа. И все это на фоне внедрения таких современных физико-химических методов анализа, как газовая, высокоэффективная жидкостная хроматографии и их комбинаций с масс-спектрометрией. Все указанное предъявляет повышенные требования к уровню подготовки специалистов, работающих в лабораториях аналитической диагностики, в области аналитической и токсикологической, а не биологической химии. К тому же образцы биологического материала, с которыми приходится иметь дело в токсикологических лабораториях, являются вещественными доказательствами. Поэтому ООН и рекомендует допускать к работе в подобных лабораториях только лиц, прошедших обучение по специальности «Судебномедицинская токсикология» и имеющих соответствующий сертификат [9].

Выводы

Существующая нормативно-правовая база медицинского освидетельствования находится в противоречии с действующим украинским законодательством.

Служба аналитической диагностики алкогольного и наркотического опьянения в Украине не имеет необходимого организационного, методического, научного и кадрового обеспечения.

Необходимо привести нормативно-правовую базу проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в соответствие с международными стандартами, а требования по организации работы токсикологических лабораторий - в соответствие со стандартом 180 17025.

Литература

1. Про затвердження Інструкції про виявлення у водіїв транспортних засобів ознак алкогольного, наркотичного чи іншого сп'яніння або перебування під впливом лікарських препаратів, що знижують увагу та швидкість реакції: наказ МВС та МОЗ України від 09.09.2009 № 400/666 [Електронний ресурс]. - Режим доступу до ресурсу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/ z0931-09

2. МКБ-10. Международная классифика-

ция болезней МКБ-10. Электронная версия. - Режим доступа к ресурсу:

http://www.mkb10.ru/?class=6&bloc=80

3. Про психіатричну допомогу [Електронний ресурс]: Закон України від

22.02.2000 № 1489-III. - Режим доступу до ресурсу: http: //zakon4. rada .gov.ua/

laws/anot/1489-14

4. Про подальше удосконалення атестації лікарів: наказ МОЗ МОЗ України від 19.12.1997 № 359 [Електронний ресурс].

- офіц. сайт МОЗ України. - К., 2000. -Режим доступу до ресурсу: http://www.moz.gov.ua.

5. Довідник кваліфікаційних характеристик

професій працівників системи охорони здоров’я: наказ МОЗ України від

29.03.2002 № 117 [Електронний ресурс].

- офіц. сайт МОЗ України. - K., 2002. -Режим доступу до ресурсу: http://www.moz.gov.ua.

6. Охорона праці. Терміни та визначення основних понять: ДСТУ 2293-99. - Чинний від 2000-01-01. - K.: Дерржспожив-стандарт України, 2013. - 280 с. - (Національні стандарти України).

7. Про штатні нормативи та типові штати закладів охорони здоров’я: наказ МОЗ України від 23.02.2000 р. № 33 [Електронний ресурс]. - Офіц. сайт МОЗ України. - K., 2000. - Режим доступу до ресурсу: http://www.moz.gov.ua.

8. Про метрологію та метрологічну діяльність [Електронний ресурс]: Закон України від 11.02.1998 № 113/98-ВР. - Режим доступу до ресурсу: http://zakon4.rada. gov.ua/laws/show/113/98-вр.

Рецензент: A.B. Бажинов, профессор, д.т.н.,

ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 28 марта

2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.