УДК 343.982
Павлюков Виталий Владимирович
Луганская академия внутренних дел им. Э.А. Дидоренко
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ОВД
В статье рассматриваются правовые и организационные основы использования и внедрения единой информационно-аналитической системы в деятельность органов внутренних дел Российской Федерации. Рассмотрены понятия поисковых и аналитических систем, охарактеризована аналитическая работа, которая осуществляется в служебной деятельности сотрудниками полиции РФ. Выявлены проблемы дублирования информации в поисковых системах ОВД. Предложен основной объект учета, подлежащий внесению в единую информационно-аналитическую систему ОВД, а также механизм верификации, позволяющий проверить подлинность данных на этапе их интеграции в единую информационно-аналитическую систему ОВД. Это имеет важное теоретическое и практическое значение в процессе исследования возможностей объединения и интеграции данных из имеющихся поисковых систем в единую информационно-поисковую систему ОВД РФ.
Актуальность данной статьи определяется, прежде всего, тем, что развитие информатизации в органах внутренних дел остановилось на этапе использования информационно-поисковых систем, в которых не используются возможности современных аналитических свойств и методов обработки информации, единых стандартов и правил доступа к ресурсам информационно-поисковой системы, обеспечивающих интеграцию информационных массивов в единый информационный контур. Также выявлены и законодательно обоснованы обязательные свойства, которыми должна обладать единая информационно-аналитическая система в ОВД РФ.
Ключевые слова: закон, информация, поисковая системы, аналитическая система, аналитическая работа, единая информационно-аналитическая система, верификация.
В настоящее время информационно-поисковые системы органов внутренних дел являются отправной точкой при расследовании практически каждого вида преступлений на любой из его стадий. Перед совершением оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий сотрудник органов внутренних дел (ОВД) для получения информации о лице все чаще прибегает к помощи информационно-поисковых систем МВД. Актуальность информационно-поисковые системы МВД приобрели еще на этапе регистрации преступлений и правонарушений. Количество преступлений, зарегистрированных при помощи поисковых систем, в России каждый год превышает несколько миллионов и в последний год значительно увеличилось. Так, в 2013 г. на территории РФ зарегистрировано 2206249 преступлений, в 2014 г. - 2166399, а в 2015 году эта цифра составила 2352098 [9]. В свою очередь популярность информационных систем затронула практически все ведомства МВД. Для разработки информационных и телекоммуникационных систем был создан Главный информационно-аналитический центр МВД (ГИАЦ), основными задачами которого являются:
- централизованное информационное обеспечение подразделений МВД РФ, органов государственной власти Российской Федерации, правоохранительных органов иных государств оперативно-справочными, оперативными, розыскными, криминалистическими, дактилоскопическими, статистическими, архивными и научно-техническими сведениями;
- ведение централизованных учетов, баз данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, дактилоскопической, статистической и иной информации;
- формирование архивных фондов, осуществление учета, хранения, экспертизы научной и практической ценности, научно-технической обработки архивных документов Центрального аппарата МВД (МООП) СССР, МВД (МООП) РСФСР, МВД СССР, МВД РФ и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации [3].
Несмотря на наличие информационного центра, каждое подразделение не только пыталось создать свою информационно-поисковую систему, но также делило свои системы на подсистемы, показывая таким образом значимость своего ведомства или подразделения. Сейчас практически невозможно подсчитать количество существующих информационно-поисковых систем, не говоря уже о том, что определенная часть из них утратила свою актуальность. Все это приводит к тому, что информация, которая может представлять интерес для ОВД, часто остаётся не обнаруженной сотрудником полиции из-за отсутствия сведений о наличии банка данных с такой информацией.
Из-за роста количества банков данных остро встал вопрос информатизации ОВД и построения единой информационно-аналитической системы, который ранее уже поднимался такими учеными, как А.Н. Прокопенко, О.В. Пьянков, Д.А. Ульянов, Б.Г. Розовский, А.Ю. Задорожний и др.
По мнению А.Н. Прокопенко, дальнейшее развитие информационных ресурсов МВД РФ позволит создать единое информационное пространство министерства [10, с. 74].
Несмотря на Концепцию информатизации МВД РФ на 2008-2012 годы, единая система информационно-аналитического обеспечения деятельности ОВД до сих пор находится на стадии разработки.
© Павлюков В.В., 2017
Вестник КГУ ^ № 3. 2017
273
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научно-производственное объединение «Специальная техника и связь» при МВД РФ с 11 июля 2014 г. проводит закрытый конкурс на выполнение опытно-конструкторских работ по созданию единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД [8]. Однако о результатах данного конкурса, который должен был закончиться 15 декабря, нам до сих пор не известно.
Об острой необходимости создания единой информационно аналитической системы (ЕИАС) в ОВД может свидетельствовать «горький опыт», полученный в Луганской области, которая долгое время являлась передовиком во внедрении и создании информационно-поисковых систем на Украине.
Так, в 2008 году в Луганском управлении информационно-аналитического обеспечения (УИАО) была создана и начала активно эксплуатироваться информационно-аналитическая система (ИАС) «СОВА», предназначенная для оперативного учета. Проблема возникла на стадии интеграции данных из основной системы МВД в ИАС «СОВА» и заключалась в подучётных лицах, которые находились в базе данных МВД в Луганской области, однако их анкетные данные либо имели орфографические отличия в одну или несколько букв в ФИО, либо отличались цифрой в дате рождения, и записи о них дублировались. 2 года потребовалось сотрудникам УИАО на то, чтобы снизить последствия допущенных ошибок в ручном режиме. К этой работе были привлечены сотни сотрудников милиции, в результате удалось отредактировать сведения о более чем полумиллионе лиц, содержащихся в областном интегрированном банке данных, несколько десятков тысяч лиц были удалены [4, с. 227].
Трудно представить, какой вред причиняет информация, которая и сейчас циркулирует на территории всей Украины, ведь работа по выявлению «двойников» велась только в УИАО ГУМВД Украины в Луганской области.
Необходимо отметить и факт наличия аналитических возможностей, которые должные присутствовать в информационно-аналитической системе, упоминание о которых так часто встречается в современных системах МВД РФ, что необходимо четко обозначить на законодательном уровне.
Для решения вышеуказанных проблем целесообразно рассмотреть возможные законодательные пути по созданию и внедрению ЕИАС в ОВД, выделить информацию, которая могла бы выступать началом при расследовании преступлений и установлении лиц, их совершивших, и частично взяла на себя функции аналитической деятельности сотрудника ОВД.
Итак, на первом этапе по созданию ЕИАС ОВД необходимо определить основной объект информации, подлежащий учету. В статье 17 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» четко указан перечень пунктов, где обозначено, что в первую очередь внесению в банки данных подлежит информация о лице.
Чтобы не повторить ошибок из вышеупомянутого примера Луганской области, информация о лице должна быть на 100 процентов правдоподобной и перепроверенной.
Процедура проверки подлинности данных о человеке в поисковых системах называется верификацией. Частично проблему верификации помогают решить социальные сети - «ВКонтакте», «Одноклассники» и пр. Для прохождения верификации необходим документ (паспорт, водительское удостоверение), удостоверяющий личность, в котором четко и разборчиво будет указаны полные фамилия, имя, отчество и дата, месяц и год рождения. Эти данные и будут основными при поиске лица и добавлении информации о нем в единую информационно-поисковую систему. В свою очередь, информацией, которая может представлять интерес для ОВД, и которая связана с идентификацией личности, могут выступать данные, которые человек оставляет о себе в соответствии с требованиями государства, самые распространенные из которых - номер телефона, место проживания, номер машины, место учебы, место работы, родственные связи. На данном этапе единая система является лишь поисковой системой.
Чтобы понять, чем поисковая система отличается от информационно-аналитической, следует разграничить эти понятия и выявить основное отличие поиска от аналитики.
Под поисковой системой, по мнению А.В. Кириллова, понимается программное обеспечение, состоящее из базы данных документов, снабженной интерфейсом, позволяющим пользователю получить упорядоченное подмножество этих документов как ответ на его поисковый запрос [5, с. 52]. При помощи такой системы пользователь может добавлять, редактировать и удалять информацию из базы данных.
Информационно-аналитическими системами (ИАС) называют комплекс аппаратных, программных средств, информационных ресурсов, методик, которые используются для обеспечения автоматизации аналитической работы в целях обоснования принятия управленческих решений и других возможных применений [1, с. 10].
Аналитическая работа в ОВД, как утверждает Э.П. Масленников, - это постоянная исследовательская деятельность, охватывающая широкий комплекс организационных мероприятий и методических приемов для изучения и оценки информации о состоянии преступности и общественного порядка, результатах практической деятельности ОВД по выполнению стоящих перед ними задач, а также об условиях, в которых эти задачи решаются, обеспечивающая целенаправленное управление и оценку эффективности управляющих воздействий [7, с. 55].
Признаком аналитической работы служит ее информационный характер. Вся эта деятельность связана с изучением, осмыслением и анализом
274
Вестник КГУ ^ № 3. 2017
определенной информации. Конечным результатом этой работы также является информация, но другого, более высокого уровня и качества. Поэтому очень часто эту деятельность иначе называют информационно-аналитической [6].
Информационно-аналитическая система должна обладать определенными свойствами, которые, на наш взгляд, хорошо проанализировал и выделил О.В. Пьянков. Перечислим основные из них.
1. Интеграция: инфраструктура ИАС; управление метаданными; инструменты разработки; совместная работа; коллаж и моделирование данных пользователями; встраиваемая аналитика; поддержка больших данных.
2. Доставка информации: отчетность; приборные панели, специальные запросы; интеграция с Microsoft Office; использование поисковых технологий; мобильный доступ.
3. Анализ: аналитическая обработка в реальном времени; интерактивная визуализация; прогнозное моделирование и извлечение данных; показатели; директивное моделирование и оптимизация; анализ геопространственных параметров; встроенная расширенная аналитика [11, с. 156].
Изучив свойства, которые предложил О.В. Пьянков, мы считаем необходимым добавить, что для создания ЕИАС в ОВД данные, которые находятся и поступают в систему, должны обрабатываться динамически и логически, облегчая задачу сотруднику ОВД.
Таким образом, на основании вышеизложенного и для использования ЕИАС в ОВД считаем необходимым дополнить обязательные свойства, которыми она должна обладать поисковая система:
- информация о лице, которая хранится в единой информационно-аналитической системе МВД, должна пройти верификацию;
- ЕИАС в ОВД должна обладать аналитическими качествами, отличающими ее от поисковых систем, частично взявших на себя работу, связанную с анализом информации;
- ЕИАС в ОВД самостоятельно в определенный период времени должна осуществлять сверку на предмет обновления данных о лице в ведомственных поисковых системах МВД, а также при помощи сети Интернет в банках данных учреждений, организаций и юридических лиц;
- необходимо использование единых стандартов и правил доступа к ресурсам систем, обеспечивающих интеграцию информационных массивов в ЕИАС ОВД;
- обязателен анализ значимости поступающей информации, осуществление перепроверки и уточнения данных, которые пользователь внес в ЕИАС ОВД;
- при запросе информации о лице в ЕИАС ОВД система также должна показывать, где и в каких поисковых ведомственных и вневедомственных системах может находиться информация о нем;
- необходима совокупность правил, регламентирующих порядок и условия доступа субъекта ОВД к объектам информационной системы (информации, её носителям, процессам и другим ресурсам), установленных правовыми документами или собственником, владельцем информации;
- в случае добавления, удаления, редактирования информации о подозреваемом, изменения цифровых данных о нем в поисковых системах МВД и вневедомственных поисковых системах, ЕИАС будет уведомлять заинтересованных сотрудников ОВД об активности в отношении лица, представляющего оперативный интерес.
Библиографический список
1. Белов В.С. Информационно-аналитические системы. Основы проектирования и применения: учебное пособие, руководство, практикум. - М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2004. - 116 с.
2. Верификация / Официальное сообщество ВКонтакте. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/page-22079806_49606709 (дата обращения: 25.05.2016).
3. Главный информационно-аналитический центр / Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https:// mvd.ru/mvd/structure1/Centri/Glavnij_informacionno_ analiticheskij_cen (дата обращения: 25.05.2016).
4. Задорожний Ю.А., Разовский Б.Г. Информационные технологии в ОРД: опыт и проблемы или проблемы и опыт? // Вестник Луганского государственного университета им. Э.А. Дидоренко. -2011. - № 4 - С. 219-228.
5. Кириллов А.В. Поисковые системы: компоненты, логика и методы ранжирования // Бизнес-информатика. - 2009. - № 4 - С. 51-59.
6. Маркина Э. Основные направления аналитической работы в органах внутренних дел [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.law-nlife.ru/ arch/137/137-14.doc (дата обращения: 25.05.2016).
7. Масленников Э.П. Организационно-правовые основы и методика аналитической работы в ОВД: учеб. пособие. - М., 1979. - 623 с.
8. МВД строит Единую информационно-аналитическую систему за 1,5 млрд руб. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cnews.ru/news/ top/mvd_stroit_edinuyu_infoImatsюnnoanaliticheskuyu (дата обращения: 23.05.2016).
9. Портал правовой статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crimestat.ru/ offenses_map (дата обращения: 23.05.2016).
10. Прокопенко А.Н. Информационные ресурсы МВД России на современном этапе // Пробелы в российском законодательстве. - 2010. - № 1 - С. 72-74.
11. Пьянков О.В. Ключевые показатели использования информационно-аналитических систем органов внутренних дел // Вестник ВИ МВД России. - 2015. - № 4 - С. 155-162.
Вестник КГУ ^ № 3. 2017
275