Научная статья на тему 'Ключевые показатели использования информационно-аналитических систем органов внутренних дел'

Ключевые показатели использования информационно-аналитических систем органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
528
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION-ANALYTICAL SYSTEM / KEY PERFORMANCE INDICATORS / EFFICENCY / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пьянков Олег Викторович

Рассматриваются существующие показатели для оценки информационно-аналитических систем. Осуществляется выбор ключевых показателей использования информационно-аналитических систем в деятельности органов внутренних дел, предлагаются способы их формализации и методы расчёта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHLIGHTS USE OF INFORMATION AND ANALYTICAL SYSTEMS OF LAW-ENFORCEMENT BODIES

Existing indicators to measure the information and analytical systems are examined. The choice of key indicators using information and analytical systems in the law-enforcement bodies is done, formalization and calculation methods are proposed.

Текст научной работы на тему «Ключевые показатели использования информационно-аналитических систем органов внутренних дел»

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

HIGHLIGHTS USE OF INFORMATION AND ANALYTICAL SYSTEMS OF LAW-ENFORCEMENT BODIES

Рассматриваются существующие показатели для оценки информационно-аналитических систем. Осуществляется выбор ключевых показателей использования информационно-аналитических систем в деятельности органов внутренних дел, предлагаются способы их формализации и методы расчёта.

Existing indicators to measure the information and analytical systems are examined. The choice of key indicators using information and analytical systems in the law-enforcement bodies is done, formalization and calculation methods are proposed.

Введение. Современное развитие общества требует постоянного мониторинга и анализа информации, поступающей из различных источников, что требует использования современных информационных технологий. Комплексное применение таких технологий вместе с разработанными методами и средствами обработки информации породили новый класс информационных систем — информационно-аналитические системы [1]. Несомненно, что сложность, с которой приходится сталкиваться при разработке и использовании таких систем, материальные и организационные затраты вызывают необходимость оценки эффективности информационно-аналитических систем (ИАС), определения их желательных свойств и характеристик. Так, Gartner выделяет от 12 в 2008 году до 17 в 2014 году основных свойств и характеристик ИАС [2, 3, 4], распределенных по трем категориям:

1. Интеграция: инфраструктура ИАС, управление метаданными, инструменты разработки, совместная работа, коллаж и моделирование данных бизнес-пользователями, встраиваемая аналитика, поддержка больших данных.

2. Доставка информации: отчетность, приборные панели (dashboards), специальные запросы, интеграция с Microsoft Office, использование поисковых технологий, мобильный доступ.

3. Анализ: аналитическая обработка в реальном времени, интерактивная визуализация, прогнозное моделирование и извлечение данных, показатели, директивное моделирование и оптимизация, анализ геопространственных параметров, встроенная расширенная аналитика.

Другими исследователями в данной области [5] приводятся следующие свойства, которыми должна обладать ИАС для успешной работы аналитиков: обеспечение легкого доступа к данным; учёт контекста выполняемых аналитических запросов; доступность аналитических методов для всех;

использование технологий поиска данных с возможностью проведения экспериментальных расчётов;

быстрое получение первых результатов сложных долговременных аналитических расчётов;

уменьшение интервала времени между каким-либо событием (например, совершением транзакции) и появлением данных о нём в информационно-аналитической системе;

широкое применение средств визуализации; сотрудничество и взаимодействие с другими пользователями; использование единой платформы для разных аналитических приложений; использование готовых решений для часто выполняемых аналитических исследований.

Следует отметить, что перечисленные выше свойства и характеристики, которыми должны обладать ИАС не являются однозначными для различных категорий пользователей: разработчиков, администраторов, аналитиков, руководителей организации. Нередко между ними могут возникать и конфликты интересов, например, администраторы могут в большей степени быть заинтересованы в поддержании стандартов внедрения, поддержки и развития ИАС, в то время как аналитики — в простоте и гибкости использования имеющихся инструментов. В свою очередь, руководители заинтересованы в повышении эффективности функционирования всей организации при использовании ИАС: уменьшении времени реагирования на какое-либо событие, увеличении точности прогнозирования развития ситуаций, уменьшении издержек для достижения поставленных целей, улучшении экономических показателей, таких как: сокращение производственного цикла; увеличение выручки;

уменьшение оборотных средств в запасах; повышение эффективности использования ресурсов; ускорение вывода нового товара на рынок и т.д.

Использование ИАС в разных областях деятельности (финансовой, хозяйственной, производственной, кадровой и т.п.) делает практически невозможным применение одинаковых подходов к оценке эффективности ИАС в конкретной области.

Постановка задачи. Органы внутренних дел, решая возложенные на них задачи, также испытывают необходимость разработки и использования информационно-аналитического обеспечения деятельности в целях увеличения количества видов актуальной структурированной информации, одновременно доступной сотрудникам МВД

России с автоматизированных рабочих мест, обеспечения возможности поиска информации [7]. При этом, если рассматривать свойства ИАС ОВД с внутренней стороны, т.е. с точки зрения таких потребителей, как разработчики, то разработан формализованный подход на основе теории конфликтов, позволяющий дать оценку сбалансированности работы системы через оценку работы её отдельных элементов [8]. Однако отсутствует формализованная система оценки эффективности использования ИАС в деятельности органов внутренних дел, в связи с чем предлагается следующее:

1. Определить категории пользователей ИАС ОВД.

2. Для каждой категории разработать перечень ключевых показателей ИАС ОВД, предложить подходы к их расчёту.

3. Сформировать подход к оценке эффективности применения ИАС ОВД в служебной деятельности.

Решение. С учётом особенностей деятельности органов внутренних дел можно выделить следующие категории пользователей (см. рисунок):

К1 — сотрудники-руководители, которые самостоятельно могут и не работать непосредственно с ИАС, но ожидающие улучшения служебной деятельности от её применения;

К2 — сотрудники-администраторы, выполняющие техническую поддержку и сопровождение ИАС;

К3— сотрудники-аналитики, непосредственно осуществляющие анализ сведений с целью выявления зависимостей и характерных закономерностей, подготовки отчётов, аналитических справок, тематических обзоров;

К4 — сотрудники-операторы, служебная деятельность которых связана с наполнением информационных ресурсов (ввод данных по основным направлениям служебной деятельности).

Поскольку в настоящее время разработка программных средств осуществляется преимущественно сторонними организациями, то такая категория пользователей, как «сотрудники-разработчики», может не рассматриваться.

Для сотрудников-руководителей перечень ключевых показателей будет состоять из: кц — времени принятия управленческих решений (оперативности); кп — общего процента раскрываемости преступлений; к1з — числа задач, для решения которых применяется ИАС.

К2 — администраторы

К4 — операторы

Категории пользователей ИАС

Определить значения указанных показателей можно, основываясь на статистической отчётности до и после внедрения ИАС в практическую деятельность ОВД, а также с помощью опроса экспертов.

Для категории К2 показателями будут:

k2l — качество программного обеспечения (функциональные возможности, надежность, практичность, эффективность, сопровождаемость, мобильность1);

k22 — надежность аппаратного обеспечения;

k2з — время настройки и конфигурирования аппаратного и программного обеспечения.

Получение значений показателей для различных ИАС возможно также с помощью экспертного опроса, однако, следует предположить, что будет являться достаточно сложной задачей. Её сложность объясняется субъективизмом специалистов, а также невозможностью привлечения экспертов, знакомых со всеми ИАС и их характеристиками. С другой стороны, рассмотрение различных ИАС, существующих на рынке, позволяет сделать вывод о достаточно близких решениях и применяемых информационных технологиях.

Для категории КЗ следует выделить косвенные показатели эффективности, которые отражаются на результатах служебной деятельности не непосредственно, а за счёт повышения качества управления и оперативности принимаемых решений, совершенствования всей информационной системы объекта, т. е. косвенным путём.

К таким показателям относятся:

kзl — качество аналитических отчётов (точность, детальность, объективность, достоверность, актуальность);

kз2 — количество видов аналитических отчетов, подготавливаемых системой в автоматическом режиме;

kзз — время, затрачиваемое на подготовку документов.

Первый показатель может быть оценен методом экспертного опроса пользователей этой категории [9], при этом могут быть получены количественные значения, удобные для проведения вычислений. Третий показатель (время) может быть получен непосредственно в ходе проведения натурных экспериментов или на основе экспертных оценок.

Для четвертой, как и для всех других категорий пользователей, можно отметить общий показатель ИАС, который будет одинаковым для всех: k4l — эргономичность.

Действительно, поскольку работа осуществляется с помощью ЭВМ, то расположение управляющих команд, ссылок, фреймов текстов, графических элементов и т.п. должно обеспечивать комфортную и удобную работу. Для оценки, насколько ИАС ОВД является эргономичной, можно воспользоваться медико-психологическими, субъективными и психологическими методами [10, 11].

Предложенные выше показатели интересны для отдельных категорий пользователей, но если рассматривать в целом деятельность конкретного территориального органа внутренних дел, то конечный итог его деятельности оценивается в соответствии с утвержденным приказом Министерства внутренних дел [12], а, следовательно, эффективность использования ИАС ОВД должна оцениваться в том числе с нормативно-закрепленным подходом. Следует отметить, что целевым назначением оценки является

1 Согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93.

принятие управленческих решений в отношении конкретного органа, исходя из оценки конечных результатов его оперативно-служебной деятельности, с учётом условий функционирования (т.е. сложности, напряженности оперативной обстановки на обслуживаемой территории) [13]. Вполне понятно, что ИАС ОВД не является единственным фактором, влияющим на определенные приказом показатели, например число выявленных лиц по преступлениям против собственности. В связи с этим использование утвержденных в приказе оценок позволит выделить вклад ИАС в результаты деятельности территориального ОВД только по итогам длительного наблюдения с использованием факторного анализа [9]. Недостатком такого подхода будет являться увеличение временных затрат на выявление эффективности применения ИАС в служебной деятельности ОВД, а также задействование значительных материальных и человеческих ресурсов. Таким образом, необходим подход к оценке эффективности, который бы мог дать результат без длительного наблюдения.

Подход к оценке эффективности применения ИАС ОВД. Предположим, что нормативно-закрепленные оценки деятельности территориального органа внутренних дел имеют некоторое соответствие с показателями пользователей kij. Предположим также, что лучшему значению показателей соответствует лучшее значение нормативных оценок при заданных параметрах других факторов. Обратное пусть также будет верно: худшему значению показателей соответствуют худшие оценки. Тогда вместо использования для определения эффективности применения ИАС в служебной деятельности ОВД нормативных оценок можно применить показатели пользователей kj.

Действительно, поскольку использование ИАС в качестве инструментария решения служебных задач предполагает совершенство данного инструмента, то и конечный результат деятельности также будет зависеть от него. Поэтому использование ключевых показателей в качестве оценок эффективности применения ИАС ОВД вполне приемлемо. Вместе с тем следует отметить, что предложенные показатели не являются равноценными между собой, так как конечный результат по-разному зависит от их значений. Например, время принятия управленческих решений (kii) и надежность аппаратного обеспечения (k22) в разной степени определяют число выявленных лиц по преступлениям против собственности. В связи с этим предлагается вводить весовые коэффициенты а для показателей всех категорий, а для их расчёта, например, применять метод Саати [9].

Стремление повысить эффективность применения ИАС требует разграничения предлагаемых показателей на несколько уровней предпочтения (иерархии). Поскольку главные цели использования ИАС определены показателями пользователей первой категории — сотрудниками-руководителями, то именно kn будут теми показателями, которые будут находиться на первом (верхнем) уровне иерархии:

ки —» max, Vi = 1 ...3.

Ко второму уровню иерархии следует отнести показатели сотрудников-аналитиков, на том основании, что в них отражены результаты аналитической работы, непосредственно влияющие на основные результаты:

ksi, k32 ^ max, k33 ^ min.

К третьему (нижнему) уровню иерархии относятся показатели категорий пользователей К2 и К4. Несомненно, что от их работы также зависит общий кумулятивный

эффект применения ИАС, но никак с её предназначением, с проведением аналитической работы тесно не связанный.

k2i, £22, £41 ^ max, £23 ^ min.

Таким образом, оценка эффективности применения ИАС ОВД будет осуществляться в соответствии со следующим выражением:

где — весовые коэффициенты предложенных показателей.

Следует отметить, что разработка новой ИАС или совершенствование существующей позволяет найти подход к её оптимизации с учётом предлагаемых показателей. При этом формализация задачи будет выглядеть следующим образом:

при

Таким образом, следует стремиться к достижению наилучших показателей на втором и третьем уровнях иерархии при максимальных значениях показателей первого уровня.

Заключение. Предложенный набор ключевых показателей эффективности использования ИАС ОВД в служебной деятельности, как может показаться, ориентирован в первую очередь на удовлетворение требований пользователей. Однако учёт требований пользователей категории К1 и их удовлетворение в первую очередь позволяют утверждать, что использование ИАС ОВД будет осуществляться в соответствии с решаемыми органами внутренних дел задач по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности.

В то же время комплексность предложенных показателей гарантирует учёт многих особенностей использования ИАС ОВД как технологического обеспечения индивидуальной и коллективной аналитической деятельности, представляющего собой комплекс аппаратных, программных средств, позволяющего в соответствии с определенным методологическим и организационным обеспечением эффективно обрабатывать информацию с целью повышения качества имеющихся и приобретения новых знаний, а также принятия оптимальных управленческих решений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пьянков О.В. Информационно-аналитическая система: назначение, роль, свойства // Информационная безопасность регионов. — 2014. — № 1 (14). — С. 21—26.

2. Hagerty J. Magic Quadrant for Business Intelligence Platforms / J. Hagerty, R.L. Sallam, J. Richardson // http://www.gartner.com (дата обращения 15.03.2012).

3. Schlegel K. Magic Quadrant for Business Intelligence and Analytics Platforms / K. Schlegel, R.L. Sallam, D. Yuen, J. Tapadinhas // http://www.gartner.com (дата обращения 06.02.2013).

4. Sallam R.L. Magic Quadrant for Business Intelligence and Analytics Platforms / R.L. Sallam, J. Tapadinhas, J. Parenteau, D. Yuen, B. Hostmann // http://www.gartner.com (дата обращения 21.02.2014).

5. Boyer J. Business Intelligence Strategy: A Practical Guide for Achieving BI Excellence / J. Boyer, B. Frank, B. Green, T. Harris, K.V. de Vanter. — MC Press Online, Ketch-um. — 132 p.

6. Юридическое, техническое и информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие / под редакцией А.Н. Халикова. — М.: Юрлитинформ, 2010. — 472 с.

7. Об утверждении концепции создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в 2012 - 2014 годах: приказ МВД России от 30 марта 2012 г. № 205.

8. Пьянков О.В. Комплексная оценка сложной системы на основе теории конфликтов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Системный анализ и информационные технологии. — 2014. —№1. — С. 34—39.

9. Орлов А.И. Теория принятия решений: учеб. пособие. — М.: Март, 2004. —

656 с.

10. ГОСТ Р 6385-2007. Эргономика. Применение эргономических принципов при проектировании производственных систем.

11. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: учебник. — М.: Логос, 2001. — 356 с.

12. Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040.

13. Горелов А.П. В поисках объективной оценки // Полиция России. — 2015 — №9. — С. 8—14.

REFERENCES

1. Pyankov O.V. Informatsionno-analiticheskaya sistema: naznachenie, rol, svoystva // Informatsionnaya bezopasnost regionov. — 2014. — № 1 (14). — S. 21—26.

2. Hagerty J. Magic Quadrant for Business Intelligence Platforms / J. Hagerty, R.L. Sallam, J. Richardson // http://www.gartner.com (data obrascheniya 15.03.2012).

3. Schlegel K. Magic Quadrant for Business Intelligence and Analytics Platforms / K. Schlegel, R.L. Sallam, D. Yuen, J. Tapadinhas // http://www.gartner.com (data obrascheniya 06.02.2013).

4. Sallam R.L. Magic Quadrant for Business Intelligence and Analytics Platforms / R.L. Sallam, J. Tapadinhas, J. Parenteau, D. Yuen, B. Hostmann // http://www.gartner.com (data obrascheniya 21.02.2014).

5. Boyer J. Business Intelligence Strategy: A Practical Guide for Achieving BI Excellence / J. Boyer, B. Frank, B. Green, T. Harris, K.V. de Vanter. — MC Press Online, Ketch-um. — 132 p.

6. Yuridicheskoe, tehnicheskoe i informatsionno-analiticheskoe obespechenie opera-tivno-rozyisknoy deyatelnosti: uchebnoe posobie / pod redaktsiey A.N. Halikova. — M.: Yurlitinform, 2010. — 472 s.

7. Ob utverzhdenii kontseptsii sozdaniya edinoy sistemyi informatsionno-analiticheskogo obespecheniya deyatelnosti MVD Rossii v 2012 - 2014 godah: prikaz MVD Rossii ot 30 marta 2012 g. № 205.

8. Pyankov O.V. Kompleksnaya otsenka slozhnoy sistemyi na osnove teorii kon-fliktov // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sistemnyiy analiz i informatsionnyie tehnologii. — №1/2014. — S. 34—39.

9. Orlov A.I. Teoriya prinyatiya resheniy: ucheb. posobie. — M.: Mart, 2004. — 656 s.

10. GOST R 6385-2007. Ergonomika. Primenenie ergonomicheskih printsipov pri proektirovanii proizvodstvennyih sistem.

11. Munipov V.M., Zinchenko V.P. Ergonomika: chelovekoorientirovannoe pro-ektirovanie tehniki, programmnyih sredstv i sredyi: uchebnik. — M.: Logos, 2001. — 356 s.

12. Voprosyi otsenki deyatelnosti territorialnyih organov Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii: prikaz MVD Rossii ot 31 dekabrya 2013 g.

13. Gorelov A.P. V poiskah ob'ektivnoy otsenki // Politsiya Rossii. — 2015 — №9. — S. 8—14

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Пьянков Олег Викторович. Заместитель начальника кафедры инфокоммуникационных систем и технологий. Кандидат технических наук, доцент.

Воронежский институт МВД России.

E-mail: [email protected]

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-33.

Pyankov Oleg Victorovich. The deputy chief of chair of Infocommunication Systems and Technologies. Candidate of technical sciences, assistant Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-33.

Ключевые слова: информационно-аналитическая система; ключевые показатели; эффективность.

Key words: information-analytical system; key performance indicators; efficency.

УДК 608.2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.