УДК 349
К. Г. Гаврилов, И. В. Родин
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Аннотация. Рассмотрены правовые и организационно-управленческие проблемы международного сотрудничества в сфере высшего образования, исследованы проблемы развития экспорта образовательных услуг российскими вузами, привлечен опыт Пензенского государственного университета, предложены направления совершенствования правового регулирования международного сотрудничества в сфере высшего образования.
Ключевые слова: международное сотрудничество, высшее образование, экспорт образовательных услуг, образовательное право.
Современное российское общество декларирует значимость образования. Это проявляется в особом интересе как со стороны государственного аппарата, так и со стороны гражданского общества. Неслучайно первый нормативный правовой акт новой российской государственной власти был посвящен именно образованию [1]. С самого начала современной законодательной практикой признается приоритетность сферы образования, исключительная значимость образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала России.
В наши дни почти везде в мире образование воспринимается как социальная ценность. Иллюстрацией этого явления можно считать создание мировым сообществом Университета мира с целью «обеспечить человечество международным высшим учебным заведением по вопросам мира и с целью укрепления между всеми людьми духа взаимопонимания, терпимости и мирного сосуществования для поощрения сотрудничества между народами и содействия уменьшению препятствий и угроз международному миру и прогрессу в соответствии с благородными целями, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций» [2]. Независимо от других личных достижений качественное образование содействует повышению статуса субъекта, позитивно влияет на определение его социальных ролей [13].
На настоящем этапе развития российского высшего образования одним из приоритетов является расширение международного сотрудничества университетов, развитие экспорта образовательных услуг и академической мобильности. В фундаментальной статье Л. А. Букалеровой и Р. В. Шагиевой отмечается, что «развитие научных и культурных обменов, академическая мобильность и интенсификация обменов студентами, а также другие причины, содействующие расширению международного сотрудничества в сфере образования, обусловливают неизбежность международно-правовой регламентации образовательных отношений» [3]. В указанной работе приводится подробная характеристика сформировавшегося массива международно-правовых актов в области образования. Выделяются следующие группы источников: документы ООН, документы ЮНЕСКО, документы МОТ, документы Совета Европы, документы СНГ, документы по развитию европейской интеграции в образовании, иные документы международного права.
О необходимости наращивания экспорта образовательных услуг, создании условий для получения образования в российских вузах для иностранных граждан (прежде всего
из государств СНГ) в качестве серьезного инструмента укрепления культурного, интеллектуального влияния России в мире говорится в Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ [4].
В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» ставится задача активного развития международных связей в области науки и образования, наращивания экспорта качественных образовательных услуг (прежде всего в государства-участники Содружества Независимых Государств), повышения привлекательности образования на русском языке на мировом рынке образовательных услуг [5]. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», разработанная правительством РФ, объявляет развитие международных связей в рамках высшего образования одним из ключевых критериев социально-экономического развития. В концепции говорится, что «...повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг» [6].
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г., разработанный Министерством экономического развития РФ, говорит о необходимости интернационализации российского высшего образования и расширении экспорта российских образовательных услуг [7].
Развитие международного сотрудничества в сфере высшего образования определяется в качестве одной из приоритетных задач в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества [8]. Расширение экспорта образовательных услуг вошло в число наиболее важных приоритетов государственной политики многих стран. В качестве причин данного процесса специалисты указывают возросшую выгоду экспорта образовательных услуг, использование высшего образования в качестве геополитического инструмента, привлечение через систему высшего образования в свои страны лучших трудовых ресурсов и использование международного сотрудничества как стимула «к реформированию системы подготовки специалистов с учетом требований мирового рынка труда, повышению качества обучения, разработке новых учебных программ и курсов с "включением международных компонент", обеспечивающих подготовленность выпускников к работе в условиях глобальной экономики, и, в конечном счете, превращению национальных университетов в международные научно-образовательные комплексы» [9].
Экспорт образовательных услуг по классификации А. Н. Ременцова реализуется в трех вариантах:
а) процесс обучения в учебных заведениях по образовательным программам, предоставляемым иностранным гражданам в принимающей их стране (классическая форма);
б) осуществление процесса обучения иностранных граждан непосредственно в стране их проживания (на родине) в создаваемых совместных университетах по образовательным программам страны экспортера;
в) дистанционное обучение с использованием онлайн-технологий, предполагающее взаимодействие преподавателей в стране экспортере образовательных услуг с обучающимися в стране импортере данных услуг [10].
Для развития экспорта образовательных услуг критично важно развитие рыночной инфраструктуры международного сотрудничества. Данная работа успешно проводится в Пензенском государственном университете.
Как указывает А. Н. Козырин, «спецификой рыночной инфраструктуры образования является особое место, которое занимает в ней сектор, обеспечивающий комфортные условия пребывания обучающихся иностранцев в Российской Федерации. В данном случае речь идет не только о строительстве новых и модернизации имеющихся общежитий,
студенческих хостелов и университетских кампусов (неудовлетворительное состояние этого сектора на данный момент самым негативным образом сказывается на конкурентоспособности экспорта отечественного образования), но и вопросы безопасности, организации питания и досуга обучающихся в России иностранцев, визовой поддержки» [11]. Структурные подразделения ПГУ осуществляют работу по всем указанным направлениям.
Пензенский государственный университет, являясь лидером в вопросах международного сотрудничества в сфере высшего образования в Пензенской области, вносит значительный вклад в развитие академической мобильности и экспорта образовательных услуг в Поволжском регионе. Здесь осуществляются многосторонние программы международного сотрудничества с университетом Фленсбурга (Германия), посольством Франции в Российской Федерации, израильским институтом Мофетт (Тель-Авив) - институтом повышения квалификации учителей, академическим колледжем Давида Елина (Иерусалим), академическим колледжем Кей (Бер-Шева) и с университетами Казахстана. Участие в программе Фулбрайт позволило ПГУ начать сотрудничество с университетами США. Кроме того, проводится успешная работа по привлечению студентов из стран Маг-риба, Республики Индия, развивающихся стран Экваториальной Африки и стран СНГ.
С позиции университета обучение иностранных учащихся способствует:
- обеспечению преподавателей университета работой (сохранению педагогического персонала);
- повышению имиджа университета;
- притоку дополнительных внебюджетных средств;
- получению дополнительных доходов от сопутствующих обучению услуг, оказываемых иностранным гражданам (проживание, питание и др.);
- обмену опытом в научной и образовательной среде через выпускников-иностранцев;
- выполнению показателей мониторинга эффективности вузов [10].
Одним из главных конкурентных преимуществ Пензенского государственного университета на мировом рынке образовательных услуг является сравнительно низкая цена обучения. Однако снижение цены на образовательные услуги зачастую не приносит желаемого результата, поскольку на современном этапе развития рынка услуг ценовая составляющая существенным образом потеснена другими факторами. Прежде всего речь идет о качестве услуг и так называемом «образовательном сервисе после получения образовательной услуги»: разветвленной сети краткосрочных курсов, позволяющих выпускнику впоследствии рассчитывать на повышение квалификации и профессиональную подготовку на языке получения основного образования [11].
Одним из важных компонентов международного сотрудничества в сфере высшего образования является привлечение к получению российского высшего образования соотечественников, проживающих за рубежом. Российская Федерация поддерживает их в деле сохранения и развития культурного наследия и языка, являющихся неотъемлемыми элементами самобытности, в получении ими равного доступа к образованию на всех уровнях и на родных языках и предпринимают с этой целью конкретные действия в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств [12]. Одной из форм поддержки является помощь в получении лицами, состоявшими в гражданстве СССР, наравне с гражданами Российской Федерации высшего образования, повышению ими квалификации, в том числе в аспирантуре и докторантуре, в учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях в Российской Федерации.
Кроме того, организуется поддержка для изучения родного языка, российской истории и российского культурного наследия - готовятся преподаватели, разрабатываются при участии специалистов-соотечественников учебники, программы и учебно-мето-
дические пособия с учетом особенностей организации образовательного процесса в других государствах.
В инструментарии государственной поддержки экспорта образовательных услуг исследователи выделяют две основные группы - административно-правовые и финансово-экономические меры.
Административно-правовые меры носят институциональный характер и направлены в первую очередь на совершенствование самой системы российского образования, повышение ее конкурентоспособности на международных рынках, а финансово-экономические меры сосредоточены на поддержке конкретных проектов. К административно-правовым мерам можно отнести обеспечение качества высшего образования, конвертируемости российских дипломов и иных документов об образовании [11].
В литературе указываются перспективные финансово-экономические меры, которые могут стать факторами ускоренного роста международных образовательных отношений. В частности, выделяются меры государственного участия в программах долгосрочного кредитования экспорта, подразумевающих целевое кредитование образовательных организаций, нацеленных на существенный рост экспорта образовательных услуг, кредитование иностранных субъектов для закупки российских образовательных услуг, стипендии иностранным студентам, система грантов для модернизации экспортно-ориентированных программ, модернизации инфраструктуры для международного научного сотрудничества [11].
Представляются вполне перспективными для развития международного сотрудничества такие нетрадиционные для нашего высшего образования правовые формы, как франчайзинг образовательных услуг и валидационные соглашения. Франчайзинг образовательных услуг предполагает возможность одного вуза разрешить другому вузу, в том числе иностранному, оказывать образовательные услуги, использовать его учебные программы, выдавать дипломы и присуждать ученые степени от его имени. Валидационные соглашения позволяют реализовывать образовательную программу университета государства-экспортера образовательных услуг зарубежной образовательной организацией-провайдером без образования нового юридического лица. По результатам успешной реализации такой программы студентам выдается диплом университета страны-экспортера образовательных услуг [11].
В административно-правовой сфере необходимо совершенствовать правовое регулирование академической мобильности, устранять бюрократические препятствия для международного сотрудничества магистрантов и аспирантов.
Принесет значительный эффект в вопросах правового и организационного регулирования международного сотрудничества тесная координация вузов и некоммерческих ассоциаций как представителей гражданского общества: Ассоциации иностранных студентов в России, Ассоциации по связям с соотечественниками за рубежом, Международного координационного совета выпускников учебных заведений «ИНКОРВУЗ-ХХ1», Российского общества солидарности и сотрудничества с народами Азии и Африки [11].
Можно констатировать, что основными направлениями решения правовых проблем международного сотрудничества в сфере высшего образования являются гармонизация российского законодательства и международных норм, грамотная регламентация деятельности образовательных организаций по реализации экспортно-ориентированных образовательных программ с учетом мнения представителей ассоциаций иностранных студентов в РФ. В плане развития рыночной инфраструктуры международного сотрудничества необходимо последовательно улучшать условия проживания обучающихся из-за рубежа, осуществлять визовую и организационную поддержку. В финансово-экономическом и организационном отношении мы считаем необходимым развитие и правовую регламентацию государствен-
ных программ долгосрочного целевого государственного кредитования образовательных организаций, осуществляющих международное сотрудничество, развитие институтов образовательного франчайзинга и валидационных соглашений. Не стоит забывать, что только комплексные меры правового и экономического характера позволят вузам достичь высоких результатов в сфере международного сотрудничества.
Библиографический список
1. Указ Президента РСФСР от 11.07.1991 № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. -1991. - № 31. - Ст. 1025.
2. «Международное соглашение о создании Университета мира» от 05 декабря 1980 г. (Принято резолюцией 35/55 Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1980 г.).
3. Букалерова, Л. А. Международное сотрудничество в сфере образования: проблемы правового регулирования в условиях глобализации / Л. А. Букалерова, Р. В. Шагиева // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - № 16. - С. 50-55.
4. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию // Российская газета. -2013. - № 282.
5. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 1. - Ст. 212.
6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 47. -Ст. 5489.
7. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). - URL: http:// www.economy.gov.ru (по состоянию на 30.04.2013).
8. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества (утв. Президентом РФ 18.12.2010).
9. Зорников, И. Н. Экспорт образовательных услуг: зарубежный опыт и российская практика / И. Н. Зорников // Вестник Воронежского государственного университета. - 2003. - № 2. -
с. 59-65.
10. Ременцов, А. Н. Направления экспорта образовательных услуг в вузе / А. Н. Ременцов // Высшее образование в России. - 2015. - № 11. - С. 119-126.
11. Козырин, А. Н. Государственная поддержка экспорта образовательных услуг / А. Н. Козы-рин // Ежегодник российского образовательного законодательства. - 2009. - Т. 4, Вып. 3. -
С. 56-79.
12. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 22. - Ст. 2670.
13. Гаврилов, К. Г. Теоретические основы права на образование / К. Г. Гаврилов // Актуальные проблемы истории политики и права : сб. ст. III Всерос. науч.-практ. конф. - Пенза, 2015. -С. 3-12.
Гаврилов Кирилл Георгиевич, кандидат юридических наук, доцент, кафедра «Правоохранительная деятельность», Пензенский государственный университет. E-mail: [email protected]
Родин Илья Владимирович, студент, Пензенский государственный университет. E-mail: [email protected]
УДК 349 Гаврилов, К. Г.
Правовые и организационно-управленческие проблемы международного сотрудничества в сфере высшего образования (на примере Пензенского государственного университета) / К. Г. Гаврилов, И. В. Родин // Вестник Пензенского государственного университета. - 2017. - № 3 (17). -С. 13-18.