Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО И ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

ПРАВОВЫЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО И ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Логвинова Инна Владимировна

Статья посвящена выявлению правовых и институциональных основ развития европейского межрегионального и приграничного сотрудничества. Автор на основе формально-юридического, системного и функционального методов изучила проблему. Новизна исследования заключается в использовании актуальных источников. В статье проанализирован опыт европейского межрегионального и трансграничного сотрудничества в контексте возможности для его использования в Российской Федерации, где также развито взаимодействие субъектов Российской Федерации с регионами различных зарубежных государств, в том числе и стран ЕС. В итоге исследования сделаны выводы об источниках правового регулирования в области межрегионального и приграничного сотрудничества, особенно отмечено значение стратегий развития для отдельных регионов. Обращено внимание на сохранение поддержки межрегионального сотрудничества в стратегических документах ЕС на период 2020-2024 гг. Отмечена необходимость развития межрегионального и приграничного сотрудничества в рамках Совета Европы. Такое сотрудничество опирается на сложившиеся и вполне эффективные институты, обеспечивается финансовой поддержкой, что и предопределяет интерес к подобным форматам международного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND INSTITUTIONAL FRAMEWORK FOR THE DEVELOPMENT OF EUROPEAN INTERREGIONAL AND CROSS-BORDER COOPERATION

The article identifies the legal and institutional framework for the development of European interregional and cross-border cooperation. The author has studied the problem on the basis of formal-legal, systematic and functional methods. The novelty of the research lies in the use of relevant sources. The article analyzes the experience of European interregional and cross-border cooperation in the context of its possible use in the Russian Federation, where the interaction of subjects of the Russian Federation with the regions of various foreign states, including EU countries, is also developed. Conclusions on the sources of legal regulation in the field of interregional and cross-border cooperation are made as a result of the study, especially the importance of development strategies for individual regions is noted. Attention is paid to preservation of support of inter-regional cooperation in strategic documents of EU for the period of 2020-2024. The necessity of development of interregional and cross-border cooperation within the framework of the Council of Europe is noted. Such cooperation is based on the existing and quite effective institutions and is provided with financial support, which predetermines the interest to such formats of international interaction.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО И ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

12.00 .10 Международное право; европейское право

International Law; European Law

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-3-112-118

Правовые и институциональные основы развития европейского межрегионального и приграничного сотрудничества

И.В. Логвинова ©

Российский государственный гуманитарный университет, г Москва, Российская Федерация

E-mail: Logvinova_inna@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена выявлению правовых и институциональных основ развития европейского межрегионального и приграничного сотрудничества. Автор на основе формально-юридического, системного и функционального методов изучила проблему. Новизна исследования заключается в использовании актуальных источников. В статье проанализирован опыт европейского межрегионального и трансграничного сотрудничества в контексте возможности для его использования в Российской Федерации, где также развито взаимодействие субъектов Российской Федерации с регионами различных зарубежных государств, в том числе и стран ЕС. В итоге исследования сделаны выводы об источниках правового регулирования в области межрегионального и приграничного сотрудничества, особенно отмечено значение стратегий развития для отдельных регионов. Обращено внимание на сохранение поддержки межрегионального сотрудничества в стратегических документах ЕС на период 2020-2024 гг. Отмечена необходимость развития межрегионального и приграничного сотрудничества в рамках Совета Европы. Такое сотрудничество опирается на сложившиеся и вполне эффективные институты, обеспечивается финансовой поддержкой, что и предопределяет интерес к подобным форматам международного взаимодействия.

Ключевые слова: приграничное сотрудничество, интеграция, право, международная деятельность

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Логвинова И.В. Правовые и институциональные основы развития европейского межрегионального и приграничного сотрудничества // Социально-политические науки. 2021. Т 11. № 3. С . 112-118 . 001: 10.33693/2223-0092-2021-11-3-112-118 V_/

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-3-112-118

Legal and Institutional Framework

for the Development of European Interregional

and Cross-Border Cooperation

I.V. Logvinova ©

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation

E-mail: Logvinova_inna@mail.ru

Abstract. The article identifies the legal and institutional framework for the development of European interregional and cross-border cooperation. The author has studied the problem on the basis of formal-legal, systematic and functional methods. The novelty of the research lies in the use of relevant sources. The article analyzes the experience of European interregional and cross-border

cooperation in the context of its possible use in the Russian Federation, where the interaction of subjects of the Russian Federation with the regions of various foreign states, including EU countries, is also developed. Conclusions on the sources of legal regulation in the field of interregional and cross-border cooperation are made as a result of the study, especially the importance of development strategies for individual regions is noted. Attention is paid to preservation of support of inter-regional cooperation in strategic documents of EU for the period of 2020-2024. The necessity of development of interregional and cross-border cooperation within the framework of the Council of Europe is noted. Such cooperation is based on the existing and quite effective institutions and is provided with financial support, which predetermines the interest to such formats of international interaction.

Key words: cross-border cooperation, integration, law, international activities

ВВЕДЕНИЕ

В европейской интеграции международное сотрудничество регионов занимает важное место [12]. Формами международной деятельности выступают пограничное, трансграничное сотрудничество, двусторонние и многосторонние международные связи регионального уровня. Несмотря на большое количество исследований по проблемам межрегионального взаимодействия, пока недостаточно работ, посвященных развитию правовых и институциональных основ такого сотрудничества [2]. Нельзя не отметить, что данная проблема является предметом для исследований в политологии и международных отношениях [4: 3]. Опыт европейских стран важен, так как на протяжении более полувека успешно реализуются различные формы и программы сотрудничества регионов. Более того, интеграция на региональном уровне и приграничные связи рассматривается как фактор стабильного развития единого европейского пространства [13: 19]. Некоторые форматы, например, еврорегионы, появились именно в европейских странах. Для Российской Федерации несомненно будет полезным исследование опыта стратегического планирования в ЕС вопросов межрегионального и приграничного сотрудничества, так как оно охватывает соседние с нами страны. В настоящее время ЕС планирует развитие межрегионального сотрудничества на период 2020-2024 гг. Российская Федерация в условиях сложной геополитической обстановки пока не столь активно может входить в интеграционное сотрудничество регионального уровня. Однако в перспективе необходимо представлять потенциал такого сотрудничества и продолжать существующие проекты внешних связей регионов и по возможности продвигаться для расширения таких проектов, особенно в приграничном сотрудничестве.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО И ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Правовая основа для развития сотрудничества регионов Европы представлена большим количеством документов. Территориальное сотрудничество выстраивается на основе декларативных и рамочных документов ЕС, которые поощряют и нацеливают государства на выстраивание международного взаимодействия

не только на межгосударственном, но и на региональном уровне. Двусторонние и многосторонние международные договоры государств также исходят из содействия развитию межрегиональных связей.

Далее имеют значение нормы национального законодательства, так как регионы, территориальные сообщества, местные общины и иные участники регионального сотрудничества в Европе осуществляют такую деятельность на основе внутреннего права в пределах тех допустимых полномочий, которые определены конституциями и законодательством каждой отдельной страны. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей - European Outline Convention on Transfrontier Co-operation between Territorial Communities or Authorities, ETS № 106 (Мадрид, 1980) создала необходимую правовую основу для развития регионального сотрудничества между приграничными территориальными сообществами или властями, регионами, городами и сельскими общинами в области совершенствования общественной инфраструктуры и услуг, окружающей среды, взаимопомощи в чрезвычайных ситуациях. Конвенция имеет несколько дополнительных протоколов.

Повышению роли регионов во всех европейских и национальных процессах способствовало заключение Маастрихтского договора 1992 г.1 В 1996 г. в Майн-це было подписано Соглашение о приграничном сотрудничестве между федеральными землями Северный Рейн - Вестфалия, Рейнланд-Пфальц (Германия), регионом Валлония и немецкоязычным сообществом Бельгии. В том же году была принята Декларация о регионализме в Европе2. С этого момента началось активное развитие еврорегионов. Лиссабонский договор стал следующим этапом в развитии правовых основ регионального сотрудничества3.

1 Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) // СПС «Гарант». URL: http://base.garant.ru/2566557/#ixzz4bmGtecro (дата обращения: 30.04.2021).

2 The Declaration on Regionalism in Europe, 1996 // Assembly of European regions = Ассамблея европейских регионов. URL: http://aer.eu/the-history-of-aer/ (дата обращения: 30.04.2021).

3 Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества (Лиссабон, 13 декабря 2007 г.) (2007/С 306/01) // СПС «Гарант». URL: http://base. garant.ru/2566561/#ixzz4bmHkvkMo (дата обращения: 30.04.2021).

В европейской стратегии развития «Европа 2020: стратегия разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста» (Europe 2020 strategy) ставилась цель разумного, устойчивого и инклюзивного роста как способа преодоления структурных недостатков в экономике Европы. Стратегия предназначалась для решения проблем занятости, инноваций, изменения климата и устойчивого развития энергетики, образования, борьбы с бедностью и социальной изоляцией. Она являлась базой для формирования стратегий макро-регионов. В ЕС также принимаются стратегии развития отдельных регионов в форме резолюций Европейской комиссии. Отдельные стратегии определяют развитие межрегионального сотрудничества для целого ряда стран Европы. В частности, стратегия ЕС для региона Балтийского моря (EU strategy for the Baltic Sea Region, approved by the European Commission in October 2009), Стратегия ЕС для региона Адриатического и Ионического морей (EU strategy for the Adriatic and Ionian region European Parliament resolution of October 28, 2015 on an EU strategy for the Adriatic and Ionian region (2014/2214(INI)). Стратегии исходят из того, что на европейском пространстве на национальном, региональном и местном уровнях обеспечивается продвижение демократии, децентрализация и усиление местной и региональной автономии. Стратегии по Балтийскому морю и Дунаю принесли ощутимые выгоды для соответствующих регионов, подтвердили успех механизмов сотрудничества ЕС и предоставили полезный опыт для разработки новых макро-регио-нальных стратегий. Растет интерес регионов к современной форме сотрудничества в рамках подобных интеграционных моделей и к управлению такими моделями. Это особенно характерно для горных регионов, таких как Карпаты и Альпы.

Приведенные макро-региональные стратегии могут рассматриваться как инструмент европейской интеграции и повышение территориальной сплоченности, основанной на добровольном сотрудничестве между государствами-членами и соседними странами в решении общих проблем. Это важно подчеркнуть: стратегии затрагивают не только регионы стран ЕС, но и распространяются на некоторые регионы стран-соседей из числа государств, входящих в Совет Европы, что имеет прямое отношение и к Российской Федерации. Россия участвует в некоторых таких форматах, но пока не слишком активно.

Стратегия ЕС для региона Адриатического и Ионического морей (EUSAIR) - новая форма регионального сотрудничества, которая может оказывать содействие кандидатам и потенциальным странам-кандидатам на их пути в ЕС, а также является важным компонентом более широкой средиземноморской политики ЕС. EUSAIR, как часть региональной политики ЕС, относится к инструментам содействия сокращению неравенства между регионами, поощрения экономического роста и занятости населения. Успешное функционирование EUSAIR обусловлено тем, что стратегия основывается на принципах интеграции, координации, сотрудничества и партнерства.

Новые Стратегии, принятые на период 2020-2024 гг., продолжают поддерживать трансграничное сотрудничество и межрегиональное взаимодействие по решению наиболее важных общих проблем Европы4. Европейская интеграция зависит от степени развития региональных связей.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

Интеграция на региональном уровне в Европе создает новую административную модель управления этими процессами [8]. Институционализация процессов трансграничного сотрудничества состоит не только в формировании наднациональных структур, но и во взаимодействии ведомств европейских стран, которое происходит в разных моделях и на различных правовых основаниях. Если функционирование наднациональных структур по трансграничному сотрудничеству достаточно изучено, то огромный эмпирический материал по формированию административных связей в рамках такого взаимодействия сравнительно недавно стал базой для исследований [9; 13].

С 1971 г. действует Ассоциация европейских приграничных регионов (Association of European Border Regions, AEBR), в которую входят не только еврорегио-ны, но и отдельные регионы, например, субъекты Российской Федерации сотрудничают с этой организацией (Белгородская область, Республика Карелия). Цель Ассоциации - развивать сотрудничество между регионами. Ежегодно проводятся конференции Ассоциации, работает Генеральная Ассамблея. Субъекты Российской Федерации, такие как Курская область, сохранили членство в Ассоциации даже несмотря на односторонние действия Украины, которая вышла из соглашений о создании еврорегионов между областями Украины и субъектами РФ.

В Европе региональное сотрудничество развивается очень активно, многие регионы входят в межгосударственную организацию - Ассамблею европейских регионов (Assembly of European Regions). Ассамблея европейских регионов (Assembly of European Regions) была создана в 1985 г. и является международной организацией, объединяющей более 270 регионов из более трех десятка стран. Международная организация способствует росту влияния регионов в европейских институтах власти; поддержке регионов; развитию межрегионального сотрудничества. Отдельные субъекты Российской Федерации участвуют в Ассамблее. Цель этой организации - разработка и координация европейского трансграничного сотрудничества. В настоящее время в нее входят почти 100 приграничных регионов. Например, Еврорегион «Карелия» вступил в Ассоциацию в 2001 г. Через данную Ассоциацию осуществляется продвижение интересов приграничных территорий на уровне ЕС.

В 1994 г. был образован Комитет регионов (Committee of the Regions). Это консультативный орган

4 Strategic plan 2020-2024 Regional and Urban Policy. Режим доступа: https://ec.europa.eu/info/departments/regional-and-urban-policy_en (дата обращения 03.05.2021).

ЕС. Места в комитете распределяются в соответствии с численностью населения страны. Наиболее широко представлены: Германия, Великобритания, Франция и Италия. Деятельность Комитета регионов позволяет учитывать интересы регионов в значимых для граждан сферах здравоохранения, культуры, транспорта и иных.

Различные регионы участвуют в Совете европейских муниципалитетов и регионов (Council of European Municipalities and Regions(CEMRJ и других европейских организациях.

В 1995 г. был образован Конгресс местных и региональных властей Совета Европы, который играет важную роль в межрегиональном сотрудничестве. Он объединяет местные и региональные органы власти стран Совета Европы. Конгресс имеет статус консультативного органа Совета Европы.

Создаются и активно работают европейские региональные организации: Совет министров северных стран, Совет государств Балтийского моря, Организация Черноморского экономического сотрудничества, Совет Баренцева/Евроарктического региона и иные. 20 ноября 1978 г. создано Альпийско-Адриатическое Рабочее Сообщество (Alps-Adriatic Working Community) альпийскими странами Европы в целях экосистемного подхода к решению общих европейских проблем в самых различных сферах.

Большое внимание уделяется территориальному сотрудничеству на севере Европы: Северный совет, Совет государств Балтийского моря, Арктический совет. Баренцево сотрудничество является частью сотрудничества ЕС в рамках Северного измерения. Российская Федерация выстраивает сотрудничество с названными структурами [1: 163].

Баренцево сотрудничество направлено на содействие общению между людьми, экономическому развитию и созданию условий для различных форм межрегионального взаимодействия [6]. Главной целью является улучшение доступности и жизнеспособности региона.

Совет Баренцева/Евроарктического региона - форум межгосударственного сотрудничества (Баренцев/ Евроарктический Совет); Баренцев Региональный Совет - сотрудничество на уровне регионов. Работа ведется в следующих областях: промышленность и экономика, высшее образование и наука, окружающая среда и устойчивое развитие, а также транспорт и логистика. Кроме ЕС, ключевыми заинтересованными сторонами в финансировании Баренцева сотрудничества являются Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский Инвестиционный Банк (ЕИБ), Северный Инвестиционный Банк (СИБ) и Североевропейская финансовая корпорация (НЕФКО). Сложилась по сути целая институциональная система арктического сотрудничества. В нее входят не только представители государственных структур, но и неправительственные организации [15].

Трансграничное сотрудничество развивается и по иным направлениям [11]. Так, сеть Восточных Внешних приграничных регионов была создана в 2005 г. и включает 35 участников.

Для финансового обеспечения регионального сотрудничества в 1975 г. создан Европейский Фонд регионального развития (European Regional Development Fund).

Европейский Фонд регионального развития должен вносить вклад в стратегию Союза для умного, устойчивого и инклюзивного роста, обеспечивая тем самым большую концентрацию поддержки ERDF на приоритетах Союза. Поддержка регионов должна быть сосредоточена на следующих четырех приоритетах: исследованиях и инновациях, информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), малых и средних предприятиях (МСП) и содействии развитию низкоуглеродной экономики (Постановление (ЕС) № 1303/2013 Европейского парламента и Совета от 17 декабря 2013 г.)5.

Размер финансовой поддержки различается в зависимости от степени экономического развития регионов. Из получаемых средств развитые регионы должны выделять до 80 % хотя бы на два из указанных приоритетов.

Более 30 лет действует программа финансовой поддержки приграничного сотрудничества в Европе Ин-терриг (Interreg) [5: 68].

Примером интеграции в сфере межрегионального сотрудничества в Европе являются еврорегионы. Приграничное сотрудничество в этой форме получило начало в 1958 г. с созданием еврорегиона на границе между Голландией и Германией. В еврорегионах могут участвовать муниципальные или региональные образования.

Развитие межрегиональных связей в европейских странах, в том числе в еврорегионах, служит целью углубления дальнейшей интеграции, выравниванию социально-экономического развития различных регионов, росту стабильности на европейском пространстве [14].

Трансграничное партнерство обусловлено прежде всего географическим фактором территориальной близости еврорегионов. Внутри еврорегионов взаимодействуют территориально близкие регионы и местные общины (муниципальные образования), которых объединяют исторически сложившиеся связи, экономическое сотрудничество, хорошее знание партнеров, общность проблем, устойчивые коммуникации населения между собой и иные факторы.

Исследователи отмечают цивилизационный контекст в создании еврорегионов: «исторически сложившееся территориальное сообщество, обладающее физической, социально-экономической, политической, и культурной средой» [3: 189]. В развитии приграничного сотрудничества исследователи видят огромный потенциал и перспективы для дальнейшего развития [10].

Еврорегионы имеют своей целью долгосрочное сотрудничество, такая форма гарантирует стабильные связи в рамках европейской интеграции. Их создание решает целый ряд политических, экономических,

5 https://ec.europa.eu/regional_policy/en/funding/erdf/ (дата обращения: 03.05.2021).

социальных, культурных и гуманитарных задач. Во внешнеполитическом отношении такое сотрудничество позволяет укреплять связи в приграничных регионах, что в целом работает на обеспечение безопасности и стабильности, а также содействовать вхождению в орбиту европейского влияния иных стран, которые не являются членами ЕС, но желают участвовать в различных форматах сотрудничества. В экономическом плане еврорегионы позволяют целенаправленно направлять финансирование на решение серьезных региональных экономических задач, независимо от принадлежности территорий данного региона к разным странам, объединяя усилия этих государств и в конечном счете решая перспективные задачи выравнивания экономического развития отдельных регионов. В социальном отношении все мероприятия трансграничного сотрудничества служат общей цели улучшения качества и стандартов жизни людей. Трансграничное сотрудничество позволяет устанавливать, развивать и гарантировать культурное взаимодействие, в частности образовательные контакты, сотрудничество в разных сферах искусства, спорта, туризма и др. Экологическая направленность трансграничного сотрудничества проявляется в решении общих проблем, связанных с охраной окружающей среды, экологической безопасностью, гарантированием прав на безопасную окружающую среду. Гуманитарная часть трансграничного сотрудничества заключается в облегчении взаимных контактов жителей приграничных территорий, связанных историческими, культурными, экономическими связями и в конце концов родственными связями.

Еврорегионы порождены глобализацией. Однако надо учитывать, что все регионы участвуют в трансграничном сотрудничестве на основе собственного законодательства, с учетом конституционных особенностей каждой отдельной страны. Именно поэтому еврореги-оны представляют собой формы международной интеграции регионов, принадлежащих двум и более государств, которые взаимодействуют в рамках тех целей, которые определены Европейской рамочной конвенцией о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей ETS № 106 (Мадрид, 21 мая 1980 г.), но на основе национального законодательства и международных соглашений между государствами, допускающих подобное межрегиональное сотрудничество.

Международные связи административно-территориальных единиц разных государств во многих зарубежных странах называют трансграничными связями [7: 125]. Соответственно трансграничное сотрудничество - это взаимодействие между регионами или местными общинами разных государств. Регионы России участвуют в таких форматах сотрудничества. Однако с 2014 г. прекращено трансграничное сотрудничество между субъектами РФ и областями Украины.

Во внешней политике Российской Федерации уделяется большое значение региональному сотрудничеству. Так, в 2021-2022 гг. планируется провести год регионального сотрудничества между Россией и Францией.

Европейская политика соседства, разработанная в 2004 г., поддерживает инициативы регионального сотрудничества:

• Восточное партнерство (ВП);

• Союз для Средиземноморья (СдС);

• Трансграничное сотрудничество (ТГС).

Общая основа, регулирующая отношения между ЕС и его шестью восточными партнерами, обеспечивается соответствующими двусторонними соглашениями, такими как Соглашения об ассоциации, а также Повесткой дня ассоциации и Приоритетами партнерства. Затем сотрудничество осуществляется как на двустороннем уровне (с отдельными партнерами: Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина), так и на региональном уровне, в зависимости от характера действий.

Сотрудничество поддерживается через соответствующие диалоги, как на двустороннем уровне, например Совет ассоциации, так и на многостороннем уровне через тематические платформы и группы Восточного партнерства.

Восточные соседи также участвуют в программах приграничного сотрудничества.

Отношения ЕС со своими соседями регулируются Глобальной стратегией внешней политики и политики безопасности Европейского союза, Новой стратегической повесткой дня на 2019-2024 гг. и пересмотренной Европейской политикой соседства6. Эти программные документы сосредоточены на повышении стабильности и устойчивости соседей и поддерживают как Цели устойчивого развития ООН на период до 2030 г., так и Парижское соглашение об изменении климата.

Приграничное сотрудничество - важнейший элемент политики ЕС по отношению к своим соседям. Впервые он был признан таковым в Регламенте Европейского инструмента соседства и партнерства (ЕИСП) на период 2007-2013 гг. Это было подтверждено на период 2014-2020 гг. в Регламенте Европейского инструмента соседства (ENI).

Программы приграничного сотрудничества разработаны на принципах модели территориального сотрудничества ЕС, но адаптированы к специфике внешнего сотрудничества ЕС. Программы приграничного сотрудничества основаны на следующих приоритетах:

• сбалансированное партнерство между странами-участницами по обе стороны границы: государства-члены и соседние страны имеют равное право голоса при принятии программных решений, а проекты получают финансирование только в том случае, если они реализуются партнерами с обеих сторон;

• управление, возложенное на местный - или национальный - орган в государстве-члене, совместно выбранный всеми странами, участвующими в программе;

• общая правовая база и правила реализации.

Приграничное сотрудничество преследует три основные цели:

• содействие экономическому и социальному развитию в приграничных районах;

• решение общих проблем (окружающая среда, общественное здоровье, безопасность);

• создание лучших условий для передвижения людей, товаров и капитала.

6 A Global Strategy for the European Union's Foreign and Security Policy, 2016 https://eeas.europa.eu/headquarters/headquar-ters-homepage_ru/27890/% (дата обращения: 05.05.2021).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время существует достаточно большой массив документов ЕС, которые регулируют вопросы межрегионального и трансграничного сотрудничества, определены механизмы финансирования и имеется значительный опыт реализации такого сотрудничества. Правовую основу составляют декларации, конвенции, международные договоры, стратегии, программы. Безусловно, распространение коронавирусной инфекции внесло свои коррективы и создало некоторые сложности в дальнейшем развитии сотрудничества регионов. Однако этот неблагоприятный фактор не приведет к стагнации по основным направлениям реализации программ такого сотрудничества. Другой вопрос в том,

что появление новых проектов и расширение действующих пока вряд ли следует ожидать. Для политики ЕС межрегиональное сотрудничество является инструментом мягкой силы. Поскольку они затрагивают страны постсоветского пространства, то для Российской Федерации важно понимать цели и задачи такого партнерства.

Российская Федерация сотрудничает пока в ограниченном объеме всего лишь с семью европейскими программами. В условиях осложнения геополитической обстановки вряд ли приходится ожидать расширения участия. Вместе с тем, опыт европейского трансграничного сотрудничества и сложившиеся формы такого взаимодействия представляют интерес в плане правового, организационного и финансового обеспечения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арктический регион: проблемы международного сотрудничества: хрестоматия. В 3-х тт. Т. 3 / под общ. ред. И.С. Иванова. М., 2013. 663 с.

2. Баков А.А., Керимов А.А. Регионы как эффективный участник международных отношений: условия формирования новой практики в международной деятельности // Социально-политические науки. 2018. № 4. С. 42-46.

3. Богатырева О.Н., Перевалова А.А., 2010. Деятельность ев-рорегионов с участием Италии в начале XXI в. // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 2 (75). С. 188-198.

4. Зонова Т.В. От Европы государств к Европе регионов // Полис. 1999. № 5. С. 155-164.

5. Кондратьева Н.Б. К 30-летию Интеррег. Трансграничное сотрудничество в Европе // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. № 3. С. 68-74.

6. Логвинова И.В. Циркумполярное сотрудничество в контексте обеспечения социального развития российских и зарубежных регионов // Социально-политические науки. 2018. № 2. С. 103-108.

7. ЛукашукИ. И. Современное право международных договоров. Т. 1: Заключение международных договоров. М., 2004. 672 с.

8. Beck J. Territorial Institutionalism - Capturing a Horizontal Dimension of the European Administrative Space // Journal of Borderlands Studies. 2018. DOI: 10.1080/08865655.2018.1530608.

9. Casteigts M. La mise en cohérence des politiques publiques en territoire transfrontalier. In Vivre et penser la coopération transfrontalière. Vol. I. Les régions françaises / ed. dir. B. Wassenberg. Stuttgart: Steiner, 2010. Рр. 307-321.

10. Gabbe J.D., Malchu, V. & AEBR. Cooperation between European border regions: Review and perspectives. Nomos, 2008.

11. Perkmann M. Cross-border regions in Europe // Significance and Drives of Cross-border Cooperation. 2003. Vol. 10. № 2. P. 153-171.

12. Sari A. The Conclusion of International Agreements by the European Union in the Context of the ESDP // International and Comparative Law Quarterly. Social Science Electronic Publishing. 2008. Vol. 57. Рр. 53-86.

13. Schumann K. The building of Europe starts on the Border - regional co-operation as a constituent part of an Integrated Europe, in Regional Contact // Slovenia. Maribor. 2002. No. 16. 250 p.

14. WassenbergB. Vers und eurorégion? La coopération transfrontalière franco-germano-suisse dans l'espace du Rhin Supérieur de 1975 à 2000. Bruxelles: Peter Lang. 2007.

15. Williams T. The Arctic: Organization involved in circumpolar cooperation // Parliamentary information and research service publication. 2008. 24 Octob.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Arctic region: Problems of international cooperation: Reader. In 3 vols. Vol. 3. I.S. Ivanova (total. ed.). Moscow, 2013. 663 p.

2. Bakov A.A., Kerimov A.A. Regions as an effective participant in international relations: conditions for the formation of new practice in international activity. Sociopolitical sciences. 2018. No. 4. Pp. 42-46. (In Russ.)

3. Bogatyreva O.N., Perevalova A.A. Activity of euroregions by participation of italy in the beginning of XXI century. Iz-vestija Uralskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Ser. 1: Proble-my obrazovanija, nauki i kultury. 2010. No. 2 (75). Pp. 188-198. (In Russ.)

4. Zonova T.V. From Europe of States to Europe of Regions. Polis. 1999. No. 5. Pp. 155-164. (In Russ.)

5. Kondratyeva N. B. To the 30th Anniversary of INTERREG. Cross-Border Cooperation in Europe. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN. 2020. No. 3. Pp. 68-74. (In Russ.)

6. Logvinova I. V., 2018. Circumpolar cooperation in the context of social development of Russian and foreign regions. Sociopolitical Sciences. 2018. No. 2. Pp. 103-108.

7. Lukashuk I.I. Modern law of international treaties. Vol. 1: The conclusion of international treaties. Moscow, 2004. 672 p.

8. Beck J. Territorial Institutionalism - Capturing a Horizontal Dimension of the European Administrative Space. Journal of Borderlands Studies. 2018. DOI: 10.1080/08865655.2018.1530608.

9. Casteigts M. Coordinating public policies in a cross-border context. In Vivre et penser la coopération transfrontalière. Vol. I: Les régions françaises. B. Wassenberg (ed. dir.). Stuttgart: Steiner, 2010. Pp. 307-321.

10. Gabbe J.D., Malchu, V. & AEBR. Cooperation between European border regions: Review and perspectives. Nomos, 2008.

11. Perkmann M. Cross-border regions in Europe. Significance and Drives of Cross-border Cooperation. 2003. Vol. 10. No. 2. Pp. 153-171.

12. Sari A. The Conclusion of International Agreements by the European Union in the Context of the ESDP. International and Comparative Law Quarterly. Social Science Electronic Publishing. 2008. Vol. 57. Pp. 53-86.

13. Schumann K. The building of Europe starts on the Border -regional co-operation as a constituent part of an Integrated Europe, in Regional Contact. Slovenia. Maribor. 2002. No. 16. 250 p.

14. WassenbergB. Towards a Euroregion? Crossborder cooperation between France, Germany and Switzrland in the Upper-Rhine from 1975 to 2000. Bruxelles: Peter Lang, 2007.

15. Williams T. The Arctic: Organization involved in circumpolar cooperation. Parliamentary Information and Research Service Publication. 2008. 24 Octob.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 83,65%.

Рецензент: Осавелюк Е.А, кандидат юридических наук, доцент, член Ассоциации международного права; проректор по учебной работе Института международного права и экономики имени А . С Грибоедова

Статья поступила в редакцию 14.05.2021, принята к публикации 20.06.2021 The article was received on 14.05.2021, accepted for publication 20.06.2021

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Логвинова Инна Владимировна, кандидат юридических наук, доцент; доцент кафедры культуры мира и демократии Российского государственного гуманитарного университета. Москва, Российская Федерация. РИНЦ Author ID: 369558; E-mail: Logvinova_inna@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Inna V. Logvinova, Cand. Sci. (Law), Associate Professor; associate professor at the Department of Culture of Peace and Democracy, Russian State University for the Humanities. Moscow, Russian Federation. Author ID: 369558; E-mail: Logvinova_inna@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.