Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЕВРОРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЕВРОРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
453
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЕВРОРЕГИОН / ЕВРОРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЕВРОРЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Горда А. С.

Изучены теоретические и практические аспекты реализации еврорегиональной политики. Систематизированы формы еврорегионального сотрудничества. Проанализированы особенности функционирования еврорегионов, рабочих содружеств и региональных советов, как наиболее распространённых форм еврорегионального сотрудничества, систематизированы цели и задачи их функционирования и приоритеты развития. Выделены главные направления и стратегические ориентиры развития еврорегионального сотрудничества в европейских странах. О пределены характеристики и признаки экономического воздействия еврорегиональных структур на развитие приграничных регионов сопредельных государств. Изучены особенности формирования Европейских группировок по территориальному сотрудничеству. Выделены направления активизации ВЭД регионов стран Европы в рамках трансграничной кооперации. Отмечена особая роль еврорегионального сотрудничества в процессах активизации ВЭД регионов европейских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЕВРОРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2021. Т. 7 (73). № 3. С. 14-29.

УДК 339.92(4:477) :332.1(043.5) ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЕВРОРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Горда А. С.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

Изучены теоретические и практические аспекты реализации еврорегиональной политики. Систематизированы формы еврорегионального сотрудничества. Проанализированы особенности функционирования еврорегионов, рабочих содружеств и региональных советов, как наиболее распространённых форм еврорегионального сотрудничества, систематизированы цели и задачи их функционирования и приоритеты развития. Выделены главные направления и стратегические ориентиры развития еврорегионального сотрудничества в европейских странах. Определены характеристики и признаки экономического воздействия еврорегиональных структур на развитие приграничных регионов сопредельных государств. Изучены особенности формирования Европейских группировок по территориальному сотрудничеству. Выделены направления активизации ВЭД регионов стран Европы в рамках трансграничной кооперации. Отмечена особая роль еврорегионального сотрудничества в процессах активизации ВЭД регионов европейских стран.

Ключевые слова: регион, еврорегион, еврорегиональное сотрудничество, межрегиональное сотрудничество, трансграничное сотрудничество, еврорегиональные образования, внешнеэкономическая деятельность, активизация внешнеэкономической деятельности.

ВВЕДЕНИЕ

Внешнеэкономические связи являются существенным рычагом ускорения социально-экономического развития нашей страны и ее регионов, средством реализации ключевых интеграционных ориентиров. В условиях ограниченности ресурсов и финансовых возможностей принципиальное значение приобретает усиление сотрудничества с соседними странами, которое имеет дополнительный потенциал для активизации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) регионов, углубляет социально-экономические, научно-технологические, культурно-образовательные связи между ними, усиливает их устойчивость и ориентацию на повышение качества жизни населения.

Социально-экономический рост и улучшение инвестиционной привлекательности регионов в значительной степени зависят от определения стратегических ориентиров налаживания внешнеэкономических связей с учетом зарубежного опыта развития трансграничного сотрудничества. В качестве одного из ориентиров может быть рассмотрен опыт развития еврорегионального сотрудничества европейских стран. Это обуславливает необходимость теоретико-методического обоснования концептуальных основ формирования механизма активизации ВЭД, практического внедрения эффективных форм еврорегионального сотрудничества.

Многие аспекты исследования процессов развития трансграничного и еврорегионального сотрудничества широко представлены в работах отечественных и зарубежных ученых: Вардомского Л.Б. [1], Давыденко Л. Н. [2], Заречной Е. В. [3],

Кузнецова А. В., Кузнецовой О. В. [4], Плотниковой О. [5], Рустамовой Л. Р. [6], Черномаз П. А. [7], Р. Бальме, Б. Жуве [8], Богатыревой О. Н., Переваловой А. А. [12],

Иванова И. Д. [13], Микулы Н. А. [15] и др. Однако, несмотря на значительный объем публикаций по исследуемой тематике, актуальным остаётся исследование зарубежного опыта развития еврорегионального сотрудничества, недостаточно разработанными остаются вопросы организационно-экономического обеспечения активизации ВЭД региона в условиях еврорегионального сотрудничества.

Цель статьи - изучить организационно-экономические аспекты развития процессов еврорегионального сотрудничества и развития внешнеэкономической деятельности регионов на примере европейских стран.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Для сокращения уровня межрегиональных социально-экономических диспропорций и повышения уровня результативности и эффективности внешнеэкономической интеграции в странах Западной Европы успешно проводится еврорегиональная политика, дополняющая и усиливающая региональную политику стран Западноевропейского региона. ВЭД субъектов еврорегионального сотрудничества предусматривает возможность получения ими определенных экономических выгод благодаря внешнеэкономическим связям бизнес-структур, преимуществам международного разделения труда и т.д.

Еврорегиональное сотрудничество развивается преимущественно в рамках еврорегионов. В научных источниках можно найти немало дефиниций, раскрывающих эту категорию. Большинство определений понятия «Еврорегион» близки по смыслу и мало различаются между собой. Еврорегион является своеобразным экономическим объединением регионов сопредельных стран, характеризующимся наличием общей системы управления и финансирования этой деятельности.

Как классические, так и новые формы трансграничного сотрудничества, классифицируются по различным признакам. Британские исследователи Оксфордского университета Р. Бальме и Б. Жуве по географическому признаку выделяют малые инициативные формы, такие как «еврорегионы» и крупные инициативные формы - «рабочие содружества». В организационную структуру Рабочего содружества, как правило, относят Генеральную ассамблею, исполнительный комитет, тематические рабочие группе и секретариат. Их деятельность, как правило, ограничивается общими декларациями и обменом информацией. Однако некоторые рабочие содружества, такие как «Атлантическая дуга», приняли участие в реализации проектов в рамках программы Interreg, получив финансирование Европейского фонда регионального развития (ЕФРР) [8].

Юридически сотрудничество может принимать различные формы - от неформальных до юридически оформленных. Трансграничное сотрудничество в рамках еврорегионов развивается на определённых территориях в радиусе от 50 до 100 км, население которых, как правило, составляет лишь несколько миллионов человек. Как правило, к сотрудничеству в рамках еврорегионов привлечены местные

органы власти, реже - региональные. В настоящее время Агентства регионального развития, ассоциации и торговые палаты становятся официальными членами еврорегионов [9].

Формы еврорегионального сотрудничества также можно классифицировать по степени сотрудничества их приграничных регионов. Так, например, некоторые из них ограничиваются исключительно торжественными встречами, а другие инициативы направлены на длительное эффективное сотрудничество. Для оценки сотрудничества, Ассоциацией европейских приграничных регионов (АЕПР) предложена следующая классификация еврорегиональных форм: сотрудничество, основанное на правовом механизме. Такие формы еврорегионального взаимодействия создают совместный орган - постоянно действующий секретариат управления собственными ресурсами; еврорегиональные формы, которые в своих уставных документах имеют четко указанные стратегии развития; формы еврорегионального сотрудничества, которые взаимодействуют в различных отраслях, а их инициативы базируются на принципах Мадридской рамочной конвенции (1980 г.) [10].

Еврорегиональные структуры отличаются размерами и организационными структурами. По разным данным их насчитывается от 50 до 189, однако некоторые из них только задекларировали свое создание. Экономический эффект такой организационной формы проявляется в налаживании внешнеэкономических связей, создании режимов, наиболее благоприятных для экспортно-импортной деятельности предприятий с целью сохранения и создания новых рабочих мест.

Наибольший опыт еврорегионального сотрудничества имеет ФРГ. Такие объединения действуют вдоль границ страны с Данией, Нидерландами, Бельгией, Францией, Швейцарией, Австрией, Чехией и Польшей. Наиболее развитыми структурами являются: «Еурегио» (ФРГ, Нидерланды), «Рейн-Вааль» (земли Северная Рейн-Вестфалия и Нижняя Саксония, приграничные территории Нидерландов), «Эмс-Долларт» (ФРГ, Нидерланды), «Маас-Рейн» (Бельгия, ФРГ, Нидерланды), «Рейн-Маас-Север» (ФРГ, Нидерланды), «Верхний Рейн Бодензее» (ФРГ-Швейцария), «Про Европа Виадрина» (ФРГ, Польша), «Нейсе-Ниса-Ныса» (ФРГ, Польша, Чехия) и др.

Основными целями еврорегионов на внутренних границах ЕС является признание главной роли межнациональных инициатив, направленных на решение особых экономических, экологических и социальных проблем в смежных регионах. Эти объединения (многие из них имеют трансграничные местные «парламенты») представляют собой дополнительное звено региональной «администрации» и играют решающую роль в предоставлении европейской помощи для регионального развития в пограничные регионы [11].

Анализируя разработку стратегий развития европейскими регионами, нельзя не обратить внимание на тенденции разработки ими совместных программ и создание других форм межрегионального и трансграничного сотрудничества. Рабочие содружества охватывают крупные трансграничные структуры и другие формы трансграничного сотрудничества в Европе (табл. 1).

Таблица 1

Рабочие Содружества и другие формы трансграничного сотрудничества в _Европе__

Название трансграничной структуры Год основания Страны

Рабочее содружество Центральных Альп (ARGE ALP) 1972 ФРГ/Швейцария/Австрия/Италия

Рабочее содружество «Альпы-Адриатика» (ARGE ALPEN ADRIA) 1978 Австрия/ФРГ/Чехия/Италия/Венгрия/ Словения/Хорватия

Рабочее содружество Западных Альп (COTRAO) 1982 Швейцария/Франция/Италия

Рабочее содружество Пиренеев (CTP) 1983 Испания/Франция/Андорра

Рабочее содружество «Юра» (CTJ) 1985 Чехия/Франция

Рабочее содружество «Галисия - Северная Португалия» (с 2008 г. еврорегион) 1991 Португалия/Испания

Рабочее содружество «Екстремадура-Алентежио» 1992 Португалия/Испания

Рабочее содружество Дунайских стран (ARGE Donauländer) 1993 ФРГ/Австрия/Словения/Хорватия/ Венгрия/Сербия/Болгария/Румыния/ Украина/Молдова

Еврорегион «Север» 1991 Бельгия/Франция/ Великобритания

Ассоциация «Карпатский еврорегион» 1993 Венгрия/Польша/ Украина/Словакия/Румыния

Ассоциация еврорегиона «Балтика» 1998 Польша/ Словакия/Литва/Латвия/ Дания/Швеция/Россия

1нтеррегио «Новая Ганза» 1991 ФРГ/Нидерланды

Регио «Саар-Лор-Люкс» 1995 ФРГ/Бельгия/Франция/Люксембург

Международная пограничная Конференция 1972 Австрия/Чехия/ФРГ/Финляндия

Средиземноморское содружество (IMEDOC) 1995 Франция (о. Корсика)/ Испания (Балеарские о-ва)/ Италия (о. Сардиния)

Ирландское содружество 1995 Великобритания/Ирландия

Регио Трирена 1995 Чехия/ФРГ/Франция

Составлено автором на основе [9]

В большинстве случаев эти структуры основаны на «договорах о сотрудничестве» или «рабочих протоколах», между территориальными единицами первого уровня, реже - между местными органами власти или организациями, которые согласились на сотрудничество. Рабочие содружества имеют целью распространение региональной идентичности во всех регионах, которые характеризуются историко-географическим и культурным сходством [10].

Особого внимания заслуживает анализ структуры и особенностей функционирования на основе регионального сотрудничества рабочих содружеств и ассоциаций (рис. 1).

Рисунок 1. Цели и направления деятельности Рабочих содружеств Составлено автором на основе [12-15]

Основные направления еврорегионального сотрудничества, стимулирующие пространственное планирование и реализацию конкретных мер, решение общих проблем как на национальном, субрегиональном, так и на местном уровнях, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Главные направления еврорегионального сотрудничества в европейских

ст ранах

Стратегич еские ориентиры Характеристика мер еврорегионального сотрудничества Примеры проектов в рамках еврорегиональных программ

1 2 2

а я Развитие сотрудничества между малыми и средними предприятиями, в частности предпринимательской кооперации «Кроссбо» - установление партнерских отношений между малыми и средними предприятиями и бизнес-структурами

о и г е а № и т и Создание новых рабочих мест для работников, занятых в пограничной инфраструктуре «Конфедерация британской промышленности, ирландской бизнес- структуры, работодателей и трансграничных торговых инициатив» (Северная Ирландия/Великобритания)

Повышение комической эффективности разв Разработка общих экономических, социальных и экологических трансграничных проектов "ISLES" (Ирландия/Великобритания) 2000-2010 гг.

Повышение конкурентоспособности предприятий трансграничного объединения "MIAS" (ФРГ/Франция) - «Платформа для внедрения технических инноваций в устаревшие отрасли экономики»; "Maristar" (ФРГ/Нидерланды) - «Поддержка судостроительной отрасли»

Стимулирование развития существующих в пределах отдельных регионов пограничных малых и средних городов «Новое урбанистическое и руралистическое сотрудничество» (Великобритания/Северная Ирландия)

о к э Стимулирование торгового обмена научно-технической, промышленной и сельскохозяйственной продукцией «Беспроводный оздоровительный контроль» (ФРГ/Нидерланды)

ы р Улучшение и модернизация региональной системы транспортного сообщения «Стратегия региональной транспортировки и улучшения транспортной инфраструктуры» (Северная Ирландия/Великобритания)

ф Я u S « Ш я « я Й я Развитие трансграничной информационной и телекоммуникационной связи «Трансграничная кооперация телекоммуникаций, энергетической отрасли и утилизации отходов» (Великобритания/Ирландия)

зи р о I g 1 и с а t as а is 03 Я О а я н ^ S S о а Создание трансграничных планировочных коридоров для автомобилей, перевозок товаров и обмена услугами «Модель полицентричного развития», «Трансграничные планировочные коридоры (Дундалк-Невр)» (Великобритания/Северная Ирландия)

Эффективность устойчивого развития транспортной инфраструктуры «Создание 10 железнодорожных и автомобильных путей и аэропорта в г. Дерби» (Великобритания/ Северная Ирландия)

Продолжение таблицы 2

1 2 2

Развитие туристической сферы Создание общих центров международного еврорегионального туризма "STEP" («Устойчивый туризм в эстуариях парков») (Великобритания/Бельгия/Нидерланды) (2008-2012 гг.)

Общая организация рекламных компаний и интенсификация развития туризма «Трансграничный туристический маркетинг» (ФРГ/Нидерланды), «Интеграция туристической индустрии и сохранение культурного наследия» (Великобритания/Северная Ирландия)

Содействие организации новых видов туризма «Green Box Tourism Project» (Великобритания/Северная Ирландия).

Охрана природы и защита окружающей среды Создание трансграничных рекреационных зон, биотопов, естественных и ландшафтных территорий или заповедников 42 проекта в рамках Interreg VA «Австрия - Словакия»; 33 проекта в рамках программы Interreg VA «Северная Ирландия-Уэльс»

Проведение исследований с обеих сторон границы в рамках проверки возможного загрязнения окружающей среды «Пространственное развитие взаимозависимых регионов» (ФРГ); «Пространственное развитие и снижение риска наводнений» (ФРГ)

Создание международных баз данных и систем раннего экологического оповещения с целью предотвращения промышленных катастроф и защиты окружающей среды «REKLIP»; «Улучшение механизмов безопасности», «Угроза окружающей среде / Проблемы дезактивации и дегазации»; «На пути к улучшению информирования» (ФРГ/Швейцария/Франция)

Улучшение социального обеспечения Научно-техническое сотрудничество, развитие общих структур и инф ормационно-коммуникационных систем "CAWT" - «Общие действия и сотрудничество» (Северная Ирландия/Великобритания).

Медицинская помощь и здравоохранение "SIHCBR" - «Совершенствование отрасли здравоохранения» (Великобритания/Нидерланды/ Северная Ирландия). Всего 12 проектов при участии Северной Ирландии и 6 соседних стран.

Совершенствование сферы внутренней безопасности еврорегионального рынка труда "CBAR" - «Немецко-датская спасательная авиаслужба».

Составлено автором на основе [16-31

Рабочие содружества объединяют не только смежные приграничные регионы соседних стран, но и значительно большие территории. Большинство еврорегиональных структур ограничивают создание большого количества рабочих групп в различных отраслях хозяйства региона для более тесного их сотрудничества.

Особенности Рабочих содружеств и других форм трансграничного сотрудничества состоят в том, что они, во-первых, действуют постоянно; во-вторых, некоторые из них, например, «Ирландская центральная пограничная сеть», функционирующая на ирландско-британской границе отличается своей идентичностью, тогда как португальско-испанское рабочее сообщество «Галисия-Норте» стремится сохранять идентичность своих членов; в-третьих, члены такого сообщества выбирают секретариат и комитеты (рабочие группы) из представленных членов, которые, в свою очередь, проводят регулярные встречи; в-четвертых, все

члены Рабочих содружеств имеют одинаковые полномочия в принятии решений.

Большинство Рабочих содружеств не имеют единой международной законной основы. Использование протокола как «законной силы» для сотрудничества не дает всем этим структурам одинакового права финансировать проекты и проводить собственную трансграничную политику. Рабочие содружества через национальные правительства потенциально могут быть привлечены к реализации управленческих программ. Еврорегиональная структура «Галисия-Северная Португалия», в отличие от других подобных трансграничных структур, была активно вовлечена в планирование и управление в рамках программы Interreg. В частности, считается, что географически меньшие и компактно сосредоточенные трансграничные структуры, такие как например «Галисия-Северная Португалия» играют важную роль в реализации трансграничных проектов.

Ярким примером других форм еврорегионального сотрудничества, относящихся к категории Рабочих содружеств или ассоциаций, является и «Карпатский Еврорегион». Эта крупная межрегиональная ассоциация охватывает приграничные территории Польши, Словакии, Венгрии, Украины и Румынии, инициировала реализацию программы «Карпатское пространство», в частности создание совместной операционной программы ЕС на период 2014-2020 гг.

Еще одной формой еврорегионального сотрудничества, имеющей собственные стратегические схемы управления, является Региональный совет (Regюnalrat), в который входят избранные политические деятели от региональных властей с каждой стороны границы. Так, в 1993 г. был основан австрийско-венгерский Региональный совет, который охватывает такие пограничные единицы, как Дьер-Мосон-Шопрон и Вац. Специальные рабочие группы имеют целью создать новый еврорегион с участием приграничных регионов Австрии и Венгрии. Поэтому Региональный совет - это первый шаг в этом направлении. Региональный совет - консультативно-совещательный орган, образованный в целях разработки и внедрения стратегического подхода к развитию европейских приграничных регионов, способствует осуществлению мер, реализуемых местными органами власти, местным самоуправлением, общественными организациями и другими партнерами, которые привлечены к выполнению еврорегиональных проектов.

Наконец, существуют также международные неправительственные организации, относящиеся к частным или общественным структурам. Например, «Ирландское сотрудничество», которое было инициировано в 1979 г. ведущими специалистами деловых бизнес-структур, а также учеными, деятелями академического сектора. В рамках этой ирландско-британской структуры было реализовано немало проектов, которые, в свою очередь, способствовали укреплению международного понимания и сотрудничества в экономической и социально-культурной жизни жителей приграничья.

Еврорегиональное структуры имеют значительное экономическое воздействие на развитие приграничных регионов сопредельных государств (табл. 3).

Таблица 3

Субъекты и ключевые характеристики форм еврорегионального сотрудничества _(ЕРС) _

Формы ЕРС

Субъекты ЕРС

Определяющие характеристики и признаки

Еврорегионы

Местные органы власти,

территориальные

общины.

Трансграничное региональное объединение, которое развивается по согласованным планам и проектам, разрабатывает общие комплексные программы экономического, культурного и гуманитарного взаимодействия

Рабочие содружества

Территориальные общины, реже - органы местного самоуправления.

Трансграничные и межрегиональные структуры, которые включают территории регионов отдельных государств и целые национальные государства, содействуют укреплению связей между регионами с похожими социокультурными традициями и реализации общих инициатив, осуществляют обмен информацией.

Трансграничные ассоциации

Местные и региональные органы власти как пограничных регионов, так и трансграничных структур.

Межрегиональные объединения, созданные для защиты и лоббирования интересов своих членов в ЕС и для решения конкретных проблем трансграничного характера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Региональные советы

Представители политических кругов от региональной власти из каждой стороны границы.

Консультативно-совещательный орган, который содействует укреплению международного понимания и сотрудничества в экономической, социальной и культурной жизни жителей приграничья и предоставляет помощь в подготовке к созданию новых еврорегионов.

Европейские группировки по территориальному сотрудничеству

Органы национальной, региональной местной власти и общественные организации, а также другие заинтересованные юридические лица.

Юридические учреждения, которые реализуют сотрудничество на всех трех уровнях региональной политики ЕС: трансграничном, транснациональном и межрегиональном.

Трансграничные кластеры

Органы власти,

предпринимательские структуры или компании, учреждения развития сотрудничества, исследовательские объединения, финансовые учреждения.

Отраслевое территориальное объединение

предпринимательских структур, которые тесно сотрудничают с научно-образовательными

учреждениями, общественными организациями и органами местной власти с целью повышения конкурентоспособности собственной продукции и содействуют экономическому развитию трансграничного региона.

Трансграничные агломерации

Муниципалитеты пограничных городов и регионов.

Сосредоточение и формирование между городами и поселениями с обеих сторон границы постоянных общественно- политических и социально-экономических контактов на основе обслуживания пограничного движения населения.

Трансграничные партнерства

Территориальные общины, их местные органы исполнительной власти, общественные организации,

юридические и

физические лица.

Объединения, которые аккумулируют навыки и определенные ресурсы сторон-участниц, удовлетворяют потребности в информации, содействует улаживанию конфликтов и предоставляет юридическую помощь, а также обеспечивает трудовую мобильность в пределах трансграничных регионов.

Составлено автором

Такое воздействие простирается от локальных приграничных контактов, в частности обмена информацией, который являются основной формой еврорегионального взаимодействия между Францией и Великобританией и в регионе Балтийского моря, до принятия совместной интегрированной национальной

политики по сохранению природных ресурсов и внедрению энергосберегающих технологий, разработки и реализации совместных проектов в туристической сфере, в управлении утилизацией отходов, предоставлении услуг общественного транспорта, а также образовательных услуг и услуг здравоохранения. Эти и другие инициативы, внедренные в странах Западной Европы, являются важными формами еврорегионального и трансграничного сотрудничества и неотъемлемой частью политики Европейского пространственного планирования.

В 2014 г. в ЕС была инициирована новая программа Interreg УА «Большой Регион», направленная на активизацию еврорегионального сотрудничества с целью реализации локальных и региональных проектов. Программа включает широкий спектр сфер деятельности, представляющих общий интерес. Поощряется создание малых проектов в трех основных сферах: экономика (расширение и повышение конкурентоспособности межрегиональной экономики, поддержка инноваций и создание трансграничного рынка труда); пространственное обустройство территорий (улучшение качества жизни населения, повышение привлекательности отдельных регионов и защита окружающей среды); социальная сфера (обмен знаниями с привлечением культурных ресурсов и укрепление социальной сплоченности) (рис. 2).

■ Экономический рост

■ Социокультурное сотрудничество

Обустройство приграничных территорий

Рисунок 2. Объёмы финансирования проектов по приоритетным сферам трансграничного объединения «Большой Регион» в рамках программы Interreg VA, млн. евро

Составлено автором на основе [32]

Финансирование проектов в рамках деятельности еврорегиональной структуры «Большой регион» осуществляется ЕФРР в размере, не превышающем 50% от общего объема финансирования. Общий бюджет программы составляет 106 млн. евро, из которого на повышение экономической эффективности развития региона выделяется 46,1 млн. евро. Примерно одинаковый объем финансирования выделяется на две другие сферы еврорегионального взаимодействия «Большого Региона» -пространственное обустройство пограничных территорий - 26,8 млн. евро и социальная сфера - 26,7 млн. евро. Участниками программы являются: Валлония, французские и немецкие языковые коммуны Бельгии, Люксембург, немецкие земли Саар и Рейнланд-Пфальц, префектуры французского региона Лотарингии, Региональный Совет Лотарингии, Генеральное Консульство департаментов Мозеля,

Мааса и Мерт-Мозеля [32].

ЕС является одним из интеграционных объединений, регионы которого преодолевают экономические, социальные и экологические проблемы, несмотря на существование традиционных институциональных границ. Территориальная сплоченность является новой стратегической задачей ЕС в соответствии с положениями Лиссабонского договора.

Формой и моделью кооперирования регионов, которая на современном этапе эффективно отличается от предыдущих форм еврорегиональной сотрудничества, являются Европейские группировки по территориальному сотрудничеству (ЕГТС).

ЕГТС - это правовой инструмент, введенный Постановлением ЕС № 1082/2006 от 5 июля 2006 г. [33]. Одобрение этого документа - значительное событие в развитии территориального сотрудничества стран ЕС, поскольку является первой успешной попыткой обновления механизма многоуровневого управления трансграничной деятельностью. Через три года после его принятия в странах Западной Европы было создано семь ЕГТС. Несмотря на раннее развитие, новые формы межтерриториального сотрудничества генерируют обновленные механизмы улучшения динамики и реконструкции еврорегионального сотрудничества и партнерства, расширяют географию межгосударственного сотрудничества. Европейские группировки являются новыми механизмами управления трансграничной деятельностью на различных уровнях, что в свою очередь, способствует усилению процессов глокализации и углублению интеграции в Европе.

Интеграционные процессы в ЕС развиваются благодаря внедрению механизмов межрегионального сотрудничества, в том числе, еврорегионального. Они все больше становятся актуальными, поскольку сухопутные и морские границы ЕС значительно расширились за последние десятилетия. Экономические, социальные и экологические проблемы в Европе требуют общей политики. Поэтому, для их решения, были введены ЕГТС как единый правовой инструмент стабильного межтерриториального сотрудничества.

В отличие от предыдущих успешно реализованных форм еврорегионального взаимодействия (еврорегионов и Рабочих содружеств), ЕГТС представляют собой новую форму многоуровневого управления, члены которой реализуют сотрудничество на всех трех уровнях региональной политики - трансграничном, транснациональном и межрегиональном [33]. Членами такой группировки являются управленческие органы государств-членов ЕС, общественные учреждения и организации, юридические и физические лица (университеты, торговые палаты, фонды и т. д.). ЕГТС созданы для облегчения реализации программ и проектов в сфере межрегиональной политики.

Первой ЕГТС стал созданный 28.01.2008 г. Еврометрополь «Лилль-Кортрейк-Турнау». Это объединение охватывает регионы Па-де-Кале (Франция), Фландрию и Валлонию (Бельгия). Вторым этапом в формировании ЕГТС стало создание в марте 2009 г. еще трех группировок - «Пиренеи-Средиземноморье», «Альпы-Средиземноморье» и евродистрикта «Страсбург-Ортенау».

Ранее политика ЕС по экономической и социальной сплоченности регионов государств-членов ЕС была направлена на повышение показателей уровней доходов,

занятости и безработицы. Сейчас с целью обеспечения политики устойчивого развития в ЕС было предложено также учитывать специфику природно-климатических особенностей, размещения населения и степень взаимосвязи между ними.

Главными целями создания ЕГТС является улучшение территориального сотрудничества в рамках новых функционирующих макрорегионов; обеспечение территориального единства и сплоченности экономически сильных и слабых регионов ЕС, фокусировка политики в соответствии с территориальными форматами [34]. В ЕС было инициировано создание таких группировок в бассейнах Средиземного, Балтийского морей и реки Дунай. Новые ЕГТС должны способствовать сбалансированному развитию территорий европейских стран. К потенциальным проектам такого сотрудничества можно отнести: координацию деятельности таких регионов, как «Большой Регион», «Страсбург-Ортенау»; укрепление взаимосвязей между городскими и сельскими регионами, к примеру, Западной Фландрии и Еврометрополя «Лилль-Кортрейк-Турнау», рост значения Средиземноморской дуги, еврорегионов «Альпы - Средиземное море» и «Пиренеи-Средиземное море»; обеспечение ресурсами периферийных приграничных территорий еврорегионов: «Галисия-Северная Португалия», «Дуэро-Дору», «Истер-

Гранум», «Амфиктион», «Карст-Бодвы» и др.

ЕГТС функционируют в различных территориальных форматах, включая, во-первых, крупномасштабные еврорегионы («Галиция-Северная Португалия», «Пиренеи-Средиземное море», «Альпы-Средиземное море») общей площадью от 5 до 100 тыс. км2 с населением от 5 до более 15 млн жителей, во-вторых, средние по размеру регионы, такие как Еврометрополь «Лиль-Кортрейк-Турнау», Западная Фландрия, «Дуэро-Дору» общей площадью от 2 до 10 тыс. км2, с населением около 2 млн человек; в-третьих, небольшие объединения, такие как «Карст-Бодва», или «Истер-Гранум» площадью до 60 кв. км2, с населением около 2 тыс. человек [18-20].

ЕГТС способствуют реализации тематических программ ЕС в сферах транспорта, энергетики, научных исследований, инноваций, образования и обучения, охраны окружающей среды. Так, в рамках некоторых группировок были созданы испанско-французский трансграничный госпиталь здоровья и трансграничная природоохранная зона - итальянско-австрийский парк «Альпы» [35].

Таким образом, за весь период успешного развития еврорегионального сотрудничества в Европе, образование ЕГТС стало первой попыткой Европейской Комиссии создать институциональную базу для механизма реализации территориального сотрудничества не только в программном периоде 2007-2013 гг., но и на последующие программные периоды. В течение последнего десятилетия еврорегиональное сотрудничество набирает политический вес и требует оперативного управления, в частности: внедрение ЕС новой территориально-обоснованной политики в соответствии с Лиссабонским договором, целью которого является территориальная социально-экономическая сплоченность регионов; укрепление межрегионального и еврорегионального сотрудничества как важной составляющей интеграции в ЕС.

Поскольку, еврорегиональное сотрудничество - один из видов

внешнеэкономических связей и одновременно механизм, включенный в систему регионального экономического развития, то существенный потенциал развития ВЭД в условиях еврорегионального сотрудничества определяется сотрудничеством регионов, включая расширение экспортно-импортных операций и предпринимательских связей, что в свою очередь ведет к минимизации затрат в рамках внешнеторговых операций за счет сокращения затрат на транспортировку, созданию новых рабочих мест, повышению общего уровня инвестиционной привлекательности региона в рамках единого европейского механизма еврорегионального сотрудничества и развития.

На основе системного анализа зарубежного опыта еврорегионального сотрудничества следует выделить следующие направления ВЭД регионов в рамках трансграничной кооперации:

- внешнеторговая деятельность на принципах сотрудничества в приграничной торговле между юридическими и физическими лицами, постоянно проживающими на приграничной территории той или иной страны, и иностранных лиц, имеющих постоянное место пребывания (проживания) в смежной пограничной территории, для удовлетворения местных потребностей в товарах, производимых на соответствующих приграничных территориях;

- реализация инвестиционных проектов и производственно-инвестиционное сотрудничество;

- ВЭД в сфере транспорта и связи;

- ВЭД в экологической сфере на основе сотрудничества по рациональному использованию природных ресурсов и охраны окружающей среды;

- сотрудничество в сфере регулирования миграции населения и ВЭД на рынке труда;

- ВЭД в инновационной сфере и научно-техническое сотрудничество.

Вышеперечисленные направления ВЭД способствуют: развитию пограничной

инфраструктуры - транспорта и коммуникаций, социально-экономическому развитию приграничных территорий, развитию промышленности и предпринимательства, охране окружающей среды, развитию сельского и лесного хозяйства, повышению уровня здравоохранения и социального обеспечения, повышению эффективности и результативности регионального управления и местного самоуправления.

Системный анализ зарубежного опыта еврорегионального сотрудничества показал, что еврорегиональное инициативы являются мощным инструментом и фактором активизации ВЭД регионов стран Европы. Согласно имплементации европейской стратегии экономического развития «Европа-2030» результатом активизации ВЭД является достижение целей устойчивого развития. В данном контексте, региональная политика ЕС направлена на достижение социально-экономического роста, что предусмотрено целями стратегии экономического роста «Европа-2030», согласно которой внешнеэкономические связи рассматриваются не только как источники дополнительных ресурсов, но и как действенное средство обеспечения устойчивого развития.

ВЫВОДЫ

Основными направлениями еврорегионального сотрудничества европейских стран выступают: территориальное планирование, совместные действия, направленные на гармоничное развитие инфраструктуры, улучшение экономической ситуации (сотрудничество между малыми и средними предприятиями, создание новых рабочих мест, развитие и модернизация отраслей хозяйства), совершенствование транспортной и коммуникационной сфер, социальной отрасли, науки и образования, спорта и туризма, охрана окружающей среды, ликвидация стихийных бедствий, налаживание контактов между жителями и др.

Приоритетными направлениями еврорегионального сотрудничества на ближайшую перспективу остаются: повышение уровня жизни населения, рост трудовой занятости и социального равенства, охрана окружающей среды; научно-техническое сотрудничество; улучшение инфраструктуры приграничных регионов, развитие транспортного сообщения между странами (совместные усилия по развитию транспортных коридоров, строительство и реконструкция контрольно-пропускных пунктов, путей сообщения и средств связи, автомобильных дорог и железнодорожных магистралей) развитие и поддержка предпринимательской деятельности на приграничных территориях (создание адекватных условий для привлечения инвестиций со стороны ЕС и других международных финансовых структур и улучшение инвестиционного климата, создание благоприятного налогового режима в пределах компетенции сторон по правовым вопросам в сфере инвестиционного и налогового законодательства.

Следует отметить особую роль еврорегионального сотрудничества в процессах активизации ВЭД, что открывает новые перспективы и возможности для социально-экономического роста регионов стран Европы. С учетом проанализированных характеристик еврорегионального сотрудничества, концептуальное видение активизации ВЭД в условиях еврорегионального сотрудничества заключается в целенаправленном влиянии на развитие межрегиональных социально-экономических систем и создании благоприятных условий для усиления международного сотрудничества путем определения стратегических ориентиров, налаживания внешнеэкономических связей, механизма их достижения и развития форм еврорегионального сотрудничества.

Список литературы

1. Вардомский Л. Б. Приграничное сотрудничество на «новых и старых» границах России. Евразийская экономическая интеграция. 2008. № 1. С. 90-108.

2. Давыденко Л. Н. Трансграничное сотрудничество как фактор устойчивого развития регионов Евразии // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2019. №2-2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transgranichnoe-sotrudnichestvo-kak-faktor-ustoychivogo-razvitiya-regionov-evrazii.

3. Заречная Е. В. Стратегические векторы инновационного развития трансграничного сотрудничества // Формирование рыночных отношений в Украине. 2018. №6 (205). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-vektory-innovatsionnogo-razvitiya-transgranichnogo-sotrudnichestva.

4. Кузнецов А. В., Кузнецова О. В. Изменение роли приграничных регионов в региональной политике стран ЕС и России // Baltic Region. 2019. №4. [Электронный ресурс]. URL:

https://cyberleninka.ru/artide/n/izmenenie-roli-prigranichnyh-regionov-v-regionalnoy-politike-stran-es-i-rossii.

5. Плотникова О. Глобализация и регионализация их влияние на международное сотрудничество регионов государств. Власть. 2013. № 3. С. 134-136.

6. Рустамова Л. Р. Проблемы и перспективы приграничного сотрудничества еврорегионов с участием России // Регионология. 2019. №4 (109). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-prigranichnogo-sotrudnichestva-evroregionov-s-uchastiem-rossii.

7. Черномаз П. А. Опыт трансграничного сотрудничества в реалиях украинско- российского пограничья // Россия: тенденции и перспективы развития. 2017. №12-1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-transgranichnogo-sotrudnichestva-v-realiyah-ukrainsko-rossiyskogo-pogranichya.

8. Balme R., Jouve В. Building the regional state: Europe and territorial organization in France. Cohesion Policy and European Integration: Building Multi-level Governance // Oxford University Press. Oxford. 1996. pp. 219-255.

9. Perkmann M. The rise of the Euroregion. A bird's eye perspective on European cross-border co-operation // Department of Sociology. Lancaster. UK. 2005. pp. 7-13.

10. Association of European Border Regions and European Commission. Practical Guide to Cross-border Cooperation (AEBR). [Электронный ресурс]. URL: http://www.aebr.eu/

11. Lubin M. The Routinization of cross-border Interactions: an Overview of NEG/ECP structures and activities. In: Broun D., Earl A. States and Provinces in the International Economy. Ве^ку: University of California. 1996. pp. 145-166.

12. Богатырева О. Н., Перевалова А. А. Деятельность еврорегионов с участием Италии в начале XXI в. Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 2 (75). С. 28-34.

13. Иванов И. Д. Европа регионов. Москва: Междунар. отношения, 1999. 189 с.

14. Regional Clusters in Europe. Observatory of European SMEs. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communitie, 2002. № 3. pp. 21-26

15. Мжула Н. А. Сврорегюни: досввд та перспективи. Львiв: 1РД НАН Украши, 2003. 222 с.

16. Commissioner Cretu in Beijing and Zhengzhou for the EU-China dialogue on regional and urban policy [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/regional_policy/en/newsroom/news/2018/07/13-07-2018-commissioner-cretu-in-beij ing-and-zhengzhou-for-the-eu-china-dialogue-on-regional-and-urban-policy

17. Dorrenbacher P. From the "Mining Triangle" to the "Greater Region" // The Institutionalisation of the SarLorLux Euroregion, Institut Universitari de Estudis Europeus. Universitat Autonoma de Barcelona. Working paper online. 2005. № 12. 45 р.

18. EGTCs' (draft) Conventions Duero-Douro. European Union. Official Website [Электронный ресурс]. URL: http:// www.duero-douro.com

19. EGTCs' (draft) ConventionsEurometropole Lille-Kortrijk-Tournai. European Union Official Website [Электронный ресурс]. URL: http://www.lillemetropole.fr

20. EGTCs' (draft) Conventions Ister-Granum EGTC Limited. European Union. Official Website [Электронный ресурс]. URL: http://www.istergranum.hu

21. EGTCs'(draft) Conventions West-Flanderen. Flandre-Dunquerque-Cote d'Opale. European Union. Official Website [Электронный ресурс]. URL: http://www.cud.fr

22. Erhvervsfremme Styrelsen. Kompetenceklynger i Dansk Erhvervsliv - en ny brik i erhvervspolitikken (Competence clusters in Danish industry - a new piece in the industrial policy). Copenhagen. 2001. 68 р.

23. Euregio Maasrhine. Looking to the future. A vision for the Euregio. 4 July 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.euregio-mr.org

24. Eurodistrict Strasbourg-Ortenau. European Union Official [Электронный ресурс]. URL: www.eurodistrict.eu

25. European Commission. European Spatial Development Perspective. European Commission, Brussels. 2000. 94 р.

26. European Policies Research Centre. Delivering the Lisbon and Gothenburg Agendas, Paper for the UK Presidency Conference: Regional and Rural Development Programmes (2007 -2013). 7-8th November 2005. Newcastle.

27. European spatial development of crossborder cooperation [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docoffic/official/reports/pdf/sum_en.pdf

28. European Territorial Cooperation. European Commission. Regional policy inforegio [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/cooperate/cooperation/index_en.cfm

29. Euroregion Pyrenees-Mediterranean. European Union Official Website [Электронный ресурс]. URL: http:// www.euregio.eu

30. Grossregion SarLorLux, Gemeinsame Erklärung des 10 [Электронный ресурс]. URL: http://www.grossregion.net

31. Nordströn P. Red Biothec analysis. 2010. 36 p.

32. Interreg VA. European Union invests in your future. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interreg.de/INTERREG2014/DE/Interreg/WasistINTERREG/InterregA/InterregA.html

33. Regulation (EC) No 1082/2006 of the European Parliament and of the Council of 5 July 2006 on a European grouping of territorial cooperation (EGTC). European Union Official Website. [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docoffic/official/regulation/pdf/2007/gect/ce_1082(2006)_en .pdf

34. Spinaci G., Vara-Arribas G., The European Grouping of Territorial Cooperation (EGTC): New Spaces and Contracts for European Integration? // EIPASCOPE, 2009. № 2. pp. 5-13.

35. Euroregion Alps-Mediterranean. [Электронный ресурс]. URL: http://www.euroregione-alpi-mediterraneo.eu/-L-Euroregion-Alpes-Mediterranee-.html

Статья поступила в редакцию 30.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.