Научная статья на тему 'ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТА ЕВРОПЕЙСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТА ЕВРОПЕЙСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
113
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТ ЕВРОПЕЙСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПОЛИТИКА СПЛОЧЕНИЯ / INSTRUMENT OF EUROPEAN TERRITORIAL COOPERATION / EUROPEAN UNION / CROSS-BORDER COOPERATION / COHESION POLICY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Студжиницки Томаш, Гуменюк Иван Сергеевич

Статья посвящена описанию инструмента европейского территориального сотрудничества, ставшего в последние годы важным инструментом политики Европейского союза в контексте регионального развития, в т. ч. сотрудничества с регионами приграничных стран, не являющихся членами ЕС. В статье представлена эволюция данного инструмента, который за последние 15 лет, претерпев изменения, сформировался в одну из ключевых целей политики сплочения ЕС. Инструмент европейского территориального сотрудничества, обладает существенными финансовыми и административными ресурсами, обеспечивает поддержку экономически слаборазвитых регионов ЕС, обеспечивает развитие инновационной экономике, и активизирует программы сотрудничества по новым направлениям, в частности, таким, как морская экономика. Ключевым выводом статьи является оценка роли данного инструмента как драйвера территориального развития ЕС в будущем. Для российских авторов изучение генезиса и современной внутренней структуры инструмента европейского территориального сотрудничества позволит более точно понимать, как организован механизм территориального развития достаточно контрастного по темпам и уровню социально-экономического развития ЕС. Полученные знания также могут быть применимы с целью адаптации лучших европейских практик в развитии российских приграничных регионов, в т. ч. соседствующих с ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPEARANCE AND DEVELOPMENT OF THE TOOL OF EUROPEAN TERRITORIAL COOPERATION

The article is devoted to the description of the instrument of European territorial cooperation, which in recent years has become an important instrument of the policy of the European Union in the context of regional development, including cooperation with the regions of bordering countries that are not members of the EU. The article shows the evolution of this tool, which for the last 15 years, undergoing changes, has formed into one of the key objectives of the policy of rallying the European Union. The instrument of European territorial cooperation, has substantial fnancial and administrative resources, provides support to the economically underdeveloped regions of the EU, ensures development of an innovative economy, and intensifes cooperation programs in such new areas as the maritime economy. The key conclusion of the article is to assess the role of this tool as a driver of the EU's territorial development in the future. For Russian authors, the study of the genesis and modern internal structure of the instrument of European territorial cooperation will allow us to more accurately understand how the mechanism of territorial development is suffciently contrasted in terms of the pace and level of the social and economic development of the EU. The obtained knowledge can also be applied with the aim of adapting the best European practices in the development of Russian border regions, including neighboring countries with the European Union.

Текст научной работы на тему «ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТА ЕВРОПЕЙСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

Выпуск 1 (37) Том - 2019

Псковский регионологический журнал 2013-2020

ISSN 2079-8784

URL - http://ras.jes.su

Все права защищены

псковский РЕГИОНОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Выпуск 1 (37) Том . 2019

Появление и развитие инструмента европейского территориального сотрудничества

Студжиницки Т.

профессор кафедры экономики услуг, Морская академия Гдыни Польша, Гдыня

Гуменюк И. С.

ведущий научный сотрудник, Балтийский федеральный университет им. И. Канта Российская Федерация, Калининград

Аннотация

Статья посвящена описанию инструмента европейского территориального сотрудничества, ставшего в последние годы важным инструментом политики Европейского союза в контексте регионального развития, в т. ч. сотрудничества с регионами приграничных стран, не являющихся членами ЕС. В статье представлена эволюция данного инструмента, который за последние 15 лет, претерпев изменения, сформировался в одну из ключевых целей политики сплочения ЕС. Инструмент европейского территориального сотрудничества, обладает существенными финансовыми и административными ресурсами, обеспечивает поддержку экономически слаборазвитых регионов ЕС, обеспечивает развитие инновационной экономике, и активизирует программы сотрудничества по новым направлениям, в частности, таким, как морская экономика. Ключевым выводом статьи является оценка роли данного инструмента как драйвера территориального развития ЕС в будущем. Для российских авторов изучение генезиса и современной внутренней структуры инструмента европейского территориального сотрудничества позволит более точно понимать, как организован механизм территориального развития достаточно контрастного по темпам и уровню социально-экономического развития ЕС. Полученные знания также могут быть применимы с целью адаптации лучших европейских практик в развитии российских приграничных регионов, в т.ч. соседствующих с ЕС.

Ключевые слова: инструмент европейского территориального сотрудничества, Европейский союз, приграничное сотрудничество, политика сплочения

Источник финансирования:

Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда (проект № 18-17-00112 «Обеспечение экономической безопасности регионов Западного порубежья России в условиях геополитической турбулентности»).

Ссылка для цитирования:

Студжиницки Т. , Гуменюк И. С. Появление и развитие инструмента европейского территориального сотрудничества // Псковский регионологический журнал 2019. Выпуск 1 (37) C. 3-18 [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://ras.jes.su/region/s221979310012068-7-1 (дата обращения: 05.10.2020).

1 Введение. Европа в течение сотен лет была территорией экономических и социальных контрастов, порождающих конфликты, усиливаемые идеями национализма и национальной гегемонии [14,с. 33]. Череда войн ХХ в. заставила политиков осознать необходимость развития идеи общеевропейской идентичности и выработки общих целей, тем самым, был инициирован процесс европейской интеграции. Возникло желание создать институт, который позволил бы восстановить Европу и ликвидировать последствия вооруженных конфликтов [19].

2 Как логическое продолжение данного процесса появилась потребность в снижении барьерной функции государственных границ [3]. Была сформулирована концепция общего рынка, где границы не выступали бы препятствием для свободного перемещения рабочей силы, товаров, услуг и капитала [13, с. 28]. Социально-экономическое развитие и проницаемость границ ещё больше усилилась благодаря созданию Экономического и валютного союза и упразднению пограничного контроля между европейскими странами в результате подписания Шенгенского договора в 1985 г. Границы в Европейском союзе утратили функцию разделителей между странами. Однако они не исчезли полностью. Сохранились культурные, административные, экономические и языковые барьеры между странами, а власти приграничных регионов стали приспосабливаться к новым институциональным условиям, в которых граница становилась инструментом развития, а не ограничительным условием.

3 Концепция приграничного сотрудничества. Европейское сообщество в рамках своих компетенций изначально поддерживало сотрудничество «через границы», но довольно долгое время не создавало собственной правовой основы, объясняя это тем, что вопросы, касающиеся прав местных и региональных организаций, относятся к исключительной компетенции органов государств-членов и находятся вне компетенции законодательных органов ЕС [8, с. 31].

4 Растущее значение региональной политики способствовало развитию и институционализации приграничного сотрудничества в Европе. Инструментами такого сотрудничества стали еврорегионы. Данные структуры не обладают статусом наднациональных, и подчиняются юрисдикции государств, в них входящих.

5 Характер межгосударственного сотрудничества определялся государственными органами в соответствии с принятыми ими международными договорами и обязательствами. Однако, благодаря еврорегионам, границы стали более проницаемыми для людей, идей, товаров и услуг. Еврорегионы стали платформой для социального сотрудничества и контактов жителей пограничных районов. Еврорегионы не получили полноправного правового статуса в контексте международного права, однако, можно сказать, что они приобрели значимый вес в международном политическом пространстве. Европейское сообщество положительно восприняло опыт еврорегионов и аналогичных приграничных структур [12, с. 47]. «Еврорегионы прорвали европейские границы. Они сделали много красивых маленьких и больших отверстий в этой невидимой, но заметной стене, которая является границами. Еврорегионы изменили характер европейских границ. Они превратили их из твёрдых в мягкие» [11, с. 20]. Положительно оценили деятельность еврорегионов не только в ЕС, но и в сопредельных странах, региональные и муниципальные представители которых принимали участие в деятельности таких организационных структур [2-4].

6 Важную роль в процессе европейской интеграции сыграла программа «Интеррег»1, обеспечивая финансирование приграничного сотрудничества. Однако революционных изменений в рамках современного правового пространства не произошло, поскольку «региональная политика не обеспечивала высокого уровня трансграничного сотрудничества» [9]. Поэтому возникла необходимость в разработке системных решений, которые бы всесторонне устраняли существующие барьеры, придавали новый импульс приграничному сотрудничеству, повышая его роль в деятельности Европейского сообщества.

7 Создание инструмента европейского территориального сотрудничества (ЕТС). Термин «европейское территориальное сотрудничество» официально был использован при формулировании трёх конкретных целей политики сплочения Европейского союза на период 2007-2013 гг. [5] (табл. 1). Главными целями политики сплочения данного периода были стимулирование экономического роста, повышение конкурентоспособности и рост уровня занятости [7].

8 Таблица 1 Сравнение структуры политики сплочения в период 2000-2006 и 2007 -2013 гг.

Период 2000-2006

v Период 2007-2013 гг.

гг.

Цели Инструменты Цели Инструменты

Европейский фонд

Европейский фонд регионального развития (ERDF); Европейский регионального

Цель 1 Поддержка социальный фонд (ESF); Европейский сельскохозяйственный развития

менее развитых регионов

Фонд сплочения

Цель 2. Расширение территорий, охваченных экономическими и социальными преобразованиями

Цель 3. Повышение уровня занятости и образования

справочный и гарантийный фонд (EAGGF) — раздел гарантии; Европейский сельскохозяйственный справочный и гарантийный фонд (EAGGF) — раздел ориентация; Финансовый инструмент ориентации рыболовства (FIFG)

Фонд сплочения

Европейский фонд регионального развития (ERDF); Европейский социальный фонд (ESF)

Конвергенция

Региональная конкурентоспособность и повышение уровня занятости

Interreg III

URBAN II2 EQUAL

Leader +

Европейский социальный фонд (ESF)

Европейский фонд регионального развития (ERDF)

Европейское территориальное сотрудничество

(ERDF), Европейский социальный фонд (ESF); Фонд сплочения

Европейский фонд

регионального

развития

(ERDF);

Европейский

социальный

фонд (ESF)

Европейский фонд

регионального

развития

(ERDF)

Европейский фонд регионального развития (ERDF) Европейский социальный фонд (ESF)

Европейский сельскохозяйственный справочный и гарантийный фонд (EAGGF) — раздел ориентация

Европейский сельскохозяйственный справочный и гарантийный фонд (EAGGF) — раздел ориентация; Финансовый инструмент ориентации рыболовства (FIFG)

Развитие сельских территорий и реструктуризация сектора рыболовства, в объёме не охваченных целью номер 1

Источник: [19, с. 56]

9 В контексте регионального развития Европейский союз использует три взаимосвязанных между собою понятия [20]: - структурная политика — традиционная концепция, которая используется с 1957 г., когда обязательство проводить такую политику было закреплено Римским договором; - региональная политика как основная часть политики ЕС, ориентированная на поддержку регионального развития; критерии выбора направлений поддержки являются региональными, и управление значительной частью ресурсов осуществляется на региональном уровне; - политика сплочения, которая указывает на главную цель, которая заключается в сокращении диспропорций в уровне территориального развития ЕС.

10 Инструмент европейского территориального сотрудничества по существу стал продолжением инициативы ЕС — Интеррег III. Он охватывал большую сферу деятельности, чем предыдущий Интеррег, в частности, в отношении сотрудничества в направлении морской экономики. Принимая во внимание расширение сферы деятельности инструмента европейского территориального сотрудничества, было решено, что в рамках Европейского фонда регионального развития он будет обеспечен большими финансовыми ресурсами, чем предшествующая программа Интеррег.

11 ЕС выделил финансовые ресурсы для обеспечения деятельности в рамках европейского территориального сотрудничества, в следующих пропорциях: - для трансграничного сотрудничества 5 576 358 149 евро; - для транснационального сотрудничества 1 581 720 322 евро; - для межрегионального сотрудничества 392 002 991 евро.

12 Территориальное сотрудничество изменило собственный статус, поднявшись до уровня общеевропейской цели, что обеспечило ему более эффективную правовую основу и более благоприятные правила финансирования.

13 Содержание инструмента европейского территориального сотрудничества (ЕТС). Цель инструмента европейского территориального сотрудничества подразделяется на три компонента. Для каждого компонента определены основные приоритеты и их содержание (табл. 2).

14 Таблица 2 Компоненты и приоритеты инструмента европейского территориального сотрудничества

Основной

Компонент

Приграничное сотрудничество

приоритет

Мероприятия в области

экономического,

социального и

экологического

развития

посредством

разработки и

реализации

совместных

стратегий

устойчивого

территориального

развития

Развитие сотрудничества, в т. ч. между морскими регионами, посредством Транснациональное финансирования сотрудничество сетевого

сотрудничества и

мероприятий,

поддерживающих

комплексное

территориальное

развитие

Межрегиональное сотрудничество

Действия по повышению эффективности региональной политики

Содержание приоритета

1. Поддержка предпринимательства, в т. ч. для развития малых и средних предприятий, туризма, культуры и трансграничной торговли. 2. Поддержка и улучшение совместной защиты природных и культурных ресурсов, совместное управление ими, а также предотвращение природных и техногенных опасностей. 3. Поддержка связей между городскими и сельскими территориями. 4. Сокращение изоляции за счёт улучшения доступа к транспортным, информационным и коммуникационным сетям и услугам, а также трансграничным системам и объектам управления водными и энергетическими ресурсами. 5. Развитие сотрудничества и совместное использование инфраструктуры в таких секторах, как охрана здоровья, культура, туризм и образование.

1. Инновации: формирование и развитие научно-технических связей, рост числа научных разработок и инновационных возможностей на региональном уровне при условии непосредственного их вклада в устойчивое экономическое развитие транснациональных территорий. Мероприятие может включать: 1.1) взаимодействие между высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами, малыми и средними предприятиями; 1.2) развитие связей, облегчающих доступ к научным знаниям и передаче технологий между региональными центрами научных разработок и ведущими мировыми центрами в области научных разработок; 1.3) создание учреждений, занимающихся передачей технологий и разработка общих финансовых инструментов для поддержки научных разработок в малых и средних предприятиях. 2. Окружающая среда: управление водными ресурсами, энергоэффективность, предотвращение рисков и мероприятия по защите окружающей среды в транснациональном измерении. Мероприятие может включать: 2.1) защита и управление речными бассейнами, прибрежными зонами, морскими ресурсами, водными системами и водно-болотными угодьями; 2.2) предотвращение пожаров, засух и наводнений; 2.3) содействие обеспечению безопасности на море; 2.4) защита от природных и техногенных опасностей; 2.5) защита и укрепление природного наследия, которое поддерживает социально-экономическое развитие и устойчивый туризм. 3. Доступность: действия, направленные на улучшение доступа и повышение качества услуг в области транспорта и телекоммуникаций, имеющих чёткое транснациональное измерение. Мероприятие может включать: 3.1) инвестиции в трансграничные сектора; трансъевропейских инфраструктурных сетей; 3.2) улучшение доступа на местном и региональном уровнях; 3.3) улучшение доступа к национальным и транснациональным инфраструктурным сетям; 3.4) улучшение совместимости национальных и региональных систем; 3.5) продвижение передовых информационных и коммуникационных технологий. 4. Устойчивое развитие городов: укрепление полицентричного развития на межгосударственном, национальном и региональном уровнях с транснациональными последствиями. Мероприятие может включать: 4.1) создание и совершенствование городских сетей и связей между городом и сельской местностью; 4.2) стратегии решения проблем, общих для города и сельской местности; 4.3) защита и развитие культурного наследия; 4.4) стратегическая интеграция зон развития в транснациональном масштабе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Поддержка межрегионального сотрудничества с акцентом на инновации и экономику знаний, а также профилактические меры в отношении окружающей среды и предотвращения отдельных угроз. 2. Поддержка обмена опытом в области признания, передачи и распространения передовой практики, в т. ч. в отношении устойчивого развития городов. 3. Поддержка мероприятий, включающих исследования, сбор данных, а также наблюдение и анализ тенденций развития в ЕС.

Источник: [19, с. 58]

15 Область применения инструмента европейского территориального сотрудничества. Для каждого из

компонентов инструмента европейского территориального сотрудничества определены территории, на которых они могут реализовываться. Территория действия инструмента охватывает регионы уровня NUTS 3, примыкающие ко всем внутренним (для ЕС) сухопутным граним и ряду внешних сухопутных и морских границ, шириной до 150 км, при условии, что данные территории участвуют в реализации трансграничного сотрудничества (рис. 1).

Рис. 1. Территории, имеющие право участвовать в реализации компонентов транснационального сотрудничества инструмента европейского территориального сотрудничества (ЕТС) на период 20072013 гг. [5, с. 21]

17 Для реализации компонентов транснационального сотрудничества были отобраны тринадцать областей. При этом все регионы ЕС могли участвовать в межрегиональном сотрудничестве, обмене опытом и создании сетевых форм сотрудничества.

18 Стратегические принципы Европейского сообщества. Европейская комиссия признала, что ключевая цель инструмента европейского территориального сотрудничества — стать важным источником обеспечения развития территории ЕС. Были разработаны необходимые для достижения поставленной цели «Стратегические руководящие принципы». Они позволили увязать стратегии развития национального, регионального и местного (локального) уровней [21].

19 Каждая страна-член ЕС должна была разработать в соответствии с общеевропейскими стратегическими руководящими принципами «национальную стратегическую справочную систему» (НСПС), которая стала новым инструментом системы программирования, действовавшей в 2007-2013 гг. Этот инструмент использовался для достижения целей «конвергенция» и «повышение региональной конкурентоспособности и уровня занятости». Государство-член также могло применить НСПС для достижения цели инструмента европейского территориального сотрудничества.

20 Для реализации каждой из целей были запланированы оперативные программы. Комиссия оценила все представленные программы с точки зрения их вклада в достижение целей и приоритетов как Стратегических руководящих принципов ЕС, так и национальных стратегических документов (НСПС).

21 Каждая оперативная программа, реализуемая в рамках инструмента европейского территориального сотрудничества, должна была иметь следующие обязательные компоненты [15]: 1) анализ условий сотрудничества с точки зрения оценки сильных и слабых сторон; 2) список районов, на территории которых будет реализовываться оперативная программа; 3) обоснование выбора приоритетов в отношении стратегических ориентиров ЕС, в рамках которых реализуется оперативная программа; 4) национальную

стратегическую справочную систему, если государства-члены решили включить в них действия, финансируемые в рамках инструмента европейского территориального сотрудничества; 5) информация о приоритетных задачах и их конкретных целях; 6) единый финансовый план; 7) правила реализации оперативной программы; 8) ориентировочный перечень крупных проектов.

22 Страны-члены, участвующие в оперативной программе, могли также воспользоваться ресурсами европейской группы территориального сотрудничества (ЕГТС) в случае, если задачи оперативной программы и данного группы совпадают.

23 Было решено [16], что ЕГТС должна принять меры для осуществления программ или проектов территориального сотрудничества, финансируемых совместно с ЕС, и предпринять действия по территориальному сотрудничеству в качестве единственной инициативы государств-членов и их региональных и местных органов власти, независимо от того, осуществляется ли софинансирование со стороны ЕС, или нет.

24 Инструмент европейского территориального сотрудничества в период 2014-2020 гг. На период 2014-2020 гг. европейское территориальное сотрудничество стало одной из основных целей политики сплочения [6, с. 14] (табл. 3).

25 Таблица 3 Сравнение структуры политики сплочения в период 2007-2013 и 2014-2020 гг.

Период 2007-2013 гг Период 2014-2020 гг.

Цель Инструмент Цель Инструмент

Европейский фонд регионального Инвестиции в Европейский фонд регионального

развития (ERDF), Европейский экономическое Менее развитые развития (ERDF), Европейский

социальный фонд (ESF); Фонд развитие и рост регионы социальный фонд (ESF); Фонд

сплочения занятости сплочения

Конвергенция

Региональная Европейский фонд регионального

конкурентоспособность развития (ERDF); Европейский и занятость социальный фонд (ESF)

Регионы в переходной фазе

Более развитые регионы Европейский

Европейское Европейское

Европейский фонд регионального фонд

территориальное территориальное

развития (ERDF) регионального

сотрудничество сотрудничество

развития (ERDF),

Источник: [19, с. 63]

26 Изменённый статус инструмента европейского территориального сотрудничества позволяет лучше контролировать реализацию международных программ, акцентируя внимание на необходимость участия в них третьих стран.

27 В новом документе подчёркивается роль ЕГТС как ключевого учреждения, занимающегося сотрудничеством. Было высказано мнение о том, что страны-члены ЕС должны поручить ЕГТС функции управления всей или частью программы сотрудничества. Цели приграничного, транснационального и межрегионального сотрудничества на период 2014-2020 гг. более подробно представлены в табл. 4.

28 Таблица 4 Цели приграничного, транснационального и межрегионального сотрудничества Компонент Цели

1. Решение общих проблем, совместно выявленных в приграничных регионах, таких как низкая доступность к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) и транспортной инфраструктуре, сокращение местной промышленности, низкий уровень деловой среды, отсутствие связей между местными и региональными органами управления, низкий уровень исследований и инноваций и использование ИКТ, загрязнение окружающей среды, предотвращение рисков, негативное отношение к гражданам соседних стран. 2. Реализация неиспользованного потенциала роста в приграничной зоне (развитие трансграничной исследовательской инфраструктуры, инновационных объектов и кластеров, интеграция приграничных рынков труда, сотрудничество между учебными заведениями, в том числе университетами), а также укрепление процесса сотрудничества с целью общее гармоничного развития Европейского союза.

_ 1. Укрепление сотрудничества посредством проектов, способствующих комплексному территориальному

Транснациональное

развитию, связанных с приоритетами политики сплочения ЕС. 2. Развитие морского приграничного

сотрудничество

сотрудничества, не охватываемого программами трансграничного сотрудничества.

1. Усиление эффективности политики сплочения путем поощрения обмена опытом между регионами по тематическим целям и городскому развитию, включая связи между городом и сельской местностью, в целях Межрегиональное улучшения реализации программ и проектов территориального сотрудничества в этой области. 2. Обмен опытом сотрудничество по тематическим целям, ведущим к улучшению разработки и реализации оперативных программ в рамках проекта «Инвестиции в целях роста и занятости» и программ в рамках инструмента европейского территориального сотрудничества (программы ETC)

Приграничное сотрудничество

Источник: [19, с. 64]

29 Важным условием обновлённой программы считается вовлечение в программы сотрудничества стран, не входящие в ЕС. Для этого предполагается использовать следующие важные инструменты: 1) Европейский инструмент добрососедства (ENI); 2) Инструмент для помощи при вступлении (IPA II).

30 Было отмечено, что программы европейского территориального сотрудничества, финансируемые Европейским фондом регионального развития, должны охватывать регионы как внутри, так и в некоторых случаях — вне ЕС. Последнее должно происходить в ситуации, когда внешние регионы не охвачены инструментами внешней политики, или не могут участвовать в программах внешнего сотрудничества. Были также установлены общие положения для европейских структурных и инвестиционных фондов, таких как [10]: 1) Европейский фонд регионального развития (ERDF); 2) Европейский социальный фонд (ESF); 3) Фонд сплочения (CF); 4) Европейский сельскохозяйственный фонд развития сельских районов (EAFRD); 5) Европейский морской и рыбный фонд (EMFF).

31 Для того, чтобы внести вклад в реализацию стратегии развития ЕС, а также для реализации конкретных задач европейских структурных и инвестиционных фондов, были определены тематические цели [18]: 1) укрепление исследований, технологического развития и инноваций; 2) повышение качества и доступности ИКТ; 3) повышение конкурентоспособности МСП, аграрного сектора и сектора рыболовства и аквакультуры; 4) поддержка перехода к низкоуглеродной экономике во всех секторах; 5) содействие адаптации к изменению климата, предотвращению рисков и управлению ими; 6) сохранение и защита окружающей среды и поддержка ресурсоэффективности; 7) содействие устойчивому транспорту и устранение нехватки мощностей в работе наиболее важных элементов сетевой инфраструктуры; 8) содействие стабильной и качественной занятости и мобильность сотрудников; 9) содействие социальной интеграции, борьба с бедностью и социальной дискриминацией; 10) инвестирование в образование, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации на протяжении всей жизни; 11) укрепление институционального потенциала государственных учреждений и организаций, принимающих участие в повышении эффективности государственного управления.

32 Было решено, что 80 % распределяемых Европейским фондом регионального развития средств по отдельным программам приграничного сотрудничества и транснациональных программ может охватывать не более четырёх тематических целей, перечисленных выше. В свою очередь, все тематические цели были приняты и для межрегионального сотрудничества [17]. Также были сформулированы инвестиционные приоритеты европейского территориального сотрудничества (табл. 5).

33 Таблица 5 Инвестиционные приоритеты инструмента европейского территориального сотрудничества

Компонент Инвестиционные приоритеты

1. Содействие стабильной и качественной занятости и поддержка мобильности рабочей силы путём интеграции приграничных рынков труда, включая приграничную мобильность, совместные инициативы в области занятости на местном уровне, информационно-консультационные услуги и совместную переподготовку. 2. Содействие социальной интеграции и борьба с бедностью и любой дискриминацией путём поощрения гендерного равенства, Приграничное равных возможностей и интеграции общин через границы. 3. Инвестирование в образование, в т. ч. сотрудничество профессиональную подготовку, приобретение навыков, обучение на протяжении всей жизни путём разработки и внедрения общих систем образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации. 4. Укрепление институционального потенциала государственных учреждений и организаций, принимающих участие в повышении эффективности государственного управления путём поддержки правового и административного сотрудничества и сотрудничества между гражданами и учреждениями.

Укрепление институционального потенциала государственных учреждений и организаций, принимающих 1ранснациональное ;,

участие в повышении эффективности государственного управления путём разработки и координации

сотрудничество

макрорегиональных и морских стратегий.

1. Распространение передовой практики и экспертных знаний и использование результатов обмена опытом в области устойчивого развития городов, включая связи между городом и сельской местностью. 2. Поддержка

Межрегиональное

обмена опытом в целях повышения эффективности программ и проектов в области европейского

сотрудничество

территориального сотрудничества. 3. Расширение базы фактических данных для повышения эффективности политики сплочения и достижения тематических целей путём анализа тенденций развития.

Источник: [19, с. 66]

34 Для достижения целей и приоритетов инструмента европейского территориального сотрудничества планируется реализовать 102 программы, в том числе: - Interreg VA — 88 программ (60 программ «внутренние границы», 12 программ «Инструмент IPA», 16 программ «Инструмент EIS»); - Программы Interreg VB — 15; -Программы Interreg V C — 4 (Interreg Europa, Interact, Urban, Espon).

35 Для программ приграничного сотрудничества поддержка была оказана регионам ЕС на уровне NUTS 3 по всем внутренним и внешним сухопутным границам. Что касается транснационального сотрудничества, то

Комиссия решила сформировать список транснациональных областей, которые должны поддерживаться программами европейского территориального сотрудничества, охватывающих регионы на уровне NUTS 2, обеспечивая при этом непрерывность такого сотрудничества в более крупных областях, созданных в рамках предыдущих программ, в т. ч. макрорегиональных стратегий и морских стратегий. Межрегиональное сотрудничество охватывало весь Европейский Союз.

36 Заключение. Инструмент европейского территориального сотрудничества стал результатом

планомерной реализации Европейским союзом политики поддержки социально-экономического развития территорий, отстающих от общеевропейского уровня. В контексте центр-периферийной модели такие регионы чаще всего представлены на периферии, одновременно являясь приграничными территориями. Европейское территориальное сотрудничество за последние годы прошло быстрый эволюционный путь, зародившись в качестве одного из направлений в программе периода 2007-2013 гг., оно стало одной из ведущих целей в программе политики сплочения ЕС на период 2014-2020 гг. Обладая существенными финансовыми и административными ресурсами, европейская группа территориального сотрудничества становиться действенным инструментом не только внутри европейской политики, но и политики международного сотрудничества ЕС, в т. ч. с приграничными регионами стран — не членов Европейского союза. В таких условиях для приграничных регионов России, понимание специфики данного инструмента, его функциональных и программных возможностей может стать важным условием для выстраивания взаимовыгодного приграничного сотрудничества, направленного на социально-экономическое развитие территорий по обе стороны государственной границы.

Примечания:

1. Инициатива Европейского Союза, цель которой заключалась в поддержке приграничного, транснационального и межрегионального сотрудничества как на внешних, так и внутренних границах ЕС. Эта инициатива получила финансовую поддержку из Европейского фонда регионального развития (ERDF).

2. На период 2007-2013 гг. программы URBAN и EQUAL были включены в состав целей «Конвергенции» и «Региональная конкурентоспособность и повышение уровня занятости».

Библиография:

1. Каледин Н. В., Корнеевец В. С. Трансграничное сотрудничество в Балтийском регионе — к новым пространственным формам международной экономической интеграции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 7. Геология. География. 2007. № 3. С. 80-90.

2. Кошелев В. Н. Еврорегион как фактор социально-экономического развития территории // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Естественные и медицинские науки. 2009. № 1. С.96-99.

3. Осмоловская Л. Г. Типология российских приграничных регионов по степени развития трансграничных связей // Региональные исследования. 2016. № 1 (51). С. 126-135.

4. Часовский В. И. Трансграничное экономическое сотрудничество российских и белорусских регионов // Псковский регионологический журнал. 2014. № 17. С. 108-117.

5. Cohesion policy 2007-13. Commentaries and official texts. European Communities. Brussels 2007. [Электронный ресурс]. URL:

http://ec.europa.eu/regional policy/sources/docoffic/official/regulation/pdf/2007/publications/guide2007 en.pdf

6. Cohesion policy 2014-2020. Investing in growth and jobs. Publications Office of the European Union, Luxembourg 2011. [Электронный ресурс]. URL:

http://ec.europa.eu/regional policy/sources/docoffic/official/regulation/pdf/2014/proposals/regulation2014 leaflet en.pdf (дата обращения 11.09.2018). P. 14.

7. Council Regulation (EC) No 1083/2006 of 11 July 2006 laying down general provisions on the European Regional Development Fund, the European Social Fund and the Cohesion Fund and repealing Regulation (EC) No 1260/1999. [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX%3A32006R1083 (дата обращения 19.09.2018)

8. Dumala H. Wspolpraca mi^dzyterytorialna w prawie Wspolnot Europejskich//Annales Universitatis Mariae Curie-Sklodowska. Sectio K, Politologia, 2009. Vol. 16 (1). s. 31.

9. European Grouping of Territorial Cooperation (EGTC). [Электронный ресурс]. URL:

http://ec.europa.eu/regional policy/fr/policy/cooperation/european-territorial/egtc/ (дата обращения 15.09.2018)

10. European structural and investment funds. European Commission. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/info/funding-tenders/funding-opportunities/funding-programmes/overview-funding-programmes/european-structural-and-investment-funds en (дата обращения 11.09.2018)

11. Joskowiak K. Europejskie Ugrupowanie Wspolpracy Terytorialnej - innowacyjny instrument polityki spojnosci Unii Europejskiej (w:) Polsko Slowacka Wspolpraca Transgraniczna Samorzqdow Lokalnych w latach 2012-2013, Zwi^zek Euroregion „Tatry" w Nowym Targu, Nowy Targ 2003, p. 20.

12. Lewkowicz L. Europejskie ugrupowania wspolpracy terytorialnej - nowa jakosc polsko-slowackiej wspolpracy transgranicznej?//Studia Regionalne i Lokalne, Nr 1(51)/2013.

13. Martinez A.A. Rola Komitetu Regionow oraz Platformy Europejskich Ugrupowan Wspolpracy Terytorialnej (w:) Polsko Slowacka Wspolpraca Transgraniczna Samorzqdow Lokalnych w latach 2012-2013, Zwi^zek Euroregion „Tatry" w Nowym Targu, Nowy Targ 2013. Р. 28.

14. Ratzinger J. Europe: Today and Tomorrow. Unity Publisher. Kielce. 2005. Р. 33.

15. Regulation (EC) No 1080/2006 of the European Parliament and of the Council of 5 July 2006 on the European Regional Development Fund and repealing Regulation (EC). No 1783/1999. [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=celex%3A32006R1080 (дата обращения 19.09.2018)

16. Regulation (EC) No 1082/2006 of the European Parliament and of the Council of 5 July 2006 on a European grouping of territorial cooperation (EGTC). [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex :32006R1082 дата обращения 19.09.2018)

17. Regulation (EU) No 1299/2013 of the European Parliament and of the Council of 17 December 2013 on specific provisions for the support from the European Regional Development Fund to the European territorial cooperation goal. [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32013R1299 (дата обращения 15.09.2018).

18. Regulation (EU) No 1303/2013 of the European Parliament and of the Council of 17 December 2013 laying down common provisions on the European Regional Development Fund, the European Social Fund, the Cohesion Fund, the European Agricultural Fund for Rural Development and the European Maritime and Fisheries Fund and laying down general provisions on the European Regional Development Fund, the European Social Fund, the Cohesion Fund and the European Maritime and Fisheries Fund and repealing Council Regulation (EC). No 1083/2006. [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=celex%3A32013R1303 (дата обращения 15.09.2018)

19. Studzieniecki T. Europejskie Ugrupowania Wspolpracy Terytorialnej - uj^cie podmiotowe, przedmiotowe i przestrzenne. Academia Europa Nostra. Lubieszynek. 2015. 200 p.

20. Szlachta J. Strategia Europa 2020 a europejska polityka spojnosci po 2013 roku//Prace i Materialy Instytutu Rozwoju Gospodarczego. Nr 88 (2012). P. 232

21. 2006/702/EC: Council Decision of 6 October 2006 on Community strategic guidelines on cohesion. [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32006D0702 (дата обращения 19.09.2018)

The appearance and development of the tool of European territorial cooperation

T. Studzieniecki

Professor, Gdynia Maritime Academy Poland, Gdynya I. Gumenyuk

Leading Researcher, Immanuel Kant Baltic Federal University Russian Federation, Kaliningrad

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is devoted to the description of the instrument of European territorial cooperation, which in recent years has become an important instrument of the policy of the European Union in the context of regional development, including cooperation with the regions of bordering countries that are not members of the EU. The article shows the evolution of this tool, which for the last 15 years, undergoing changes, has formed into one of the key objectives of the policy of rallying the European Union. The instrument of European territorial cooperation, has substantial financial and administrative resources, provides support to the economically underdeveloped regions of the EU, ensures development of an innovative economy, and intensifies cooperation programs in such new areas as the maritime economy. The key conclusion of the article is to assess the role of this tool as a driver of the EU's territorial development in the future. For Russian authors, the study of the genesis and modern internal structure of the instrument of European territorial cooperation will allow us to more accurately understand how the mechanism of territorial development is sufficiently contrasted in terms of the pace and level of the social and economic development of the EU. The obtained knowledge can also be applied with the aim of adapting the best European practices in the development of Russian border regions, including neighboring countries with the European Union.

Keywords: instrument of European territorial cooperation, European Union, cross-border cooperation, cohesion policy

Publication date: 05.10.2020

Citation link:

Studzieniecki T., Gumenyuk I. The appearance and development of the tool of European territorial cooperation // Pskov regional studies journal 2019. Issue 1 (37) C. 3-18 [Electronic resource]. Access for registered users. URL: http://ras.jes.su/region/s221979310012068-7-1 (circulation date: 05.10.2020).

Код пользователя: 28890; Дата выгрузки: 05.10.2020; URL - http://ras.jes.su/region/s221979310012068-7-1 Все права защищены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.