УДК 347.73
ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ДЕНЕГ: МЕРА СТОИМОСТИ, СРЕДСТВО ОБРАЩЕНИЯ, ФУНКЦИЯ МИРОВЫХ ДЕНЕГ
Проскурина Кристина Юрьевна
Магистр юридических наук, докторант ВШП «Эдшет» Каспийского общественного университета, научный сотрудник НИИ финансового и налогового права; г.Алматы, Республика Казахстан; e-mail: Kristina.Proskurina@unius.kz
Аннотация. Целью статьи является анализ правовых форм установления функций денег в законодательстве Республики Казахстан, а также в иных правовых актах. Деньги представляют собой универсальный эквивалент стоимости товаров, работ и услуг. В научной литературе достаточно подробно проанализированы функции денег как правового и экономического феномена. Экономические функции денег, объективно сложившиеся в ходе исторического развития данного явления, находят свое правовое закрепление и оформление, которое и исследовано в данной научной работе. Как отмечается в научной литературе, закрепление в правовых актах функций денег имеет существенное значение, в частности, при установлении правового режима денег. В этой связи в статье дано авторское определение понятию правовые формы установления функций денег и приведены наиболее общие и яркие их примеры применительно к основным общепризнанным функциям денег: мера стоимости, средство обращения и мировые деньги. В настоящем исследовании также проведен общий анализ указанных функций денег с точки зрения правовой науки, даны предложения по совершенствованию действующего законодательства в сфере денежного обращения. Кроме того, теоретическую основу данной статьи составили работы признанных ученых как гражданского права, так и финансового права. Выводы, сделанные Н в ходе проведения настоящего исследования, могут быть использованы при проведении дальнейших исследований в этой области права, а также для целей совершенствования действующего законодательства Республики Казахстан. И
Ключевые слова: деньги, денежное обращение, функции денег, национальная валюта, Т иностранная валюта, мера стоимости, средство обращения, мировые деньги.
А^ША ФУНКЦИЯЛАРЫН ОРНАТУДЬЩ К^КЬЩТЬЩ НЫСАНДАРЫ: К¥Н ЭЛШЕМ1, АЙНАЛЫС К¥РАЛЫ, ЭЛЕМД1К АЦШАНЫЦ ЦЫЗМЕТ1
сг
В
СП >
Проскурина Кристина Юрьевна о
Зац магистрi, Каспий щогамдыщ университетШц Эдтет жогары Й
зац мектебШц докторанты, К,аржы жэне Салыщ щущыгы Н
Fылыми-Зерттеу Институтыныц гылыми щызметкерi; О
р
Алматы ц., Казацстан Республикасы; e-mail: Kristina.Proskurina@unius.kz
Аннотация. Мацаланыц мацсаты - Казацстан Республикасыныц зацнамасында, сон-дай-ац басца да цщыцтыц актыерде ацшаныц функцияларын орнатудыц цщыцтыц ны-сандарын талдау. Ацша - бул тауарлар, жумыстар мен цызметтер цуныныц эмбебап эквивалентi. Fылыми эдебиеттерде ацшаныц цщыцтыц жэне экономикалыц цубылыс рет1ндег1 функциялары жеткiлiктi егжей-тегжейлi талданды. Тарихи даму барысында объекmивmi тYрде цалыптасцан ацшаныц функциялары осы гылыми жумыста зерттел-ген езтщ зацды кертшн табады. Fылыми эдебиеттерде атап керсетыгендей, ацшаныц
"U
функцияларды зац актыертде шогырландыру, атап айтцанда ацшаныц цуцыцтыц режимы орнату кезтде вте мацызды. Осыган орай, мацалада ацша функцияларын орна-тудыц цуцыцтыц формалары тужырымдамасына автордыц аныцтамасы бершген жэне ацшаныц неггзгг жалпы танылган функцияларына цатысты ец жалпы жэне жарцын мы-салдары келтгрглген: цун влшемг, айналыс цуралы жэне элемдгк ацша. Бул зерттеу со-нымен цатар зац гылымы тургысынан осы ацша-несиелгк функцияларды жалпы талдауга мYмкiндiк бередг жэне ацша айналымы саласындагы цолданыстагы зацнаманы жетглдгру бойынша усыныстар бередг. Сонымен цатар, осы мацаланыц теориялыц неггзг реттде азаматтыц цуцыцтыц да, царжы цуцыгыныц да танымал галымдарыныц ецбектерг бол-ды. Осы зерттеу барысында жасалган тужырымдарды цуцыцтыц осы саласын одан эр1 зерттеу барысында, сондай-ац Казацстан Республикасыныц цолданыстагы зацнамасын жет1лд1ру мацсатында пайдалануга болады.
Tyüw свздер: ацша, ацша айналымы, ацшаныц функциялары, улттыц валюта, шетел валютасы, цун влшемг, айналыс цуралы, элемдгк ацша.
THE LEGAL FORMS OF ESTABLISHING MONETARY FUNCTIONS: MEASURE OF VALUE, MEDIUM OF CIRCULATION, FUNCTION OF WORLD MONEY
Proskurina Kristina Yuryevna
Master of Laws, doctoral student of Adilet Law School, Caspian Public
University, research fellow of the Research Institute of Financial and Tax Law;
Almaty, Republic of Kazakhstan; e-mail: Kristina.Proskurina@unius.kz
Abstract. The purpose of the article is to analyze the legal forms of establishing monetary functions in legislation of the Republic of Kazakhstan and in other legal acts. Money is the Я universal equivalent of the value of goods, works and services. The monetary functions had ™ analyzed in details in scientific literature as a legal and economic phenomenon. Monetary cL functions, objectively formed during the historical development of this phenomenon, find their " legal reflection, which is studied in this article. As noted in scientific literature, the consolidation ^ of monetary functions in legal acts is essential, in particular, when establishing the money's s legal regime. In that case, the article gives the author's definition of "legal forms of establishing ^ monetary functions" and provides the most general and impressive their examples applied to E generally acknowledged monetary functions: a measure of value, a medium of exchange and e world money. This research also provides a general analysis of these monetary functions from ^ the point if view of legal science, and offers suggestions for improving the current legislation in ° the field of monetary circulation. In addition, the theoretical basis of this article were the works S of recognized scholars of both civil and financial law. The conclusions that were made in that с scientific research can be used in further researches in this area of law and also for the purpose ^ of improving the current legislation of the Republic of Kazakhstan.
Keywords: money, monetary circulation, monetary functions, national currency, foreign £ currency, measure of value, medium of exchange, world money. b
DOI: 10.52026/2788-5291_2022_70_3_225
провозгласил независимость Республики. Всеобъемлюще и наиболее полно о принципах и основах суверенности государства лучше напишут люди, которые посвятили себя их изучению и претворению в жизнь. Мы лишь отметим, что самостоятельная денежная система и денежно-кредитная политика страны являются немаловажными составля-
о
X
о
РЛ
Введение
^ В 2021 году Республика Казахстан отме-
У тила 30-летие независимости. Ровно 30 лет
Ь назад, 16.12.1991 г., был принят Конститу-
^ ционный закон Республики Казахстан от
| 16.12.1991 г. № 1007-XII «О государствен-
Ь ной независимости Республики Казахстан»,
00 согласно которому Верховный Совет РК
варооборота и мирового рынка выбор его участников пал на драгоценные металлы в слитках, поскольку по своим свойствам (как физическим, так и химическим) такие предметы наиболее отвечали признакам идеальных денег: «опредмечены в твердом виде, делимы, узнаваемы, эстетичны, удобны в обращении, долговечны в хранении и не подвержены разрушению под воздействием факторов естественной среды» [2, с.284].
С течением времени трансформировались формы денег, однако в юридической и экономической науках все также выделяют основные функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления, мировые деньги. В настоящей научной работе будут исследованы правовые формы установления таких функций денег, как мера стоимости, средство обращения и функция мировых денег.
Материалы и методы
Методологическую основу настоящего исследования составили различные теоретические и эмпирические методы, в том числе метод правового анализа, сравнительно-правовой метод, формально-логический метод, а также метод герменевтики.
ющими независимости любого государства, и Казахстан не исключение. Деньги признаются объектом финансового права, и, соответственно, являются целью существования всей финансовой деятельности государства в лице его уполномоченных органов. Финансовая деятельность государства, как и любая другая деятельность в современном мире, строится исключительно на правовых началах, а явления объективной реальности и фактически складывающиеся на практике экономические отношения, как правило, находят свою регламентацию в действующем законодательстве. Для построения независимой денежно-кредитной политики первоначально необходимо определить, что государство будет понимать под деньгами, какими функциями они обладают и как эти объективные явления закрепить и отразить в правовых нормах.
Исторически сложилось, что деньги зародились в обществе как экономическое явление, представляя собой так называемые «товарные» деньги - некий товар как всеобщий универсальный эквивалент стоимости иных товаров, работ и услуг. Деньги в том виде, который нам известен в настоящее время, облегчили ведение торговли, в том числе международной, заменив собой различного рода товары, использовавшиеся в качестве средства обмена.
Использование той или иной вещи в качестве эквивалента стоимости зависело от множества факторов, таких как интерес круга лиц (общества, общины), проживающих на конкретной территории, при определенных погодных условиях, занимающихся каким-либо видом хозяйственной деятельности (будь то земледелие, скотоводство, охота, ремесло).
Например, выделялись такие формы товарных денег, как анималистические товарные деньги, гилоистические товарные деньги, вегетабилистические товарные деньги [1, с.10]. Иными словами, товарными деньгами могли выступать различные товары животного происхождения: скот (лошади, бараны), меха (в том числе куниц, белок), шкуры, кожа, ракушки и пр.; могли в качестве денег выступать драгоценные камни (в частности изумруды, алмазы, рубины, жемчуг, сапфиры и т.п.), драгоценные металлы (золото, серебро, платина), соль и пр.; и, наконец, всеобщим мерилом также являлись вещи растительного происхождения: зерно, рис, семена, плоды и т.п. Как отмечается в литературе, в дальнейшем, с развитием то-
Результаты. Обсуждение Е
В научной литературе достаточно под- р
робно проанализированы функции (или при- К
знаки) денег как экономического феномена: и
поскольку деньги являются порождением р
частноправовых отношений, складываю- У
щихся в среде товарооборота, то и признаки, ^
которые присущи деньгам, в большинстве А
случаев выделяются исключительно эконо- о
мические. К.Марксом на основе объективно Д
складывающихся экономических признаков р
г гп
выведено общее понятие денег, согласно ко- Ь
торому деньги есть товар, который выполня- В
ет функции меры стоимости и средства об- И
ращения непосредственно или через своих р
заместителей [3, с.178]. В
Отметим, что несмотря на доктринальное О
выделение признаков денег и многократные и
попытки определения понятия «деньги», ос- ф
нованные на экономических признаках, все р
же сохраняется пробел в части понимания Ц
сущности денег в юридической науке. Ис- и
следователи в этой области либо соглашают- к
ся с определением, данным экономистами, =§
либо отвергая его, предлагают такое опре- (
деление, которое, как нам представляется, -
не совсем отвечает объективной экономиче- о
ской сущности и правовой форме денег. На о
современном этапе развития юридической науки укоренилась тенденция, особенно среди представителей старой школы, отвергать определение, данное экономической наукой, для целей права по простому принципу: что хорошо для экономики, для науки юриспруденции - неприемлемо. Но разве может право открещиваться от экономических явлений и указывать на то, что определение, полученное объективно и отражающее все существенные признаки самого определяемого понятия экономического явления, не может отвечать праву и закону? Частноправовые отношения, относящиеся к предмету регулирования гражданского права, и есть товарно-денежные отношения, отношения по поводу собственности (приобретение права собственности, его прекращение, переход от одного лица к другому), отношения, складывающиеся по поводу перехода прав на деньги при взаимодействии субъектов рынка, это экономические отношения, урегулированные нормами права.
Из положений ГК РК и ГК РФ следует, что гражданское право регулирует, помимо прочего, имущественные отношения. Что же представляют из себя эти самые имущественные отношения? Гражданское законодательство стран СНГ не дает четкого ™ определения понятию «имущественные от-¡3 ношения», оно лишь позволяет сделать вы° вод, вытекающий из норм общей части ГК ^ этих стран: имущественные отношения - это 1 общественные отношения, возникающие и существующие по поводу имущества (в ^ этой связи отметим, что имущество - кате-^ гория исключительно правовая и на сегод-
0 няшний день необоснованно расширена, что
1 также вызывает ряд как практических, так и научных проблем и дискуссий). Профессор
§ М.К. Сулейменов оперирует интересным < понятием, указывая, что: «гражданское пра-с во регулирует имущественно-стоимостные <1 отношения» [4, с.66]. А «стоимость товара, (З выраженная в деньгах, есть цена товара» [5, £ с.23]. Как бы правовая доктрина не отрица-^ ла отсутствие тесной взаимосвязи между о экономикой и правом и провозглашала нео возможность закрепления экономических т понятий в праве, все же право регулирует ^ объективно возникающие экономические 5 общественные отношения, складывающие-Ь ся между гражданами и организациями по ^ поводу производства, обмена и потребления ^ благ. Правотворчество не направлено на со-£ здание новых видов общественных отноше-т ний, а является деятельностью уполномо-
ченных органов, направленной на создание норм права, регулирующих уже сложившиеся в общественной жизни отношения на благо общества, в целях защиты публичного интереса, поддержания рынка, его развития, придания конкретным отношениям правовой формы, а также с целью защиты прав участников этих отношений.
То же применимо и к деньгам. Деньги и денежные отношения, являясь продуктом внутригосударственного и международного взаимодействия участников товарообмена, на современном этапе получают правовое регулирование, закрепленное в актах национального и международного права, становятся явлением не исключительно экономическим, а экономико-правовым, что подразумевает неразрывную связь во взаимодействии экономики и права. Это взаимодействие призвано наиболее полным и отвечающим современным потребностям общества образом урегулировать объективно складывающиеся общественные товарно-денежные отношения, придать им правовую форму, создать механизмы защиты прав сторон правоотношения.
Разделяя мнение о том, что важное значение имеет отображение в законодательстве функций денег [6, с.266], дополним, что экономические функции денег, объективно сложившиеся в ходе исторического развития данного феномена, находят свое правовое отражение, закрепление и оформление, которое и будет исследовано в ходе данной научной работы. В указанной связи в настоящее время является актуальным, особенно в свете появления электронных денег, «национальных цифровых валют» и криптовалют, закрепить в действующем законодательстве известные к настоящему моменту в экономике и праве основополагающие функции денег. Такие правовые нормы предлагается именовать правовыми формами установления функций денег.
Правовые формы установления функций денег - это нормы права и положения гражданско-правовых сделок, которые закрепляют возможность и порядок использования денежного товара, денежной единицы или денежного знака в качестве меры стоимости товаров, работ, услуг, средства их обращения, законного платежного средства, средства накопления (сбережения), средства международных расчетов (мировые деньги), а также закрепляющие иные функции денег в праве.
Указанное понятие «правовые формы установления функций денег» до настояще-
го времени не было использовано или определено в юридической литературе другими авторами. Таким образом, автор настоящего научного исследования считает указанное определение авторским и впервые введенным в научный оборот.
Обратим внимание на то, что в данном определении указано, что функции денег могут выполняться денежным товаром и (или) денежной единицей и (или) денежным знаком. Правовой анализ соотношения данных понятий представляет собой предмет самостоятельного исследования автором, по результатам которого предложенное в настоящей статье определение может быть доработано и усовершенствовано.
Переходя непосредственно к правовым формам установления функций денег, следует первоначально осветить вопрос понятия и видов основных функций денег. Однако отметим, что не все из предложенных в правовой науке функции денег признаются автором настоящей статьи на данном этапе в качестве обязательных и презюмируемых, что найдет свое отражение в ходе настоящего исследования.
Напомним, что функции денег - это основные направления проявления деньгами своей сущности в товарно-денежных отношениях в качестве экономической категории; внешнее проявление свойств денег в системе товарно-денежных отношений. «Функция - это существование, мыслимое нами в действии».
Традиционно выделяют пять основных экономических функций денег [5, с.22-29; 3, с.148-193].
В научной литературе отмечают ряд юридических признаков, выявляющих правовую природу денег: 1) деньги являются особыми знаками, выраженными в форме, установленной законом; 2) государство устанавливает платежную силу денежных знаков; 3) монопольное право государства на эмиссию денежных знаков; 4) деньги реализуют свои экономические функции с помощью юридических норм [1, с.24-27]. По мнению отдельных авторов, «деньгами является то, что в качестве денег названо государством» [7, с.81]. Выделяют также такие правовые признаки денег как обязательность их к приему всеми, официальный характер установления денежной единицы, производность денег от права государства осуществлять денежную эмиссию, платежеспособность, подчиненность использования денег определенным правилам, закрепленным в нормативно-пра-
вовых актах [8, с.46-62].
Отметим, что для целей настоящего исследования понятия «функции денег» и «признаки денег» не являются тождественными. Однако в науке права в настоящее время не выделяется правовых функций денег, в связи с чем с точки зрения права в большей степени анализируются юридические признаки денег, в том числе через их функционирование.
Деньги как мера стоимости.
Правовые формы установления денежной функции меры стоимости - это нормы права и соответствующие (или не противоречащие) им положения гражданско-правовых сделок, которые закрепляют возможность и порядок использования денежного товара, денежной единицы или денежного знака в качестве меры стоимости товаров, работ и (или) услуг.
Деньги - это изначально специфический товар, служащий универсальным и всеобщим эквивалентом стоимости иных товаров, работ и услуг. Это означает, что стоимость любого товара, работы или услуги можно выразить в форме цены, которая в свою очередь представляется в виде денежной суммы. Вообще, термин стоимость редко встречается в национальном законодательстве, и мы не находим подробной расшиф- Е ровки того, что представляет собой цена или р стоимость и как они взаимосвязаны с такой К функцией денег, как мера стоимости.
Например, в пп.18) ст.2 Закона РК р «О трансфертном ценообразовании» уста- У новлено определение термина «рыночная А цена», в соответствии с которым это «цена А товара (работы, услуги), сложившаяся о при взаимодействии спроса и предложе- Д ния на рынке идентичных (а при их отсут- Е ствии - однородных) товаров (работ, услуг) Ь в сопоставимых экономических условиях, В определяемых в соответствии с принципом И "вытянутой руки"». р
На первый взгляд может показаться, что АВ законодатель занимается тавтологией в дан- О ном определении, однако суть вышеприве- и денных определений заключается не в уста- ф новлении сущности цены, а в установлении р сущности той или иной ее характеристики Ц (цена в условиях рынка и цена в условиях ИИ сделки). к
Таким образом, в контексте данных норм, =§ не дается определения понятию «цена» как ( такового. Нет и законодательного закрепле- — ния определения термину «стоимость», за О исключением «рыночной стоимости», о ко- О
торой речь пойдет ниже.
Получается, что законодатель довольно часто использует в своей юридической технике термины, не раскрывая их суть и определение, полагаясь на то, что экономической и правовой наукой такие определения общетеоретического характера уже даны, общеизвестны и общеупотребительны, а потому не нуждаются в своем юридическом закреплении.
Из идеи К.Маркса [3, с.149], как мы полагаем, вытекает, что денежная форма стоимости на практике может быть представлена в качестве цены, что также подтверждается в юридической литературе [8, с.42].
Так, например, одной из правовых форм установления данной функции служит законодательное закрепление определения термина «рыночная стоимость»1.
Поскольку оценка товара, как мы уяснили ранее, является идеальной формой, то есть представляет собой идеальный образ и представление владельца этого товара о том, сколько было затрачено труда на производство этого товара и как подобные затраты выражаются в деньгах, следовательно, косвенно определение цены товара находит свое закрепление в гражданском законодательстве путем указания на согласование £ стоимости товара сторонами правоотноше-¡3 ния в момент реализации этого самого това-° ра. Гражданское законодательство позволяет ^ сторонам договора достигать соглашения о 1 цене товара, работы или услуги в положениях договора, устанавливать такую цену в ^ оферте или определять цену исходя из ры-^ ночной стоимости товара. о Так, например, согласно п.1 ст.406 ГК х РК, покупатель обязуется уплатить за товар определенную денежную сумму (цену). В § этой законодательной формулировке закре-< плено сразу несколько ориентиров, указы-с вающих на то, что подобные нормы могут <1 представлять собой правовые формы уста-(З новления денежной функции меры стои-^ мости: цена есть денежное выражение сто-^ имости товара; прежде чем товар войдет в о оборот, он должен быть оценен с помощью о денег как всеобщего эквивалента, соот-т ношение с которым помогает установить ^ стоимость различных товаров по отноше-5 нию друг к другу; и такая сумма подлежит Ь определению, то есть представлению в виде
^ конкретной денежной суммы. Таким обра-^
X
ь
ш
т 1 П.18) ст.1 Закона Республики Казахстан от 10 января 20 Казахстан» // https://onUne.zakon.kz/Document/?docJd=336.
зом, прежде чем товар будет реализован, а деньги объективно и физически послужат средством обращения, товар должен быть оценен в форме денежной суммы. Следовательно, деньги служат всеобщей мерой стоимости. Правовой формой установления данной денежной функции будет выступать как норма права, позволяющая сторонам установить цену по соглашению, так и условия соответствующего гражданско-правового договора, где такая цена непосредственно будет установлена.
Исследователями выделяется и другая правовая форма установления данной денежной функции - п.1 ст.40 НК РФ [8, с.43].
Другой правовой формой установления денежной функции меры стоимости являются положения ГК РК о возмещении убытков, вызванных нарушением обязательства [6, с.259].
Мы полагаем, что рассмотренных правовых форм частных случаев установления денежной функции недостаточно, поскольку они являются косвенными и о них можно судить только между строк законодательства РК. К сожалению, ни в актах финансового законодательства, ни в актах гражданского законодательства не определено, что из себя представляет цена, стоимость, в каком соотношении друг с другом они находятся и каким образом реализуют на практике функцию денег меры стоимости. Необходимо уделить пристальное внимание законодательному закреплению экономических функций денег. В частности, принятие законодателем соответствующих правовых норм об определении понятий и сущности стоимости, цены, их соотношении и необходимости оценки любых товаров, работ и услуг в деньгах как средстве, служащем универсальной мерой стоимости, будет способствовать лучшему осмыслению правового определения понятия «деньги» и уяснению понятия функционирования денег как меры стоимости.
Деньги как средство обращения
Правовые формы установления денежной функции средства обращения - это нормы права и соответствующие (или не противоречащие) им положения гражданско-правовых сделок, которые закрепляют возможность и порядок использования денежного товара, денежной единицы или денежного знака в качестве средства обраще-
? года № 133-У1 «Об оценочной деятельности в Республике 545 (Дата обращения: 01.03.2021)
ния товаров, работ и (или) услуг.
Наглядно данную функцию денег демонстрирует К.Маркс [3, с.157].
Термин «обращение» имеет соответствующее значение - это процесс обмена, оборота, участие в употреблении. Становится понятным, что функция средства обращения заключается в том, что деньги выступают посредником в гражданском обороте: деньги становятся не самоцелью, а служат средством обретения желаемого товара, полученным ранее в результате отчуждения иного товара. Эта функция тесно взаимосвязана с функцией меры стоимости и с точки зрения юридической науки опять-таки косвенно выражается в форме правовых норм, закрепляющих реальную правовую возможность обменивать товар (работу или услугу) на деньги, что в последующем предоставит возможность обменять деньги на иной необходимый товар. Здесь, в первую очередь, необходимо отметить Указ Президента Республики Казахстан «О введении национальной валюты Республики Казахстан», согласно которому была введена в обращение национальная валюта - тенге, наличные деньги в Республике Казахстан находятся в обращении в виде банкнот и монет, а также тенге подлежит приему всеми физическими и юридическими лицами в оплату всех товаров, работ или услуг2. Эти нормы обусловливают возможность обмена любого товара на территории государства на деньги и возможность обмена денег на любого рода товары, что способствует товарообороту посредством денег. Утратившим силу Законом РК «О денежной системе» устанавливалось, что денежное обращение в Республике Казахстан включает в себя движение наличных и безналичных денег в процессе обращения товаров, оказания услуг и совершения различных платежей. Более того, исторически на территории некогда существовавшей Казахской ССР существовала возможность товарооборота за национальную и иностранную валюту (хоть и на основании ли-цензии)3.
Возвращаясь к правовым формам установления экономических функций денег, отметим, что, действительно, введенная и
действующая в обращении национальная валюта является законным и обязательным к приему средством товарного обращения: деньгам в форме национальной валюты придана законная платежная сила, они обязательны для приема всеми физическими и юридическими лицами в оплату продаваемых товаров, осуществляемых работ и оказываемых услуг.
Во-первых, в этой связи мы не согласны с тем мнением, согласно которому придание государством деньгам силы средства платежа есть правовой признак денег. Более того, в литературе также бытует мнение, что использование каких-либо объектов в качестве денег без соответствующей санкции государства является незаконным [8, с.50], а также «другие товары также могут получить силу денег. Но это уже область экономики и политики, а не права» [6, с.265]. С такой позицией сложно согласиться безапелляционно. Нормативно не определено, что из себя представляют деньги и какова их сущность. Конечно, нормативные правовые акты закрепляют, что денежной единицей РК является казахстанский тенге, приравнивая денежную единицу к национальной валюте4, однако это не проливает свет на определение понятия «деньги» и что может подпадать под понимание денег в современных условиях. Кто признает тот или иной товар, актив или информацию деньгами? В современной действительности сложно определить, что является деньгами как таковыми.
Например, на современном этапе развития общества повсеместно и широко в мировую экономику вошла криптовалюта, используемая в качестве средства обращения на просторах сети Интернет не только в обороте между физическими лицами, но также при оказании различных услуг предпринимателями. Криптовалюту используют такие сервисы как eBay, PayPal, Amazon, Reddit, Time, ее используют в качестве платы по он-лайн-играм, для оплаты путешествий, при покупке продуктов питания и фаст-фуда, за обучение. Международный фонд «Всемирная продовольственная программа» успешно применяет цифровые валюты в своей деятельности по распределению помощи го-
Н
X
ы А
о х о Д А
сг
В
СП А
> СП
О
СП
О
X
е о
"U
2 А
JZ
2 Указ Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1993 года № 1399 «О введении национальной валюты Республики Казахстан»//https://online.zakon.kz/document/?docid=1004900 (Дата обращения: 01.03.2021)
3 Постановление Кабинета Министров Казахской ССР от 5 ноября 1991 года N 670 «Об организации на территории республики розничной торговли и оказания услуг за иностранную валюту (изменения на 05 ноября 1991) // http://adilet.zan. kz/rus/docs/P910000670_ (Утратило силу постановлением Правительства РК от 27 июля 2005 г. N 781)
4 Ст.38 Закона Республики Казахстан от 30 марта 1995 года № 2155 «О Национальном Банке Республики Казахстан» // https://online.zakon.kz/Document/?docid=1003548 (Дата обращения: 01.03.2021)
-о
7s
IX
< IX
О в х
о
со О
СП <
< СП
ь .0
ш £
ч О X
0 <
т
1
х
Ь
лодающим жителям Земли [9].
Таким образом, если отталкиваться от принципа определения денег, ориентируясь на их признаки и функции, разве не рынок уже определил, что является деньгами, и разве можно опустить гипотезу о том, что, например, криптовалюта может в сущности являться деньгами? Полагаем, что установление государством платежной силы денежных знаков и санкционирование государства на использование чего-либо в качестве денег представляют собой лишь одну из возможных правовых форм установления функций денег средства обращения и средства платежа.
Во-вторых, Указ Президента РК «О введении национальной валюты РК» в большей степени указывает на то, что введена в обращение денежная единица - тенге, то есть запущен механизм денежного обращения, представляющий собой явление более широкое, чем участие денег в качестве посредника на товарном рынке. В современной действительности и в условиях действующего законодательства в широком смысле денежное обращение включает в себя финансовую деятельность государства по эмиссии денежных знаков, использование денег в частноправовом товарном обороте, финансовую деятельность государства по регулированию обращения денежной массы на рынке, финансовую деятельность государства по изъятию из обращения и уничтожению денежных знаков. Полагаем, что рассматриваемая нами норма, регулирующая «обращение» денег, представляет собой лишь вершину айсберга регулирования не только денежного обращения, но обращения товаров, работ и услуг на рынке. Деньги являются универсальным товаром, осуществляющим функцию обращения товаров среди участников товарного оборота, и отсутствие нормативного закрепления механизмов такого оборота значительно усложняет процесс регулирования рынка государством в допустимой мере. Более того, в отсутствие такого законодательного закрепления, на практике как раз и происходит принятие различного рода универсальных товаров в качестве денег, способных послужить мерилом стоимости предлагаемых на рынке товаров и средством их оборота между участниками имущественных правоотношений.
Функция мировых денег
Правовые формы установления денежной функции мировых денег - это нормы национального, международного права и соответствующие (или не противоречащие) им положения гражданско-правовых сделок, которые закрепляют возможность и порядок использования денежного товара, денежной единицы или денежного знака в качестве средства международных расчетов (мировые деньги).
Деньги, обладая свойством мировых денег, в данном случае выходят за пределы внутреннего обращения и становятся объектом международных имущественных отношений, в частности международных торговых отношений и могут выступать в качестве средства международных расчетов.
Так, Республика Казахстан, ратифицировав Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их Государствами - членами, с другой стороны, разрешила вопрос о международных расчетах в пределах действия данного Соглашения со странами Европейского Сообщества. В Соглашении установлена правовая форма установления функции мировых денег, согласно которой стороны обязуются разрешать любые платежи в свободно конвертируемой валюте5.
На территории Республики Казахстан в порядке, предусмотренном валютным законодательством, разрешено заключение и исполнение гражданско-правовых договоров в иностранной валюте. В этой связи наглядно демонстрируется функция мировых денег иностранной валюты, а правовые формы установления данной функции могут заключаться в их закреплении в законодательстве Республики Казахстан, а также в валютных договорах, где стороны правомерно приходят к соглашению о проведении взаимных расчетов в иностранной валюте.
Кроме того, сегодня мы живем в эпоху фидуциарной денежной системы, в соответствии с которой в обращении находятся неразменные деньги, то есть деньги, либо необеспеченные активами эмитента, либо обеспеченные такими активами формально. В этой связи в экономической теории отмечается, что национальные деньги представляют собой неразменные деньги, они не обеспечены золотом, как то было ранее,
5 П.1 ст.41 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их Государствами - членами, с другой стороны, ратифицированного РК Законом Республики Казахстан от 26мая 1997 г. N113-1 //https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z970000113_ (Дата обращения: 01.03.2021)
что затрудняет их использование на мировом рынке, а, следовательно, и выполнение ими функции мировых денег [5, с.45]. Государствам-членам мирового сообщества крайне не выгодно принимать в уплату международных расчетов национальную валюту иного государства, представляющую из себя, как указывается отдельными авторами, всего лишь обязательство Центрального банка обеспечить прием этих денег всеми субъектами внутреннего рынка.
Заключение
Анализ правовых форм установления трех из рассматриваемых в настоящей статье функций денег (мера стоимости, средство обращения, функция мировых денег) позволяет сделать следующий вывод: фактически некоторые из основополагающих экономических функций денег так или иначе находят свое правовое отражение в национальном законодательстве, и примеры тому были приведены в настоящей статье. Однако, как было отмечено нами ранее, во-первых, не все функции денег находят закрепление в правовых нормах, которые в полном объеме отражают сущность денег; во-вторых, правовые формы установления экономических функций денег разрозненны, противоречивы и содержатся в различных актах
законодательства, что усложняет процесс их поиска, систематизации и идентификации; в-третьих, правовые формы установления функций денег могут быть закреплены не только в нормативных правовых актах, но и в гражданско-правовых договорах, где субъекты частного права могут реализовы-вать автономию воли сторон, устанавливать частные деньги и наделять функциями денег товарные деньги.
Рассмотренные в настоящей статье функции денег прямо не определены в действующем законодательстве РК. Как было отмечено ранее, все представленные примеры правовых форм установления функций денег носят специальный и неявный характер, и в РК отсутствует единый законодательный акт, который бы включал в себя правовые формы установления всех основополагающих функций денег.
Считаем, что определения, предложенные автором в настоящей научно-исследовательской работе, должны занять свое место в доктрине финансового права и гражданского права и послужить фундаментом для проведения дальнейших научных изысканий, а функции денег должны найти свое отражение в правовых формах их установления в действующем законодательстве РК о денежной системе.
ЛИТЕРАТУРА
Н
X
1. Артёмов Н.М., Арзуманова Л.Л., Ситник А.А.. Денежное право (финансово-правовое регулирование национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации): коллективная монография. -М.: ООО «Изд-во «Элит»», 2012. - 272 с.
2. Порохов Е.В. О властно-имущественном феномене современных денег, проблемах их правового режима и организации денежного обращения // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. Сер. Право. - 2020. - №1(59). - С.282-309.
3. Маркс, Карл. Капитал: критика политической экономии. Т. I: [пер. с нем., фр., англ.] / Карл Маркс; [введ. О.И. Ананьина; предисл. Л.Л. Васиной, В.С. Афанасьева]. - 3-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 1200 с. - (Капитал. Карл Маркс).
4. Сулейменов М.К. Гражданское право Республики Казахстан: опыт теоретического исследования. Том 2. / М.К. Сулейменов. Часть вторая. Теоретическая. Раздел 1. Общие проблемы гражданского права. - Алматы, 2016. - 576 с.
5. Деньги, кредит, банки: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В.Ю. Катасонов [и др.]; под редакцией В.Ю. Катасонова, В.П.Биткова. - 2-е изд, перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 499 с. - (Профессиональное образование). - Текст: непосредственный.
6. Карагусов Ф.С. Ценные бумаги и деньги в системе объектов гражданских прав. - Алматы: Жет1 жаргы, 2002. - 432 с.
7. Карагусов Ф.С. О понятии денег как объектов гражданских прав в инфраструктуре денежного обращения. /Научные труды по финансовому праву. Актуальные проблемы правового режима денег и правовых основ денежной системы. Материалы Шестой международной научно-теоретической конференции «Худяковские чтения по финансовому
ы А
о х о Д А
сг
В
СП А
А
СП
О
СП
О
X
е о
"U
2 А
JZ
"и
CL
< Z
CL
О в X
о
m О
сп <
< СП
ь
-Q
с;
ш £
Ч О X
о <
СП
X
ь
праву» (Алматы, 11 декабря 2015 г.). Вып. 6 /Под общ. ред. Е.В. Порохова, Алматы: ТОО «Налоговый эксперт», 2016. - с.73-88
8. Кучеров И.И. Деньги, денежные обязанности и денежные взыскания: Монография. -М.: АО «Центр ЮрИнфоР®», 2012. - 190 с.
9. Игнатьев Н. От колеса до ракеты. Куда можно потратить криптовалюту сейчас // https://www.rbc.ru/crypto/news/5c654b179a79472c255271aa (Дата обращения: 09.10.2020 г.)
REFERENCES
1. Artjomov N.M., Arzumanova L.L., Sitnik A.A.. Denezhnoe pravo (finansovo-pravovoe regulirovanie nacional'noj i inostrannoj valjuty na territorii Rossijskoj Federacii): kollektivnaja monografija. -M.: OOO «Izd-vo «Jelit»», 2012. - 272 s.
2. Porohov E.V. O vlastno-imushhestvennom fenomene sovremennyh deneg, problemah ih pravovogo rezhima i organizacii denezhnogo obrashhenija // Vestnik Instituta zakonodatel 'stva i pravovoj informacii Respubliki Kazahstan. Ser. Pravo. - 2020. - №1(59). - S.282-309.
3. Marks, Karl. Kapital: kritika politicheskoj jekonomii. T. I: [per. s nem., fr., angl.] / Karl Marks; [vved. O.I. Anan'ina;predisl. L.L. Vasinoj, V.S. Afanas'eva]. - 3-e izd. -M.:Mann, Ivanov i Ferber, 2015. - 1200 s. - (Kapital. Karl Marks).
4. Sulejmenov M.K. Grazhdanskoe pravo Respubliki Kazahstan: opyt teoreticheskogo issledovanija. Tom 2. / M.K. sulejmenov. Chast' vtoraja. Teoreticheskaja. Razdel 1. Obshhie problemy grazhdanskogoprava. - Almaty, 2016. - 576 s.
5. Den'gi, kredit, banki: uchebnik i praktikum dlja srednego professional'nogo obrazovanija / V.Ju. Katasonov [i dr.]; pod redakciej V.Ju. Katasonova, V.P.Bitkova. - 2-e izd, pererab. i dop. - Moskva: Izdatel'stvo Jurajt, 2020. - 499 s. - (Professional'noe obrazovanie). - Tekst: neposredstvennyj.
6. Karagusov F.S. Cennye bumagi i den'gi v sisteme ob'ektov grazhdanskih prav. - Almaty: Zheti zhargy, 2002. - 432 s.
7. Karagusov F.S. O ponjatii deneg kak ob'ektov grazhdanskih prav v infrastrukture denezhnogo obrashhenija. / Nauchnye trudy po finansovomu pravu. Aktual'nye problemy pravovogo rezhima deneg i pravovyh osnov denezhnoj sistemy. Materialy Shestoj mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii «Hudjakovskie chtenija po finansovomu pravu» (Almaty, 11 dekabrja 2015 g.). Vyp. 6 / Pod obshh. red. E.V. Porohova, Almaty: TOO «Nalogovyj jekspert», 2016. s.73-78.
8. Kucherov I.I. Den'gi, denezhnye objazannosti i denezhnye vzyskanija: Monografija. -M.: AO «CentrJurlnfoR®», 2012. - 190 s.
9. Ignat'ev N. Ot kolesa do rakety. Kuda mozhno potratit'kriptovaljutu sejchas //https://www. rbc.ru/crypto/news/5c654b179a79472c255271aa (Data obrashhenija: 09.10.2020 g.).
ZQAI