Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ'

ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ПЕСТИЦИДЫ / АГРОХИМИКАТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ельникова Елена Васильевна

Осуществление государственного контроля является одним из элементов государственного регулирования предпринимательской деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. В статье проведен анализ изменений законодательства в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Сделан вывод о превращении государственного контроля (надзора) в указанной сфере из сопутствующего в отдельный самостоятельный вид. Установлена зависимость особенностей проведения контрольных мероприятий от категории риска объекта надзора. Выявлено наличие проблемы использования контрафактных средств защиты растений вследствие высокой стоимости включенных в реестр пестицидов и агрохимикатов. Предложено возможное решение этой проблемы посредством расширения установленной законом системы мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ельникова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FORMS OF STATE CONTROL IN THE FIELD OF SAFE HANDLING WITH PESTICIDES AND AGROCHEMICALS IN THE PRODUCTION OF AGRICULTURAL PRODUCTS

The implementation of state control is one of the elements of state regulation of entrepreneurial activity of agricultural producers. The article analyzes changes in legislation in the field of safe handling of pesticides and agrochemicals. The conclusion is made about the transformation of state control (supervision) in this area from a concomitant to a separate independent type. Installed the dependence of the features of control measures on the risk category of the object of supervision. The presence of the problem of using counterfeit plant protection products due to the high cost of pesticides and agrochemicals included in the register has been revealed. A possible solution to this problem is proposed by expanding the system of state support measures established by law for agricultural producers.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ»

Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 107—110. State service and personnel. 2022;(2): 107—1 10.

Научная статья УДК 346.2

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-107-110

NIION: 2012-0061-02/22-089 MOSURED: 77/27-008-2022-02-289

Правовые формы государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами при производстве сельскохозяйственной продукции

Елена Васильевна Ельникова

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина; Международный юридический институт, Москва, Россия, femida-67@yandex.ru

Аннотация. Осуществление государственного контроля является одним из элементов государственного регулирования предпринимательской деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. В статье проведен анализ изменений законодательства в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Сделан вывод о превращении государственного контроля (надзора) в указанной сфере из сопутствующего в отдельный самостоятельный вид. Установлена зависимость особенностей проведения контрольных мероприятий от категории риска объекта надзора. Выявлено наличие проблемы использования контрафактных средств защиты растений вследствие высокой стоимости включенных в реестр пестицидов и агрохимикатов. Предложено возможное решение этой проблемы посредством расширения установленной законом системы мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Ключевые слова: сельскохозяйственная продукция, сельскохозяйственный товаропроизводитель, пестициды, агрохимикаты, государственный контроль.

Для цитирования: Ельникова Е.В. Правовые формы государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами при производстве сельскохозяйственной продукции // Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 107—110. .https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-107-110.

Original article

Legal forms of state control in the field of safe handling with pesticides and agrochemicals in the production of agricultural products

Elena V. Elnikova

Kutafin Moscow State Law University; International Law Institute, Moscow,

Russia, femida-67@yandex.ru

Abstract. The implementation of state control is one of the elements of state regulation of entrepreneurial activity of agricultural producers. The article analyzes changes in legislation in the field of safe handling of pesticides and agro-chemicals. The conclusion is made about the transformation of state control (supervision) in this area from a concomitant to a separate independent type. Installed the dependence of the features of control measures on the risk category of the object of supervision. The presence of the problem of using counterfeit plant protection products due to the high cost of pesticides and agrochemicals included in the register has been revealed. A possible solution to this problem is proposed by expanding the system of state support measures established by law for agricultural producers.

Keywords: agricultural products, agricultural commodity producer, pesticides, agrochemicals, state control.

For citation: Elnikova E.V. Legal forms of state control in the field of safe handling with pesticides and agrochemicals in the production of agricultural products // State service and personnel. 2022;(2):107—110. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2312-0444-2022-2-107-110.

© Ельникова Е.В. М., 2022.

№ 2/2022

Реализация Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 21 января 2021 г. № 20 [4], предусматривает обеспечение экономической доступности для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям. Достижение этой цели возможно лишь при условии создания высокотехнологичного сельского хозяйства, использующего передовые достижения науки и техники, цифровые технологии, информационные сервисы и проч. Следует признать, что на данном этапе развития аграрной отрасли обеспечение высокой урожайности сельскохозяйственных культур достигается во многом за счет использования пестицидов и агрохимикатов.

Повышение экономической эффективности как позитивный эффект применения агрохимических средств защиты сопровождается все более очевидным негативным их воздействием на здоровье человека и состояние окружающей природной среды, в том числе животного и растительного мира. Предотвращение дальнейшего ухудшения экосре-ды может быть достигнуто лишь при условии соблюдения непосредственно самими агрохозяйства-ми требований безопасности и качества сельскохозяйственной продукции, а также осуществления эффективного контроля со стороны уполномоченных органов государственной власти.

В российском законодательстве правовое регулирование в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ и включает законодательные акты (федеральные законы и законы субъектов РФ), а также иные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов. Основополагающим актом в указанной сфере правового регулирования является Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ (далее — Закон № 109-ФЗ) [1], глава 2 которого устанавливает распределение полномочий между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

Важная роль в системе полномочий органов государственной власти РФ в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами отведена осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за исполнением законодательства Российской Федерации в указанной области, правовое обеспечение которого претерпело существенные изменения в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ [2] и Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в части

совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами» [3].

Обязательность осуществления государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами была установлена Законом № 109-ФЗ и ранее, однако в течение длительного периода он осуществлялся как сопутствующий вид контроля (надзора) в рамках проведения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции иных видов федерального государственного надзора (санитарно-эпидемиологического, экологического, ветеринарного).

Самостоятельный предмет такого (контроля) надзора не был четко определен и, как следствие, многие важные сферы обращения пестицидов и агрохи-микатов (в том числе их применение при производстве сельскохозяйственной продукции) оставались без внимания надзорных органов, что способствовало массовым нарушениям установленных в этой области требований со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые не всегда были готовы нести дополнительные расходы на их соблюдение.

В действующей редакции ст. 15 Закона № 109-ФЗ определен предмет федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, который включает соблюдение гражданами и юридическими лицами требований к пестицидам и аг-рохимикатам при их ввозе на территорию Российской Федерации, а также регламентов их применения при производстве сельскохозяйственной продукции (за исключением применения пестицидов и агрохимикатов гражданами для ведения личного подсобного хозяйства).

Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1921 г. № 1067 [5] (далее — Положение), которое определяет предмет и объекты контроля (надзора), уполномоченный на его осуществление федеральный орган исполнительной власти, виды проводимых в его рамках плановых и внеплановых контрольных (надзорных), а также профилактических мероприятий.

Следует отметить, что предметом государственного контроля (надзора) согласно указанному Положению является применение пестицидов и аг-рохимикатов при производстве сельскохозяйственной продукции, за исключением применения названных веществ гражданами для ведения личного подсобного хозяйства. Таким образом, установленный государственный контроль (надзор) распространяется лишь на сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

№ 2/2022

В соответствии с Положением федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россель-хознадзором) и ее территориальными органами. Соблюдение гражданами и юридическими лицами требований к пестицидам и агрохимикатам при их ввозе на территорию Российской Федерации к сфере действия Положения не относится.

В целях управления рисками причинения вреда (ущерба) объекты федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, среднего или низкого риска на основе сопоставления их характеристик со специальными критериями. Положением предусмотрено ведение перечня таких объектов, которым присвоены категории риска. Информация из этого перечня, за исключением сведений, на основании которых было принято решение об отнесении объекта к той или иной категории риска, размещается на официальных сайтах Россельхознадзора и его территориальных органов в сети Интернет и поддерживается в актуальном состоянии.

Так, к категории чрезвычайно высокого риска относится деятельность юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей:

а) использующих авиационную технику при обработке пестицидами;

б) применяющих пестициды 1-го и 2-го класса опасности для человека в соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными в установленном порядке;

в) применяющих пестициды и агрохимикаты на объектах, расположенных на территориях, внешняя граница санитарно-защитной зоны которых прилегает к водоохранным зонам, водным объектам рыбохозяйственного значения, населенным пунктам, зонам санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, особо охраняемым природным территориям.

Положением предусмотрено проведение как плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, так и профилактических, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба). Установлены такие виды профилактических мероприятий, как: информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование и профилактический визит. Профилактические мероприятия являются приоритетными по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий и осуществляются инспекторами в целях стимулирования добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.

Плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в виде инспекционного визита, документарной или выездной проверки, выборочного контроля. Проведение инспекторами плановых контрольных (надзорных) мероприятий находится в зависимости от присвоенной категории риска и осуществляется со следующей периодичностью: для категории чрезвычайно высокого риска — один раз в год; для категории среднего риска — один раз в четыре года. В отношении объектов государственного надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

С учетом того, что к категории среднего риска относится деятельность юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, применяющих пестициды и агрохимикаты в условиях защищенного грунта (теплицы, парники, оранжереи, грибницы), а также пестициды 1-го класса опасности для пчел, установленная периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий представляется недостаточной, не способной в должной мере обеспечить соблюдение требований безопасности. Более оптимальным было бы сокращение периодичности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении категории среднего риска с одного раза в четыре года до одного раза в два года.

Безопасность применения пестицидов и агрохи-микатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 [6], раздел XII которых устанавливает санитарно-гигиенические требования к обращению пестицидов и агрохимикатов, одним из которых является применение пестицидов и агрохи-микатов только при использовании специальной техники и оборудования.

Однако следует учитывать, что для значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей, не относящихся к крупным агрохолдингам, соблюдение установленных правил влечет существенные издержки, которые могут позволить себе далеко не все агрохозяйства. В перечень расходов входит и нередко завышенная стоимость самих пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории России, ввиду ограниченного круга их производителей и, как следствие, низкого уровня конкуренции на соответствующем рынке. В связи с этим возрастает риск использования контрафактных химических средств, что создает серьезную угрозу качеству сельскохозяйственной продукции.

№ 2/2022

Проблема использования контрафакта в данной сфере является актуальной и для других государств, в том числе и европейских, «поскольку более 25% продаваемых в некоторых странах Евросоюза пестицидов признаны контрафактными или незаконными ... и это в условиях развитой системы контроля циркулирующих на рынке товаров» [7].

При таком положении дел эффективное осуществление федерального (государственного) надзора в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами при производстве сельскохозяйственной продукции является необходимым правовым инструментом обеспечения безопасности производимой сельскохозяйственной продукции, который требует дальнейшего укрепления и развития. Однако для комплексного решения этой проблемы требуется разработка и других мер, в том числе направленных на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Список источников

1. Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.1997 № 109-ФЗ (ред. от 28.06.2021) // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW

2. Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами в части совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимика-тами» от 30.12.2020 № 522-ФЗ (ред. от 28.06.2021) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

4. Указ Президента РФ от 21.01.2021 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1067 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного обращения с пестицидами и аг-рохимикатами» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (ред. от 26.06.2021) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным

Информация об авторе Ельникова Е.В. — кандидат юридических наук, доцент

Information about the author Elnikova Е^. — candidate of law, associate professor

Статья поступила в редакцию 10.04.2022; одобрена после рецензирования 08.05.2022; принята к публикации 14.05.2022. The article was submitted 10.04.2022; approved after reviewing 08.05.2022; accepted for publication 14.05.2022.

объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» / / http: //pravo.gov.ru

7. Волчок А. Контроль за пестицидами. Полиция в белых халатах // https://biomolecula.ru/ articles/kontrol-za-pestitsidami-politsiia-v-belykh-khalatakh (Дата обращения: 27.10.2021)

References

1. Federal Law «On the Safe Handling of Pesticides and Agrochemicals» dated 07.19.1997 № 109-FZ (as amended on 06/28/2021) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

2. Federal Law «On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation» dated 31.07.2020 № 248-FZ (as amended on 11.06.2021) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

3. Federal Law «On Amendments to the Federal Law «On the Safe Handling of Pesticides and Agrochemicals in Terms of improving state control (Supervision) in the Field of safe Handling of Pesticides and Agrochemicals» dated 12.30.2020 № 522-FZ (as amended on 06.28.2021) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

4. Decree of the President of the Russian Federation № 20 dated 21.01.2021 «On approval of the Food Security Doctrine of the Russian Federation» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

5. Decree of the Government of the Russian Federation № 1067 dated 30.06.2021 «On approval of the Regulations on Federal State control (supervision) in the field of safe handling of pesticides and agrochemicals» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

6. Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation № 3 dated 28.01.2021 (ed. dated 26.06.2021) «On approval of sanitary rules and norms of SanPiN 2.1.3684-21 «Sanitary and epidemiological requirements for the maintenance of urban and rural settlements, water bodies, drinking water and drinking water supply, atmospheric air, soils, residential premises, operation industrial, public premises, organization and implementation of sanitary and anti-epidemic (preventive) measures» // http://pravo.gov.ru

7. Volchok A. Pesticide control. Police in white coats // https://biomolecula.ru/articles/kontrol-za-pestitsidami-politsiia-v-belykh-khalatakh (Accessed: 10.27.2021)

№ 2/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.