Научная статья на тему 'Правовые формы деятельности уголовно-исполнительной системы в сфере реализации норм антикоррупционного законодательства'

Правовые формы деятельности уголовно-исполнительной системы в сфере реализации норм антикоррупционного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
268
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / FORMS OF REALIZATION OF EXECUTIVE POWER / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ACTIVITY OF PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлев Евгений Александрович

Статья посвящена выявлению, описанию и особенностям правовых форм деятельности уголовно-исполнительной системы в сфере реализации норм антикоррупционного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal forms of activity of penal system in the sphere of realization of the norms of anti-corruption legislation

The article is devoted to the identification, description and characteristics of legal forms of activity of penal system in the sphere of realization of the norms of anti-corruption legislation.

Текст научной работы на тему «Правовые формы деятельности уголовно-исполнительной системы в сфере реализации норм антикоррупционного законодательства»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

The legal regulation of the activity of penal system

УДК 343.8

Е. А. Яковлев

ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДА ТЕЛЬСТВА

E. A. Yakovlev

LEGAL FORMS OF ACTIVITY OF PENAL SYSTEM IN THE SPHERE OF REALIZATION OF THE NORMS OF ANTI-CORRUPTION LEGISLATION

Статья посвящена выявлению, описанию и особенностям правовых форм деятельности уголовно-исполнительной системы в сфере реализации норм антикоррупционного законодательства.

The article is devoted to the identification, description and characteristics of legal forms of activity of penal system in the sphere of realization of the norms of anticorruption legislation.

Ключевые слова: коррупция, формы реализации исполнительной власти, деятельность уголовно-исполнительной системы.

Key words: corruption, forms of realization of Executive power, the activity of penal system.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания1.

Так как ФСИН России входит в структуру федеральных органов исполнительной власти2, данному органу свойственны и все признаки реализации исполнительной власти.

Деятельности уголовно-исполнительной системы в сфере реализации антикоррупционного законодательства, как и любой деятельности органов исполнительной власти, присущи содержание и различные формы.

По мнению Д. Н. Бахрах, содержание - это совокупность элементов, процессов, связей, отношений, образующих данный

1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» // Российская газета. 2004. № 230.

2 См.: Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2012. № 114.

74

феномен1. В данном случае содержание будет рассматриваться как различные антикоррупционные функции служб и подразделений ФСИН России. Мы придерживаемся мнения Н. А. Мельниковой, которая считает, что содержание деятельности не существует само по себе, оно всегда выражается и реализуется в практику в определённых формах2.

Как отмечает М. Е. Труфанов, под формой реализации исполнительной власти понимается внешне выраженное действие органа исполнительной власти, осуществляемое в рамках его компетенции и

3

вызывающее определённые социально значимые последствия . Применительно для уголовно-исполнительной системы формы реализации исполнительной власти характеризуют проявление властной деятельности ФСИН России в отношении других субъектов публичных отношений. В данном случае формы заключаются в совершении определёнными субъектами конкретных действий, которые раскрывают содержание управленческих воздействий. Антикоррупционная деятельность уголовно-исполнительной системы является специфической управленческой деятельностью, и, следовательно, форма будет являться внешним выражением действий должностных лиц уголовно-исполнительной системы, предусмотренных нормами антикоррупционного законодательства, которые направлены на реализацию функций по борьбе с коррупцией в ведомстве.

Традиционно4 в науке административного права выделяют правовые и неправовые формы реализации исполнительной власти.

В данной статье будет обращено внимание правовым формам реализации исполнительной власти на примере деятельности уголовно-исполнительной системы в сфере реализации норм антикоррупционного законодательства, так как они наиболее важны в противодействии коррупции.

Правовые формы реализации исполнительной власти - это внешние способы её выражения, характеризующиеся наступлением или возможностью наступления определённых правовых последствий для субъектов административно-правовых отношений5.

Ряд учёных-административистов6 характеризуют правовую форму реализации исполнительной власти набором признаков, среди которых:

- установление в нормативно-правовом акте, что подразумевает

1 Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2012. № 114.С. 214.

2 Мельникова Н. А. Административная деятельность учреждений Федеральной службы исполнения наказаний : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 85.

3 См.: Административное право России : курс лекций: в 2 ч. / под ред. д-ра юрид. наук, проф. Старостина С. А. М.: Московская государственная юридическая академия, 2010. Ч. 1. С. 248.

4 См.: например, Бахрах Д. Н. Административное право России : учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000. 640 с.; Административное право : учебник / под ред. Л. Л. Попова. М.: Юрист, 2005. 344 с. и т. д.

5 См., например: Административное право России : курс лекций: в 2 ч. / под ред. д-ра юрид. наук, проф. Старостина С. А. М.: Московская государственная юридическая академия, 2010. Ч. 1. С. 248.

6 См.: Дмитриев Ю. А., Полянский И. А., Трофимов Е. В. Административное право Российской Федерации : учебник для юридических вузов. Система ГАРАНТ, 2008.

наличие нормативно-правового регулирования содержания, процедуры осуществления, основных юридических последствий применения данной формы;

- государственно-властная природа, т. е. осуществление посредством применения такой формы государственного управления властных полномочий в отношении объектов государственного управления;

- подзаконность полномочий органов управления и их должностных лиц, что означает соответствие формы государственного управления нормативно установленной компетенции применяющего её органа;

- исполнительно-распорядительное действие в качестве содержания формы, т. е. форма должна оформлять собой действие, совершаемое в интересах осуществления государственного управления, т. е. исполнительное и (или) распорядительное действие.

Классификаций правовых форм реализации исполнительной власти очень много, но мы будем придерживаться мнения А. П. Коренева, который разделяет правовые формы по следующим основаниям: по содержанию, целенаправленности и способу выражения1.

По содержанию правовая форма государственного управления подразделяется на правотворческую и правоприменительную.

Правотворческая управленческая деятельность заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмене, т. е. в издании нормативных актов управления. Правотворчество представляет собой сложную систему действий:

- решение органа о необходимости разработки проекта нормативного акта управления;

- подготовка текста проекта, его предварительное обсуждение, доработка, согласование, предварительное одобрение соответствующим органом, внесение проекта в правотворческий орган;

- обсуждение проекта в правотворческом органе;

- принятие или утверждение проекта;

- опубликование принятого нормативного акта управления.

Федеральная служба исполнения наказаний имеет особое правовое

положение в связи с тем, что подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации .

В Положении о Федеральной службе исполнения наказаний закреплено, что ФСИН России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

1 См.: Коренев А. П. Административное право России : учебник в 3-х частях. Ч. 1. М.: МЮИ МВД России «Щит-М», 1999. С. 161.

2 См.: Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 42. Ст. 4109.

76

Следует отметить, что в настоящий момент правовых актов, разрешающих ФСИН России осуществлять нормативно-правовое регулирование не существует, следовательно, ФСИН России на сегодняшний день законодательно не наделена правотворческими полномочиями. Однако утверждать, что ФСИН России совсем не участвует в правотворческом процессе, тоже будет не верно. Так, директор ФСИН России наделён полномочиями по внесению Министру юстиции проекта положения о ФСИН России, предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата ФСИН России и её территориальных органов, ежегодного плана и основных показателей деятельности ФСИН России и т. д.

В свою очередь, Минюст России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности1. Следовательно, Минюст России полномочен осуществлять правотворческую деятельность и в сфере исполнения наказаний. Применительно реализации норм антикоррупционного законодательства в деятельности уголовно-исполнительной системы правотворческая инициатива от Минюста России на сегодняшний день остается не реализованной в связи с тем, что нормативных правовых актов в данной области принималось очень мало2.

Следует отметить, что директор ФСИН России издаёт в пределах своей компетенции индивидуальные правовые акты, а также организует проверку их исполнения. Поэтому говорить о том, что антикоррупционных актов в ведомстве не существует, также будет неправильным; в связи с тем, что данные акты описаны нами ранее, на них мы заострять внимание не будем.

Таким образом, говоря о правотворческой деятельности уголовно-исполнительной системы в сфере реализации антикоррупционного законодательства, следует сказать, что для Минюста России требуется проработка и принятие правовых антикоррупционных актов применительно к сфере исполнения наказаний в связи с тем, что борьба с коррупцией в органах исполнительной власти - одно из приоритетных направлений в России. Также требуется разъяснение, в каких случаях ФСИН России вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование для создания ведомственной правовой базы по противодействию коррупции.

1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 42. Ст. 4108.

2 См.: например, приказ Минюста России от 11.07.2006 № 250 «Об утверждении Инструкции о приёме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях» // Российская газета. 2006. № 171.

Рассмотрев некоторые особенности правотворческой деятельности Минюста и ФСИН России в сфере реализации норм антикоррупционного законодательства, необходимо отметить, что правотворческая деятельность органов исполнительной власти производится на основе и во исполнение законов, указов и других актов органов представительной власти и Президента Российской Федерации. Так, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти России издаются на основе законов и других актов Правительства Российской Федерации, указов Президента России. Результатом исполнительной нормотворческой деятельности являются нормы права подзаконного характера, регулирующие отношения в сфере управления.

Для Минюста и ФСИН России действуют утверждённые Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»1.

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Начало правотворческой деятельности заключается в разработке проекта нормативного правового акта, который подлежит согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также если проект нормативного правового акта содержит положения межотраслевого значения или предусматривает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти. Согласование проекта нормативного правового акта осуществляется в 30-дневный срок с даты поступления проекта такого акта или заключения.

В случае непредставления по истечении указанного срока федеральным органом исполнительной власти документа, подтверждающего согласование проекта или содержащего замечания к этому проекту, проект нормативного правового акта или нормативного документа федерального органа исполнительной власти считается согласованным. При наличии разногласий по проекту нормативного правового акта федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий разработку проекта нормативного правового акта, обеспечивает обсуждение указанного проекта и выявленных разногласий с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с целью поиска взаимоприемлемого решения.

Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учётом их функций и компетенции. При этом

1 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.

определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости -организации, привлекаемые к этой работе. Также для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут быть созданы рабочие группы.

В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральный орган исполнительной власти - разработчик проекта нормативного правового акта - в течение рабочего дня, соответствующего дню его направления на рассмотрение в юридическую службу этого федерального органа исполнительной власти, размещает проект нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, с указанием дат начала и окончания приёма заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Также существуют требования, предъявляемые к структуре нормативного правового акта, которая должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте даётся вступительная часть - преамбула. Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.

Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти.

Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти. Подписанный акт должен иметь необходимые реквизиты.

После подписания проекта нормативного правового акта следует процедура государственной регистрации. Этой процедуре подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:

- правовую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации;

- антикоррупционную экспертизу этого акта;

- принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;

- присвоение регистрационного номера;

- занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее 10 дней со дня их подписания представляются в Министерство юстиции Российской Федерации на бумажном носителе или в форме электронных документов. Процедура государственной регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции Российской Федерации в срок до 15 рабочих дней с даты получения акта.

Затем в течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется Министерством юстиции Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.

Нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации. Они вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими этими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Итак, порядок принятия нормативных правовых актов, регулирующих деятельность уголовно-исполнительной системы в сфере реализации норм антикоррупционного законодательства, соответствует вышеописанному.

Следующий вид правовой формы реализации исполнительной власти по критерию «содержание» - правоприменительная деятельность.

Правоприменительная деятельность ФСИН России в сфере реализации норм антикоррупционного законодательства заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую норму права в целях принятия индивидуального акта, т. е. разрешения на основе норм права конкретных управленческих вопросов.

А. П. Коренев выделяет следующие признаки, присущие правоприменительной деятельности:

- установление фактических обстоятельств дела;

- выбор, отыскание соответствующей нормы права, которую надлежит применить к данной ситуации (проверка подлинности юридической силы нормы, выявление пределов её действия во времени и пространстве);

- уяснение смысла и содержания нормы, т. е. её толкование;

- принятие по делу решения, индивидуального акта;

- исполнение акта применения нормы права1.

Правоприменительная форма реализации исполнительной власти,

в свою очередь, подразделяется на издание индивидуальных правовых актов управления, а также совершение действий юридического характера.

Издание индивидуальных правовых актов управления в уголовно-исполнительной системе осуществляется директором ФСИН России тогда, когда по обстоятельствам дела он в соответствии с правовыми нормами должен принять решение в виде индивидуального правового акта. В сфере борьбы с коррупцией, например, вышел приказ ФСИН России 2010 г. № 256 «Об утверждении порядка уведомления федеральными государственными служащими Федеральной службы исполнения наказаний о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений»2, принятый в соответствии с ч. 5 ст. 9 Федерального закона 2008 г. «О противодействии коррупции» .

Данные индивидуальные акты управления, принятые директором ФСИН России, не содержат в себе норм права, они разрешают конкретные вопросы осуществления управления в ведомстве в сфере противодействия коррупции на основе законов и иных нормативных правовых актов, т. е. являются актами применения норм права к

1 Коренев А. П. Административное право России : учебник в 3-х частях. Ч. 1. М.: МЮИ МВД России «Щит-М», 1999. С. 163.

2 См.: приказ ФСИН России от 29.05.2010 № 256 «Об утверждении порядка уведомления федеральными государственными служащими Федеральной службы исполнения наказаний о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений» // Российская газета. 2010. № 158.

3 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52. Ч. 1. Ст. 6228.

конкретным случаям. Эти акты вызывают юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений. Также по своему содержанию индивидуальные правовые акты управления директора ФСИН России -это распорядительные правовые акты, в которых находит выражение конкретное юридически властное волеизъявление, обращённое к конкретному субъекту.

Формами таких индивидуальных актов управления, направленных на противодействие коррупции в ФСИН России, являются приказы, распоряжения, решения, указания и т. п.1

Процедура принятия индивидуальных актов управления в сфере реализации норм антикоррупционного законодательства проще процедуры принятия нормативного правового акта. Отдельные особенности их принятия получают своё отражение в соответствующих нормативно-правовых актах различного уровня. При этом одним из основных параметров указанного производства выступают общие требования, предъявляемые к актам управления. Данные акты должны в первую очередь соответствовать законности и соответствовать компетенции принявшего их органа. Важнейшим требованием выступает также необходимость неукоснительного соблюдения установленной процедуры их принятия.

На стадии подготовки управленческого акта принимается решение о его издании. При этом важнейшими предпосылками выступают объективная необходимость издания индивидуального акта управления, а также соответствующее юридическое основание его издания. Подготовка проекта индивидуального акта управления является важнейшим этапом указанной стадии производства. Как правило, проекты индивидуальных актов управления ФСИН России разрабатываются специалистами юридических служб. При необходимости проекты индивидуальных актов управления согласовываются в установленном порядке. После соблюдения всех процедур проект индивидуального акта подписывается и публикуется в официальном издании ФСИН России. Процедура государственной регистрации в данном случае отсутствует, акт регистрируется согласно номенклатуре ведомства.

Следующая правоприменительная форма реализации исполнительной власти, которую мы рассмотрим - совершение действий юридического характера.

Совершение действий юридического характера в деятельности уголовно-исполнительной системы в сфере реализации норм

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Например, приказ ФСИН России от 18.03.2010 № 97 «Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Федеральной службы исполнения наказаний» // Российская газета. 2010. № 95; распоряжение ФСИН России от 25.08.2009 № 257-р «Об организации размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд способом открытых аукционов в электронной форме» // Документ официально не опубликован. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

82

антикоррупционного законодательства осуществляется в тех случаях, когда правовые нормы не требуют от субъекта государственного управления принятия правового акта, и он совершает предусмотренные в этих случаях юридически значимые действия.

Необходимо отметить, что по содержанию и свойствам правовых норм, применяемых органами исполнительной власти и их должностными лицами, правоприменительная деятельность подразделяется на две формы: регулятивную и правоохранительную.

Регулятивная форма правоприменения ФСИН России при реализации норм антикоррупционного законодательства используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов антикоррупционного характера, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций в сфере управления.

Правоохранительная форма правоприменения ФСИН России при реализации норм антикоррупционного законодательства направлена на охрану урегулированных юридическими нормами антикоррупционных управленческих отношений и призвана обеспечить их неприкосновенность. Посредством этой формы деятельности:

- разрешаются юридические споры, возникающие в сфере осуществления антикоррупционной деятельности;

- осуществляется защита субъективных прав граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, государственных и негосударственных служащих в сфере осуществления антикоррупционной деятельности;

- применяются меры государственного принуждения к лицам, не выполняющим антикоррупционные и иные юридические обязанности.

Кроме вышеперечисленных классификаций, правовые формы реализации исполнительной власти по целенаправленности подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние правовые формы ФСИН России в сфере реализации норм антикоррупционного законодательства используются для:

- определения штатной численности сотрудников уголовно-исполнительной системы, наделённых антикоррупциоными полномочиями и полномочиями по выявлению коррупционных фактов преступной деятельности;

- ведения делопроизводства в сфере реализации антикоррупционных положений (например, ведение протокола заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликта интересов);

- руководство начальником подразделения собственной безопасности подчинёнными ему сотрудниками;

- управление директором ФСИН России общей антикоррупционной деятельностью ведомства и т. д.

Правовые формы внешней деятельности ФСИН России в сфере реализации норм антикоррупционного законодательства используются в целях обеспечения выполнения возложенных на ведомство задач и функций, составляющих содержание антикоррупционной деятельности (например, качественный подбор кадров для уголовно-исполнительной системы).

Некоторые учёные1 к правовым формам реализации исполнительной власти относят устные формы (например, устные приказы, распоряжения, команды). Однако, мы считаем, что в сфере реализации норм антикоррупционного законодательства данный способ будет не очень эффективным ввиду того, что приемлемым в данном случае будет письменный способ выражения управленческих решений в виде официального акта.

Таким образом, под правовыми формами деятельности УИС в сфере применения норм антикоррупционного законодательства понимается внешнее выражение действий должностных лиц ФСИН России, предусмотренных нормами антикоррупционного законодательства, которые направлены на реализацию функций по борьбе с коррупцией в ведомстве. Мы рассмотрели правовые формы деятельности УИС в сфере применения норм антикоррупционного законодательства и выявили, что для совершенствования политики, направленной на искоренение коррупции в ведомстве, необходима постоянная разработка и принятие Минюстом России правовых актов по вопросам профилактики и борьбы с коррупцией в уголовно-исполнительной системе. Кроме этого, требуется законодательное закрепление и разъяснение нормотворческой деятельности ФСИН России в сфере реализации норм антикоррупционного законодательства.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 2008. -№ 52. - Ч. 1. - Ст. 6228.

2. Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. - 2012.

- № 114.

3. Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 42. - Ст. 4108.

4. Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» // Российская газета. - 2004.

- № 230.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 33. - Ст. 3895.

1 См.: например, Бахрах Д. Н. Административное право России : учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000. С. 169.

84

6. Приказ ФСИН России от 29.05.2010 № 256 «Об утверждении порядка уведомления федеральными государственными служащими Федеральной службы исполнения наказаний о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений» // Российская газета. -2010. - № 158.

7. Административное право России : курс лекций: в 2 ч. / под ред. д-ра юрид. наук, проф. Старостина С. А. - М.: Московская государственная юридическая академия, 2010. - Ч. 1. - 450 с.

8. Дмитриев Ю. А., Полянский И. А., Трофимов Е. В. Административное право Российской Федерации : учебник для юридических вузов. Система ГАРАНТ, 2008.

9. Коренев А. П. Административное право России : учебник в 3-х частях. -Ч. 1. - М.: МЮИ МВД России «Щит-М», 1999. - 280 с.

10. Мельникова Н. А. Административная деятельность учреждений Федеральной службы исполнения наказаний : дис. ... канд. юрид. наук. -М., 2011. - 270 с.

УДК 343.26+347

К. В. Косарев ПОНЯТИЕ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ ЛИЦ, ОСУЖДЁННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

K. V. Kosarev CONCEPT OF PROTECTION OF THE CIVIL RIGHTS OF PERSONS CONDEMNED TO IMPRISONMENT

В статье рассматривается понятие субъективного права на защиту гражданских прав. В статье ставится вопрос о правовой природе данного права, а также предпринята попытка рассмотреть особенности реализации данного права лицами, осуждёнными к лишению свободы.

In article the concept of the subjective right to protection of the civil rights is considered. In article the question of the legal nature of this right is raised. And as attempt to consider features of realization of this right the persons condemned to imprisonment is made.

Ключевые слова: субъективное право, защита гражданских прав, осуждённый.

Key words: the subjective right, protection of the civil rights, condemned.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации «каждому субъекту права гарантируется защита его прав»1. Чтобы данная норма была не была декларацией, государством создаются различные механизмы защиты прав. Защита может осуществляться как органами созданными государством, так и негосударственными образованиями. Более того, законодатель допускает самозащиту прав, когда лицо, чьё право нарушено, может самостоятельно его защитить, не прибегая к помощи компетентных органов.

1 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.